Каббалист михаэль лайтман. Составные части каббалы

Человеческое общество обязано достичь полной взаимной поддержки, чтобы самому управлять тем добавочным чувством и разумом, которые поднимают нас над животными и лишают равновесия с природой, выводя из-под ее управления. Нам нужно привести в порядок свое сердце и разум за счет соединения, единства, любви между нами.

  • Снова и снова евреи подвергаются давлению и террору. Некоторые верят, что зверства Второй мировой войны невозможны в наше время. И все же мы видим, как легко и резко меняются настроения, реально воспроизводя состояние, предшествующее Катастрофе. Но надежда есть. Мы можем повернуть эту тенденцию вспять. И это требует от нас лишь понимания всей общей картины.

  • В сентябре 2006 года в Берлине состоялось уникальное событие «Круглый стол свободных голосов». «Мы хотим знать, как изменить мир к лучшему», — с этого вопроса всё и началось, и превратилось в грандиозную акцию, которую провела организация «Dropping knowledge». Из огромного множества вопросов, присланных со всего мира, было выбрано 100. 112 выдающихся мыслителей, ученых, культурных и общественных лидеров отвечали на эти вопросы на центральной площади Берлина…

  • Сегодня глобальная взаимосвязь стала неоспоримым фактом нашей жизни. Тем не менее, в человеческом сознании еще не завершен переход к иной системе ценностей, соответствующей этому новому этапу. Решение вышеупомянутых вопросов предполагает обучение тому, как лучше человечеству интегрироваться в новую систему глобальной взаимосвязи, что, по существу, означает обучение ответственной жизни в мировом масштабе.

  • Михаэль Лайтман обладает глобальным мышлением и отдает все свои силы, чтобы изменить общество с помощью новой системы глобального воспитания, в котором он видит ключ к решению острых проблем современности. Он считает, что решение глобального кризиса на всех уровнях, – от воспитания, изменения климата и проблем голода до социальных и экономических проблем, – непосредственно связано с реализацией новой, всеобъемлющей, глобальной и интегральной программы воспитания.

    Михаэль Лайтман, кандидат философских наук, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute), член Всемирного Совета Мудрецов.

    Ученик каббалиста Баруха Ашлага (1907-1991) (сына и последователя известного каббалиста XX в. — Йегуды Ашлага (1886-1954), автора комментария на книгу «Зоар»). Автор более 30 книг по каббале. Ведущий ежедневных уроков по каббале в интернете. Преподаватель еженедельных лекций по каббале для всех желающих.

    Основное внимание Лайтман уделяет не столько мистическому содержанию каббалы, сколько пытается трактовать каббалу как самостоятельную науку.

    М. Лайтман родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия). В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга.

    После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

    В 1974 году репатриировался в Израиль, служил на базе ВВС Израиля, где проверял электронную часть навигационных систем бомбардировщиков F-16. Занялся бизнесом в медицинской области.

    В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов, и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.

    В 1978 году М. Лайтман более тщательно приступает к изучению древней каббалы. Стал учеником каббалиста Баруха Ашлага (РАБАШ, 1906-1991), сына и последователя известного каббалиста XX в.- Йегуды Ашлага (Бааль Сулам, 1884-1954), автора комментария на книгу Зоар.

    В 1991 году основал группу Бней Барух.

    В 1996 году создал интернет-сайт по каббале (на 22-х языках). В 2000 году этот сайт был отмечен энциклопедией «Британика», как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.

    В 2001 году открыл «Международную Академию Каббалы» с бесплатной очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира.

    В 2004 году М. Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук.

    В 2005 году член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)

    В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).

    Последние 30 лет занимается исследованием каббалы. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
    Доктрина М. Лайтмана

    Основополагающий элемент доктрины М. Лайтмана, по его словам, это распространение «науки Каббала» всем желающим. В своих лекциях и в своих книгах М. Лайтман отмечает, что чувствует себя обязанным продолжать следовать пути Бааль Сулама и РАБАШа в распространении каббалы в массах, без каких-либо ограничений. М. Лайтман неоднократно говорил о том, что его целью является популярное разъяснение книг Ашлагов, которые были написаны специально для нашего поколения. Таким образом он надеется раскрыть и распространить каббалу в широких массах, как и завещал Бааль Сулам. По его словам, лишь на это он получил указание и разрешение своего Рава.

    Особенно важным М. Лайтман считает сохранение аутентичности каббалы, её очищения от многочисленных предвзятостей и мифов, которыми обросла каббала за многие столетия. М. Лайтман распространяет знания, полученные им от своего Рава и учителя РАБАШа и адаптирует их для современной аудитории.
    Пойми же эти намеки. «Шофар» означает не что иное, как раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления.

    — Бааль Сулам, «Шофар* Машиаха»
    Тайны и постижение мироздания не передаются одному или избранным, а всем творениям, всему миру, каждому дано слияние с Творцом.

    — Моше Кордоверо, «Познай Творца — отца своего», 93.«Ор Якар, Зоар, Пекудей 13»

    Исходя из указания своих учителей о необходимости распространения Каббалы всем желающим, М. Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, во имя этого он защитил докторскую диссертацию, во имя этого он пишет книги, издаёт газету, организует бесплатные публичные лекции, участвует в телепередачах и создаёт учебные программы.

    Подход М. Лайтмана к каббале
    Основная статья: Каббала (Лайтман)

    Подход М.Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. М. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности. М. Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой или половой принадлежности. Также, по словам М. Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале.
    Отношение М. Лайтмана к понятию «Творец»

    М. Лайтман отвергает общепринятое представление о Творце. Согласно М. Лайтману, Творец — это сила «отдачи» — более высокая, по отношению к нему, ступень. Творец — это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец — это общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели — поднять творения в развитии до своего уровня.

    Деятельность М. Лайтмана
    Награды
    Человек Года в медицинской кибернетике, Израиль, 1995,
    «За выдающиеся профессиональные и общественные достижения» (2001-2002).
    Написание книг

    М. Лайтман — автор более 30 книг по каббале, комментирующих оригинальные каббалистические источники и раскрывающих каббалу, как мудрость и знание, необходимые человечеству для осознанного и управляемого выхода из сегодняшнего тотального кризиса цивилизации.

    Книги М. Лайтмана переведены и изданы на 9-ти языках мира.
    Лекции М. Лайтмана

    Транслируются ежедневно в прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы.
    Критическое отношение к деятельности М.Лайтмана

    Деятельность М. Лайтмана вызвает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики М. Лайтмана обвиняют его в сектантстве и в профанации каббалы. Они категорически отвергают утверждения М.Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, мотивируя это тем, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания.

    Книги и публикации М. Лайтмана на русском языке
    * Лайтман М. Богоизбранность. М., 2003.
    * Лайтман М. Духовный поиск. М., 2003.
    * Лайтман М. Зарождение общества будущего. М., 2004.
    * Лайтман М. Исторический аспект науки каббала
    * Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., 2005
    * Лайтман М. Каббала и религия
    * Лайтман М. Каббала — корень всех наук
    * Лайтман М. Каббала как современное учение
    * Лайтман М. Каббала как форма иррационального сознания
    * Лайтман М. Каббалистический словарь. М., 2002.
    * Лайтман М. Книга «Зоар». М., 2003.
    * Лайтман М. Лестница в небо. М., 2000.
    * Лайтман М. Мир. Научное исследование пользы и необходимости исправления природы человека, до подобия Высшей управляющей силе, на опытной основе
    * Лайтман М. Наука каббала. М., 2002.
    * Лайтман М. Основы каббалы. М., 2000.
    * Лайтман М. Плоды Мудрости. М., 1997.
    * Лайтман М. Последнее поколение. М., 2004.
    * Лайтман М. Постижение высших миров. М., 1995.
    * Лайтман М. Развитие души. М., 2004.
    * Лайтман М. Система мироздания. М., 2000.
    * Лайтман М. Сравнительный анализ каббалы и философии
    * Лайтман М. Суть науки каббала. М., 2005.
    * Лайтман М. Ступени возвышения. М., 1999.
    * Лайтман М. Схема мироздания. М., 2000.
    * Лайтман М. Терминология науки каббала
    * Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. М., 2001.
    * Лайтман М. Четыре мира
    * Лайтман М. Язык каббалы



    Основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI - Ashlag Research Institute), член Всемирного Совета Мудрецов. Ученик каббалиста Баруха Ашлага. Кандидат философских наук. Аттестат профессора онтологии и теории познания выдала общественная организация.


    В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

    В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.

    В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.

    В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.

    В 1991 году после смерти рава Баруха Ашлага вместе с группой бывших учеников рава занимается каббалой самостоятельно.

    В 1994 году основал группу Бней Барух.

    В 1996 году создал сайт о каббале www.kabbalah.info. В 2000 году этот сайт был отмечен Энциклопедией Британника, как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.

    В 2001 году на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира. Академия существует на отчисления 10 % от доходов учеников, которые Лайтман считает обязательными, и на добровольные пожертвования. Все учебные материалы - лекции, книги, фильмы и т.д - выкладываются в интернете в свободном доступе. Академия также ведёт бесплатные заочные курсы.

    В 2004 году Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук. В сентябре 2004 года негосударственная организация сомнительной репутации - высшая межакадемическая аттестационная комиссия «Международного межакадемического союза» выдала Лайтману аттестат профессора. В интервью газете Едиот Ахронот Лайтман рассказал, что получил профессорское звание условно и должен был для его подтверждения поработать в «академии, в России», чего не произошло. «Теперь осталась только корочка», заявил Лайтман. Несмотря на это, он продолжает утверждать на своём сайте, что имеет «докторскую степень по философии и каббале» от «московского института философии» Российской академии наук и добавляет к своему имени «рав» и PhD.

    В 2005 году член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council).

    В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).

    Последние 30 лет занимается изучением каббалы и популяризацией своего к ней подхода. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

    1. Свобода воли.(Мы часто ошибаемся в определении пределов наших возможностей в достижении цели. Мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам. Наука Каббала дает ответ на вопросы: на что же именно в нашей жизни мы можем влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действия, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Почему человек естественным путем, от природы, не получает этого знания? В любом случае, наше представления о свободе очень туманны, и если мы углубимся в ее содержание, то от него почти ничего не останется)

    2. Что такое Каббала? (Многие слышали, что Каббала является тайным учением. Именно ее закрытость, завеса тайны послужила поводом для возникновения вокруг Каббалы множества легенд, фальсификаций, профанаций, невежественных рассуждений и выводов)

    3. Строение души(Человек в нашем мире не может существовать без элементарных знаний о том, как устроен этот мир, каким образом он воздействует на нас, каковы законы развития неживой, растительной, животной природы и человека. Ни у кого не вызывает сомнений, что если судьба забросит современного городского жителя в пустыню, он, незнакомый с условиями жизни в пустыне, просто погибнет. То есть для того, чтобы существовать в любой среде, необходимо знать, как эта среда функционирует, каковы ее законы и свойства. Точно так же современному человеку необходимо понять, как устроена его душа, какие законы определяют судьбу индивидуума и человечества в целом)

    4. Ответы каббалиста (Из всех наук, которые постепенно развивает человечество, исследуя окружающий нас мир, есть одна особая наука, развивающая нас совершенно особым образом. Эта наука называется Каббала. Кроме исследуемого естествознанием нашего материального мира, существует скрытый от нас мир, который изучает эта наука. Открывая лишь частные, отрывочные законы мироздания, мы понимаем, что должны существовать более общие законы, более логичные и способные объяснить все грани нашей жизни, нашей личности)

    5. Дух и тело (Чeловeк устроeн так, что смотрит всeгда впeрeд, на свой будущий рост, продвижeниe. Его путь является подъeмом «снизу ввeрх», и каждоe будущee состояниe представляется лучше сeгодняшнeго. И поскольку чeловeк создан стрeмящимся в будущee, он нe можeт осознавать и ощущать состояния, прeдшeствующиe eго физичeскому рождeнию. Он такжe нe в состоянии ощутить, каким образом зарождаeтся, откуда в нeм появляeтся то, что составляeт eго "я". Рождение и развитие духовных свойств аналогично рождению и развитию чeловeчeского тeла)

    6. Тайный смысл Библии (Каббала - это инженерия души, а Библия является описанием духовного мира, то есть описанием человеческой души, ступеней ее сближения с Творцом. Каббала делит общую душу на части, дает каждой из частей определенное название, описывает действия этих частей. И весь текст Пятикнижия - это описание ступеней сближения с Творцом, разных стадий ощущения Творца. Например, в кабалистической литературе говорится об Иерусалиме не как об известном нам городе, а как о совокупности определенных духовных сил и концентрации определенной духовной энергии, которые имеют свое определенное положение на условной для нас шкале духовных миров)

    7. Выпуск №4. Труды РФО РАН Российское Философское общество. Российская академия Наук. Каббала как Интегральная наука (В сборнике помещены статьи членов Российского философского общества и Международной академии каббалы под руководством професора М. Лайтмана. Книга адресована философам, преподавателям философии, всем, кто интересуется новыми формами научного познания)

    Лайтман Михаэль Семенович
    Направления
    Дата рождения
    Место рождения

    Витебск, СССР

    Гражданство

    Россия

    FreakRank

    Михаэль Лайтман (тж. Михаил Семёнович Лайтман; имя при рождении - Михаил Семёнович Лейтман ; род. 31 августа 1946 года, Витебск) - основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI - Ashlag Research Institute), член Всемирного Совета Мудрецов . Ученик каббалиста Баруха Ашлага . Кандидат философских наук, профессор онтологии и теории познания .

    Биография

    М. Лайтман родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).

    В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

    В 1974 году репатриировался в Израиль , работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.

    В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов, и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.

    В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался у него в течение 12 лет до его кончины.

    В 1996 году создал интернет-сайт по каббале www.kabbalah.info (на 22-х языках). В 2000 году этот сайт был отмечен энциклопедией «Британика» , как один из крупнейших сайтов интернета по числу посетителей и по количеству учебно-образовательного и информативного материала по каббале.

    В 2004 году М. Лайтману решением диссертационного совета присуждена степень кандидата философских наук .

    В 2005 году член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)

    В 2006 году (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge » на Бебельплац (Берлин).

    Последние 30 лет занимается исследованием каббалы. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

    Деятельность М. Лайтмана

    Главным аспектом деятельности М. Лайтмана является распространение «науки Каббала» всем желающим. М. Лайтман отмечает, что «чувствует себя обязанным продолжать следовать пути Бааль Сулама и РАБАШа в распространении каббалы в массах, без каких либо ограничений» . Целью М. Лайтмана, по его словам, является популярное разъяснение книг Ашлагов, которые были написаны специально для нашего поколения. Таким образом он надеется раскрыть и распространить каббалу в широких массах.

    Трактуя различные высказывания каббалистов прошлого как прямое указание необходимости распространения Каббалы всем желающим, М. Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, ради этого он защитил докторскую диссертацию, и на это направлена вся его деятельность.

    Подход М. Лайтмана к каббале

    Подход М.Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале , как о мистическом направлении в иудаизме . М. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности. М. Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой или половой принадлежности. Также, по словам М. Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают со стороны последователей традиционного подхода к каббале.

    Трактовка понятия «Творец»

    Награды

    • Человек Года в медицинской кибернетике, Израиль, 1995.
    • «За выдающиеся профессиональные и общественные достижения» (2001-2002).

    Книги

    Лекции М. Лайтмана

    Свободно транслируются в ежедневном прямом эфире на сайте Международной Академии каббалы .

    Краткое изложение взглядов Лайтмана

    Лайтман считает себя учеником Бааль Сулама , последователем и распространителем его идей. Последователи Лайтмана считают каббалу наукой , основанной на повторяемых экспериментах . Однако различные учёные по разному оценивают подобный подход в каббале (см. раздел ).

    В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи Лайтмана, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств, которые они трактуют как свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения - это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).

    Основной целью считается приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению , так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо (притягивая через стремление к смыслу жизни), так и обратно (подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе).

    …нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», - и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.
    А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет.

    Цель занятия каббалой

    В мере индивидуального ощущения Творца , каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести свободу воли и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы - Творца.

    Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.

    Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!

    Т. Парацельс , «Парагранум»

    Предмет изучения каббалы

    Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности. Она изучает:

    • возникновение мироздания, включая неживую, растительную, животную природу и человека;
    • течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;
    • возможность вмешательства человека в этот процесс (то есть антропологический аспект);
    • смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;
    • кругообороты жизни - существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
    • возможность включения земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения и после смерти;
    • источники наук, искусства, культуры - всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.

    Каббалистическая методика

    Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку каббалисты предполагают, что из поколения в поколение человечество и человек меняются (хотя это и не доказано), то, соответственно, должна меняться и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» - «Хохмат а-каббала».

    Каббалисты описывают постижения и дают им названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.

    Главное отличие методики каббалы от метода познания других наук состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает каббалу - должен уподобиться тому, что изучает.

    Методика каббалы - это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с Творцом . Таким образом, методика каббалы является индивидуальной, но приводит она к всеобъемлющему результату.

    Основные элементы методики:

    • Изучение структуры духовных миров по основным каббалистическим источникам, с обязательным намерением постичь это самому, приведя свои свойства в соответствие с духовными. Каббалист читает книгу не ради получения и упорядочивания знаний, а ради совершенствования себя и всего мира.
    • Увеличение своего стремления к духовному за счёт объединения людей с соответствующим желанием в совместной учёбе. Именно в единении (совместном стремлении встроиться в духовную структуру) может быть испытана и проведена оценка соответствия человека свойству альтруизма. Этот принцип методики каббалы сформулирован ещё в Торе и звучит:

    Составные части каббалы

    Каббала состоит, в основном, из двух частей:

    • внутреннее созерцание
    • структура мироздания

    Обе её составляющие изучаются одновременно.

    Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана - инструмента духовного постижения. Экран - это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя - является отличительной особенностью каббалистической методики.

    Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.

    Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.

    Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».

    Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз. Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз. Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.

    Критическое отношение к деятельности М.Лайтмана

    Деятельность М. Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики М. Лайтмана обвиняют его в сектантстве и в профанации каббалы . Они категорически отвергают об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом , мотивируя это тем, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими