Министерская чехарда 1916. Что такое «министерская чехарда»? Влияние глобальных событий

Новый этап либеральных реформ.

В 1997 г. Россия вступила с тяжелым грузом проблем. За пять лет реформ власть не смогла остановить спад производства в стране. Обеспечить приток инвестиций. Сокращение выпуска продукции продолжалось в металлургии, химии, пищевой промышленности. Значительно снизился по сравнению с предыдущими годами объем инвестиций в транспорт, в обрабатывающие отрасли. Вложения в сельское хозяйство за 1996 г. уменьшились на 40% . В результате продолжал снижаться и без того низкий уровень жизни большинства российских граждан. Из-за бюджетного кризиса, следствием которого стали массовые невыплаты заработной платы и пенсий, в бедственном положении оказались российские учителя, врачи, ученые, работники культуры. В начале 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, так же как и вера их в способность властей переломить ситуацию. Во многих регионах граждане готовили акции протеста. В этих условиях в состав правительства Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров – нижегородского губернатора Б. Немцова и возглавлявшего президентскую администрацию А. Чубайс а. Самым заметным в работе обновленного правительства стало предложение Думе о секвестре неисполнимого бюджета. Кроме того, «молодые реформаторы» приступили к реальному регулированию естественных монополий, таких как РАО ЕЭС и «Газпром», выплатили долги пенсионерам. К концу 1997 г. удалось остановить спад производства. Одновременно были предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам. Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Об этом постоянно говорил В. Черномырдин.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. Кризис создал угрозу срыва финансовой стабилизации в России как главного условия восстановления отечественной экономики и дальнейших социально-экономических преобразований.

23 марта 1998 г. Президент Б. Ельцин совершенно неожиданно отправил в отставку правительство Черномырдина. «Это естественный процесс обновления власти. Несменяемых правительств не бывает», – заявил Ельцин в своем телеобращении. По мнению президента, предыдущий состав правительства в целом решил поставленные задачи. Но не справился с рядом ключевых проблем, Президент принял решение об отставке правительства, несмотря на то, что политическая ситуация в стране в целом казалась стабильной, а сам премьер стал определенным символом политической и экономической стабильности и предсказуемости. По оценкам специалистов, увольнение В. Черномырдина произошло под сильным воздействием субъективных факторов – нетерпимости Ельцина к любому соперничеству, его психологической неготовности передать кому-либо президентскую власть.



Отправив в отставку правительство Черномырдина, Ельцин вновь подтвердил свое лидерство, перехватив политическую инициативу и лозунги у народно-патриотической оппозиции в государственной думе, собиравшейся вынести вотум недоверия правительству Черномырдина .

Назначение малоизвестного банкира из Нижнего Новгорода С. В. Кириенко (считанные месяцы проработавшего министром топлива и энергетики) и.о. премьер-министра оказалось столь же неожиданным, как и отставка Черномырдина. Президент рассчитывал, прежде всего, преодолеть торможение реформ, возникшее вследствие разногласий в среде правительства и «олигархов», недовольных политикой «молодых реформаторов» установить единые правила игры в экономике . Однако результат оказался иным. Отставка Черномырдина существенным образом воздействовала на психологические ожидания и оценки участников рынка, породив неуверенность и беспокойство . Своим неожиданным шагом президент полностью дезорганизовал «партию власти» и одновременно разрушил механизм компромисса с оппозицией.

Правительственный кризис, вызванный нежеланием Государственной Думы утвердить кандидатуру Кириенко, продолжался ровно месяц. Временный тактический успех – утверждение Кириенко под угрозой роспуска Думы – привел к стратегическому поражению . Единственной опорой правительства с этого момента стад сам президент, который фактически принял на себя ответственность за результаты его работы. Формирование нового кабинета министров происходило в соответствии с объявленной в феврале 1998 г., административной реформой. Она предполагала существенное расширение полномочий федеральных министров при одновременной ликвидации постов первых вице-премьеров и существенном сокращении числа вице-премьеров.

Лишь 12 мая 1998 г. новое правительство России было сформировано и смогло приступить к работе. Вместе с Кириенко в его состав вошли три заместителя премьера,. 22 федеральных министра и 11 руководителей госкомитетов.

В силу того, что члены кабинета представляли различные политические силы, его состав не удовлетворял ни депутатов Госдумы, ни членов Совета федерации. Еще большим раздражителем для Госдумы стала попытка Кириенко продолжить курс либеральных реформ. Главной проблемой Кириенко как руководителя правительства стала нехватка практического опыта .

Все три с небольшим месяца, что правительство Кириенко было у власти, оно боролось с надвигавшимся финансовым кризисом, последний этап которого пришелся на весну - лето 1998 года . Начав, по традиции, с лоббирования топливно-энергетического комплекса, новый премьер сумел стать государственником. Он изменил акценты в экономической политике, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса.

Одновременно правительство Кириенко попыталось найти выход из политической изоляции. Однако попытки отсечь от государственного управления олигархов кончились тем, что приняв против них ряд жестких решений, правительство само оказалось в изоляции . В целом правительство Кириенко, даже лишенное поддержки парламента и ведущих финансово-промышленных групп, принимало верные, хотя и запоздалые решения.

Кризисного обострения можно было бы избежать, если бы кабинет Кириенко не запаздывал с принятием решений. Впрочем, нарастание хронического кризиса российской финансовой системы в острую форму началось еще при Черномырдине. Постоянная необходимость заимствования средств за рубежом для покрытия бюджетного дефицита вела к стремительному увеличению государственного долга и соответственно - к росту бюджетных расходов по его обслуживанию .

Непростую ситуацию с бюджетом страны серьезно осложнили начавшийся еще в октябре 1997 г. мировой финансовый кризис и падение цен на нефть. Кризис вызвал отток капиталов из России. Сомнения иностранных кредиторов в способности российских властей удержать курс рубля в существующих границах стали причиной пересмотра ими своей инвестиционной политики в экономике России. Чтобы обеспечить свое вхождение в российский рынок, инвесторы потребовали увеличения доходности государственных кредитных обязательств (ГКО). Летом 1998 г. она достигла рекордных котировок 160-180% годовых, что неминуемо вело к девальвации рубля.

Главными причинами, по которым правительство и Центробанк оттягивали девальвацию, были нежелание разрушить едва возникшее доверие населения к власти, а также давление на исполнительную власть олигархов, стремившихся спасти коммерческие банки .

Минфин к августу оказался не в состоянии обслужить пирамиду ГКО: все деньги, получаемые от продажи новых порций этих ценных бумаг, уходили на погашение долгов предыдущим . Более того, первый транш кредита МВФ в размере 4 млрд. долл., выданный правительству Кириенко, был израсходован на те же цели практически за 4 недели. Правительственная антикризисная программа была подготовлена с большим опозданием, за считанные дни до 17 августа, когда наступал очередной срок выплат по обязательствам крупнейших российских коммерческих банков.

Кульминацией кризиса стали решения, принятые правительством и Центральным банком 17 августа 1998 г.: о расширении границ валютного коридора до 7,1-9,5 руб. за 1 долл. США (верхняя отметка которого была достигнута в обменных пунктах в тот же день); об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими ; о 90-дневном моратории на обслуживание внешних долгов частными российскими компаниями и банками. Россия – пусть на время. – но признала свою неплатежеспособность.

Однако не «черный понедельник» стал днем национальной финансовой катастрофы. Фактически обвал рубля (девальвация в 2.5 раза), огромный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа 1998 г., и две первые недели сентября) и развал всех рыночных механизмов произошел 23 августа 1998 г., когда кабинет Кириенко во время сложнейшего маневра в финансово-экономической политике был отправлен в отставку.

Кризис отправил страну на несколько лет назад, кардинально изменил политическую и экономическую ситуацию в стране. Девальвация и дефолт продемонстрировали истинное положение дел в российской экономике, степень продвижения ее по пути рыночных реформ . Как выяснилось, «олигархи» оказались не слишком богатыми, весьма неустойчивыми и слишком зависящими от государства людьми. Россияне узнали истинную цену своего труда. За год покупательная способность среднедушевого дохода, исчисленная по мясу, упала почти на 30%, по сахару – 42,5 %.

В сентябре 1998 г. новым премьер-министром стал бывший Глава службы внешней разведки и министр иностранных дел в правительстве Кириенко академик Е. М. Примаков. Правительство Примакова было образована как результат очередного компромисса между президентом и оппозицией .

«Коалиционное» правительство Примакова оказалось кабинетом Думы, а не президента. В нем немалую роль играли левые – Ю. Маслюков и Г. Кулик . Левая оппозиция добилась от нового правительства обязательства пересмотреть экономическую политику .

Создать долгосрочную экономическую программу правительству Примакова так и не удалось, но свое 9-месячное пребывание у власти оно завершило с неплохими результатами: начался рост в некоторых отраслях экономики, правда пока на инфляционной основе: с августа 1998 г. все цены выросли как минимум в 2-3 раза, упала стоимость труда, снизились государственные расходы (над чем бились все либеральные правительства).

Падение курса рубля, больно сказавшееся на уровне жизни населения, помогло отечественным товаропроизводителям восстановить утраченные позиции на российском внутреннем рынке. Кроме того, правительство Примакова перестало выплачивать огромные суммы по ГКО, которые выплачивались до августа 1998 г. К реальным заслугам правительства Примакова следует отнести осторожную политику в денежной сфере – оно не пошло на бесконтрольную эмиссию.

Попытка Государственной Думы провести импичмент президента дала повод Ельцину для досрочной отставки правительства Примакова. 11 мая 1999 г. Примакова сменил «силовик» С. В.Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической концепции и слабости команды смог продержаться лишь до 9 августа, когда президент Ельцин в очередной раз сменил «конфигурацию власти» и кресло главы правительства занял руководитель ФСБ РФ В. В. Путин . Предлагая Путина в качестве своего преемника, Б. Н. Ельцин в первую очередь думал о сохранении преемственности власти. Дума с легкостью приняла кандидатуру Путина, поскольку большинство рассматривало его как фигуру временную и техническую – «на период очередной избирательной кампании». Однако через 3 месяца политическая ситуация в стране кардинально изменилась. Первым вызовом для нового премьера стала чеченская проблема (см. Национальный вопрос).

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование, внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг . В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов :

1) государственного капитализма (бывших общенародных предприятий);

2) частного капитализма (приватизированных предприятий),

3) мелкотоварного производства;

4) коллективного хозяйства.

Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность, т.е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией . По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства , сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы. По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России . В итоге условия функционирования российской экономики все в большей мере стали зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной Б.Н.Ельциным в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это вело не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

Есть такая детская игра, называется она чехардой. Участвующие в ней поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Вот так примерно выглядел кабинет министров царского правительства в последние предреволюционные годы. Не успевал вновь назначенный министр занять высшее положение в чиновничьей иерархии, как моментально оказывался внизу, уступив место своему преемнику.

Появление новой крылатой фразы

Автор выражения «министерская чехарда», ставшего крылатым и прочно закрепившимся за определённым периодом истории царизма, - видный политический деятель начала XX века, монархист и черносотенец Владимир Митрофанович Пуришкевич. Именно так он охарактеризовал в своей речи, произнесённой на заседании Государственной думы, частую смену министров и их непрерывную перестановку из одного ведомства в другое.

«Министерская чехарда? Это что такое?», - может спросить в недоумении только наш современник, не искушённый в вопросах истории, но свидетели той эпохи сразу понимали, о чём идёт речь, ведь для такого резкого выражения Владимир Митрофанович имел все основания. За двухлетний период с 1915 по 1916 год четыре раза менялся председатель Совета министров, трижды военный министр и шесть раз - глава Министерства внутренних дел. Министерская чехарда парализовала работу всего бюрократического аппарата. Его позиции, ослабленные войной и вспышками социального недовольства, и в центре, и на местах были окончательно подорваны.

Министерская чехарда - причины и проявления

В те годы верховная власть, не желавшая искать путей сотрудничества с оппозицией и одновременно не решавшаяся пресечь её действия, стремительно теряла авторитет. Подобное положение явилось следствием глубокого политического и социального кризиса, обозначившегося в и достигшего своей высшей точки в годы Первой мировой войны.

Одним из проявлений кризиса стало явление, вошедшее в историю под названием «распутинщина». Министерская чехарда имеет к нему самое непосредственное отношение. Своё название оно получило по имени появившегося в 1907 году в Петербурге «святого старца» и «прорицателя» Григория Ефимовича Распутина. Несмотря на то что «старцу» к тому моменту едва исполнилось сорок два года, ему удалось именно в этом качестве в короткий срок проникнуть во дворец и стать одним из ближайших людей к царской семье.

«Серый кардинал» с Гороховой улицы

Склонные к религиозному мистицизму императрица Александра Фёдоровна и сам Николай II быстро подпали под влияние Распутина, сумевшего внушить им, что своими молитвами он способен не только вернуть здоровье неизлечимо больному наследнику престола, но и испросить Божье благословение всему текущему царствованию. Это позволило ему активно влиять на принятие государем важнейших решений, в том числе и связанных с кадровой политикой, и сделаться своего рода «серым кардиналом».

Столичное окружение Распутина

Подобным обстоятельством не замедлили воспользоваться аферисты самых различных мастей и уровней. Они стекались со всей страны в дом на улице Гороховой, где в последние годы своей жизни снимал квартиру Распутин, и откуда им инициировалась вся «министерская чехарда». Среди тех, чьи имена агенты тайной полиции указали в списке лиц, являвшихся частыми гостями «старца», фигурируют известнейшие в те годы представители биржевых и банковских кругов, реакционные политики, видные черносотенцы и просто высокопоставленные авантюристы.

Деяния «старца» и его окружения

Преследуя свои корыстные цели, все эти люди использовали Распутина в качестве посредника между ними и царской семьёй, добиваясь таким образом нужных назначений и принятия иных выгодных им решений. Через него шли замены одних министров другими, а также решались кадровые вопросы всех уровней «Министерская чехарда», период которой ограничен 1915-1916 гг., была лишь верхушкой айсберга, явлением, открытым для миллионов глаз.

Истинный же масштаб всех закулисных дел, совершённых «святым старцем» и его окружением, был гораздо шире. Возлагая на них вину за беспорядки, возникшие во многих ведомствах и ставшие причиной усиления экономического кризиса в стране, многие исследователи считают, что именно Распутин склонил государя в 1915 году принять на себя пост главнокомандующего, что пагубно сказалось на ходе боевых действий.

Заговор во спасение монархии

«Министерская чехарда» завершилась в феврале 1917 года, когда на волне государь был вынужден отречься от престола. Но ещё ранее, в течение всего 1916 года, в монархических кругах столицы зрел заговор против Распутина. Его целью было уберечь Николая II от пагубного влияния «старца» и не допустить крушения самодержавия в России.

Во главе заговорщиков стояли видные монархисты, такие как Юсупов и депутат Государственной думы Ф. М. Пуришкевич - тот самый, который ввёл в оборот выражение «министерская чехарда». Свой замысел им удалось реализовать в ночь на 17 декабря 1916 года. Хитростью заманив Распутина в подвал Юсуповского дворца, переоборудованный по этому случаю в небольшой, но элегантный салон, они совершили убийство.

Посмертные огонь и воды

Чтобы скрыть следы преступления, труп «старца» был ими утоплен в Малой Невке недалеко от Елагина моста. Однако содеянное ими вскоре получило огласку. Тело Распутина извлекли из воды и похоронили в Царском Селе в присутствии всей царской семьи. Но уже через два месяца, по распоряжению пришедшего к власти Временного правительства, останки были эксгумированы и сожжены в котельной Политехнического института. Сделали это, чтобы пресечь возможность паломничества к его могиле бывших почитателей.

Агония великой империи

Оглядываясь в прошлое, можно со всей очевидностью заключить, что «министерская чехарда» характеризует период, который стал агонией гибнущего государства. Рушился не только отживший своё и несовместимый с XX веком монархический строй - разваливалась на глазах система, разъеденная изнутри коррупцией, приводившей во власть людей, не только опустошавших казну, но и не способных к сколько-нибудь разумному управлению страной.

Рвавшиеся к власти большевики не замедлили воспользоваться духовной слепотой лишённого нравственных ориентиров народа. В России того периода они нашли благодатную почву для своей антихристианской, а по сути, антигуманной и античеловеческой пропаганды. Исторические свидетельства неоспоримо говорят о том, что «секрет» их политического успеха заключается именно в том, что большевикам не пришлось вести борьбу с государственной системой, обладавшей возможностью противостоять им. На тот период величайшая в мире страна было безнадёжно больна и стала лёгкой добычей горстки политических авантюристов.

Одним из внешних проявлений её недуга и стала пресловутая "распутинщина". Это постыдное явление окончательно скомпрометировало как светскую власть, так и духовенство. К сожалению, подобный феномен слишком поздно получил надлежащую оценку представителей прогрессивной мысли российского общества. В результате таящиеся в глубинах народных масс тёмные разрушительные силы нашли выход и, отпущенные на свободу, низвергли и и саму интеллигенцию.

«Установление Советской власти» - Гражданская война. Принятие декретов. Установление Советской власти. Основные события. Брестский мир. Учредительное собрание. Условия. Окончание войны с Польшей. Большевики. Политика «военного коммунизма». Восстание в Кронштадте. Белые наносят удар по разным направлениям. 2 съезд Советов. Установление советской власти в Средней Азии.

«Революция 1917 года в России» - В Таврическом дворце 27 февраля 1917 г. Петроградский Совет Солдатских и рабочих депутатов 27 февраля 1917 Члены первого Временного правительства России. Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность или заговор против России и монархии? Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г.

«Владимир Ильич Ленин» - Памятники Ленину стали неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства. Начало революционной деятельности. 10(22) апреля 1870, Симбирск – 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния. Всех арестованных исключили из университета и выслали на "место родины". Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням.

«Владимир Ленин» - Семья Ульяновых. Учёный-марксист, философ и публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Один из самых известных политических деятелей XX века. Мавзолей Ленина. «Ленин провозглашает Советскую власть» (художник В. А. Серов, 1947).

«Первый год Советской власти» - Земельные участки. Всероссийская чрезвычайная комиссия. Декрет о мире. Судьба Учредительного собрания. Экономическая политика новой власти. Техническое сотрудничество. Сословное деление общества. Формирование советской государственности. Декрет о земле. Декрет о власти. Право частной собственности. Позиции большевиков.

«Становление Советской власти» - Развал экономики. Выборы. Последствия Брестского мира. Программы действий. Вопрос снабжения городов продовольствием. Борьба в большевистском руководстве. Зимний Дворец. Диктатура пролетариата. Захват власти большевиками в Петрограде. Декрет о земле. Установление Советской власти. Становление Советской власти.

Министерская чехарда

Министерская чехарда
Авторство этого выражения принадлежит депутату 4-й Государственной Думы, известному черносотенцу Владимиру Митрофановичу Пуришкевичу (1870-1920): 12 февраля 1916 г. на заседании Думы он назвал «министерской чехардой» частую смену министров в правительстве и постоянное перемещение их из одного ведомства в другое.
В оригинале: Разве нормальна (..:) наша быстропрерывающаяся министерская нехарда, свидетелями которой являемся мы?
Это, по словам депутата, явный признак ненормального положения дел в стране (Государственная Дума, Стенографические отчеты, Сессия четвертая, Пг. 1916).
Иронически: о частой и неоправданной смене министров в правительстве, их постоянной «перетасовке» и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Министерская чехарда" в других словарях:

    Период с 1998 по 2000 года, когда сменилось 6 Председателей Правительства России. Содержание 1 Начало 2 Сергей Кириенко 3 Евгений Примаков 4 … Википедия

    ЧЕХАРДА, чехарды, мн. нет, жен. 1. Игра, в которой играющие поочередно прыгают через своих партнеров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках. Играть в чехарду. 2. перен. Частые изменения в чем нибудь, создающие неустойчивое и запутанное … Толковый словарь Ушакова

    Чехарда игр … Википедия

    ЧЕХАРДА, ы, жен. 1. Игра, в к рой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину. 2. перен. Частые изменения в чём н., создающие неопределённое, неустойчивое положение (разг. неод.).… … Толковый словарь Ожегова

    Русская императрица, урожденная принцесса гессенская (1872 1918), жена Николая II с ноября 1894. В истории падения династии Романовых сыграла приблизительно такую же роль, что Мария Антуанетта в истории падения Бурбонов. Но сравнение с Марией… … Большая биографическая энциклопедия

    Падение крепостного права. Падение крепостного права, оформленное правительственными актами 19 февраля 1861 рубеж смены в России феодально крепостнической формации капиталистической. Главным фактором, сделавшим отмену крепостного права… …

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    Принятое в литературе название придворной камарильи в государственном аппарате, одно из ярких проявлений кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской революции. В последние годы царского режима неограниченный влиянием… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Пятилетка пышных похорон (также встречаются названия эпоха пышных похорон … Википедия

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: УРОКИ ИСТОРИИ*

«Министерская чехарда»

Александр Елисеев,
кандидат исторических наук

Последние два года существования Российской империи царское правительство было подвержено постоянной кадровой ротации, которую современники метко окрестили «министерской чехардой»

Еще бы! За два года – с начала 1915-го по февраль 1917 года – сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра и четыре министра юстиции. Чем не чехарда?

В чем же причина такой кадровой нестабильности? Первая мировая война резко обострила социальные и политические противоречия в стране. На волне недовольства военными неудачами окрепла и консолидировалась либеральная думская оппозиция. Возник Прогрессивный блок, объединивший большинство депутатов, среди которых были и те, кто придерживался правомонархических взглядов. При содействии недовольной общественности новая коалиция развернула мощное наступление на царское правительство. Поддержку ей оказал и Верховный главнокомандующий, дядя царя великий князь Николай Николаевич.

Находясь в крайне тяжелом положении, власть решила уступить оппозиции и пойти на некоторую жертву. Так, в отставку были отправлены четыре «самых правых» министра, входивших в состав правительства Ивана Горемыкина (1839–1917), – Николай Маклаков , Владимир Саблер и Иван Щегловитов .

Однако проблем эти уступки не решили: думское большинство мечтало установить контроль над всем кабинетом и такие полумеры депутатов не устраивали. Более того, теперь в оппозиции к царю оказалось и большинство членов самого правительства (первую скрипку здесь играл министр землеустройства и земледелия Александр Кривошеин ).

Иван Горемыкин

Монарху было написано коллективное письмо, в котором министры-фрондеры заявили о своем «разномыслии» с премьером Горемыкиным.

Но тут колесо фортуны повернулось в сторону власти. В августе 1915 года ситуация на фронте стабилизировалась, и царь решил, что может позволить себе радикальные меры. Он отправил правительственных «смутьянов» в отставку, а «заодно» снял с должности Верховного главнокомандующего – своего амбициозного дядю, самолично возглавив Русскую армию. Оппозиция стала зализывать раны и готовиться к новому штурму. Власть отлично понимала его неизбежность, что диктовало необходимость новых кадровых подвижек. Горемыкин был надежным проводником воли царя, поддерживал тесные связи с монархическими организациями и пользовался уважением выдающихся деятелей монархического движения. Но возраст брал свое, тогда как на этом посту требовался человек более энергичный, ведь от премьера ждали новых подходов – при безусловной лояльности государю.

на фото (слева направо):
Николай Маклаков, Владимир Сухомлинов, Иван Саблер

Таковым человеком сочли Бориса Штюрмера (1848–1917), которому доверили возглавить не только правительство, но и два важнейших министерства – иностранных и внутренних дел. Штюрмер стал во главе кабинета 20 января 1916 года и пребывал в этой должности до ноября того же года. Он был энергичным и одновременно уравновешенным политиком, отлично знавшим, как работают все механизмы борьбы за власть. Штюрмер организовал консервативно-монархический кружок, включавший членов Государственного совета, сенаторов и чиновников. Это собрание, насчитывавшее 30–40 человек, представляло собой великолепно функционирующий политический клуб. Каждую неделю проходили заседания кружка, где обсуждались специально подготовленные доклады, по которым выносились резолюции. На базе данного клуба возникли правая группа Госсовета и Постоянный совет объединенных дворянских обществ. Это были очень солидные элитные объединения, уровень которых был выше, чем уровень массовых монархических организаций (Союза русского народа и других).


Борис Штюрмер

Штюрмер предложил правительству, Думе и общественности «новый курс», основанный на конструктивном сотрудничестве. Однако оппозиционно настроенная общественность этого курса не приняла. Встретив примирительные жесты Штюрмера с холодным равнодушием, позже она стала относиться к премьеру уже с откровенной враждой. Оппозиции нужно было правительство, подчиненное Думе, ее либеральному большинству. Она предпочла конфронтацию, а Штюрмер оказался фигурой, удобной для нападок. Свою роль сыграло и то, что он был выходцем из семьи обрусевших немцев. Дело в том, что оппозиция любила поэксплуатировать «немецкую тему», обвиняя власть в потворстве Германии. Вот и на Штюрмера навесили ярлык «соглашателя» и даже говорили о его стремлении заключить с немцами сепаратный мир. Конечно, ничего подобного он не желал – просто занимал твердую позицию в отношении союзников, считая, что они должны выполнить требования России, касающиеся послевоенного будущего. Поэтому сами союзники относились к нему не лучшим образом.

Во время премьерства Штюрмера произошли две важнейшие отставки. Своих постов лишились министр внутренних дел и министр иностранных дел . Надо сказать, что Хвостов был человеком идейным: он принимал активное участие в деятельности монархических организаций и даже в какой-то момент стал главой фракции правых в Четвертой Государственной Думе. И вместе с тем он признавал возможность некоторого компромисса с оппозицией и призывал идти навстречу общественности там, где это допустимо (без сдачи позиций). На этом Хвостов стоял и будучи министром внутренних дел. Тогда он часто посещал Думу, общался с депутатами. Предпринимал попытки (и не без успеха) примирить разные враждующие друг с другом направления правых. Был у него и некий «социальный» уклон: так, Хвостов готовил всероссийский рабочий съезд, а также поддержал создание потребительских лавок, призванных бороться с дороговизной. Сгубило его политическое интриганство: он попытался составить тайный заговор против Григория Распутина .

На фото (слева направо): Алексей Хвостов, Сергей Сазонов

Сергей Сазонов противился тому, чтобы Николай II стал Верховным главнокомандующим, да еще и вынашивал планы образования «правительства народного доверия». Он уверял, что такое правительство только укрепит власть царя, но больно уж это попахивало «ответственным министерством», о котором мечтали либералы. К слову, сами либералы постоянно критиковали сазоновское министерство.

Штюрмер занял посты отставленных министров, сосредоточив в своих руках солидный властный ресурс. Начали даже поговаривать о его «диктатуре». И оппозиция, конечно, не преминула обыграть эту тему. На Штюрмера была организована мощная атака. Неожиданно в ней приняли участие великие князья, которые находились во взаимодействии с либеральной оппозицией. Этот странный альянс был основан на общем стремлении ограничить власть монарха – каждая из сторон, разумеется, преследовала свои интересы. Великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Михаил Александрович направили в адрес царя письма, в которых пытались внушить ему мысль о необходимости создания «ответственного министерства».

Тут следует подчеркнуть, что каждая из элитных группировок имела свои виды на власть, отыскивая к ней собственные заветные тропки. Так, начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего Михаил Алексеев предлагал ввести должность «верховного министра обороны», который руководил бы всеми другими министерствами. По сути, речь шла об армейской диктатуре, которую, по замыслу Алексеева, нужно было замаскировать карманным «правительством доверия», включающим в свой состав популярных общественных деятелей.


Михаил Алексеев


Александр Гучков