Митрополит владимирский евлогий. «Над нами всегда – Солнце вечной Правды

Митрополит Евлогий (в миру Юрий Васильевич Смирнов ; 13 января 1937, Кемерово) - епископ Русской православной церкви, митрополит Владимирский и Суздальский; доктор богословия (2014), почётный гражданин города Владимира (2006) и Владимирской области (2017).

Биография

Родился в рабочей семье, отец - водопроводчик, мать - кулинар. В семье было семь сыновей и три дочери, за что их матери было присвоено почётное звание «Мать-героиня».

По окончании неполной средней школы в 1955 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1959 году.

С 1956 по 1960 годы был иподиаконом у Патриарха Алексия I. Весной 1960 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в Выборге 3 года и 3 месяца. После демобилизации и по 1967 год вновь служил иподиаконом у Алексия I.

15 марта 1965 года в день памяти Державной иконы Божией Матери пострижен в монашество. Постриг принял под именем Евлогий, в честь Святого мученика Евлогия. 21 марта 1965 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) рукоположён во иеродиакона.

В 1966 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского», после чего стал профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. С 1967 года преподавал в Московской духовной семинарии. Был назначен помощником инспектора Московских духовных школ.

18 октября 1967 года, в день памяти Московских святителей, рукоположён во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Алексием I. В том же году назначен помощником инспектора академии. В 1969 году назначен старшим помощником инспектора академии. 4 июля 1969 года возведён в сан игумена.

С 1972 по 1983 годы исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Троице-Сергиевой лавры и Академии.

С 1973 года - преподаватель литургики, сравнительного и пастырского богословия в Московских духовных школах.

В 1975 году за чтение пробной лекции по Истории Балканских церквей возведён в звание доцента Академии.

В 1977 году удостоен учёной степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». Издана в 2000 году под названием «Премирное служение».

С 1978 года - профессор, руководитель кафедры истории Балканских церквей.

23 мая 1983 года назначен наместником московского Данилова монастыря, переданного Советской властью Московской Патриархии. Руководил реставрационными работами. Служил на этом посту до сентября 1986 года. В 1998 году была опубликована книга «Это было чудо Божие», посвящённая возрождению обители. Игумен Кирилл (Сахаров) так писал его его служении в на посту наместника Данилова монастыря: «Архимандрит Евлогий <…> произвёл на меня одно из самых сильных впечатлений в жизни: человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, теплый проповедник, выдающийся организатор и строитель. Это был пример органичного сочетания усердного монашеского делания и неутомимой хозяйственной деятельности. Все были глубоко потрясены и опечалены его освобождением от должности наместника, говорили, что это было сделано под давлением властей, обеспокоенных размахом монашеской жизни в центре Москвы. Возникло также недопонимание по поводу продолжительных уставных служб».

В 1986-1988 годах - профессор кафедры пастырского богословия и первый проректор Московской духовной академии. Занимался ликвидацией последствий пожара в Московских духовных школах, случившегося ночью 28 сентября 1986 года (во время этого бедствия погибли пять семинаристов, сгорела часть зданий, был повреждён академический храм). К 1988 году восстановительные работы были в целом завершены.

3 июня 1988 года в возрожденной Оптиной был освящён первый престол в надвратной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери и состоялась первая Божественная литургия. С этого дня в возрождаемой обители совершается ежедневное богослужение.

Также как «Золотой треугольник» и «Питерские лабиринты» –
первые две части трилогии, книга посвящена Петербургу и его окрестностям.

Тираж 100 экз.

Стоимость книги с именным автографом – 500 руб.

Просьба обращаться с заказами к моей бессменной помощнице tanikota :
https://tanikota.livejournal.com/138418.html
.

December 29th, 2018

"ЖУРНАЛ № 107

ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в связи с достижением 75-летия.

Прошение Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 26.12.2013 (журнал № 166).

Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Прошение удовлетворить.()

August 9th, 2013

Двенадцать лет, починая с 2001-го -
без выходных и проходных,
архимандрит Нил Сычев
отсидел в покоях владыки Евлогия Смирнова.
В возрождаемом Рождества Богородицы монастыре,
где в совдепные времена
размещалося последовательно ЧК-НКВД-ГПУ-КГБ,
покоилась и монастырская братия,
и епархиальное управление,
и владимирская семинария.
До этого должность
монастырского наместника
исполнял другой постриженик Серапиона Фадеева - .
Как и все "скорпионовцы", простой и весьма набожливый,
но с очевидною психотравмою
и анорексией на духовное начальство,
Юстя, как его кликали за глаза,
боялся Евлогушку как огня
и притялся от него, где только возможно.
А владыка Евлогий, хоть и монах,
но один пребывать в своем кабинетце
не умел и не умеет - ему нужен был кабинетный сиделец,
компаньен, соигрок в шашки-шахматы,
лакей и половой, мальчег на побегушках,
наушник, кляузник и царедворец,
и, желательно, чтоб во едином лице.
На каковую роль удачливо пришелся
бывший келейник митрополита Скорпиона,
архимандрит Нил Сычев: в миру Андрейка,
сын лесника из сергачевской глубинки
с тремя классами начальной школы
и двумя годками стройбату,
коего Скорпионушка уже юным архибандитом
в гневе выпинывал в окошко
со второго этажа деспотной резиденции,
как и нельзя и сподобился
на должность наместника, полового и царедворца...

http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post14888806/

July 20th, 2009

Над первыми монасьими гнездилищами
владыченька Евлогий Смирнов
кудахтал всё одно как наседка
над токмо что вылупившимися птенцами,
сам непосредственно беря на себя роль
монастырского наставника и духовника.
И в любое время дня и нощи,
любой, рыдающий в телефонну трубку аеромонась,
мог деспоту в его резидентском домике проведать
и преспокойненно выплакаться в евойную жилетку.
Это только захожанам,
да тем, кто по монастырским святыням
паломническим чёсом занимается,
преискренно кажется,
что в любом монастыре
одна только сплошная "тишь да благодать":
вышли из автобуса,
спели тропарь,
приложились к иконе,
помазались от елею
и дальше поехали,
в том же автобусе умильно мечтая:
"Эх, вот бы оставить всё,
да и жить бы в таком вот "святом месте"
в тиши да покое".
И никому из них даже в голову не приходит,
что уже в позапрошлом веце
в любом русском монастыре
"было как в миру,
а в миру как в аду!"
И что в тихом омуте,
а тем паче монасьем,
завсегда черти-то и водются:
"За миряном или мирским попом
только один бес-искуситель следом ходит,
а за иноком,
а тем паче священномонасем,
их целая стая хороводно
по пятам так и бредёт,
так и поскакунно-то и шастает!"
И на самом-то деле,
кто же тот первой у нас,
на наших выстуженных просторах,
кандидат в монастырски насельники:
1) Или это тот, кто токмо из тюрьмы вышел
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post9423199/ ,
2) Или кого жена из дома
взашей и широкой метлою погнала
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post18056657/ ,
3) Или кто взаправдашне
на головку и тюкнутый и психотно больной,
4) Или ещё страшнее - идеалист,
наподобе Дон Кишота Ламанческаго,
начитавшего книжек духовных
и возмечтавшего о лыцарстве духовном
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post8672407/ .
И деспота Евлогушка виртуознейше владел даром,
новоначальных игемонов и
вновьпостриженных монасей,
ежели было то надобно,
сердешно замирять
и утешать их милостиво,
точно то не великовозрастныя битюки,
а словно всё ещё
дитятки малыя: "У-тю-утю-тю-тю-тю!"

July 20th, 2009

Ради "уврачевания Суждальского раскола"
и призванный то во епископы
землицы Володимерской
деспота Евлогий Смирнов,
как говорят нынче, злорадя, злыя языцы,
с расколом так и не управился,
хотя бы потому, что уврачёвывал его
не столько прижиганием да хирургным сечением,
а насаждением вкруг валентиновцев
собственных монастырей и приходов:
"Пусть сам народ видит и чувствует разницу,
где настоящая Церковь,
а где под нея жуткая подделка!"
И первое, что на оскуделой древлерусской земле
Евлогушка почал творити -
это возрождать не столько приходы,
сколько, казалось бы, уже невозродимое:
монастыри и обители.
И за двадцать лет своего деспотного жития
он удосужился открыть
практически все монасьи гнездилища,
закрытыя как большевиками,
так и самой когда-то матушкой Екатериной,
превратив владимирскую епархию,
в своего рода монасий бастион или,
ежели хотите, монасью республику,
тем самым то ли возрождая допетровский уклад
церковного бытия,
то ли заклыдывая под епархию
пороховой заряд замедленного действия.
Ибо в отличие от белого духовенства,
завсегда "шелкового" и покорливого по причине
обременённости скарбом да семейственностью,
монасьему воинству
терять, кроме своих цепей,
собственно говоря, и нечего,
и в гистории церковной,
именно дававшие обет послушания и смирения
и были завсегда учинителями
церковенных смут да непокорств.
Так к прозванному за глаза "монасьелюбом" архипастырю
и потянулись со всей страны,
монаси "перекати поле" и "аэромонаси",
вусмерть подчас забиженныя своими деспотами
из-за разного рода строптивства, шалостей и проказ,
навсегда, казалось бы запрещённыя.
"А Вашего, пребывающего под запретом,
иеромонаха я забираю к себе!" -
звонил Евлогушка, такому деспоту,
возвещая ему пренеприятнейшее известие. -
"Да Вы хотя бы почитайте дело этого варнака,
это же не монась, а какой-то башибузук с большой дороги!" -
"Ничего - исправится: Вы снимите с него запрет,
а во всём остальном я уж сам с ним управлюсь!"
И почти тут же забиженному
вручая игемонский жезл,
отдавал ему в управление монастырску вотчину
со славным прошлым
и подчас ныне одними только фундаментами и руинами
посреди постылых болотин:
"Возрождай сию святыню и паси овец пастырь..."
June 25th, 2009

Вспоминая о "духовном пробуждении" конца 80-х,
невозможно пройти и мимо
тогдашних попыток
вырастить из поколения
"младого и незнакомого"
церковенных вундеркиндов.
Сами папы и мамы,
а чаще всего мамочки-одиночки,
прийдя к "вере"
достаточно уже поздно,
наломав пред этим дров,
подчас исковеркав свою жизнь
и основательно надорвав психику,
во чтобы то не стало старались, чтобы их детки
не повторили их же ошибок.
И не только, конечно же, это,
а чтоб с молоком матери они бы впитывали
азы православного добронравия.
Одна, помнится, "мамочка"
своего полугодовалого малыша
не кормила грудью
по средам и пятницам,
приговаривая:
"А он у меня,
как второй Серафим Саровский будет!" -
под его ор
вычитывая ему вслух Евангелие.
Другие тогда двадцатилетние
и только воцерковившиеся
"папа" и мама"
воспитывали свою трёхлетнюю дочу
без кукол и вообще игрушек,
без детских книжек,
одевая её уже во всё чёрное
и умилённо добавляя:
"А наша Анечка будет схимонахиней!"
Это тогда именовалось
"воспитанием по Серафиму Роузу":
без телевизора, без мультиков,
без Тома Сойера и прочих прелестей
"блядословной светской культуры",
на одних только житиях и акафистах.
Бабульки в храме млели от удовольствия,
созерцая то,
как шустроглазой пятилетний карапуз,
запинаясь в полах стихаря,
выносил из алтаря свечу,
а следом бойко барабанил
посередь храму шестопсалмие.
Вырастали из этих храмовых вундеркиндов
особенной породы
лицемеры и лицедеи,
научившиеся ловко манипулировать
родаками и вислоухими попами,
оставляя их, по преимуществу,
в дураках и "с носом".
Один такой мерзавчик,
по настоянию мамочки
поступив четырнадцати лет отроду
в келейники к игумену знатного монастыря,
вскорости обчистил настоятельский сейф,
взяв оттудова двести тыщ зелёными.
Другой такой шестнадцатилетний вьюноша
(из келейников другого отца игумена)
пробравшись в иподиаконы
к деспоте Евлогию Смирному,
выложил владыке
в качестве презента
три толстенных общих тетради:
в одну из них он округло каллиграфным почерком
ежедневенно вписывал компромат
на своего отца настоятеля,
в две других - компромат на монастырскую братию.
К чести Евлогушки, надобно сказать,
что прийдя в невиданное для владыки,
чувство ярости,
и даже в тетради не заглянув,
он швырнул их пылающую печную топку,
а юного медоноса
тотчас выпроводил восвояси,
назад - к благочестивым папочке и мамочке...

Сегодня исполнилось 80 лет главе Владимирской Митрополии - Митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию. Сегодня в день отдания праздника Рождества Христова в Христорождественской церкви Богородице-Рождественского монастыря состоялась божественная литургия. А затем молебен. После службы владыка Евлогий принимал поздравления. Святейший Патриарх Кирилл удостоил Митрополита Евлогия орденом Святого Даниила Московского 1 степени, Митрополит Кемеровский Аристарх передал юбиляру нагрудный знак Кемеровской Епархии, откуда "в миру" - Юрий Васильевич Смирнов - родом. Поздравить Митрополита пришли и первые лица области. Поздравления, цветы и подарки от главы 33 региона Светланы Орловой передал первый заместитель губернатора Алексей Конышев. А главный федеральный инспектор Сергей Мамеев зачитал поздравление от полпреда Президента в ЦФО - Александра Беглова. В числе поздравлений - и добрые слова от представителей Законодательного собрания, силовых структур. Пришли поздравить митрополита и десятки верующих. Напомним, в 1990 году постановлением Святейшего Патриарха Алексия Второго и Священного Синода архимандриту Евлогию было определено стать епископом Владимирским и Суздальским. За годы работы и служения Богу в 33 регионе Русской православной церкви были возвращены и открылись сотни приходов, возродились монастыри, открыта детская православная гимназия. Сам юбиляр говорит, что каждый новый День Рождения - это повод еще глубже заглянуть в свои мысли и оценить свои поступки.

ЕВЛОГИЙ, МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИРСКИЙ И СУЗДАЛЬСКИЙ: "Жизнь - это, как говорят, не шутка, а целый подвиг. Это, несомненно, труды. Ну, так устроено, что Господь нас "поставляет потрудиться", а там обещает вечный покой. Господь нас всех как по лестнице ведет - от земли на небо. Поэтому Бога нужно всякий раз благодарить, его славословить, воздавать ему честь и хвалу. Несомненно, каждый день должен что-то в нас откладывать. Как и этот день - 80-летия".

Екатерина Антонова, Андрей Синягин

«Примет ли сегодня Владыка?» – спрашиваю снова секретаря, который уже, наверное, в пятый раз переносит мою встречу с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Интервью срывается. «В отъезде Владыка, сегодня служит в Юрьев-Польском районе», – слышу в телефонной трубке немного виноватый голос, но нисколько не огорчаюсь, потому что сама знаю – Владыка, действительно, очень любит служить в селах, в отдаленных и почти заброшенных храмах и церквях, где из прихожан – одни только бабушки.

Часто за неделю в свои семьдесят с лишним лет (!) проезжает более тысячи километров, чтобы встретиться с верующими, совершить вместе с ними Литургию, пообщаться, разделить трапезу, поддержать, ободрить, благословить… Во время одной из таких дальних поездок по епархии года три назад он попал в тяжелую аварию. Затем были несколько месяцев лечений переломов. И снова – поездки по дальним и сельским приходам, проповеди, беседы. Литургия, крестные ходы, живой разговор с паствой – это всегда было у Владыки на первом месте. И, тем не менее, все же нашлось время и для интервью.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 3 месяца.

В 1965 г. пострижен в монашество с наречением имени Евлогий. В 1966 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.

В 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря. С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. В 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В 1990 г. архимандриту стал епископом Владимирским и Суздальским. С 1990 г. по 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей. По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.

– Ваше Высокопреосвященство, с какими проблемами сегодня, по Вашему мнению, приходит человек в храм? Приходит ли только со скорбями? Что волнует мужчин? Что волнует женщин?

– Чаще всего люди сегодня приходят в храм с какой-то болью. Хотя основным побуждением все-таки для них должно служить благодарение и славословие Бога. И мужчин, и женщин смущают грехи и страсти, они ищут покаяния, чистоты и мира с Богом, нуждаются в Спасителе, во Враче и в Его Лекарствах-Таинствах Церкви.

К пустому колодцу, сказано, не ходят за водой. Православная Церковь отражает красоту Вечного Неба, чего невозможно обрести на земле как преходящей и тленной части мира. Люди ищут эту красоту. Надо помнить, что не количество верующих определяет саму веру и церковность, а качественность этих духовных сил жизни.

– В чем, на Ваш взгляд, самые большие заблуждения современного человека?

– Господь Иисус Христос говорит нам в Евангелии, что бы мы не искали в первую очередь земных благ и удовольствий, а ревновали бы «Царства Божия и правды Его» как идеального жительства, достигаемого через веру и добрые дела. Но большинство современных людей одержимы чисто мирским духом сребролюбия и стяжательства, что приводит к забвению Бога и вражде против Него.

– Владыка, свое пастырское служение Вы начинали еще в Троице-Сергиевой лавре. Затем восстанавливали Данилов монастырь в Москве и Оптину пустынь. И вот уже более двадцати лет возглавляете Владимиро-Суздальскую кафедру. Как изменились приходящие в Церковь люди за последние 20 лет?

– По традиции мы все как будто православные. Даже некрещеных взрослых людей не много. Но на самом деле людей воцерковленных, живущих как подобает христианину, очень мало. Статистика нам говорит, что в России 80% православных, а мы лидируем по количеству абортов, разводов, по числу зависимых от наркотиков… Причина у всего этого одна – потеря веры и любви как основных качеств человека. Здесь вся катастрофа времени.

– Сегодня мы живем в совершенно особом пространстве медийных технологий. Жизнь становится виртуальной. Как Вы считаете, Владыка, не создает ли все это условий для предельного одиночества современного человека?

– Человек может быть одиноким только по причине своей бездуховности и греховности, удаляющих его от Бога – источника радостной жизни, где царит одна общность. Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом – вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19). Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда весел и доволен в жизни.

– Но ведь обретение Бога и веры – это не остановка, а начало пути постоянного взросления. Не все, вероятно, хотят взрослеть?

– Духовный рост – это основной стимул веры, ему нет предела. Именно для духовного роста дана нам временная и вечная жизнь. Без желания человека взрослеть невозможно говорить с ним о чем-то высоком и святом. Совершенство христианина состоит в познании себя как человека земного и в разумении Истины о Боге как своем Творце и Спасителе.

– Ваше Высокопреосвященство, сейчас мы столкнулись с таким явлением в церковной жизни, как расцерковление. Как Вы считаете, почему дети верующих родителей перестают ходить в храм? Почему люди расцерковляются? Как им помочь? Как им помогает Владимиро-Суздальская епархия?

– Всем известно: дети копируют поведение родителей. Недостаточная в вере ревность родителей сказывается и на их детях. В современном мире нужно быть живым исповедником веры во Христа с самого детства, что в корне изменит ситуацию в лучшую сторону.

Сейчас Русская Православная Церковь берет на себя особую миссию, трудится в трех направлениях. Это катехизация, т.е. научение вере крещеных, но не воцерковленных людей, работа с молодежью и социальное служение. Люди крещены, но не воцерковлены, и основная цель – спасение души – ими не достигнута. Сейчас Таинства Крещения и Брака (Венчания) будут совершаться через научение вере, предварительно священник или катехизатор на приходе проведет огласительную беседу, расскажет о православной вере, о смысле жизни, о том, как жить по-христиански в этом мире, и только затем совершится Таинство. Особый статус придан работе с молодежью. Берутся под духовное окормление школы, училища, институты.

Главное научить молодых вере, воцерковить, и тогда у России и Церкви будет прекрасное будущее. Так же почти на каждом приходе организовано социальное служение. Не секрет, что сейчас много людей бедных, больных, стариков, которым необходима помощь. И здесь мы всячески помогаем нуждающимся – и словом, и делом.

– Владыка, почему же происходят разводы среди православных?

– У настоящих христиан, боящихся Бога, исключен развод. Если брак распадается – это катастрофа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза – во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько – внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак.

Если же в семью вошли ревность и раздор, значит – уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает – в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблюдать вместе церковные посты, не упускать молитвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Знать своего священника как пастыря и духовника.

– Ваше архиерейское наставление – как победить гнев? Как бороться с осуждением?

– Оба эти порока происходят от гордости человеческой, самой страшной и смертельной страсти, свойственной одному дьяволу. Человек унижает и осуждает всех и вся, когда поставляет себя выше всего и всех, что совершенно безумно. Напротив – смиренный человек видит и ценит добро в людях, считая себя последним, не дерзая ни на кого иметь гнева и никого осуждать, кроме себя. Людям свойственно ошибаться, но никто не знает человека так, как знает его только Бог. Вера и духовность не знают тупика в жизни.

Сегодня очень, очень часты обращения людей к вере на смертном одре. Смерть становится для человека последним громом и молнией. И огромное счастье, если в начале своего пути он встретит того, в глазах которого увидит свет вечной жизни.

– А была ли у Вас такая встреча?

– Была, но ее трудно изъяснить в словах, она незримо ощутилась душой. Жизнь проходит быстрее света. Но в ней исключаю случайное. Все было промыслительным от Того, Кто жаждет нашего спасения души, как вечной радости для Него. Только не все было мною познано благом для себя, не все было воспринято достойно, благодарно и смиренно.

Екатерина Цветкова

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий 13 января отметил 80-летие, о чем мы писали . Специально к его юбилею корреспондент «Губернии 33» Татьяна Гордеева встретилась с митрополитом и поговорила с ним о службе Богу и Родине, о передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге РПЦ, об авиакатастрофе Ту-154 и многом другом.

Интервью с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием

Татьяна Гордеева : - Ваше высокопреосвященство, большое спасибо, что, несмотря на вашу занятость, вы согласились встретиться с нами и ответить на вопросы. Совсем недавно вы отметили юбилей, 80 лет, мы от души поздравляем вас с этой знаменательной датой! И первый вопрос, конечно же, о вас. Вы родились в простой рабочей семье, служили в армии…. Расскажите, как вы пришли к церкви и к решению служить Богу?

К вере я пришел от родителей - простых, религиозных людей. А точнее, вера подается нам свыше, это такая сила, которая нам раскрывает, помимо земного, видимого нам мира, небесный, невидимый, духовный. С этой верой я и вошел в нашу жизнь и считаю себя счастливым, что Бог даровал мне такую веру. С ней я трудился, служил в армии, прошел школу духовную. Потом был в Троице-Сергиевом монастыре, был посвящен и оказался во Владимире. До этого я находился в Оптине. А в 83-м году был командирован на Данилов монастырь. Вот такая моя краткая история, которая освещена этой чудесной Христовой верой

Татьяна Гордеева: - Владыка, когда я читала вашу биографию, меня особенно поразил тот факт, что вы, человек верующий, должны были служить в рядах Советской Армии. Ведь к этому времени вы уже окончили духовную семинарию, несли послушание и, возможно, готовились к постригу. И вот вас призывают, вы служите три с половиной года – как удалось справиться с этим испытанием? Ведь это наверняка противоречило вашим принципам глубоко верующего человека?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Я прошел это испытание - три года - и считаю, что это было для меня тоже школой. И сейчас, когда я встречаюсь с кем-нибудь, вижу какие-нибудь недостатки, спрашиваю: «Ты в армии служил?» - «Нет». – «Вот видишь!» Только армия может сформировать у человека дисциплину, строй и какую-то стабильность. Я хоть и вошел в армию с церковной стороны, но меня никто не стеснял, не оскорблял, а даже, знаете, как будто считались. То есть спрашивали, очень уважительно относились. Но были случаи памятные, когда я носил на себе крест, многие удивлялись. Но потом воодушевлялись и говорили: «Мы тоже все крещеные». То есть армия требует такого сознания.

Сейчас мы во Владимирской епархии посещаем наши воинские части и исправительные учреждения. И находим, что там складывается благоприятная атмосфера. Государство заинтересовано, чтобы церковь была с армией, чтобы было воспитание с духовной основой. И в тюрьмах тоже мы заметили движение, я там бываю, служу. У нас храмы есть почти во всех исправительных заведениях и воинских частях. И даже есть полковые священники. То есть при большом начальстве состоит священник по работе с верующими.

Татьяна Гордеева: - Как это и было до революции, да?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Да. В старой России такой уклад был, всюду со священником. Это и ободряло, и как-то стабилизировало. Ну и что говорить, со священством побеждали. У нас были большие русско-турецкие войны, там священники были вовсю…


Татьяна Гордеева: - Владыка, уж коли мы заговорили о советском времени - что было самым сложным для вас в те годы, когда храмы разрушали, а церковь претерпевала гонения? Что было самым трудным?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Это, конечно, было, как мы сейчас говорим в проповедях, время испытательное для всех нас, верующих людей: как мы веруем – твердо или еле-еле. Поэтому с болью, конечно, воспринимали. Меня тоже многое коснулось. Допустим, вот я отвечаю на экзамене первый раз в четвертом классе. Я беру билет, а мне мой же учитель говорит: «На тебе крест есть?» – «Есть». – «Ну, вот сейчас посмотрим, как ты с крестом будешь успешно нам отвечать!» То есть везде такое было, но все это пропало, люди-то напрямую положительно… То есть, я думаю, это было такое хорошее испытание нашей церкви. И исход войны последней, он очень тесно связан с восстановлением православия. Правительство сразу пошло на то, чтобы открывали церкви, восстанавливали. Вся сила победы – вот в таком верующем.

Татьяна Гордеева: - То есть вера помогла в той страшной войне?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Да.

Татьяна Гордеева: - Владыка, вы руководите Владимирской епархией уже более 25 лет. Что изменилось за это время? На что были направлены ваши труды и к чему еще предстоит стремиться?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Церковь всегда жива и сильна, она измеряется не количеством, а силой. И в то гонительное время она оставалась. Но поскольку обстановка изменилась в хорошую сторону, это дало возможность людям открыто заявить о своей вере и дало нам хороший простор приступить к восстановлению разрушенных святынь, к новому строительству. Это у нас происходило бурно. Было около 70 приходов, сейчас в рамках митрополии – 450. Столько же, будем говорить, и священнослужителей.

У нас сейчас более 10 православных гимназий, при каждом приходе есть воскресная школа. При нашей епархии располагается духовная семинария. У нас есть женское регентское отделение по церковному пению, есть два училища. Все этот говорит о лучшем сознании нашего времени. Как мир ни тяжел, сколько бы он ни испытывал таких ранений, на самом деле он растет. Во всех социальных заведениях молитвенные дома, комнаты, 12 храмов по тюремным заведениям. Вошли в хорошую такую степень нового сознания. Мы только сопутствовали церковному строительству. При этом не только на то обращали внимание, чтобы церковь в стенах своих восстановилась, но и еще на созидание души человека. Обращали внимание на просвещение. Сейчас создались такие приоритетные направление в жизни церкви, как, скажем, катехизаторское обучение вере.

У нас есть социальная часть – 80 точек социального обслуживания: больницы, приюты. Миссионерское направление. У нас кроме православия есть и другие течения, но мы с ними не воюем, а стараемся смотреть такими глазами веры…Ну и также в рабочем виде находится вопрос нашей работы с молодежью. Это такая престижная часть нашего общества, и она должна быть на высоте. У нас есть специальная служба, отдел по работе с молодежью, это целая программа. И есть результаты, и храмы наполняются этими молодыми людьми. Мы с ними часто встречаемся, мне приходилось не раз встречаться с молодежью. У них есть день молодежи на Сретенье.

Татьяна Гордеева: - То есть можно сказать, что количество верующих, в том числе среди молодежи, увеличивается в нашей области?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Вот был праздник Рождества, процентов на 80 отозвались наши верующие. Все храмы были наполнены. У нас во Владимире 15 приходов, 4 монастыря, а если в рамках митрополии – то намного больше. И все сделали такую прикидку. Слава Богу, несмотря на морозы. Все говорят: так это же не простые морозы, а рождественские. Я тоже удивился, что даже дети, ночью им не до сна, вместе с родителями стоят! Но это только на пользу, на дело, на спасенье.

Татьяна Гордеева: - Наверное, это тоже тренирует и выдержку, и терпенье…

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Да, зато будут помнить, что ночь провели с Богом, с Рождеством Христовым.

Татьяна Гордеева: - Еще один актуальный вопрос: в последнее время много говорится и делается для передачи храмов, где раньше находились музеи, в лоно церкви. Недавно это случилось с Исаакиевским собором в Санкт-Петербуге. Это вызвало неоднозначное отношение и, можно даже сказать, раскололо общество. Во Владимирской области речь идет о Троицкой церкви недалеко от Золотых ворот во Владимире и Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном, где находится одна из крупнейших коллекций хрусталя. Каково ваше отношение к этому?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Это был храм Георгия Победоносца. Но сроки мы определили – в течение 6 лет. Храм должен быть храмом, а не музеем. Уж под стекло-то можно что-то найти. Ладно, там иконы, а под стекло – музей. А в целом мы удовлетворены таким подходом. Не без терпенья – сто лет ждали.

Татьяна Гордеева: - Не считаете, что музейное дело пострадает, скажем, в Санкт-Петербурге из-за того, что храм был передан?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - За Петербург трудно сказать, но должен быть какой-то признательный диалог. Ну, может быть, временно, но действительно храмы были всегда у патриархии.

Татьяна Гордеева: - Вы рассказали, что много проповедуете, встречаетесь и с детьми в детских домах, и с заключенными… Как в таком преклонном возрасте вам удается вести такой активный образ жизни?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Это наша прямая обязанность – быть с народом, в каких бы трудных условиях он ни оказался. Общение – это то, что человека обогащает, осветляет. Поэтому, поверьте, исполняя этот закон Евангелия, мы не утомляемся, служа в больницах, в храмах, в армии. Мы не утомляемся никак, напротив – откуда берутся силы! Что и трудно бывает расстаться. Когда раскрываются души людей – это чудо, что человек ощущает вечность. Зримая сторона уходит, а остается духовная, добродетельная часть жизни. Бог есть добро, и Он нас приобщает к такой деятельности. Но сколько бы ни было зла, каким бы оно ни было агрессивным, оно всегда побеждаемо.

Татьяна Гордеева: - То есть можно сказать, что общение дает вам силу к дальнейшим вашим трудам?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Вы знаете, мне один батюшка рассказывал – он на пенсии, поселился в каком-то селе, а там при храме батюшка по каким-то важным делам отъехал, и люди остались без службы. Они к нему приходят, говорят: батюшка, отслужи, мы остались без праздника. Он отвечает: я без архиерея не могу, вот будет у меня указ…Они говорят: ну, это мы сделаем. Они поехали к архиерею, он сделал указ. Так этот батюшка рассказывает: «Я из дома выходил, меня поддерживали человека четыре, посадили меня в такси, так же вели в храм, но как только порог переступил – откуда взялись силы! Я и молебны, и литургию отслужил, потом должен был кого-то крестить, служить панихиду. Я до 4-х часов дня был задействован, как молодой. Вот откуда? А когда все закончилось, опять не мог из храма выйти…» Это такой был игумен Серафим, он уже скончался. Бог нам на благие деяния дает вот такую неземную силу.


Татьяна Гордеева: - Не могу не спросить вашего мнения о громких событиях, которые сейчас происходят в мире. В последнее время в Европе мы наблюдаем известное падение религиозности и разрыв с нашей страной, связанный в том числе с событиями на Украине. Как вы считаете, есть что-то общее, что может объединить наши народы, или мы уже надолго врозь?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Надо заметить, что, согласно Патриарху Кириллу, мы сейчас молимся о том, чтобы скорее прекратилось то, что происходит на Украине. Потому что враг рода человечества, дьявол его назовем, раскалывает, рассекает. Казалось бы, Украина – это наши собратья, мы из одной купели Киевской, и вдруг возненавидели нас. Известно, что из всех советских республик самыми большими льготами пользовалась Украина. А почему так все произошло – вот это вот странно. Поэтому нас может объединить вера. Верю, что любовь победит все это зло. Мы молимся. Набрались терпенья, молимся все, от мала до велика. Нам важно не отвечать на обиду. Если они нам так, то мы им по-христиански: другим, молитвой. И придет время – они осознают и все пересмотрят…

Ну а то, что в Европе погасло христианство – православие, это, опять же, говорит, что человек оказался очень увлеченным земным благом. Никто не отрицает, что есть земные блага, но, какие бы они ни были, они не идут в сравнение с небесными, вечными благами. Я сейчас вспоминаю, приехали к нам знакомые из Франции, они там живут. И сказали: мы переезжаем сюда, чтобы почувствовать, как на Руси молятся Богу, у нас этого нету. Вот время нас опять испытывает. Одно дело на словах, а другое – в жизни. Но эта картина, я думаю, ненадолго – молитва, добро, свет победят это зло.

Татьяна Гордеева: - Минувший год принес нам большую трагедию – разбился самолет с талантливыми артистами и врачом, которые летели в Сирию с гуманитарной миссией. Как нам ответить на вопрос: почему этот мир в первую очередь покидают самые лучшие и как родным и близким найти утешенье в таком горе?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Я думаю, сейчас всех россиян заняла эта печаль, скорбь, мы опять все встали на молитву, отслужили панихиду, печаль выложили. Как такой акт совершается, что гибнут хорошие люди, – нам не ведомо. Если глубоко, религиозно осмысливать – можно найти ответ: Бог берет их к себе как уже завершенных и состоявшихся, готовых. Они останутся хорошими – если таковыми были на Земле, то и в будущей жизни останутся хорошими. Но это такой звонок – не должно быть события без вывода, Бог не наказывает, он человеколюбивый. Во всяком случае, что-то внутри у людей изменилось в связи с этой трагедией. Люди пришли в самое лучшее свое состояние, самое высокое, молясь и переживая. То есть тут тоже какая-то тайна.

Татьяна Гордеева: - То есть тут какой-то скрытый смысл, что гибель этих людей не напрасна, что она всех нас сделала лучше в какой-то степени?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - У Бога все живы, даже те, кто умерли. Вот вера нам открывает эту истину, с верой радостно жить. Вот если бы исключить это понятие, что у Бога все живы, нам бы тогда не оплакать и горя не измерить, если такие люди уходят… Всем надо будет перейти на ту загробную строну, другое дело – как, с каким багажом. Думать о добродетельной стороне – это путь к спасенью. В Евангелии сказано – на Страшном суде Бог нам задаст шесть вопросов: посетил ли ты больного, заключенного, утолил ли жажду познания? То есть о конкретных делах, но такого духовного, христианского значения.

Татьяна Гордеева: - Такой тоже важный вопрос: наша жизнь очень интенсивна, в ней происходит много событий, многие люди тратят почти все свое время, чтобы заработать деньги и прокормить свою семью и детей, нам некогда остановиться… Где нам найти время и силы, чтобы, как говорится, жить не хлебом единым?

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Не единым хлебом будет жив человек, но глаголом Божьим, исходящим из уст. Бог нас питает, одевает и кормит, но важно и другое состояние – внутреннее, духовное, вечное, бессмертное. Должна быть гармония: если ты только знаешь хлеб на столе – ты еще бедный человек. Помимо этого ты должен знать разуменье бытия – слово Божье. Это гармония, то, что нас питает и утешает. Человек не животное, а разумное существо. Бог предпочел сам стать человеком, лишь бы только его спасти. Он изъяснил людям всю истину бытия – и здесь, и там. Он принес большую жертву – тем, что искупил человечество, выстрадал за нас. И человек должен как-то ответить своему Богу. Осознать, веровать и держаться самых простых правил бытия – любите друг друга. Сказано: если ты в ссоре со своим товарищем и идешь в храм молиться, Бог говорит: я откажу тебе во всем, пока ты не помиришься. Спешите, если нарушен мир, помириться, пока солнце не зашло.

Татьяна Гордеева: - Владыка Евлогий, большое спасибо вам за интервью. Еще раз поздравляем вас, желаем доброго здравия и долгих лет жизни!

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий: - Ну а я пожелаю всем слушателям доброго, светлого настроения, общего для нас понимания вещей – всего того, что нас бы соединяло, крепило, тогда ничего не будет нам страшно. Напротив, единство испытаем самое невыразимое, утешительное и сладкое!