Тимофей православное имя. Тимофей








Введение.

Тимофей (ок. 17 - ок. 80 ) - апостол от семидесяти, любимый ученик апостола Павла, первый епископ Эфесский. К Тимофею обращены два пастырских послания апостола Павла (1-е послание к Тимофею, 2-е послание к Тимофею), вошедшие в состав Нового Завета. Также Тимофей упомянут в первых стихах 2-го послания к Коринфянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Колоссянам, 1-го послания к Фессалоникийцам и 2-го послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону, что скорее всего означает, что Тимофей записывал эти послания со слов Павла. Возможно, что он был соавтором некоторых из них.
Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области (Ликаония – юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом.), а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры (Листры – город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр – селение Латик, или Ладик), который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2Тим.1:4-5 ).

Тимофей - один из самых верных и любимых учеников апостола Павла.

Тимофей обратился под влиянием проповеди апостола Павла в Листре во время его первого путешествия (Деян. 14, 5-22 ), около 48 - 49 гг.
Тимофей был одним из самых верных и любимых учеников апостола Павла. Павел называет Тимофея «мой возлюбленный и верный в Господе сын », «брат наш и служитель Божий ».
Во время своего второго путешествия Павел вновь посетил Листру и на этот раз взял Тимофея с собой (Деян. 16, 1-3 ).
Тимофей, несмотря на молодость, выполнял ряд важных поручений апостола - он проповедовал фессалоникийцам (1Фес 1-6 ), наставлял в вере коринфян (1Кор. 4:17 ). Посылая Тимофея к филиппийцам Павел говорит о нём: «ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас… его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2:19-23 ).

Мученическая кончина апостола Тимофея. Святые мощи. Память.


О последних годах апостола Тимофея достоверной информации нет, предание сообщает, что апостол Тимофей, как и его учитель апостол Павел, умер мучеником около 80 года.
В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями.
В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов.
Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов. Память в Православной церкви совершается:
- 4 февраля (22 января по старому стилю);
- 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти.

Имя Тимофей носит древнегреческие корни. В переводе на русский язык оно означает «почитающий Бога». На Руси оно получило широкое распространение после принятия христианства. Святым заступником всех носителей имени считают христианского мученика Тимофея, князя Псковского. Он строго отстаивал православную веру, за что нес притеснения и был причислен к лику святых.

Даты празднования именин

Тимофей именины отмечает несколько раз в году.

  • 1 января в православном календаре почитают мученика Тимофея, диакона.
  • 17 января, 4 февраля - день апостола Тимофея.
  • почитают память мученика Тимофея Сицилийского.
  • 14 февраля - день памяти преподобного Тимофея Исповедника.
  • 26 февраля по православному календарю отмечают праздник святителя Тимофея, патриарха Александрийского.

  • чтят память преподобного Тимофея Кесарийского.
  • 29 апреля - день праведного Тимофея.
  • 2 июня настоящие именины в честь получившего при Крещение имя Тимофей.
  • 23 июня православие чтит память священномученника Тимофея, епископа Прусского.
  • 14 августа - день памяти святителя Тимофея, епископа Проконесса.

Вот сколько дней в году может отмечать Тимофей именины. По православному календарю есть еще несколько дат, которые напоминают о святых личностях с подобным именем.

Влияние имени на характер

Практически все Тимофеи отличаются излишней чувствительностью и восприимчивостью. Они постоянно напряжены. Тимофеи очень любознательны и проявляют интерес ко многим вещам. Тимофея легко ранить, но он никогда не будет за это мстить. Правда, обиды прощать ему очень сложно, легче забыть о случившемся. Скорее, он просто перестанет общаться с обидчиком. Друзьям следует тщательно подбирать слова при общении с Тимофеем. Он не потерпит даже самой безобидной насмешки в свой адрес. Родителям также стоит быть начеку со своим сыном. Он тяжело реагирует на любые размолвки. Зато тем, кто его уважает, Тимофей готов помогать безгранично. Как правило, в детстве Тимофеи часто болеют, особенно ЛОР-заболеваниями.

Ученичество Тимофей воспринимает хорошо. В школу ходит с удовольствием, проблем с учебой не имеет. Отличается послушанием, усидчивостью, хорошей памятью. Лучше всего ему даются точные науки, особенно физика и математика. Гуманитарные дисциплины доставляют некоторые трудности. Тимофеев всегда нужно хвалить. Признание одноклассников также очень для них важно. Любит внимание Тимофей. Именины, отмечает он с особой радостью. Особенно любит походы в цирк и на театральные представления.

Зимние Тимофеи отдают предпочтение спорту. Благодаря своему упрямому характеру, они достигают в этой сфере хороших результатов.

Как правильно общаться с Тимофеем?

Тимофеев нужно правильно воспитывать с раннего детства. Жизненные ситуации также формируют его характер. Если самолюбие Тимофея было сильно ущемлено, то он надолго запомнит обиду, и это может сказаться на дальнейшем его общении с людьми. Но это достаточно редкий случай. Чаще всего уравновешенность Тимофея помогает ему спокойно переносить конфликтные ситуации, не погружаясь в них. Он быстро забудет о конфликте, переключив свое внимание на более приятное общение в кругу близких людей. Уравновешенный Тимофей всегда сдержанно ведет себя в незнакомой компании, но в кругу близких и друзей он достаточно открыт. Особенно откровенен он при личной душевной беседе. Тимофей именины предпочитает отмечать исключительно в кругу близких людей.

Энергетика имени

Имя Тимофей - это спокойствие, умеренность, но в то же время подвижность и самостоятельность. Поскольку имя достаточно редкое, оно сразу же затрагивает слух и даже оказывает психологическое влияние. Эмоциональные колебания, заложенные в имени, переходят и на его владельца. Как правило, Тимофеи могут и веселится, и находится в задумчивом уединении, и проявлять негодование. Но на людях Тимофеи стараются не открывать свой внутренний мир. Тем не менее, они любят повышенное внимание к своей персоне, но чаще добивается его, просто уходя в тень.

Сегодня Господь благословил нас временем для того, чтобы мы поразмышляли над жизнью одного из самых уважаемых последователей учения апостолов — Тимофее. Служение Тимофея можно охарактеризовать одним предложением — это помощник Павла,учредитель церквей,наставник для христиан и епископ церкви в Эфесе.
Священное Писание мало сообщает нам фактов о жизни Тимофея, и тем не менее, у нас есть достаточно информации о том, чтобы увидеть, каким был ученик апостола Павла — Тимофей и увидим, чему может научить пример Тимофея христиан 21 века.

Ранние годы Тимофея
Имя Тимофей означает «тот, кто чтит Бога». Он был христианином в третьем поколении. Мы знаем, что его мамой была уверовавшая иудейка Евника и отец — грек (эллин, Деян. 16:1-2; 2Тим. 1:5). Мать Тимофея была иудейкой, вышедшей замуж за грека, что считалось незаконным с иудейской точки зрения, и дети от такого брака считались иудеями по матери. Также у Тимофея была верующая бабушка Лоида.
Очевидно, мама и бабушка занимались воспитанием будущего помощника и епископа церкви города Ефес. Роль женщины в воспитании детей в еврейском народе играла очень большую роль. И по свидетельству Библии, мы видим, что женщины воспитали Тимофея на принципах Божьих Писаний, так как Тимофей с самого детства знал Священные Писания, которые сделали его мудрым для спасения через веру в ИХ.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:15).

Родители-иудеи должны были учить детей закону, начиная с пяти лет.

Начало служения Тимофея
Очевидно, Павел обратил Тимофея во время первого или второго миссионерского путешествия в Листре. Тимофей был необрезанным и Павел обрезал его ради иудеев, чтобы необрезание не мешало благовестию среди Божьего народа, и взял с собою на служение (Деян.16:3-4).
О Тимофее очень хорошо отзывались верующие Листры и Иконии
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии (Деян. 16:2).
Тимофей сопровождал Павла в Афины (Деян.17:14,15); в Сирию (Деян.20:3-6), Ефес, Коринф и др. города, где они проповедовали благую весть(2Кор.1:19).

Также Тимофей по поручению Павла утверждал и утешал церкви в вере.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:1-3).

Тимофей находился с Павлом при написании второго послания к коринфянам (2Кор.1:1); к римлянам (Рим.16:21); филлипийцам (Фил.1:1); колоссянам (Кол.1:1); фессалоникийцам (1Фесс.1:1), (2Фесс.1:1); Филимону (Флм.1:1).
Священное Писание нам сообщает тот факт, что Тимофей являлся ревностным и верным соработником на ниве Божьей, как и Павел
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10).

Отношения Павла и Тимофея
Павел был очень привязан к своему ученику Тимофею и он его называл своим возлюбленным сыном (2Тим.1:2). Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом.
Тимофей был в команде служителей Павла и, естественно, он ему помогал настолько, насколько у него были силы и возможности.

Павел посылал его в различные церкви с посланиями и вестями (1Фесс.3:6); (Деян.19:22); (1Кор.4:17) и при этом он просит церковь, чтобы никто не презирал Тимофея из-за его молодости:
посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1Кор.16:11) .
И такое отношение к духовному сыну еще раз подтверждает то, что Павел доверял Тимофею. Священное Писание нам говорит о том, что Тимофей служил Павлу, как сын отцу в благовествовании
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. (Фил.2:22-23).
Для Тимофея Павел был примером в учении, жизни, в достижении целей, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (2Тим.3:10-11).
Тимофей учился у Павла, внимательно наблюдая за ним,с целью подражания и научения. Это были отношения учителя и ученика (пример о принципах учебы греков и евреев).
Тимофей видел образ жизни, который ведет Павел и он желал брать с него пример. Во времена опасности, Павел предостерегает Тимофея от Александра медника, который сделал много зла для церкви Божьей:
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2Тим.4:14-15).
И в своем последнем посланию к Тимофею Павел ждал Тимофея и просил его прийти к нему. (2Тим.4:9). В это время Павел был тюрьме и он срочно ожидал Тимофея у себя, просил делать все возможное, чтобы он побыстрее пришел к нему.

Служение Тимофея и общие наставления Павла
Не смотря на молодой возраст и неопытность Тимофея в пастырском служении, Павел доверил ему Ефескую церковь. Причина, по которой Павел сделал такой шаг заключалась в том, что в Ефесе появились люди, которые начали учить совершенно другому, ложному учению, а не тому, чему учил Павел.
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3,4).
Скорее всего, это были иудеи или иудеи-христиане, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, запрещали браки и проповедовали воздержание от пищи.
Вопрос родословия играл большое значение для иудеев, особенно после изгнания. Естественно, много данных по родословию было утеряно, и их начали заново составлять, и все это рождало споры и разногласия. Поэтому Павел и просит Тимофея заниматься увещанием, то есть, наставлением церкви в Ефесе. Его задача состояла в назидании верующих в том, чтобы они не занимались баснями, бесконечными родословиями и пустословиями, которые являются причиной споров и разногласия нежели Божьим назиданием в вере. (1Тим.1:3,4).

Он должен был напоминать людям не спорить, потому что это будет причиной расстройства слушающих.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим. 2:14).

Такие проблемные ситуации, происходившие в церкви, мешали Божьему назиданию в вере. И мы видим, что на протяжении всего пастырского служения Тимофея, Павел наставлял его и заботился о его духовном росте
. Для Павла Тимофей был верным служителем, через которого он наставлял церковь и давал практические советы относительно служения, а также учил его в том, как ему себя вести в различных случаях церковной жизни. (1Тим. 3:1-13)
Понимая, что Тимофей был сравнительно молодым учителем церкви, Павел призывает общину, чтобы никто не пренебрегал его юностью(1Тим. 4:12). Тимофей не должен был пренебрегать даром, который дан ему по пророчеству через возложение рук священства (1Тим. 4:14). Очевидно, это был дар учительства, так как Павел в своих посланиях неоднократно призывает Тимофея учиться самому и наставлять церковь. В обязанности Тимофея входили проповедование и обучение церкви. Проповедуй сие и учи. (1Тим. 4:11) .

Как добрый служитель, питаемый словами веры и последовавший доброму учению, Тимофей был обязан с любовью внушать братьям аспекты живой веры. (1Тим. 4:1-6). Тимофей нужно было наставлять старцев, как отцов, без укоров, критики и излишней строгости (дословно не нападай), но ободрять и побуждать к благочестивым действиям; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой и целомудрием; нужно иметь почтение и уважение к истинным вдовам. (1Тим. 5:1-3).
Он наставлял вдовиц, чтобы они были безупречны в своих поступках. (1Тим.5:7). Забота о вдовах и сиротах и их защита в течении долгого времени считалась у иудеев моральной обязанностью, и подобное отношение было принято церковью с самого начала ее существования. Церковь материально содержала вдовиц, которые не могли выйти замуж и посвятили себя служению Богу.

Когда в церкви обвиняли пресвитера в каких-то грехах, то Тимофею обвинения нужно было принимать при свидетелях, для того, чтобы они подтвердили обвинения (1Тим. 5:19). Он должен был согрешающих строго обличать и разоблачать их грехи перед всеми, чтобы и прочие имели страх перед Богом.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5:20) .

Он не должен ни на кого поспешно возлагать свои руки, так как может сделаться участником в чужих грехах. (1Тим.5:22).
Также Тимофею нужно было учить и рабов, как им относиться к верующим и неверующим господам. (1Тим. 6:1-2)

Тимофей должен был наставлять богатых в том, чтобы они не высоко думали о себе и не уповали на богатство неверное, но чтобы они занимались благими делами, были щедры и общительны — именно это и есть истинное сокровище, которое есть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19)

В своем втором послании к Тимофею Павел учит своего духовного сына, чтобы он нашел верных людей, которым он сможет передать учение и которые смогут других научить для того, чтобы христианское учение распространялось и находило отклик в сердцах других людей Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:1-2)

Павел торжественно и настойчиво просит Тимофея, чтобы он всегда проповедовал слово, потому что это его первостепенная задача и он всегда должен быть готов ее исполнить, был настойчивым в удобное и неудобное время, исправлял, сурово упрекал, если люди неправы, и с терпеливой выносливостью опровергал истиною их заблуждения, и ободрять истинным учением.
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2)

Ввиду того, что наступит время, когда здравого библейского учения принимать не будут, перед Тимофеем стояла обязанность быть духовно трезвым и рассудительным, стоять на стороже своего сердца и церкви, обращать внимание на происходящее, терпеливо переносить скорби, продолжать совершать дело Божьего глашатая (проповедника) и исполнять порученную ему службу.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5)

Наставления Павла Тимофею относительно личного духовного роста
Так как Тимофей был сравнительно молодым верующим и неопытным пастырем, естественно, что он нуждался в наставлении более зрелого служителя как Павел.
И духовный отец Тимофея понимая это, пишет ему назидательные и увещевательные письма, целью которых есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Как и полагает наставнику, Павел учит Тимофея тому, что он должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12;1Тим.5:22)
Примером «в чистоте » - имеется ввиду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца. Это слово означает чистоту действий и помыслов.

Никто не должен был недооценивать молодость Тимофея. В древнем мире человек 30-40 лет мог еще считаться молодым. Один раввин сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности в 40.

Особенное внимание Павел в письмах уделяет личному духовному самообразованию Тимофея. Молодому пастырю нужно было прилагать усилия и пребывать в учении (1Тим.4:15).
Павел призывает ученика практиковать учение в своей жизни. Тимофей должен был быть поглощен изучением Писаний и служением Богу, потому что только тогда его успех будет очевиден для всех. Люди будут видеть прогресс его дела. Тимофей занимался чтением, наставлением и учением. (1Тим. 4:13) Это была его личная подготовка. Эму нужно было этим заниматься постоянно и со старанием. ему нужно был вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно, ибо от этого зависело спасение людей (1Тим. 4:16). Тимофей обязан быть сосредоточен на себе, прежде учить себя, а потом и других людей, ибо люди, слыша учение благодатных Божьих истин, и принимая их в свое сердце, верою во Христа, спасутся.

Павел наставляет Тимофея в том, чтобы он молился за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы верующие могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно (1Тим.2:2-4).
Ему нужно прилагать как можно больше усилий(букв. бороться и сражаться), чтобы иметь добрый подвиг веры и держаться вечной жизни, к которой он призван.
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:12) .

Перед Тимофеем лежала ответственность сохранить преданную заповедь чистой и безупречной до явления ИХ. (1Тим. 6:14).
Как и полагает верным служителям, Тимофей на духовном поприще обязан терпеливо переносить страдания, как добрый воин Христа. (1Тим. 1:19; 2Тим.2:3).
У него должна быть вера и добрая совесть в отличие от тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, таких как Именей и Александр. (1Тим. 1:19-20).
Тимофею нужно было возогревать (заново воспламенять) Божий дар, который был в нем через рукоположение Павла. (2Тим. 1:6).

Павел призывал его держаться образца здравого учения с верою и любовью, которое он слышал от него. (2Тим.1:13) и хранить вверенное ему добро (здравое учение, истины Слова Божьего) Духом Святым, живущим в христианах.(2Тим.1:14).

Павел говорит Тимофею о том, чтобы у него было постоянное рвение и желание представить себя перед Богом человеком, которому нечего стыдиться и который преподносит слово истины со всей прямотой. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15) .

Тимофею нужно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено. (2Тим.3:14). У него должно быть постоянное активное отношение к учебе и практический плод того, чему он научен.

Моральные и духовные качества Тимофея
Тимофей, будучи возрожденным христианином, обладал качествами, которыми явно свидетельствовали о присутствии Духа Святого в нем.

1. Он был усердным и ревностным в служении Богу и людям.
Тимофей усердно и искренне заботился о церкви в Филиппах (Фил.2:19-21).
У сердный — значит равного душой. Павел говорит церкви, что Тимофей так же настроен и так же мыслит с заботой о церкви, как и он. Тимофей был озабочен делами в филиппийской церкви, он переживал за ее духовный рост.

2. Он был бескорыстным в служении.
Тимофей не искал своего, но того, что нужно Христу. (Фил. 2:21)

3. У него были дела от веры
-Он исповедал свою практическую веру перед многими свидетелями (1Тим.6:12)

4.Боязнь совершить грех
Он боялся согрешить перед Богом даже в том, что мог употреблять вино
Возможно, Тимофей боялся, что вино для него может быть соблазном и поэтому он его не пил, но так как загрязненная вода приводит к различным болезням, а в том числе и болезни желудка, то Павел советует ему пить немного вина ради того, чтобы вылечиться. (1Тим.5:23)

5. Тимофей обладал нелицемерной верой.(2Тим. 1:5)
У него была подлинная вера. Такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний.

6.Верность Христу
Очевидно Тимофей был в тюрьме за Христа, и потом освобожден (Евр.13:23)

Возможные недостатки Тимофея и увещание Павла
Так как после покаяния мы не умираем, но продолжаем жить в греховном теле, то мы понимаем, что наша плоть всегда будет желать противного духу. И никто из верующих людей от этого не избавлен. Это борьба до смерти. Не избавлен от этого был и Тимофей. Естественно, Библия нам не указывает на недостатки Тимофея прямо, но если мы внимательно будем изучать послания к Тимофею, то мы увидим, что Павел увещевает и просит Тимофея удаляться от многих греховных вещей, который могут нарушить мир с Богом и привести к упадку его служение. В связи с этим, вероятно, Павел и предостерегает (и не один раз) Тимофея потому, что он понимал, что у его сына могут быть такие наклонности, которых ему нужно избегать.

1.Удаляться от пустословий и споров
Павел много раз остерегает Тимофея удаляться от споров, пустословий, безбожных историй, мирских разговоров. Свидетельство этому следующие места Писания:
Ему нужно удаляться непотребного пустословия
А непотребного пустословия удаляйся; (2Тим. 2:16);
Ему нужно уклоняться от глупых и невежественных (неразумных) споров, ибо они рождают ссоры.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; (2Тим.2:23)
Это мирские пустые и бессмысленные разговоры. В древнем мире считалось, что качество и количество речей человека демонстрирует степень его душевного здоровья.
Божьему рабу не пристало спорить и ссориться, но быть ласковым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников, так как Бог может дать им покаяние к познанию истины. (2Тим.2:24-25)
Тимофею нужно было избегать словесных стычек, но терпеливо сносить зло, и быть кротким и мягким по отношению к обидчикам, без злобы и желания отомстить им.

Отвращаться от негодного пустословия и прекословия лжезнания, так как это влечет за собою отклонение от веры
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. (1Тим.6:20-21)

Ему нужно было отвращаться негодных и бабьих басен, но упражняться в благочестии Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1Тим.4:7)
Это мирские и пустые рассказы, мифы, сказки.
Отвращение — это сильное отрицание. Павел призывает Тимофея применить все свои силы и способности для служения во славу Божью, всеми своими помыслами и действиями.

2. Юношеские похоти
Тимофею нужно убегать юношеских похотей, а держаться правды, веры, любви, мира со всеми верующими. (2Тим.2:22)
Убегать от похоти свойственной молодому возрасту. Очевидно похоти, исходя из контекста, относились остерегаться споров и пустословия.

3. Робость
-Павел призывает Тимофея не стыдиться благовествования Христа, ни его.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, (2Тим.1:8)
Призыв связан с тем, что из-за того, что Павел за благовествование сидел в тюрьме, и Тимофей в какой-то мере стыдился своей связи с Павлом, так как проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, потому что против помощника могли выдвинуть те же обвинения и Павел призывает Тимофея страдать с благовестием Христовым и в послании к Евреям мы видим (Евр.13:23), что Тимофей сидел в тюрьме и вышел оттуда, сохранив веру во Христа.

4.Убегать от любви к деньгам
-Тимофею нужно убегать от корня всех зол — сребролюбия. (1Тим.6:11)
Золото и серебро всегда были соблазном для человека.
Ему, как Божьему человеку, нужно преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. (1Тим. 6:11).

5. Удаляться от лжеучителей
-Павел просит Тимофея удаляться от людей, которые учат иному, нежели Павел и не следуют учению о благочестии, а также от гордых и от тех, кто заражен страстью к состязаниям и словопрению ибо они рождают зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры; удаляться от тех, которые используют благочестие для прибытка. (1Тим.6:3-5)

6. Предвзятое и придирчивое отношение к людям
-Павел просит Тимофея, чтобы он сохранил наставления; никому не оказывал предвзятого отношения и ничего не делал по излишней придирчивости.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим. 5:21)

Конец жизни Тимофея
О том, как закончил жизнь Тимофей Писание не дает нам сведений, равно и о том, как закончил жизнь Павел. Предание церкви говорит нам о том, что Тимофей закончил жизнь мученической смертью. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на Тимофея, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа Тимофей принял в 80-м году.

Чему мы можем научиться из жизни Тимофея


  1. Иметь доброе свидетельство от верующих братьев и сестер

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. (Деян.16:1-2)

  1. Верность в служении

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10)

  1. Служение ближним

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Фил.2:22-23)

  1. Быть примером для верующих

должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12)

  1. Пребывать в учении Христа

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16)
Поглощены ли мы изучением Священного Писания

  1. Принимать увещание и наставления

Принимаем ли мы советы, наставления, увещания от более зрелых христиан? Или, подобно гордецам, противимся всякому наставлению? Тимофей принимал от Павла наставления и обличения.
Практические вопросы:
- Есть ли у нас практические дела от веры?
- Верны ли мы Христу в своих словах и поступках?
- Удаляемся ли мы от споров, пустословия, безбожных и мирских разговоров, которые не приносят пользы нашей душе?
- Удаляемся ли мы от людей, которые учат иному, а не тому, то говорит Писание? Противостоим ли мы им библейскими истинами?

Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

"Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

"Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


Тропарь, глас 4:
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида ( ; ).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: "Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание ().

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Ап. Тимофей. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Византия. 1040.

Ап. Тимофей. Миниатюра Минология (фрагмент). Византия. 1040 г. Балтимор. США.

Дечани. Ок. 1350.

Ап. Тимофей. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.