Рыночные реформы дэн сяопина. Экономические реформы дэн сяопина в китае

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

Государственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин (при рождении — Дэн Сяньшэн) родился 22 августа 1904 года в китайской провинции Сычуань в зажиточной семье.

Окончил престижную частную школу. Тогда же под влиянием учителя сменил свое имя Сяньшэн ("Обогнавший мудреца") на Сисянь.

С 1981 года он активно проводил курс на децентрализацию управления экономикой и борьбу с коррупцией.

В сельском хозяйстве была упразднена система маоистских "народных коммун". В сфере промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к невиданному буму в экспорте и производстве потребительских товаров, в особенности в приморских провинциях на юге страны. Стали активно привлекаться иностранные инвестиции.

Дэн Сяопин был сторонником развития культурных отношений с зарубежными странами, он также реформировал систему образования, разрешив китайским студентам получать высшее образование за рубежом.

В то же время Сяопин отказался предпринимать даже частичные и осторожные шаги в направлении политической либерализации.

Когда в июне 1989 года движение за демократизацию вылилось в массовую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь в Пекине, он привлек для подавления волнений армию, в результате чего погибли не менее 800 демонстрантов, десятки тысяч были арестованы.

В 1981-1989 годах Сяопин возглавлял Военный совет ЦК КПК, в 1982-1987 годах являлся председателем Центральной комиссии советников КПК. В 1983-1990 году занимал пост председателя Центрального военного совета КНР.

К этому же периоду относятся наиболее известные из опубликованных трудов политика — "Избранные произведения Дэн Сяопина" (1975-1982), "Фундаментальные проблемы в современном Китае" (1982-1987), "О строительстве социализма с китайской спецификой" (1982-1984), "Собрание важнейших речей товарища Дэн Сяопина" (февраль-июль 1987).

Первая глава сравнительного анализа будет посвящена становлению политического курса второго поколения председателей КНР – правлению Дэн Сяопина. Главной задачей является проследить этапы теоретической и практической составляющей политики «открытости», которая началась в 1978 году, обозначить цели и реальные результаты реформ.

Дэн Сяопин, родившийся в 1904 году в провинции Сычуань, является представителем второго поколения руководителей КНР. Начав свою политическую карьеру ещё во времена Мао Цзэдуна, в 1957 году он был назначен на пост генерального секретаря ЦК КПК. В период «культурной революции» 1967–1977 Дэна снимают со всех постов, и он направляется на тракторный завод простым рабочим. Кульминацией политической карьеры Дэн Сяопина становится смерть Мао и арест «банды четырёх» в 1977 году, после чего Дэн фактически становится лидером страны, хотя должность премьера Госсовета КНР занимает Хуа Гофэн, а сам он с 1981 г. занимает должность председателя Центрального Военного Совета КНР.

Историю развития политической концепции Дэн Сяопина стоит начать с переломного момента для Китая, а именно с 3-его пленума ЦК КПК 11-го созыва в конце 1978 года. Однако краеугольным камнем в фундаменте экономических реформ явилось рабочее совещание ЦК КПК декабря 1978 года, на котором завершился этап подготовки к пленуму. Повестка дня содержала 3 вопроса: 1) как будет развиваться сельское хозяйство; 2) обсуждение плана развития народного хозяйства 1979 и 1980 гг.; 3) изучение и обсуждение речи Ли Сяньняня на совещании Госсовета по идейно-политическим вопросам 3 . В процессе совещания Хуа Гофэн (под давлением политической конъюнктуры, сформированной деятельностью Дэна) поднял вопрос о переносе с января 1979 года центра тяжести работы всей партии на социалистическое строительство и модернизацию 4 . Изначально эта проблема была поднята год назад Дэн Сяопином (и за год интегрирована в идеологию номинального руководства) и именно она стала центральной на 3-м пленуме 11-го созыва. ЦК КПК решил закончить этап критики «четвёрки» и завершить «массовую классовую борьбу», и сосредоточить все силы на модернизации хозяйства, провести реформу чрезмерно централизованной экономической системы, развивать сельское хозяйство, развивать социалистическую демократию и укреплять законность.

Дэн Сяопин сформулировал основные положения стратегии реформ. Они заключались в следующем: главная цель социалистической модернизации определялась как выведение Китая к XXI веку на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения. Путь модернизации – это ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение её эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Ещё в марте 1978 года был проведён Всекитайский форум по вопросам науки, на котором Дэн Сяопин заявил, что травля интеллигенции в предыдущие годы и подрыв науки, негативно сказались на развитии народного хозяйства. Подчёркивалась также важность положения о том, что «наука и техника являются производственной силой» 5 .

На 1-й сессии ВСНП 5-ого созыва была принята новая Конституция КНР, состоящая из 30 статей. Текст конституции состоял из основных положений Конституции 1975 года с привлечением формулировок Конституции 1954 года. Документ подтверждал преданность маоизму, а главной задачей государства называлось проведение «четырёх модернизаций», то есть превращение Китая в мощное государство к концу столетия с современным сельским хозяйством, промышленностью, обороной, наукой и техникой. В статье 13 говорилось о развитии дела просвещения и повышения культурного уровня народа. В следующей статье вновь появляется тезис, выдвинутый ещё Мао Цзэдуном – пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Восстанавливаются статьи и свобода научно-исследовательского, литературно-художественного творчества и другой культурной деятельности, а также о поощрении государством творческой работы граждан.

В 1979 году были выдвинуты 4 принципа: 1. отстаивать социалистический путь развития, 2. отстаивать диктатуру пролетариата, 3. отстаивать руководство со стороны Компартии, 4. Отстаивать идеи марксизма-ленинизма и идеи Мао Цзэдуна. Государственной основой признан был социализм, потому что он даёт возможность обеспечить концентрацию материальных и людских ресурсов для ускорения экономического развития. Однако «социализм строится с учётом китайской специфики, заключающейся в экономической отсталости страны, дефиците пахотных земель и других ресурсов, необходимых для развития страны с миллиардным населением» 6 .

Экономическую основу «китайского социализма» составляет общественная собственность на средства производства, но поощряется и развитие несоциалистических секторов экономики, включая частный сектор.

«Реформы и открытая политика – это средства осуществления модернизации, которые призваны привлечь иностранный капитал, включающий КНР в процессы глобализации экономики, и в конечном счёте повышающий мировую конкурентоспособность Китая» 7 .

По мнению Дэн Сяопина экономическая реформа должна обязательно сопровождаться и изменениями в политической системе. Политико-идеологическая надстройка характеризуется им как диктатура пролетариата под руководством Коммунистической партии Китая. Особое внимание уделялось повышению эффективности уже существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей всех уровней), упрощение и сокращение управленческого аппарата и т.п. Дэн Сяопин подчёркивал, что осуществление четырёх модернизаций (промышленности, сельского хозяйства, науки и обороны) невозможно без соблюдения четырёх принципов (верность социалистическому пути, диктатуре пролетариата, руководящей Компартии и марксизму-ленинизму и идеям Мао). Правящая партия определялась им как гарант обеспечения социально-политической стабильности, поэтому в центре внимания руководителей КПК находятся партийная дисциплина и усиление внутрипартийного контроля.

Одним из важнейших столпов модернизации Дэн Сяопина явилась деятельность партии по воспитанию «нового человека» в рамках создания социалистической духовной культуры, которые были сформулированы в 1983 году. Главной составляющей этой идеи являлись выработка у масс идеалов коммунизма и воспитание высококультурного и дисциплинированного человека.

Однако принимая во внимание важность различных аспектов реформирования, главнейшей и неотъемлемой частью программы являлось завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство – два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя» 8 . Вопрос о мирном объединении Тайваня с материковым Китаем также обсуждался в 1983 году. Предполагалось сохранение независимости Гоминьдана в вопросах внутренней политики, сохранение независимого суда, собственных вооружённых сил, однако внешнее представительство будет осуществляться КПК. При этом задачей «рыночного социализма» становится эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главные черты «социалистической рыночной экономики» включают: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим руководством государства; «многоукладность экономики при главенстве общественной собственности; расширение открытости китайской экономикии усиленное привлечение иностранных инвестиций» 9 ; создание эффективной системы социального обеспечения; реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных субъектов; дифференцированность доходов (социально-экономический показатель, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества).

«Социализм с китайской спецификой» предполагает умеренное развитие индивидуального, частного и иностранного сектора в качестве необходимых составляющих рыночной экономики и является органичной частью экономической системы начальной стадии социализма.

Однако анализируя терминологию реформ, можно увидеть, что у КПК не было ясной стратегии реформирования китайской экономики. В 1978 г. КПК объявила о создании «плановой экономики, дополненной регулированием рынка», с 1984 по 1987 годы целью экономических реформ стала «плановая товарная экономика», в 1987–1989 годах КПК приступила к строительству экономики, в которой «государство регулирует рынок, а рынок регулирует предприятия», а в 1993 году КПК стала использовать термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой».

Большое практическое значение при разработке Дэном реформ получили работы Чэнь Эньфу, У Цзинляня.

Известный китайский экономист У Цзинлянь в начале 1980-х гг. подготовил фундаментальное научное обоснование и практические рекомендации по реформе экономической системы. Центральной темой этих рекомендаций является постепенный переход от старой модели к новой, уменьшение сферы действия директивного плана с одновременным ослаблением контроля и оживлением обращения продукции и ресурсов. Он считал, что на первых порах необходимо учитывать показатели директивного плана и рыночные цены. Для преодоления ведомственной разобщённости предлагались меры, с одной стороны, по упрощению административных органов и расширению прав органов государственной власти на различных уровнях; с другой – по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий.

В конце 1990-х гг. другой китайский учёный, профессор Шанхайского финансово-экономического университета, заместитель председателя научно-экономического общества Шанхая Чэнь Эньфу, подчёркивал, что центральными звеньями китайских реформ явились план, финансы и денежное обращение. Параллельно проводится политика расширения полномочий низовых органов власти, регионов и отраслей при сохранении централизованного руководства. Одними из основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства стало предоставление хозяйственной самостоятельности предприятиям, за исключением оборонных и стратегических. По-мнению китайского учёного здесь решающую роль должны играть товарно-денежные отношения, а вторым условием является постепенное возведение отношений «государство-предприятие» в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами, это можно назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объёмов конкретной продукции.

Также необходимо создать «трёхуровневый механизм принятия хозяйственных решений, обеспечивающий защиту интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся: (а) государственный уровень − вопросы темпов экономического роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий; (б) уровень предприятий – вопросы объёма и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т.д.; (в) уровень индивидуальной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального потребления, определения желаемого количества детей» 10 .

Практическое применение своей теории Дэн Сяопин начал с предприятий, которым было предоставлено больше хозяйственной самостоятельности и созданы условия для развёртывания роли рыночного регулирования в развитии предприятий. Данная система вводилась постепенно, и её введение началось с государственных предприятий в Сычуани, Шанхае и Пекине (впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка» 11 . Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией. Пункт «проверка» предусматривал систему жёсткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций.)

В 1982 году на XII Всекитайском съезде КПК Дэн Сяопин ставит цель: увеличить годовое производство промышленности с с/х продукции за 20 лет в 4 раза. Для развития деревни были введены разные формы подрядной системы. К примеру, существовал подряд на объём производства. Он подразумевал под собой форму хозяйствования, при котором «двор-подрядчик» (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхозпроизводителем) договор на выполнение конкретного производственного задания» 12 . Когда подряд на объём производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет «двору» необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п.; в скотоводстве, соответственно – корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счёт будущего вознаграждения за выполнение договора.

Также внедрялся полный подворный подряд. При этой форме системы производственной ответственности в китайской деревне «двор-участник» также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, не учитывает произведенную сверх договорного объёма продукцию, которая полностью остаётся в распоряжении семьи.

В целом же, можно констатировать тот факт, что внедрение упомянутых систем было встречено крестьянами с огромным интересом, из-за очевидной материальной выгоды, а также значительной перспективности в свете всё большей либерализации китайского социалистического товарного производства.

«С конца 1980 года система семейного подряда стала распространяться на всей территории Китая, количество бригад, где был производственный или полный подряд крестьянского двора, выросло до 15–20%» 13 . И хотя государство поощряло распространение полного подряда, в 1982 году в Пекине был принят регламент, по которому крестьяне могли реализовывать на рынке лишь то количество товара, которое могли унести на себе или провезти на велосипеде. Запрещалось использование любых моторизованных транспортных средств.

Уже в 1983 году система дала значительную «положительную динамику: возросли доходы крестьян, а благодаря закреплению производственных заданий и ответственности за крестьянскими дворами, производство увеличилось на 30–50%» 14 , «производство промышленной и с/х продукции увеличилось на 8%» 15 .

Благодаря ведению «подворной» подрядной системы, к примеру, в провинции Аньхой, рост производства зерна увеличился с 15 до 43% 16 .

Следуя курсом либерализации, партком провинции Аньхой, потом и провинции Сычуань приняли постановление, которое разрешало крестьянам развивать подсобный промысел, торговать излишками, осуществлять систему «ответственности» за качество продукции и выполнение заданий.

Чтобы расширить связи с внешним миром и получить инвестиции в экономику Китая из-за рубежа, для увеличения экспорта и валютных поступлений, прежде всего для Сянгана и Аомэня, были созданы особые экономические зоны.

Для этого в 1979 году было принято решение «О некоторых вопросах всемерного развития внешней торговли для увеличения поступлений иностранной валюты». А немного позже «ЦК КПК и Госсовет в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь, которые располагаются в непосредственной близости от Сянгана и Аомэня и отличаются наличием прочных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (с эмигрантами-хуацяо ), решили проводить политику особых мер, направленных на поощрение их внешнеэкономических связей» 17 . В качестве эксперимента было задумано создать особые зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун) и г. Сямэнь (провинция Фуцзянь), которые осуществляли бы разнообразную хозяйственную деятельность, включая переработку сырья зарубежных заказчиков и сборку изделий из их деталей, создание предприятий на основе смешанного или иностранного капитала.

Официально же решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) было принято в 1980 году на ПК ВСНП 5-ого созыва. «А в октябре 1980 была создана такая зона в Фуцзянь. В 1985 г. ОЭЗ создаются на реках Янцзы и Чжуцзян» 18 .

В 1988 г. начали создаваться ОЭЗ в 14-ти крупных приморских городах Китая, которые назвали зонами технико-экономического развития (ЗТЭР). В ЗТЭР были созданы тысячи СП (совместное предприятие) за счёт десятков миллионов долларов иностранных инвестиций. В том же 1988 году остров Хайнань получил статус провинции, и на его территории началось создание самой крупной в Китае ОЭЗ. На последующих этапах ОЭЗ Хайнань, Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и Сямэнь расширили территории своего функционирования и были преобразованы в особые экономические районы (ОЭР).

В 1990 г. создаётся головная ОЭЗ, включающая г. Шанхай, район Пудун, несколько городов, расположенных вдоль реки Янцзы. В зоне за счёт иностранных инвестиций создаются финансовые компании, строятся супермаркеты, начинают функционировать фондовые биржи. Шанхай превращается в центр международных финансов, бизнеса и торговли. Кроме того, создается 13 беспошлинных зон.

В 1992 г. в 13-ти приграничных городах Китая создаются ОЭЗ приграничного сотрудничества, которые используют опыт приморских ОЭЗ. Эти зоны способствуют развитию приграничной торговли, в т.ч. с Россией, с которой у Китая наибольшая протяжённость границы.

Администрациям ряда ОЭЗ предоставлялись полномочия самостоятельно заключать контракты с нерезидентами, на основании которых они получали лицензии, сертификаты и осуществляли инвестиции. Все налоговые платежи оставались в распоряжении администрации ОЭЗ. Размер заработной платы в ОЭЗ регулировался администрацией ОЭЗ, которая была обязана устанавливать минимум заработной платы выше, чем за пределами ОЭЗ. «В годы создания ОЭЗ оплата труда работников, включая отчисления в фонды обязательного страхования, составляла до 75 долларов США в месяц» 19 . Такая дешёвая рабочая сила была привлекательной для иностранных инвесторов.

Стимулирование инвестиций достигалось не только упрощением административных процедур, но и существенными льготами по налогообложению. «Подоходный налог в ОЭЗ уменьшался на 40% и составлял 15%, а при контрактах длительностью более 10 лет, в первые 2 года получения прибыли налог не взимался, на 3-й год снижался на 50%, в последующие годы снижался на 10% при условии экспортирования более 70% произведенной продукции» 20 . При использовании инновационных технологий в первые 3 года подоходный налог снижался на 50%. Часть подоходного налога по решению местных властей могла возвращаться нерезиденту при инвестировании полученной прибыли в развитие ОЭЗ.

Импортная пошлина не взималась с импортируемых в ОЭЗ производственного и офисного оборудования, автотранспорта, потребительских товаров и электроприборов для персонала из зарубежных стран. При реализации внутри ОЭЗ продукции, предназначенной на экспорт, налог не взимался. Полученная иностранным инвестором прибыль в валюте могла выводиться за рубеж без уплаты налога.

Иностранные инвестиции защищались от рисков правовыми актами Китая, условиями контрактов с администрацией ОЭЗ и страхованием от политических рисков. Таким образом, всестороннее благоприятствование привлечению иностранных инвестиций привело к высокой результативности функционирования ОЭЗ и их дальнейшему развитию.

Результаты успешного функционирования ОЭЗ были налицо. Например, в 1980–1984 гг. ВВП в ОЭЗ Шэньчжэнь возрос в 6 раз, превысив в 4 раза темп роста ВВП в Китае. Такие темпы развития наблюдаются до настоящего времени, к 2012 г. Шэньчжэнь превратился в один из крупнейших мегаполисов страны с населением 14 млн. чел. Благодаря продуманной политике создания ОЭЗ Китай обогнал все страны мира по темпам ежегодного роста ВВП, которые в среднем составляют 9%, в 2011 г. превысил 10% экспорта на мировом рынке, увеличив его за годы реформ в 14 раз.

Сельскохозяйственная реформа, стимулируемая государством, также дала значительный эффект: летом 1979 года были подняты закупочные цены на 18 видов сельскохозяйственной продукции, в которые входили пшеница и хлопок. «А с 1983 года крестьянам разрешалось закупать сельскохозяйственную технику, создавать различные формы объединений предприятий, строить на паях склады, дороги, малые электростанции, был даже разрешён ограниченный наём рабочей силы» 21 .

Ход экономических реформ активно поддерживается политическими посылами, так в частности в 1979 году выходит постановление о прекращении навешивания ярлыков «помещик» и «богатей». А сам Дэн Сяопин заявляет, «что становиться зажиточным не преступление». 22 По мнению экономистов, период с 1978 до 1984 гг. это период самых быстрых темпов развития Китая.

Но, как известно, у каждой медали две стороны. Внедрение радикальных экономических реформ столь высокими темпами приносит целый букет проблем. Уже с середины 1980-х годов становится очевидным ослабление способности государства эффективно управлять макроэкономической обстановкой, что привело к дисбалансу в сферах производства и обращения. Общую ситуацию охарактеризовали на традиционный манер формулой «четыре слишком, один беспорядок» – «слишком большой общественный спрос, слишком быстрый промышленный рост, слишком большие кредиты и денежная эмиссия, слишком большой рост цен и беспорядок в экономике» 23 . По мнению экспертов, данная ситуация сложилась из-за переходного состояния экономики, определяемой заменой планово-директивного, административного механизма управления рыночным. И именно параллельное сосуществование этих механизмов не позволяло стабилизировать экономику. Но главной проблемой стала инфляция – суммарный спрос (инвестиционный и потребительский) был выше предложения. «Уже к 1987 году денежная масса возросла в 1,7 раза по сравнению с уровнем 1983 года, вместе с тем росли цены, а золотовалютные резервы страны сократились с 12,2 млрд. долл. в 1984 г. до 2,2 млрд. долл. в 1986 г.» 24 .

Сельское хозяйство к 1986 году стало отставать от промышленности. Отрасль по производству зерна стала слабым звеном в экономике, его экспорт сменился импортом. Дисбаланс выражался и в увеличении доходов крестьян и рабочих быстрее, чем росла производительность труда.

Создались все условия для проведения реформы цен, чтобы устранить дисбаланс. В 1989 году вышло постановление августовского заседания, где Политбюро сообщило, что государство будет контролировать малую часть цен и небольшое число товаров и услуг, все остальные цены будут регулироваться рынком. Но вместе с тем необходимо было регулировать заработную плату, чтобы не допустить снижения жизненного уровня рабочих и служащих.

Данное решение вызвало ещё больший хаос: «в городах и сёлах был скуплен весь товар, независимо от качества и цены. Поэтому уже через неделю Постоянный комитет Госсовета КНР объявил, что переход к рыночному регулированию почти всех цен рассчитан на 5 или более лет, и что в следующем году движение в этом направлении будет ограничено» 25 . Наряду с углублением реформ в экономике продолжалась либерализация общественно-политического климата. В марте 1985 года ЦК КПК принял «Постановление о реформе системы управления наукой и техникой», согласно которому технические достижения должны превратиться в товар и внедряться в производство, чтобы удовлетворять потребности развития страны.

Была проведена реформа системы высшего образования, были внесены изменения в методы преподавания в вузах общественно-политических дисциплин. Студентам было предоставлено право высказывать собственную точку зрения, расширилась самостоятельность учебных заведений и проведено реформирование содержания и методик образования.

Политическая сфера на деле не претерпела никаких значительных изменений. Вновь и вновь, в дополнение к тезису о «четырёх модернизациях», повторялась идея и о необходимости усиления партии. В октябре 1983 года на 2 пленуме ЦК КПК 12 созыва Дэн Сяопин заявил, что необходимо выявлять людей «трёх категорий», а именно тех, которые поддерживали Линь Бяо и Цзян Цин во время культурной революции. Также сообщалось о необходимости превращения партии в «боеспособную, марксистскую партию, в крепкое ядро, руководящее народом в процессе строительства социалистической материальной и духовной культуры» 26 .

Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.