Упражнения для работы обоих полушарий мозга. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Полезно узнать: Серое вещество мозга, его строение, функции и свойства

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Что нам даст развитие правого полушария


Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

Инструкция

Разобравшись с назначением левого полушария, ученые довольно долго терялись в догадках: что же досталось полушарию правому, за что оно? Ответ был найден не сразу. Эксперименты показали, что правое полушарие заведует целостным восприятием действительности, наглядно-образным мышлением, восприятием музыки, художественных образов и т.п. Это, можно сказать, интуитивный блок нашего мозгового «компьютера».

Развивать способности, за которые ответственно правое полушарие мозга , можно и нужно. Это способствует воспитанию целостного взгляда на реальность, укрепляет интуитивное постижение мира, развивает творческое воображение.

Если говорить в самых общих чертах, то усиление работы правополушарных отделов мозга происходит, когда мы прослушиваем музыкальные произведения, предаемся мечтаниям, медитируем в уединении, занимаемся рисованием, любыми другими видами творческой деятельности, связанной с оперированием целостными образами.

Естественный путь развития правой части мозга включает в себя активное участие в тех видах социальной активности, которые задействуют функции, свойственные этому мыслительному блоку. Сочинение стихов, литературное творчество, пусть даже в таких простых его формах, как ведение личного , блога; пение, танцевальный кружок, рисованию – всех видов такой правополушарной деятельности не перечислить.

Существуют также и специальные методики стимулирования работы интуитивного блока мозга . В их основе лежит представление о способности человека к управляемому воображению. Для этого используется , спокойная , музыка для релаксации, отсутствие отвлекающих шумовых помех.

Погружаясь в расслабленное состояние, вы можете мысленным образом рисовать картины, отражающие ваши позитивные намерения или то состояние, которого вы предполагаете достигнуть. Сеанс такого рода может продолжаться от нескольких минут до часа. Результатом его становится активизация работы правого полушария мозга , вплоть до получения интуитивных ответов на некоторые вопросы, касающиеся казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций.

Полезный совет

Дополнительные источники:
«Как получать все, что хочешь, практически ничего не делая или Небесная 911», Роберт Стоун, 2008.
«Развитие правого полушария», Мэрили Зденек, 2004.

Источники:

  • Логика или интуиция? Зачем развивать правое полушарие
  • правая часть мозга

Общеизвестно, что мозг человека состоит из двух полушарий. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, точные расчеты. Правое — способствует развитию воображения, творческих способностей, интуиции, является генератором новых идей. Как правильно развивать полушария мозга, чтобы стать гармоничной личностью?

Правильно развивать полушария мозга можно, тренируя руки. Для этого необходимо привычные манипуляции, которые автоматически выполняет правая рука (если человек левша, то левая) начинать проделывать другой рукой.

Начинать следует с простых действий. Например, нажимать кнопки пульта ДУ перелистывать записи, вынимать из чехла мобильный , чистить зубы и т.д. левой рукой. Постепенно задача усложняется: можно попробовать печатать, рисовать левой рукой. Если занятия войдут в привычку, положительный результат не заставит себя ждать.

Работают обе руки – развиваются оба полушария

Психофизиологии разработали специальный комплекс упражнений для развития полушарий. Но практика показывает, что ближе тренировки посредством действий, которые за долгие годы в привычку. Одной из наиболее эффективных методик считается «зеркальное рисование». Для этого ничего особенного не нужно. Достаточно положить перед собой блокнот или чистый лист бумаги, взять в обе руки по

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х лет

    У ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.

  • с 3 до 7 лет

    Образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.

  • с 7-8 лет и далее

    Происходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством - пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные - в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации - функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации - зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.