Политические партии конца 19 века таблица. Политические партии в России в конце XIX века

До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.

«Русское собрание»

«Русское собрание» начинало свою деятельность в 1900 году как литературно-художественный клуб для приверженцев право-консервативных взглядов. Его первым председателем стал князь и писатель Дмитрий Голицын. В политическую партию оно оформилось только в 1906 году. «Русское собрание» никогда не участвовало в думских выборах, и его политическое влияние, в отличие от идеологического, было невелико, однако из него вышли некоторые лидеры других партий монархического и черносотенного толка, такие как Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Владимир Грингмут. В начале 1-ой Мировой войны «Русское собрание» прервало политическую деятельность, а в 1917 году прекратило своё существование.

Программа партии основывалась на знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». В ней значилось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания», «царское самодержавие – совершеннейшая форма правления в России», и «царь не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и Истории», а «Россия – едина и неделима, никакие автономии недопустимы».

Членами «Русского собрания» были представители знати, высшего духовенства, офицерства (до 1906 года, когда военным запретили состоять в политических организациях), консервативные публицисты. Среди них были известный издатель Алексей Суворин, вдова великого писателя Анна Достоевская. Симпатизировали «Русскому собранию» Виктор Васнецов и Николай Рерих.

«Союз русского народа»

«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.

Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.

Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.

Отношение к «Союзу русского народа» в высших кругах было неоднозначным. Его деятельности симпатизировали сам император Николай Второй, святой Иоанн Кронштадтский и многие представители высшего духовенства, включая будущего патриарха Тихона (Белавина). Однако премьер-министр Сергей Витте называл Союз «организацией обычных воров и хулиганов» и считал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества».

Русский монархический союз

Прообраз русского монархического союза – русская монархическая партия была основана в 1905 году. Долгое время эта организация была близка к «Союзу русского народа», и речь шла об их объединении, но затем разногласия между организациями усилились, и в 1909 был зарегистрирован Русский монархический союз. На первом этапе лидером партии был идеолог черносотенства Владимир Грингмут, а после его смерти – протоиерей Иоанн (Восторгов) и архимандрит Макарий (Гневушев). Позиции монархистов сильно пошатнулись в начале Первой Мировой войны после запрещения духовных лицам состоять в политических организациях, а также вследствие финансовых скандалов, в которых оказалось замешано руководство партии. После февральской революции партия была запрещена, а её лидеры подвергались арестам и были расстреляны в 1918 году.

Партия выступала за неограниченную монархию, против любых уступок парламентаризму, а либералов, наряду с революционерами, относила к врагам России. При этом монархисты подвергали резкой критике правительство (особенно когда им руководил Сергей Витте) и государственную бюрократию, стоящую, по их мнению, между государем и народом. Названием «черносотенцы» монархисты гордились: «Враги самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное». При этом они отвергали террор и насильственные методы борьбы.

«Союз 17 октября» («Октябристы»)

«Союз 17 октября», крупнейшая в России либерально-консервативная партия, получила своё название в честь царского манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего некоторые гражданские свободы, в том числе, организации политических партий. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции. Её лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель 3-й Государственной думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель 3-й (после отставки Гучкова) и 4-й Государственной думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Фёдор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло. Партия октябристов в Думе считалась опорой правительства Петра Столыпина. В 1913 году в стане октябристов произошёл раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако её лидеры сыграли большую роль в февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая Второго, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.

Ключевыми пунктами программы «Союза 17 октября» было введение конституционной монархии, гарантии гражданских свобод, единство и неделимость России (право на автономию признавалось только за Финляндией).

Центристы

Прогрессивная партия

Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.

Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.

Партия конституционных демократов (кадеты)

Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.

Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.

Трудовая народно-социалистическая партия

Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.

Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.

Анархисты

Среди революционно настроенных граждан Российской империи идеи анархизма пользовались известной популярностью. Но крупной анархистской партии в России не существовало – жёсткая партийная организация противоречила самой сути этого вольнолюбивого учения. Анархисты признавали только «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Они не желали участвовать в выборах и деятельности Государственной думы. Существовало множество анархистских групп различных направлений, объединяющей фигурой для которых был князь Пётр Кропоткин, пользовавшийся у всех анархистов огромным авторитетом.

Наиболее влиятельная анархо-коммунистическая группа «Хлеб и воля» (хлебовольцы) была создана анархистскими эмигрантами в Женеве в 1903 году. Они мечтали не только о свержении царизма, но и об упразднении государства вообще, а будущее страны видели как свободное объединение вольных коммун. Хлебовольцы призывали к массовым забастовкам и революционным выступлениям, но при этой отвергали террор. В противовес хлебовольцам, группа «Чёрное знамя» (чернознаменцы), лидером которой был литератор Иуда Гроссман, считала экспроприации и террор против любых «буржуев» основным средством революционной борьбы.

Социалисты-революционеры (эсеры)

Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.

Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля». Они выступали за национализацию земли, запрет её купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объёме, который можно обработать собственным трудом. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства. Эсеры выступали за самые широкие политические свободы и декларировали право народов на самоопределение.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.

Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.

РСДРП сочетала легальную деятельность (её представители были в Государственной думе) с революционной борьбой. У партии было 2 программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление 8-часового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализация права наций на самоопределение. Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.

Национальные

Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.

«Бунд»

«Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) действовал, в основном, в западных губерниях Российской империи. Взгляды бундовцев были близки к программе РСДРП, и некоторое время «Бунд» входил в её состав как автономная организация, поначалу склоняясь к большевизму, а затем перейдя на сторону меньшевиков. Бундовцы выступали против эмиграции евреев в Палестину, противопоставляя этому создание национально-культурных автономий в местах компактного проживания евреев.

«Мусават»

«Мусульманская демократическая партия Мусават» (это слово в переводе означает «равенство») была основана в Баку в 1911 году и стала самой влиятельной азербайджанской партией, пользующейся широкой поддержкой различных слоёв населения. Её лидером стал писатель и журналист Мамед Эмин Расулзаде. Первоначально её члены стояли на позициях пантюркизма и мечтали о создании единой с Турцией Туранской империи, но впоследствии умерили свои требования и, после объединения с «Тюркской партией федералистов», настаивали лишь на автономии в составе России. Они также выступали за республиканскую форму правления, гражданские свободы, всеобщее бесплатное образование и социальные гарантии.

«Дашнакцутюн»

Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 году в Тифлисе. Главной её целью было освобождение Турецкой Армении из-под власти Османской империи или, как минимум, установление армянской автономии. Для этого планировалось использовать все средства, включая террор. В начале 20-го века «Дашнакцутюн» стала активно участвовать и в российском революционном движении. В числе их требований были установление демократических свобод, передача всей земли крестьянам и создание национальной автономии. В 1918-1921 годах, до установления советской власти, «Дашнакцутюн» была правящей партии Армении.

«Белорусская социалистическая Громада»

«Белорусская социалистическая Громада», первая политическая партия Белоруссии, была создана в 1902 году на основе национальных студенческих кружков. Целью партии было создание белорусской автономии, а впоследствии даже создание национального государства. Социально-экономическая программа партия поначалу была близка к меньшевистской, а затем – к эсеровской.

«Украинская социал-демократическая рабочая партия»

Первая украинской политической партией стала «Украинская революционная партия», основанная в 1900 году. Но несколько лет спустя она раскололась на несколько частей, самой крупной из которых стала «Украинская социал-демократическая рабочая партия» (УСДРП). Её лидером был писатель и художник Владимир Винниченко, а в руководящий состав входил Симон Петлюра, в те годы работавший учителем и журналистом. Программа УСДРП была очень близка к меньшевистской. После Октябрьской революции левое крыло партии поддержало большевиков, а правое взяло курс на создание независимого украинского государства.

В связи с революционными событиями 1905 года в России образовалось около пятидесяти политических партий - и местечковых, и крупных, с сетью ячеек по всей стране. Их можно отнести к трём направлениям - радикальные революционно-демократические, либерально-оппозиционные и монархические консервативные партии России. О последних в основном и пойдёт речь в данной статье.

Процесс создания партий

Исторически оформление разнообразных политических партий происходит с точной системностью. Первыми формируются оппозиционные левые партии. Во время революции 1905 года, то есть чуть позже подписания октябрьского Манифеста, образовались многочисленные центристские партии, объединившие, по большей части, интеллигенцию.

И напоследок, уже реакцией на Манифест, появились правые - монархические и консервативные партии России. Интересный факт: все эти партии исчезали с исторических подмостков в обратном порядке: правых смела Февральская революция, потом Октябрьский переворот упразднил центристов. Причём большая часть левых партий объединилась с большевиками или самораспустилась в 20-х годах, когда начались показательные суды над их предводителями.

Список и лидеры

Консервативной партии - ни одной - не суждено было пережить 1917 год. Родились они все в разное время, а погибли почти одновременно. Консервативная партия "Русское собрание" существовала дольше всех других, потому что создана была раньше - в 1900. О ней ниже будет рассказано более подробно.

Консервативная русского народа" основана в 1905, лидеры - Дубровин и с 1912 года - Марков. "Союз русских людей" существовал с 1905 по 1911, далее до 1917 уже чисто формально. В. А. Грингмут в том же 1905 основал Русскую которая впоследствии стала "Русским монархическим союзом".

У высокородных аристократов тоже была своя консервативная партия - "Объединённое дворянство", созданная в 1906. Знаменитым Русским народным союзом Архангела руководил В. М. Пуришкевич. Национально-консервативная партия "Всероссийский национальный союз" исчезла уже в 1912, руководили ею Балашов и Шульгин.

Партия умеренно правых окончила существование в 1910. "Всероссийскому Дубровинскому Союзу Русского народа" удалось сформироваться лишь в 1912 году. Ещё позже была создана консервативная партия "Отечественный патриотический союз" лидерами Орловым и Скворцовым в 1915. А. И. Гучков собрал свой "Союз семнадцатого октября" в 1906 (те самые октябристы). Вот примерно все основные консервативные партии России начала 20 века.

"Русское собрание"

Санкт-Петербург стал местом рождения РС - "Русского собрания" в ноябре 1900 года. Поэт В. Л. Величко в узком кругу посетовал на то, что его постоянно преследуют смутные, но явно провидческие видения, как Россию захватывают какие-то тёмные силы. Он и предложил создать некое содружество русских людей, готовых противостоять будущей напасти. Вот так начиналась партия РС - красиво и патриотично. Уже в январе 1901 был готов устав РС и избрано руководство. Как выразился историк А. Д. Степанов на первом заседании, черносотенное движение появилось на свет.

Пока что и это звучало не так угрожающе, как, скажем, лет через восемнадцать-двадцать. Устав был утверждён сенатором Дурново и скреплён тёплыми словами, полными светлой надежды. Первоначально собрания РС были похожи на литературно-художественный клуб славянофильского толка.

Там собирались интеллигенты, чиновники, духовенство и помещики. Во главу угла ставились культурно-просветительские цели. Однако после революции 1905 года, благодаря своей деятельности, РС перестала быть похожей на другие консервативные партии России начала 20 века. Она стала ярко правомонархической.

Деятельность

Вначале РС устраивало обсуждение докладов и устраивало тематические вечера. Собрания происходили по пятницам и были посвящены политическим и общественным проблемам. Также были популярны и "литературные понедельники". Всеми "пятницами" сначала занимался В. В. Комаров, но популярными и влиятельными они стали осенью 1902, когда во главе их встал В. Л. Величко.

С 1901 года, кроме "понедельников" и "пятниц" начались обособленные совещания (здесь нужно отметить активность Окраинного отдела, где председательствовал профессор А. М. Золотарёв, впоследствии этот отдел стал самостоятельной организацией "Русского окраинного общества"). С 1903 года под руководством Н. А. Энгельгардта всё более популярными становились "литературные вторники".

Уже в 1901 году "Русское Собрание" насчитывало более тысячи человек, а в 1902 - на шестьсот больше. Политическая деятельность сводилась к тому, что, начиная с 1904 года, царю периодически подавались челобитные и верноподданнические адреса, организовывались депутации во дворец и проводилась пропаганда в периодической печати.

Депутации в разное время украшали своим присутствием князья Голицын и Волконский, граф Апраксин, протоиерей Боголюбов, а также не менее знаменитые люди - Энгельгардт, Золотарёв, Мордвинов, Леонтьев, Пурышев, Булатов, Никольский. Государь принимал делегации РС с воодушевлением. Консервативные политические партии Николай Второй, можно сказать, любил и доверял им.

РС и революционная смута

В 1905 и 1906 годах "Русское Собрание" ничего особенного не совершило, да и с ним ничего не произошло, если не считать послереволюционный циркуляр, которым запрещалось состоять в любых политических сообществах военнослужащим царской армии. Тогда либеральные и консервативные партии потеряли множество своих членов, а РС покинул основатель его - А. М. Золотарёв.

В феврале 1906 РС организовало всероссийский съезд в Санкт-Петербурге. Фактически партией "Русское Собрание" стало только к 1907 году, когда была принята программа консервативной партии и внесены дополнения в устав. Теперь РС могло избирать и быть избранным в Государственную думу и Государственный совет.

Основанием программы стал девиз: "Православие, Самодержавие, Народность". Ни одного монархического съезда "Русское Собрание" не пропустило. Однако независимую политическую фракцию создать удалось очень нескоро. Первая и вторая думы шансов РС не дали, поэтому партия решила кандидатов не выставлять, напротив - голосовать за крайних левых (такая хитрость против октябристов и кадетов). Политическая позиция на Третьей и Четвёртой Думах однозначно не рекомендовала своим депутатам блокироваться с центристами (октябристы) и даже с умеренными правыми националистическими партиями.

Расколы

До конца 1908 года в монархическом лагере бушевали страсти, итогами которых стали расколы многих организаций. Например, конфликт Пуришкевича с Дубровиным расколол "Союз русского народа", после чего появился "Союз Архангела Михаила". Мнения в РС тоже разделились. Партию преследовали ссоры, уходы и смерти, но особенно - бюрократическая мертвечина.

К 1914 году руководители РС решились на абсолютную деполитизацию партии, увидев в просветительской и культурной направленности верный путь к улаживанию конфликтов. Однако война углубила все разломы в отношениях, поскольку марковцы были за немедленное заключение мира с Германией, а сторонники Пуришкевича - наоборот, им нужна была война до победного конца. В итоге к Февральской революции "Русское Собрание" себя изжило и превратилось в немногочисленный кружок славянофильского направления.

СРН

"Союз русского народа" - ещё одна организация, представляющая консервативные партии. Таблица демонстрирует, насколько в начале двадцатого века высока была пассионарность - всевозможные общества, сообщества множились, словно грибы под осенним дождиком. Партия СРН начала действовать в 1905 году. Программа её и деятельность целиком и полностью стояла на шовинистических и ещё более - антисемитских идеях монархического толка.

Православный радикализм особенно отличал взгляды её членов. СРН был активно настроен против любого рода революций и парламентаризма, ратовал за нераздельность и единство России и выступал за совместные действия властей и народа, который будет при государе совещательным органом. Эта организация, естественно, была запрещена сразу после окончания Февральской революции, а недавно, в 2005 году, её пытались воссоздать.

Исторический фон

Русский национализм никогда не был одинок в мире. Девятнадцатый век повсеместно отмечен националистическими движениями. В России активная политическая деятельность смогла появиться только во время государственного кризиса, после поражения в войне с японцами и каскада революций. Царь только тогда решил поддержать инициативу правых общественных групп.

Сначала появилась вышерассмотренная элитарная организация "Русское Собрание", которая не имела с народом ничего общего, да и у интеллигенции её деятельность не нашла достаточного отклика. Естественно, противостоять революции такая организация не могла. Как, впрочем, и другие политические партии - либеральные, консервативные. Народу уже требовались не правые, а левые, революционные организации.

"Союз русских людей" объединял в своих рядах только высшее дворянство, идеализировал допетровскую эпоху и признавал только крестьянство, купечество и дворянство, космополитическую интеллигенцию не признавал ни как класс, ни как прослойку. Курс правительства СРЛ подвергал критике за взятые им международные займы, считая, что таким образом власть разоряет русский народ.

СРН и террор

Создан был "Союз русского народа" - крупнейший из монархических союзов - по инициативе одновременно нескольких человек: врача Дубровина, игумена Арсения и художника Майкова. Руководителем стал членствующий в "Русском Собрании" Александр Дубровин. Он оказался неплохим организатором, политически чутким и энергичным человеком. Он легко вошёл в контакт с правительством и администрацией и убедил многих, что только массовый патриотизм может спасти действующий порядок, что необходимо общество, которое будет проводить и массовые акции, и индивидуальный террор.

Консервативные партии 20 века начинают заниматься террором - это было что-то новенькое. Тем не менее, движение получило поддержку всякого рода: полицейскую, политическую и финансовую. Царь благословил СРН от всей души в надежде, что даже террор лучше бездеятельности, которую демонстрируют другие консервативные партии России.

В декабре 1905 года в Михайловском манеже СРН был организован массовый митинг, где собралось около двадцати тысяч человек. Выступили видные люди - знаменитые монархисты, епископы. Народ демонстрировал единство и воодушевление. "Союзом русского народа" издавалась газета "Русское знамя". Царь принимал депутации, выслушивал доклады и принимал подарки от руководителей Союза. Например, отличительные знаки членов СРН, которые и царь, и цесаревич время от времени надевали.

Тем временем призывы СРН абсолютно погромного антисемитского содержания тиражировались в народ на миллионы рублей, полученных из казны. Росла эта организация огромными темпами, региональные участки открывались почти во всех крупных городах империи, за несколько месяцев - более шестидесяти отделений.

Съезд, устав, программа

В августе 1906 года устав СРН был утверждён. Там содержались основные идеи партии, программа её действий и концепция развития. Этот документ по праву считался лучшим среди всех уставов монархических обществ, потому что был краток, ясен и точен в формулировках. Тогда же был созван съезд руководителей из всех регионов для координации деятельности и её централизации.

Организация стала военизированной из-за новой структуры. Все рядовые члены партии были разбиты на десятки, десятки сбиты в сотни, а сотни - в тысячи, соответственно с подчинением десятникам, сотникам и тысяцким. Организованность такого плана хорошо помогала популярности в народе. Особо активное монархическое движение было в Киеве, и огромная часть членов СРН жила в Малороссии.

В Михайловский манеж на очередное торжество по случаю освящения хоругви, а также знамени СРН, прибыл глубоко почитаемый Иоанн Кронштадский - всероссийский батюшка, как его называли. Он сказал приветственное слово и позже сам вступил в СРН, и до самого конца был почётным членом этого Союза.

Для предотвращения революций и поддержания порядка СРН держал в боевой готовности самооборону, часто вооружённую. "Белая гвардия" из Одессы - особо известная дружина такого плана. Принцип формирования самообороны - военный казачий с есаулами, атаманами и десятниками. На всех заводах Москвы и Петербурга существовали такие дружины.

Развал

К своему четвёртому съезду СРН был первым среди русских монархических партий. Он имел более девятисот отделений, и подавляющее большинство делегатов были членами этого Союза. Но тогда же начались и противоречия среди руководителей. Пуришкевич пытался отстранить Дубровина от дел, и вскоре ему это удалось. Он подтянул к себе всю издательскую и организационную работу, многие лидеры местных отделений уже никого, кроме Пуришкевича не слушали. Это же коснулось и многих учредителей СРН.

И случился конфликт, зашедший настолько далеко, что мощнейшая организация быстро сошла на нет. Пуришкевич в 1908 создал свой "Союз имени Архангела Михаила", вышел из состава СРН московский отдел. Царский Манифест 17 октября окончательно расколол СРН, поскольку отношение к созданию Думы было полярно разным. Затем случился террористический акт с убийством видного депутата Госдумы, в котором обвинили сторонников Дубровина и его самого.

Петербургский отдел СРН в 1909 году просто отстранил Дубровина от власти, оставив ему почётное членство в Союзе, и очень быстро вытеснили со всех постов его единомышленников. До 1912 года Дубровин пытался бороться за место под солнцем, но понял, что ничего не вернуть, и в августе зарегистрировал устав Дубровинского союза, после чего от центра один за другим стали откалываться региональные отделения. Всё это не прибавляло авторитета организации СРН, и она окончательно развалилась. Консервативные партии (правые) были уверены, что правительство испугалось мощи этого Союза, и огромную роль в его развале сыграл лично Столыпин.

Запрещение

Дошло до того, что на СРН составил единый блок с октябристами. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки воссоздать единую монархическую организацию, однако успеха здесь никто не достиг. А Февральская революция монархические партии запретила, возбудив против руководителей судебные процессы. Затем последовала Октябрьская революция и Большинство лидеров СРН в эти годы ждала гибель. Оставшихся примирило, стерев все прошлые противоречия, Белое движение.

Советские историки считали СРН абсолютно фашистской организацией, намного предвосхитившей появление их в Италии. Даже сами участники СРН через много лет писали о том, что "Союз русского народа" стал историческим предшественником фашизма (один из лидеров - Марков-2, писал об этом с гордостью). В. Лакер уверен, что черносотенцы прошли примерно половину пути от реакционных движений девятнадцатого века к правым популистским (то есть фашистским) партиям двадцатого века.

С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возникает "Союз Освобождения", на основе которого позже организуется партия кадетов.
Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области партия выступала: за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обжалования; за отчуждение (за плату) государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся; развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивались право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде."Союз 17 октября" полностью базировался на принципах "Манифеста 17 октября". Его кредо: "сильная власть выведет страну из хаоса". Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Союз ратовал за отмену исключительных положений и отмену административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из государственных и удельных земель, включение общинных земель в гражданский оборот. В области рабочего законодательства - за социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки. В сфере местного управления - за создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки (идея "чистого либерализма").Лозунгом правых партий стал призыв: "Православие, самодержавие, народность". "Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая". Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу.Враждебными они считали финнов, поляков, кавказцев, а особенно евреев. Для разжигания антисемитизма в массах черносотенцы обвиняли евреев в ритуальных убийствах. В доказательство существования "жидо-масонского мирового правительства" они распространяли фальшивку "Сионские протоколы" (позже - настольную книгу Гитлера).
Черносотенцы обещали, что поднимут вопрос о создании еврейского государства и будут содействовать переселению туда евреев, "каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа".В ноябре 1905г. возникает "Союз русского народа", объединивший ряд других черносотенных объединений. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. В промышленных центрах действовали "черносотенные" рабочие организации, например "Патриотическое содружество рабочих", ставившее целью "борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, незаконного и нечестного отношения как работодателей к рабочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду". Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.
Черносотенцы совершили сотни кровавых погромов, особенно в октябре 1905 г. Николай II помиловал 1713 погромщиков, отказав лишь 78-ми.Черносотенная идеология предвосхищала фашизм тем, что делала ставку на широкие социальные слои, возбуждаемые шовинистическими и демагогическими лозунгами.
Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.
В 1898 г. представители "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", групп "Рабочей газеты" и "Бунда" провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической партии. На втором съезде партии в 1903 г. произошел ее раскол на "большевиков" и "меньшевиков", тогда же были приняты Программа и Устав партии. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. Партия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, установить уголовную ответственность предпринимателя за нарушение труда, запретить штрафы на производстве. Установить промысловые суды (из рабочих и предпринимателей). Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному Собранию. (Позже большевики сами его разгонят. Их главная цель - диктатура пролетариата).В 1901 г. на политическую арену выходит партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей революционной народнической партии "Народная воля". "Социализация земли" - лозунг партии, террор - метод ее деятельности.Эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей и всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства - на установлении минимума заработной платы и государственном страховании, в сфере аграрной - на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Партия предупреждала: "рабочий класс против государственного социализма" большевиков. Но и эсеры допускали "в случае надобности временную диктатуру рабочего класса".

Образование политических партий происходило в конце XIX - начале XX в. и являлось следствием модернизационных процессов в России. Формирование политических партий шло не под влиянием импульса "снизу", когда из той или иной социальной группы выделяются наиболее активные ее представители для защиты общих социально-политических и профессиональных интересов, а по-другому, когда представители фактически одного социального слоя - интеллигенции - объявляли себя выразителями настроений различных классов и социальных групп, что, как показал последующий исторический опыт, было слабо синхронизировано с общественными потребностями страны.

Типологические партии, исходя из идейно-теоретических, программных принципов, можно разделить на три большие группы: социалистические (революционные), либеральные, консервативные (традиционалистские, охранительно-самодержавные) (рис. 15.3).

Рис. 15.3

Самыми многочисленными и активными были партии социалистического направления , подразделявшиеся на социал-демократические и неонароднические. Первые социал-демократические партии возникли в Западной Европе во второй половине XIX в. для защиты политических и социально- экономических интересов рабочего класса. Идеологией социал-демократии в начале своего развития стал марксизм, ориентированный на ниспровержение капитализма и создания, как тогда считалось, нового социалистического общества. В Российской империи социал-демократические организации сначала появились на национальных окраинах: в 1887 г. образовалась армянская социал-демократическая партия, в 1896 г. - литовская социал- демократическая партия, в 1900 г. - революционная украинская партия (рис. 15.4).

Российская социал-демократическая партия (далее - РСДРП) была учреждена в 1898 г., а окончательно оформилась в 1903 г. па своем втором съезде, где были приняты программа, устав и избраны руководящие органы (рис. 15.5).

Программа партии была нацелена как на решение задач буржуазнодемократической революции (программа "минимум": свержение самодержавия, установление демократической республики, восьмичасовой рабочий день, ликвидация остатков крепостничества в деревне), так и на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа "максимум"). При обсуждении уставных и программных вопросов, а также во время выборов руководящих органов РСДРП наметились расхождения, вылившиеся в раскол и образование двух течений: большевиков, во главе с В. И. Лениным и меньшевиков во главе с Л. Мартовым (К). О. Цедербаумом) и Г. В. Плехановым (табл. 15.1).

Рис. 15.4

Рис. 15.5

Две фракции в российской социал-демократии существовали вплоть до 1912 г., когда большевики на VI (Пражской) конференции РСДРП окончательно размежевались с меньшевиками.

Таблица 15.1

Причины раскола РСДРП

большевики

меньшевики

Опора на разные "пласты" марксизма

Опирались на ранний марксизм ("Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса)

Опирались на поздний марксизм (документы Второго Интернационала). Ориентировались на западноевропейские социал-демократические ценности

Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России

Считали, что Россия готова нс только к буржуазно-демократической, но и к социалистической революции

Считали, что на повестке дня стоят только задачи буржуазно- демократической революции, а для социалистической революции Россия еще не готова

Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии

Делали ставку на нелегальные формы деятельности и отдавали приоритет вооруженным методам борьбы

Отрицали любые формы политического экстремизма и отдавали приоритет мирным методам борьбы, компромиссам и соглашениям

Различные подходы к вопросам партийного строительства

Выступали за создание жестко централизованной структуры партии с обязательным членством в низовых парторганизациях

Выступали против обязательного участия членов партии в низовых парторганизациях, предлагая взамен личное содействие членов партии под руководством одной из ее организаций

Личное соперничество лидеров за власть в партии

В. И. Ленин

Г. В. Плеханов, Л. Мартов

Неонароднические революционные организации в России были представлены партией социалистов-революционеров (эсеров), анархистов и национальными неонародническими партиями. Народнические кружки в 1902 г. объединились в партию социалистов-революционеров (далее - ПСР), I съезд которой состоялся в конце декабря 1905 г. - начале января 1906 г. (рис. 15.6). На этом съезде были приняты программные документы. Лидером и идеологом ПСР являлся В. М. Чернов. Своей основной целью эсеры считали подготовку к социальной революции, которая должна была привести к народовластию. Право провозглашения последнего предполагалось предоставить Учредительному собранию. В социально-экономическом плане эсеровская программа предусматривала будущее переустройство общества на коллективистских, социалистических началах. Центральное место в ней занимал аграрный вопрос, который эсеры хотели решить при помощи социализации земли, т.е. ее изъятия из товарного оборота и превращения в общенародное достояние. Право наделения крестьян землей по трудовой или потребительской норме предоставлялось органам местного самоуправления - крестьянским общинам.

Рис. 15.6

Эсеры возродили террор, пытаясь использовать его в качестве одного из важных средств политической борьбы с целью разжигания революции и ослабления царских властей. С 1902 по 1911 г. специально созданная в ПСР боевая организация осуществила террористические акции против двух министров внутренних дел (Д. С. Сипягина и В. К. Плеве), 33 губернаторов и вице-губернаторов (4 февраля 1905 г. был убит дядя царя, московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович), 16 градоначальников и прокуроров, а также других чиновников царского режима.

Как и другие политические партии, ПСР не избежала размежевания: в 1906 г. из нее выделились эсеры-максималисты, сделавшие террор главной своей деятельностью (именно они организовали 12 августа 1906 г. покушение на П. А. Столыпина), и народные социалисты, не принимавшие террора и отстаивавшие мирные способы политической борьбы. В отличие от основной эсеровской партии, эти организации не имели серьезного влияния на общество и оставались карликовыми политическими объединениями. В ноябре 1917 г. из эсеровской партии вышло оппозиционное течение (М. Спиридонова, Б. Камков, С. Мстиславский и др.) левых социалистов-революционеров, которые в декабре 1917 г. заключили блок с большевиками и вошли в советское правительство до марта 1918 г., когда в связи с неприятием Брестского мира с Германией они разорвали отношения с большевиками, попытались поднять в июле 1918 г. мятеж против большевистской власти, но потерпели поражение и вскоре прекратили свое политическое существование.

Еще одно течение - анархизм - представляло собой учение, сторонники которого отрицали государство и всякую власть, считая, что ее можно уничтожить революционным путем. Идеальным общественным строем они считали федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций, где человеческая личность свободна от всех форм зависимости. Первые анархические группы в России и за рубежом появились в начале XX в., их организационная структура была весьма аморфна и неустойчива, поэтому к 1905-1907 гг. в анархизме складываются три течения: анархо-коммунизм, ставивший своей целью построение после революции нового строя в форме анархического коммунизма (сторонники П. Кропоткина, группа "Хлеб и воля" и др.); анархо-синдикализм, провозгласивший основной целью своей деятельности

полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся (Я. И. Кирилловский, В. Л. Гюссе и др.); анархо-индивидуализм, пропагандирующий абсолютную свободу личности (представители гуманитарной интеллигенции

А. А. Боровой, И. Бродский, Г. И. Чулков и др.) (рис. 15.7).

Рис. 15.7

В целом иеонародники были довольно активной политической силой и играли важную роль в революционно-социалистическом движении России.

Политические партии либеральной ориентации создавались в основном на базе земств (рис. 15.8).

Земцы-либералы, понимая, что на уровне местного самоуправления им не реализовать свои программные установки, начинали создавать свои политические организации. Первым шагом в этом направлении стало основание и издание за границей, в Штутгарте, нелегального журнала "Освобождение" (июль 1902 г. - октябрь 1905 г.) под редакцией П. Б. Струве. Летом и осенью 1903 г. оформились две либеральные организации: "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов", ставшие ядром кадетской партии. Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на 1-м учредительном съезде в октябре 1905 г. Кадеты, добавившие в 1906 г. к своему названию словосочетание "партия народной свободы", считали свою партию надклассовой, соответствующей идеалам и традициям русской интеллигенции.

Рис. 15.8

Партийная программа кадетов содержала следующие основные положения:

Плавное реформирование политической системы России (замена самодержавия парламентской монархией по английскому образцу, создание ответственного перед Государственной думой правительства, введение всеобщего избирательного права и демократических свобод);

разрешение аграрного вопроса посредством искоренения полуфеодальных пережитков в деревне, частичная конфискация помещичьих земель и увеличение размеров крестьянских наделов;

признание за рабочими права на забастовки, государственное страхование, восьмичасовой рабочий день.

Кадеты объединили в своем составе представителей интеллектуальной российской элиты: преподавателей, юристов, философов, экономистов, журналистов (С. А. Муромцев, В. И. Вернадский, А. А. Корнилов,

В. Л. Маклаков, Л. И. Шингарев, Д. И. Шаховской и др.). Лидером партии был известный историк П. Н. Милюков.

Еще одним крылом либерального направления в политическом спектре России были октябристы, организационное оформление которых началось после октябрьского царского Манифеста 17 октября 1905 г. Первый съезд "Союза 17 октября" (так официально называлась эта политическая партия) состоялся в феврале 1906 г. Партия представляла интересы торгово-промышленной буржуазии, крупных землевладельцев, а также части земских деятелей, не согласных с кадетскими позициями. Программные требования октябристов были в рамках либеральной идеологии более умеренные и консервативные, чем у кадетов. Главной своей целью "Союз 17 октября" считал оказание помощи правительству, которое осуществляет необходимые и спасительные (но их мнению) для страны реформы. Октябристы выступали за сохранение в России монархии, не принимали западный вариант парламентаризма, а будущий государственный строй видели в сочетании власти императора с властью парламента (правительство должно назначаться царем, по нести ответственность не только перед ним, но и перед представительным органом). Главным в аграрном вопросе для партии "Союза 17 октября" было увеличение земельных крестьянских наделов за счет ресурсов государства и покупки земли через посредство Крестьянского банка для тех, кто может ее приобрести, т.е. их позиция была близка к политике П. А. Столыпина в области аграрных преобразований.

На политической арене октябристы стремились занять место между кадетами и правыми монархистами. Среди членов "Союза 17 октября" было много весьма известных в России людей: предприниматели братья Рябушинские, князь Н. С. Волконский, адвокат Ф. Н. Плевако, издатель Б. А. Суворин, ювелир К. Г. Фаберже, публицист А. А. Столыпин и др. Лидерами партии являлись А. И. Гучков и М. В. Родзянко.

Другие либеральные партии - партия демократических реформ (лидеры К. К. Арсеньев, М. М. Ковалевский, В. Д. Кузьмин-Караваев) и партия мирного обновления (лидеры П. А. Гейден, Д. Н. Шипов) - не были массовыми и влиятельными. Их члены стали основой для возникновения прогрессивной партии, в которой объединились представители промышленно-торговых, прежде всего московских, кругов (А. И. Коновалов и Н. П. Рябушинский) и интелегенты-либералы (Д. Н. Шипов, П. А. Гейден, Н. Н. Львов, Е. Н. Трубецкой), не согласные с кадетско-октябристскими позициями Опорой самодержавия в политической жизни России стало консервативно-традиционалистское течение , представленное в начале XX в. рядом организаций и партий (рис. 15.9).

Рис. 15.9

Наиболее известными были черносотенцы. Термин "черная сотня" имел исторический контекст: в средневековой Руси так называлось податное население. В начале XX в. это название стало относиться к ревнителям самодержавных устоев, участникам патриотических манифестаций. В основе идеологии черносотенцев лежали идеи официальной монархической доктрины (теория официальной народности) и национализма. Они объявляли себя защитниками самодержавия от революционных посягательств, используя для этого типично антигуманные методы: пропаганду антисемитизма, погромы, террор и т.п. Черносотенные организации но численности были самыми значительными (от 400 тыс. до 3 млн человек по разным оценкам) и включали в себя не только, как принято считать, деклассированные элементы (лавочников, дворников, извозчиков), но и представителей всех социальных групп (интеллигенции, землевладельцев, купцов, рабочих, ремесленников, чиновников).

Правых организаций традиционалистского толка в России существовало несколько десятков, они пользовались поддержкой (в том числе финансовой) властей. Самыми крупными из них были Русское собрание, Монархическая партия, Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела, Союз русских людей. Лидерами этих организаций являлись крупные помещики, депутаты Государственной думы В. М. Пуришкевич и Н. Е. Марков, земский врач А. И. Дубровин, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) и др.

Союзниками черносотенцев по консервативно-традиционалистскому блоку являлись различные националистические организации, которые в отличие от черносотенцев были весьма аморфны и не имели четкой партийной структуры. Например, Всероссийский национальный союз в основном ограничил свою деятельность рамками думской фракции, в которую входили А. П. Урусов, II. Н. Балашев, В. А. Бобринский, В. В. Шульгин

и др. В дальнейшем союз черносотенцев и националистов не сумел противостоять революционному движению и выполнить свою главную задачу - сохранить самодержавие в России.

Россия формировалась как многонациональное государство. К концу XIX – началу XX в. в империи проживало около 100 наций. Самодержавие строило свою национальную политику на великодержавных принципах. Начиная с 90-х гг. XIX в., оно повело активную политику, направленную на уничтожение автономии Финляндии. После восстания 1863 г. были ликвидированы остатки автономии Королевства Польского. Национальные противоречия проявлялись и в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, на Кавказе.

При Александре III великорусский шовинизм стал основой национальной политики самодержавия. Николай II в принципе не изменил подходы к национальной политике имперского правительства. В русле общей национальной политики царизм проводил русификаторскую политику. Русский язык являлся не просто государственным, он насильно навязывался национальным меньшинствам в их повседневной жизни (в национальных регионах все делопроизводство в государственных учреждениях велось на русском языке, запрещались использование родного языка в школах, издание на национальном языке газет, журналов, книг; литовский алфавит, основанный на латинице, был заменен на кириллицу и т.д.). Проявление русификаторской политики самодержавия были различными, но цель их была одна – навязать русскую казенную культуру инорусским этносам, унифицировать по православно-великорусскому подобию всю империю и таким образом сплотить страну.

Русификаторская политика самодержавия в национальном вопросе явилась не просто официальной политикой авторитарного режима, но и проявлением великорусского национализма на государственном уровне. Это сеяло семена национальной розни, подкладывало бомбу с часовым механизмом под государственную целостность Российской империи, которая рано или поздно должна была взорваться. Поэтому не вызывает удивления, что непродуманная деструктивная национальная политика самодержавия повлекла за собой ответную реакцию со стороны национальных меньшинств.



Выразителями национальных интересов малых народов на рубеже XIX-ХХ вв. стали национальные партии. Их национальный “характер” проявлялся в том, что во главу угла в системе партийных приоритетов они ставили решение национального вопроса как первого и необходимого условия для будущего государственного переустройства империи. Идея национального возрождения играла важнейшую, если не определяющую, роль в становлении национальных политических партий России.

Благодаря такой закономерности в истории формирования национальных политических партий России просматривается ряд характерных черт. Во-первых, все национальные партии либерального толка вышли из лона культурно-просветительских обществ, большинство национальных партий социалистической ориентации – из существовавших до этого законспирированных кружков. Во-вторых, национальные политические партии формировались под прямым воздействием, с одной стороны, европейских, а с другой – российских либеральных и социалистических традиций, идей и взглядов. В зависимости от социокультурных традиций народов, уровня экономического развития национальных регионов и степени модернизации жизни этносов европейское или российское влияние играло большую или меньшую роль в процессе становления национальных политических партий. Так, в Польше, Финляндии, Прибалтике определяющим было европейское влияние, в то время как на Украине, в Казахстане, на Кавказе весомым оказалось российское влияние. В-третьих, в конце XIX в. в России большое распространение получила идеология марксизма. Она оказала влияние на умы национальной интеллигенции, показав ей альтернативу либеральной модели развития своего этноса. Процесс размежевания национального движения на два идеологических лагеря стимулировал более динамичное развитие национальных политических партий, которые, несмотря на различие в своей ориентации (социализм или капитализм), солидаризировались в национальном вопросе. В дальнейшем такой солидарный подход к национальному вопросу позволил большинству идеологически противостоящих друг другу национальных партий после февраля и особенно октября 1917 г, когда на окраинах бывшей Российской империи активно пошел процесс возникновения новых национальных государственных образований, найти общий язык, забыв временно об идеологических противоречиях.

Первые национальные политические партии стали формироваться Прежде всего в тех регионах, где освободительное движение имело Давние традиции. В этих регионах, на северо-западных окраинах империи и в Закавказье (в губерниях, заселенных армянами), формирование партий началось на 10-15 лет раньше, чем в целом по империи. Раньше здесь произошло и размежевание их по идеологическому признаку. Таким образом, процесс национального партийного строительства отмечался большой неравномерностью.

Так, на Кавказе из партии арменоканов в начале 1880-х гг. возникла Армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), а несколько позднее – Армянский революционный союз Дашнакцутюн; в Финляндии в 1850-1860-х гг. возникли протопартии (Финская и Шведская). В Польше, где социокультурный уровень этноса был выше, чем в других регионах империи, процесс формирования партий в современном понимании этого слова (наличие программы института членства, партийной структуры и т.д.) продвинулся гораздо дальше, чем в империи в целом. В 1880– 1890-е годы там оформилось уже несколько социалистических партий и крупнейшая либерально-консервативная партия Королевства Польского – Народно-демократическая. В Литве в 1896 г. была создана Литовская социал-демократическая партия. Там же (в Вильно) годом позже оформился Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).

В регионах, где уровень национального самосознания был ниже идеологическая и организационная дифференциация происходила позже, чем в Королевстве Польском. Так, например, из лона Революционной украинской партии (РУП). созданной в 1900 г. и поначалу представлявшей блок идейно разнородных элементов (социал-демократов, народников и пр.), впоследствии появляются: Украинская народная партия (УНП), первые кружки украинских эсеров, Украинская демократическая партия (УДП). В свою очередь последняя стала ядром Украинской радикальной партии (УРП). А в Среднеазиатском регионе этот процесс набрал силу только после февраля 1917 г., когда было сформировано движение Шура-и-Исламия (Совет Имама). Решающее влияние на формирование национальных партий имела Первая российская революция. В 1905-1907 гг. на дальних окраинах государства дает о себе знать множество новых партий, союзов, движений. Большинство из них было немногочисленными, организационно немощными, идейно размытыми и просуществовало весьма недолго.

До первой революции в России существовало всего 9 национальных организаций либерального и консервативного направления, в 1905-1907 гг. их число увеличилось до 42, а к февралю 1917 г. достигло 52.

После февраля 1917 г. процесс образования национальных партий и движений продолжался, и за короткий срок в дооктябрьский период их возникло еще около двух десятков. Наконец с конца 1917 г. по 1925 г. включительно образовалось еще 12 партийных организаций либерального и консервативного направлений.

Казалось бы, такое огромное количество либерально-консервативных национальных образований впечатляет. Но практика оказалась иной. 60-75 политических образований существовали непродолжительное время и оставили после себя малую толику программных документов, а главное, немногочисленных приверженцев. Да и особенности национально-политического развития Российской империи, а в дальнейшем и советской России, оставили за бортом политические образования Польши, Финляндии, прибалтийских государств, ставших на путь независимого развития.

Как либеральные, так и социалистические национальные партии поставили своей главной целью проведение системных реформ, которые затрагивали бы все без исключения сферы общественной жизни. Национальные либеральные партии видели будущее России в модификации автократического режима. Партии либерально-консервативного толка и либеральный центр (таких было меньшинство) предполагали, что самодержавие само, “сверху” проведет радикальную реформу и будет эволюционировать в сторону конституционно-парламентского строя. Левые либералы предполагали, что на власть возможно давление “снизу”, для того чтобы она успешнее реформировалась. Национальные партии социалистического направления стояли на позициях революционного радикализма и видели будущее России не просто в демократической республике, как левые либералы, но и в социализме. Здесь национальные партии были идеологически идентичны своим российским аналогам. Однако национальный вопрос не позволял им найти общий язык и объединиться с РСДРП или кадетами.

Несмотря на идеологические разногласия, и либералы, и социалисты считали, что этносам необходимо свое национально-государственное устройство. По представлениям идеологов национальных партий, оно могло быть двояким. Во-первых, в виде автономии {культурно-национальная автономия, национально-территориальная автономия, федерация); во-вторых, в виде независимых национальных государств. Идеологи некоторых национальных партий предлагали также создание федерации независимых государств на основе географической или историко-культурной общности. Причем, по их замыслу, в этой федерации не всегда находилось место новой, демократической России. Такая федерация должна была выступать как своего рода противовес возможным реваншистским выступлениям России.

После февраля 1917 г. у национальных партий наблюдается смещение акцентов в национальном вопросе в сторону большей национальной самостоятельности, что привело к конфронтации между национальными и общероссийскими партиями, еще более усилив центробежные тенденции в общественном развитии страны.

Октябрь 1917 г. вызвал резко негативный отклик у либеральных и У части членов социалистических национальных партий, что стимулировало процесс создания независимых национальных государств и перехода национальных партий, стоявших на позициях автономности, на позиции сепаратизма. Лишь небольшая часть левых в национальных партиях социалистической ориентации осталась на позициях интернационализма и видела будущее своей Родины вместе с большевистской Россией.

Отличительной чертой национальных партий, действовавших в Царской России, было стремление выражать интересы своих наций часто в ущерб декларированным идеологическим парадигмам. Русификаторская политика самодержавия только усиливала эту тенденцию. Однако неправомерно будет говорить, что национальные партии идеологически были несостоятельны и что национальный вопрос в практической деятельности партий довлел над идеологией. Национальный фактор в деятельности национальных политических партий был сильным, но не определяющим. По идеологическому признаку национальные партии классифицируются следующим образом:

1. Партии консервативного направления.

2. Либеральные партии.

3. Партии социалистической ориентации.

Итогом многолетней прямолинейной, а порой и грубой, оскорблявшей чувства национальных меньшинств русификаторской политики самодержавия стало выделение национальными политическими партиями национальных приоритетов в ущерб общероссийским, и как показали события февраля-октября 1917 г. партийные идеологи оказались правы: наиболее развитые в социокультурном отношении народы увидели свое будущее вне границ новой России, в то время как русские национальные партии проявили явное непонимание важности национального вопроса для будущего России.