Пророк провозгласивший пришествие мессии. Значение слова «мессия

В современном обществе слово "мессия" стойко ассоциируется со Вторым пришествием Христа и явлением Антихриста, и следующими за этим Апокалипсисом и Страшным Судом.

Для создания полноценной картины определения этого понятия требуется взглянуть на определение мессии с ракурсов нескольких мировых религий.

Мессия - Учитель в иудаизме

Согласно словарю русского языка Д. Н. Ушакова, значение слова "мессия" - это Спаситель, по теории иудаизма и христианских церквей, ниспосланный на Землю Богом для очищения её от греха, а само слово происходит от древнееврейского "мадляшиах" (буквально - помазанник; греческий перевод - Христос).

В древние времена помазанию елеем подвергались все цари, восходящие на престол. Согласно иудаизму, Мессия - это потомок рода Надо отметить, что Танах называет словом "мадляшиах" всех царей Иудеи и Израиля, священников, библейских патриархов, народ Израиля, некоторых пророков и персидского царя Кира вследствие его особых заслуг перед еврейским народом.

Понятие прихода Мессии ввели в иудаизм пророки Древнего Израиля. Главным критерием этого прихода считается указывающее, что Мессия явится миру в эпоху социальных и межнациональных изменений. В эпоху Машиаха прекратятся войны, наступит всеобщее благополучие на Земле, и люди обратят своё внимание на духовность и служение Богу, а весь еврейский народ будет жить по законам Торы.

По учению Мидраша - устной Торы - прорисовывается параллель между первым пришествием "первого Избавителя" Моисея и "второго Избавителя" Мессии, что позволяет говорить о зарождении мессианской идеи ещё в древние времена.

Мессия в исламе

В исламе Махди - Мессия - это последний преемник пророка Мухаммеда, который явится в мир накануне конца света. В самом Коране приход Мессии не упоминается, но он широко известен в хадисах Мухаммеда, первоначально отождествляясь с пророком Исой (Иисусом), который возвестит о приближении киямата - Судного Дня.

В древние века Махди воспринимался в образе будущего правителя, который восстановит первоначальную чистоту ислама. Поэтому мессианские идеи всегда вдохновляли мусульманские религиозные и

Отдельно стоит сказать, что в силу определённых догматических обстоятельств особенно акивно вера в Махди была воспринята в шиитском исламе, где она слилась с верой в возвращение "скрытого имама".

Основа учения о Мессии в христианстве

Согласно новому словарю русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой, Мессия - это:

  • эпитет как избавителя от грехов и спасителя всего человечества;
  • ожидаемый избавитель еврейского народа из пророчеств.

В христианском мире вера в явление Мессии как возвращения Христа на Землю получила наиболее широкое распространение. При этом в существует единое мнение, что Мессия - это именно Иисус из Назарета, который будет послан к людям повторно Богом для вершения Страшного Суда.

Стоит отметить, что в европейском фольклоре, в основе которого сплетены многочисленные течения христианства и местных языческих традиций, существует общий стандартизированный образ Христа, который должен в начале своего пришествия въехать в Иерусалим на осле. Сам Иисус будет очень осторожно относиться к употреблению слова "Мессия ", поэтому практически исключены варианты его самопровозглашения.

Антимессия в русском народном сознании

В русской религиозной православной традиции также широко распространно поверие, что в противовес Мессии на Земле должен быть рождён его полный антипод. При этом если верования относительно Христа закрепляются библейским преданием о неизвестности дня его явления, то Дарк Мессия - Тришка, Антихристос - ожидался верующими практически каждый век. И по сей день у некоторых православных бытует мнение, что оба эти явления если не произошли в новейшее время, то обязательно произойдут в ближайшем будущем.

В сознании обывателя Мессия и Дарк Мессия предстают необычайно харизматичными личностями. Им также приписывается способность мгновенно доставлять человеку чувство любви к окружающему мир и людям, чувствовать в них зло, и некоторые другие качества.

В некоторых случаях также происходит совмещение образов Дарк Мессии и Денницы - ангела Люцифера, самого прекрасного из божественных созданий, свергнутого в ад за гордыню.

Аналог данного понятия в индуизме

Что такое мессия в индуистской религиозной традиции? Это понятие напрямую связано с понятием Учителя и Спасителя, и представляется воплощением на Земле десяти аватаров бога Вишну.

Аватар не обязательно должен быть представлен в теле человека. В предыдущих воплощениях Вишну был рыбой, черепахой, вепрем, получеловеком-полульвом, карликом-брахманом, брахманом Парашурамой, Рамой - легендарным царём Айодхьи, пастухом Кришной и Буддой. Последнее, десятое явление аватара Вишну на Землю верующие ожидают в конце Кали-Юги, эры человеческих страстей и худших человеческих проявлений.

Согласно учениям, Калки - последний аватар Вишну - сойдёт на Землю на коне, наделённый сверкающим мечом и восемью человеческими способностями. Он уничтожит несправедливых и жадных царей, восстановит справедливость, а также восстановит умы живущих на свете людей, "сделав их чистыми как хрусталь". Предполагается, что все переживющие конец Кали-юги люди перейдут в эру Крита, век Чистоты, и будут жить согласно его законам.

Учитель буддизма

В буддизме также существует понятие, аналогичное христианскому и иудаистскому Мессии и имеющее черты цикличного пребывания в бренном мире.

Строго говоря, согласно буддистским религиозным положениям, существует бесчисленное количество будд как существ, постигших истину, и каждое явление их на планете - не более чем звено бесконечной цепи мироздания. Таким образом, каждый будда - это посредник в достижении мирового знания между людьми и богом. К понятию Будды близок по характеру, но чужд по функциям Бодхисаттва - «существо, стремящееся к пробуждению» и принявшее решение взять на себя роль Учителя в процессе достижения людьми всемирной истины. Побуждением к этому действию считается желание бодхисаттвы избавить всех живых существ от страданий и освободить от сансары - бесконечного круга перерождений.

Поэтому буддистский Мессия - это Бохисаттва Майтрея, чьё пророческое появления в конце Сатья-юги признаётся всеми школами буддизма. Его имя буквально означает «Владыка, наречённый Состраданием». Он - грядущий Учитель человечества, даст Новое Учение и сам будет носителем Учения Будды. Люди разорвут сеть страстей, научатся входить в транс и будут вести целомудренную и праведную жизнь.

Одним из явлений, предвещающих приход Майтреи, будет уменьшение площадей океанов, чтобы Бодхисаттве было легко их переступать.

Явления Лжемессии на протяжении 20-го века

В истории известно множество явлений Лжемессии, производящиеся людьми с целью обогащения или получения славы и влияния. Стоит отметить, что часто с этими людьми связывались большие надежды. Сам Христос неоднократно предостерегал своих последователей насчёт явлений Лжемессий.

В современной психиатрии также существует определение "иерусалимский синдром", или "мессианский синдром", применимый к душевнобольным людям, относящим себя к пророкам богов и учителям человечества.

Среди самых известных Лжемессий 20-го века особенно выделяются скандал с участием которого гремел в деле "воскрешения детей Беслана"; Джим Джонс, основатель церкви "Храм Народов" и спровоцировавший массовое убийство её адептов в 1978 году; Мун Сон Мён, создатель южнокорейской секты "Церковь Объединения"; Марина Цвигун, назвавшаяся Девой Марией Христос, создавшая в 1980 году секту имени себя и объявившая себя "Мессией эпохи Водолея и Матерью Мира".

Тема Мессии в искусстве

Большой вклад в культуру внёс Георг Фридрих Гендель, "Мессия" которого является теперь самой узнаваемой ораторией в мире. Прекрасное произведение состоит из трёх частей, по несколько сцен в каждой. Несмотря на лишения, которые испытывал в 1741 году Гендель, "Мессия" была написана всего за 24 дня.

Другим известным произведением, посвящённым Мессии, является опера "Иисус Христос - суперзвезда" Эндрю Уэббера, написанная в 1970 году.

Земной жизни Мессии Христа также посвящено множество живописных полотен художников разных исторических эпох.

Мессия в современной культуре европейских стран и Америки

Образ Мессии нашёл своё отражение в различных областях мировой культуры. Например, одним из примеров использования образа Мессии как некоего жизненного путеводителя является включение его в свои сюрреалистические произведения американским писателем "Карманный справочник Мессии" представляет собой книжный оракул, который в любой момент может подсказать страждующему необходимое решение или пояснить сложившуюся жизненую ситуацию.

Тема "Антимессии" также нашла своё отражение в культурно-масовом восприятии, породив на выбор пользователей большое количество компьютерных игр. Одной из таких игр является Dark Messiah of Might and Magic: Elements ("Тёмная Мессия меча и магии: элементы"), имеющая захватывающий сюжет в виде поиска артефакта и борьбы главного героя и его учителя с демонами апокалипсиса. Главный герой здесь предстает рыцарем Света, которому необходимо пронзить стрелой сердце чёрного мага Дарк Месси, окончательно одолев войско Тёмных Сил.

Критерии прихода Мессии в Танахе (Ветхом Завете)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.

Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета)

Согласно иудейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера; «из дома Давида» - возможно означает «в традиции Давида», то есть подобно Давиду, он будет обладать харизмой (вдохновением, благодаря которому он будет удостоен глубокого уважения и восхищения народа); благодаря личному примеру и силе своего воздействия на людей он побудит всех евреев вернуться к Торе. (Впрочем, согласно буквальному значению текстов древних еврейских пророчеств, Мессия должен быть также и прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Соломона ).

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

В движении Хабад

Ожидание прихода

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду , этот принцип занимает 12-е место среди «13 принципов иудаизма »:

Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. Во время пасхального седера есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Лжемессии в еврейской истории появлялись неоднократно и с переменным успехом.
Надежды многих евреев были связаны с Бар-Кохбой , который объявил себя Мессией и в -135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима . Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива , поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим , однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом . Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно Маймониду , Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени , Шабтай Цви , Якоб Франк . В «» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене , Ираке , Франции , Марокко , Испании и др.

В религиозном сионизме

Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета

Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (Танаха), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):

Родословная . Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт. 49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (3Цар. 2:4). Согласно текстам Нового Завета (Лк. 3:23-38), родословная Иисуса полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.

Рождение девой . Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис. 7:14).

Оценка в 30 сребреников . Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. (Зах. 11:12-13).

Страдания за грехи людей . Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи , которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах. 12:10) и израильский царь Давид (Пс. 21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Воскресение из мертвых . Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15 , а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи (53:10,12), которые описывают жизнь Мессии после казни.

Оправдывает людей от грехов . Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис. 53:11).

В Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.

Свидетельства Нового Завета

Согласно Библии:

  • имеются указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) - слова Ангела, сказанные для Марии (Лк. 1:31-33), в собственном свидетельстве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф. 26:63,64) и в исповедании апостолов (Мф. 16:16 ; Ин. 1:41).
  • Иисус относится к употреблению слова «Мессия» с осторожностью. Сам он крайне редко называл себя так (Мк. 14:61 , Ин. 4:25-26)
  • Иисус позволяет называть себя Сыном Давидовым, но запрещает бесноватым объявлять, что он - Мессия (Лк. 4:41). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что он Мессия (Мф. 16:20). И с того времени он начинает разъяснять им сущность мессианства - его страдания и смерть за грехи людей, а затем - воскресение из мертвых . Его путь Мессии - путь Сына Человеческого.

Лжемессия с точки зрения христианства

Мессианские идеи в других религиях

  • В исламе существует идея махди , а в шиитском исламе идея «скрытого » имама . В Коране под словом «масих » (араб. مَسِيحٌ ‎) - смазанный или очищенный, от араб. مسح ‎) подразумевается пророк Иса (Иисус). У суфиев и некоторых других конфессиональных групп мессией именуется пир - глава общины, духовный учитель.
  • В буддизме спасителем считается будущий будда Майтрея .
  • В бахаизме - пророками считаются, в частности, Авраам , Моисей , Будда , Заратустра , Иисус Христос , Мухаммед , Кришна , Баб . Баха-Улла считается воплощением пророчеств других религий о пришествии будущего спасителя (то есть второго пришествия Христа, Махди и скрытого имама в исламе, буддийского Майтрейи, зороастрийского Шаха Бахрама), учение которого должно помочь установить на земле царство мира и духовности.
  • В растафарианстве - Хайле Селассие I .
  • В Церкви объединения - «истинные родители » - Мун Сон Мён и его супруга .
  • В отдельных мифах североамериканских индейцев также просматриваются зачатки мессианских идей.

См. также

  • Махди - «ведомый (по пути Аллаха)» - провозвестник близкого конца света, последний преемник Пророка Мухаммада, своего рода мессия.
  • Напишите отзыв о статье "Мессия"

    Примечания

    1. I Сам. 12:3, 5 ; 16:6 ; Пс. 17:51 ; 19:7
    2. Лев. 4:3 ; 5:16
    3. Пс. 104:15
    4. 3Цар. 19:16
    5. Пс. 89:39 , ; Пс. 84:10
    6. Ис. 45:1
    7. Берешит Раба 85, Рут Раба 2:14
    8. 1Пар. 22:8-10
    9. «Be’Iqvoth Mashiah». Ed. by G. Scholem. Jerusalem, 1944
    10. «Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посыпали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: „Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия ещё не пришел!“». Цитирование Рабби Рахмона по Eg.Fred.John Meldau, «Messiah in Both Testaments» , Denver 1956, p30
    11. Джош Макдауэлл. «Неоспоримые свидетельства». Москва, 1993 г., стр. 159-161

    Литература

    Ссылки

    • - статья из Электронной еврейской энциклопедии
    • , материалы на toldot.ru
    • , moshiach.ru
    • , Меир Левинов
    • , Меир Левинов

    Отрывок, характеризующий Мессия

    – Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
    – Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
    – Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
    Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
    – Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
    Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
    – Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
    Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
    – Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
    – Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
    – Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
    – Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
    – Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
    Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

    – После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
    – Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
    – Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
    – Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
    – О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.
    Так и назвали со временем эту Долину – Долиной Магов, как бы предупреждая непосвящённых о возможности встретить там неожиданные и удивительные чудеса... рождённые мыслью и сердцем одарённых... С Магдалиной и Ведуньей Марией пришли туда шесть рыцарей Храма, которые, с помощью живших там друзей, поселились в их необычных замках-крепостях, стоящих на живых «точках силы», дававших живущим в них природную мощь и защиту.

    Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...

    Скорбящая Магдалина в пещерах...

    – Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
    К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
    Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
    – Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
    Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
    – Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
    Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
    И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
    – Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
    Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
    – Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
    – Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
    Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
    – Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
    Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
    – Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...
    Этот простой, тёплый диалог двух одиноких любящих существ, запал мне в самую душу!.. И так хотелось верить, что всё у них будет хорошо! Что злая судьба обойдёт их стороной и что жизнь их будет светлой и доброй!.. Но, к сожалению, так же, как и у меня, у них, я знала, не будет... За что платили мы такую цену?!.. За что наши судьбы были столь безжалостны и жестоки?
    Не успела я обернуться к Северу, чтобы задать следующий вопрос, как тут же появилось новое видение, от которого у меня просто захватило дух...
    В прохладной тени огромного старого платана на смешных низких скамеечках сидели четверо человек. Двое из них были совсем ещё молодыми и очень похожими друг на друга. Третий же был седовласый старец, высокий и сильный, как защитная скала. На коленях он держал мальчика, которому от силы было 8-9 лет. И конечно же, Северу не понадобилось объяснять мне, кто были эти люди...

    Радомира я узнала сразу, так как в нём оставалось слишком много от того чудесного, светлого юноши, виданного мною в первое посещения Мэтэоры. Он лишь сильно возмужал, стал суровее и взрослее. Его синие, пронизывающие глаза теперь смотрели на мир внимательно и жёстко, как бы говоря: «Если не веришь мне – послушай меня ещё раз, ну а если и тогда не поверишь – уходи. Жизнь слишком ценна, чтобы отдавать её не стоящим».
    Он уже не был тем «любвеобильным», наивным мальчиком, которому казалось, что он в силах изменить любого человека... что в силах изменить весь мир... Теперь Радомир был Воином. Об этом говорил весь его облик – внутренняя собранность, аскетически тонкое, но очень сильное тело, упорная складка в уголках ярких, сжатых губ, пронизывающий взгляд его синих, вспыхивающих стальным оттенком, глаз... Да и вся бушующая в нём, невероятная сила, заставлявшая друзей уважать его (а врагов считаться с ним!) явно показывала в нём настоящего Воина, и уж ни в коем случае не беспомощного и мягкосердечного Бога, коим так упорно пыталась показать его ненавидимая им христианская церковь. И ещё... У него была изумительная улыбка, которая, видимо, стала всё реже и реже появляться на усталом, измождённом тяжкими думами лице. Но когда она появлялась – весь окружающий мир становился добрее, согреваемый его чудесным, безграничным теплом. Это тепло заполняло счастьем все одинокие, обделённые души!.. И именно в нём раскрывалась настоящая суть Радомира! В нём открывалась его истинная, любящая Душа.
    Радан же (а это явно был он) выглядел чуть моложе и веселее (хотя был на один год старше Радомира). Он глядел на мир радостно и бесстрашно, будто никакая беда просто не могла, не имела права его коснуться. Будто любое горе должно было обойти его стороной... Он, несомненно, всегда являлся душой любого собрания, освещая его своим радостным, светлым присутствием, где бы ни находился. Юноша будто искрился каким-то радостным внутренним светом, который обезоруживал молодых и старых, заставляя безоговорочно любить его и оберегать, как ценнейшее сокровище, приходящее порадовать Землю раз в тысячи лет. Он был улыбчивым и ярким, как летнее солнышко, с лицом, овитым мягкими золотыми кудрями, и хотелось смотреть на него, любоваться им, забывая о жестокости и злобе окружавшего мира...
    Третий «участник» маленького собрания сильно отличался от обоих братьев... Во-первых, он был намного старше и мудрее. Казалось, он носил на своих плечах всю неподъёмную тяжесть Земли, как-то ухитряясь с этим жить и не ломаться, в то же время, сохраняя в своей широкой душе добро и любовь к окружающим его людям. Рядом с ним взрослые казались несмышлёными детьми, пришедшими к мудрому Отцу за советом...

    Он был очень высоким и мощным, как большая несокрушимая крепость, проверенная годами тяжких войн и бед.... Взгляд его внимательных серых глаз был колючим, но очень добрым, а сами глаза поражали цветом – они были невероятно светлыми и яркими, какими бывают только в ранней юности, пока их не омрачают чёрные тучи горечей и слёз. Этим могучим, тёплым человеком был, конечно же, Волхв Иоанн...
    Мальчик же, преспокойно устроившись на могучих коленях старца, о чём-то очень сосредоточенно размышлял, не обращая внимания на окружающих. Несмотря на его юный возраст, он казался очень умным и спокойным, наполненным внутренней силой и светом. Его личико было сосредоточенным и серьёзным, будто малыш в тот момент решал для себя какую-то очень важную и сложную задачу. Так же, как и его отец, он был светловолосым и голубоглазым. Только черты его лица были на удивление мягкими и нежными, более похожими на мать – Светлую Марию Магдалину.
    Полуденный воздух вокруг был сухим и жарким, как раскалённая печь. Утомлённые зноем мухи слетались к дереву, и лениво ползая по его необъятному стволу, надоедливо жужжали, беспокоя отдыхавших в широкой тени старого платана четверых собеседников. Под добрыми, гостеприимно раскинутыми ветвями веяло приятной зеленью и прохладой, причиной чему был резво бежавший прямо из-под корней могучего дерева игривый узенький ручеёк. Подпрыгивая на каждом камешке и кочке, он весело разбрызгивал блестящие прозрачные капли и бежал себе дальше, приятно освежая окружающее пространство. С ним рядом дышалось легко и чисто. И защищённые от полуденного зноя люди отдыхали, с наслаждением впитывая прохладную, драгоценную влагу... Пахло землёй и травами. Мир казался спокойным, добрым и безопасным.

    Радомир пытался спасти иудеев...

    – Я не понимаю их, Учитель... – задумчиво произнёс Радомир. – Днём они мягки, вечером – ласковы, ночью – хищны и коварны... Они изменчивы и непредсказуемы. Как мне понять их, подскажи! Я не могу спасти народ, его не поняв... Что же мне делать, Учитель?

    Мессианизма) возникает в Библии, основной темой которой являются отношения человека и Бога. Оно связано с библейским линейно-векторным пониманием истории, которая направлена к некоему заданному Богом смыслу-телосу, достижению которого призван служить, со стороны человека и мира, мессия. В разные периоды библейской истории в качестве ожидаемого и действующего мессии выступают священники, цари или же весь Израиль как избранный Божий. Мессианская идея принимает разные формы: от универсалистского понимания роли Израиля, который должен “привести под руку Божию” все народы, как это отражено в пророческих книгах, до узко-национального, когда мессии-царя заключается в освобождении еврейского народа от иноземного владычества и восстановлении его независимости и былой славы.

    В христианстве, возникшем внутри иудаизма, библейское между частным (этно-культурным) и универсальным пониманием мессианства было разрешено в пользу последнего. В Евангелиях Сам Иисус из Назарета не отказывается от титула Мессии или прямо именует Себя так (Его второе Христос (греч. Κριστός - помазанник) есть греческая калька еврейского “машиах”). Иначе говоря, Иисус Христос есть не кто иной, как библейский Мессия, призванный исполнить функцию спасителя мира, направляя его к примирению и единству с Богом. В христианстве мессианство Иисуса Христа связывается с представлением о страдающем “отроке Божием”, о котором говорил пророк Исаия и миссия которого заключается в том, чтобы пострадать и тем самым искупить человеческие грехи. Значение дела Христа-Мессии выходит далеко за пределы древнеиудейских представлений о спасении Израиля и распространяется на историю всего человечества, которого совершается через евангельское благовесте, первоначально возвещенное в иудейской среде, но затем охватившее всю античную ойкумену, обратившее в “варварские” народы.

    В качестве секуляризированной “мессианской идеи” библейское о мессии получило дальнейшее в постхристианской культуре, где стало означать особую историческую миссию, которая приписывается нации, классу или отдельной личности, призванием которых является приведение человечества к окончательной гармонии, подобной представлению о религиозном спасении.

    А. И. Кырлежев

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "МЕССИЯ" в других словарях:

      - (евр. maschiah помазанный). Помазанник; обещанный в Ветхом Завете искупитель, которого верующие дождались в лице Иисуса Христа, а евреи ожидают и теперь еще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССИЯ [ … Словарь иностранных слов русского языка

      Помазанник божий, христос, спаситель, махди, богоизбранник, избавитель Словарь русских синонимов. мессия см. спаситель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

      МЕССИЯ, месия муж. Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

      - (евр. mâðĭjah, арам. mĕðîjha, «помазанник», греч. транскрипция Μεσσίας; греч. перевод Χριστος, Христос), в религиозно мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа… … Энциклопедия мифологии

      - (евр. masiah, арам. mesiha «помазанник», греч. транскрипция Месхносс;; греч. перевод Хрштбс;, Христос), в религиозно мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа… … Энциклопедия культурологии

      мессия - МЕССИЯ, избавитель, освободитель, спаситель … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

      - (от древнееврейского машиах, буквально помазанник; греческий перевод Христос), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, Спаситель, ниспосланный Богом на землю. В мусульманских странах Мессией называется Махди … Современная энциклопедия

      - (от др. евр. машиах букв. помазанник), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений… … Большой Энциклопедический словарь

      МЕССИЯ, мессии, муж. (от др. евр. помазанный) (рел.). В иудейской религии ожидаемый избавитель еврейского народа. || У христиан эпитет Христа, как избавителя от грехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      МЕССИЯ, и, муж. В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии. | прил. мессианский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    И спасение человечества.

    Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и апокалипсические черты, никогда не отказывалось от земной в своей основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в исторических и социально-политических понятиях. Оно стало в истории человечества источником и прообразом всех форм мессианизма - религиозных и политических, национальных и интернационалистических.

    Мессия в Танахе (Ветхом Завете)

    Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. Танах называет «машиахом » («помазанником») царей Израиля и Иудеи , священников , некоторых пророков , персидского царя Кира II . Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам . Иногда это слово означает народ Израиля .

    Критерии прихода Машиаха в Танахе

    Понятие прихода Машиаха введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

    Эпоха Второго Храма

    Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго храма . Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует (книга Товита ; Бен-Сиры Премудрость). В книге Даниэля появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7).

    Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера. Мессия должен быть прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Шеломо (Соломона) ).

    В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

    В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» - эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх. 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.

    Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161).

    Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие - что Мессия лишь будет носить имя Давид. Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияху в роли Мессии. Встречается также имя Менахем бен Хизкияху, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания , либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем - буквально `утешитель`). Мессию отождествляют даже с Иехудой hа-Наси (Санх. 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`).

    О чисто человеческой природе Мессии свидетельствует то, что рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу (хотя он же говорил, что Мессия займет престол рядом с Богом). Талмудический источник явно приписывает Мессии бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю. В мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни Торы. В 4 в. Гилель бен Гамлиэль отрицал приход Мессии (за что подвергся порицанию), не отвергая при этом грядущего избавления. В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Мессия, а сам Бог.

    Время прихода (йемот hа-машиах - `дни Мессии`) также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.

    Хотя Мессия и должен быть из рода Давида , Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа или Эфраима , который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает в сражении с врагами Израиля. Идея Мессии из колена Иосифа («Мессия, сын Иосифа») и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания. В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.

    Представления о Машиахе в средневековье

    Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Мессии, мессианских времен и грядущего мессианского века. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.

    Политическая неустойчивость и непрекращающиеся войны между Византией и Ираном привели на рубеже 6–7 вв. к появлению мессианской литературы, легшей в основу средневековых еврейских представлений о веке Мессии. В псевдоэпиграфической книге Зрубавела описаны видения последних дней и прихода Мессии, которым должно предшествовать явление императора Армилуса (от имени первого римского царя Ромулус) - сына Сатаны и скульптурного изображения женщины. Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане (воплощенном в нем самом). Евреи во главе с Мессией из колена Иосифа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом. И хотя этот Мессия будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Мессия из дома Давидова, победит Армилуса, и начнется мессианский век. Возможно, книга Зрубавела написана под влиянием побед византийского императора Ираклия (в частности, над персами), которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Мессия должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.

    На основе книги Зрубавела сложилась обширная апокалипсическая литература, предвещающая войны Мессии, его победу и конец галута. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие доктринального теологического элемента: апокалипсическое будущее только описывается, но не объясняется: вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению, не затрагивается. В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалипсическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма - все могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зрубавела и сходных сочинениях. Некоторые произведения апокалипсической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зрубавела. Одно из важнейших произведений апокалипсической литературы «Отот Машиах» («Знаки Мессии»): в нем перечислены события, которые должны предшествовать приходу Мессии. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.

    Однако существовали и неапокалипсические концепции мессианского века. Большинство еврейских философов отвергали апокалипсические представления: однако Саадия Гаон включил в свое сочинение «Эмунот ве-Деот » («Верования и воззрения») пересказ описания мессианских времен из книги Зрубавела. Маймонид и его последователи рассматривали приход Мессии как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с каким-либо космическим переворотом или апокалипсическими ожиданиями. Маймонид отождествил царство Мессии с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права: утопический элемент мессианской идеи сведен к минимуму: в царстве Мессии каждый еврей сможет беспрепятственно предаваться созерцательному, философскому познанию Бога.

    В сочинении «Иггерет Тейман» («Йеменское послание») Маймонид отвергал с этих позиций мессианские притязания некоего йеменского еврея. Аврахам бар Хия (1065? -1136?), философ-рационалист, близкий к неоплатонизму, пытался в сочинении «Мегиллат hа-мегалле» («Свиток провидца») установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.

    Ожидание прихода Мессии

    Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа (крестовые походы , «Чёрная Смерть» , изгнание из Испании , погромы Б. Хмельницкого). Ожидания прихода Мессии неизменно оказывались тщетными: это объяснялось якобы недостаточной праведностью евреев, и устанавливалась новая дата его прихода. Так как одним из основных элементов мессианской концепции является предвидение «мессианских мук» (хевлей машиах), которые будут предшествовать приходу Мессии, наиболее трагические моменты еврейской истории (войны, гонения) неизменно сопровождались ростом мессианских настроений.

    Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду , этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов веры »:

    В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

    Но если Маймонид старался придать мессианским чаяниям рационалистическую окраску, то среди сторонников движения Хасидей Ашкеназ были весьма распространены мессианские спекуляции. Правда, в своих экзотерических сочинениях лидеры движения, в том числе Элазар бен Иехуда из Вормса, указывали на опасность мессианских спекуляций и веры в лжемессий . Однако в эзотерических сочинениях и ряде других источников содержатся свидетельства о широком распространении такой веры среди сторонников и лидеров движения Хасидей Ашкеназ.

    Начиная с 13 в., особенно после публикации книги Зоhар , мессианские спекуляции и вера в близкий приход Мессии становятся преимущественно достоянием каббалистической литературы. Зохар следует аггадической традиции, рассматривая избавление не как результат имманентного прогресса истории, но как сверхъестественное чудо, связанное с постепенным озарением мира светом Мессии. Когда дух нечистоты будет изгнан из мира и Божественный свет беспрепятственно воссияет Израилю, свершится восстановление мировой гармонии, царствовавшей в Саду Эдемском до грехопадения Адама . Ничто не будет отделять творение от Творца. В последнем разделе книги Зоhар это пророчество дополняется предсказанием освобождения народа Израиля от всех ограничений, наложенных на него Торой в галуте : после искупления раскроется истинный, мистический смысл Торы, выражаемый символом Древа жизни и противопоставляемый Древу познания, в котором различаются добро и зло, положительные и отрицательные предписания.

    Изгнание евреев из Испании (1492) сопровождалось небывалым ростом мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали сроки прихода Мессии. Разочарование в этих несбывшихся предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи: мессианская тема стала предметом мистических спекуляций каббалистов Цфата (см. И. Лурия . Х. Витал), которые придали понятиям галута и искупления универсальный космический смысл.

    Лже-мессии в еврейской истории

    Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла мессианские движения , т.е. массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии.

    О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов . Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба , который объявил себя Мессией и в 131-135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима . На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Элазара.

    Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива , поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить