Практическая работа "общество как система". Общественные отношения

Природа в широком смысле - весь материальный мир в многообразии его форм.

Природа в узком смысле - совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключается основа единства мира.

На протяжении истории менялось отношение человека к природе.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ

Исторический период Сущность представлений о природе
Античность Человек - одна из составных частей природы. Идеал - жизнь в согласии с природой.
Средневековье Окружающая человека природа - нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом - душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом.
Возрождение Природа - источник радости, наслаждения.
Становление промышленного капитализма Природа - объект интенсивной преобразовательной деятельности; кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.
Современность Природа - уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система .

Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:

· наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);

· постоянное видоизменение;

· наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);

· непредсказуемость, нелинейность развития;

· возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.

1. Назовите черты, отличающие общество от природы. Укажите все правильные ответы:

2. (1-6).Прочитайте текст и выполните задания 1–6.

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одеж­да как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.

По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тыся­челетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы - изгна­ние из нее всех таинственных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазован­ность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются <…>.

Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых, в принципе, легко обойтись.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавь­те каждый из них.

2) Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.

3) Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.

4) Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

5) Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.

Могут быть даны следующие объяснения:

1. План текста:

1. Влияние природы на душу человека.

2. Причины изменения отношения человека к природе.

3. Возникновение угрозы существованию человечества.

4. Необходимость изменения потребительского отношения к природе со стороны человека.

2. Два проявления воздействия природы на человека и общество:

1. Образ окружающей человека природы формировал его душу.

2. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом.

3. Характеристики современного состояния отношения общества и природы:

1. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тыся­челетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.

2. Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека.

1. Я понимаю связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы так, что человечество пыталось понять объективные законы природы для того, чтобы научиться повелевать природой.

2. Объяснения этой связи:

1. По мере роста населения было необходимо производить всё больше и больше пищи.

2. По мере роста населения было необходимо добывать всё больше и больше ресурсов.

3. По мере роста населения и увеличения их потребностей было необходимо открывать новые источники энергии.

1. Экологическая проблема.

2. Предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы: «Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазован­ность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются».

6. Может быть дан следующий вариант ответа:

1. Автор текста серьезно обеспокоен положением дел на современном этапе взаимодействия общества и природы. Он считает, что насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека.

2. Да, я разделяю это отношение.

3. Вспомнить, что делается в моем городе для борьбы с экологической угрозой.


Похожая информация.


Основные вопросы лекции:
1. Природа и общество: основные этапы развития.
2. Проблемы социальной экологии.

1. Природа и общество: основные этапы развития.

Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа - это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера - это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек, который являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды.
Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.
1 ЭТАП. Первобытно-общинный. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь - бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависимости. Явления природы обожествляются.
2 ЭТАП. Античность. Исходный пункт нового этапа - возникновение и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказывать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Ефрата явилось результатом ирригационных работ. Однако разрушение носит локальный характер и зачастую приводит к исчезновению самих цивилизаций - зависимость от природных условий жизни людей очень велика.
Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа - идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.
3 ЭТАП. Средневековье (1У-Х1У вв.) и эпоха Возрождения (ХУ-
XVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни - в соединении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер.
Однако, в рамках все той же христианской традиции постепенно получает развитие совершенно иной взгляд на природу и отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом человек может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы (!). Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближается к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также со-творчество ему. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века, современной технократической эпохи. На востоке же отношение к природе не изменялось с античных времен - сохраняется представление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы мироздания (нарушение закона и гармонии).
4 ЭТАП. Новое время (XVII-ХIХвв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф.Бэкон) - девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивно-потребительский характер.
В ХХ веке активная преобразовательная деятельность человека на Земле приобретает разрушительный характер и в конце концов ставит человечество перед проблемой не только само-уничтотожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. ХХвек - это век экологического кризиса.

2. Проблемы социальной экологии.

Экология как наука, изучающая взаимодействие общества и природы, последствия воздействия человека на природные процессы, возникла в середине прошлого столетия. Фактически это наука о Земле как об общем «доме» человечества, о котором нужно заботиться, не разрушать, а сохранять (дом учение).
Суть «экологического кризиса» состоит в следующем:
1. В результате вмешательства происходит нарушение равновесия в природных процессах, естественные взаимосвязи внутри экологических систем разрушаются (например, площадь лесов в Африке за последнее столетие сократилось вдвое, причина - в экстенсивном земледелии; резко увеличилось количество пустынь на планете - 40% поверхности суши)
2. Природа не справляется с антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности (сама численность людей угрожающе увеличивается: при существующих темпах к 2150-2200 гг. достигнет 60 млрд. человек - предельное число, которое способна прокормить Земля)
3. Разрушение природы начинает носить необратимый характер (озоновые дыры, возможность «ядерной зимы», парниковый эффект и т.д.).
В настоящее время и человечеству, которое стоит на краю гибели и ученым ясно, что необходимо преодолеть противопоставление человека и общества, остановить «экологический кризис», согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека», выработать новое экологическое сознание. Еще в середине 70-х годов нашего столетия Коммонером Б. были сформулированы четыре основных закона социальной экологии:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- природа знает лучше;
- ничто не дается даром.
Эти законы определили неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость человека с окружающей средой и установили запрет на необдуманное вмешательство в природу.
Выдвинут «экологический императив» по аналогии с категорическим императивом И.Канта: поступай так, чтобы норма твоего поведения могла стать всеобщим экологическим законом. Этот императив возлагает ответственность за все, происходящее с природой не только
на человечество в целом, но и на каждого человека.
Выдающий русский ученый В. И. Вернадский, анализируя проблему взаимоотношения природы и общества, в 30-40 гг. прошлого века пришел к выводу, что в связи с активной деятельностью человека наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой появилась новая сфера - ноосфера или сфера разума. Преобразование природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной «геологической силой», его деятельность - определяющий фактор в развитии биосферы вообще и носит уже не локальный, а глобальный характер. Вернадский описывал это новое качественное состояние биосферы со знаком «+». Ноосфера понимается ученым как высший этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества, их дальнейшего гармоничного развития в одном направлении. Переход биосферы в ноосферу предполагает, что человек берет всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя на себя, руководствуясь принципом «Не навреди». Этот этап только формируется, но он обязательно должен быть. Концепция В.Вернадского и должна быть положена в основание принципиально нового отношения человека к природе, если он хочет выжить на планете.
Ключевые понятия и слова: природа, ноосфера, экология, экологический кризис, парниковый эффект.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как изменялось отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества?
2. В чем состоит суть «экологического кризиса»?
3. Что понимал В.Вернадский под «ноосферой»
?

Вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе. Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п. Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте - это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми. На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»? С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий. Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление озаконах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества. Основные понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития. Термины: законы, тенденции.

Проверьте себя

1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

1. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведенных ниже высказываний? Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые. Некоторые исследователи рассматривают возникновение общества как прямое продолжение эволюционных процессов в природе. 2. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? Наблюдаемое человеком солнечное затмение, возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением. 3. Попытайтесь посмотреть на промышленный переворот, произошедший в ряде стран в XIX в., с конкретно-исторических, историко-типологических и социально-философских позиций. Какие стороны этого явления представляли бы интерес на каждом из указанных уровней рассмотрения общества? 4. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру. Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена.Бизнесмен. Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо. Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»? 5. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте. 6. «Люди, т. е. человеческая психика, потребности, надежды, страхи, ожидания, мотивы и стремления отдельных человеческих индивидуумов, если они вообще что-то значат, не столько творят свою социальную жизнь, сколько являются ее продуктом... Даже те институты, которые возникают как результат сознательных и преднамеренных человеческих действий, оказываются, как правило, непрямыми, непреднамеренными и часто нежелательными побочными следствиями таких действий», - писал английский философ и социолог К. Поппер. Раскройте это высказывание, конкретизируйте его.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывки из работ отечественного философа С. Л. Франка (первый текст) и французского философа А. Моля (второй текст).

«Техника... сама по себе не есть культура»

Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов - истина, добро, красота, святыня, подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное... То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношению к истинной культуре. Кёльнский собор, Акрополь, «Сикстинская мадонна», Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она, однако, отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры».

Культура как духовное оснащение личности

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» - термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура - это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу...» Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее - дело средств массовой коммуникации. Вопросы и задания: 1) Что понимает Франк под культурой? 2) Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? 3) Как трактуется культура Молем? 4) Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?

Вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе. Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п. Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте -- это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми.

На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»? С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий. Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества. Основные понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития. Термины: законы, тенденции.

Проверьте себя

1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведенных ниже высказываний? * Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. * Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые. * Некоторые исследователи рассматривают возникновение общества как прямое продолжение эволюционных процессов в природе. 2. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? Наблюдаемое человеком солнечное затмение, возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением. 3. Попытайтесь посмотреть на промышленный переворот, произошедший в ряде стран в XIX в., с конкретно-исторических, историко-типологических и социально-философских позиций. Какие стороны этого явления представляли бы интерес на каждом из указанных уровней рассмотрения общества? 4. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру. Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена. Бизнесмен.

Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо. Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»? 5. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте. 6. «Люди, т. е. человеческая психика, потребности, надежды, страхи, ожидания, мотивы и стремления отдельных человеческих индивидуумов, если они вообще что-то значат, не столько творят свою социальную жизнь, сколько являются ее продуктом... Даже те институты, которые возникают как результат сознательных и преднамеренных человеческих действий, оказываются, как правило, непрямыми, непреднамеренными и часто нежелательными побочными следствиями таких действий», -- писал английский философ и социолог К. Поппер. Раскройте это высказывание, конкретизируйте его.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывки из работ отечественного философа С. Л. Франка (первый текст) и французского философа А. Моля (второй текст).

«Техника... сама по себе не есть культура»

Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов -- истина, добро, красота, святыня, подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное... То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношению к истинной культуре. Кёльнский собор, Акрополь, «Сикстинская мадонна», Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она, однако, отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры».

Культура как духовное оснащение личности

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» -- термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура -- это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу...» Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее -- дело средств массовой коммуникации. Вопросы и задания: 1) Что понимает Франк под культурой? 2) Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? 3) Как трактуется культура Молем? 4) Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?