Тюремное служение. Переписка с осужденными

Когда-то это Слово коснулось сердца человека, на тот момент не так давно уверовавшего в Господа. Человека, бывшего до покаяния преступником, наркоманом, и уже одной ногой находившегося в могиле. Этим человеком был пастор нашей церкви Рустам Фатуллаев. Бог многое простил ему, и его сердце горело служить Господу и таким же погибающим людям, на которых общество давно поставило крест.

В 1997 году, Рустам начал посещать колонию №119 в с. Мартусовка Киевской области. Проповедовать заключенным об Иисусе Христе, который пришел освободить мир от греха. Об Иисусе, который пришел путем милости и добра, и цель которого освобождать, а не наказывать!

И Слава Иисусу Христу, это Слово посеялось и проросло в сердцах заключенных. Спустя некоторое время в колонии села Мартусовка организовалась христианская община. Каждый, решивший изменить свою жизнь, независимо от положения в преступном мире, мог туда прийти.

И Бог явил чудо! К удивлению администрации и самих заключенных, многие из тех на ком общество поставило крест, благодаря вере в Бога, начали меняться и менять свою жизнь.

На сегодня, пределы тюремного служения церкви «Скиния» значительно расширились, и более подробно о нем может рассказать Вячеслав Когут, ответственный за служение в тюрьмах:

Почему церковь «Скиния» занимается тюремным служением?

— Наша церковь имеет огромное благословение через тюремное служение:
во-первых, мы исполняем заповедь Иисуса Христа: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:36);
во-вторых, рукоположенные служители нашей церкви: Владимир Брагарник, Демьян Назаренко, Владимир Михайленко, а также многие другие братья и сестры пришли к Господу в колониях, именно через тюремное служение. И на сегодняшний день, Бог этих людей благословил и обильно использует в различных служениях церкви.

Что включает в себя тюремное служение и какова его цель?

У каждого человека есть выбор — принять Бога в свое сердце и получить благословенную жизнь в Господе или жить и дальше в проклятии. Цель тюремного служения — рассказать людям, ставшим на преступный путь о Божьей любви и о возможности изменить свою жизнь.

Тюремное служение включает в себя образование поместных общин в исправительных учреждениях и регулярное их посещение. В колониях проводятся евангелизационные концерты и спектакли для осужденных и сотрудников. По просьбе администрации колоний проводится профилактика суицида, конкурсы на знание Библии, и конкурсы изобразительного искусства. Служители нашей церкви занимаются душепопечительством и опекой людей, которые посещают служения, мотивируя их на дальнейшее прохождение курса реабилитации после освобождения. Практика служения людям в местах лишения свободы показывает, что прошедшие курс реабилитации гораздо реже возвращаются к прежнему образу жизни. Именно поэтому служение в тюрьмах неразрывно связано со служением реабилитации.

За желающих пройти реабилитацию в христианских центрах мы ходатайствуем перед администрацией колоний. И Слава Иисусу Христу, нам идут на встречу, досрочно освобождая людей и направляя их в реабилитационные центры. Там им помогают восстановиться не только духовно, но и физически — поправить здоровье, восстановить документы, обучают и помогают с дальнейшим трудоустройством. Особое значение приделяется служению примирения с родными, но самая главная задача тюремного служения – привить этих людей к церкви и служению Господу.

Может ли вся церковь принимать участие в служении, или это делает определенная группа людей?

Безусловно, активное участие в тюремном служении принимает вся церковь. Ведь основой тюремного служения является молитва церкви. Вспомните, как во времена первоапостольской церкви, когда Петр был в темнице, церковь молилась об его освобождении:«Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян.12:5). Как по молитве церкви, Петр чудным образом был освобожден: «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян.12:7).

Пожертвования церкви, благотворительная и гуманитарная помощь осужденным — это большой вклад в тюремное служение. Опять же, каждый желающий может участвовать в служении переписки с заключенными. На сегодняшний день в таком служении задействовано 12 человек, которые ведут переписку с более чем 20 заключенными.

В каких исправительных учреждениях трудиться церковь «Скиния»?

Еженедельные служения проходят в исправительных колониях: БИК-119 и поселке при БИК-119 (с. Мартусовка, Киевской обл.), БИК-95 (г. Березань, Киевской обл.), БИК-35 и поселке при БИК-35 (г. Белая Церковь, Киевской обл.), Киевском СИЗО, ЧИК-44 (г. Чернигов, женская колония), РИК-56 (с. Перекрестовка, Сумской обл.) в нее входят два корпуса для пожизненных заключенных.

Периодически поддерживаем служение в ОИК-14 (г. Одесса), ЧИК-74 (женская, г. Одесса), ОИК-111 (г. Орджоникидзе, Одесской обл.), ЖИК-8 (г. Житомир) в нее входят СИЗО и корпус для пожизненных заключенных, РВК-78 (с. Райковцы, Хмельницкой обл.) и многие другие колонии Украины.

Как относится администрация колоний к служению церкви «Скиния», и с какими конфессиями сотрудничает церковь на сегодня?

На сегодняшний день, 36 служителей нашей церкви имеют разрешения на проведение Богослужений в пенитенциарных учреждениях Украины. Эти разрешения выдает непосредственно управление Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний. Мы получаем благодарственные письма от руководителей исправительных учреждений, в которых отмечается, что наше служение благоприятно влияет на осужденных и на атмосферу внутри колоний. Все это позволяет говорить о том, что сейчас налажено тесное и плодотворное сотрудничество, как с Департаментом, так и с администрациями колоний.

Отвечая на вторую часть вопроса, хотелось бы отметить, что Всеукраинский Союз Церквей ХВЕП, в который входит церковь «Скиния», является одним из основателей Украинской межконфессиональной христианской миссии «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы», в которую входят 12 христианских конфессий. Миссия сотрудничает со всеми пенитенциарными учреждениями Украины.

С 2008 года, совместно с Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, Украинской межконфессиональной христианской миссией «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы» и отделом Социального служения Всеукраинского Союза Церквей ХВЕП, впервые в истории Украины было организовано обучение служителей разных христианских конфессий, которые работают в местах лишения свободы. В обучении принимают участие преподаватели Белоцерковского училища профессиональной подготовки персонала ГКИС Украины. Этим было положено начало признания каппеланского служения на государственном уровне.

Что хотелось бы пожелать нашим читателям?

Прежде всего, хочу поблагодарить Церковь за молитвы и пожертвования для тюремного служения. В послании к Евреям 13:3 сказано,что бы помнили узников, как бы и сами находились в узах. Это и есть служение Иисуса Христа, так как Он из любви стал ходатаем за преступников (Ис.53:12).

Тюремное служение церкви «Скиния» открыто для всех любящих Бога. Если вы молились об этом служении, видите себя в нем, или у вас есть предложения для эффективного его развития, я с радостью выслушаю каждого из вас

Пусть Ваши сердца не останутся равнодушными к этому служению!

С любовью и молитвой, пресвитер церкви «Скиния» Вячеслав Когут.

Нет большой надобности писать о том, что тюремное служения является библейски обоснованным и актуальным. Сам Христос сказал, что Он «пришёл взыскать и спасти погибшее; проповедовать пленным освобождение, отпустить измученных на свободу…» (Лук.4:18). Христос был первым служителем для осужденных. На кресте Он сказал покаявшемуся разбойнику: «будешь со Мною в раю».

Эти и множество других мест Писания призывают церковь нести Слово Божье туда, где находится много заблудших и искалеченных грехом людей, чтобы «спасать взятых на смерть» (Пр. 24:11). За всю историю церкви благодаря тюремному служению есть множество людей, которые, услышав и приняв Евангелие, обрели радость прощения и новой жизни, навсегда посвятив свои сердца Господу.

Не все христиане в силу различных причин могут посещать места лишения свободы. Но если идея служения осужденным имеет место в вашем сердце, то существуют различные способы участия в тюремном служении и помощи в нём. Вот эти основные способы:

1. Непосредственные встречи с осужденными в местах лишения свободы.

Сегодня в нашей стране (имеется ввиду Украина) существует благоприятная возможность для представителей церкви заходить с проповедью Евангелия в тюрьмы, колони и следственные изоляторы (СИЗО). В клубах этих учреждений, в молитвенных комнатах, в комнатах психологов и др. есть возможность проводить христианские собрания, евангелизационные концерты и другие мероприятия, а также проводить индивидуальную душепопечительскую работу с осужденными. Множество церквей и миссий пользуется такой возможностью, имея соглашение о сотрудничестве с администрацией (управлением) учреждений исполнения наказаний.

Таким образом, лицом к лицу, на постоянной основе, с терпением и мудростью от Господа можно знакомиться с людьми, открывать им Слово Божье, звать к покаянию и участвовать в их дальнейшем познании Господа и духовном росте. Вы можете узнать о такой возможности в вашей церкви, у соседней церкви или миссии, которая занимается тюремным служением и присоединиться к нему.

2. Встречи и общение с осужденными во время кратких свиданий.

Если в силу каких-то ограничений вы не сможете заходить внутрь колонии или тюрьмы, то вы можете общаться с осужденными, которые желают такого общения, во время кратких свиданий с ними. Законодательно предусмотрена возможность для родственников, знакомых и друзей осужденного периодические краткие (на 1-2 часа) свидания с самим осужденным. Такие свидания проходят в специальной комнате для свиданий, обычно через стекло, и в отведённое для этого время можно спокойно поговорить с человеком. При таких встречах человек постепенно может открыть свою душу, и ему много можно послужить через наставление и ободрение из Слова Божьего.

Иногда на кратком свидании есть больше времени и больше возможности провести плодотворное общение с осужденным, чем во время посещения его тюремным служителем внутри колонии, когда время зачастую бывает ограниченным.

Узнать о возможности краткого свидания и о людях, желающих общаться с верующими, вы можете у тюремного служителя (капеллана) или через переписку с осужденными. Во время свиданий обязательно соблюдайте этику общения, старайтесь придерживаться разумных рамок и правильных целей вашего общения.

3. Переписка с осужденными.

Очень большую пользу может иметь последовательная и целенаправленная переписка с осужденными, которые зачастую имеют много свободного времени и желания общаться с кем-то со свободы. Иногда при личных встречах человек не всегда быстро открывается перед служителем или душепопечителем, учитывая, опять же, что время для общения может быть ограниченным. А в переписке есть возможность спокойно изложить мысль, открыть сердце, поразмышлять над какой-то темой, ответить на различные вопросы и просто поддерживать дружеское общение с человеком так долго, как это будет возможно.

Духовная переписка с осужденными может являться огромным подспорьем для тюремного служителя со стороны братьев и сестёр в церкви. Но во время такого общения также обязательно нужно соблюдать этику взаимоотношений, стараться придерживаться разумных рамок и правильных целей вашего общения.

4. Материальное служение и помощь осужденным.

Многие из осужденных выросли в неблагополучных семьях, интернатах, и зачастую лишены нормальных социальных связей. Попадая в места лишения свободы, они сталкиваются с рядом нужд, которые им некому восполнить. Здесь церкви есть возможность не только проповедовать Слово, но и являть добрым делом милосердие и заботу о нуждающихся.


Таким образом, Евангелие и наши добрые дела могут стать тем светом, который может коснуться сердец заблудших и одиноких сердец, а также мы можем поддержать тех, кто в узах сделались нашими братьями и сёстрами во Христе. Можно сделать в церкви благотворительный сбор вещей для осужденных, передать передачу или отправить им почтовую посылку, зная их нужды.

При этом придерживайтесь принципа, чтобы в добродетели проявлять рассудительность (2 Пет.1:5). Узнайте о нуждах осужденных у тюремного служителя, посоветуйтесь со служителем и согласуйте с ним свои действия, чтобы ваша помощь была по предназначению, достигла цели и оказалась жертвой, угодной Господу.

5. Реабилитация осужденных после освобождения.

Тюремное служение не ограничено только стенами тюрьмы или колонии. Человек, который освобождается из мест лишения свободы, как правило, нуждается в реабилитации и адаптации, чтобы приспособиться к новым условиям жизни на свободе. Огромной помощью в этом может стать христианский центр реабилитации. Вы можете участвовать в этой работе, иногда посещая такой центр или постоянно трудясь в нём.

Процесс реабилитации и адаптации может проходить не обязательно в специальном центре. Часто индивидуальной дружеской, духовной или материальной поддержки бывшим осужденным может быть достаточно, чтобы им устоять на христианском пути, продолжить служить Богу вместе с церковью и больше никогда не возвратиться на путь преступления.

6. Профилактика негативных явлений и преступности.

Правильно говорят, что болезнь легче предупредить, нежели потом её лечить. Поэтому одно из направлений тюремного служения так и называется «профилактика».

В основном это евангелизационная работа с молодёжью. Также это посещение интернатов, учебных заведений для проведения встреч со старшеклассниками на морально-этические темы, основанные на христианской этике. Ещё такие встречи можно проводить с людьми, которые стоят на учёте в криминально-исполнительной инспекции. Во время таких встреч можно делиться личными свидетельствами и просто возвещать Слово Божье слушателям.

Если у вас есть способность общаться с аудиторией, изложить какую-то актуальную тему в интересной интерактивной форме, если вы можете договориться об этом с администрацией того или иного заведения, тогда, пожалуйста, занимайтесь служением профилактики.

7. Молитвенная поддержка тюремного служения.

Тюремное служение напрямую вовлечено в духовную битву за души людские. Огромной помощью в такой битве является молитвенная поддержка. Апостол Павел не раз писал в своих посланиях просьбу о том, чтобы верующие молились о нём. Вот, например: «молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось… и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2Фес.3:1-3).

Вы являетесь молитвенником, посещаете домашнюю группу или молитвенное собрание вашей церкви? - вспоминайте труд тюремных служителей и молитесь о Божьей помощи в их служении. Узнайте о нуждах тюремного служения и несите эти нужды на руках молитвы к Богу. Многое может усиленная молитва праведного!

8. Финансовая поддержка тюремного служения.

Каждое служение в той или иной мере нуждается в финансовых ресурсах. «за всё отвечает серебро…» (Еккл.10:19). Вы можете оказать большую помощь служению, поддерживая его финансово. Таким образом, тюремное служение получило бы больше возможности продолжать труд и достигать Словом Божьим новых людей для Царствия Божьего.

Поэтому, есть у вас возможность и желание? - помогите служению финансами или поддержите финансово тюремного служителя, если он имеет в этом нужду. Это могло бы стать плодом, умножающимся в пользу вашу (Фил.4:17).

Как видите, участие в исполнении Великого Поручения нашего Господа и в тюремном служении, может быть различным. Пусть Бог вдохновит вас и направит Своим руководством, чтобы вам быть в правильном месте и от сердца исполнить волю Его.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… » (Матф.25:34-36)

Хотите узнать больше информации о тюремном служении в Украине? - напишите нам по адресу:

Хотите поддержать тюремное служение финансово? - можете сделать пожертвование на карту Приватбанка (Украина): 5168 7427 1648 4443 (на имя Козлова Сергея). Обещаем верность, отчётность и открытость в использовании финансовых средств.

От тюрьмы и от сумы не зарекайся, - говорит народ. В каждой российской семье были или есть осужденные. Кто-то пострадал за убеждения, кто-то действительно преступил закон, кто-то был оклеветан.

Исправление, а не истязание

Сочувствие к тем, кто томится в неволе, традиционно для русской культуры. Но в последнее десятилетие культ психологического комфорта вытесняет из сознания людей всё негативное. Мы стараемся не замечать чужих проблем - своих хватает. В обществе растёт раздражение против инвалидов, матерей-одиночек, бездомных, что говорить о преступниках… Россияне с удовольствием слушают шансон, но настоящие зеки для них словно в параллельной реальности - сидят, значит, поделом.

С какой-то садистской убеждённостью некоторые граждане пишут, что заключённые должны мучиться, в этом смысл наказания. Пока друг или родственник не окажется по ту сторону забора с колючей проволокой, многие не проявляют понимания.

Кем переполнены российские тюрьмы? Большинство сидельцев не маньяки и не серийные убийцы, а обычные оступившиеся люди.

Есть осужденные за превышение мер защиты - заступился за близкого человека или оборонялся, а оказался виноват. Есть осужденные за невыплату кредитов - не рассчитал свои силы, назанимал денег и не расплатился. Есть осуждённые за браконьерство - ловил безработный мужик рыбу, его задержали раз-другой и посадили.

Помню, в нашем селе соседка Лиза познакомилась по переписке с зеком. Когда он освободился, то приехал к ней, поженились. Надо сказать, что отсидел Володя за сущий пустяк - украл колесо от машины. Первое время все на него смотрели настороженно, но потом перестали опасаться. Парень был добрый, красивый и весёлый. Но вот беда - не успели молодые порадоваться на своего первенца, как бывший зек опять угодил в переделку - угораздило стащить мешок зерна у местного бригадира.

Под луной, огородами, прокрался Володя в чужой сарай и совершил кражу. Мешок опознали по пёстрой заплатке. Кажется, ситуация комедийная, но жадноватый бригадир беднягу не простил. Легкомысленного Володю задержали по горячим следам и снова осудили – рецидивист. В тюрьме он заразился туберкулезом и умер – там нет шансов вылечиться от серьёзного заболевания. Велики ли были его прегрешения, чтобы вообще отправлять за решётку? Колесо и мешок зерна. Но минимум 10% заключённых в нашей стране вообще невиновны…


О том, как живут зеки, мы узнаём от близких за решёткой. Зарплата 300 рублей в месяц за работу 6 дней в неделю с 8.00 до 18.00. Достать обычные лекарства стоит больших денег и вместо квалифицированного врача зек-фельдшер, если что-то серьёзное - тут и умрёшь. Лето в бараке при заваренных железными листами окнах. Горячая вода в душе - час в сутки на всех. В общественных наблюдательных комиссиях - бывшие сотрудники тюремных администраций, толку-то от них. Зек совершенно бесправен перед охраной и начальством. Это я о конкретной колонии, может быть, где-то иначе…

Родственники, бывает, забывают о заключённых, а бывает, заботиться о них просто некому - осталась старушка-мать, которая сама нуждается в опеке.

Сама атмосфера тюрьмы, где царят обречённость и недоверие, доводит людей до суицида.

«Пишу, а мои письма словно вопли с кладбища», - признаётся знакомый зек, у которого признание в преступлениях выбили в пресс-хате.

Цель тюремного заключения в цивилизованной стране - не просто содержание в ограниченном пространстве среди товарищей по несчастью, а исправление и социализация преступников, возвращение их обществу порядочными людьми. Но для этого нужны не казённые нотации и карцеры, а любовь и сострадание.

Даже Христа судили

Православие советует относиться к заключенным милосердно. Даже Христу пришлось пережить арест, допросы, пытки, казнь.


А сколько святых томились в заключении и были осуждены за более, чем два тысячелетия христианства, начиная со времён языческих императоров до сталинских репрессий. Поэтому в Священном Писании сказано, что когда Господь станет судить человечество, то скажет праведникам:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Конечно, обычные заключённые не святые, но кто мы, чтобы обвинять их? Такие же грешники - убить можно плохим отношением, обокрасть можно изменой, и мы не меньше огорчаем своих родителей.

Помощь тем, кто томится в узилище, на Руси оказывали и крестьяне, и аристократы. Обычным делом было перед православными праздниками приходить с милостыней к осужденным. Позже помощь узникам - духовную и материальную стали называть тюремным служением .

Особую силу оно приобрело при благочестивом царе Алексее Михайловиче (1645-1676), который сам навещал заключенных, выслушивал их просьбы и освобождал тех, чья вина невелика. А его близкие приносили в тюрьмы милостыню и одежду. Стали посещать заключенных священники, беседы с которыми облегчали души страдальцев.

Позже в Российской Империи создавались и работали комитеты и общества, задачей которых была поддержка заключённых. В таких организациях состояли представители царской фамилии, дворяне, купцы, которые вкладывали свои средства в обеспечение узников.

Священники и монахи посещали их, чтобы поведать о Боге, направить на путь истинный, причастить Святых Христовых тайн.

В наши дни заключённые также нуждаются в самом необходимом и в нашей поддержке. Как гласит статистика, среди женщин в тюрьме порядка 73% православных. Зато мужчины легче организуются в церковную общину.


Также у ФСИН сегодня 13 домов ребенка, где воспитываются 550 детей, в том числе в возрасте до 1 года - 262. За последний год ни одна освобождающаяся женщина не оставила своего ребёнка на попечении государства – это говорит о положительных переменах в мышлении.

В тюрьме у многих людей появляется время и повод обратиться к Богу. Там впервые открывают Библию и крестятся на образок. Но чтобы эти предметы появились в камере, нужна помощь с воли - благотворительность. Она меняет судьбы.

Отвечает ли Бог на молитвы преступивших закон? Есть необычные примеры участия Всевышнего в судьбах заключённых. Так мой знакомый рассказал о том, как одного зека освободили после того, как тот написал письмо на могилу святой Ксении Петербуржской.

Способы тюремного служения

У христианина есть немало возможностей сделать доброе дело для ближних, страдающих за тюремной стеной. Вот несколько вариантов

Встречи осужденных с представителями церкви

В наши дни у священников и катехизаторов есть право посещать тюрьмы и колонии. Более того, на территории многих учреждений ФСИН силами зеков построены храмы, украшенные иконами местных художников. Там происходят не только крещения и причастие, но и венчания сидельцев с избранницами-заочницами.

Духовная переписка с заключённым

В России тысячи женщин переписываются с зеками и порой выходят за них замуж. Не всегда такие браки бывают счастливыми, нередко после освобождения происходит крушение иллюзий. Женщинам стоит помнить, что мужчину может изменить к лучшему вера. Поэтому стоит заранее позаботиться о том, чтобы приобрести супруга во Христе - общаясь с заключённым, обратить его сердце к религии.


Но переписываться на православные темы можно и дружески - только в целях просвещения узника.

Общение во время кратких свиданий

Свидания с зеками на один-два часа разрешены не только родственникам, но и знакомым. В рамках таких бесед можно обсудить не только насущные нужды и тревоги, но и вопросы веры.

Социализация после освобождения

Для человека, покинувшего зону, актуальны проблемы трудоустройства и поиск жилья. Если не помочь бывшему зеку найти работу и кров, он рискует совершить новое преступление и вернуться в тюрьму. Поэтому важно выручать людей в такой ситуации.

Профилактика преступности

Миссионерская работа с молодёжью или родителями школьников служит предупреждению правонарушений. Сегодня особенно важно противостоять наркомании, поскольку молодое поколение заключённых во многом состоит из сидящих по 228-й статье. Православная вера способствует трезвому взгляду на жизнь и оберегает юных россиян от ошибок.


Финансирование тюремного служения

Помощь и благотворение друг другу является отражением единства Церкви. Чувствуя доброту незнакомых людей, заключённый обретает веру в Бога, в будущее, в свой народ, который не оставил его в беде. Помогая человеку в сложной ситуации, мы спасаем его от ожесточения и отчаяния.

Забота о ближнем в христианстве - лучший способ искупления грехов. Милостыня избавляет от погибели в этом мире и в будущем, говорили святые отцы. Также она способствует процветанию самого благотворителя. Жертвуя на доброе дело, мы привлекаем благосклонность Творца.

Умножайте Добро

Фонд «Елицы» в конце 2017 года заявил новое направление - «В темнице и заключении находящимся».

Основные задачи нашей организации в местах лишения свободы:

  • совместно с духовенством Русской православной церкви совершение богослужений;
  • миссионерская и катехизаторская работа;
  • покупка и раздача заключённым православной литературы, нательных крестиков и икон.

Деятельность фонда приносит достойные плоды. Мы получаем отклики заключённых, открывших для себя Православие.



Протоиерей Михаил Федин , с которым фонд «Елицы» сотрудничает в тюремном служении, передал письмо одной из своих подопечных, юной Виктории К.. В нём немало трагических строк, но есть и вера, и надежда:

«В роковой день ареста ты с трудом осознаёшь, что у тебя больше нет права выбора и права голоса. Что бы ты ни говорил, что бы ни пытался доказать, теперь ты не человек, теперь ты «ЗК» – заключённый контингент, осуждённый на 9,6 лет.

А ведь я ещё недавно ходила в школу, и радовалась солнцу, проживая счастливое беззаботное пятнадцатилетнее детство. С момента задержания прошло 2 года и 2 месяца, из них год и 10 месяцев я не общалась с родными, даже с мамой.

Осознание того, что ты оставлен наедине с огромнейшими проблемами. Осознание того, что ты не нужен даже человеку, который 9 месяцев ждал твоего появления на свет. И, наконец, осознание того, что в любую минуту ты навсегда можешь исчезнуть из этого мира, потому что готов предпочесть неестественную смерть душевной боли, замкнутой в четырёх стенах. Да, тогда бы я предпочла самоубийство!…».

Но неожиданно жизнь Виктории озарило Православие. Горе отступило.

«В один из дней случилось, как оказалось, чудо. Я познакомилась с человеком, который заставил меня открыть молитвослов. Мне было слишком плохо. И я взвыла в небо сквозь решётку: «Господи, помоги, я не знаю, как выжить здесь! Услышь меня». И он услышал. Вскоре я встретила моего духовного Отца Михаила. Человека, которого я люблю и безгранично уважаю. Про таких людей, как он, говорят: «Излучает любовь». С первого дня, с первого слова на исповеди я полюбила его. Эти добрые глаза смотрели на меня, как на родную дочь. Он помог мне покаяться перед Богом. Отец Михаил стал для меня всем. И тогда я поняла, что мир - это не только зло. Я смогла поверить, что Господь не оставит меня!».

Рассказывает Виталий Новиков, лидер тюремного служения Церкви Святой Троицы:

«Церковь Святой Троицы» участвует в служении христианской миссии «Тюремное братство». С 2000 года мы с руководителем миссии Владимиром Киселевым и другими братьями по вере несем весть о спасении в разные зоны и тюрьмы России.

В «Тюремном братстве» служат верующие разных конфессиий, и многие из них прошли «плохой» жизненный путь. Люди в зонах и тюрьмах больше доверяют тем, кто был, как говорится, в местах не столь отдаленных, но после встречи с Иисусом стал другим человеком.

Я сам в прошлом был судим 2 раза за хулиганство, грабежи и разбой. Отсидев в общей сложности 9 лет, я вышел на свободу. Занимаясь старыми делами, я все больше и больше увязал в своих грехах. Воровство, вымогательство, обман, драки, наркотики. Все это было моей жизнью! И были моменты, когда смерть смотрела мне в глаза. Дьявол, поймав тебя в сети один раз, потом не отпустит, и жизнь пойдет по замкнутому кругу. Cамостоятельно выйти оттуда и не заниматься страшными делами невозможно.
Но даже в тех обстоятельствах Господь хранил меня по молитвам моей семьи!
Я точно знаю, что если бы Иисус не дал мне покаяние, то меня бы уже не было в живых. После покаяния жизнь моя полностью изменилась, и я стал жить по законам Божьего Царства. В 1997 году я принял водное крещение и с тех пор нахожусь в церкви Божией. Господь заботится обо мне и,как говорится, дает мне все для жизни и благочестия: дом, семью, детей, работу, здоровье.
А ведь всего этого могло и не быть…

Во время нашей последней поездки по зонам Мурманской области, в зоне особого режима «Мурманск», после служения к нам подходили люди и говорили, что знают нас. Одни встречали нас в Воронеже, другие — в Калужской области, третьи — в Вологодской. Тогда они слышали наши свидетельства о том, что только Иисус может изменить жизнь, но понадеялись на свои силы. Результат не заставил себя долго ждать: один пробыл на свободе 5 дней, другой — месяц, третий — 3 месяца. Вновь, по замкнутому кругу, они пришли уже в эту колонию. На этот раз — особого режима и с большими сроками.
«Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего», — говорит Библия. Побыв на собрании, эти люди поняли, что дьявол не отпустит их, без Бога они пропадут, и все вышли на покаяние.

И как важно поддержать этих людей! Ведь они сделали только самый первый шаг к Иисусу.
Наша с вами обязанность, как христиан, молиться за этих людей и общаться с ними через письма.

В последнее время как-то так сложилось, что мы стали ездить в тюрьмы пожизненного заключения.
«Черный дельфин», «Остров огненный», «Белый лебедь»…
Господь позволил нам не только свидетельствовать, но и преподавать крещение этим людям, которые уже никогда не выйдут на свободу. Мы видели их лица после крещения — они светились! Радости не было предела!
Многие говорили, что даже не могли мечтать о крещении, а здесь — такая радость!
И, как сказал осужденный пожизненно Коровников Игорь, теперь можно и умереть. Не страшно.

Сколько радости приносят наши встречи! Они рассказывают о чудесах, произошедших после наших встреч: одни исцелились, другие бросили курить, хотя раньше считали это невозможным, о третьих вдруг вспомнили родственники — стали писать, приехали на свидание, кто-то не сквернословит, а кто-то уже не мечтает о самоубийстве.
И все понимают, что ЭТО — Господь, которого они приняли в свою жизнь, Он начал заботиться о Своих детях!

Иногда нам говорят, даже служители, мол, зачем ездить к этим страшным людям, они ведь сделали столько зла. Ну ладно малолетки или женские зоны, кто оступился первый раз, им еще можно помогать. А эти? Они сами выбрали свой путь.
Слава Господу за нашего пастора, который не только понимает Божью волю для этих пожизненно осужденных, но и сам готов ехать к ним! Наша церковь не только молится за них — идет переписка. Переписка с братьями из «Вологодского пятака», «Черного дельфина». Посылаем посылки, бандероли, иногда и деньги. Участвуем в поездках в эти зоны.

И Иисус никогда не забывает этих людей! Придя на землю, Он был другом мытарей и грешников. Он говорил: что желающие посетить Господа пусть приходят в тюрьму. (Матф. 25.44-45:» Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? » Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне «)
Господь Сам был в узах, даже закончил жизнь, будучи приговоренным к смерти. Его распяли.
В тот, самый трудный момент Своей жизни, Иисус думал об этих отверженных(вспомните о разбойнике, распятом на соседнем с Иисусом кресте).
Вот воля Господа для этого служения, для этих людей!

Новиков В.В .

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 1

Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения

Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС.

Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.

Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения, а также специфики условий режимных учреждений и пока еще непреодоленного на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений.

Глава II. Основные направления миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; занятия и духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС.

2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь.

3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных — подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных; юридическая, психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся осужденным после выхода на свободу; создание дневных (для приходящих) центров социальной адаптации (реабилитации) для бывших заключенных на базе приходов или монастырей; работа с воспитанниками центров для осужденных подростков, создание православных реабилитационных центров для детей, имеющих проблемы с законом, — для приходящих или с проживанием; участие в реализации программ восстановительного правосудия (принятие преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве), посредничество в процессах досудебного разбирательства.

4. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях.

Вместе с богослужебной деятельностью и духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных, что сформулировано в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, где сказано, что «с древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления» 2 .

Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса — заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей, и реализуется в следующих направлениях: привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных; содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные наблюдательные комиссии и общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительных систем государств; участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности; участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний; участие в рассмотрении вопросов помилования и условно-досрочного освобождения.

Глава III. Основные виды миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Институт пенитенциарных (тюремных) священнослужителей — тюремных капелланов состоит из клириков, которым по благословению епархиальных архиереев поручена организация тюремного служения и духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса на постоянной основе в учреждениях УИС.

а) Постоянный тюремный священнослужитель — настоятель или клирик пенитенциарного (тюремного) храма, находящегося на режимной территории в местах принудительного содержания, назначается епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) и осуществляет богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей.

Принцип включения священнослужителей в работу исправительных учреждений на постоянной основе одобрен Архиерейским Собором 2011 года 3 .

б) Приходской тюремный священнослужитель — настоятель или штатный клирик приходского храма, расположенного в непосредственной близости — «шаговой» доступности от учреждения УИС, которому епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) поручено в качестве дополнительного к приходскому служению осуществлять богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление в конкретном месте принудительного содержания (СИЗО, тюрьме, колонии, воспитательном центре, спецшколе и т.п.) на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей.

в) Приходской пенитенциарный священнослужитель — настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный епархиальным архиереем осуществлять духовно-пастырское окормление членов семей лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, освободившихся из заключения осуждённых, подростков, имеющих проблемы с законом и направленных судами в специальные воспитательные или реабилитационные центры социальной адаптации для малолетних преступников, а также людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением (в том числе лиц, входящих в круг зарождающихся в последнее время новых, досудебных форм реализации уголовного преследования).

г) Священнослужитель, сферой деятельности которого является защита достоинства, свободы и прав человека по отношению к заключенным, сотрудникам пенитенциарных учреждений и членам их семей, после избрания в установленном порядке участвующий по благословению епархиального архиерея в деятельности региональных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах УИС, попечительских и иных организаций.

2. Координатор тюремного служения — штатный сотрудник религиозной организации. Епархиальный координатор (священнослужитель или мирянин) в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния — благочинному, приходской координатор — настоятелю.

Координатор тюремного служения занимается координацией диаконической деятельности в сфере тюремного служения, а также организацией социальных проектов реабилитации (ресоциализации).

3. Штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного служения (реабилитационного центра для бывших заключенных или подростков, имеющих проблемы с законом, центра для лиц, оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, благотворительного фонда помощи семьям осужденных, нуждающимся членам семей сотрудников УИС и ветеранам, приюта для детей заключенных, оставшихся без родительского попечения, других социальных богоугодных учреждений). Для него церковное тюремное служение является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике — сфера ответственности духовников церковных учреждений тюремного служения.

4. Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в тюремном церковном служении.

Для выполнения добровольческой работы от волонтера, участвующего в работе с участниками процесса исполнения наказаний, не находящимися в условиях режимного учреждения, как правило, не требуется специальной квалификации. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личное призвание и способности волонтера.

Однако для выполнения некоторых видов добровольческой работы среди лиц, пребывающих в местах принудительного содержания, волонтеры проходят специальное обучение. Отбор кандидатур для этого служения осуществляется в установленном порядке после прохождения специального обучения.

5. Жертвователь — гражданин, осуществляющий пожертвования на нужды тюремного служения. Пожертвования могут быть регулярными или единоразовыми.

6. Член Попечительского совета, созданного при государственном, церковном или ином учреждении социальной реадаптации и ресоциализации — лицо, оказывающее содействие тюремному служению на основе принятых им обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Глава IV. Основные принципы организации миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Тюремное служение в исправительных учреждениях направлено, прежде всего, на создание условий для полноценной духовной жизни заключенных в местах принудительного содержания. Вместе с тем, Церковь не может сужаться до понятия «Церковь только для заключенных», ибо Церковь состоит из всех верующих во Христа и объединенных вокруг одной Евхаристии в данном месте, поэтому применительно к рассматриваемому случаю она должна быть доступна для всех участников уголовно-исполнительного процесса в местах принудительного содержания: лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, субъектов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием, подопечных зарождающейся службы пробации, участников досудебных разбирательств и программ восстановительного правосудия, персонала и курсантов УИС, членов семей указанных категорий граждан.

2. Тюремное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37). В основе тюремного служения лежит любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, … не ищет своего, … не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4-7). Тюремное служение, как одна из форм служения милосердия и жертвенного сострадания, помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.

3. В своем тюремном служении в местах лишения (ограничения) свободы Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, поэтому привлекать к своей работе сотрудников государственных пенитенциарных учреждений (юристов, врачей, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников и иных), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие работу в сфере тюремного служения, оказывали пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи.

4. Современное общество озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны — обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц. Проводимая реформа уголовно-исполнительной системы в духе новой редакции европейских тюремных правил заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности». Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.

Русская Православная Церковь, обеспечивая духовно-пастырское окормление заключенных в местах принудительного содержания, способствует также и социальной адаптации осужденных через возрождение религиозности и духовно-нравственных ценностей, которые помогут после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей.

С этой целью могут создаваться центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, социально-адаптационные гостиницы для одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, отбывших наказание и попавших в трудные обстоятельства в силу отсутствия своего жилья, центры поддержки семей заключенных или временно находящихся под следствием, а также иные диаконические учреждения.

5. В осуществлении миссии тюремного служения Церковь может сотрудничать с центральными органами государственной власти, а также с органами государственной власти на местах, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, благотворительными и иными некоммерческими организациями, деловым сообществом. Однако такое взаимодействие принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать тюремное служение совместно с православными в целях прозелитизма.

6. Деятельность в сфере тюремного служения может быть различной: медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

7. Церковное тюремное служение не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия и сострадания к нуждам заключенных или освободившимся из мест принудительного содержания и членам их семей, православные христиане должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо тюремное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в сфере пенитенциарной и постпенитенциарной жизни заключенных.

Глава V. Организация миссии Церкви в пенитенциарных учреждениях

Тюремное служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, а также на уровне подворий и приходов.

1. На общецерковном уровне организация и осуществление миссии тюремного служения Русской Православной Церкви отнесены к ведению Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который является координационным органом по отношению ко всем каноническим подразделениям Русской Православной Церкви.

2. На епархиальном уровне общее руководство епархиальными структурами тюремного служения осуществляет епархиальный архиерей.

Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, указаниями епархиального архиерея.

Деятельность епархиального отдела по тюремному служению финансируется епархией, а также из других источников.

3. На благочинническом уровне тюремное служение обеспечивается благочинными.

В епархиях, где имеется достаточное количество храмов в местах принудительного содержания, возможно учреждение должности епархиального благочинного тюремных храмов, осуществляющего благочиннический надзор непосредственно за тюремным служением во всей епархии.

В данном случае оптимальным вариантом было бы возложение обязанностей благочинных тюремных храмов на священнослужителей, возглавляющих епархиальные Отделы тюремного служения, которые могли бы быть одновременно и представителями Церкви при региональных органах управления УИС, контролирующими работу с верующими (заключенными и сотрудниками, включая и членов их семей) в местах принудительного содержания.

При этом, как правило, все священнослужители, возглавляющие Отделы тюремного служения в епархиях, являются членами общественных советов при региональных органах управления УИС, а некоторые дополнительно состоят членами наблюдательных комиссий (члены ОНК), которые по своему статусу обладают правом контроля за состоянием религиозных прав и свобод в местах принудительного содержания.

4. На уровне приходов и подворий общая организация, координация и контроль за осуществлением тюремного служения находятся в компетенции священнослужителей, на которых возложено епархиальными архиереями духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса.

Финансирование служения тюремного священника и программ тюремной миссии на данном уровне осуществляется на основании решения органов управления прихода или подворья во главе с настоятелем по согласованию с благочинным округа и епархиальным отделом по тюремному служению, а при наличии возможности — на благотворительной основе.

Заключение

В настоящем документе представлены основные направления, виды и принципы организации в пенитенциарных учреждениях и на постпенитенциарном пространстве миссии тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви. Документ включает в себя организацию духовно-пастырского окормления всех граждан — участников уголовно-исполнительного процесса, а также учитывает новации досудебных разбирательств, в том числе зарождающийся процесс пробации 4 , которая (пробация) плодотворно развивается во многих европейских странах. В целом — это направление, объемлющее всех без исключения участников процесса исполнения наказаний, представляет собой миссию тюремного (пенитенциарного) служения Церкви в широком понимании этого слова.

Миссия тюремного служения Церкви, направленная на духовно-пастырское окормление и возврат в общество исключительно только тех лиц, которые были осуждены или пребывают до суда под следствием в местах принудительного содержания, выделена Священноначалием Церкви в самостоятельное направление и регулируется Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению, а также соответствующими епархиальными подразделениями. Исторически именно контингент лиц, содержащихся под стражей, является основной паствой, духовно окормляемой священнослужителями тюремных храмов, взаимодействующих в контакте с государственными службами исполнения наказаний 5 . Это направление представляет собой миссию тюремного служения Церкви в узком понимании этого слова.

Работа сотрудников уголовно-исполнительных систем по социальной адаптации в местах принудительного содержания, в которой активное участие принимают священнослужители, начинается с момента поступления осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу в исправительные учреждения: организуется их общеобразовательное и профессиональное обучение, проводятся занятия по правовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, психодиагностические и психокоррекционные мероприятия, работа по восстановлению социально полезных связей.

Вместе с тем, вышедшие на свободу лица выпадают из-под юрисдикции органов уголовно-исполнительной системы: по завершении срока пребывания в местах лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его освобождении, наличии у него жилья и степени трудоспособности, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, снабжение продуктами питания или деньгами, выделяется одежда и обувь по сезону. Дальнейшее трудовое и бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел, взаимодействие с которыми не входит в компетенцию службы исполнения наказаний, а соответственно синодального и епархиальных отделов по тюремному служению.

В то же время не заключенные под стражу лица, имеющие возможность свободно посещать храм и духовно окормляться у приходских священнослужителей, не должны быть лишены пастырско-душепопечительной заботы Церкви. К их числу относятся люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием: субъекты досудебных разбирательств, подростки, имеющие проблемы с законом, члены семей и дети лиц, содержащихся под стражей, освободившиеся заключенные, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и прочие. Обустройство и деятельность социально-адаптационных центров таковых лиц не имеют принципиальных отличий от существующих церковных институтов социальной помощи.

Обеспечение деятельности Церкви при решении вопросов социальной адаптации правонарушителей в равной степени является общей прерогативой всех синодальных и епархиальных отделов Русской Православной Церкви (по тюремному служению, по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, социальному служению и благотворительности, молодежным отделом и др.), сотрудничающих с соответствующими государственными учреждениями и общественными организациями, задействованными в работе с указанными группами риска.

Организация миссии Церкви по духовно-пастырскому окормлению участников уголовно-исполнительного и пробационного процессов требует дифференциации прерогатив подразделений Русской Православной Церкви с учетом различия функций государственных структур, обеспечивающих социализацию заключенных в учреждениях УИС, и лиц, находящихся на свободе под юрисдикцией органов внутренних дел и региональных властей, хотя это одни и те же люди на разных стадиях своего реадаптационного процесса.

1 — Настоящий документ разработан применительно к законодательству Российской Федерации и существующей в ней системе исполнения наказаний. При его использовании в других странах СНГ, в странах Балтии и других странах должно учитываться местное законодательство и существующую в каждой из этих стран систему исполнения наказаний.

2 — Пункт V.1.

3 — Пункт 42 определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

4 — Пробация — это вид условного осуждения или внесудебного адаптационного воздействия на правонарушителя, в том числе по его добровольному согласию.

5 — В Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, является прерогативой ФСИН России, в ведении которой находятся учреждения уголовно-исполнительной системы: СИЗО (следственные изоляторы), исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также уголовно-исполнительные инспекции, контролирующие отбывание уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Аналогичная ситуация имеется в учреждениях систем исполнения наказаний Украины, Беларуси, Молдовы, других стран СНГ, стран Балтии, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.