Можно ли отпевать некрещеных. Что делать, если человек умер некрещеным? Как следует хоронить некрещенных младенцев

Обязательное богослужение или отпевание усопшего заключается в последовательном сочетании молитв с песнопениями, которые четко оговариваются в порядках Православной церкви. Они могут проводиться как в Святом храме, так и в доме, где проживал покойный или на кладбище, непосредственно перед захоронением.

У всех людей, принявших Таинство Крещения при жизни, неважно произошло ли это в младенчестве или в зрелом возрасте, имеется право на проведение чина погребения. Если же человек не сподобился быть крещеным, то он такого права лишен.

Кого и когда нельзя отпевать

К каждому верующему христианину Православная церковь относится лояльно, и тут нет никаких исключений. Не возбраняется совершение чина погребения над православными, совершившими убийство, ведущими аморальный образ жизни или замеченных в совершении неправомерных действий. Но имеются категории людей кому церковь отказывает в отпевании.

В их число входят:

  • Люди, прервавшие линию своей жизни посредством самоубийства.
  • Людей, не познавших Таинства Крещения.
  • Людей, придерживающихся учений других вер.

Для человека совершившего суицид в состоянии обострения психического заболевания отпевание проводится. Если смерть человека наступила в результате несчастного случая, то и ему положен чин погребения в соответствии с канонами Православной церкви.

Церковными правилами допускается проведение и заочного отпевания. Это возможно или в том случае, когда похороны уже прошли, а также если тело покойного не может присутствовать на службе. Речь тут идет о людях, пропавших без вести, смерть которых доказать смогли, а найти тело не получилось по каким-то причинам.

Правила погребения Православия не могут быть применены к взрослому человеку, который отрицал свою принадлежность к христианскому вероисповеданию, отказывался посещать церковь и не считал необходимым проведения Таинства Крещения. Людей, которые уже покинули наш бренный мир крестить не позволяется, так как данный выбор должен делаться сознательно и при наличии доброй воли.

Еще в 1984 году Московская Патриархия издала «Чин погребения не православного усопшего». Однако он не нашел практического применения так как официальными представителями Православной церкви было принято решение о несоответствии данного служения канонам веры.

Родственникам покойного, который не был крещен при жизни, предлагается в домашних условиях обратится с молитвой к мученику Уару, перечитывая соответствующий канон. За упокой души усопшего можно ставить свечи. Человек, который заказывает отпевание, будучи в курсе что покойный не сподобился принадлежать к Православной церкви, совершает очень большой грех. На могиле умершего некрещенным не допускается установка символа христианской веры в виде креста. Если родственники это все-таки сделали, то их поступок считается богохульным.

Почему недопустимо отпевание некрещенных младенцев

Если плод погиб внутри утробы матери, произошел выкидыш или беременность прервалась самопроизвольно, то не положено совершать богослужение отпеванием или православный чин погребения. В таких случаях ребенок становится в один ряд с людьми, не принадлежащим к православной вере и не имеющих принадлежности к церкви.

Однако вопрос о возможности отпевания не прошедших обряд крещения младенцев нельзя считать окончательно решеным. Мнения священнослужителей по этому вопросу расходятся. Единственно реальной возможностью решить эту проблему сегодня является проведение таинства крещения в пределах больницы невзирая на угрозу жизни ребенка.

Если смерть наступила в утробе матери, то еще нерожденный плод не может стать объектом проведения обряда. Исключены также заказ панихиды, литургии и молитвы у служителей церкви. На могиле усопшего младенца нельзя ставить крест, ведь он еще не был обращен в православную веру.

Родители в таком случае должны поступать следующим образом:

  • Дома самостоятельно вознести молитву за упокоение души умершего ребенка.
  • Обратиться за помощью к святому мученику Уару.
  • В храме поставить свечку за упокой души.

Каждый младенец, чья жизнь оборвалась преждевременно, безусловно безгрешны. А значит у родителей есть возможность найти утешение в обращении к Богу с искренними молитвами.

Утрата близкого - это боль и скорбь. Мы отчаянно думаем, как мало сделали для умершего. Хочется возвратить время и исправить ошибки, уделить больше внимания тому, кого рядом уже нет. Не удивительно, что мы стараемся позаботиться о мёртвом и на том свете.

В православной церкви устоялась традиция отпевать покойных. Но что делать, если умер некрещёный человек? Разве можно оставить его без этой, казалось бы, обязательной процедуры?

И даже если некрещеного по своей воле нельзя отпевать, то как быть с умершими младенцами? Они-то выбора не имели.

Тут же всплывает вопрос о похоронах: как поступать с ними, нужен ли крест? А молиться за некрещёного можно?

Всё это обобщим так: допускает ли православная церковь обряды для умерших некрещёных? Начнём разбираться по порядку.

Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения

Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.

Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?

Справедливо, ведь он - не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.

Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны - с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.

Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.

до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение

Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.

Взрослым некрещёным устраивают обычные похороны, но без православных молитв и атрибутов

Взрослого некрещёного человека точно так же не отпевают и не поминают. Об этом сказано в церковном уставе. Но с мирской точки зрения ничего катастрофического не происходит. Такой же гроб, та же могила, венки - обычные похороны. Просто без православной атрибутики.

Не нужно воспринимать это как трагедию. Если человек при жизни не тянулся в церковь, не захотел быть к ней приобщённым, то нет смысла имитировать его религиозность после смерти.

Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды

Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.

Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.

Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.

Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку. Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.


Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа - свобода выбора. И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит - и против Бога.

Отпевание

это просьба к Всевышнему простить грехи умершему

Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение - своего рода доверенность ей. Оттого и слово - «вера».

А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом. Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».

И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.

Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете

Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».

«Всё мне можно, да не всё полезно», - гласит христианская истина.

Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.

Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.

Для многих крест - это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.

Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест - символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.

Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.

В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, - это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.

Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме

Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Макарий (Булгаков)

Митрополит

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Блаженный Августин ещё более категоричен:

Блаженный Августин

Древнеримский богослов

«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.

Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.

Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, - но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:

Афанасий (Сахаров)

Епископ Ковровский

«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных»

При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:

Лев Оптинский

Российский монах

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.

На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит - смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Представители других религий, даже католики, не поминаются и не отпеваются православной церковью

В отношении католиков, протестантов и других представителей различных христианских конфессий действует то же самое правило - поминать в православии их нельзя. Да, католик - христианин. Но он - не православный христианин.

Соответственно, православная церковь не имеет никаких полномочий в отношении его души. Поэтому на атеистов, мусульман, католиков и представителей всех возможных религий действуют ровно те же правила, что и в отношении других некрещёных в православии людей.

На вопрос Похороны. Если человек был не крещен и не был верующим, надо ли его отпевать умершим? заданный автором Прослышать лучший ответ это просто по-человечески похоронить.
Можно, конечно, соблюсти все те обряды, которые считают для себя обязательными и важными родственники. Ну, например, положить в гроб, одеть и накрыть как положено, руки на груди скрестить и т. д. Это же все христианские уже традиции идут. Можно и церковные покрывало с венчиком и рукописанием положить, даже крестик с иконкой оставить. Но все это не ему нужно, а родственникам.
Отпевать нельзя, да и ни к чему это. Мы можем с трупом делать что угодно, он сопротивляться не может, но это уже не человек, а труп. Поэтому "не прокатит". "невольник - не богомольник" Если при жизни не хотел человек, то не стоит насиловать его волю после смерти. Это будет уважением к его выбору и к нему как к человеку.
В конце концов отпевание - это всего лишь обряд. Пусть важный, но только обряд.

Ответ от Европейский [активный]
Как по мне, умер человек и умер. Соблюли чисто гигиенический обряд. Закопали труп. И все. Собрались компашкой помянули, и все на этом. Ему уже будет до фонаря. И к тому же, если он не верил в бога, то и хрен с ним. Это выбор человека. Ему уже точно все равно. Лучше не занимайтесь ерундой. А лучше всего закопайте труп и посадите дерево.


Ответ от Лидия... [гуру]
Если человек при жизни отверг Бога то после смерти ему отпевание уже не поможет.


Ответ от Александр К [гуру]
Когда человек умирает по своей смерти или случайной то отпевать обязательно надо.это делается для того чтоб грехи остались бы с телом в земле и на том свете душе легче жить было бы.
А если самоубийца то таким не должны отпевать,душа грешна,потому что Бог дал тело и только Бог может забрать душу с тело.
Крестить надо в какую то веру.Иначе если не крещёный никто отпевать не будет и не будет ангела,ангел будет по любому у ребёнка с рождения.Но там просто нету веры,ребёнок в жизни будет мучется не крещёный и бесы его сожрут



Ответ от OgnenniyStrannik [гуру]
атеист это человек которий вобще ни во что не верит и я сомневаюсь что на земле такие есть хоть и в самого дявола но человек во чтото или в когото верит вы спросите зарание как он хочет чтоб его похоронили это будет его волей и заповедю


Ответ от Yury Tuev [гуру]
Надо. Душу свою успокоите.


Ответ от Михаил Тимаков [гуру]
А зачем отпевать? Подумайте, как он воспринял бы это, если бы видел? Я, атеист, воспринял бы как оскорбление, что меня называют "рабом божьим".
Так что просто соберитесь с друзьями и помяните этого человека - каким он был хорошим и добрым (надеюсь, что это так).


Ответ от . [гуру]
Отпевать вообще никого нельзя, это обряд разрывания сущности и запечатывания ее части в землю. Лучше всего кремировать без вскрытия. Чем меньше людей участвуют в похоронах, тем лучше. Никаких цветов и никакой музыки. Тихо, спокойно, интимно и без каких-либо ритуалов - это то, что нужно умершему.


Ответ от Наташа журкина [гуру]
если неверующий - просто хороните. Мои мне сами говорили - церковных обрядов не хотим. В памяти сохраняйте, соболезную


Ответ от Иван Иванов [эксперт]
Ибо сказано: пейте песни, отпевайте и выпивайте. Псалом 10.


Ответ от Александр [гуру]
Отпевать можно, но не обязательно. То что он был не верующий, это сугубо его дело. То что не крещённый, это не повод не отпевать. Главное в морге возьмите справку, что тело бальзамировано и готово к проведению религиозных обрядов, без неё не пустят. Ибо церковь (храм) - общественное место.
А какой город? Помощь агента нужна?


Ответ от Незнакомка [гуру]
если будет его воля перед смертью


Ответ от *Евгений* [гуру]
Я думаю не стоит. Если он не верил в него при жизни, то и при смерти вряд ли станет.
Лучше в Церкви спросить.


Ответ от Ноуникнейм [гуру]
Да ты сама пошутила....Нахрена неверующего отпевать то???


Ответ от Batterian [гуру]
Не надо отпевать.
Хоронить по гражданскому обряду.


В начале 90-х годов прошлого века стали открываться церкви, и народ массово побежал отпевать своих умерших родственников. Вот только люди не знали: являются их предки крещеными или нет.

Здесь возникла заминка: можно ли отпевать некрещеного человека? Давайте эту тему рассмотрим более подробно.

Что такое крещение?

Прежде чем разбираться с вопросом отпевания, выясним: что такое таинство крещения и зачем оно нужно?

Крещение - это духовное рождение. Телом-то мы уже родились. А крещение позволяет родиться духовно. При крещении каждому из нас дается ангел-хранитель.

Не надо думать, что крещение - пропуск в Рай. Крещение - это превращение в члена церкви Христовой. Крещенный человек - овечка Божья.

А как же некрещеные?

Можно ли отпевать некрещеного человека? На этот вопрос церковь отвечает однозначно - нет, нельзя.

Назревает новый вопрос: "Почему нельзя?" Дело в том, что такой человек не получил духовного рождения. То есть у него есть тело и душа. Но благодать Святого Духа не коснулась его. Соединения с Богом нет. Некрещеный человек не является "овцой" Божьей.

Почему нельзя отпевать?

Казалось бы, выше мы разобрали вопрос о том, почему нельзя отпевать некрещеных людей. Нет, не полностью.

Отпевание - не просто красивый обряд. Мерцают свечи, священник ходит вокруг гроба с кадилом и что-то поет. В воздухе витает запах ладана, родственники усопшего плачут, навсегда прощаясь с ним.

Когда батюшка "что-то поет", то это "что-то" оказывается молитвами. Священник читает особые молитвы. И есть в одной из них строчка "со святыми упокой". То есть батюшка и родственники просят Господа, чтобы Он принял покойника в Свои Райские обители.

Разве можно просить этой участи для того, кто не был членом церкви? Кто не знал Бога? Ответ на этот вопрос наиболее точно даст священник. Но едва ли допустимо отпевание некрещеного человека.

А если это младенец?

Можно ли отпевать некрещеного человека, если речь идет о младенце? Допустим, малыш родился очень слабым. Окрестить просто не успели. Он же безгрешен, не успел совершить ничего плохого.

Увы, но даже младенцев, у которых нет греха, в церкви не отпевают.

О самоубийцах

Приравнивается ли некрещеный к самоубийце? Однозначно ответит на данный вопрос батюшка. Мы можем сказать, что если крещеный человек совершил самоубийство, то ему прямая дорога в ад.

Почему? Потому что он забыл о Боге. Господь дает жизнь, и Он же забирает ее. А самоубийца взял на себя функцию Господа.

Как хоронят самоубийц?

В старину людей, лишивших себя жизни, хоронили за кладбищенской оградой. Сейчас это правило давно позабыто. Самоубийц хоронят на кладбищах. Но крест на могилу не ставят. Это надругательство над святыней.

Можно ли поставить памятник? Да, можно. Только без изображения креста, ангелов и прочих вещей, так или иначе связанных с церковью и Богом.

А если самоубийца был больным?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы узнали. Нет, нельзя. А можно ли отпевать больного самоубийцу?

Если речь идет о психическом заболевании, при котором человек не ведал, что творил, церковь допускает отпевание таковых. Если же человек, будучи больным телесно, но в твердом уме совершил самоубийство, значит, отпевать его нельзя.

Похороны некрещеного

Как хоронить некрещеного человека? Отпевание над ним не проводится. А значит, хоронят его так же, как самоубийцу. Без креста на могиле.

Прощаются в морге или на кладбище. В церковь, соответственно, не привозят. И батюшку в морг не приглашают. Сейчас можно отпеть покойника и в морге, как многим известно.

Что такое отпевание заочно?

Заочное отпевание осуществляется без присутствия тела человека в храме. Дозволяется церковью отпеть крещеного человека и после его похорон. Но только в исключительных случаях: близкие знают, что человек умер, но тело его не найдено. Или смерть была такой, что тело практически уничтожено (попал под поезд, подорвался).

Когда совершается отпевание?

Чин погребения христиан совершается на третий день после смерти. Так, если человек умер в понедельник, то отпевают и хоронят его в среду.

Допустимо ли отпеть во вторник, а похоронить в среду? Увы, но на второй день отпевать не принято. Хотя этот вопрос можно уточнить у священника. Возможно, в каких-то исключительных случаях это разрешено.

Отпевание - пропуск в Рай?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы теперь знаем. Это запрещено. Но и для крещеного человека это таинство - не гарантия райских обителей.

Судите сами: человек всю жизнь прожил, не зная Бога. В храм не ходил, к таинствам исповеди и причастия не приступал. "Юридически" считался Божьим, а фактически жил сам по себе. Где уж тут "со святыми упокой".

Хотя, как говорится, пути Господни неисповедимы. Нам неведомо, какой был человек при жизни. Может, он жил по евангельским заповедям, сам того не зная. И не исключено, что Бог его принял к Себе посмертно.

Как помочь душе усопшего?

Здесь мы делаем оговорку: некрещеного усопшего. Если за крещеного можно подать записку и сорокоуст заказать, то умершего, не принявшего таинства крещения, в церкви поминать нельзя.

И что делать близким, которые понимают, какова участь их родственника, но не знают, как облегчить ее?

  • Подавайте милостыню за покойного.
  • Делайте добрые дела во имя его. Помогайте нуждающимся не только материально, но и морально. Живите не для себя, а для других.
  • Молитесь за некрещеного умершего в домашней молитве.

Как молиться дома?

Предупредим сразу: Псалтырь за некрещеных читать запрещено. По большому счету, ее и не за каждого крещеного читают. Слишком уж сильная вещь.

Те, кто читает утренние молитвы, знают: в конце есть молитва о здравии и упокоении. В ней-то и можно поминать некрещеных сродников.

А еще - молитву Уару никто не исключал. Равно как и канон ему. Только есть одно "но": в храмах и часовнях данный канон за некрещеных не читают. Его можно читать только дома.

Что за молитва мученику Уару?

Текст молитвы приведен в статье. Она совсем короткая, можно переписать на бумагу, или распечатать:

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Кто такой святой Уар?

Будущий мученик произошел из благочестивой семьи. Святой Уар жил в Египте, во время правления Диоклетиана. Уар был очень мужественным человеком, служил в императорской армии. Но ничего это не мешало будущему мученику благоговейно относиться к подвигам христиан.

В те времена семь подвижников Христовых пребывали в темнице. И святой Уар навещал их, зная, что люди страдают за Христа. Незадолго до суда один из праведников умер. И тогда Уар встал на место его, чтобы принять мученическую кончину.

Молодой воин открылся императору. Тот был очень удивлен. Неизвестно, пытался ли он склонить Уара к отказу от веры. До нас дошла лишь информация о гневе его, когда мученик сказал, что никто и ничто не сможет повлиять на его решение.

Тогда-то и вылилась чаша гнева императора на юношу. Его привязали к дыбе и избивали широкими кожаными ремнями. Пытка не сломила стойкости духа святого Уара. Он был спокоен, чем еще больше разгневал мучителей. Они связали мученика, бросили его на землю и распороли утробу. Внутренности выпали наружу. Мучители привязали Уара к столбу, возле которого он и отдал свою душу Богу через пять часов.

А вот раньше...

Можно ли отпевать некрещеного человека? Нет, это запрещено. За него можно молиться святому Уару дома.

Если же вы пришли в церковь, а там вам говорят, то можно заказать молебен святому мученику, подать записки о некрещеном родственнике и поставить за него свечи, бегите прочь из этого храма.

Раньше нечистые на руку настоятели пользовались доверчивостью людей и принимали такие записки и молебны, уверяя, что они приравниваются к молитве, как за крещеного. Это вранье. С целью наживы, не более того. Ни один архиерей подобного не разрешит.

Заключение

Помочь своему умершему некрещеному родственнику можно. Но не через церковное поминовение. Подавайте за спасение его души милостыню, творите добрые дела, молитесь святому Уару в домашней молитве.

Почему человек не захотел прийти к Богу при жизни - это его тайна. Он свой выбор сделал. Каким бы чудовищным этот выбор ни казался нам. Помочь мы можем, Бог и самую малость принимает. Только жаль, что близкие наши не хотят познать Бога, будучи живыми.

Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.

Как молиться за некрещеных умерших

За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» - это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.

Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.

Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?

Как молиться за некрещеных умерших младенцев

В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.

В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст .

Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва - это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить , и молиться своими словами.

Существуют разные святоотеческие высказывания о посмертной участи некрещеных младенцев – подробнее об этом можно узнать у современных богословов. Но в одном можно не сомневаться: нельзя сравнивать посмертную участь крещеного взрослого, не ставшего христианином по собственной воле и умершего без покаяния, с судьбой в вечности не согрешившего младенца, которого не успели крестить.

Молитва за некрещеных умерших младенцев

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ - « . Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.

Молитва - она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви - Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.

Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших

Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.

Прежде всего, говоря о святом человеке, мы вспоминаем его жизнь. Из жития святого мы знаем, что мученик Уар жил в IV веке, был воином, и воином славным. Он командовал серьезным воинским подразделением - когортой. Это значит, что несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. Будущий мученик тайно служил христианам, которых римский император Максимилиан осуждал на пытки. Публично он не заявлял о своей вере.

Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным . К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.

Однажды Клеопатра получила откровение от святого, что он умолил Бога за ее некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными. Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение - келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших на русском

Почему христиане почитают святого Уара как предстателя за некрещеных умерших? В житии мученика есть свидетельство о его явлении христианке Клеопатре, которая забрала его тело после истязаний и смерти и похоронила недалеко от горы Фавор в Палестине в семейной усыпальнице. Через несколько лет ежедневных молитв она решила построить храм в честь мученика. И после первой литургии в этом храме скоропостижно умер ее юный сын. Клеопатра молилась и строго постилась продолжительное время в надежде получить ответ от мученика Уара на вопрос, понятный нам и сегодня: за что? Уснув от крайней усталости в храме она увидела мученика и своего сына в сверкающих одеждах и святой Уар ответил ей в числе прочего: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице».

О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал. И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.

И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными (имена), поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердцем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Как поминают некрещеных умерших?

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, - это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, - над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых - у него все живы.

Как отпевать некрещеного?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

Если речь о взрослом, то - никак. Отпевание - это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.

Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.

В храме же мы молимся о православных христианах.

Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву - Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».

Что делать, если человек умер некрещеным?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Хоронить. Без отпевания. Потому что отпевание служится только над членами Церкви Христовой, а некрещеного человека можно просто похоронить. Конечно, для родственников, особенно верующих, будет большим утешением, если они смогут похоронить по христианским традициям: нет ничего страшного в том, чтобы поставить крест на могиле, например. Молиться можно домашней, келейной молитвой, надеясь на милосердие Божие. Господь - Человеколюбец, Он хочет всем спасения. И мы не знаем, какой будет суд Божий.

Что мы можем делать, если человек умер некрещеным? Скорбеть. Проститься, похоронить. Молиться своими словами.

Если человек не желал крещения, не хотел его, то путь ему уготован один. Господь судит по сердцу человеческому. Не думаю, что человек, который был крещен, но в храм не ходил и в таинствах не участвовал, сильно отличается от некрещеного. Христиане подлежат погребению одним образом, а некрещеные - другим. За некрещеных нет молитвы в Церкви, их хоронят с почтением исходя из ситуации, остается только надеяться на милость Божию.

Если кто-то считает, что это церковное правило слишком жестоко и что оно якобы служит воспитательным целям и направлено на тех, кто еще жив, то они не понимают, о чем говорят. Не стоит воспринимать отпевание как необходимую процедуру для «прохода в рай» и считать, что если отпевать нельзя, то человек автоматически и гарантированно лишен Царствия Небесного.

Молитва о некрещеных умерших родителях

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

К сожалению, я не знаю текста молитвы именно о некрещеных родителях. Но молиться о них можно и нужно. Молиться самому, попросить друзей, священника - всех можно попросить. Думаю, не нужно много слов, достаточно краткой молитвы, например такой: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих». Или помолитесь словами других молитв о некрещеных. Текст можно посмотреть .

Мы о некрещеных не молимся церковной молитвой, так как нельзя человека сделать посмертно членом Церкви. Что такое церковная молитва? Это когда несколько крещеных людей собираются, образуя таким образом Церковь, и молятся вслух о крещеных же людях. Это может происходить как в храме за литургией, так и дома или в походе. В такой форме не принято молиться за некрещеных, но существует возможность на молебне мученику Уару попросить его заступничества. Каждый молится за некрещеных про себя, когда и где может.

Молитва Льва Оптинского о некрещеных умерших

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас - мама, папа, бабушка или дедушка, - мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы - именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.