Молитва к иконе пояс богородицы. Положение честного пояса пресвятой богородицы

Святый Пояс Пресвятой Богородицы – единственная сохранившаяся до сегодняшнего дня вещь из земной жизни Девы Марии. Реликвия очень почитается христианским миром, подтверждено большое количество связанных с нею чудес. В православном церковном календаре даже есть посвященный ей праздник – 31 августа празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня отображена также на иконах, хотя образ этот достаточно редкий, православными верующими он почитается повсеместно.

История Пояса Богородицы

По преданию, пояс выткала сама Дева Мария из верблюжьей шерсти и перед смертью подарила его одной христианской семье. Реликвия там передавалась из поколения в полонение и только через 300 лет была отдана константинопольскому храму Халкопратион. Первое описанное чудо связано с излечением жены императора Льва VI Мудрого Зои Карбонопсины («Угольноокой»). По дошедшим до наших дней свидетельствам, ее мучили злые духи, нагоняющие слабость и болезни. После усердных молитв к императрице явилась Богородица и сказала, что та излечится, как только возложит на себя Святой Пояс. После этого по разрешению Патриарха ковчег с реликвией был открыт. К всеобщему удивлению, вещь выглядела как новая, она совершенно не пострадала от времени. После возложения Пояса Зоя действительно исцелилась. Будучи благодарной Божьей Матери за чудо, она расшила реликвию золотыми нитями. Именно так Пояс выглядит и сегодня, на иконах его также пишут уже украшенным. После чуда исцеления святыня была перенесена во Влахернскую церковь.

История реликвии достаточно сложна. В Х веке она была разделена на части и распределена по монастырям. Частички оказались в храмах Болгарии, Грузии, Сербии, были даже в Сирии. Самые известные обители, где находятся фрагменты святыни до сегодняшнего дня – монастырь Троодитисса на Кипре (по некоторым данным, сейчас Пояс хранится при обители Айя-Напа) и Ватопед на Афоне.

Афонским монахам реликвию передал сербский князь Лазарь в кон. XIV века. Позже полученную часть священники разделили еще на две. Одну поместили в крест, который не выносится из храма, другая запечатана в ковчеге, и его разрешено выносить за пределы обители. Например, именно так реликвию доставляют для верующих других стран.

Паломники стекаются к святыне из разных уголков мира. Поэтому сейчас монахи Ватопеда делают небольшие пояски и освящают их на Поясе Божьей Матери, а после раздают верующим. Считается, что они также обладают целительной силой.

Икона «Пояс Богородицы»

Сама реликвия изображается на разных иконографических образах, но вот каноническая икона Пояс Пресвятой Богородицы встречается достаточно редко. На ней Пресвятая Дева изображается анфас, она облачена в багряные одежды, а на руках держит красный Пояс, вышитый золотыми нитями. Вверху, над головой Богородицы видно двух воспевающих ее ангелов.

По иконографическому типу образ напоминает «Покров Богородицы». Иконы практически идентичны, но имеют существенные символические различия. Пояс Девы Марии – реликвия, сохранившаяся еще с ее земной жизни. Она исцеляет от недугов и особенно популярна среди молодых женщин, ведь способна вылечить бесплодие, помогает при сложных родах. Покров Богородицы – икона-заступница. Этот образ появился намного позже, датируется Х веком. Связан он с защитой Константинополя от врагов. По преданию, когда город был осажден, Божья Матерь явилась жителям, находящимся в храме, молилась вместе с ними и уберегла их от врагов.

Изображение Святого Пояса появляется и на других иконах. Так, известны образы, на которых Богородица передает его апостолу Фоме. Примечательно, что там Пояс изображен просто красным, без вышивки. Сюжет иконы отсылает к апокрифическому тексту, в котором рассказывается, что Фома не желал верить в Успение Божьей Матери. Он приказал открыть гробницу и увидел, что та заполнена цветами, а сама Пресвятая Дева протягивает ему Пояс. По другой версии, Богородица бросила его с небес, когда после своей смерти явилась безутешному апостолу. Этот сюжет очень распространен в католической иконографии.

Чем помогает икона

Существует множество записей о чудесных исцелениях, дарованных Поясом Пресвятой Богородицы людям. Особенно известна эта реликвия как покровительница деторождения. Женщины, страдающие от бесплодия, стараются попасть к святыне, они молятся о рождении детей и, по заверениям, Дева Мария помогает им.

Есть поверье, что реликвия способна помогать при родах. Поэтому еще с древних времен существовал обычай освящения небольших поясков перед иконами Богородицы. После этими шнурами опоясывали женщин, если роды у них протекали с осложнениями. Эта традиция характерна для Сербии, Хорватии, Словении, Македонии и других стран. По некоторым данным, Елизавета Йоркская, английская королева XV века, заплатила большие деньги монаху, который дал ей использовать Пояс Богородицы при родах.

Об исцелении от бесплодия, легкой беременности и родах молятся также перед иконой с изображением святыни. Считается, что иконописные образы наделены той же силой, что и сам Пояс. Единственное условие, о котором напоминают священники, – просящая исцеления женщина должна быть замужем и обязательно венчана.

Богородица, изображенная с реликвией на распростертых руках, спасает также при душевных страданиях. Считается, что икона помогает при унынии, в сложные минуты способна возвращать веру и давать силы отчаявшимся.

Известные чудеса святыни

Значение реликвии для истории христианства сложно переоценить. С ней связан ряд чудес, которые подтверждаются документами и летописными записями из разных стран. Вот только некоторые из них:

  • 1864 год – Пояс привезли под Константинополь, где была эпидемия холеры. Стоило только кораблю, на котором находилась святыня, приблизиться к гавани, как болезнь прекратилась. Все страдающе от нее, остались живы и впоследствии выздоровели.
  • 1915 год – по воспоминаниям отца Космы Хрисуласа, реликвия Божьей Матери помогла остановить нашествие саранчи в греческом поселении Неохори. Сюда Пояс привезли монахи из Ватопедского монастыря. По свидетельствам священника, как только святыня была доставлена в село, в небе появились стаи птиц, которые быстро уничтожили саранчу. Это чудо спасло от голода множество людей.
  • 1957 год – к монахам Ватопеда прибыли жители острова Тасоса. Несколько лет там не было дождей, посевы перестали всходить, засуха грозила страшным голодом. Люди просили привезти к ним Пояс Богородицы и избавить от этого бедствия. Монахи собрались в путь через несколько дней. Когда они выплывали из гавани, была ясная погода, но когда корабль со святыней приблизился к Тасосу, священники увидели, что там идет сильный ливень. Погода была такой, что монахи просто не смогли покинуть корабль и отплыли назад к Ватопеду.

Пояс Богородицы в России

Пояс Богородицы из афонского храма периодически привозят в другие страны, чтобы как можно больше верующих молились перед святыней. Однако последние годы реликвию стараются не вывозить из обители, и святые отцы принимают не все приглашения. Так, за последние годы было отказано целому ряду стран, в том числе, США и Румынии.

В 2011 году для России было сделано исключение, и осенью Святой Пояс, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, прибыл сюда на целый месяц. За это время верующие могли поклониться святыне в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Екатеринбурге, Владивостоке и других. По оценкам, к Поясу пришли молиться более 3 миллионов паломников.

Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.

Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

История происхождения реликвии

Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

  • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
  • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
  • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.

На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».

Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой

Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

Важно! Пояс - священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

История прославления

В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого - Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

  • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
  • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
  • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
  • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
  • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

Чудеса нового времени

Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.

Икона Пояс Пресвятой Богородицы

  • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
  • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
  • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
  • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

Где находится святыня

Извечным домом Пояса Богородицы является храм на Афонской горе. Временами святыня покидает родные пенаты, чтобы отправиться в места, где христианский народ получит возможность прикоснуться к ней и обрести благословение.

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

В 2011 г. реликвию привезли в Россию, где она пробыла целый месяц. Великой чести удостоились храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др. Более 3 млн православных паломников посетили церкви и молили о спасении души.

На территории России фрагменты чудотворного пояса хранятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в петербургском Казанском храме, в московском соборе Илии Пророка. Здесь паломники имеют возможность воочию созерцать святыню и смиренно просить помощи.

Интересно! Пояс Богородицы - это еще и божественный эталон меры, который использовали при возведении храмов. Длина оригинально реликвии составляет 120 см, архитекторы использовали эту цифры так, чтобы в сумме получить монашескую сотницу, используемую на православных четках.

Пояс применялся как строительный эталон при возведении Успенских соборов в Ростове и Суздале, а также Дивеевской обители и др.

Православные верующие, обратившиеся в Ватопедский монастырь, могут получить в дар поясок, который изготавливают и освящают здешние монахи. Эта реликвия помогает побороть бесплодие и победить тяжёлую болезнь.

Совет! Святыню разрешено стирать в воде без мыла, она носится на талии, голове или запястье, рекомендуется завязывать её поверх одежды. Чтобы реликвия помогла, следует ежедневно читать соответствующую молитву Пречистой Деве, а также посещать храмы.

Документальный фильм о Поясе Пресвятой Богородицы

В настоящее время в Россию прибыла одна из великих святынь православного мира - Пояс Пресвятой Богородицы.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир» .

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии

В настоящее время пояс находится в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге и пробудет там до 24 октября.

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133-135).

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

диакон Михаил Желтов

Дева Мария сплела Пояс своими руками. А перед смертью отдала его двум иерусалимским вдовам

Изменить размер текста: A A

Какова история одной из главных святынь православного мира? Мы задались этим вопросом и вот что узнали.

Пояс, по преданию, Богородица сплела сама из верблюжьей шерсти. А перед успением (смертью) отдала свой Пояс и ризу двум иерусалимским вдовам. Женщины передавали святыни из поколения в поколение.

В IV веке Пояс был перенесен в Константинополь , помещен в ковчег, который скрепили печатью и установили в церкви. Более пяти веков ковчег не вскрывали. А открыли ковчег по велению византийского императора Льва VI (886-912 годы). Дело в том, что его жена Зоя была очень больна, как описывают православные историки, "мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены".

Родня молилась о выздоровлении царицы - но болезнь не отступала. Однажды Зое приснилась Божья Матерь. И во сне она сказала Зое, что нужно попросить патриарха окрыть ковчег, достать ее Пояс, он и поможет царице излечиться. Царица рассказал о видении мужу. Тот попросил патриарха открыть ковчег. К удивлению присуствующих, Пояс Богоматери оказался совершенно целым - века оказались невластны над святыней. Как только патриарх поднял Пояс на царицей Зоей - она тотчас же излечилась. В благодарность она вышила Пояс злотыми нитями. Именно это, считается, помогло ему сохраниться до сегодняшнего дня.

После падения Константинополя Пояс был разделен на три части. Одна часть Пояса оказалсь на Афоне , в Ватопедском монастыре, вторая в монастыре на Кипре , третья - в грузинском Зугдиди . В начале XIX века царевна Нино подарила часть Пояса императору Александру I. Но русский император, украсил святыню драгоценными камнями и вернул ее обратно в Грузию , велев построить в Зугдиди специальную церковь для ее хранения.

Часть Пояса из Ватопедского монастыря и привезли в Россию . 200 лет реликвия не покидала стен монастыря, а в России не была никогда. И, как намекнул в аэропорту Внуково -3, где встречали реликвию, игумен Ватопедского монастыря, сопровождающий святыню, "наверное, больше никогда и не прибудет в Россию". Монахи пошли навстречу просьбам патриарха Кирилла, Фонда Андрея Первозванного и паломников из России (доступ женщинам на Афон закрыт). Пришедшим поклониться святыне ватопедские монахи раздают пояски, которые делают сами и освящают на Поясе Пресвятой Богородицы.

Недавно сопровождающий реликцию в России игумен Ватопедского монастыря архимадрит Ефрем ответил на важные вопросы , которые возникают у людей, желающим прикоснуться к Поясу.

- Помогает ли Пояс Богородицы в просьбе девушки о замужестве?

Богородица во всём помогает. Неплохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого

. - Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

- Можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте?

Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, нечестная и нечистая? Это не так.

- Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

Сходит (смеётся).

Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана России?

Лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга , он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

КСТАТИ

К поясу Пресвятой Богородицы приложилось 2 миллиона человек

Порядок возле храма Христа Спасителя поддерживают более 14 тысяч полицейских

Для поклонения святыне, которая будет находиться в храме Христа Спасителя до 27 ноября, ожидается приход большого количества верующих из числа жителей Москвы , а также паломников из других городов ().


ДОСЛОВНО

Актер Дмитрий ДЮЖЕВ:

Я уже побывал у Пояса Богородицы. Прикоснулся к ковчегу. Отстоял в многочасовой очереди. Но какие мысли меня посетили, о чем были чаяния и мольбы, поведать не могу. Очень личное. Верю, что Пояс Богородицы как великая святыня обладает чудодейственной силой.

ЧУДО

Поясок подарил семье москвичей маленького Афоню

В семье наших друзей очень долго ждали мальчика, - рассказал читатель «КП » Александр Майский. - Папе стукнуло сорок, когда он решился на поездку. Один ребенок в семье уже был - лапочка дочка. Очень хотелось и мальчика. Но никак не получалось - после рождения девочки у матери появились серьезные проблемы со здоровьем. И вот, получив благословение в патриархии, друг поехал. Прожил на Афоне несколько недель. Вернулся с пояском. Просветленный, постройневший, помолодевший.

Через девять месяцев в семье родился мальчишка - белокурый и пухлощекий. Назвали в честь месторасположения монастыря в Афоне - Афонасием. Для домочадцев и друзей - Афонька. Имя редкое, услышав его многие удивляются: «Зачем таким странным именем назвали?» А папа в ответ лишь улыбается: «Так Господу было угодно».

ВОПРОС ДНЯ

Чем объяснить ажиотаж вокруг православной реликвии?

Отец Елисей, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, Волгоград:

Трудно объяснить желание сразу стольких людей прикоснуться к святыне. Каждый, наверное, руководствовался чем-то своим. Однако меня очень порадовало то, что русские люди, маловерные и малоправославные, наконец-то стали тянуться к вере.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

Это великая тяга русского народа к чуду. Такова наша ментальность - скорее мы ждем чудес, чем сами меняем жизнь к лучшему. Но, с другой стороны, пусть люди уж лучше стоят в очереди к церкви, чем в очереди за водкой.

Роман СЕЛАНТЬЕВ, религиовед:

Реликвия хранится на горе Афон, куда не пускают женщин. И это единственная возможность, когда они могут к святыне приложиться. Поэтому при организации поклонения надо было, конечно, отдавать преимущество слабому полу.

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

Из всех ценностей, которые знала Россия, ей милее всего христианские. А Богородица - олицетворение милосердия, которого нам сейчас не хватает больше всего.

Зинаида КИРИЕНКО, актриса:

У людей очень много проблем. И они надеются, что хоть это им поможет.

Михаил БУЯНОВ, президент Московской психотерапевтической академии, профессор, врач-психиатр:

Во-первых, ажиотаж связан с невежеством людей: думают, что кто-то за них чудесным образом решит мгновенно все их проблемы. Во-вторых, причина - в отчуждении людей друг от друга, когда ты не знаешь, кто тебе поможет, а кто подножку поставит. Но главная причина - разрушение здравоохранения. Однако никакие Богородицы и никакие инопланетяне людям реально не помогут.

Мария МОЛЧАНОВА, слушательница радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):

В детстве мы все верим в чудеса: в волшебные палочки, ковер-самолет, золотую рыбку... Вырастая, мы становимся реалистами и циниками. Но чем старше мы становимся, тем больше возвращаемся в детство, и опять хочется поверить в чудеса и вернуться в сказку.

Вера, читательница сайта KP.RU, Москва:

Народ давно никому не верит, а святая реликвия очищает, вселяет веру и надежду, укрепляет дух. Вот это пример истинного воссоединения народа, его чаяний, надежд и стремлений.

А вы какого-то чуда ждете?

Протоиерей Игорь ФОМИН, клирик Казанского собора на Красной площади:

Чудное воскресение души человеческой и служение ближнему. Те, кто стоит в этой очереди, примут особую благодать, если смогут помочь тем, кто сейчас находится рядом с ними. Я планирую собрать свою семью и стать в очередь в одну из ближайших ночей.

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:

Чудес от Пояса никаких не жду. У меня ко всем реликвиям церковным настороженное отношение, потому как не верю в посредников и самим посредникам. А чуда жду только одного - чтобы в этом столпотворении никого не задавили, чтобы не было инфарктов и дети уцелели.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:

Я хочу полететь в космос. Это было бы чудом. Впрочем, первому космическому туристу был 61 год, у меня еще целых 12 лет (смеется). Если серьезно, то чудом для нас всех была бы цена нефти в 200 долларов за баррель.

Агван МИКАЕЛЯН, директор компании «ФинЭкспертиза»:

Чудом будет, если появится модель развития экономики страны. Мы отовсюду слышим, что старикам нужны высокие пенсии, а молодым - хорошие зарплаты, но никто четко не скажет вам, откуда все это брать. Экономика превращается в шоу.

Дмитрий ДЮЖЕВ, актер:

Обязательно отстою в этой многочасовой очереди, чтобы прикоснуться к Поясу. А молюсь я всегда только об одном чуде - чтобы перед смертью Бог дал мне возможность исповедаться.

Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер:

Чудом будет, если я умру в отличном настроении, зная, что с семьей, друзьями и страной все хорошо. Представляете, как обрадуются те, кто уже там, когда я им об этом расскажу?

Сергей СМИРНОВ, руководитель Института социальной политики Высшей школы экономики:

Я бы хотел увидеть чудо добра. Чтобы люди стали добрее друг к другу, снисходительнее к проступкам ближнего. Чтобы сиюминутные заботы не заслоняли вечных истин - истин религиозных, если человек верующий, или норм простой порядочности для всех остальных.

Максим АВЕРИН, актер, звезда сериала «Глухарь»:

Конечно. Хочется, чтобы божья благодать снизошла на нашу страну, чтобы Россия воспрянула. Но только просить нужно не нефти и золота, а спокойствия души.

Лариса ИЛЬЧЕНКО, олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде, Волгоград:

Я не привыкла ждать чудес. Считаю, чтобы чудо случилось, надо для этого что-то сделать, постараться. Надеюсь всегда на свои силы. Не видела, чтобы кому-то счастье просто так на голову свалилось.

Мурзик, читатель сайта KP.RU, Москва:

Я чудес стараюсь не ждать, а делаю их сам.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ НА KP.RU

Татьяна:

Я - верующий человек, но не вижу в этом фанатизме ничего правильного. Не слышала, чтобы в Греции , например, откуда привезли Пояс, толпы людей сутками выстаивали в очереди, желая приложиться к святыне.

Сергей:

Совсем забили людям голову. Когда же, наконец, народ станет верить в себя?

Гостья:

У меня была опухоль, злокачественная. Врачи сказали, что помочь уже не смогут. И я стала просто молиться. Через 3 месяца у меня ничего не обнаружили. Как тут не верить?

Михаил:

Забыли заповеди? «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Катерина:

Хотят люди верить - пусть верят, это их право! По крайней мере, православие не нуждается в жертвоприношении…

Алексей:

А мы приехали поклониться Поясу Пресвятой Богородицы вечером в воскресенье и простояли в очереди на улице всего 15 минут, потому что народу было мало!

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой, стоявшей в очереди к Поясу Богородицы:

Сомнительно. В выходные, наоборот, толпа была в два раза больше, чем в будни. Но отчасти Вы правы, если приехать после часа ночи, то можно«проскочить» за 2-3 часа.

Лариса:

Однажды ночью, в углу комнаты, я увидала образ Пресвятой Богородицы. А через месяц узнала, что беременна. Это была моя единственная, долгожданная беременность. С тех пор я верю во все это.

Нина:

Помогает не Пояс, не икона, а ВЕРА.

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой:

Это точно. Многие стояли в очереди, отбывая повинность. Дескать, главное – прикоснуться, и чудо гарантировано. А на самом деле ничего ведь не гарантировано...

Евгений:

Поражает то, что верующих стало больше, а зло и ненависть друг к другу никуда не делись…

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой :

Номинально стало больше, а фактически - нет. Если человек ходит по праздникам в церковь и красит яйца на Пасху, это не означает что он верующий. Просто он поступает так, как принято.

Лара:

Все это, конечно, хорошо - подумать о душе... Но перекрыли дороги, на работу не добраться. Сотни опоздавших… Нужно было продумать все.