Кто сейчас глава администрации города. Мэр, как глава муниципального образования

Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

В этой статье:

Правовой статус мэра

Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Благополучие Троицка - это заслуга городских структур и, конечно же, наших жителей. Всех объединяет одно - любовь к своему городу и вера в его будущее.

Дудочкин В.Е.

Биография

Закончил обучение на факультете технической кибернетики Ленинградского ордена Ленина политехнического института имени М.И. Калинина по специальности «Автоматизированные системы управления».
В Троицке живёт с 1986 года. Здесь начал свой трудовой путь с должности инженера лаборатории АСУ Филиала ИАЭ имени И.В. Курчатова (сегодня Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований ТРИНИТИ).

Начальник группы информатики отдела вычислительных систем ТРИНИТИ.

Исполнительный директор Фонда новых технологий в образовании «Байтик». Занимается организацией дополнительного образования в области компьютерной техники.

Депутат Совета депутатов города Троицка.

Генеральный директор ЗАО «Тринвест» (инвестиционная деятельность).

Генеральный директор ОАО «Триада» (сеть магазинов розничной торговли).

Закончил обучение в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Получил квалификацию МВА (мастер делового администрирования).

Первый заместитель главы администрации города Троицка. Курирует вопросы градостроительства, ЖКХ, здравоохранения, соцзащиты, культуры, молодёжи и спорта.

Секретарь политсовета Троицкого отделения партии «Единая Россия».

Завершил обучение в областном учебном центре «Нахабино», где получил диплом о профессиональной переподготовке по программе «Государственное и муниципальное управление: правовые основы государственной, гражданской и муниципальной службы».

Избран главой городского округа Троицк.

Переизбран на новый пятилетний срок

Возглавляет Научно-технический совет г.о.Троицк.

Награждён Благодарностью Мэра Москвы, знаком губернатора Московской области «За полезное», почётными грамотами губернатора Московской области и Министерства строительства Московской области.

Является Председателем Совета муниципальных образований г.Москвы, членом Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, членом ревизионной комиссии Общероссийского конгресса муниципальных образований.


27 сентября Кировская городская дума нового созыва избрала Елену Ковалёву главой города, а 5 октября экс-министр финансов Кировской области торжественно вступит в свою новую должность. Однако формирование муниципальных органов власти на этом не закончится. 27 октября должен состояться конкурс на должность главы администрации города. Этот пост последние три года занимал Александр Перескоков. В соответствии с уставом города его полномочия были прекращены вместе с полномочиями думы предыдущего созыва. До сих пор далеко не все кировчане понимают, в чём разница между главой города и главой администрации города. Мы решили восполнить этот пробел.

  • Когда управлять городом стали одновременно два человека?

    Двоевластие в Кирове было введено в июне 2005 года, когда был принят новый устав города. До этого момента существовала только должность главы администрации города, которая с 1996 года была выборной. То есть мэр был один и избирался на прямых выборах всеми горожанами. Статус всенародно избранного мэра в Кирове имел только один человек - Василий Киселёв. Он избирался на этот пост дважды: в 1997 и 2002 годах. В 2005 году должности были разделены. Согласно новому муниципальному уставу, главой города стал председатель кировской городской думы, избираемый из числа депутатов. Глава администрации города стал назначаться по итогам кадрового конкурса. Первым главой города в марте 2007 года стал Владимир Быков. Проработав на этом посту почти десять лет, в сентябре 2016 года он ушёл в областной парламент и стал спикером ОЗС. А вот на должности главы администрации города за десять лет её существования проработали четверо: Геннадий Плехов, Георгий Мачехин, Дмитрий Драный и Александр Перескоков.

  • Зачем было разделять должность главы города?

    Официально позиционировалось, что муниципальная власть должна точно также разделяться на две ветви, как это было на федеральном и областном уровнях. То есть глава города как председатель гордумы должен представлять законодательную власть, а глава администрации - исполнительную. Фактически разделение функций между двумя градоначальниками и отмена прямых выборов мэра встроила муниципалитет в вертикаль власти и сделала его более подотчётным вышестоящим инстанциям, а не горожанам. Сейчас инициировать отставку главы города или главы администрации может только губернатор или группа депутатов гордумы.

  • В чём основное отличие главы города и главы администрации города?

    Формально высшим должностным лицом муниципального образования является глава города. Согласно уставу города, он представляет город в отношениях с другими органами власти, подписывает правовые акты, принятые городской думой, и от имени города заключает контракт с главой администрации города. Глава администрации как наёмный менеджер имеет более низкий статус, но в его руках сосредоточены основные рычаги управления городским хозяйством. Именно под его руководством формируется и исполняется городской бюджет, а глава города и депутаты гордумы только контролируют этот процесс. По сути городская дума в лице главы города устанавливает для администрации города правила игры, но в рамках этих правил глава администрации имеет широкие полномочия.

    Ещё один важный момент: в отличие от главы администрации, который руководит своим ведомством единолично, глава города не может принять какое-либо решение без учёта мнения депутатов.

  • Какие полномочия у главы города?

    Он представляет город в отношениях со всеми остальными структурами, подписывает правовые акты, принятые гордумой, и заключает контракт с главой администрации города. При этом глава города не выбирает главу администрации. Отбор кандидатов на должность сити-менеджера осуществляет специальная конкурсная комиссия, половина которой формируется городской думой, а вторая половина - губернатором Кировской области. То есть ключевая роль в этом вопросе принадлежит депутатам и губернатору, а не лично главе города.

    Ещё глава города может заключать трудовой договор с председателем городской Контрольно-счётной палаты, требовать внеочередного созыва гордумы, может вести приём населения и обращаться в суд, чтобы оспорить решения органов госвласти и предприятий, нарушающие права местного самоуправления. Ему предписано координировать деятельность администрации в вопросах «укрепления межнационального и межконфессионального согласия», следить за реализацией прав национальных меньшинств, адаптацией мигрантов и профилактикой межнациональных конфликтов. Плюс отдельной строкой в уставе города прописано право главы города принимать решение о реализации проектов муниципально-частного партнёрства. Вот, в общем-то, и всё.

  • А у главы администрации полномочий больше?

    Значительно больше. Как мы уже говорили, глава администрации является её единоличным руководителем. Он разрабатывает структуру мэрии, формирует штат администрации и определяет размер зарплат своих подчинённых. Именно он назначает и увольняет своих заместителей, руководителей и сотрудников структурных подразделений администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

    Глава администрации выступает главным распорядителем бюджетных средств при исполнении бюджета, то есть ни один рубль из городской казны не может быть потрачен без его согласия. Он участвует в разработке проекта муниципального бюджета, а после его утверждения думой ежеквартально отчитывается о его исполнении. Он отвечает за организационное и материально-техническое обеспечение муниципальных выборов, а ещё за разработку и внесение изменений в два ключевых градостроительных документа - генеральный план и правила землепользования и застройки. И хотя любые изменения в эти документы затем выносятся на утверждение гордумы, согласие депутатов по этим вопросам чаще всего бывает формальным. Именно глава администрации выдаёт разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию всех объектов капитального строительства на территории города, а также осуществляет резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

  • И это всё?

    Нет. К полномочиям главы администрации можно отнести любую из компетенций самой администрации. А в списке этих компетенций полсотни пунктов, касающихся городского хозяйства: от управления муниципальной собственностью и строительства дорог до организации народных дружин и отлова собак. То есть всё, что касается повседневной жизни горожан: бесперебойное тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, транспортное обслуживание, благоустройство, вывоз мусора, детские сады, школы и учреждения культуры, переселение из ветхого жилья, организация торговли, содержание кладбищ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - за всё это отвечает глава администрации, а не глава города.

  • Кем стать проще - главой города или главой администрации?

    Пути попадания на эти должности разные. Чтобы стать главой города, нужно избраться в гордуму, а для этого надо иметь политический вес и электоральную поддержку. При этом никаких особых требований в плане опыта и компетенций к потенциальному главе города не предъявляется. Можно даже иметь судимость, главное - сообщить о ней в избирком. То есть чисто теоретически главой города может стать любой гражданин, достигший совершеннолетия.

    К главе администрации как к основному распорядителю бюджетных средств требования гораздо выше. Он должен быть старше 25 лет, с высшим образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» или равноценным ему. Стаж работы в органах власти у кандидата должен составлять не менее четырёх лет. Если его нет, подойдёт стаж работы по любой специальности, но не менее пяти лет. Плюс у кандидата должен быть как минимум 3-летний опыт работы на руководящих должностях.

  • Конкурсная комиссия сама решает, кто будет главой администрации?

    Нет. Конкурсная комиссия может отобрать по результатам конкурса несколько кандидатов на должность главы администрации города. Окончательное решение о том, кого назначить сити-менеджером, принимает гордума. Глава администрации назначается на срок полномочий самой думы, но не менее, чем на два года.

  • Кому из глав проще лишиться должности?

    Шансы одинаковы. И глава города, и глава администрации имеют схожие ограничения на своих должностях и одинаковые санкции за невыполнение своих обязанностей. Оба не имеют права заниматься предпринимательской и любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой. Оба обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции, например, отчитываться о своих доходах и имуществе и избегать конфликта интересов в работе. Обоим запрещено иметь счета и вклады в иностранных банках. За нарушение этих условий оба могут лишиться должности.

  • А кто их увольняет?

    Отстранить от должности главу города и главу администрации может как гордума, так и губернатор. Причины для такого решения могут быть различны. Глава города может лишиться работы за нецелевое расходование бюджетных средств, возникновение слишком большой просроченной задолженности, за допущение массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека, а также в случае, если депутаты два раза подряд поставят «неуд» его работе на этом посту. Глава администрации может быть уволен в случае нарушения условий контракта.

    В остальном причины прекращения полномочий главы города и главы администрации похожи: смерть или недееспособное состояние, уход по собственному желанию, вступление в силу обвинительного приговора суда, лишение гражданства или выезд на постоянное место жительства за пределы России. Интересно, что оба главы также лишатся своих постов, если численность избирателей вырастет более чем на 25% - из-за расширения границ города или его объединения с другим населённым пунктом.

  • Глава администрации

    Глава́ администра́ции - должность руководителя исполнительной власти муниципальных образований в России. В ряде регионов России она заменяет собой должность губернатор .

    История

    Должность главы администрации региона России (край, область, автономная область, автономный округ) была установлена в августе 1991 года президентом Борисом Ельциным. Главы администраций заменили председателей исполнительных комитетов (исполкомов) советов народных депутатов. Первым 23 августа 1991 года был назначен глава администрации Краснодарского края Василий Дьяконов. В 1991-1993 годах главы администраций регионов назначались президентом России, кандидатуру главы администрации должен был одобрить совет народных депутатов региона. В 1994-1996 годах главы администраций назначались президентом России по представлению председателя правительства России , согласие региональных депутатов на назначение не требовалось. С 1995-1996 годов по 2005 год главы администраций регионов избирались прямым голосованием.

    Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам федерации право самостоятельно определять название поста высшего должностного лица в регионе. Как следствие, название должности глава региона с 1994 года постепенно вытесняется более престижным названием губернатор . В разговорном обиходе глав администраций начали называть «губернаторами» уже в 1991-1992 годах, несмотря на возражения, что это слово употреблять не нужно, потому что губерний в стране нет.

    В республиках в составе России главы администраций назначались только в исключительных случаях: в 1992 году Владимир Хубиев в Карачаево-Черкесской Республике, в 2000 году Ахмад Кадыров в Чеченской Республике. В Москве глава администрации Юрий Лужков был назначен в 1992 году вместо ушедшего в отставку избранного мэра Гавриила Попова.

    Распространение

    Сегодня должность глава администрации вместо губернатор применяется в следующих регионах: Липецкой , Тамбовской областях . В Краснодарском крае и Ненецком автономном округе в Уставе должность главы субъекта Федерации обозначена, как глава администрации (губернатор) ., что позволяет использовать любое из двух наименований.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Глава администрации" в других словарях:

      ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ, в Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Неофициально глав администрации часто … Энциклопедический словарь

      В Российской Федерации глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Неофициально глав администрации часто называют губернатором. Глава администрации… … Политология. Словарь.

      Юридический словарь

      глава администрации - в РФ глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Наиболее часто именуется губернатором (в Москве мэром). Осуществляет руководство администрацией… … Большой юридический словарь

      Высшее должностное лицо Волгоградской области. Глава администрации Волгоградской области: возглавляет исполнительную власть области, формирует администрацию области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти,… … Википедия

      Глава администрации Волгоградской области … Википедия

      Губернатор Должность занимает Ткачёв, Александр Николаевич с 5 января 2001 года Кандидатура предлагается Президент Российской Федерации Назначается … Википедия

      White House Chief of Staff Эмблема … Википедия

      - (губернатор) высшее должностное лицо Липецкой области. Возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области администрацию. Должность губернатора Липецкой области учреждена в 1991 году, в 1998 году высшее должностное… … Википедия

      Герб Волгограда … Википедия

    Книги

    • Живая связь времён. 90 лет Быстринскому району Камчатского края , Слугин Александр. Красочное издание Александра Слугина "Живая связь времен" посвящено 90-летнему юбилею Быстринского района Камчатского края. В приветственном слове к землякам и всем читателям обратились глава…

    Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

    Мэр города: значение понятия

    Глава города - это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста - мэр, или глава муниципального образования.

    Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

    Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии - кметом, а в Шотландии - лордом-провостом и т. д.

    Требования к мэру

    В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие - мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

    Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

    Полномочия городского главы

    Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

    Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

    Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

    Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

    Выборы мэра

    Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

    Первый тип - тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип - голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих образования. Следует отметить, что последний характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

    Разница между функциями сити-менеджера и главы города

    О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

    Сити-менеджер - профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель - работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

    Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат образованием.

    Прекращение полномочий мэра

    Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

    Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

    В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

    Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

    Термин «городской голова»

    Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.