Михаэль лайтман. Измененная трактовка понятия «Творец»

Главная цель в исследовании творения заключается в анализе действий Творца, в том, чтобы научиться поступать как поступает Он, обрести способность подражать Его действиям.
Действия Творца называются "управление", или "природа творения". Ученые также исследуют действия Творца, называя это природой, законами природы, с той же целью выучиться чему-либо, чтобы суметь подражать "мудрой" природе.

Михаэль Лайтман - Книга 11. Вопросы и ответы, статьи, лекции, беседы (старое издание)

Если мы начнем исследовать себя, то увидим, что замкнуты нашим исследованием внутри себя: наши 5 органов чувств позволяют нам ощутить "нечто", существующее вокруг нас. Если бы у нас было другое зрение, допустим, рентгеновское или какое-нибудь ультра - инфра, то мы бы видели совершенно другую картинку. Если бы наш слух был совершенно в другом диапазоне, то мы бы слышали совершенно другие звуки.

Михаэль Лайтман - Книга 16. Каббалистический форум (старое издание)

Данная книга составлена из ответов ученого-каббалиста Михаэля Лайтмана на форумах, посвященных обсуждению вопросов о КАББАЛЕ. Вопросы задавались учениками и просто гостями форумов. М.Лайтман ответил на огромное количество вопросов, осветив практически все моменты,которые возникают при обращении к изучению КАББАЛЫ и просто при занакомстве с ней.

Михаэль Лайтман - Книга 19. Претворение Идеи (старое издание)

Людям кажется, что они знают, что такое духовное, не имея с этим никакого контакта. Им кажется, что духовное можно постичь музыкой, наукой или какими-то психологическими, народными, шаманскими приемами. Духовное же можно постичь только с помощью чуткого каббалистического метода вхождения в духовное. Никакой музыкой, никакими "сеансами" войти в духовное невозможно.

Михаэль Лайтман - Книга 22. Язык духовных миров (старое издание)

Управлять мирозданием возможно только при условии, что ты знаешь, как оно устроено, понимаешь законы, по которым оно функционирует и имеешь силы для того, чтобы вмешаться в его управление. Такое знание и возможность его оптимального использования для своего блага должна дать человеку наука о мироздании - Каббала. Каким образом?

Михаэль Лайтман - Книга 6. Предисловие к талмуд Эсэр аСфирот (старое издание)

Человек "смотрит" только в себя и только изнутри себя постигает окружающее его. Он представляет собою закрытую систему, получающую извне только ту информацию, которую могут воспринять его органы чувств. А органы чувств могут воспринять только то, что есть в них самих.

Михаэль Лайтман - Книга 7. Статьи рава Барух Шалом Алеви Ашлага (старое издание)

7-я книга из серии "Каббала. Тайное еврейское учение" состоит из вольного пересказа статей моего рава, раби Барух Шалом Алеви Ашлаг, старшего сына и продолжателя пути великого раби Юда Лев Алеви Ашлаг, создателя 21-томного комментария на книгу Зоар, 6-томного Талмуд Эсэр аСфирот, комментарий на книгу "Эц Хаим" святого АРИ, атласа духовных миров "Сэфэр Аилан", многих статей и сборников для начинающих.

Говорят, что каббалисты знают все тайны бытия. Тем интереснее "пощупать" и попытаться "расколоть" живого каббалиста ХХ1 века. А вдруг он действительно знает нечто такое, что сделает нас всех счастливыми? Пять совершенно разных людей от иронического скептика А.Никонова и до доброжелательнейшего Л.Новоженова пытаются докопаться до истины: что может вынести из этого древнего учения сегодняшний россиянин?

Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) - всемирно-известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной академии каббалы и Института исследования каббалы им. Й. Ашлага (ARI - Ashlag Rеsеarch Institutе) - независимых, некоммерческих ассоциаций, занимающихся научной и просветительской деятельностью в области науки каббала.

М. Лайтман родился в 1946 г., в г. Витебск (Беларусь). В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил учебную исследовательскую работу в Институте Исследования Крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. Последние 30 лет занимается исследованием науки каббала. Живет в Израиле, женат, имеет троих детей.

В 1978 г. научные исследования привели М. Лайтмана к изучению древней науки каббала. Став учеником каббалиста Баруха Ашлага (1906-1991), сына и последователя величайшего каббалиста XX в. - Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) (1884-1954), автора комментария «Сулам» (иврит - «Лестница») на книгу «Зоар», М. Лайтман продолжает цепочку передачи каббалистического знания современному поколению.

М. Лайтман - автор более 30 книг по науке каббала, которые, по существу, являются углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам. В своих работах он фактически пересмотрел традиционные взгляды на каббалу, показал ее как знание, необходимое для всего человечества.

С 2005 г. М. Лайтман является членом Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council) - собрания ведущих ученых и общественных деятелей, занимающихся решением глобальных проблем современной цивилизации.

Книги (38)

В книге описаны основные каббалистические законы, наряду с результатами последних исследований в различных областях науки. Вы познакомитесь с программой развития человечества и себя как его части, увидите, каким образом можно правильно ее реализовать, с тем, чтобы достичь вершины своего развития.

Все отрицательные явления нашей жизни являются следствиями несоблюдения законов природы. Для нас совершенно очевидно, что глупо прыгать с крыши в надежде на снисходительность закона всемирного тяготения. Однако нам далеко не понятен простой факт - жизнь человеческого общества управляется такими же абсолютными законами. Мы должны понять, в чем мы противодействуем этим законам и отыскать путь к гармоничному существованию.

Основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI - Ashlag Research Institute), член Всемирного Совета Мудрецов. Ученик каббалиста Баруха Ашлага. Кандидат философских наук. Аттестат профессора онтологии и теории познания выдала общественная организация.


В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.

В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.

В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.

В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага вместе с группой бывших учеников рава занимается каббалой самостоятельно.

В 1994 году основал группу Бней Барух.

В 1996 году создал сайт о каббале www.kabbalah.info. В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.

В 2001 году на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира. Академия существует на отчисления 10 % от доходов учеников, которые Лайтман считает обязательными, и на добровольные пожертвования. Все учебные материалы - лекции, книги, фильмы и т.д - выкладываются в интернете в свободном доступе. Академия также ведёт бесплатные заочные курсы.

В 2004 году Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук. В сентябре 2004 года негосударственная организация сомнительной репутации - высшая межакадемическая аттестационная комиссия «Международного межакадемического союза» выдала Лайтману аттестат профессора. В интервью газете Едиот Ахронот Лайтман рассказал, что получил профессорское звание условно и должен был для его подтверждения поработать в «академии, в России», чего не произошло. «Теперь осталась только корочка», заявил Лайтман. Несмотря на это, он продолжает утверждать на своём сайте, что имеет «докторскую степень по философии и каббале» от «московского института философии» Российской академии наук и добавляет к своему имени «рав» и PhD.

В 2005 году член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council).

В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).

Последние 30 лет занимается изучением каббалы и популяризацией своего к ней подхода. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

1. Свобода воли.(Мы часто ошибаемся в определении пределов наших возможностей в достижении цели. Мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам. Наука Каббала дает ответ на вопросы: на что же именно в нашей жизни мы можем влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действия, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Почему человек естественным путем, от природы, не получает этого знания? В любом случае, наше представления о свободе очень туманны, и если мы углубимся в ее содержание, то от него почти ничего не останется)

2. Что такое Каббала? (Многие слышали, что Каббала является тайным учением. Именно ее закрытость, завеса тайны послужила поводом для возникновения вокруг Каббалы множества легенд, фальсификаций, профанаций, невежественных рассуждений и выводов)

3. Строение души(Человек в нашем мире не может существовать без элементарных знаний о том, как устроен этот мир, каким образом он воздействует на нас, каковы законы развития неживой, растительной, животной природы и человека. Ни у кого не вызывает сомнений, что если судьба забросит современного городского жителя в пустыню, он, незнакомый с условиями жизни в пустыне, просто погибнет. То есть для того, чтобы существовать в любой среде, необходимо знать, как эта среда функционирует, каковы ее законы и свойства. Точно так же современному человеку необходимо понять, как устроена его душа, какие законы определяют судьбу индивидуума и человечества в целом)

4. Ответы каббалиста (Из всех наук, которые постепенно развивает человечество, исследуя окружающий нас мир, есть одна особая наука, развивающая нас совершенно особым образом. Эта наука называется Каббала. Кроме исследуемого естествознанием нашего материального мира, существует скрытый от нас мир, который изучает эта наука. Открывая лишь частные, отрывочные законы мироздания, мы понимаем, что должны существовать более общие законы, более логичные и способные объяснить все грани нашей жизни, нашей личности)

5. Дух и тело (Чeловeк устроeн так, что смотрит всeгда впeрeд, на свой будущий рост, продвижeниe. Его путь является подъeмом «снизу ввeрх», и каждоe будущee состояниe представляется лучше сeгодняшнeго. И поскольку чeловeк создан стрeмящимся в будущee, он нe можeт осознавать и ощущать состояния, прeдшeствующиe eго физичeскому рождeнию. Он такжe нe в состоянии ощутить, каким образом зарождаeтся, откуда в нeм появляeтся то, что составляeт eго "я". Рождение и развитие духовных свойств аналогично рождению и развитию чeловeчeского тeла)

6. Тайный смысл Библии (Каббала - это инженерия души, а Библия является описанием духовного мира, то есть описанием человеческой души, ступеней ее сближения с Творцом. Каббала делит общую душу на части, дает каждой из частей определенное название, описывает действия этих частей. И весь текст Пятикнижия - это описание ступеней сближения с Творцом, разных стадий ощущения Творца. Например, в кабалистической литературе говорится об Иерусалиме не как об известном нам городе, а как о совокупности определенных духовных сил и концентрации определенной духовной энергии, которые имеют свое определенное положение на условной для нас шкале духовных миров)

7. Выпуск №4. Труды РФО РАН Российское Философское общество. Российская академия Наук. Каббала как Интегральная наука (В сборнике помещены статьи членов Российского философского общества и Международной академии каббалы под руководством професора М. Лайтмана. Книга адресована философам, преподавателям философии, всем, кто интересуется новыми формами научного познания)

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Михаэль Лайтман
מיכאל לייטמן
Портрет
Имя при рождении:

Михаил Семёнович Лейтман

Дата рождения:
Место рождения:

Михаэль Лайтман (имя при рождении - Михаил Семёнович Лейтман , ивр. מיכאל לייטמן ‎, англ. Michael Laitman ; род. 31.08.1946, Витебск) - создатель псевдо-каббалистического движения "Наука каббала" ("лайтманизма"), основатель и руководитель "Международной Академии Каббалы" и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI - Ashlag Research Institute), .

Лайтман также не является раввином, он не имеет серьезного еврейского религиозного образования и не получал смихи .

Биография

В 1971 г. окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологию и кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга.

После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

Лайтман - автор нескольких десятков книг, в которых излагается его подход к каббале. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира. Лекции транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы и на 66-м канале израильского кабельного телевидения.

Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

Переход от упрощенного изложения каббалы к ее профанации

Лайтман начал свою деятельность с публикации (в основном, на русском языке) популярных книг о начальных понятиях каббалы. Его первые книги в большой степени отражали подход р. Ашлага, изложенный в упрощенной, рассчитанной на начинающего читателя, форме.

В этих первых книгах он писал о каббале как об интегральной части иудаизма, что является очевидным как в учении Ашлага, так и всех других каббалистов.

Однако в 2002 г. М. Лайтман полностью изменил свою стратегию и ввел понятие "наука каббала", которое и сделал своим брендом. Общепринятым в каббале является слово «хохма» («мудрость»). У Ашлага и других каббалистов применительно к каббале можно встретить и слово «мада». Оно встречается сравнительно редко и означает "знание". В современном языке слово "мада" означает "наука", но в контексте еврейской традиции оно не имеет отношения к науке в ее светском или современном понимании (например, книга Маймонида "Мада", входящая в Мишне Тора, говорит о знаниях о Боге, но ни в коем случае не о "науке о Боге"). Однако именно перевод слова "мада" как "наука" стал началом возникновения лайтманизма как новой идеологии.

Термин "наука каббала" (и отрыв его от иудаизма) был принят Лайтманом для того чтобы сделать свой бренд популярным в широких массах, не связанных с еврейским народом или с религией; а также для того чтобы использовать уважение, существующее в общественном сознании по отношению к слову «наука». При этом лайтманизм (как, впрочем, и сама каббала) наукой не является – ни по критериям гуманитарных, ни естественных наук.

Лайтман объявил, что каббала является просто знанием о мире, необходимым, как всякое другое знание, для достижения успеха, - а не для того, чтобы наполнить новым осмыслением свою религиозную жизнь, как это естественно подразумевается в традиционной каббале. Поскольку этот взгляд расходится с подходом всех каббалистов прошлого, - в том числе, включенных Лайтманом в список якобы "источников", на которые он опирается, - он вызвал резкую критику со стороны всех, изучающих каббалу, как в религиозной, так и в академическй среде. В ответ Лайтман объявил, что религиозные, а также обычные университетские исследователи каббалы, являются врагами каббалы и ничего в ней понимают, и только его понимание каббалы является истинным. С этого момента деятельность Лайтмана может быть квалифицирована лишь как «псевдо-каббала».

Лайтманизм - учение М.Лайтмана

Лайтман провозглашает себя учеником р. Б.Ашлага, последователем и распространителем идей р. И.Л.Ашлага, однако на практике учение Лайтмана, используя материалы Ашлага, кардинально отличается от него. р.Ашлаг (каки все другие каббалисты) был верующим ортодоксальным последователем иудаизма, Лайтман же отделяет созданнуюим "науку каббала" от иудаизма и от религии вообще.

Подход Лайтмана кардинально отличен от классических представлений о каббале , как о мистическом направлении в иудаизме . Лайтман считает каббалу "наукой о действительности", не имеющую отношения к мистике и определяющую религию как частный случай несовершенного описания существующей реальности.

Лайтман не только утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от их религиозной принадлежности и образованности в классических ралигиозных текстах .

Также, по словам Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, не требуется осознания своей религиозной принадлежности к иудаизму и т.п.

Такой подход, направленный на широкий охват и эксплуатацию желания людей кметодика индивидуальному совершенствованию и достижению успеха (поскольку, по Лайтману, "для достижения успеха надо изучать науку каббала") дает лайтманизму широкое распространение, что вместе с обязательством учеников об отчислениии в фонды Лайтмана 10% от дохода обеспечивает экономическую базу для развития институтов Лайтмана.

Измененная трактовка понятия «Творец»

Лайтман не использует применяемые в классической каббале понятия "Бог", и он отвергает религиозное монотеистическое представление о Творце как о Личности. Согласно Лайтману, Творец - это «свойство отдачи» - высокая, но безличностная ступень. Творец - это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец - это «общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до своего уровня». .

Лайтман также нередко заявляет о себе, что он атеист , хотя при этом он не отвергает идею "бога-творца, создавшего мир и людей". В телемосте с А. Прохановым Лайтман заявил о себе "Я – не раввин абсолютно. Нет! Ну, что вы?! Я – абсолютный безбожник" .

Педалирование "альтруизма"

Ценральные идеи системы Лайтмана базируются на заимствованных у р.Ашлага "свойства отдачи" и "свойства получения". Последователи лайтманизма описывают их так:

В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи научного подхода к Каббале, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств - соответственно, свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения - это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д). Основной целью, принятых в Каббале методик, является приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо, притягивая через стремление к смыслу жизни, так и обратно, подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе.

Критики Лайтмана указывают, что при таком подходе теряется осознание Бога как Личности, и Божественность ("Творец") примитивизируется до "желания отдачи".

Концепции важности альтруизма, противопоставления эгоизму и т.п. широко распространены в каббале, и они занимают большое место именно в системе р. Ашлага (который разъяснял, что «Богу свойственно давать, а человеку свойственно получать, и поэтому для "приближения к Богу через подобие" ты тоже должен научиться отдавать, и если получаешь - то обязательно с желанием отдачи»). Однако их абсолютизация приводит к перекосу системы, поскольку из нее вылетают ситуации, когда "обе стороны получают" (например, общение и диалог человека с Богом). У Лайтмана педалирование "альтруизма" не только разрослось до центрального момента всей его сисемы, но и приняло уродливые формы "обязательного для учеников взноса 10% от доходов в фонды финансирования системы Лайтмана" и т.п.

Отрыв от классической этики и традиции иудаизма

Согласно лайтманизму,

  • В каббале отсутствуют понятия наказания и вознаграждения за какие-то действия перед Высшей силой.
  • Каббала не практикует религиозных обрядов
  • Каббала не делит желания и действия человека на хорошие и плохие.

Все эти утверждения противоречат классической каббале и еврейской традиции.

Противопоставление себя иудаизму в вопросе "широкого преподавания каббалы"

Лайтман утверждает, что якобы "ортодоксальные круги ополчились на него из-за широкого преподавания каббалы всем желающим, а ортодоксы хотя сохранить преподавание каббалы только для узкого круга посвященных". Это утверждение,однако, не соответствует истине. Начиная с хасидизма (конец 18 в.) изучение и преподавание каббалы приобретало в иудаизме все более ширрокий характер, а в современную эпоху существует большое число семинаров и курсов по каббале во всем еврейском (ортодоксальном) мире, религиозными еврейскими авторами и раввинами издается огромная литература по каббале, как для специалистов так и популярная, в т.ч. "каббала для народов мира" - и это делается в рамках еврейской религиозной практики и в соответствии с традицией каббалы.

Критика

Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве и в профанации каббалы

«Израильский центр жертв культов» - общественная организация, занимающаяся мониторингом сект, деструктивных культов и маргинальных религиозных движений - указывает, что в лайтмановском "обучении каббале" имеются, среди прочего, следующие признаки контроля сознания, характерные для деструктивных сект:

  • Культ личности Лайтмана.
  • Психологическое подчинение
  • Финансовая эксплуатация.
  • Внушение апокалиптических посланий.
  • Изоляция от семьи и друзей, изоляция от прошлого.
  • Эксплуатация свободного времени.

Отвержению Лайтмана в еврейской среде способствуют также такие его действия, как обвинения жертв арабского террора в том, что они, якобы, "были убиты за то, что не изучали каббалу" (особый цинизм этой фразе придает то. что она была сказана о тех людях, которые именно изучали каббалу) , его "взаимопонимание" с такими одиозными и антисемитскими идеологами, как А.Проханов и т.д.

Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации, работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «Лайтмана Михаэля школу» в своём списке тоталитарных сект.

Книги и публикации Лайтмана на русском языке

  • Лайтман М. Богоизбранность. М., 2003.
  • Лайтман М. Духовный поиск. М., 2003.
  • Лайтман М. Зарождение общества будущего. М., 2004.
  • Лайтман М. Исторический аспект науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., 2005
  • Лайтман М. Каббала и религия // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала - корень всех наук // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как современное учение // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как форма иррационального сознания // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббалистический словарь. М., 2002.
  • Лайтман М. Книга «Зоар». М., 2003.
  • Лайтман М. Лестница в небо. М., 2000.
  • Лайтман М. Мир. Научное исследование пользы и необходимости исправления природы человека, до подобия Высшей управляющей силе, на опытной основе // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Наука каббала. М., 2002.
  • Лайтман М. Основы каббалы. М., 2000.
  • Лайтман М. Плоды Мудрости. М., 1997.
  • Лайтман М. Последнее поколение. М., 2004.
  • Лайтман М. Постижение высших миров. М., 1995.
  • Лайтман М. Развитие души. М., 2004.
  • Лайтман М. Система мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Сравнительный анализ каббалы и философии // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Суть науки каббала. М., 2005.
  • Лайтман М. Ступени возвышения. М., 1999.
  • Лайтман М. Схема мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Терминология науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. М., 2001.
  • Лайтман М. Четыре мира // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Язык каббалы // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.

В интернете

Сноски

  1. Фотокопия диплома С-ЗзПИ
  2. (иврит)
  3. Аттестат профессора
  4. Александр Емельяненков Куплю докторскую. Не колбасу, а диссертацию // Российская газета. Лайтман рассказал в интервью газете Едиот Ахронот , что профессорское звание было условным, и он должен был для его подтверждения поработать «в академии, в России», чего не произошло