О крещении. Сколько раз можно быть крестным? Можно ли православному быть крестным у иноверцев

Строка поиска: крещение

Найдено записей : 503

Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? (зять не дает согласия на крещение ребенка) И услышит ли Господь такие молитвы?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов (тогда совершается перед литургией проскомидия), в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Иисус Христос в Евангелии установил 2 таинства: Крещение и Покаяние - Причащение. А как возникли еще пять? Кто их установил и как они взаимосвязаны, необходимы? Спасибо!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Вы уже три назвали. Семь Таинств выделены особо, потому что они упомянуты в Новом Завете, в действительности, их намного больше. Любое священнодействие, в котором преподается благодать Божия - таинство, а иначе какой в нем смысл? О семи главных Таинствах Церкви прочтите на Азбуке: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/ и посмотрите видеокурс "Закон Божий" на нашем сайте: . Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Мне 35 лет. Мама говорит, что я крещеная, но с некоторых пор возникли сомнения. Дело в том, что когда я была маленькая, меня вроде крестили в деревне у отца, но это было не в церкви, а в каком-то доме. Кроме того, у нас в доме есть староверческая икона, оставшаяся после смерти бабушки и дедушки. Получается, что крестили староверы. Действительно ли такое крещение? Спасибо!

Оксана

Оксана, вопрос это серьезный. Нужно пойти в храм и поговорить со священником лично, выяснить подробности. На месте батюшка решит, нужно ли Вам креститься, или только дополнить крещение.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Стараюсь смиряться, и говорю себе, что на все воля Божия, но получается не всегда. Мы с мужем ждали нашего первенца, все было хорошо. Но ребеночек умер внутри, еще не родившись, в конце 8-го месяца беременности. Прошло еще очень мало времени, умер 14 октября, рожала мертвое дитя 16 октября. Я даже в церковь пока не могу пойти, так как с момента родов должно пройти не меньше 40 дней, чтобы женщине можно было зайти в церковь. Что мне делать? Могу ли я молиться за умершее дитя? Он теперь с Богом? Еще хочется понять - за что? Я знаю, на этот вопрос никто не даст ответ, но все же. Это за мои грехи наказание такое? Помогите мне, пожалуйста.

Елена

Здравствуйте, Елена. Сочувствую Вам, и уверяю, что никакие скорби, с нами случающиеся, не свидетельствуют о том, что Бог от нас отвернулся. Во-первых, не обращайте внимания на иудейские предрассудки, будто женщине что-то препятствует хождению в церковь. Единственное, что нас оскверняет - это сознательный грех, в котором мы себя оправдываем и не желаем каяться. Только нераскаянный грех препятствует нам прийти к Богу. А физиология - не грех, а естественное свойство нашей природы. А если мы телесные функции, немощи и болезни называем грехом, тогда мы самого Бога обвиняем в грехе, а это, простите, богохульство и идиотизм. Так что, как прочитаете ответ, так сразу и идите в церковь. Во-вторых, молиться за младенца умершего во чреве не имеет смысла, он уже в раю. Если мы, будучи жестоки, завистливы и самолюбивы, так беспокоимся и переживаем о душе младенца, как Вы думаете, неужели Господь Бог, которого мы называем Любовью, не позаботится о ней? Молитесь о себе, о прощении своих грехов, вольных и невольных, сознательных и несознательных. Все наши грехи ранят нашу душу и тело, и от этого мы страдаем. В-третьих, не задавайтесь вопросом "за что", на него не может быть ответа. Это все равно, что спрашивать, почему я родился китайцем, а не негром. Наши скорби обусловлены тяжкой болезнью нашей собственной природы. И никуда мы от этих скорбей не денемся. Если бы можно было их избежать какими-нибудь упражнениями, то не надо было бы и Господу воплощаться, не надо было бы и в Жертву Себя приносить. Пришел бы учитель-пророк, и научил, как надо спастись. Нет. Никакое учение, никакая религия не избавляют нас от того поражения и проклятия, которое вошло в естество человеческое через грехопадение первого человека, а нам оно передается по наследству по праву рождения, генетически. Требуется воскресение, чтобы вновь обрести подлинную полноту и целостность существа. Но подчинённое смерти не может воскреснуть, если только Тот, кому подвластна природа, творение, не воскресит его. Для этого Господь и пришел, воспринял во всей полноте нашу немощную природу, пострадал и воскрес. А нам теперь дается возможность вступить в наследие этого воскресения через рождение духовное, через крещение. Через жизнь христианскую стать способными принять природу Второго Адама - Христа. Как Он пострадал, так и нам надлежит пострадать, кратко, ограниченно, в этой временной жизни. Как Он воскрес, так и нам надлежит воскреснуть в вечность. Конечно, своими личными грехами мы усугубляем свою наследственную болезнь. Но и наоборот, понуждением себя к добродетелям, к жизни по Евангелию, уменьшаем смертоносность этой болезни. Не унывайте. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день о. Максим Прошу Вас ответить еще на 2 вопроса: 1. Христос своей крестной смертью, разрушив врата ада, вывел от туда в рай всех (ветхозаветных) праведников и тех, кто захотел за ним пойти. Но рай могут наследовать только те, кто получил крещение и, соответственно, чье имя записано после этого в Книге Жизни. Но если ветхозаветный праведник умер своей смертью, не получив крещения ни того, ни другого, и если он решил идти за Христом, наследует ли он Райские Обители? 2."... Милоcтивъ бyди ми и умоли Бога, Господень ангеле: имею бо тя застyпника во всeмъ животе моeмъ, настaвника же и хранителя, от Бога даровaннаго ми во веки." Говорится ли здесь о том, что Господь даровал ангела хранителя человеку в мир материальный и мир вечности?

Александр

протоиерей Максим Хижий

Добрый день о. Максим Прошу Вас ответить на вопрос 1: 1. Церковь православная молится о крещеных (в православной вере), за живых и почивших подаются записки с упоминанием их имен. Недавно читал о Беслане, маленький ребенок перед терактом просил его окрестить, но не успели, он погиб насильственной смертью. Можно ли считать, что он получил крещение кровью, как, например, ветхозаветные пророки-мученики? Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Если его считать крещеным, то можно ли подавать за него записки и как, зная лишь его собственное имя? Другими словами, как можно помочь его душе?

Александр

Я не думаю, что это было крещение кровью за веру... Но я уверен, что этот младенец не нуждается в молитвах о спасении его души. Он упокоен в обителях Бога. Я верю в милосердного Христа, а не в бога бюрократов со справками.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я выросла в татарской семье, они ислам проповедуют, но не соблюдают. Я с детства любила посещать церкви, моя душа спокойна, когда я стою на службе, я прочла Библию, некоторые, не буду лукавить, молитвы, и сейчас, в 26 лет, я хочу принять христианство, потому что глубокого верю, что это МОЯ вера. И верю в ИИСУСА. Как я могу это сделать, и могу ли? В интернете я наткнулась на много мнений, хотелось бы внести ясность.

Римма

Здравствуйте, Римма. Просто придите в ближайший храм, но лучше в тот, где есть подготовительные беседы с готовящимися ко Крещению. Прослушайте эти беседы, если будут вопросы, задайте их катехизатору. Вам предложат что-то прочесть самостоятельно, может быть, выучить Символ веры. В назначенное время примете Крещение. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Я имею сына, которому скоро исполнится год. Брак не зарегистирован. Я хочу крестить сына, но его мать категорически против крещения. Она неверующая, хотя сама в детстве крещенная. Что мне делать в данной ситуации? Могу ли я без разрешения матери покрестить сына? И еще один вопрос. Меня в детстве крестили не в церкви, а на дому у батюшки. Это был 1977 год, крещение происходила тайно. Действительно ли такое крещение?

Александр

Здравствуйте, Александр. Крестить ребенка имеет смысл только в том случае, если Вы намерены его воспитывать в православии. Вы сможете это сделать? Может быть, одна из причин противления Вашей сожительницы в том, что Вы до сих пор на ней не женились? Крещение Ваше действительно, если его совершил православный священник.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Наталья. Пишу Вам о проблеме своей дочери. Сейчас она живет со своим молодым человеком в гражданском браке. Частенько заводят разговор и о будущих детях. Моя дочь крещеная и верующая. Своих будущих детей тоже хочет обязательно крестить. Ее избранник тоже крещен в младенчестве, но сам не верует в Бога, и поэтому не дает согласия на крещение будущих детей. Такая беседа у моих молодых доходит до скандала. Каждый пытается убедить другого в правильности своей позиции. Подскажите, пожалуйста, как выйти из данного конфликта и сохранить хорошие отношения? Или, может быть, можно окрестить без согласия отца? Спасибо.

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Скажу Вам честно, если не заключат законный брак и не будут относиться друг к другу по заповеди: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; и, чего не желаешь себе не делай другому. Не только не делай, но даже не желай того, чего не хочешь, чтобы тебе желали. Даже не думай о человеке так, как не хочешь, чтобы о тебе думали. Так вот, если не будет законного брака и таких принципов взаимоотношений в семье, то очень скоро они разойдутся. А иначе и быть не может, просто встретились два эгоиста, и каждый пользуется другим, пока это удобно, приятно и не обременяет. Безрассудно нам с Вами обсуждать рождение и крещение детей в такой ситуации. Дай Вам Бог терпения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Хотела бы спросить: 1.Несколько лет назад выписала по почте в журнале "Мир книги" книгу матушки Фотинии, по ее советам купила в церкви ленточку с молитвами, надо ее положить над входной дверью от несчастий, каждому члену семьи купила такой поясок, и мы носим их при себе (в сумочке, сын в школьной сумке). Скажите, правильно ли я сделала, если нет, то как надо, и есть ли вообще в православной церкви такая матушка? 2. Купила в церкви масло в бутылочке, освященное, а что с ним делать, не знаю (я недавно начала ходить в церковь и многого не знаю). Оглядываясь назад, понимаю, что живу совсем не так, как надо православному христианину, много народных суеверий, которым учили с детства, теперь стараюсь по-новому построить свою жизнь, по заповедям Божиим. И еще хотела бы спросить. Я живу в селе, мне 36 лет. Когда мне было лет 10-12, приезжал священник и крестил всех желающих. Это проходило в каком-то домике, нас не окунали в воду, а брызгали водой всех сразу, имя не давали. Надо ли еще раз креститься?

ольга

Здравствуйте, Ольга. Книжонку эту надо сжечь, чтобы никому больше не попалась в руки. Особа эта организовала вполне оккультную, секту. Назначила себя ее главой, и распространяет чушь среди религиозно неграмотного населения. Даже если Вы купили в нормальной церкви какую-то ленточку с молитвами, сама по себе она Вам никакой пользы не принесет и ни от чего не защитит. Вещественные святыни только тогда на пользу человеку, когда он правую веру исповедует. И, следовательно, правильно воспринимает и использует эти святыни. А без этого можно обвешаться чем угодно, толку не будет, а вот вред очевиден - языческое, магическое восприятие вещей, событий и самого Бога. Мы руководствуемся не "матушками" и "батюшками", а признанными святыми отцами Православной Церкви. Обязательно надо иметь духовное чтение, соответствующее образу жизни. Мирянину подойдет чтение святителя Иоанна Златоуста, преп. Аввы Дорофея, прав. Иоанна Кронштадтского. Освященное масло можно употреблять по-разному, если это натуральное растительное масло, то можно в пищу добавить, а если ароматизированное, то помазывать им лоб крестообразно с молитвой: "Господи, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Крещение, если нет технической возможности совершать погружением, может быть совершено обливанием. Но сам чин крещение и крестильная формула должны быть правильно употреблены. Троекратно: "Крещается раб Божий (раба Божия), (имярек): Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. Исвятаго Духа. Аминь". Перед крещением совершается помазание елеем, а после крещения помазание миром. Если так и было, то крещение действительно, никак его дополнять, а тем более повторять, не надо. Если есть сомнения, то надо обратиться в ближайший храм, непосредственно к служащему священнику, все объяснить. Если Ваши сомнения обоснованы, то священник может назначить крещение с особой формулой: "Крещается, аще некрещена...", и далее все по чину. Это не будет считаться повторением Таинства, т.к. крещение возможно только один раз в жизни. Но если крещение было совершено неправильно, незаконно, или вообще это было не крещение, а какой-нибудь молебен водосвятный с окроплением водой, то это и будет единственное и неповторимое, и действительное крещение.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер, батюшка! Хотим покрестить дочь, и я столкнулась с такой проблемой, что не могу найти крестную. Потому что нет среди родственников и друзей истинно верующих людей, которые станут молиться за свою крестницу, воспитывать в православной вере. Как быть в такой ситуации? Есть ли выход?

Елена

Елена, в такой ситуации Вам нужно пойти на собеседование, которые проводятся перед крещением, и обратиться с этим вопросом к батюшке. Вместе Вы найдете, как выйти из положения.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, подскажите, грудничка зовут Арина, я так понимаю, что будут крестить Ириной, именины Ирины приходятся как раз на воскресенье, на 2 ноября (крестят у нас только по воскресеньям), но можно ли крестить в день рождения или смерти умершего родственника? Или лучше выбрать другую дату для крещения, не привязываясь к дню именин Ирины?

Варвара

Варвара, лучше не откладывать крещение ребенка. Тем более, если в этот день празднуется память святой, в честь которой девочку будут крестить. В жизни все гармонично: кто-то рождается, кто-то умирает. Не надо искать совпадений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Очень прошу Вас ответить. Собираемся крестить ребенка, но у нас в селе есть только молельный дом, старшую дочь мы тоже здесь же крестили. Вопрос: это верное крещение, т.е. состоявшееся будет крещение? Важно ли место? Крестить будет священник, отец Олег, он у нас давно приход возглавляет. И еще, простите, крестить сыночка будет армянин, он крещен в армянской церкви, мой муж и папа деток наших тоже армянин, противостоять я не могла. Заранее спасибо, всего доброго.

светлана

Здравствуйте, Светлана. Место не имеет значения, а если совершать крещение будет священник, то не потребуется восполнения чина, которое необходимо, если крестит мирянин. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день. У моей дочери большая проблема по поводу крещения ребенка. Она православная христианка, и хочет своего ребенка тоже окрестить. Но ее муж неверующий (хотя сам крещен в младенчестве), категорически против крещения ребенка. Переубедить его никак не получается. Как быть ей в такой ситуации? Можно ли крестить ребенка без ведома отца?

ННаталья

Здравствуйте, Наталья. Если любит и почитает мужа, то пусть не перечит. Если любит и почитает Бога, пусть крестит и терпит за это скорбь и поношение. Крещение само по себе ничего человеку не дает, если после сам он не будет себя понуждать к жизни по Заповедям Христа. Даже хуже будет человеку, если его крестили, а жизни христианской не научили. Язычник некрещеный за один и тот же грех будет страдать меньше, чем крещеный, но живущий как язычник.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! Очень люблю православный телеканал«Союз», в т.ч. лекции профессора А.И. Осипова - восхищают его ум и память, много полезного можно узнать. Но буквально вчера повергли в шок его слова о том, что креститься нужно в сознательном возрасте. Мы знаем, что людей бессознательных не причащают, а маленькие дети что могут осознавать – ничего, что, принимая крещение, взрослый человек сможет прочувствовать всё это таинство, а младенец - он ничего не понимает. И большинство/многие или все (не помню) святые крестились взрослыми. И на вопрос из зала «куда попадут некрещеные дети?» ответил: «конечно, в рай». Причем, это не его личное мнение, во всем Алексей Ильич ссылается на святых отцов: «там всё это есть». Мы как раз собираемся крестить ребенка, и с мужем недавно обсуждали эту тему, он не воцерковлён и не видит необходимости в такой спешке, а я считаю, и так надолго затянули (малышке 8 мес.) Мнения своего не поменяла, но как всё-таки правильно, и почему в церкви нам говорят одно, а с экрана любимого канала слышим другое?

ТатьянА

Здравствуйте, Татьяна. Крещение - это ведь не магический ритуал, который вне самой человеческой личности воздействует на его природу, это Таинство духовного рождения. Обещание Богу чистой совести, верности, праведности. Весь смысл и строй Евангельского учения о крещении, чинопоследования крещения, подразумевает сознательное исповедование Христа, веру непогрешительную и решимость впредь жить по этой вере. А.И. Осипов в этом вопросе "америку не открыл". Но и традиция крещения младенцев сложилась в недрах Церкви - как естественный вывод из учения о первородном грехе как глубинном повреждении природы человека, а через него и всего бытия. Хоть младенец и не сознает смысла, но так же как и взрослый подчинен законам естества. Какого естества? Глубоко больного. Родители же обязуются ввести чадо уже после крещения в то сознание, которое необходимо для искреннего принятия Христа. К сожалению, в наше время крещение воспринимается как механическое действие, не зависящее от самого человека. Крестили - все, уже христианин. Нет! Христианином еще надо стать. Так же, как ребенка родили - и что, он уже человек? А если его мартышкам отдать на воспитание, что будет? Если Вы сами ведете жизнь христианскую и можете этому научить ребенка, крестите. Никаких сомнений не должно быть. И упомянутый Осипов то же самое говорит, во всяком случае, в тех лекциях, которые я сам слышал. Сам я стараюсь детей от года до пяти не крестить. В этом возрасте они еще ничего не разумеют настолько, чтобы можно было объяснить даже элементарную суть происходящего, но зато прекрасно понимают, что с ними делают что-то против их воли. Зачем такой отпечаток оставлять на душе? Поэтому, или совсем кроху, или когда можно будет нормально поговорить и объяснить. Бояться, что что-нибудь произойдет с некрещеным младенцем, не надо. За всю историю Церкви только один блаженный Августин, да и тот - представитель западного христианства, - высказал мнение, что некрещеные младенцы в случае смерти попадают в ад, но это мнение не принял ни один святой отец. И у Церкви такого учения нет. В тех случаях, когда Вы сталкиваетесь с, как кажется, противоположными мнениями о вопросах веры, ищите ответа у Святых Отцов Православной Церкви. Кажется, у святителя Иоанна Златоуста на все темы есть Слово. Читайте его. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер! У меня вопрос. Мне 27 лет, зовут Ксения, недавно для себя решила, что хочу принять таинство крещения и быть ближе к Всевышнему. Я много прочитала, прошла беседы в церкви, уже готова креститься, но есть "но" - меня не могут крестить, так как я проживаю с мужчиной в незарегистрированном браке. Считается блудом и грехом. Но в нашем современном мире мужчины, хоть и говорят, что любят, но жениться все равно долго собираются, а уговаривать не хочу. Так вот, почему, если готова быть с Богом, духовно служить ему, Он не может принять меня? Но я также не могу и расстаться с мужчиной, потому что люблю его, и, может, когда-нибудь мы создадим семью. Мне ждать, пока он зарегистрирует со мной брак и быть просто прихожанкой церкви? Но в таком случае я не могу причащаться и исповедоваться. Очень буду благодарна за ответ.

Ксения

Здравствуйте, Ксения. Формулу любви Господь Иисус Христос выразил так: "Кто любит Меня, исполнит заповеди Мои. Не любящий Меня не исполняет заповедей Моих". Эта же формула применима к отношениям человеческим. Говорит, что любит, но жениться не хочет, чтобы иметь формальную свободу "поменять женщину". Простите, где тут любовь? Просто блуд. Христианство называет грехом не то, что запрещено заповедями, а то, что смертельно вредит человеку, и именно то, что убийственно вредно для нас, и запрещено заповедями. Это такой же запрет, как запрет ребенку совать пальцы в розетку. Все заповеди таковы. Если Бог говорит Вам - не блуди, значит, Он говорит - не пей кислоту. Или что-то в этом роде. А мы Ему в ответ: как же так, ведь мы же любим друг друга, в чем тут грех? Ответ. Мы не видим природы, ни своей собственной, ни, тем более, природы друг друга. Мы видим лишь участок кожи. Грехопадение лишило человека способности видеть природу. Поэтому и понадобились заповеди - предупреждения об опасности. Бог ничего вредного не сотворил, но неверное употребление даже самого благого-разблагого - вредно. Бог сотворил мужчину и женщину и благословил их - оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут двое плоть единая. И что Бог сочетал, человек да не разлучает. Брак - это клятва верности навеки, удостоверенная по законам общества. Во все времена был институт брака, и во все времена различали законный брак и блудное сожительство по влечению чувств. И то, и другое соединяют мужчину и женщину в плоть единую. Но брак соединяет во образ Христа и Церкви, а блуд - во образ животной случки. Кому ты уподобишься, человек? Не крещение делает человека христианином, а решимость отныне и впредь жить по заповедям Христа. Если нет такой решимости, зачем креститься? Это Таинство будет в суд. А если есть решимость, надо ее осуществлять во всем. Начать с подачи заявления в ЗАГС. Помоги Вам Бог.

Демон, который жил в человеке и был изгнан, ходит по пустынным местам и не находит себе покоя. И говорит: "Возвращусь в дом свой". Возвращается и видит, что дом не занят. Тогда берет еще семь демонов злых и приходит, заселяется в этого человека. Для последнего это заселение еще горше прежнего (Мф. 12, 43-45). Как это понять?

Человек принял крещение и стал продолжать прежнюю греховную жизнь, не стал ходить в церковь и молиться. Он при крещении принял в себя Духа Святаго, но потерял дарованную ему в этом Таинстве благодать, и Дух Святый уходит из него. Его душа становится пустой, безблагодатной. Злой дух, изгнанный при крещении, возвращается к прежнему обиталищу своему и видит, что оно не занято Духом Святым, и занимает его, да еще и приводит с собой других демонов...

У нас так и бывает. Огромный поток людей идет креститься, потому что сейчас все крестятся, для них это какой-то магический ритуал. Люди не знают, зачем крестятся. Прежде, чем креститься, человек должен изучить Священное Писание, постоянно ходить в церковь, поучаться христианской жизни. Что от него ждет Господь? Если человек принимает крещение, то он должен знать, что это второе рождение - рождение души. Господь прощает грехи (личные и первородный грех), дает Ангела Хранителя; этому человеку сообщаются благодатные дары Духа Святаго в Таинстве миропомазания. Человек вместе со Христом умирает и воскресает, когда его трижды погружают в воду... Потому он и после крещения должен быть со Христом, жить по Его заповедям. Иначе работать он будет диаволу, и душу его заселят демоны.

Человек принял крещение в зрелом возрасте. Продолжая греховную жизнь, стал отступником от Христа. Что ждет душу такого человека? Не лучше ли было ему совсем не креститься, чем не оправдать милость Божию?

Преподобный Макарий Великий шел однажды по пустыне и встретил человеческий череп. Он был пред Богом особым человеком, имел благодать Духа Святаго, и ему много было открыто от Бога. Он, будучи в особой благодати, ударил посохом по черепу и спросил:

Скажи, кто ты и где находишься?

Я идольский жрец, - ответил он.- Нахожусь в аду.

Бывает ли вам отрада, - спрашивал Преподобный.

Бывает отрада тогда, когда в Православной Церкви христиане поминают по субботам и воскресеньям своих усопших. В верхних слоях ада тогда бывает свет, частично он проникает и к нам. Тогда и мы видим друг друга. Нам это приносит великую радость.

Преподобный еще спросил:

А ниже вас - идольских жрецов - есть кто?

Православные христиане, которые приняли крещение, но в Церковь не ходили, крестов не носили, в грехах не каялись, не исповедовались, жили невенчанно, не причащались и умерли без покаяния. Они еще ниже находятся тех язычников, которые не знали Истинного Бога.

Меня крестили не в церкви, а дома, и не священник, а дед. Считается ли это крещение действительным?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что совершать таинства никто не имеет права, кроме епископа и священника. Но есть оговорка: бывает, что человек при смерти, а священника рядом нет. Тогда человека может погрузить в воду православный христианин, тот, кто постоянно ходит в церковь, живет по заповедям, соблюдает все посты, молится, исповедуется; такой человек может трижды погрузить больного во "Имя Отца и Сына и Святаго Духа". Если этот православный христианин совершил крещение умирающего, а больной выздоровел, то нужно добраться до ближайшей церкви, до священника и попросить довершить таинство через миропомазание.

Раньше, я знаю, было много таких людей, которые были крещены бабушкой или дедом. Но ведь подчас эти деды и бабушки сами в церковь не ходили; если и молились Богу, то дома. А это уже не считается, что человек православный. Поэтому людям, крещеным бабушками и дедушками, надо заново креститься.

Мой муж хочет принять крещение. Могу ли я быть его крестной?

Если вы будете крестной матерью своему мужу, то он вам уже будет приходиться духовным родственником - крестником, и с ним вам нельзя будет продолжать супружеские отношения.

Бывало часто, что девушка с юношей дружат, хотят пожениться. А потом их как-то попросят стать крестными матерью и отцом, и они соглашаются. После крещения они стали духовными родственниками - кумом и кумой, и жениться - венчаться уже не имеют права.

Если муж и жена стали кому-то крестными, то не должны продолжать жить по плоти, должны жить, как брат с сестрой.

У мeня дочь раньше жила некрещенной, имея детей, делала аборты, теперь она окрестилась. Снимается ли с нее грех за аборты? Снимаются ли крещением все грехи с человека?

Да, сказано, что в крещении человек рождается вновь. Господь записывает его в Книгу Жизни. Кто некрещен, того в Книге Жизни нет. Во время крещения человеку прощаются все грехи, и первородный, и личные грехи. Так сказано в Священном Писании: когда святой пророк Иоанн Предтеча крестил, то погружал человека до головы, тот исповедовал грехи, и он его погружал в воду полностью с головой - крестил (Мф. 1, 4-5). Поэтому в Православной Церкви по-настоящему совершают это Таинство так: до Таинства человек исповедует основные грехи...

Приходится мне в женской колонии крестить. Я подзываю по отдельности каждую, спрашиваю: "Какие у тебя грехи? Кого убила?" - и потом уже крещу. В это время прощаются все грехи. А спрашиваем грехи, совершенные до крещения для того, чтобы человек осознал их и не повторял, крестившись.

Затем его с головой погружают трижды в воду; читаются особые молитвы об изгнании нечистого духа и о посвящении этого человека Богу.

В Таинстве крещения рождаются новые граждане Православной Церкви, новые чада Божий.

У нас с Таинством крещения происходит что-то интересное. Многие превращают крещение в магию. Считают, что самое главное - это окреститься. Как должно разуметь это? Когда ребенок родился, если его родители не будут кормить и поить, то он умрет. И родители будут убийцами. То же самое происходит и тогда, когда человек принимает крещение. Он духовно родился, и если он не будет молиться, не будет исповедоваться, каяться и причащаться, то он духовно умирает.

Тот, кто толкнул этого человека совершить крещение неосознанно, безответственно, будет таким же убийцей.

Огромная масса людей сейчас принимает крещение, но потом в церковь не ходят, Богу не молятся, не каются. Но говорят с убеждением о своем прочном положении в христианском мире: "Мы - крещеные..." А какой толк, что вы крещеные? Человек стал членом Церкви, клеточкой в Теле Христовом и вдруг не стал в церковь ходить. Он снова попадает во тьму, во власть сатаны, потому страдает и мучается.

В Апостольских правилах сказано, что крещение совершается полным погружением. Мою дочь окропляли. Действительно ли это крещение?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Погружаясь в воду, как во гроб, мы со Христом умираем. И после троекратного погружения вместе со Христом воскресаем, подобно тому, как Он воскрес в третий день. Христос вошел в воды Иордана и погрузился в них. Потому и мы погружаемся в воды купели спасения.

Если человек находится при смерти и желает принять крещение, его следует, как говорит святой Игнатий Богоносец, облить водой так, чтобы все тело омылось водой. Мне пришлось в Иванове крестить одну больную женщину; она была лежачей больной - калекой. Ее подняли с постели, держали над тазом и я вылил на нее полное ведро заранее освященной воды. Обернули ее и положили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и светлая, как новорожденный младенец.

Окропление - это католический, униатский прием. В униатском храме, бывает, стоят 100 человек, желающих креститься. Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной! Есть благословение Святейшего Патриарха Алексия II совершать крещение только погружением. Для этого в храмах надо построить баптистерии. Выбирается маленькая площадка, вниз строятся три ступеньки; наливается вода в бассейн, и человек может свободно погрузиться с головой... Обычно тех людей, которые были крещены окроплением, перекрещивают с формулировкой: "Аще не крещен..."

Когда принимаем крещение, мы часто не отдаем себе отчета, что такое Православная вера, что она дает человеку.

На днях к нам в монастырь приехал молодой человек и сказал: "Я хочу креститься, принять святую Православную веру". Мы у него спрашиваем:

Ну, что ты знаешь о Православии? Что это такое?

Он замялся, потом говорит:

Я не могу сформулировать, но в глубине души чувствую, что должен стать православным.

Тогда его спросили:

А знаешь ли ты, сколько учеников было у Иисуса Христа?

Да, знаю. Трое.

А кто предал Его?

Знаю, его предал диавол.

Вот так мы с ним поговорили и поняли, что не готов еще человек стать настоящим православным истинным христианином.

Принимая крещение, мы читаем Символ веры. О чем он говорит? О том, что мы веруем во Единого Господа нашего Иисуса Христа, в Троицу Живоначальную.

Мне пришлось с этим молодым человеком, Володей, говорить:

Скажи, для чего в мир пришел Христос?

Ну, рассказать людям, как надо правильно жить. Путь им показать.

Вроде бы он правильно ответил.

А кем Он должен был быть?

Ну, как бы экскурсоводом.

Нет, дорогой. Надо тебе сказать, до Рождества Христова прошло 5508 лет после грехопадения первых людей Адама и Евы. Никто из людей после смерти в обители Рая не входил, все шли в ад. Для праведников там было "лоно Авраамово", где не было мучений.

Господь - Любовь. Сам принял плоть человека и жил на земле тридцать три с половиной года. Дал Евангельский закон, взял на Себя грехи всего рода человеческого, начиная от Адама и до последнего человека. И мои, и твои грехи две тысячи лет назад Он искупил Своею Кровью. Сколько еще будет рождено людей на земле - их грехи уже омыты Кровью Христовой. Господь за всех пострадал. И оставил нам веру и покаяние.

Если мы сейчас не будем веровать во Единого Бога, Творца Вселенной, Неба и земли, не будем каяться, мы за свои грехи понесем наказание.

Долго мы с ним беседовали. Позже я дал ему Евангелие. Прошло время, спрашиваю:

Так сколько было у Христа учеников?

Батюшка, двенадцать, а помимо их еще семьдесят.

Откуда ты узнал?

Со мной провели работу.

Ну, слава Богу! Но тебе еще нельзя креститься. Ты "сырой, необработанный материал". Не знаешь, чего от тебя Господь хочет. Внутренне ты должен измениться. Ведь что такое покаяние? Это перемена мыслей, перемена всей жизни. От того, что мы тебя сейчас покрестим, толку мало: какой ты был, таким ты и останешься. Ничего в тебе не изменится, никакой перемены в твоей жизни не произойдет. Вот как, допустим, готовятся родители к появлению на свет их первенца? Они готовят детское приданое: кроватку, колясочку, все необходимое. Точно так рождается человек в мир духовный. Для его рождения в мир духов тоже все надо приготовить.

Например, нельзя человеку дать диплом об окончании вуза, когда он только-только поступил в институт. Он же еще образования не получил, он еще не инженер и не врач. Ему надо потрудиться, узнать многое.

Точно так же и в Православии. Знаю из опыта, что можно тысячу людей крестить, но они пройдут мимо Церкви. Они не воцерковятся по-настоящему, после крещения Духовно умрут, потому что не подготовлены.

Человека можно крестить, когда он изучил Евангелие, начал читать утренние и вечерние молитвы, научился своими словами с Богом разговаривать. И, главное, приготовился к перемене жизни.

Те, кто себя готовили, внутренне изменились, после принятия крещения почувствовали внутреннюю благодать. И у них началась совсем другая жизнь.

Порой человек, начавший жить в духовном мире, имеет столько благодати, духовной силы, что готов всех обращать в веру.

Володя говорит:

Ну все, я теперь поеду и буду всех своих знакомых обращать!

Милый мой, как ты сможешь в веру людей обращать, когда еще сам Евангелие толком не прочитал? Ведь если человек тонет, то спасти его сможет только тот, кто сам хорошо плавает. А если не умеет он плавать и будет спасать, то оба пойдут ко дну. Надо сначала почву почувствовать под ногами. Человек в вере должен крепко стоять на ногах, быть убежденным, живым православным христианином. Не уклоняясь от Евангелия в ересь, надо уметь объяснить, что такое Православная вера. Ведь очень многие обожглись, читая Священное Писание, не зная его толкования. Библия - это обоюдоострый меч, не так возьмешь - обрежешься.

Если близкие уговорили неверующего человека принять крещение, может ли он спастись?

Господь говорит: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто не будет веровать, осужден будет". Если человек в таинстве крещения получил от Бога духовное рождение, но в церковь не ходил, не молился, не исповедовался, Святых Даров не причащался, духовная жизнь его на этом заканчивается и его душа умирает.

Сейчас таких людей множество. В церковь они обычно очень редко ходят. Какими бывают прихожане?

Есть "повседневные" прихожане, есть "воскресные", есть "праздничные".

Есть "великопостные", есть "четверговые" (они приходят причащаться в Чистый Четверг), есть "пасхальные". Такие говорят: "Как ни придешь в церковь, все поют "Христос Воскресе!" Есть "рождественские", есть те, которые ходят только на свой день Ангела. Есть прихожане "требные", они в церкви вообще не появляются, на дом вызывают священника поисповедывать грехи, пособоровать, причастить.

Есть прихожане "крещально-погребальные": младенца принесли, покрестили, и его всю жизнь в храме нет. А потом привезут на катафалке, отпоют "Со святыми упокой..." Конечно, это не православные христиане. Они извергнуты из Церкви, как недоношенный плод из материнской утробы, и находятся во тьме, во власти диавола.

Принял крещение - должен постоянно посещать храм Божий, быть живым членом Церкви. Напомним Апостольское правило: если человек без уважительной причины не был три воскресенья в храме, то он Духом Святым извергается из Церкви, находится во тьме, во власти диавола. Только через таинство покаяния, где он пообещает Богу исправиться и посещать богослужения, он может возродиться в духовную жизнь. Священник читает особую молитву, и эта душа вновь присоединяется к Святой Апостольской Церкви.

Я крещен на дому. Надо ли меня перекрещивать?

Если на дому крестили бабушки, не ходившие в церковь, то надо крестить заново. Когда мы жили в Сибири, там один дед с бородой ходил по деревням и за стакан водки всех крестил. Перед "крещением" примет стакан, а потом "крестит". Но это было просто кощунство. Окунет три раза, а потом ему еще стакан дадут, он где-то и свалится...

Сейчас храмы везде есть, они открыты, потому это таинство должно совершать только в храме. А дома (или в больнице) можно крестить в виде исключения, и из мирян имеют право крестить только настоящие православные христиане. Если больной (взрослый или маленький младенец) находится при смерти, а за священником ехать долго, может крестить православный человек, тот, который достойно причащается, постоянно исповедуется, в ком живет благодать Божия. Он, произнося: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь", окунает человека трижды. Это крещение считается действительным. Если больной останется жив, то крещение нужно дополнить священнику миропомазанием и молитвами из чина крещения.

Недавно мы крестили мальчика. У него сейчас большие искушения, он нервничает и кричит: "Бога нет, а есть только дьявол ". Снял с себя крестик, обвиняет, что его заставили креститься. Как за него молиться, чтобы помочь?

Молиться за него надо. Это с ним еще такое... детское. Может быть, по телевизору что-нибудь посмотрел, и тлетворное, демоническое семя заронилось в душу. Поэтому он и произносит такие слова.

А вот о том, что демон есть, а Бога нет... А куда же Он делся? Сколько тысяч лет был - и вдруг "Его нет"? Нашлись такие люди, про которых премудрый Давид сказал: "Рече безумец в сердце своем: несть Бога". Только безумный человек может сказать, что Бога нет.

Душа такого человека до последней клетки пропитана грехом. И в ней, конечно, Бога нет - Господь идет к тем, кто Его призывает. А кто не помнит о Нем, Он за теми наблюдает и напоминает о Себе, о Своей любви к заблудшему через скорби, болезни, всякого рода напасти. Кто-то скажет: "Ничего себе, вот это любовь!" А мы редко вспоминаем Бога, когда у нас все хорошо. Но как только умер кто-то, попал в аварию, в тюрьму, так сразу к Богу: "Последняя надежда на Него!" Народная пословица гласит: "Как тревога, так до Бога".

Любому говорящему, что Бога нет, можно поверить. Это правда. В нем Бога нет! В его сердце не благодать Божия, а антихристово отрицание Бога, адский пламень безбожия. Сколько же таких людей! Но сегодня они отрицают Бога, а назавтра Господь даст им познать Свое существование. И приходят такие на исповедь, каются, плачут.

Исследуя архитектуру христианских церквей 4—9 веков, историки и археологи находят баптистерии — специальные здания, строившиеся при церквах для совершения обряда крещения путем полного погружения человека в воду, как на это даны четкие указания в Библии. Баптистерий представлял собой бассейн, где и осуществляли крещение. Часто собрания верующих проходили в этом же помещении, при этом бассейн закрывался настилом. С 9 века баптистерии становятся достоянием истории, а вместо них в церквах в специальном притворе ставили купель — большую чашу на высокой подставке. Подобные купели сегодня можно увидеть в любом храме. Вследствие небольших размеров купели в ней осуществляется крещение только маленьких детей.

Взрослых же крестят, окропляя или поливая водой голову. Крещение детей начало входить в церковь в 252 году после церковного собора в Картагии. Однако прижилось оно не сразу, закрепившись только к 8 веку. Даже некоторые епископы выступали против крещения детей. Они утверждали, что дети не могут принимать крещения, так как слишком малы, чтобы сознательно исповедаться, веровать, так как не понимают еще, что есть зло и что есть добро, и не могут сделать сознательного выбора в пользу Христа. И все же противная сторона победила, ссылаясь на вырванный из общего контекста Библии текст: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:13—15). И сегодня многие утверждают, что крестя маленьких детей, они выполняют поручение Христа. Но так ли это? В приведенных строках нет ни слова о том, что Христос дал распоряжение или совет крестить детей. Речь идет лишь о молитве за детей и о том, что детей следует приводить ко Христу, иными словами, чтобы ребенок с самого раннего детства знал о Спасителе, учился доверять Ему.

В Евангелии от Марка 10:13—16 записано: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали… Иисус вознегодовал и сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте…» И обняв их, возложил руки на них и благословил их». Опять же о крещении детей нет ни слова.

Сторонники крестить детей в раннем возрасте ссылаются также на текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:5 — «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…». Основываясь на этих словах Христа, некоторые церковные иерархи утверждают, что без крещения ни один человек не может быть спасен, поэтому если взрослый или ребенок умрет не крещенным, то он обречен на вечную погибель и на вечные муки в аду. После такого утверждения можно понять родителей, которые торопятся крестить новорожденных детей. Но Библия содержит ответ и на этот очень важный вопрос. Рядом с Иисусом были распяты два разбойника. Один из них «злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39—43). Христос гарантировал разбойнику спасение и вечную жизнь, но почему? Потому что тот имел веру во Христа как Спасителя и потому что этот разбойник раскаялся в содеянных грехах, казнь свою принял без ропота, признав себя виновным и достойным наказания. А был ли этот разбойник крещен? Нет! Но если бы имел возможность остаться живым, то непременно бы крестился и последовал бы за Иисусом, оставив прежнюю греховную жизнь. Просто для этого у раскаявшегося разбойника не было уже времени, ибо его жизнь подходила к концу. Но Христос слышал его слова, видел его веру и читал в сердце этого разбойника. Поэтому спасение было ему гарантировано и без крещения! Это, отнюдь, не означает, что любому гарантирована жизнь вечная без крещения — речь идет об экстремальной ситуации, в которой может оказаться любой из нас. В любой момент наша жизнь может оборваться, и если мы не раскаялись во грехах и не приняли Христа своим Господом и Спасителем, символом чего и является крещение, мы рискуем навеки погибнуть. Но если человек искренне раскаялся во грехах, как разбойник, быть может, в последние минуты своей жизни, даже и не приняв крещения, и понял, что надеждой на спасение может быть только Христос, умерший за грехи людей на Голгофе, то любящий Господь дарует такому человеку жизнь вечную. «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1-Кор. 3:15). Итак, дела сгорят (недостойные, греховные, которыми человек занимался, быть может, всю свою жизнь), но сам человек может спастись, приняв Христа, быть может, в последние мгновения своей жизни. Но это отнюдь не означает того, что можно теперь жить и ни о чем не тужить, рассчитывая на то, что в момент опасности или тяжкой болезни будет время для покаяния. Такого времени может и не быть, и к тому же, следует помнить, что не всякое покаяние принимает Бог. Вы, дорогие читатели, нередко слышали о людях, которые перед смертью приглашают священника для того, чтобы исповедаться, помолиться и иметь гарантию вечной жизни. Таким образом, покаяние может быть на словах, но при этом может не исходить из глубины человеческого сердца как следствие глубокого осознания своего недостоинства и своей греховности. Свидетели природных катастроф часто приводят примеры того, как люди в минуты смертельной опасности нередко взывали к Богу, умоляя Его спасти и помиловать их, простить их грехи, и при этом клялись в случае спасения жить жизнью послушания Христу. Но, оставшись целыми и невредимыми, мгновенно забывали о своих мольбах и обещаниях, продолжая жить так, как жили, как им нравится, как удобно. Христу в их жизни места не оставалось, было не до Него. Так же нередко обстоит дело и с исповедью перед смертью. Останься жить такой человек, был ли бы он с Иисусом до конца своих дней? Поставьте себя на место такого человека и ответьте на этот вопрос сами себе, дорогие читатели. Заметьте только, что в приведенном примере не так уж важно, был человек крещен или нет. Ведь крещение также может быть на всякий случай принято как обряд, который необходимо принять, без всяких обязательств со стороны человека. А между тем, крещение — это завет, иными словами, договор человека с Богом, и как любой договор действительным может быть только в случае обоюдного выполнения условий его заключения. Бог обещает человеку прощение и спасение, а человек, принимая Христа своим Спасителем, обещает Ему послушание Его Закону (10 заповедям) и отказ от прежней греховной жизни. В случае невыполнения условия договора человеком, данный договор (крещение) становится недействительным, и Бог не может спасти такого человека.

Что же должно предшествовать крещению, и почему все же нельзя крестить детей в свете Библии? Христос повелел Своим последователям: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19—20). Научите соблюдать все, что повелел Христос! Вначале научите, а потом крестите.

Итак, если человек, ребенок или взрослый, не научен принципам Евангелия, ничего не знает о Законе Божьем и о Творце, не понимает огромного значения и величия Голгофской жертвы Христа, то для него не имеет значения, крещен он или нет. Подобное крещение Бог не принимает, потому что изначально человек не собирался (или просто не мог в силу возраста, если это ребенок) выполнить свою часть договора — завета с Богом, символом чего, как мы уже указывали, и является крещение. В некоторых церквах обязательство за ребенка перед Богом принимают на себя крестные отцы и матери. Если мы спросим тысячу людей о том, крещены ли они, и имеют ли крестных отцов и матерей, то наверняка получим утвердительный ответ более чем в 90% случаев. Но чему их научили крестные отцы и матери в духовном плане, познакомили ли их с чудесной личностью — Христом, рассказали ли о Его любви к человеку, о желании спасти и даровать вечную жизнь, о том, что есть грех и как во Христе жить жизнью без греха, о Законе Божьем? Большей частью на эти вопросы отвечают молчанием, ибо нечего сказать! Это и неудивительно, поскольку сами крестные матери и отцы редко когда могут сказать, что лично знают Спасителя и следуют Его путем. В подавляющем большинстве случаев крещение люди рассматривают просто как обряд, который совершают все, и который дает гарантию на Божью защиту. О Самом же Подателе защиты, благ и жизни порой и не вспоминают, разве что по большим праздникам.

Далее, как мы упоминали выше, постепенно во многих церквах было принято крещение детей еще и потому, что маленького ребенка удобнее крестить, ибо купель тогда нужна небольшая, и ее можно установить в храме, взрослых же крестить стали окроплением или поливанием водой головы, считая, что этого достаточно. Но в Библии дан пример, как нужно проводить этот обряд — полным погружением в воду. Во всем мире протестантские церкви в Германии, Скандинавии, США, Канаде, на Украине и в России проводят крещения в бассейнах или открытых водоемах — в реках, озерах, море. К примеру, протестантская христианская церковь адвентистов седьмого дня в 1996 году крестила в Киеве на Днепре 3498 человек!

Иисус Христос крестился полным погружением в возрасте 30 лет, хотя безгрешный Богочеловек Иисус и не нуждался в крещении, но выполнил его, чтобы «исполнить всякую правду…». А люди нередко говорят Богу: «Нам неудобно крестить погружением, и мы имеем другое мнение о возрасте, когда следует проводить этот обряд, и предпочитаем, вопреки Твоей воле, крестить детей». И, наконец, еще одно отступление от Библии — крещение за деньги! Думаю, что особый комментарий здесь не нужен, этот прием стар как мир!

Хочется подробнее остановиться на том, как лжеучение о крещении путем окропления или обливания водой входило в церкви. Церковным иерархам стоило немалого труда утвердить в церкви это лжеучение. Особенно плохо оно приживалось на Руси, где, к примеру, в 14 веке митрополит Феогност назвал чуть ли не еретиками священников, которые совершали крещение только путем окропления. В Западной Европе этот процесс шел быстрее, и на Равеннском соборе 1311 года было окончательно закреплено решение крещения детей, поэтому в те времена в Европе и на Руси почти невозможно было встретить взрослого, который не был бы крещен в младенчестве. Этот вопрос вновь обрел свою актуальность лишь в конце 20 века, когда, с одной стороны, рухнула коммунистическая идеология на 1/6 части суши, а с другой стороны, в Европе и Америке, когда люди обратили свои взоры к небу, увидев зловещие явления в мире природы и политики, открыли свои Библии, которые долгое время пылились на полках, и поняли, что о Боге они ничего не знают, и то крещение, которое они приняли в детстве, недействительно, захотели вновь, но уже вполне сознательно заключить завет с Богом посредством крещения.

Но большинство стремилось принять крещение на библейской основе путем полного погружения, а не по человеческим предписаниям и нормам. В конце времени, как это и было предсказано в Библии, люди захотели как можно больше узнать о Боге, Его Законе, Его воле, и не просто совершить внешний обряд, за которым ничего не стоит, кроме внешней формы, но заключить с полным сознанием ответственности со своей стороны завет с Богом, обещая Ему свое послушание и отдавая свою жизнь в Его любящие руки.

И еще несколько слов о том, как была крещена Русь. Это событие произошло, как мы знаем, при князе Владимире, язычнике до мозга костей, который принял христианство из политических соображений, ибо его брак с византийской принцессой Анной без этого условия не мог состояться. По поручению Владимира его послы должны были представить все «плюсы и минусы» различных религий, чтобы решить, какую же предпочтительнее принять на Руси. Язычнику Владимиру «не подошел» иудаизм, ибо от излюбленной на Руси свинины пришлось бы отказаться, не «подошло» и магометанство (ислам), так как при огромном «плюсе» — многоженстве был и огромный «минус» — необходимость отказа от вина, а как известно, по мнению Владимира, «веселие на Руси есть пити», не «подошло» католичество своей мрачностью, и очень понравилось православие своей пышностью и красотой внешней формы — обрядами. Суть христианства не очень интересовала языческого князя, как и то, что православие пришло на Русь из Византии в сильно искаженной форме, с большими отступлениями от Библии и от живого учения Иисуса Христа. Киевлян согнали на берег Днепра, и под страхом смертной казни по общей команде люди вошли в воду. Так над ними был совершен абсолютно не понятный обряд, после которого им объявили, что отныне они — православные христиане. Главное условие Христа — «Научите!» — выполнено не было. Люди остались теми же язычниками, как и были, и суеверия, наряду с языческими представлениями, постепенно вошли в «русское» христианство и прочно в нем закрепились на века. Подобным образом были крещены Польша, Чехия, Венгрия, Норвегия и т. д.

  • Можно ли крестить ребенка у кумовей?
  • Могут ли крестные пожениться?
  • Можно ли поменять крестную(-го)?
  • Может ли брат (сестра, дедушка…) быть крестной/крестным?

На эти и другие вопросы, связанные с таинством крещения, вы найдете ответы в этой статье , составленной из слов Виктора Гузенко в рубрике «Вопрос - ответ» .

Крестными МОГУТ быть:

  • беременные и незамужние женщины;
  • родные братья и сестры, бабушки, дедушки и другие родственники;
  • кумовья родителей (крестить детей друг у друга);
  • люди другой национальности.

Крестными НЕ МОГУТ быть:

  • инославные (мусульмане, католики, баптисты, протестанты…);
  • родные родители.

Когда надо крестить ребенка?

Чем раньше, тем лучше. Ибо с момента крещения у малыша появляется Ангел Хранитель и небесный покровитель. Ребенка можно причащать и молиться за него в храме.

Подруга осудила меня за то, что я крестила свою дочь в младенчестве и "не дала ей возможности выбрать веру". Что вы думаете по этому поводу?

Интересно, а если у вашей подруги есть дети, она ждет, когда они подрастут и, к примеру, захотят идти в школу, надевать теплые вещи, если холодно, кушать манную кашу, а не чипсы? Лечит ли она своих детей или ждет, когда вырастут и начнут понимать, как действуют уколы и таблетки? Если она все это делает, то где же ее демократия, почему она насилует ребенка? Значит, она считает, что она взрослая, умная и лучше разбирается, что полезно ребенку, а что нет. Так почему же в самом главном, в вопросе веры, мы должны пускать все на самотек? Так что, советуя вам оставить выбор веры ребенка до его повзросления, она сама поступает непоследовательно.

Меня крестили через окропление, а не окунание. Действительно ли крещение?

Несомненно, православная традиция крещения через погружение самая верная. Но, тем не менее, крещение через окропление или троекратное обливание во имя Святой Троицы тоже действительно. Ваше крещение действительно, перекрещиваться категорически нельзя. Конечно же, можно только приветствовать те храмы, где делают специальные баптистерии (крещальни) для крещения взрослых. А маленьких детей и так всегда можно погрузить в крещальную купель. О важности крещения через погружение говорит хотя бы такое каноническое правило, что лица мужского пола, крещеные в клиниках, больницах через окропление впоследствии, став взрослыми, не имели права быть священнослужителями.

Сколько раз можно быть крестным?

Крестным можно быть неограниченное количество раз.

У крестной начались критические дни, что делать?!

Правда ли, что нельзя покрестить ребенка с крестиком другого человека?

Рассуждения о том, что таким образом малыш может «взять чужой крест» или «взять чужую судьбу» - греховны и суеверны. Судьба каждого человека находится в руках Божьих. К области греховных суеверий относится мысль о том, что чем большего размера нательный крестик младенца, тем более тяжелый крест ему предстоит нести.

Можно ли стирать крыжму?

Крыжму (крещальное полотенце) стирать нежелательно, поскольку после миропомазания младенца на ней могут остаться частички святого мира. А одежду, которая не соприкасалась с миром, при необходимости можно постирать в любой день и даже в день крещения.

Что делать, если крыжма утеряна?

Большинство крещеных людей понятия не имеют, где находится их крыжма, это обрядовая сторона крещения, не стоит предавать ему большого значения.

Могут ли родители ребенка быть некрещеными?

Крещение родителей не является обязательным условием для крещения ребенка. Но если они считают необходимым даровать такое благо, как крещение, своему ребенку, то зачем обкрадывать себя и рисковать своей вечностью? Следует учесть, что некрещеные люди не могут присутствовать на таинстве крещения.

Могут ли инославные родственники присутствовать на крещении?

Некрещеные люди не могут присутствовать на таинствах Церкви.

Правда ли, что мать не может присутствовать на крестинах?

Женщина не может заходить в храм в течение 40 дней после родов, т. к. в это время она находится на очищении. Если вы крестите ребенка до истечения этого срока, действительно, мать не должна находиться в церкви. Если же после, то, взяв у священника молитву матери, женщина может присутствовать при крещении своего ребенка.

Можно ли поменять крестного/крестную?

А можно ли ребенку поменять маму? Приемных матерей, конечно, может быть сколько угодно, но родила-то все-таки одна, и поменять ее невозможно. Точно так же и с духовным рождением: кто был восприемником у крещальной купели, тот и является крестным. Если по какой-либо причине мы теряем контакты с крестными, но хочется, чтобы у ребенка были таковые, можно «назначить» какого-то хорошего человека условно-почетным крестным.

Можно ли стать крестным заочно?

Иногда люди хотят считать крестными тех, кто физически не присутствовал на крещении. Но крещение - это таинство, поэтому кто стоял у крещальной купели и воспринимал ребенка, тот и является крестным. А не тот, кого формально вписали в свидетельство о крещении.

Могут ли крестные пожениться?

У нас на Руси мысль о том, что крестные родители не могут между собой заключить брак, настолько распространена, что уже считается какой-то нормой, почти догматом. Но если учесть, что в Греции (от которой мы восприняли крещение) есть традиция брать одного крестного соответственно полу ребенка, то получается, что у нас второго крестного берут для пышности таинства. К тому же, крестные вступают в духовное родство с родителями воспринимаемого ими ребенка, а не между собой, т. е. опять получается, что нет препятствия для заключения их брака. По крайней мере, я не встречал законодательных запретов вступать в брак крестным. Уверен, что, выдавая такой ответ, я вызываю на себя гнев инакомыслящих оппонентов. Но я неоднократно читал многие публикации, согласные с моим мнением. На Руси даже были постановления Священного Синода по этому поводу в 1810 и 1837 годах, которые разрешали венчание крестных. Максимум, что для этого было нужно, это взять благословение у правящего архиерея.

Кого взять в крестные, если среди знакомых нет воцерковленных людей?

Конечно, хорошо, когда крестные - люди воцерковленные: они будут и молиться за крестника, и, надеемся, участвовать в его православном воспитании. Но это идеал крестного. К сожалению, реалии сегодняшнего мира таковы, что у нас, при подавляющем большинстве крещеных людей, воцерковленных и по-настоящему верующих - 2-3%. Где же на всех детей набраться верующих крестных? Поэтому крестите с теми крестными, которых найдете, пусть даже не особенно воцерковленными. В надежде, что вашей родительской веры будет достаточно для того, чтобы воспитать детей истинными христианами.

Может ли быть крестным неправославный человек?

Рекомендацию партии может давать только член партии. Поэтому восприемником православного может быть только православный. Ведь крестный в ответе перед Богом за своего крестника и обязан учить его православной вере, а не инославным заблуждениям.

Нужны ли крестные взрослому человеку?

Во взрослом возрасте допускается крещение без крестных, ибо человек ручается сам за себя.

Может ли быть две пары крестных?

По желанию родителей такое иногда случается. Запретов нет. В надежде, что будет больше молитвенников и потенциальных учителей в вере для ребенка.

Может ли быть один крестный?

По правилам Церкви, при крещении должен быть один восприемник соответственно полу крещаемого: у девочек - женщина, у мальчиков - мужчина. В Греции, от которой мы приняли крещение, так и есть. То, что у нас для ребенка выбирают крестного отца и мать, носит скорее традиционный характер.

Можно ли крестить ребенка без крестных?

Если не получается найти крестного, можно попросить, чтобы крестным был сам священник, совершающий крещение. Или дедушка/бабушка. Если и это не получится, не оставлять же ребенка некрещеным - покрестите без крестных. К тому же, в последнее время младенцы рождаются очень слабенькими, часто священникам приходится крестить их прямо в больницах, в реанимации, куда никого не пускают, в том числе и крестных.

Можно ли крестить ребенка под другим именем?

Увлечение двойными именами - это новая ересь XXI века. Крестя ребенка, мы нарекаем его именем какого-то святого. Этот святой является небесным покровителем человека, а когда по паспорту человек живет под одним именем, а в крещении и в Церкви - под другим, то получается, что в обыденной жизни его все время дразнят какой-то кличкой. Откликаясь на нее, человек косвенно унижает своего небесного покровителя, в честь которого он крещен. Это не христианский подход, в частности, подобное явление есть в секте мормонов (тайное имя при крещении). В Церкви только тогда допускается крещение с именем, отличным от того, что записано в свидетельстве о рождении, когда такого имени нет в православных святцах (Перестройка, Ваучер, Трактонина, Сталина и прочее), а родители уже вписали его в свидетельство о рождении. Тогда при крещении дается такое имя, которое есть в святцах, в честь какого-то святого, а не в честь трактора, Ленина или рабыни Изауры.

Я крещеный, но также крестился в другой религии. Нужно ли креститься второй раз?

Священное Писание категорически говорит о едином крещении. Ибо при крещении происходит таинственное священнодействие, при котором простой человек становится христианином. Если он отпадает по какой-то причине от православной веры, когда хочет вновь вернуться, принимается через покаяние, а не повторное крещение. Тем более что «таинства» других религий безблагодатны и недействительны.

Не знаю, крещен ли я. Что делать?

Если возникают подобные недоуменные вопросы, следует прийти в православный храм и попросить священника совершить таинство крещения со словами: «Аще не крещен (если не крещен), крещается раб Божий...»

Что входит в обязанности крестного?

Не дарить подарки крестникам на дни рождения! А молиться за них и по мере своих возможностей воспитывать в православной вере. Часто люди воцерковленные не хотят становиться восприемниками детей, чьи родители являются православными только по имени и не посещают храм Божий. Мол, как же я смогу воспитать малыша в православной вере без помощи родных отца и матери? Конечно, они правы. Но следует помнить и о том, что при крещении ребенок получает Ангела Хранителя и благодать Божию, за него можно молиться в церкви, подавать записки и ставить свечи. А Господь по Своей милости часто творит различные чудеса, даруя помощь исцеления даже крещенным, но мало воцерковленным Своим детям. Помогите ребеночку хотя бы принять крещение. Этим мы посадим зерно веры в надежде, что Господь взрастит из него плод для Царства Небесного.

Можно ли православному быть крестным у иноверцев?

Канонами Церкви православным христианам запрещено участие в инославных «таинствах», ибо, присутствуя на них, мы признаем их действительными и отрекаемся от истинной веры.

Кто мой небесный покровитель?

Каждый человек крестится в честь какого-то святого. Например, Николай в честь святителя Николая, который является его небесным покровителем. Если человек не знает, в честь какого святого его крестили, а имя, которое он носит, имеют несколько святых, тогда надо выбрать или ближайшего ко дню рождения, или ближайшего ко дню крещения, или просто любого, кого человек хочет считать своим небесным покровителем. И тогда день памяти такого святого будет днем ангела этого человека.

Можно ли покрестить человека заочно?

А можно ли сделать операцию человеку без его присутствия? Возможно ли накормить человека заочно? И каким образом можно крестить взрослого человека без его присутствия и без его согласия? Конечно же, нет.

Нужно ли креститься, если муж/жена/жених... на этом настаивают?

Про взрослых людей в Евангелии сказано: «Если имеет веру и крестится, спасен будет». Посылая апостолов на проповедь, Христос говорил: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Эти места Евангелия говорят нам о том, что взрослый человек, желающий принять крещение, должен веровать во Христа и знать основополагающие истины христианского вероучения. Без веры креститься нельзя. Ведь это не театральное обрядовое действие, это таинство.