Кто сделал крест ефросиньи полоцкой. Крест Ефросиньи Полоцкой

Полоцкий краевед, Алексей Буховецкий рассказал нашему сайту о собственном расследовании исчезновения белорусской святыни - креста Евфросинии Полоцкой, и его возможном местонахождении.


Проводя расследование, Алексей разговаривал со многими людьми. Впервую очередь с теми, кто близко знал матушку Ольгу. Так он узнал - крест преподобной Евфросинии вполне может находиться в Полоцке!

На прошлой неделе краевед встретился с Верой Федоровной, которая, по сути, была лучшей подругой инокини Ольги, а когда монахиня стала совсем немощной - помогала ей по хозяйству. Встреча проходила дома у Веры Федоровны. Конечно же, Алексей много спрашивал о кресте Евфросинии. Запись беседы он дополнительно сохранял на диктофон.

Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия?

Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии здесь, в Полоцке. - начала свой рассказ Вера Федоровна. - В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди, и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий.


Значит матушка Ольга видела крест?

Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда - поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия. - продолжала Вера Федоровна свой рассказ. - В те годы было большое гонение верующих и крест прятали.

Слушая рассказ, Алексей Буховецкий вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она ему ответила: "Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно! "


В результате собственного расследования полоцкий краевед выяснил, что по версии инокини Ольги (Дорожко) послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезенное с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и за тем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полота (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, “…чтобы он не достался мирским властям и НКВД”. Вначале 70 годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни.

Алексей Буховецкий рассказал, что его неоднократно спрашивали: "Почему же крест не вернули назад, в монастырь?". Все очень просто. Это было время, когда к церкви и всему, что с ней связано общество относилось негативно. И поэтому инокини всячески старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню - крест Евфросинии - в то время было просто некуда!


В истории церкви было много случаев, когда верующие прятали свои святыни для того, чтобы сохранить их. Мощи Сергия Радонежского подменялись и прятались неоднократно, и служителями церкви, и прихожанами.

Но уничтожались не только церковные предметы поклонения. Шедевры мирового искусства переплавлялись в золотые и серебряные слитки. И если музейные раритеты охраняло государство, то сберечь церковные святыни можно было только спрятав их или подменив. Так могло быть и с крестом преподобной Евфросинии. Ведь для некоторых он был обыкновенной золотой вещью, инкрустированной драгоценными камнями, предметом наживы и обогащения. И совсем немногие крест Евфросинии признавали величайшим шедевром искусства XII века.


Где же все-таки находится одна из главных православных реликвий? Не утрачена ли она безвозвратно? Одни его ищут в России, другие в Америке, третьи в Германии, а крест может быть совсем рядом - в Полоцке! Когда Алексей спрашивал инокиню Ольгу: "Матушка, как Вы думаете, найдут ли когда-нибудь крест Евфросинии?" Она всегда отвечала: "Придет, Лёша, время и преподобная Евфросиния укажет где он, или через кого-нибудь крест найдут. Но еще не время!" В одной из передач о Ванге ей задали вопрос о кресте Евфросинии: найдется ли он? Ванга сказала, что крест найдется, когда придет время!

Крест Ефросиньи Полоцкой - шедевр ювелирного искусства, вошедший в десятку самых дорогих утраченных мировых ценностей

Многовековую историю Беларуси невозможно представить без имени Ефросиньи Полоцкой, княжны, игуменьи, выдающейся просветительницы. Это первая женщина на Руси, которую церковь канонизировала в святые.

Со времен жизни и деятельности знаменитой полочанки прошло более восьми веков. Поэтому неудивительно, что о ней нам известно не так уж и много. Но даже и эти не слишком богатые сведения дают возможность представить общеевропейскую значимость личности женщины-подвижницы. Самоотверженные труды святой Ефросиньи обусловили высокий культурный подъем на земле русского и белорусского народов.
Находясь в центре духовной жизни Полоцкого княжества, Ефросинья стала первой в этих краях меценаткой.

Именно по её заказу в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей был создан знаменитый крест. Миниатюры этого мастера не уступают лучшим образцам византийского прикладного искусства, имевшим всемирную славу.

До XIII века крест хранился в Полоцке, а после его захвата смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года был перевезён в Смоленск, где находился до начала XVI века. В 1495 году в Смоленске была сделана копия креста нужная для того, чтобы не опускать ценный крест в воду при водосвятии.

В 1514 году Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко по самым большим праздникам. Кроме того, в Москве крест был реставрирован.

Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского женского монастыря, где сейчас хранится копия этого креста.

Набожный Иван Грозный, веря в «крестную силу» полоцкого креста (как и многих других реликвий), взял его в поход на Полоцк в 1563 году, видимо, поклявшись, что вернёт крест на прежнее место, в случае победы. Что и было исполнено, несмотря на высокую ценность креста.

В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковной унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию.

Во время русской кампании Наполеона в 1812 года в целях сохранности крест вмуровали в стену, а с окончанием войны вернули его в собор. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря, (то есть в храм для которого крест и был изготовлен).

В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск, а в 1929 году в Молилёв в качестве экспоната Могилёвского исторического музея. По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии, по другим — в комнате-сейфе самого музея.

Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. При этом в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко дважды публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР.

В 1990 году ООН была предпринята попытка отыскать крест в США.

Крест используется в качестве национального символа Белоруссии. Крест с двумя перекладинами разной длины, который изображает крест Евфросинии Полоцкой, является одним из элементов государственного герба Белоруссии, а также наконечником древка государственного бело-красно-белого флага.

Шестиконечный крест высотой 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Основа выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплена 21 золотая, а к боковым — 20 серебряных пластин. Крест был отделан драгоценными камнями и орнаментом; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга.

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию — великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста; на концах — архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия — изображения святых Ефросиньи Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей).

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем — шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия.

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белорусии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диадор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Белоруссии Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Ефросиньевского женского монастыря.

Николай Петрович Кузьмич

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Крест Ефросиньи Полоцкой - шедевр ювелирного искусства, вошедший в десятку самых дорогих утраченных мировых ценностей

Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем.

По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней.

Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины - 14, нижней - 21, толщина - 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых.

На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья - изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах - архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей - Евфросиния Александрийская, Георгий и София.

На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона.

Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия.

По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста - обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа - Креста, на котором был распят Христос.

По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.

Утрата креста

Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием.

В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.

В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г.

Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.

Возрождение креста

Но в наши дни случилось чудо. 8 августа 1997 г. Художник из Бреста Николай Петрович Кузьмич завершил пятилетний труд - создал заново по образу и подобию Крест Евфросинии Полоцкой.

Он возродил утраченную славянами еще в ХIV столетии технику перегородчатой эмали. 24 августа 1997 г. на церемонии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста мастер передал сакральную святыню Белорусской Православной Церкви.

Крест Евфросинии Полоцкой

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота - с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о её мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя - игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

Юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 году - епископ Илия с подобающим торжество передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - "все свое имение".

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.

Местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году был изготовлен большой напрестольный крест. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии – частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.

Золотой крест преподобной Евфросинии Полоцкой считается величайшей христианской реликвией. Искусствоведы называют это сокровище непревзойдённым ювелирным шедевром Древней Руси. Но для верующего внешняя красота меркнет перед сиянием тех святынь, которые запечатаны внутри креста. Там хранятся кровь Иисуса Христа и частица Креста, на котором был распят Спаситель.

"Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами…"

Так гласит надпись на кресте-мощевике, который был заказан игуменьей Евфросиньей Полоцкой в 1161 году. В ту пору это была традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным.


Крест сделан в 1161 году. Эпоха Древней Руси оставила потомкам много произведений искусства. Чаще всего имена их создателей остаются нам неизвестными, но имя мастера Лазаря Богши относится к редчайшим исключениям. Внизу обратной стороны креста мастер обозначил своё православное имя Лазарь и прозвище Богша. Рука этого ювелира узнаётся в других не подписанных изделиях с перегородчатых эмалью. Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали. Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха. Преподобная Евфросиния велела хранить крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, крест стал общенациональным сокровищем всех славян.

В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. В 1563 году крест возвратил в Полоцк Иван Грозный. После перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Евфросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игуменья Евфросиния. Здесь православной святыне надлежало находиться почти 90 лет.

В 1921 году крест был реквизирован. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.

Началась Отечественная война. 1941 год, в спешке вывозилось оборудование заводов. Музейные ценности, вероятно, не спасали. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

Прошли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение. На этом нелёгком пути с ним “были Господь Бог и Евфросиния Полоцкая.”

Поэтому это - символ победы добра над злом, символ единства, потому что победа добра над злом есть результат единства сил добра”.

Прошло пять лет с начала восстановительной работы над святыней. В 1997 году восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед им за Церковь, за весь мир и за Отечество.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Описание.

Крест 6-конечный, высота 51,8 см., длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего - 21 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию – великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи,. В центре нижнего перекрестия - четыре евангелиста, на концах - архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия - небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Евфросиния Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем - 6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Евфросиния.

Внизу мелкая надпись с именем автора: “Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи”. На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена большая завещательная надпись (перевод на русский): “В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…”

Создание задуманного стоило такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Евфросинии Полоцкой не было.

§ 63.3(4Беи) Алексеев,Л.В. Крест - хранитель всея вселенныя / Л.В.Алексеев, Т.И.Макарова, Н.П.Кузьмич. - Мн.: "Вестник Белорусского Экзархата", 1996. С/б

§ 85.113(4Беи) Алексеев,Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии / Л.В.Алексеев.- М.: Искусство, 1974. 1

§ 63.3(4Беи) Асветніцтва і гуманістычныя каштоўнасці Беларусі ў рэтраспектыве часу: да 900-годдзя з дня нараджэння Еўфрасінні Полацкай.- Мн.: Дэполіс, 2002. Ч/з 1

В нынешнем году исполняется 850 лет со дня создания Евфросиниевского Креста . В годы Великой Отечественной войны святыня была утрачена. Восстановлена в 1997 г. по решению Синода Белорусской Православной Церкви. Ныне Крест износится за богослужением для поклонения верующих в главном соборе Свято-Преображенского монастыря.

27 сентября 2011 г. Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества в связи с 850-летием со дня создания Креста преподобной Евфросинии Полоцкой в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В этот день в Крестовоздвиженском соборе отметили престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота - с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о её мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя - игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

Юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 г. - епископ Илия с подобающим торжество передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - "все свое имение".

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 г. усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова .

Изображения на кресте Евфросинии представляли собой почти всю историю Нового Завета; особую ценность реликвии придавали частицы святых мощей - кровь Христова, часть гроба Богородицы, часть гроба господня, также кровь святого Димитрия и частицы мощей святых, Стефана и Пантелеимона. Все эти священные реликвии вряд ли было легко достать на Руси. Известно, что в 569 году вдова французского короля Хлотаря отправляла посольство в Византию, чтобы получить частицу креста Господня, что и было удовлетворено женой императора Юстина Второго. Надо полагать, что и в этом случае за уникальными реликвиями Евфросинией была организована туда же специальная экспедиция - тем более, что связи у полоцких князей с византийскими императорами были прямые.


В нашем распоряжении имеются свидетельства, на которые исследователями почему-то не принято было обращать внимание.

Так, император Мануил Комнин и патриарх Лука Хрисоверг по просьбе Евфросинии «присылали ей некоторые святыни». Не приходится сомневаться, что посольство за христианскими реликвиями для полоцкой княжны действительно снаряжалось и совершенно очевидно, что они нужны были ей для задуманного ею уникального полоцкого креста. Предприятие это было настолько из ряда вон выходящим, что на боковых пластинах креста по распоряжению Евфросинии была выбита своего рода вкладная грамота, сообщающая, когда и чьим иждивением сооружен этот уникальный предмет, для какой церкви и сколько он стоил. Все это было «уравновешено» страшным заклятием о неотчуждении, а мастер Лазарь Богша даже решился проставить небольшой текст и о себе, поскольку подобный заказ выполнял впервые. В этом кресте, как в фокусе, были собраны все достижения, которых добилось эмальерное дело на Руси; что же касается самого Лазаря Богши, превосходившего мастерством всех своих современников, то он работал не в Полоцке, как ошибочно считалось ранее, а в Киеве. К нему и обратилась Евфросинья со своим уникальным заказом.

Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства. Золотой крест преподобной Евфросинии Полоцкой считается величайшей христианской реликвией . Искусствоведы называют это сокровище непревзойдённым ювелирным шедевром Древней Руси. Но для верующего внешняя красота меркнет перед сиянием тех святынь, которые запечатаны внутри креста. Там хранятся кровь Иисуса Христа и частица Креста, на котором был распят Спаситель.

"Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами …"

Так гласит надпись на кресте-мощевике, который был заказан игуменьей Евфросиньей Полоцкой в 1161 г. В ту пору это была традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным.

Крест сделан в 1161 г. Эпоха Древней Руси оставила потомкам много произведений искусства. Чаще всего имена их создателей остаются нам неизвестными, но имя мастера Лазаря Богши относится к редчайшим исключениям. Внизу обратной стороны креста мастер обозначил своё православное имя Лазарь и прозвище Богша. Рука этого ювелира узнаётся в других не подписанных изделиях с перегородчатых эмалью. Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали . Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха . Преподобная Евфросиния велела хранить крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, крест стал общенациональным сокровищем всех славян.

В XIII в. он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. Крест Евфросинии пользовался в Смоленске большой популярностью - ему поклонялись и даже сделали весьма близкую копию (очевидно для того, чтобы не опускать подлинник в воду при водосвятии ) . После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко и только по самым большим праздникам.

В 1563 г. крест возвратил в Полоцк св. блгв. Царь Иван Васильевич Грозный . Вера в его силу была настолько крепка, а страшное заклятие о неотчуждении действовало на средневекового человека столь сильно, что набожный царь взял реликвию в поход на Полоцк в 1563 г. - поклявшись, что вернет крест на прежнее место, если тот «поможет» ему вернуть город. Так и вышло - взяв Полоцк, св. блгв. Царь Иван Грозный вернул крест на место, не глядя на его исключительную материальную ценность.

В 1579 г., когда Полоцк завоевал польский король Стефан Баторий, крест был перенесен в оставленный православными Софийский собор, который вскоре стал принадлежать униатам. Кстати, униаты продолжали ценить эту реликвию и даже отняли ее у одного иезуита, выкравшего в соборе крест и заменившего его подделкой . Известный униатский деятель Полоцка, а затем гродненский архимандрит Игнатий Кульчинский (1707 - 1747) писал: «Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие»

Следующее известие о кресте Евфросинии относится к сороковым годам 19-го века, когда после воссоединения с униатами (1839 г.) интерес к древней реликвии стал всеобщим. Поскольку на восстановление Полоцкой епархии необходимы были средства, то в 1841 г. епископ Василий Лужинский вывез крест в Москву и Петербург. Поклонение кресту было грандиозным - в Московском Успенском соборе молящиеся толпились с 5 часов утра до 10 часов вечера, а по ночам его развозили «по домам чиноначалия, вельмож, графов и богатых купцов для водосвятия» . Правда, боясь испортить реликвию, в воду опускали другой крест, его точную копию.

Особенно широко поклонение кресту падает на 1910 г., когда в Полоцк из Киева были привезены мощи святой Евфросинии. В годы богоборческой власти отнятый у церкви крест лежал в обыкновенном районном финотделе. В 1921 г. крест был реквизирован . В 1928 г. директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 г. Лишь попав в золотую кладовую могилевского музея, став предметом только материальной ценности и утратив тем самым свою чудотворную силу в глазах своих хранителей, крест бесследно исчез. И в этом, наверное, тоже есть некое знамение!

Прошли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение.

Поэтому это — символ победы добра над злом, символ единства, потому что победа добра над злом есть результат единства сил добра.

Прошло пять лет с начала восстановительной работы над святыней. В 1997 г. восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед им за Церковь, за весь мир и за Отечество.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Описание .

Крест 6-конечный, высота 51,8 см., длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего - 21 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию - великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи,. В центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста, на концах — архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия — небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Евфросиния Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем — 6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Евфросиния .

Внизу мелкая надпись с именем автора: “Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи ”. На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена большая завещательная надпись (перевод на русский): “В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми …”

Создание задуманного стоило такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Евфросинии Полоцкой не было.

Литература

Алексеев Л.В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Советская археология. 1957, № 3.

Алексеев Л.В. История Креста Евфросинии Полоцкой // Российская археология. 1993, № 2.

Алексеев Л.В. Крест - хранитель всея вселенныя // Алексеев Л.В., Макарова Т.И., Кузьмич Н.П.. Мн.: "Вестник Белорусского Экзархата", 1996.

Алексеев Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии / Алексеев Л.В. М.: Искусство, 1974.


Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.