Бог всезнающий, Он знал, что человек согрешит. Зачем тогда Он создал человека? Всеведение бога

Первое мое приобщение к понятию всеведения произошло в детстве и было связано с представлением о Санта Клаусе. Мне было сказано, что Санта Клаус «составляет список детей и дважды его проверяет». Я воображал также, что Пасхальный Кролик живет у нас на чердаке, дожидаясь пасхи, и оттуда незаметно наблюдает, как я себя веду.

Слово «всеведение» означает «обладание полным знанием». Этот термин применяется единственно в отношении Бога. Только существо бесконечное и вечное в состоянии знать все. Знание конечного существа всегда ограничено предельностью его существования.

Будучи бесконечным, Бог способен быть осведомленным обо всем, все понимать и все охватывать. Для Него не существует никакого нового знания. Будущее, равно как прошлое и настоящее, открыто Ему целиком и полностью. Ничто в мире не может удивить Его.

Поскольку Божье знание неизмеримо превосходит знание человеческое (ибо это знание иного рода), некоторые христиане считают, что Его способ мышления радикально и качественно отличается от нашего. Для христианина, к примеру, вполне обыкновенным является утверждение, что Бог оперирует иными логическими понятиями. Эта концепция весьма удобна, когда мы забредаем в непроходимые дебри со своей теологией. Случается, мы не в состоянии свести воедино разные полюса противоречия, и тогда можно облегчить душу, сославшись на особый строй Божьей логики. Мы охотно говорим: «Это может быть противоречием в человеческом, но не в Божьем разумении».

Такого рода умозаключения фатальны для христианина. Почему? Если Бог и в самом деле обладает особого строя логикой – вследствие чего то, что является противоречивым для нас, вполне логично для Него, – значит, нам нет никакого резона верить хотя бы единому слову в Библии. Ведь в таком случае все, что говорит нам Библия, может означать для Бога нечто прямо противоположное. Но тогда в Божьем понимании добро и зло могут не противостоять друг другу, и Христос может на самом деле быть Антихристом.

Божье всеведение позволяет Ему знать тайны, ставящие в тупик нас. Однако это указывает на иную степень Божьего знания, а не наотличие Его логики от нашей. Бог рационален, и поэтому даже Он не в состоянии примирить противоречия.

Всеведение Бога вытекает также из Его всемогущества. Бог всеведущ не просто потому, что употребил свой высший интеллект для досконального изучения Вселенной и всего ее содержимого. Бог знает все, потому что Он создал все и предрешил все. Верховный Владыка мироздания, Бог правит всей Вселенной. Хотя некоторые теологи пытались разделить эти два понятия, но для Бога было бы невозможным знать все, не управляя всем, и управлять всем, не зная всего. Подобно всем прочим атрибутам Бога, эти две стороны взаимозависимы и вместе составляют единое целое.

Божье всеведение, как и Его всемогущество и вездесущность, также связано со временем. Божье знание абсолютно в том смысле, что Он всегда осведомлен обо всем. Божий разум отличается от человеческого тем, что Богу нет нужды «получать доступ к информации», как к файлу в компьютере. Вся информация постоянно развернута непосредственно перед Богом.

Божье всеведение подобно обоюдоострому мечу. Для верующего осознавать это – значит быть уверенным, что Бог все видит и все понимает. Проблемы, приводящие в замешательство нас, не представляют для Бога никакого затруднения. Для неверующего это означает, что люди не могут спрятаться от Бога. Их грехи обнажены и выставлены напоказ. Подобно Адаму, они ищут места, где бы укрыться. Но нет такого уголка на земле, где бы не настигло их Божье око, взирающее на них с любовью или с гневом.

Всеведение Бога является также одним из ключевых моментов Божьего обещания свершить праведный суд над миром. Для того, чтобы судья смог вынести справедливый вердикт, он должен прежде знать все факты. Для Бога нет ничего тайного. Все смягчающие обстоятельства известны Ему.

Псалом 146:5 Иезекииль 11:5 Деяния 15:18 Римлянам 11:33-36 Евреям 4:13

Заключение:

1. Всеведение означает «абсолютное знание».

2. Одно лишь бесконечное Существо может обладать неограниченным знанием.

3. Бог обладает неизмеримо более высокой степенью знания, нежели Его создания, но знание это того же логического строя.

4. Приписывать Богу некий особый вид логики – фатально для христианства.

5. Божье всеведение основано на Его бесконечности и всемогуществе.

6. Божье всеведение является ключевым моментом для Бога как Судии мира.

CВЯТОСТЬ БОГА

Первой моей детской молитвой было ежедневное вознесение благодарности Богу за столом: «Бог добр и велик; Он превыше всего. За хлеб наш насущный восхвалим Его». Думаю, эта молитва не напрасно переложена на стихи.

Две добродетели, о которых говорится в этом стишке, то есть благость и величие, могут быть выражены одним библейским словом: «святой ». Говоря о святости Бога, мы обычно соотносим ее исключительно с Его чистотой и праведностью. Конечно, идея святости подразумевает эти добродетели, однако они не составляют главного содержания святости.

Трактовка библейского слова «святой» является двоякой. Первое ее значение – «обособленность», или «инакость». Когда мы говорим, что Бог свят, мы прежде всего призываем обратить внимание на абсолютное Его отличие от всех остальных существ. Оно объясняется величием Бога, превознесенным выше всего земного, Его верховным превосходством, в силу которого мы почитаем Его, благоговеем перед Ним, поклоняемся и служим Ему. Он обособлен, Он отличается от нас во славе Своей. Когда мы встречаем в Библии упоминания о священных предметах, святых людях или святых местах, речь идет о вещах, обособленных, освященных или преображенных прикосновением к ним Бога. Земля, на которой стоял Моисей перед горящим кустом, была святой, потому что Бог присутствовал там особым образом. Причастность к божественному внезапно сделала обыкновенное необычайным и обыденное редкостным.

Другой смысл слова «святой» связан с чистотой и праведностью Божьих деяний. Бог делает только то, что праведно, и никогда не делает того, что неправедно. Бог всегдадействует по правде, ибо Он свят поприроде Своей. Таким образом, мы различаемвнутреннюю праведность Бога (Его святую природу) ивнешнюю праведность Бога (Его деяния).

Бог благ и велик, потому что Он свят. Никакое зло несовместимо с Его благостью. Если нас призывают к святости, это не значит, что мы тем самым должны претендовать на приобщение к божественному величию Господа. Это значит, что мы должны обособиться от своей изначальной греховности. Мы призваны отражать нравственный характер и деятельность Бога. Мы должны подражать Его благости.

Библейские стихи для размышления:

Исход 3:1-6 1 Царств 2:2 Псалом 98:1-9

Исайя 6:1-13

Откровение 4:1-11

Заключение:

1. «Святость» означает: (1) «инакость»,или «обособленность», и (2) «чистота и праведность деяний».

2. Мы призваны к святости, то есть к отражению Божьей праведности и чистоты.

«Если хочешь говорить о Боге», – пишет св. , – «отрешись от своего тела и телесных чувств, оставь землю, оставь море и сделай, чтобы воздух был ниже тебя. Минуй времена года, их чинный порядок, украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их благолепие, величину, пользу, какую они доставляют целому, благоустройство, светлость, положение, движение и то, сколько они имеют между собой связи и расстояния. Миновав все это умом, обойди небо и, став выше его, одною мыслью обозри тамошние красоты: пренебрегая воинства Ангелов, начальства Архангелов, славу Господств, (”Господства,” “Престолы,” “Начала,” “Власти,” “Силы,” “Херувимы” и “Серафимы” – это названия ангельских чинов. Ангельский, духовный мир гораздо больше нашего, физического), председания Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав их всех, оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за пределы сего, представь в мысли Божие естество, неподвижное, непревратное, неизменное, бесстрастное, простое, несложное, нераздельное, свет неприступный, силу неизреченную, величину беспредельную, славу лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую, которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по достоинству изображена быть словом».

Такой возвышенности духа требует размышление о Боге. Парадоксально, однако, что при всей ограниченности своих умственных и душевных сил человек с раннего возраста стремится познать Бога. Инстинктивное стремление человеческой мысли к Высшему Существу и духовному миру наблюдается среди людей всех рас, культур и уровней развития. Очевидно, в самой природе человека находится нечто такое, что наподобие магнита влечет его ввысь, в сферу невидимого и совершенного. Священное Писание это “нечто” именует “ «образом и подобием Божиим» в человеке, которые Творец запечатлел в основе нашей духовной сущности (). Только наличием этой родственной связи между душой и ее Творцом можно объяснить, почему люди без всякого религиозного образования, при самых неблагоприятных условиях, сами постепенно приобретают довольно верные представления о Боге. Замечательно еще то, что идет навстречу человеку ищущему и каким-то таинственным способом открывает Себя ему.

Священное Писание сохранило воспоминание о коротком, но драгоценном периоде, когда на заре человечества Бог являлся и беседовал с и Евой, как Отец со Своими детьми (-я глава). Не существовало тогда у первых людей и следа какого-либо страха перед Высшим Существом, о котором твердят атеисты, утверждая будто религия возникла в результате безотчетного страха примитивных людей перед стихиями природы. Напротив, согласно книге Бытия первое знакомство человека с Творцом было полно доверия и блаженства. Именно грехопадение лишило человека чувства близости и благости Божией.

Представление о Боге у древних народов и философов

Таким образом, представления некоторых философов о Боге были верными и глубокими. Сами выдающиеся мыслители понимали, что истинный может быть только один. Он – весь мысль и обладатель высшей мудрости. Он – вечный, трансцендентный Абсолют, первая Причина всякой деятельности и движения в мире. Некоторые философы возвышались до мысли о Боге, как о “Демиурге” – устроителе вселенной. У них, однако, отсутствует четкое представление о Боге, как Творце, создавшем мир из ничего, которое мы находим в Библии . Главный недостаток их философских представлений о Боге тот, что их Бог “холоден”, т.е. далек от мира и как бы замкнут в Своей внутренней самосозерцательной жизни. Причина такого отдаленного представления о Боге заключается в отсутствии у философов личного духовного опыта: они не испытывали живого общения со всеблагим Богом, которое приходит к человеку во время сосредоточенной и теплой молитвы (Тем не менее, многие святые отцы очень ценили древних философов и даже именовали их “христианами до Христа”. Главная заслуга древних греческих философов та, что они разработали религиозно-нравственные понятия, создали нужную терминологию, которая помогла ранним христианским апологетам и отцам Церкви излагать и защищать христианские истины).

Приведенные здесь мнения философов о Высшем Существе интересны еще тем, что они показывают тот предел познания Бога, которого может достичь человек своими естественными усилиями (более совершенные представления о Боге у философов средних веков и современных заимствованы у христианства).

Гораздо более чистые и полные сведения о Боге мы находим в Священном Писании . Здесь мы узнаем о Боге то, что Он Сам открыл о Себе ищущим Его людям – праведникам Ветхого и Нового Заветов. Здесь не плод отвлеченных размышлений, посильных догадок, а непосредственное просвещение свыше, воспринимаемое святыми, как живой духовный опыт. Святые писали о Боге то, что Дух Божий раскрывал их духу. Поэтому в Священном Писании , равно, как и в творениях христианских святых, нет догадок или противоречий, но есть полное согласие.

Свойства Божии как они раскрыты в Священном Писании и у святых отцов

Священное писание дает нам возвышенное и цельное представление о Боге. Оно учит, что един. Он есть высшее, надмирное и личностное Существо, что Бог есть Дух – вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Не имея ни в чем нужды, всемогущий Бог по Своей благости из ничего создал весь видимый и невидимый мир, в том числе и нас людей. До создания мира не существовало ни пространства (вакуума), ни времени. И то и другое возникло вместе с миром. Бог, как любящий Отец, заботится о всем мире в целом и о каждом существе, Им сотворенном, – даже самом малом. Своими таинственными путями Он ведет каждого человека к вечному спасению, впрочем, не принуждая его, но просвещая его и помогая осуществлять добрые намерения.

Остановимся теперь внимательнее на некоторых божественных свойствах, раскрытых в Священном Писании и у святых отцов Церкви. Бог открывается человеку, как Существо, совершенно отличное от физического мира, а именно – как Дух. «Бог есть Дух», – говорит Писание, – «Где Дух Господень – там свобода» (, ). Иными словами, непричастен какой-либо материальности или телесности, которой обладают люди и даже ангелы, являющие в себе только “образ” духовности Божией. Бог есть Дух высочайший, чистейший и совершеннейший. Бог открыл Себя пророку Моисею, как «Сущий», как чистое, духовное, высочайшее Бытие. (Правда, иногда находим в Священном Писании и такие места, где символически приписывается Богу члены, подобные нашим человеческим – уши, глаза, руки и другие т.н. “антропоморфизмы” – уподобления человеку. Такие выражения употребляются для наглядности и встречаются чаще всего в поэтических частях Св. Писания. Под ними Писание имеет в виду соответствующие духовные свойства Божии, например: уши и глаза указывают на Его всеведение, рука и мышца – на Его всемогущество, сердце – на Его любовь).

Как ни привычно для современного сознания представлять Бога чистым Духом, однако распространенный в наше время пантеизм (“всебожие” – мнение, что бессознательное и безличное божество разлито во всей природе. Буддизм и некоторые восточные основаны на идее пантеизма) противоречит этой истине. Поэтому и теперь в “Чине Православия”, совершаемом в первое воскресение Великого поста, слышим: “Говорящим, что Бог не Дух, но плоть – анафема.”

Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие”. Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. «Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности» (св. Исидор Пелусиот). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог.”

Бог – всеблагой, т.е. – бесконечно добрый. Писание свидетельствует: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (). «Бог есть любовь» (). Благость Божия простирается не на какую-нибудь ограниченную область в мире, как свойство любви ограниченных существ, но на весь мир со всеми находящимися в нем существами. Он с любовью заботится о жизни и нуждах каждой твари, как ни была бы она мала и ни казалась бы нам ничтожна. «Если бы у нас», – «говорит св. Григорий Богослов , – кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? Ответ готов: Мы чтим любовь». Бог дарует Своему творению столько благ, сколько каждый может принять по своей природе и состоянию и насколько это соответствует общей гармонии мира. Особенную благость Свою Бог являет человеку. «Бог как мать-птица, которая, увидев своего птенца, выпавшим из гнезда, сама вылетает оттуда, чтобы поднять его, а когда видит его в опасности быть поглощенным каким-либо змеем, с жалобным криком облетает вокруг него и всех других птенцов, не способна быть равнодушною к погибели и одного из них» (Климент Александрийский «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть (плотью человеческой) Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни» (). Если человек часто не понимает всей силы благости Божией, то это происходит потому, что он слишком сосредоточивает свои мысли и желания на земном благополучии; а Божие промышление сочетает дарование нам благ временных, земных, с призывом приобретать для себя, для своих душ блага вечные.

Бог – всеведущий. «Все обнажено и открыто перед очами Его» (). “Зародыш мой видели очи Твои”, – писал царь Давид (). Ведение Божие есть одновременно видение и непосредственное знание всего, существующего и возможного, настоящего, прошедшего и будущего. Само предвидение будущего есть собственно духовное видение, ибо для Бога будущее есть настоящее. Божие предвидение не нарушает свободной воли тварей, так же как свобода ближнего нашего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Предвидение Божие относительно зла в мире и в поступках свободных существ как бы увенчивается предвидением спасения мира, когда «Бог будет все во всем» ().

Другую сторону всеведения Божия являет собой премудрость Божия. «Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим» (). Св. отцы Церкви, следуя слову Божию, всегда с глубоким благоговением указывали величие Премудрости Божией в устройстве видимого мира, посвящая этому предмету целые сочинения, как напр., беседы на шестоднев, т.е. на процесс сотворения мира. (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского “Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена” (Василий Великий).

Бог – всеправедный. Праведность понимается в слове Божием и в обычном словоупотреблении в двух значениях: а) как святость и б) как справедливость, или правосудие. Святость состоит не только в отсутствии зла или греха, святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенных с чистотой от греха. Святость подобна свету, и Божия святость – как чистейший свет. Бог “Един Свят” по естеству, по Своей природе. Он есть Источник святости для ангелов и людей. Правосудие Божие есть другая сторона всеправедности Божией. «Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте» (). Господь «воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» ().

Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, со строгим судом за грехи и наказанием виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы Церкви. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который, чтобы вразумить непокорного сына, прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбит, печалясь о неразумии сына и одновременно сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то Божия правда всегда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ().

Святость и правда Божии тесно связаны между собой. призывает всех к жизни вечной в Его Царстве. Но в Царство Божие не может войти ничто нечистое. Поэтому Господь очищает нас наказаниями, как действиями исправительными, ради любви Своей к нам. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный. Как можем мы войти в царство святости и света, – и как могли бы мы там себя чувствовать, будучи нечистыми, темными и не имея в себе святости и никакой положительной духовной или нравственной ценности?

Бог – всемогущий. «Он сказал, – и сделалось; Он повелел – и явилось» (), – так выражается псалмопевец о всемогуществе Божием.Бог есть Творец и промыслитель мира.Он – Вседержитель. «Он есть Один творящий чудеса» (). Если же терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они по своему собственному желанию отвергали зло и обратились к добру. (По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог “не может” совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле).

Бог – вездесущий. «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (). не подлежит никакому ограничению пространством, но проникает Собою все. При этом Бог, как Существо простое (неделимое), присутствует в каждом месте не Своей как бы частью или Своей только силой, но всем Своим существом, притом не сливаясь с тем, в чем присутствует. «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто» (Иоанн Дамаскин).

Бог – неизменяем. «У Отца светов нет ни изменения, ни тени перемены» ().

Бог есть совершенство, а каждая перемена есть признак несовершенства, и потому не может быть мыслима в совершенном Существе. О Боге нельзя сказать, что в Нем совершается какой-либо процесс роста, видоизменения, эволюции, прогресса или чего-либо подобного. Но неизменяемость Бога не есть некая неподвижность или замкнутость в Себе. При всей неизменяемости Его существо есть жизнь, полная сил и деятельности. Сам в Себе есть жизнь, и жизнь – Его бытие.

Бог – вседовольный и всеблаженный. Два эти слова близки одно другому по смыслу. Вседовольный – слово славянское, и его нельзя понимать, как “довольный собой”. Оно означает обладание всем, полное богатство, полноту всех благ. «Бог не имея в чем-либо нужды, ”Сам дает всему жизнь и дыхание и все» (). Таким образом, является Сам Источником всякой жизни, всякого блага; от Него все твари черпают свое довольство.

Ап. Павел дважды называет в своих посланиях Бога “блаженным” “по славному благовестию блаженного Бога” (); «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (). Слово “Всеблаженный” нужно понимать не так, что Бог, имея все в Самом Себе, был бы безразличен к страданиям в сотворенном Им мире; но так, что от Него и в Нем все существа черпают свое блаженство. не страдает, но милосердствует. “Христос страждет яко смертен” (канон Пасхи) не по Божеству, но по Своему человечеству. Бог есть Источник блаженства, в Нем полнота радости, сладости, веселия для любящих его, как сказано в псалме: «Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ().

Следует обратить внимание, что Священное Писание и святые отцы Церкви говорят преимущественно о свойствах Божиих, а не о самом существе Бога. Святые отцы изредка и только косвенно говорят о природе Божества, поясняя, что существо Его “едино, просто, несложно.” Но эта простота, отсутствие сложности – не безразличное или бессодержательное целое, а она вмещает в себя полноту Его свойств. “Бог – море сущности, безмерное и неограниченное” (св. Григорий Богослов). “Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде” (св. Василий Великий). “Бог прост и несложен. Он весь чувство, весь дух, весь мысль, весь ум, весь источник всех благ” (Ириней Лионский).

Говоря о свойствах Божиих, св. отцы указывают, что множественность их при простоте Существа есть результат нашего неумения найти единый способ рассматривания Божественного. В Боге одно свойство есть сторона другого. праведен, это значит, что Он всеведущ, всемогущ, благ и блажен. Множественная простота в Боге подобна солнечному свету, обнаруживающему себя в различных цветах радуги.

В исчислениях свойств Божиих у св. отцов и в богослужебных молитвах преобладают выражения, составленные грамматически в отрицательной форме, т.е. с частицами “не или без“. Нужно, однако, иметь в виду, что эта отрицательная форма указывает “отрицание ограничения”, как, например: не неведущий – значит ведущий. Таким образом, она содержит утверждение неограниченности Его совершенств.

Кроме того, наши мысли о Боге говорят:1) или об Его отличии от мира (например: Бог – Безначальный, тогда как мир имеет начало; Бесконечный, тогда как мир конечен; Вечный, тогда как мир существует во времени); 2) или же о действиях Божиих в мире и отношении Создателя к Своим творениям (Творец, Промыслитель, Милостивый, Судия Праведный).

Указывая свойства Божии, мы этим не даем определения понятию Бог. Такое определение невозможно по существу, ибо всякое определение есть указание пределов, а, значит, указание на ограниченность, на неполноту. У Бога же нет пределов, и потому не может быть определения понятия Божества: “Ибо и понятие есть вид ограничения” (св. Григорий Богослов).

Тайна Пресвятой Троицы

Понятия об единстве и высочайших свойствах Божиих не исчерпывают собой всей полноты христианского учения о Боге. Христианская вера посвящает нас в глубочайшую тайну внутренней жизни Бога. Она представляет единого по существу Бога троичным в Лицах. (Понятие “лицо” (не лик) близко к понятиям “личности”, “сознания”, pеrsоnаlity). Так как в Своем существе един, то и все свойства Божии – Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие – принадлежат в равной мере всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух, вечны и всемогущи, как Отец.

Истина Триединства Божия составляет отличительное достояние христианства. Не только естественные не знают этой истины, но ясного, прямого раскрытия ее нет даже и в Богооткровенном ветхозаветном учении. Там лишь начатки, образные, прикровенные указания, которые могут быть поняты во всей полноте только в свете Нового Завета, раскрывающего учение о Триедином Боге с совершенной ясностью. Таковы, например, ветхозаветные изречения, свидетельствующие о множественности Лиц в Божестве: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (). «Вот, стал как один из Нас» (). «Сойдем же и смешаем там язык их» (). Здесь применяет к Себе множественное число. Есть и другой библейский пример, когда в повествовании о Боге трое выступают, как один. Так, например, когда явился Аврааму в виде трех странников (ангелов), Авраам, беседует с тремя, употребляя единственное число. Это явление Бога Аврааму послужило сюжетом для известной Рублевской иконы Святой Троицы.

Учение о Троице является основой, на которой зиждится христианская вера. Все отрадные, спасительные истины христианства о спасении, освящении, блаженстве человека могут быть приняты лишь при условии, что мы верим в Триипостасного Бога, так как все эти великие блага дарованы нам общей и совокупной деятельностью Божественных Лиц. «Начертание нашего учения одно», – учит св. Григорий Богослов , – «и оно кратко. Это как бы надпись на столпе, вразумительная для всякого: Люди эти – искренние поклонники Троицы”. Высокой важностью и центральным значением догмата Пресвятой Троицы объясняется та заботливость, с какой Церковь всегда оберегала его, та бдительность и та напряженная работа мысли, с какой защищала она эту свою веру от различных еретиков и старалась дать этому самое точное определение ().

Кроме божественного всемогущества, в общении с Христом люди узрели в Нем еще нечто очень ценное для себя в нравственном отношении – Его духовные качества и святость. В земной жизни Спасителя раскрылся перед людьми весь спектр Его добродетелей: Его чуткость, сострадание, смирение, кротость, послушание Отцу, стремление к правде, совершенная чистота и святость, бескорыстие, мужество, терпение и, в особенности, – безграничная . О сострадании Христовом, о Его жалости к гибнущему человеку постоянно напоминают апостолы: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою». Поэтому “и мы должны полагать душу свою за братьев», – заключает св. Иоанн Богослов ().

Почувствовав силу Христовой Любви, ап. Павел так описывает свойства этой добродетели: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» ().

Так, Христос Своей жизнью и делами явил миру нравственные совершенства Бога и дал нам возможность понять, в чем состоит образ и подобие Божие в человеке и к чему надо стремиться.

Коль славен

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык.

Велик Он в небесах на троне,

В былинках на земле велик.

Везде Господь, везде Ты славен,

Во дни, в ночи сияньем равен.

Ты солнцем смертных освещаешь,

Ты любишь, Боже, нас, как чад;

Ты нас трапезой насыщаешь,

И воздвигаешь вышний град;

Ты смертных, Боже, посещаешь

И благодатию питаешь.

Господь! Да во Твои селенья

И наше пред Тобою пенье

Да будет чистым, как роса!

Тебе в сердцах алтарь поставим,

Тебя, Господь, поем и славим.

Всезнание определяется как «владение полнотой знания; качество знания всего». Чтобы быть суверенным владыкой над Своим творением – будь то видимым или невидимым, – Бог должен быть всезнающим. Это всезнание не ограничивается лишь одной личностью Троицы – Бога Отца, Сына или Святого Духа, все они обладают всезнанием.

Бог знает все (1 Иоанна 3:20). Он знает не только мельчайшие подробности нашей жизни, но и обо всем вокруг нас. Он говорит, что знает, даже когда падает воробей или мы теряем один волосок (Матфея 10:29–30). Бог знает не только все, что будет происходить до конца истории (Исаии 46:9–10), но Он также знает наши мысли, даже прежде чем мы заговорим (Псалтирь 138:4). Он знает наши сердца с самого начала, Он даже видел нас в утробе матери (Псалтирь 138:1–3, 15–16). Соломон прекрасно выражает эту истину, говоря: «Один лишь Ты знаешь, что на сердце у человека» (3 Царств 8:39).

Несмотря на то, что Сын Божий принял человеческую природу, унизил Себя и сделался ничем (Филиппийцам 2:7), в Новом Завете хорошо прослеживается Его всеведение. Первая молитва апостолов в Деяниях 1:24: «О Господь, Тебе ведомы сердца людей!», предполагает всезнание Иисуса, которое необходимо, если Он надлежит выслушивать мольбы верующих и ходатайствовать за них по правую руку Бога. Во время земной жизни Иисуса Его всеведение также было очевидным. Во многих местах Евангелия упоминается, что Он знал мысли Своих слушателей (Матфея 9:4; 12:25; Марка 2:6–8; Луки 6:8). Он знал о жизни людей, даже прежде чем встретить их. Когда Он встретил женщину, набиравшую воду из колодца в Сихаре, то сказал ей: «Ты пять раз была замужем, а тот человек, с которым ты теперь живешь, тебе не муж» (Иоанна 4:18). Он также сказал Своим ученикам, что их друг Лазарь был мертв, хотя они находились более чем в 40 километрах от его дома (Иоанна 11:11–15). Он указал ученикам пойти и подготовиться к Вечере, описав человека, которого они должны были встретить и последовать за ним (Марка 14:13–15). Возможно, самым поразительным примером будет то, что Он знал Нетанэла еще до встречи с ним – Он знал его сердце (Иоанна 1:47–48).

Мы отчетливо видим всеведение Иисуса на земле, но именно в этом заключается парадокс. Иисус задавал вопросы, которые могли свидетельствовать об отсутствии знаний (хотя Он мог задавать их, скорее, в интересах Своей аудитории, чем Себя самого). Однако другой аспект относительно Его всеведения заключается в ограниченности человеческой природы, в которую Он, Сын Божий, был облечен. Мы читаем, что как человек Он «рос, и вместе с годами возрастала Его мудрость» (Луки 2:52) и что Он «через страдания научился послушанию» (Евреям 5:8). Мы также читаем, что Он не знал, когда мир придет к концу (Матфея 24:34–36). Поэтому мы должны спросить, почему Сын не знал этого, если Он знал все остальное? Вместо того чтобы называть это проявлением человеческой ограниченности, мы должны рассматривать это как контролируемый недостаток знаний. Это был сознательный акт смирения, чтобы в полной мере разделить нашу природу (Филиппийцам 2:6–11; Евреям 2:17) и стать вторым Адамом.

Наконец, нет ничего слишком сложного для всеведущего Бога, и именно на основании нашей веры в такого Бога мы можем быть уверены в Нем, зная, что Он обещает никогда не подвести нас, пока мы остаемся с Ним. Он знал нас от начала вечности, еще до создания. Бог знал тебя и меня, где мы появимся в течении времени и с кем будем взаимодействовать. Он даже предвидел наш грех во всем его уродстве, и все же, из любви, Он поставил свою печать на нас и привлек нас к этой любви в Иисусе Христе (Ефесянам 1:3–6). Мы увидим Его лицом к лицу, но наше знание о Нем никогда не будет полным. Наше восхищение, любовь и хвала для Него будут продолжаться на протяжении всех тысячелетий, когда мы будем греться в лучах Его небесной любви, обучаясь и ценя все больше и больше нашего всеведущего Бога.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Спрашивает Alexander
Отвечает Александра Ланц, 07.01.2010


Александр спрашивает: Бог всезнающий и вездесущий. Получается, что он знал о будущем грехопадении и его трагических последствиях для всех поколений. Он даже предопределил агнца для искупления греха прежде создания мира. Он 100знал, что человек выберет грех, ибо Он всезнающий. Для чего Он тогда создал человека, который пойдет по стопам Его врага? Зачем Он расширил ту проблему, которая уже была: измена и грехопадение Ангела Света.

Здравствовать вам в Господе, Александр!

Раз Бог Всезнающий, значит, Он так же знал, что среди тех людей, которые откажутся от Него, обязательно будут и те, кто оставит всё, лишь бы быть с Ним, и не потому, что Он даёт нам блага, а потому, что Он – удивительный и прекрасный Бог, Единственный Кто достоин поклонения и превознесения. «Он узрит потомство долговечное» (). Ведь если Ангел Света согрешил, то это совсем не значит, что человек лишился права на то, чтобы быть созданным и на то, чтобы существовать вечно.

Самое-то странное, что Бог создал человека, не взирая прежде всего на то, что Ему Самому придётся страдать все эти тысячелетия существования греха на планете Земля . Как, вы думаете, будет чувствовать Себя Бог, Который есть любовь, Который готов дать защиту и помощь всякому нуждающемуся по первой же его (её) просьбе, когда видит, как наислабейшие, «наигрязнейшие» во Вселенной существа гордо подняв головы, заявляют:

Бога нет
Бог мне не нужен
Я сам себе бог
Бог злой
Богу ни до кого нет дела и т.д.

И отказываются от Его помощи! Или, что на мой взгляд ещё хуже, кое-как признавая Его существование, пытаются «вытряхнуть» из Него как можно больше счастья для себя, убеждая друг друга в том, что «мы же ведь этого достойны».

Пророк говорит о нашем Создателе: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (). Представляете, как Его должно тошнить ото всех мерзостей, которые творятся на этой земле? Но чтобы поддерживать наше существование, Он всё равно вынужден присутствовать здесь силою Своею, потому что «если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (). Люди, не признающие Его существование, пользуются Его силою и милостью, чтобы двигаться и существовать ()! Это не унижение ли для Бога?

Нам почему-то кажется, что Он пришёл на землю один раз, пострадал лет тридцать, потом сильно пострадал на Кресте... и всё. А остальное время Он просто сидит на Своём троне и ждёт, когда же мы, наконец, что-нибудь поймём и исправимся. Но это ложная и извращённая картина!

Бог не переставал страдать из-за нас с самого первого дня грехопадения. Слова об Агнце «закланном от создания мира» () надо понимать в их бесконечном смысле , делая ударение на слово «закланный ». Христос был заклан и остаётся заклан до тех пор, пока существует грех! Муки креста длятся для Спасителя непрерывно день за днём, потому что грех всё ещё существует. Надо только понимать, что это не физические муки, а страдание от того, что Он вынужден терпеть грех, который убивает Его возлюбленное творение - человека! А эти страдания по своей интенсивности не могут сравниться ни с какими физическими мучениями.

Помните, что сказал Иисус Своим ученикам перед вознесением? «се, Я с вами во все дни до скончания века» (), а в Ветхом Завете Он, обращаясь к каждому верному человеку, сказал: «с ним Я в скорби» (). Давид точно знал, что во всём, что с ним происходило, Бог всегда был рядом: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной » (). Понимаете? Это значит, что Бог страдает с каждый страдающим, это значит, что если я мучаюсь своей болью, а вы своей, то Бог мучается болью каждого человека, который сейчас живёт на земле. И Ему намного больнее, чем нам, потому что Он-то всезнающий, Он-то знает, что наша жизнь сложилась бы совсем иначе, откликнись мы на Его зов, когда Он только начал звать нас.

Создавая человека, Бог прежде всего подставлял под удар Самого Себя, Свой Закон, по которому существует всё существующее, Свою любовь и справдливость. Ведь Он намеренно сотворил нас по Своему образу и подобию . Он создал существ, способных показать всей Вселенной Его характер, Его качества, Его мудрость, Его возможности. «каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» () Он знал, что человек оступится и падёт, что за 6 тысяч лет он почти полностью утеряет всё, что когда-то ярко и недвусмысленно указывало на то, что он был создан по образу и подобию Самого Творца, но, во-первых, возможность отвернуться от Творца - неотъемлемое право любого сотворённого существа, а во-вторых, Всесильный Бог так же знал, что даст человеку возможность сделать правильный выбор, чем, безусловно, будет прославлено Его имя, а Его правление, против которого и выступил сатана, будет оправдано перед вселенной навеки.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Крест":

20 апр