Что такое институт президентства? Коротко о президентской власти в России. Кто был президентом ссср и российской федерации

president, от лат. praesidens - сидящий впереди) - 1) выборный глава государства; Пост П. в 1993 г. имели в своем государственном устройстве 130 стран из 183, входящих в ООН; 2) председатель, избранный для руководства обществом, учреждением (например, П. Академии наук); 3) высшее должностное лицо компании, корпорации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕЗИДЕНТ

от лат. prae (перед) и sedere (сидеть) - «председатель») - выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации.

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.

Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.

Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.

С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.

Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.

Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992–95 гг. - в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).

В исключительной компетенции высшего должностного лица государства - решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.

После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.

Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.

При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица - председателя Верховного Совета.

В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках - Верховным Советом).

15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.

Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение - путем референдума - поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.

Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) - именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.

Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.

Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.

В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.

9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.

Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. - только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 - 1 млн, в 2000 - 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 - 2 млн).

На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) - 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа - ИГ) - 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») - 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)- 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) - 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») - 0,51%, М. Шаккум (ИГ) - 0,37%, Ю. Власов (ИГ) - 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) - 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.

Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.

Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.

В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.

Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев - 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) - 2,70%, К. Титов - 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») - 1,01%, С. Говорухин («Отечество - Вся Россия») - 0,44%, Ю. Скуратов - 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») - 0,13%, У. Джабраилов - 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») - 13,69%, С. Глазьев - 4,10%, И. Хакамада (СПС) - 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) - 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) - 0,75%.

В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР - В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.

Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский - 9,34%, Богданов - 1,29%. Явка составила 69,78% - в выборах участвовали почти 75 млн россиян.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Впервые должность президента как главы исполнительной власти была учреждена второй статьёй Конституции США, принятой Филадельфийским конвентом 17 сентября 1787 г. Первоначально этот пост создавался в расчёте на личные качества одного человека – лидера борьбы за независимость Джорджа Вашингтона, который являлся бесспорным авторитетом для современников. Существует мнение, что только из – за веры законодателей в его гениальность, президент был освобождён от подотчётности Конгрессу.

Голосование состоялось 10 января 1789 г. По всеобщему согласию Джордж Вашингтон избирался президентом без реальных оппонентов, так как обладал огромной популярностью и председательствовал на Филадельфийском конвенте. Он победил, получив 100% голосов. Вице-президентом стал Джон Адамс.

Инаугурация Вашингтона состоялась в Нью-Йорке 30 апреля 1789 г. Накануне этого он писал военному министру Генри Ноксу: «Говорю тебе со всей искренностью (мир, конечно, едва ли поверит этому) - я иду к креслу правителя, обуреваемый чувствами, едва ли отличными от тех, какие испытывает преступник, приближающийся к месту своей казни. Так не хочу я на закате жизни, уже почти полностью поглощённой заботами о государстве, покидать мирную обитель ради океана хлопот, не умудрённый в политических хитростях, не имеющий способностей и склонностей, необходимых у кормила власти».

Вашингтон пребывал в должности президента США в течение двух сроков. Он отказался баллотироваться вновь и оставил свой пост 4 марта 1797 г. после истечения срока полномочий.

Именно его пример положил начало негласной традиции, согласно которой одно и то же лицо не избиралось президентом США более двух раз. Этому правилу следовали все главы американской исполнительной власти вплоть до середины ХХ в. Единственным исключением стал Франклин Рузвельт, избиравшийся на пост президента четыре раза. После этого было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры. 21 марта 1947 г. Конгресс принял 22-ю поправку к Конституции США. Она устанавливала, что один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков вне зависимости от того, подряд или с перерывом. Поправка была ратифицирована и вступила в силу 7 февраля 1951 г.

Необходимо отметить, что Джордж Вашингтон был первым, кто занимал пост президента в соответствии с Конституцией США. Но до него существовала должность президента Законодательного конгресса США. Она была учреждена в соответствии с первым американским конституционным документом – Статьями Конфедерации и вечного союза, принятыми на Втором континентальном конгрессе в Йорке 15 ноября 1777 г. Ратификация прошла во всех 13 штатах. Документ вступил в силу 1 марта 1781 г.

Согласно Статьям Конфедерации пост президента Законодательного конгресса США в течение восьми лет последовательно занимали десять человек. Последнего из них сменил Джордж Вашингтон, избранный в соответствии с новой Конституцией. Его предшественниками были

До принятия и ратификации Статей Конфедерации существовала должность президента Континентального конгресса США. Её занимали:

Этому посту предшествовала другой – президент Континентального конгресса Соединённых Колоний Америки. Должность не являлась выборной. Президент обладал ограниченной властью. Данный пост занимали трое:

Таким образом, первым президентом в американской и мировой истории формально был не Джордж Вашингтон. Им являлся Пейтон Рэндольф. Если говорить о США после обретения независимости, то первым главой государства в этой должности стал Джон Хэнкок. А на законодательной основе данный пост впервые занял Сэмюэль Хантингтон в 1781 г. Кстати, именно этого человека многие его земляки из штата Коннектикут считают настоящим первым президентом США.

Разумеется, такие факты не умаляют заслуг Вашингтона. Именно он стал первым главой исполнительной власти в соответствии с закреплённой в Конституции системой выборов, тем самым заложив традиционные основы современных институтов власти в Соединённых Штатах.

В Европе до середины XIX в. должности президента как главы государства не существовало. Первой страной на континенте, учредившей этот пост, была Швейцария. 21 ноября 1848 г. её президентом стал член Радикально-демократической партии Йонас Фуррер. За Швейцарией последовала другая республика – Франция. 10 декабря 1848 г. президентом страны был избран Шарль Луи Наполеон Бонапарт, племянник великого полководца. Он получил 75% голосов. 20 декабря 1848 г. Луи Бонапарт принёс присягу на верность республике и конституции. Помимо перечисленных государств, другие страны Европы до конца XIX в. оставались монархиями.

Когда был избран первый президент в мире … Знаете ли вы...

Картинка 3 из презентации «Президент 1» к урокам обществознания на тему «Президент»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Президент 1.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2830 КБ.

Скачать презентацию

Президент

«Правительство РФ» - Центральная Комиссия по стратегическому развитию Правительства Российская Федерации. Энергетика, экология и природопользование. Аппарат Правительства Российской Федерации. Развитие регионов (Субъектов РФ). Предложения по формированию в структуре Правительства РФ Департамента стратегического развития.

«Обращения граждан к президенту» - Почта. Социальная сфера 10554 11460 7667. 15. 22720 (44,1%) обращений. Государство, общество, внешняя политика 6164 7609 10101. 6. 12. Вопросы военной службы 2081 2857 1670. Страны дальнего зарубежья. Доля письменных обращений, поступивших из федеральных округов в сентябре 2009 года. Вопросы военной службы 69 58 49.

«Исполнительная власть» - Председатель. Исполнительная власть в Российской Федерации (2 час.). Отсюда преувеличение Локком законодательной власти. Институт ответственности Правительства Российской Федерации. 1997 г. Послание Президента РФ Задача: разработка Программы государственного строительства 1997–1998 гг. Система федеральных органов исполнительной власти.

«Президент 1» - Хотя исабель старалась во всем походить на Эвиту. Граждане СССР вздохнули с облегчением. Вскоре была создана военная организация. когда был избран первый президент России… Данный вопрос обсуждался несколько лет. Войны удалось избежать. Вместе с Пероном переехала в Испанию в 1960 г. Мы уже говорили о возрастном цензе при выборе президентов в разных странах.

«Национальные проекты» - Национальные проекты – реализация понятных обществу проектов в масштабе всей страны. Препятствия реализации приоритетных национальных проектов. 5 сентября 2005 года – начало реализации приоритетных национальных проектов. Необходимость работы на результат. Роль СМИ» Ульяновск, 18 июня 2007 года. Как решать проблемы.

«Органы местного самоуправления» - Представительный орган местного самоуправления (продолжение). Обязанности: Своевременно рассматривать обращения граждан, организаций; Отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, информировать о своей работе и др. Ключевые слова. Представительный орган муниципального образования. Правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления (продолжение).

Всего в теме 9 презентаций

от лат. praesidens – сидящий впереди) – выборный глава государства в большинстве современных демократических государств с республиканской формой правления. Президент РФ – согласно Конституции РФ (ст. 80), глава Российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕЗИДЕНТ

глава государства в странах е республиканской формой правления. В буржуазном государствоведении П. рассматривается как носитель верховной государственной власти и высший представитель государства во внешних сношениях. Подобное утверждение насквозь лживо, так как государственная власть в капиталистических странах принадлежит буржуазии, которая является ее носителем, а П.–только орудие диктатуры монополий.

Для социалистических государств характерно отсутствие единоличного П. Как правило, в социалистических государствах представительный высший орган государственной власти избирает из своего состава коллегиальный орган – президиум, который действует в период между сессиями избравшего его органа и подотчетен ему во всей своей деятельности. Так, Верховный Совет СССР (см.) избирает Президиум Верховного Совета СССР (см.), Великое национальное собрание Румынской Народной Республики (см.) избирает Президиум Великого национального собрания, Сейм Польской Народной Республики (см.) избирает Государственный совет и т. д.

Как показал опыт истории после второй мировой войны, при наличии определенных условий институт единоличного П. может быть использован в интересах трудящихся. Важнейшей гарантией подлинно демократического характера этого института является руководство государством со стороны коммунистических и рабочих партий. Единоличные П. имеются в Германской Демократической Республике, в Чехословацкой Республике и в Демократической Республике Вьетнам, где они избираются высшими органами государственной власти, которые могут лишить П. их постов в случае совершения ими преступлений против своих народов. П. этих республик имеют большие заслуги перед трудящимися своих стран в деле строительства демократического государства и создания свободного от империалистической эксплуатации общества и являются верными слугами своих народов.

П. в капиталистических странах является послушным орудием в руках монополистической буржуазии и, в зависимости от особенностей форм правления, играет либо главную, либо вспомогательную, но всегда реакционную роль. В парламентарных буржуазных республиках П. избирается законодательным органом (см. Парламент). Иногда для выборов П. создается специальный избирательный корпус из депутатов парламента и представителей высших муниципальных органов (Италия) или законодательных собраний штатов (Индия).

В президентских республиках, где П. является одновременно главой государства и главой правительства, он избирается либо непосредственно населением (Аргентина), либо через выборщиков (США), что противопоставляет его представительному органу. Срок полномочий П. устанавливается конституциями и колеблется от 1 года до 7 лет. Порядок переизбрания П. также устанавливается в основном законе.

П. обладает обширными полномочиями, которые в президентских республиках носят чисто диктаторский характер. В парламентарных республиках П. имеет право роспуска парламента, перерыва в его работе, созыва чрезвычайных сессий. Принятые парламентом законы нуждаются в санкции П. В случае отказа П. санкционировать тот или иной закон (см. Вето) парламент должен одобрить его вторично в установленном конституцией порядке, если только П. не принадлежит право окончательного отклонения закона. П. имеет право обращаться с посланиями к парламенту. В президентских республиках эти послания фактически представляют собой программу для законодательной деятельности парламентов (напр., в США).

В парламентарных республиках П. поручает лидеру фракции партийного большинства либо главе парламентской коалиции сформировать правительство; он же принимает отставку правительства. В президентских республиках П. сам формирует правительство, члены которого ответственны перед ним. П. принадлежит право издавать нормативные акты (декреты, указы и т. д.). П. является главнокомандующим всеми вооруженными силами, в связи с чем он производит назначения на высшие командные посты армии и флота. Как правило, П. предоста

вляется право ратификации некоторых международных соглашений. В США П. присвоил себе право заключать международные соглашения без представления их на утверждение сената (см.). П. производит назначение на дипломатические должности, при нем аккредитуются дипломатические представители иностранных государств. П. осуществляет право амнистии и помилования.

Следует отметить, что в парламентарных республиках П. является малоактивной политической фигурой и, как правило, заслоняется премьер-министром (таковы П. во Франции и Италии). Однако большие полномочия, предоставленные П. конституциями этих республик, позволяют правящей клике, когда она сочтет это необходимым, выдвигать П. на первый план.

В президентских республиках П. представляет собой центральную политическую фигуру, так как он одновременно является и главой государства и главой правительства (таковы П. в США, Аргентине и т. д.). Обладая всеми правами, которыми наделен П. парламентарной республики (кроме права роспуска парламента), он также имеет право назначать и смещать по своему усмотрению министров и всех высших гражданских и военных чиновников. П. возглавляет весь военно-бюрократический и дипломатический аппарат и фактически осуществляет руководство парламентом, пользуясь правом вето, правом обращения к парламенту с посланиями, другими, зачастую неконституционными методами.

Неполное определение ↓

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.