Где молиться за некрещеных. Молитва за некрещеных усопших - как правильно молиться за взрослых и детей

История из жизни. Умирает дедушка, старый-старый. Почти до 92 лет дожил. Однако так и не стал православным человеком. В том смысле, что не крестился.

Бабушка - вдова очень расстроена, ведь дедушку и не отпевали, и крест на могилу поставить нельзя. Но она не задумывается о том, как помочь своему покойному супругу. Скорбит из-за того, что не отпели, но не скорбит о дальнейшей участи усопшего.

А между тем как помочь покойным некрещеным? Есть ли специальные молитвы за некрещеных усопших? Давайте поговорим об этом в статье.

Что такое крещение?

Сейчас возникла мода на крещение. Как бы страшно это ни звучало, однако так. Почему мода? Потому что детей крестят, и на этом все. Про то, что надо ходить в храм и подносить ребенка к причастию, забывается. И хорошо, если крест с новоиспеченного раба Божия не снимут, как только выйдут за пределы церкви.

Возникает вопрос: какой смысл в крещении тогда? Окрестить ребенка по принципу "чтобы было"? Зачем крестить, если родители от веры далеки и крестные чаще всего тоже? Что дает это крещение?

Почему-то родители таким вопросом не задаются. Надо и все тут. Кому надо, зачем надо и для чего - совершенно непонятно. И это совершенно дико, Господи помилуй. Не задумываться над целью совершаемого действия, но обязательно сделать.

Однако мы отвлеклись. Что такое крещение? Это одно из семи церковных таинств. Почему таинство? Потому что при крещении на человека незримым для нас образом сходит благодать Божья. Крещение - это рождение духовное для вечной жизни.

А что с некрещеными?

Если человек умер некрещеным, он не попадет в Царство Божье? Это очень сложный вопрос, ответить на который может только духовно опытный священник. Родственники покойного должны задуматься, как помочь ему.

По правилам церкви некрещеных запрещено поминать на литургии. За них нельзя подавать записки, заказывать панихиды и сорокоуст. Это объясняется тем, что человек не родился для жизни вечной, не стал христианином. Тяжелее всего это сознавать родственникам тех, кто добровольно не желал креститься, хотя знал о Боге, но отвергал его.

Есть ли молитва за некрещеных усопших или за них нельзя молиться вообще? Об этом узнаем чуть позже. А сейчас поговорим о умерших без крещения младенцах.

Если ребенок умер некрещеным

Еще одна история из жизни. У молодой пары долго не было детей. Наконец жена забеременела. Радости не было предела.

Подошел срок рожать, а у будущей матери возникло нехорошее предчувствие. Она была уверена в том, что из роддома не вернется. Муж утешал, мол, все это страхи перед родами.

Роды были тяжелыми, ребенок застрял в родовых путях. Врачи приняли решение о кесаревом сечении. Не успели, новорожденная девочка задохнулась. Так и не увидев этот мир.

О чем переживает ее совсем еще молодая и верующая мама? О том, что не смогла окрестить дочку. Похоронить похоронили, но некрещеную.

Есть ли молитва за усопших некрещеных младенцев? Можно их поминать в церкви? Они же не виноваты в том, что родители не успели окрестить. Увы, но в церкви молиться за некрещеных деток нельзя. Можно поминать их в домашней молитве, но не более. Равно как и крест на такие могилы не ставят по причине того, что ребенок не родился духовно для вечной жизни.

Покойные родители

В начале статьи приводился пример с некрещеным дедушкой. Сколько таких дедушек и бабушек умирает ежедневно?

Если вспомнить Советский Союз с его религиозными запретами, то можно утверждать, что не одно поколение ушло на тот свет некрещеным. Как быть их детям? Отпеть заочно родителей нельзя, молитвы за некрещеных усопших родителей не существует, в церкви их не помянуть. Что делать? Поминать их в домашней молитве, просить Бога о прощении грехов умерших родителей и облегчении их участи в жизни вечной.

Кто-то удивится слову "отпеть". Как отпевать-то, если умерли давно? Существует практика заочного отпевания. После того как СССР распался, люди бросились в храмы - отпевать своих умерших близких. Такая практика существует уже давно, но мало кто знает о ней.

Как облегчить участь некрещеных?

Имеется в виду загробную. Как помочь им, если молитвы за некрещеных усопших перед Богом как таковой нет?

Поминать в домашней молитве. Когда мы читаем утреннее правило, в конце идут две молитвы: за живых и за мертвых. Мы перечисляем имена родных. Для живых просим помощи здесь, для мертвых - прощения грехов их и жизни вечной. Для некрещеных покойных близких следует просить облегчения загробной участи.

о некрещеных и самоубийцах

У оптинского старца Льва (Леонида) был ученик Павел. Отец Павла покончил жизнь самоубийством, и его верующий сын очень переживал. Утешал его старец и учил, как нужно

Текст молитвы оптинских старцев за некрещеных усопших:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Таким образом, мы видим, что молиться за них дома не является грехом. Господь милосерден, и по милости своей способен облегчить участь умершего некрещеным.

Как хоронят некрещеных?

Итак, есть ли молитва за некрещеных усопших, мы выяснили. Текст приведен выше. А как хоронят их? Неужели за воротами кладбища?

Раньше их хоронили так же, как самоубийц, - за кладбищенской оградой. Сейчас времена изменились, некрещеных хоронят на кладбище. Но с некоторыми оговорками:

  • Их не отпевают.
  • Им не ставят кресты.
  • На могилу некрещеного не приглашают священника для совершения панихиды или литии.

То есть пришел человек на могилу к некрещеному родственнику - вполне допустимо помолиться самостоятельно и помянуть его. Но заходить в церковь, подавать записки и ставить свечи за эту душу нельзя.

В России плотно прижилась традиция оставлять на могиле стакан водки и кусок черного хлеба. Традиция эта, мягко говоря, странная. Крещеных людей так не поминают, да и некрещеных не нужно. Это неуважение к покойнику, чтобы там ни говорила русская традиция.

Служба святому Уару

Есть молитва св. Уару за некрещеных усопших? Да, есть такая. Но что странно, в некоторых храмах раньше служили службы ему, прося за тех покойников, которые не приняли крещения. Но это неверно, особенно если служба неканоническая, то есть переделанная.

Этим занимались нечистые на руку священники. Они уверяли неграмотных духовно прихожан, что за некрещеных можно и записки подать, и панихиду заказать, и службу Уару отслужить. Это в корне неверно.

Церковь молится лишь за верных своих, за рабов Божьих. Даже в домашней молитве за усопших можно видеть строку, в которой сказано: "... и всех православных христиан". Ключевая фраза - "православных христиан". Некрещеный человек может быть православным христианином, если над ним не совершалось таинства крещения?

Это ни в коем случае не значит, что, если человек не крещен, он плохой. Вероятно, что он прожил жизнь в тысячу раз лучше крещеного человека и творил такие дела милосердия, какие и православным не снились. Но закон есть закон. Церковь ставит некрещеных в один ряд с иноверцами. Поэтому молитва за некрещеных усопших в храме не совершается. И тут совершенно не причем. К слову, эта "служба" уже пару десятилетий не издается.

Можно ли поминать некрещеных в церкви мысленно?

То, что молитва за некрещеных усопших в церкви не осуществляется, это понятно. Равно как и то, что записки подавать за них нельзя, панихиды заказывать - тоже. Но почему бы не помолиться за усопших близких мысленно, находясь в храме? Это же не возбраняется?

Увы, но возбраняется. В церкви молятся только за православных христиан, за тех, кто был крещен в лоне ее. Если человек по каким-то причинам не принял таинство крещения, его нельзя поминать во время литургии даже мысленно. Подчеркиваем: во время литургии, когда идет особая служба.

Однако есть одно большое но. Это священники. И лучше обратиться за помощью к ним. Кто-то откажет в молитве, так как человек был некрещеным. А кто-то помолится.

Резюмируем

Основная цель статьи - рассказать читателю о молитве за некрещеных усопших. Основные аспекты:

  • Некрещеных нельзя отпевать и ставить на их могилы кресты.
  • О них не молятся в церкви.
  • Запрещено подавать записки за тех, кто умер, так и не приняв таинства крещения.
  • Сорокоуст и панихида по ним не служатся.
  • Церковь приравнивает некрещеных к иноверцам.
  • Поминают их только в домашней молитве.

Господи, помилуй, как же помочь тогда им? Неужели одной утренней молитвы достаточно для того, чтобы облегчить участь усопшего некрещеного?

Об этом стоит поговорить со священником. По его разрешению читать дополнительные молитвы, или акафисты. Но в таком деле нельзя молиться самочинно. Слишком это серьезно, а искушения еще никто не отменял.

Заключение

Мы рассмотрели основные вопросы, которые ставились в аннотации статьи. Дали на них ответ. И теперь стало понятно, почему не поминает церковь некрещеных усопших и как можно им помочь здесь.

Стоит ли вообще молиться за них, если это чревато искушениями? Обдуманно, посоветовавшись с батюшкой, если речь идет о дополнительных молитвах. Поминать в домашней не только можно, но и нужно. Читать Псалтырь и молиться, чтобы облегчить участь усопшего - прямая обязанность наша.

Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.

Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами», - вновь сказал череп, - «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада». После беседы старец предал череп земле.

За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах. Т.е. во время Литургии вообще нельзя молиться за некрещеных, ни вслух, ни даже про себя, потому что в это время приносится бескровная Евхаристическая Жертва, а она приносится лишь за членов Церкви. Такое поминание допускается лишь во время панихиды, про себя, и никогда на Литургии.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему ». Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных:

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя» .

Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».


Костница Седлец в городе Кутна-Гора (Чехия)

Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Православная Церковь свидетельствует, что есть христианский святой, имеющий особую благодать молиться об умерших некрещеными. Это пострадавший в III в. св. мученик Уар. Существует канон этому святому, в котором основное содержание — просьба к св. мученику помолиться о некрещеных. Этот канон и молитва св. мученику Уару читаются вместо тех заупокойных молитв, которые Церковь возносит о крещеных.

У близких покойного (особенно у детей и внуков - прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.

И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

Священник Павел Гумеров

Просмотрено (12361) раз

Холод не творит правды Божией

Сам я вырос в среде, где не было верующих, буквально ни одного! Только няня моя ходила в церковь, но эту няню никто всерьез не воспринимал. После смерти родителей я крестился и даже вопросом не задавался: можно ли молиться за некрещеных покойных? Мои родители были крещеными, но я-то знал, что они были такими же точно неверующими, как и их некрещеные друзья. А вторые - такими же хорошими людьми, как и мои родители! Как же свойство, в наличии которого, так сказать, не участвовало сердце моих родителей, могло сделать их загробную участь светлее, чем у друзей, этим свойством не обладавших? Мне объяснили, что за некрещеных нельзя подавать записки, и я это сразу понял (помню, как сразу принял), но в своей молитве о дорогих покойных неверующих я никогда не делал различия: крещеные или нет.

Тайна, не лишающая надежды

Церковь учит, что душам умерших нужны наши молитвы. Страшный Суд тем и отличается от так называемого частного суда над душою почившего человека, что к Страшному Суду ее участь может стать лучше - она может оказаться «отмоленной». Мне врезалось в память впечатление из периода моего неофитства: рассказ матушки одного священника о своей знакомой, у которой сын кончил жизнь самоубийством. Отягченная таким страшным горем женщина неустанно молилась о сыне в течение целых двадцати лет, и однажды родные услышали, как она воскликнула в своей комнате: «Отмолила!». Я подумал тогда: «А откуда она знает, что теперь все в порядке? Она ведь только почувствовала, что стало легко на душе». И дальше подумал: «А каким еще образом могла она быть извещена? И отчего ж ей не доверять?». Этот рассказ и мое доверие к нему нередко вспоминались мне впоследствии, и я пришел к заключению, что если душа самоубийцы может быть отмоленной, то уж тем более это должно относиться к душам некрещеных, так мне думалось.

Самый знаменитый случай действенности молитвы за покойного некрещеного встречается в разных книгах, упоминается в разных поучениях и в синаксари субботы мясопустной. Его приводит и отличающийся строгой взыскательностью отец Серафим Роуз в книге «Душа после смерти» (Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. М., 2008. С. 196). Речь идет о том, как святитель Григорий Двоеслов был услышан в молитве за душу императора Траяна. Святитель был тронут добрым поступком Траяна и молил со слезами о язычнике-императоре, так что в житии его говорится, что Траян был (как бы задним числом) «крещен слезами» молитвенника. Стоит вспомнить, однако, и то, что святителю Григорию было при этом сказано: «Ни за какого другого язычника больше не проси!». Отчего? - об этом стоит задуматься. Но, как бы то ни было, нет оснований не доверять упомянутому рассказу о святителе Григории и императоре Траяне. «Хоть это и редкий случай, - комментирует иеромонах Серафим (Роуз), - но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры».

Горечь переживания за близких, не принявших Христа, имеет предельное выражение у апостола Павла в послании к римлянам: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9.1-3) - лишь бы они спаслись. Бывает так, что в молитве о дорогом тебе неверующем, нецерковном человеке хочется воскликнуть: «Господи! Ты же знаешь его! Разве это, и это, и это не от Тебя у него, не драгоценно перед Тобою?». Просишь о его обращении, а он так и умирает, сторонний Церкви, а порою и некрещеный. И что же теперь?

Мученик Уар

Святой Уар был офицером римской армии, начальником одной из когорт, стоявших в Александрии. Он пострадал за Христа в 307 году н.э. Мучители бросили тело Уара в то место, куда сбрасывали трупы животных. Благочестивая вдова, по имени Клеопатра, нашла его тело и, с помощью рабов, перенесла в свой дом, где и погребла. Через несколько лет, когда гонения утихли, Клеопатра решила возвратиться на родину, в Палестину. Под предлогом, что выносит тело своего мужа, военачальника, она вынесла тело святого мч Уара. Ей не хотелось, чтобы тому воспротивились александрийские христиане, потому она так и поступила. На родине, в селении Эдра, недалеко от Фавора, Клеопатра заново похоронила святые останки в той же гробнице, где были похоронены ее предки. Каждый день она приходила к гробнице, ставила свечи и совершала каждение. Вслед за Клеопатрой, ее земляки стали почитать гробницу мученика Уара и, по молитвам к нему, получать исцеления для себя и своих близких. Единственный сын Клеопатры Иоанн достиг 17-летнего возраста и должен был, по протекции, устроенной его матерью, получить хорошее место в императорском войске. В то же время вдова была занята возведением храма над гробницей святого Уара и решила не отдавать сына в армию, пока не будет окончено строительство. По освящении выстроенного храма и совершении первой литургии в нем, Клеопатра припала к гробнице с горячей мольбой ко святому о предстоящем поприще сына. Затем она устроила богатый пир и сама прислуживала гостям. Во время пира Иоанн неожиданно занемог и ночью умер. Безутешная вдова бросилась к гробнице святого мученика Уара с горькими упреками, и прямо у гробницы, от усталости и великой скорби, заснула на короткое время. «В сновидении пред нею явился святой Уар, держа за руку ее сына; оба они были светлы как солнце и одежды их были белее чем снег; на них были золотые пояса и венцы на головах, красоты несказанной» - говорится у Димитрия Ростовского. В ответ на упреки мученик Уар сказал вдове, что вымолил прощение грехов для ее родных, с которыми она положила его в гробнице; сын же ее взят в небесное воинство…

Проведя еще семь лет в служении у гробницы святого мученика, в которой она похоронила также и своего сына, Клеопатра преставилась ко Господу.

Таково, в самом кратком изложении, житие святого мученика Уара и благочестивой Клеопатры. На основании того, что святой Уар вымолил прощение грехов родным Клеопатры, многие из которых, очевидно, не могли быть христианами, по сложившейся церковной традиции, считается, что этот святой наделен особой благодатью молиться за тех, кто умер некрещеными. Канон святому мученику Уару в «зеленых минеях» пронизан, главным образом, именно этой мыслью.

Опыт утешения

Уже много лет, от печального повода к печальному поводу, случается бывать мне на молебне святому мученику Уару в церкви Живоначальной Троицы на Пятницкой улице. Храм этот виден вдалеке слева, как только выйдешь на Пятницкую из метро «Новокузнецкая». Это единственное место в Москве, где молебен мученику Уару, с усердным прошением о упокоении некрещеных родных и «знаемых», служится неукоснительно каждую субботу после литургии; он начинается, таким образом, между половиной девятого и девятью утра.

Есть священники, относящиеся к такому молебну категорически отрицательно, и нельзя сказать, что для этого у них нет оснований - см. ниже. Есть, напротив, вдохновенные почитатели мученика Уара и горячие молитвенники о тех, кто умер вне тела Христова. Есть и те, кто относится к данному вопросу благожелательно и рассудительно: признавая традицию и насущную потребность православных верующих в обращении к мученику Уару, они сторонятся всякого воодушевленного излишества в этом молитвенном деле.

По мысли первых, обретаемое в молитве к св. Уару утешение ничего не значит ! Мало ли, мол, откуда можем мы получить утешение нашим несовершенным чувствам, оно вполне бывает и «слева». Если судить абстрактно, замечание это справедливо. Но есть некое «качество» духовного утешения, знакомое каждому церковному верующему, в котором, как мне кажется, ошибиться вряд ли возможно: чистоту, подтверждаемую опытом , не подделаешь! Для настроенных негативно это, конечно, не аргумент, но, слава Богу, в православии можно смотреть по-разному и оставаться верным тому, что выверено сердцем.

Народу на молебен собирается много, впрочем, бывает по-разному: иногда не так уж и много, а иногда стоять тесно. Всегда есть люди при этом, от одного лишь взгляда на которых сердце кровью обливается, иначе не скажешь. Удрученные, бледные, отягченные неизбывной горечью. Один раз мне запомнился в особенности. Собралось человек, наверное, тридцать. И такое было заметно общее перед молебном чувство, будто у каждого из собравшихся дорогой ему почивший человек или жизнь самоубийством закончил, или Церковь хулил что есть мочи. Казалось, в том, что повисло в воздухе, можно было просто «угореть». Начался молебен, знакомые прошения, возгласы - и потихонечку стало становиться по-другому… ничего особенного, никакого внезапного «проветривания», а просто по-другому, полегче. А потом еще полегче и еще. И вдруг стало, в конце, совсем легко, радостно! Я посмотрел на лица вокруг: другие лица! Так только в Церкви бывает. Лишь при живом общении Церкви воинствующей с Церковью торжествующей возможна такая неприметная и такая верная победа над «князем, господствующим в воздухе».

Живое свидетельство

О победе святого Уара «в воздухе» рассказывает Н.А., прихожанка одного из московских храмов, немолодая уже женщина, пришедшая к вере в начале 1980-х годов, когда младшему сыну Андрюше было четыре года, чуть больше. Он все болел, все время кашлял, ничего не помогало, и один хороший знакомый, ставший священником, сказал матери: «Ты вот все пробуешь народные средства. Попробуй и такое: причасти Андрюшу. И старайся причащать его почаще, раз в неделю». «Средство» помогло, ребенок выздоровел, а мама пришла к вере. И тогда же в Церковь ушла трудиться. Огорчало ее, что муж остается неверующим. И поделать ничего не поделаешь: уважай мол его свободный выбор. А дети? А сам он? Н.А. не хотела успокоиться, но никто не мог ей помочь.

Прошло уже около года, как Н.А. обратилась к вере, и вот один батюшка благословил ее молиться об обращении мужа мученику Уару: читать каноны ему, и житийный, и тот, что о покойных некрещеных (имелось, конечно, о ком молиться). С церковной литературой было тогда так плохо, что даже трудно сейчас представить. Н.А. переписала каноны из дореволюционных миней, и стала читать их каждый день.

Начался вскоре Великий пост. Н.А. уже знала о возможных искушениях, и, действительно, незнакомые люди на улицах Москвы стали ей доставлять их то так, то этак. Пьяницы лезли, к примеру, то грубые, то с объятиями. И вдруг - затишье. Каноны Н.А. читает, а ничего не происходит «такого», хотя уже раз двадцать прочитала в «затишье». Она и говорит себе: «Что ж я тараторю? Может, я зря уже читаю, раз ничего не происходит?». В тот же вечер она пожалела о своем неосторожном вопросе. Андрюша вдруг проснулся, вскочил на своей постели и кричит: «Откройте, откройте скорее окошко - такая вонь! такая вонь!» Дочка прибежала из соседней комнаты, открыла окно, хотя ни она, ни Н.А. никакого плохого запаха не чувствовали. Чувствовал только пятилетний Андрюша. Он сел на кроватке и рассказывает: «Вот здесь - он показал налево от себя - показался маленький «он», противный и будто в короне, только это совсем не корона. А тут - показал он напротив - появился мученик Уар (хотя Андрюша не слышал от мамы об Уаре), и от него исходили лучи, которые стали попадать в «того». «Тот» извивался, извивался, но луч вдруг попал, и «он» тогда лопнул, и плохо, очень плохо запахло!». Не сразу мама его успокоила, наконец, мальчик крепко заснул, а когда проснулся наутро, тут же сказал: «Какой же гадкий сон мне приснился сегодня ночью!» Мы бы так не назвали, но ребенку-то было трудно!

Муж Н.А. в тот же год крестился, и через некоторое время принял, в неизлечимой болезни, свой мученический венец.

Отчего так строго?

На молебне мученику Уару в церкви на Пятницкой улице Н.А. не бывает, но и худого слова о том молебне не скажет. Ее благословили читать каноны мученику Уару только келейно, она и читает келейно. Надо сказать, что и преподобноисповедник святитель Афанасий (Сахаров) в своей известной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» о молитве за некрещеных пишет только в главе 4-й «Поминовение усопших на домашней молитве», в разделе «Поминовение на домашней молитве неправославных», а также в следующем разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших», где, кстати, рассказывается и о том, что традиция обращения к мученику Уару с молитвой об усопших некрещеных есть традиция очень древняя. Как и святитель Афанасий, многие пастыри считают допустимой только келейную молитву о тех, кто находился вне Церкви. Отчего же так строго?

Задумаешься и спросишь себя: «А что значит строго? Тебе бы чего хотелось? Тебе запрещается ходить на молебен Уару на Пятницкой? Не запрещается. Священники говорят просто то, что думают, считают так, как считают. Ты хотел бы, чтоб в каждом храме был молебен мученику Уару? Так это ты всех внутренне «строишь». А Церковь держится свободы, благорасположения и трезвости. Речь не идет о безразличии к участи тех, кто умер некрещеными. Речь идет лишь о том, что для составляющих тело Христово дороже всего - Христос. Представь, с каким «справедливым чувством возмущения» те, кого Христос назвал «мертвецами», узнали, что сын не пришел на похороны отца! А если бы пришел - искренне забыл бы Христа. Так и здесь. Лишняя искренняя горечь о тех, кому безразличен Христос, способствует развитию чувств, за которыми вера начнет двоиться… Поскребешь, и не вера уже, а так, гуманизм… Даже в сострадании к несчастным можно потерять Самого Христа. Помнишь? «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф.26.11). И уж тем более можно потерять Его в мыслях о сферах запредельных, в желаниях, относящихся к неведомому, если в этих мыслях и этих желаниях забудешь о вере, а предашься одному состраданию.

С гуманистической точки зрения, ничего нет выше сострадания, и оно должно быть - ко всем… Но если оно «выше» Христа (например, как у Ивана Карамазова - в главе «Бунт»), то становится неправдой и таит в себе гибельность. Сострадание Радищева (его взгляд «окрест») послужило семенем революции. Через сострадание погиб князь Мышкин и гибели других героев романа существенно, хоть и непроизвольно, способствовал. Сострадание - одно из лучших чувств, и было б оскорбительно сказать, что не надо мол ему «поддаваться». Но слишком часто сильные искренние чувства - это те самые реки и те самые ветры, которые «налегают» на дом нашей веры.

Другое дело - сердечная боль за дорогого человека, живого или усопшего, боль, которую ты можешь предъявить молитвенно Богу. Вера этого человека или его неверие, его отстраненность от Церкви - это тайна его сердца, известная только Тому, Кто знает меру нашего лукавства и нашей правды. Но если ты сам не дорожишь своей принадлежностью к Церкви, если ты не чувствуешь себя ее членом, не замечаешь качественной разницы в том, чтобы быть крещеным или не быть, это не значит, что указанной разницы - нет, и что ты можешь сбиться на общий лад («главное - быть хорошим человеком») и почти что требовать от Бога, чтобы Он все устроил для удовлетворения твоих «добрых чувств». Он не станет так делать. Недоумение и горечь (порой до обиды) - это все от неверия, от неспособности отдать Богу то, что в Его лишь ведении и находится. А ты «затвори дверь твою и помолись Отцу твоему, который втайне». И Он воздаст тебе - тишиной.

Необъяснимая радость

Разных людей мы встречаем в жизни. Среди них есть те, которых мы вспоминаем с особой благодарностью и особым теплом. У меня была знакомая по работе, чуть постарше меня, которая за два месяца, «на ровном месте», умерла вдруг от рака, и тому уже двадцать лет. Она похоронена на Донском кладбище, и когда я бываю там, то обязательно к ней захожу. И как только окажусь на ее могиле, мне становится (почти всегда так) - радостно! Я, так сказать, «ничего не могу поделать». В этой Елене была… необоримая приветливость. Она скажет студенту весело: «Это что Вы мне тут написали?» и покажет ему его дикую глупость. И отошлет, и двойку поставит, ни на что не поддавшись. А приветливость сохранит в полной мере. Ее все любили. И забрал вдруг Господь. Только-только она (в конце «перестройки») стала интересоваться религией, книжки читать, а так и умерла некрещеной. И, хоть я ни секунды не сомневался и не сомневаюсь в ее светлой загробной участи и уж с кем (помимо родителей) хотел бы «там» встретиться, так это с ней, но я одну из первых ее вспоминаю, когда обращаюсь к святому Уару. И чувствую, что это так нужно, это так правильно, и это вернее моих (пусть сколь угодно достоверных для меня) впечатлений.

Доверие к святому

Дело не только ведь в том, чтобы все было правильно и чтобы все было сделано - в отношении дорогих нам людей - что может быть нами сделано. Во Христе Иисусе «имеет силу», по слову апостола Павла, только «вера, действующая любовью» (Гал.5.6). Любовь к дорогому для нас покойному не позволяет нам успокоится и, если так можно выразиться, предоставить «механически» его участь Богу, мы от сердца делаем все, что может быть нами сделано. И как же хорошо, что есть святой, которому прошение наше может быть «перепоручено»! как же хорошо, что есть церковная традиция, позволяющая разрешить столь трудный и столь задевающий нас за живое вопрос!

Правды ради, нельзя не сказать и о том, что среди ревнителей чистоты православной веры, встречаются отрицающие не только правомерность молебна на Пятницкой улице, но и само обращение к мученику Уару с молитвой о некрещеных, вплоть до сомнений в толковании его жития. Так, священник Константин Буфеев в статье «О неуставной службе мученику Уару» («Благодатный огонь» N12) заявляет, что «нет никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве». Далее, иерей Константин предлагает довести до абсурда эпизоды из житий других святых и, к примеру, составить службу пророку Елисею, «емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя». Остроумно, ничего не скажешь, и даже - ядовито. Но, как и холод, ядовитость не творит правды Божией. Оснований считать Клеопатриных предков верующими во Христа также нет, а традиция молитвы к Уару - есть, и традиция, как уже говорилось, древняя.

Следуя ей, доверяя Церкви, доверяя святому мученику, мы обретаем опыт, умножающий веру , ибо без удостоверений - не остаемся. Мы не получаем никаких подтверждений, что теперь загробная участь тех, о ком мы имеем попечение, стала светлой, но мы обретаем уверенность в том, что наше попечение Господь полностью взял на Себя, и, значит, все будет правильно.

Однажды мне позвонила одноклассница, приехавшая с похорон своего товарища по работе (некрещеного), в полном упадке чувств, почти в отчаянии - так она переживала неожиданную смерть своего знакомого (в автокатастрофе). Я говорю ей: «Так у тебя же недалеко церковь Кирилла и Афанасия. Там есть икона мученика Уара, сходи, помолись ему». Она позвонила мне через два часа: минус ее восклицаний поменялся на плюс. Для нее это было то свидетельство веры, о котором говорит апостол Иоанн: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе» (1Иоанн 5.10). Для меня же, с одной стороны, в этом не было ничего удивительного, а с другой, конечно, здесь также было свидетельство, подтверждение того, что я хорошо уже знал. Мы не можем без Церкви и не можем без общенья друг с другом, подтверждающим наш сокровенный опыт. К слову, в церкви святых Кирилла и Афанасия (в Афанасьвеском переулке недалеко от «Кропоткинской») молебен мученику Уару совершается в среду вечером, если нет предпраздничного вечернего богослужения.

У Бога все живы

И всё живо. Я очень любил принимать экзамены вдвоем с той Леной, о которой выше рассказывал. Всякий раз она говорила мне, что начнет экзамен сама и прибавляла (помнится жест ладонью): «Ничего, если ты опоздаешь». И теперь, у стены Донского монастыря, в глубоком покое, который так внятно присутствует на этом кладбище, я смотрю на ее фотографию, и, хотя прошло столько лет, совершенно не чувствую, что я «сильно опаздываю»... Тут как-то все по-другому. Горе было вчера, а хорошее - навсегда.

О молитве за некрещеных.

1) На вопросы отвечают священнослужители и преподаватели Казанской Духовной Семинарии.

О молитве за некрещеных.

Поминание некрещеных людей не совершается на Проскомидии и на общественном богослужении.

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. Некрещеные люди есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил:"Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя"". По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, втупил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. "Когда ты молишся за мертвых, - отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение". Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

http://kazan.eparhia.ru/talks/ask/?id=10722&print=1
______________________________________________________________________________

2) Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, вот уже много лет служит в храме Святой Троицы на Пятницкой. Этот храм примечателен еще и тем, что каждую неделю здесь служится молебен св. мч. Уару – возносятся молитвы ко Господу о самых дорогих, умерших некрещеными. Трудно представить, как тяжел груз людского горя, ложащийся на плечи священника. Но для каждого есть у о.Валентина ласковое, ободряющее слово.

В Свято-Троицком храме на улице Пятницкой в Москве есть икона мученика Уара, где каждую субботу молятся об облегчении участи умерших некрещеных, приезжают люди издалека, с окраин необъятной России, потому что это единственный храм в Москве, где совершается по благословению Святейшего Патриарха молебен мученику Уару. Существует канон мученику Уару, существуют молитвы, которые имеют свою историю. Есть люди, которые сомневаются в возможности молиться о некрещеных. Более того, иногда можно встретить в прессе мнение, что нельзя ни в коем случае молиться за некрещеных. С формальной точки зрения мы не можем и не должны молиться за некрещеных, нельзя ни отпевать, ни поминать на панихидах, ни в коем случае не поминать на проскомидии. Но вот удивительно, в Священном Предании житие мученика Уара дает, тем не менее, такую возможность, молиться Уару о некрещеных.

Мощи Уара были обретены некоей госпожой Клеопатрой, которая построила храм над его мощами и молилась о своем некрещеном погибшем сыне и Сам Господь пришел к ней вместе с Уаром, таким образом на мистическом уровне было удостоверено, что ее молитва дошла до Господа, и Господь облегчил участь ее некрещеного сына.

Часто приходят в Троицкий храм молиться о некрещеных, и молятся со слезами. Иногда спрашиваешь «Вы с такой ревностью молитесь, есть ли у Вас какое-то утешение после этой молитвы?». И многие мне рассказываются, что в тонком легком сне приходят души некрещеных, общаются со своими родственниками, просят их помолиться и говорят, что молитва услышана Богом, что им становится легче. И именно об этом канон мученику Уару, в том, что есть возможность облегчить участь некрещеных и это подтверждается практикой. Бывали случаи, что не знали – крещеный человек или нет, и тогда душа приходила и сообщала о том, что крещение было и можно по уставу отпеть. Это касалось в частности многих воинов, которые погибли, и о которых думали, что они некрещеные. Но они были крещены до войны монахами, которые втайне жили в те годы в Советской России. И когда допытывались у дальних-дальних родственников, то действительно оказывалось, что человек был крещен. Такие случаи тоже бывают и неоднократно.

Когда собираются люди разного сословия, разного звания, то они все как бы равны в одном - в своей любви к тем, кто дал им жизнь. И обращаясь ко Христу, принимая таинство Церкви, готовясь к этому таинству, а некоторые впервые переступают порог храма, чтобы помолиться о своих некрещеных родственниках, они может быть и никогда бы не пришли, если бы Господь через своего мученика Уара не призвал бы их. И вот они проходят в храм и в молитве Уару открывают свою душу, познают любовь Божию, им становится легче. И они уже дальше совершают свой многотрудный путь к Богу, они воцерковляются. И вот приход Троицкого храма на улице Пятницкой на ¾ состоит их тех людей, которые начинали свое воцерковление молитвой мученику Уару о некрещенных. Это подтверждает, что Сам Господь благословляет. Действительно канонически мы не можем молиться, но Священное предание это позволило. А Священное Предание имеет не меньшее, а даже большее значение, чем Священное Писание. Православные принимают Священное Предание как источник Священного Писания. И практика молебнов мученику Уару подтверждает, что эта молитва спасительна, спасительна, прежде всего, для живых и тех, кто переступает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим родственникам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит сам Господь благословляет.
(сокращенно с

На сегодняшний день существует множество разнообразных споров насчет того, можно ли молиться о здравии некрещеного человека. Одни на этот счет утверждают, что просить Господа за таких людей категорически нельзя. Обосновывают это тем, что человек, не принявший крещение, ставит свою персону против церковных канонов, отвергая святыню Божьего Храма.

Другие говорят, что Бога можно просить даже о заблудших овцах, поэтому он обязательно услышит Вашу молитву за некрещеных людей.

Судя по многочисленным рассуждениям священнослужителей на эту тему, можно смело сделать вывод. На вопрос можно ли читать молитву за некрещеных детей или взрослых? Ответить можно так: конечно же, можно, почему нет?

В церковных источниках даже хранятся настоящие молитвы о некрещеных людях. В таких молитвословиях люди обращаются к Богу за прощение грешников и возможность вернуть их в лоно божественного храма.

Об усопшем некрещеном – молебны мученику Уару

Если Вы хотите достучаться до Господа и просить покровительства за человека, который не прошел Таинство крещения, то лучше обращаться к покровителям заблудших. Одним из таких покровителей считается святой праведник Уар. Этот Святой еще при жизни молился за упокой некрещеных для защиты господней.

К Святому Уару обращаются:

за живущих заблудших людей;

за детей, не принявших крещение;

за не родившихся младенцев;

за некрещеного умершего младенца, который не успел принять Таинство;

за умерших заблудших людей.

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь

Молитва за некрещеных усопших Господу

Многие люди часто задаются вопросом: «кому можно молиться за души умерших людей, которые не приняли православного крещения?» Священнослужители говорят, что можно обращаться с молитвословием не только к Богу, но и к Святым. Помните, что искренние молитвы от чистого сердца обязательно дойдут до адресата. Каждый человек на планете имеет право на покровительство Всевышнего и его прощение.

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постава мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя

  • Ахтырская икона Божией Матери

    Ахтырская икона Божией Матери Пред иконой Пресвятой Богородицы Ахтырская молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о…

  • Икона Божией Матери «Елецкая-Черниговская»

    Предание свидетельствует, что Елецкая–Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный…

  • Молитва от духовного зомбирования

    Наведение порчи на человека колдуны проводит путем программы зомбирования. Люди которые попали под такое воздействие, перестают быть теми личностями,…