Модель дуального образования. «Дуальная форма обучения подходит не всем и не всегда. Значение для государства

Дуальная система обучения — самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.

Более 50% выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище.

Несколько других исследователей недавно изучили литературу и пришли к аналогичным выводам. Тем не менее эта волна рецензируемых статей, ставящих под сомнение обоснованность практики, мало повлияла на популярное восприятие. Существуют исследования, которые на первый взгляд показывают поддержку стилей обучения, но подавляющее большинство исследований, опубликованных в пользу стилей обучения, состояло из корреляционных исследований, которые не могли проверить соответствие гипотезы, определить эффекты взаимодействия или показать причинность.

Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики.

В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно. Так, в статье 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года говорилось о том, что «предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением».

Два экспериментальных исследования утверждают, что они обнаруживают этот эффект неуловимого взаимодействия, но один из них тестировал разные поведенческие результаты, а не академическое обучение, а другой использовал такой небольшой размер выборки и только одно 15-минутное лечение, поэтому результаты должны быть воспроизведены, если мы должны доверять их авторитету, особенно в свете многих других противоречивых результатов.

В конечном счете, в то время как никто не отрицает, что в людях существуют когнитивные и личностные различия, текущие данные серьезно сомневаются в существовании стилей обучения и, если они существуют, их способности влиять на обучение. Альтернативная теория, двойное кодирование, более сильно поддерживается экспериментальными исследованиями, но несколько парадоксально менее известна и менее склонна быть намеренно использована в учебной среде.

В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Просто понадобились новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-экономического развития. И дуальная система обучения в современности стала рассматриваться как один из возможных механизмов.

Хотя мы по-прежнему не уверены в точных механизмах, которые управляют двойным кодированием, основная идея состоит в том, что существуют два отдельных пути для кодирования информации в память, один вербальный и один визуальный. В отличие от стилей обучения, двойное кодирование имеет реальный потенциал для воздействия на обучение, потому что оно переходит в суть того, как люди запоминают вещи.

Было довольно хорошо установлено, что ментальные образы и визуальные представления связаны с более высоким уровнем отзыва, чем только устная информация, и это противоречит гипотезе стилей обучения, которая предполагает, что слуховые и кинестетические ученики должны помнить больше информации, если это воспринимается через звуки и прикосновения, соответственно. По сути, гипотеза стилей обучения и теория двойного кодирования не могут быть правильными; они взаимоисключающие.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно — и сферу деятельности».

Рассмотрите этот сценарий. Возможно, мы должны были делать заметки. Большинство из нас признало, что это неэффективно. Это не эффективно, потому что левое полушарие вашего мозга, которое имеет дело с языком, отправляется в когнитивную перегрузку со слишком большой устной информацией. Вы просто не можете обрабатывать весь письменный и разговорный язык одновременно. Но если слайды состоят в основном из фотографий с несколькими важными терминами, все из которых тесно отражают дискуссию, то это совершенно другой опыт.

На самом деле мы склонны сохранять гораздо больше информации в последнем сценарии. Мы обнаружили, что концептуальные знания широко распространены среди нейронных сетей по всему мозгу, но пути, соединяющие эти сети, кажутся раздельными, особенно для слуховых и зрительных стимулов. Некоторые исследователи объясняют это с точки зрения различных задач, которые ответственны за два церебральных полушария. Как только полушария были разделены, они позволили ученым исследовать функцию каждого из них изолированно, что дало большую информацию о латерализации.

«Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», — сказал Президент России.

«Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики — это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете, мы много раз тоже об этом говорили, одна из ключевых задач развития», — подчеркнул он.

То, что мы знаем сейчас, с высокой степенью уверенности и с разных направлений исследований, состоит в том, что левое полушарие отвечает за большинство языковых функций, а право отвечает за большинство пространственных рассуждений и визуоскопической обработки. Таким образом, правая сторона была бы более полезной для пещерного человека во время охоты, поскольку он использовал свое видение и отслеживал местоположение своей жертвы, а левая сторона была бы более полезна, когда он говорил об этом вокруг костра после этого.

Но для современных людей язык играет еще более важную роль в обучении. Почти все, что мы изучаем, обрабатывается с помощью языка и нашего левого полушария, включая почти всю академическую информацию. Пока мы не можем назвать концепцию или объяснить, как она относится к другим понятиям, почти невозможно сохранить или сохранить ее долговременную память и, следовательно, использовать ее.

По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект « », в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 13 субъектов Российской Федерации. В соответствии с определением на сайте АСИ, «дуальное образование — вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе».

Но наши мозги ограничены и склонны к когнитивной перегрузке, что заставляет нас сбрасывать информацию, если слишком много ее загружается в рабочую память, наш «здесь и сейчас» внимание. Подумайте, каково было бы, если бы ваш супруг поговорил с вами об ужине, а двое детей объяснили свою встречу с щенком соседа, когда вы пытаетесь это прочитать.

Таким образом, этот взгляд на двойное кодирование предсказывает, что существуют параллельные пути для сохранения информации - одна для языка с левой стороны, а другая преимущественно для визуально-пространственной информации с правой стороны. И если во время процесса активируются визуально-пространственные центры справа, то объединенная сила приведения обоих полушарий будет увеличивать нашу способность сохранять информацию, не вдаваясь в когнитивную перегрузку. Когда изображения и язык используются вместе, происходит меньше активации языковых центров, чем когда язык является единственным источником информации.

Но не секрет, что ни в одной стране мира не удалось повторить собственно немецкую дуальную систему. Пожалуй, не стоит такая задача и в России. Заслуживают внимания и осмысления, адаптации к отечественной системе профессионального образования отдельные ее элементы.

Важно понимать, что отличает эту систему, делает неповторимой для других стран. Это важно, так как Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы найти свои основания для собственной неповторимости, вбирая лучший опыт.

Это говорит о том, что два полушария разделяют нагрузку, и это хорошо для памяти. Большинство исследований по двойному кодированию противопоставили сохранение абстрактных слов в удержании конкретных слов. Обоснованием этого является то, что абстрактные термины, такие как «справедливость» или «любовь», нелегко связаны с визуальными образами и должны обрабатываться почти исключительно в языковых центрах в левом полушарии. И наоборот, конкретные слова, такие как «молот» или «строительство», связаны с визуальными концепциями, и изображения могут быть легко использованы при кодировании или их извлечении.



Перевод материалов Министерства иностранных дел ФРГ, подготовленный специально для российской аудитории сотрудниками Федерального института профессионального образования Германии (BIBB).

Германская система дуального профобразования формировалась в течение веков. При этом понятие «дуальное» описывает профобразование, организованное и осуществляемое предприятиями по принципу «on the job», к которому добавляется теоретическое обучение в государственных профессиональных школах. В Германии содержание программы обучения определяют государство и бизнесс-объединения с участием социальных партнеров. При этом предприятия определяют практические требования, государство совместно с предприятиями — необходимые теоретические знания, соединение со школьной общеобразовательной системой и минимальную квалификацию как условие, необходимое для официального признания профессии, по которой получено образование, государством. Наряду с чисто профессиональными достижениями в рамках профобразования уделяется внимание социальной компетенции, компетенции действий, например, в том, что касается самостоятельности действий, дисциплины на производстве, работоспособности и способности нести ответственность. На данный момент в Германии получить образование по дуальной системе можно по 344 профессиям.

Когда мы их слышим, мы «видим» их также. Хотя верно, что визуальная информация обрабатывается обоими полушариями, наши пространственные восприятия обычно полностью зависят от видения. Есть очень редкие случаи слепых людей, которые используют эхолокацию для создания пространственного сознания, и вы можете использовать свои руки, чтобы чувствовать себя в темноте, когда сила гаснет ночью, но они, как правило, являются крайними исключениями. Для большинства из нас пространственное мышление зависит от видения; мы должны видеть, где мы находимся, и поэтому конкретные слова, которые вызывают образы, должны приводить к большей активности в правом полушарии.

В рамках дуальной системы организации работодателей инвестируют значительные средства в обучение на предприятии. Они предоставляют материалы и рабочую форму для обучающихся, финансируют преподавательский состав на производстве (наставников) и оплачивают труд учеников в период обучения. Однако эти инвестиции оправдывают себя: предлагая обучение непосредственно у себя, предприятия могут проводить систематическую и долгосрочную кадровую политику. Кроме того, уже в ходе обучения учащиеся вносят немалый вклад в производство непосредственно на предприятии, а по некоторым специальностям «окупаемость инвестиций» наблюдается уже на третий год обучения.

Из исследований, которые протестировали двойное кодирование с использованием нейровизуализации, ряд обнаружил, что в визуально-пространственных областях в правом полушарии появилось больше активности, когда участники обрабатывали конкретные слова. Однако области, которые были активированы, были связаны не с визуальными изображениями, а с пространственными изображениями, что заставило исследователей сделать вывод о том, что участники воспринимали изображения в трехмерном пространстве, скорее визуализируя их на двумерном фотоподобном изображении.

В конечном итоге из системы дуального образования извлекают пользу все: предприятия получают кадры, которые полностью соответствуют их производственным требованиям. Польза для работников заключается в том, что они благодаря полученной квалификации стабильно получают более высокую оплату своего труда. Выданный им торгово-промышленной палатой сертификат о профессиональном образовании подтверждает наличие у них признанной по всей стране профессиональной квалификации. Государство, инвестирующее крупные суммы как в создание профессиональных школ, так и в подготовку преподавателей для этих школ, получает квалифицированные кадры — решающий фактор успешного экономического развития на длительную перспективу. Но прежде всего, солидная профессиональная подготовка открывает молодым людям долгосрочное профессиональное будущее и тем самым и жизненную перспективу. Профессиональная подготовка закладывает также основу для успешной самостоятельной предпринимательской деятельности. Немецкая поговорка гласит: «Ремесло — золотое дно». О важной роли этого общественно-политического аспекта свидетельствует «арабская весна», в ходе которой отсутствие перспектив у молодого поколения, включая безработных с высшим образованием, подготовленных без учета общественных потребностей, послужило катализатором переломных событий.

Это поддерживает теорию двойного кодирования в том, что дополнительная визуальная информация о конкретных словах улучшается, а не ограничивает ее из-за когнитивной перегрузки. Когда участники занимались либо образовательными, либо лингвистическими задачами, в пространственных и языковых центрах выявлялись разные закономерности, предлагая участникам обработать эти слова в разных областях своего мозга. Эти исследования в целом показали, что у участников было больше удержания слов, которые включали оба полушария.

Однако в других исследованиях возникли сомнения относительно того, связано ли двойное кодирование с различными обязанностями двух полушарий или предполагает, что оба они задействованы во всей обработке только по-разному. И другие также утверждали, что на самом деле в памяти может быть только один компонент хранения, а не двойные пути, поэтому он ставит под сомнение основную предпосылку двойного кодирования.

Очевидный факт, что такую сложную систему нельзя в кратчайшие сроки перенести на другие страны. Однако, уже проведение отдельных мер, опирающихся на основные принципы системы дуального образования, а именно на подготовку с ориентацией на практическую работу, может основательно повысить уровень квалификации рабочей силы. К таким мерам относятся, например, интеграция стажировок в процесс обучения, взаимодействие государственных учебных центров с предприятиями или ориентированные на практические потребности меры повышения квалификации преподавателей профессиональных школ.

Предварительные результаты нашего исследования

В Университете Северной Грузии мы тестируем предположения как стилей обучения, так и двойного кодирования. Но вместо того, чтобы противопоставлять память участников конкретным терминам с понятиями абстрактных терминов, мы вместо этого представляли им сценарии, заполненные конкретными терминами, и побуждали их кодировать информацию с использованием либо изображений, либо слуховых средств.

Первоначальные результаты нашего эксперимента очень ясны и, как представляется, не проявляют никакого эффекта взаимодействия, когда предпочтительный стиль обучения учащегося соответствует форме обучения, которое они получают. Другими словами, слуховые учащиеся не показали лучшего удержания, когда информация была закодирована слуховым способом. Визуальные ученики не показали лучшего удержания, когда информация была закодирована визуально, по сравнению с слуховыми учащимися.

Презентация отдела международного сотрудничества Федерального института профессионального образования Германии

Дуальная система профессионального образования представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Вместо этого мы обнаруживаем, что почти все ученики, независимо от их предполагаемого стиля обучения, демонстрировали более сильное удержание в визуальном состоянии, и почти все они проявляли более низкое удержание в слуховом состоянии. Этот результат в точности противоположный тому, что предсказывает гипотеза стилей обучения, и если наш окончательный анализ согласуется с нашими предварительными выводами, это даст больше доказательств того, что общие понятия об стилях обучения просто не соответствуют действительности.

Эти результаты, поскольку все участники, которые лучше справляются с визуальным состоянием и хуже в слуховом состоянии, точно так же предсказывают двойное кодирование. Когда участникам были предоставлены стимулы, которые требовали, чтобы они использовали образы и активировали визуально-пространственные области правого полушария головного мозга, в дополнение к использованию левых, они помнили больше о том, что им подвергалось. Изображения, которые они создали в их головах, чтобы идти вместе со словом, помогли им запомнить больше информации, чем те, кто просто сосредоточился на словах и звуках их.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:




Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.