Крест в священной топографии соловецкого архипелага. Кожокарь Г.Г. Рождение Креста

"Воздвижение крестов на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста . Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...

"...крест этот ужасный, все пропорции нарушены... он установлен в память расстрела 1933 года. Это были уголовники, они терроризировали весь лагерь – грабежи, побои, убийства. Да и расстреляны они были на Секирке, а не здесь... А табличку украли, наверное. (Юрий Бродский . Соловецкий пос. 1999).

Иеромонах Лонгин о поклонных крестах Соловков

Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование "Сосновской"). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких. (Н.Копылова. В память о новомучениках и исповедниках Соловецких. Московский журнал, № 4, 04.2001 )

Зачем на Русском Севере ставят кресты

Севернорусские и соловецкие кресты - интереснейшие памятники культуры, оказались на грани исчезновения. "А ведь испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак поморов, нанесенный на лоцманские карты.

Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.

Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры...(Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000 )

Кресты устанавливают строго по старинной Соловецкой традиции

Памятники старины на Соловецких островах
На Б. Соловецком острове Амбар валунный в Сосновой губе | Дорога Монастырь - Новая Сосновка | Дорога Монастырь - Реболда | Дорога Монастырь - Сергиевский скит | Изба на м. Белужий (основание) | Кирпичный завод | Колодец у часовни преп. Зосимы | Крест в губе Долгая (основание) | Кресты монастырские на м. Перечь-Наволок | | Поселок Реболда | Тоня Березовая | Тоня Новая Сосновка | Тоня Старая Сосновка | Часовня Варваринская (основание) | Часовня Печерская (основание) | Часовня преп. Германа (основание) | Часовня преп. Зосимы (основание) | Часовня Филимоновская (основание) Гидротехнические сооружения Гидросистемы Большого Соловецкого острова | Судоходная озерно-канальная система | Дамба на оз. Красное (большая) | Дамба на оз. Красное (малая) | | | Памятники других островов Древние памятники домонастырского периода


Информ. сообщение. Ото всюду обо всем.Правда Севера, Архангельск, 20.01.2004 )
Новые кресты на Соловках

"В конце XX - начале XXI века послушники монастыря установили на Соловках 20 поклонных крестов, например, на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни. По словам наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа, "кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест". " (Автор не известен. На Соловках создается Музей креста как символа христианства. Религия и общество. NEWSru.com. Москва. 09.02.2011 )

Столяров Вячеслав Павлович - научный редактор Издательского Совета Соловецкой обители, заведующий Сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения христиан. Символическое, центральное место креста в православной духовной культуре отражается в Пасхальной молитве (Часы святы Пасхи):
Воскресение Христово видевше, // поклонимся Святому Господу Иисусу, // Единому Безгрешному. // Кресту Твоему поклоняемся, Христе, // и святое воскресение Твое поем и славим: //Ты бо ecи Бог наш, // разве Тебе иного не знаем, // имя Твое именуем. // Приидите вси вернии, // поклонимся святому Христову Воскресению: // се бо прииде Крестом радость всему миру. // Всегда благословяще Господа, // поем воскресение Его: // распятие бо претерпев, // смертию смерть разруши.

Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов.

В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия, "на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и воодрузили крест на месте том, где пристали к острову". И лишь после воодружения креста пустынники стали строить себе постоянные кельи . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания "и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь" . Водружение креста на пустынной, необжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом в первую очередь заботились подвижники еще до сооружения жилища.
У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. "Спаси, Господи, люди Твоя, // и благослови достояние Твое, // победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII - началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный, был зафиксирован историком П. К. Казариновым в 1934 году . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

вершина опоры креста — /W/ или /0 WH/ — Сущий;
малая перекладина — /ЦРЪ/ /СВЫ/ — Царь Славы;
промежуток между малой и большой перекладинами (на опоре креста) — /INЦI/ — Иисус Назаретяин Царь Иудейский;
большая перекладина креста — /IC/ /ХСЪ/ /СНЪ/ /БЖIЙ/ — Иисус Христос Сын Божий;
средняя часть опоры креста — /К/ /Т/ — Копие, Трость;
/М/ /Л/ — Место Лобное;
/Р/ /Б/ — Раю Бысть (Раб Божий);
/Г/ /Г/ — Гора Голгофа;
подножие креста — /NI/ /КА/ — Победитель;
нижняя часть опоры — /Г/ /А/ — Глава Адама;
изображение черепа;
кладка из валунов, укреплявших крест, символизировала Голгофу.
Иногда на большой перекладине вырезался текст молитвы: /КТПВCВТС/ — «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».

Высота Поклонных Крестов достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся копием (слева) и тростью (справа). Обычно для устойчивости и сохранности опора креста устанавливалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей с причелинами.
Функции креста в символическом пространстве Соловецкого архипелага были удивительно многообразны. Крест, являвшийся для христиан духовным символом, становился на Соловках вполне материальным, путеводным знаком спасения. Жизнь Соловецкого монастыря, со всех сторон окруженного Белым морем, была тесно связана с мореплаванием. Многометровые приметные кресты по берегам архипелага являлись навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Системы приметных крестов обозначали вход в гавань Благополучия у стен Соловецкой обители, располагались в Троицкой губе острова Анзер, стояли по берегам губы Долгой.
Мореходство на Беломорье было весьма опасным. Сильные шторма, изменчивые течения, подводные мели и камни-корги были причиной частых крушений морских судов. Соловки, располагавшиеся в самом центре Онежского залива, для поморов-мореплавателей обычно служили промежуточной стоянкой на пути до Архангельска или районов морского промысла в Баренцевом море (у Мурмана, Груманта и Новой Земли), желанным местом отдыха по возвращении, а в случае кораблекрушения - и единственной надеждой на спасение.

Купцы и промышленники перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучном путешествии. На доске большого деревянного креста Фаворской часовни (о. Большая Муксалма) прежде была надпись: "О, преблаженный и честной крест Господень: тебе поклоняемся, православные, и величаем, радующиеся о божественном возвышении твоем. Но яко победительное и оружие непобедимое, огради и покрой твоею благодатию от всякого злоключения, преплывающих сию морскую пучину. На кресте пригвоздитися изволенный, за грехи всего мира, Господи Иисусе Христос! Умоляю тебя пред величеством славы Твоея! Подай и мне руку, в море сем плавающему, якоже подал еси апостолу Петру утопающему. Прими меня, кающегося, яко же принял еси разбойника, блудницу, Павла, и да не потопит меня буря водная. Аще бо и согрешив, но от Православной Церкви в раскольничьи заблуждения не отступив, даруй мне кончину живота моего христианскую, мирну, причастную Святых Твоих Тайн, Тела и Крови, очищающих грехи наша. В час смертный и день судный помилуй мя, Господи! Молитвами пречисты владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии и Преподобных и богомольных отец наших Зосимы, Савватия и Германа и прочих соловецких чудотворцев и сокровенных угодников, на сей горе подвигавшихся и моего Ангела Хранителя помилуй, помилуй, аминь" .

Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" по окончании трудных морских путешествий. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей, терпевших кораблекрушения. Очень часто поморские суда выбрасывало на мыс Колгуев острова Анзер.
Памятные кресты воздвигались в честь знаменательных событий. Сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения иконы чудотворной иконы Богородицы Корсунской (затем именованной Сосновской). Памятный крест (1702 г.) был установлен на пирамиде-останце у побережья Анзера в честь посещения Соловков Петром I.
Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер, над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты.

В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофы на острове Анзер.
Знаменательное событие состоялось 3-4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого древа. Размах большой перекладины креста - 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи - символа спасения. На свесе кровли - сквозные прорези: слева - солнце о двенадцати лучах - символ Иисуса Христа, справа - месяц - символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: "Огради нас, Господи...", "До воскреснет Бог...", "Непобедимая сила...". На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита.

Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:
"Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальный Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших благолосвением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с ним же сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, их же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь".

Величественный Поклонный Крест, по древней традиции, воздвигался вручную, всем миром, без использования современной техники. Он сегодня как бы ограждает территорию маленькой монашеской обители в самом центре столицы от вторжения современной цивилизации, противостоит "миру сему" - внешнему блеску респектабельных зданий банков и пятизвездочных отелей. Здесь, на Соловецком подворье, у стен древнего храма, каждый может оценить роль символики в общем восприятии исторического комплекса. Явление новой опорной точки духовно-символического пространства изменило семантику всей прилегающей территории. Частица Земли Соловецкой, олицетворяющая монашеские традиции и трагедию узников концлагеря, появилась на духовной карте столицы рядом с храмом небесного покровителя Москвы - великомученика Георгия. Именно сюда направляются теперь люди, желающие помянуть своих погибших в лихую годину сородичей. Интересно, что установленный на Лубянке Соловецкий камень значимым мемориальным символом так и не стал. Несмотря на церковные свечи, возжигаемые здесь, он притягивает, в основном, политизированное сообщество, а место это служит для проведения митингов.

Заключение

Прикасаясь к историческому наследию Соловков, человек внутренне прозревает, что это не только совокупность памятников или культурных ландшафтов. Контекст восприятия наследия Земли Соловецкой гораздо шире и не всегда поддается рациональному толкованию, о чем свидетельствуют впечатления многочисленных туристов и ученых (не говоря уже о паломниках). И это "неназванное", складывавшийся и шлифовавшийся веками "монастырский мир" тоже является нашим национальным достоянием и нуждается в охране.

Угрозы сохранению традиционного духовно-символического пространства могут идти с разных сторон. Безусловно, невосполнимый ущерб приносят разрушения опорных символических точек и историко-культурных памятников. Не меньшую опасность могут представлять вторжения на историческую территорию чужеродной символики, экспансия нетрадиционных видов деятельности, демонстрация поведения, нехарактерного для данного места. Причем, последствия этих действий не всегда осознаются. Такое положение характерно и для Соловков.
Международная группа экспертов , проводившая инспекционную поездку для оценки состояния Соловецкого историко-культурного комплекса, констатировала:
"Меры охраны наследия на Соловках при существующих механизмах их осуществления на национальном уровне неадекватны уровню значимости Соловков как объекта Всемирного наследия. В настоящее время наряду со вниманием, уделяемым реставрации нескольких отобранных архитектурных памятников, необходимо зафиксировать негативный, продолжающий усиливаться процесс деградации культурного ландшафта и всех его составляющих. Весь целостный культурный ландшафт с его архитектурными и инженерными сооружениями, угодьями, символикой, природными и историческими достопримечательностями, ландшафтными взаимосвязями должен находиться под охраной" .
"Современные ландшафты Соловков являют собой примеры преобразования земли усилиями Православной Церкви и Русского государства в различные времена и в соответствии с насущными нуждами, и при этом многие символические ассоциации в ландшафте проявляются через взаимосвязанную сеть приметных знаков и видимых на горизонте ориентиров" .
"Приоритетные права должны быть представлены монастырю как носителю культурной традиции, формировавшей культурный ландшафт и его ценности. При этом недопустимы действия, снижающие аутентичность и целостность ландшафта" .
Программу охраны материального наследия Соловков и перспективные планы развития Соловецкого музея-заповедника необходимо дополнить мерами по сохранению аутентичности духовно-символического пространства архипелага. Это пространство, наряду с историко-культурными памятниками и культурными ландшафтами, следует признать культурным достоянием России. Всякие действия, ведущие к вторжению на архипелаг чужеродной символики, равно как и разрабатываемые проекты развития здесь нетрадиционных для Соловецкого монастыря видов деятельности, должны быть ограничены. Только таким образом можно сохранить в полном объеме уникальное духовое, историко-культурное и природное наследие Соловецкого архипелага. Международная инспекционная поездка была предпринята по поручению совместной Норвежско-Российской группы по культурному наследию в период с 3 по 10 августа 1998 г. В состав группы экспертов входили: Г. Стовел, Монреальский университет, Канада; П. Аггер, Роскильдский университет, Дания; К. Шанке, Музей саами в Варангере, Норвегия; М. Кулешова, РосНИИ Наследия, Россия; Т. Семенова, РосНИИ Наследия, Россия.
Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий; историко-культурный комплекс» // Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65
Там же. С. 44.
Там же. С. 64.

Форма нательного креста наполнена глубокой символикой. Отрадно, когда разработке модели предшествует серьезная исследовательская работа, когда в основу производства кладется изучение исторического и богословского материала. Об этом важном начинании нашим читателям рассказал Георгий Георгиевич Кожокарь - руководитель Соловецкой кресторезной мастерской. Подготовлено сайт

Соловецкий нательный крест якорного типа

Изготовлен в Соловецком монастыре по древнему образцу. Внешний контур креста выполнен в форме якоря. Этот древний символ надежды и спасения использовали еще первые христиане. Якорь не только внешне сходствует с крестом, но и сам предназначен сохранять от гибели в морских водах. В центре композиции находится восьмиконечный крест. Расположенные рядом надписи и изображения раскрывают его богословский смысл: центральная (большая) перекладина, принявшая на себя руки распятого Христа, окружена вязью Сын Божий и украшена терновым венцом. Здесь же вырезаны начальные буквы фразы «Крест Христов - красота Церкви» (КХ КЦ). С одной стороны от креста изображена трость и соответствующая ей литера Т, с другой - копие и литера К. Нижняя (косая) перекладина окружена греческим словом НИКА. Ближе к этой перекладине вырезаны начальные буквы тропаря на поклонение Кресту: КТ ПВ СВ ТС - «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Позади Креста изображена крепостная стена Иерусалима, а под Крестом - гора Голгофа с черепом Адама. Соответствующие литеры называют помещенные тут образы: МЛ - «место лобное», ГГ - «гора Голгофа», ГА - «глава Адама». В верхней части композиции, над восьмиконечным Крестом, помещено изображение, которое символизирует Иисуса Христа, восседающего на престоле в Царствии Небесном. Дважды повторено Его имя: литерами IС ХС и монограммой из греческих букв I и Х(р) - Иисус Христос.

Серебряный нательный крест с круглым верхом

Данная форма относится к той группе Новгородских, Псковских каменных крестов, что встраивались в стены древних храмов, и потому их называли закладными или вкладными. Крест относится к типу двучастных. В верхней части по кругу изображены литеры: КХ БЯ – Крест Христов бесам язва; КХ МК – Крест Христов мученикам крепость; КХ ВН – Крест Христов высота неизреченная; КХ ЛН – Крест Христов лествица небесная. Под сенью-лучами, исходящими от крещатого круга, расположен Голгофский Крест с терновым венцом, копием и тростью. IН ЦI – Иисус Назарянин Царь Иудейский. Слева и справа на поперечной перекладине – литеры IС и ХС (Иисус Христос). Два внутренних круга, соединенных парными планками, также изображают крест. Все поле внутреннего малого круга занимает криптограмма Христа. Вниз из внутреннего круга верхней части снисходят два луча, которые слева и справа флангируются греческими литерами

Ѧ и Ω – Начало и Конец. У поперечной перекладины – литеры СНЪ БЖIЙ – Сын Божий. Крест изображен на возвышении треугольной формы, символизирующей гору Голгофу, в основании которой изображена голова праотца Адама с литерами га. По обе стороны горы Голгофы надпись НИКА – победитель. За крестом изображена фоном стена Града Иерусалима Г.И.

На оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: ОБИТЕЛИ СЛВЕЦКIМ БЛАГСЛВЕНIЕ, в центре которого монограмма IНЦИ и слово НИКА. Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы Да воскрснетъ Бгъ.

Соловецкий Т-образный нательный крест

В Римской империи применялось орудие казни, называемое со времен Моисея “египетским крестом” и напоминающее греческую букву Тау. Большую часть изображения занимает Крест Христов с венцом, копием КО и тростью ТР на ступенчатом возвышении, символизирующем гору Голгофу с изображением головы праотца Адама. Над верхней малой перекладиной под титлом надпись IНЦИ, над надписью в верхнем малом Тау – надпись ЦРЬ СВЫ. Ближе к терновому венцу слева и справа вырезаны начальные буквы тропаря Кресту: КТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим. По краям большой поперечной перекладины надпись СНЪ – Сын, БЖIЙ – Божий. Под большой перекладиной и терновым венцом над подножием Креста имя Спасителя IС – Иисус, ХС – Христос. По сторонам древка копия и трости – монограммы М – место, Л – лобное, в створе на одном уровне с подножием – надпись НИКА – победитель, в знак победы Христа над смертью. Далее ниже: Р – рай, Б – бысть, ГГ – гора Голгофа, ГА – голова Адама. На обратной стороне – надписания в виде креста: “Обители Соловецким” (вертикально), “благословение” (горизонтально). Эти слова составляют крест, в средостении которого литеры: IС – Иисус, ХС – Христос, НИКА – победитель.


Уникальный центр изучения Креста

Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Жизнь поморов всегда была наполнена трудностями и опасностями, и каждый крест означал уникальную историю своего появления. На одних только Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более трех тысяч. Сюда добирались с большими трудностями и риском для жизни, с молитвой и обещаниями Богу. И обеты воплощались в крестах.

В 20-х годах прошлого столетия символы христианства уничтожались беспощадно. Проводились специальные акции по сжиганию крестов, поставленных нашими предками. А на Соловках в начале 20-х, по воспоминаниям очевидцев, костер, пожирающий собранные со всего архипелага кресты, полыхал четыре дня подряд. Происходило это на мысу бухты Благополучия, как раз напротив монастыря.

Прошло несколько десятилетий, и именно на этом месте начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В этом году ей исполняется десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь. По специальности он архитектор, поэтому не удивительно, что его заинтересовала в первую очередь не практическая сторона - изготовление крестов, а научная. А как православный верующий Георгий изучает Крест Господень и с богословской точки зрения. Все это делает кресторезную мастерскую Соловецкого монастыря уникальным Центром изучения Креста. Пожалуй, второй такой же нет пока во всем православном мире.

Все кресты, выходящие из-под инструмента мастеров, разные. Огромные поклонные (до 9 метров) и маленькие - нательные, напрестольные кресты и кресты-иконы, украшенные ажурной резьбой и символическими надписями на многих языках, в том числе и древних. Больших крестов, изготовленных в соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать - они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру. Есть соловецкий крест и у Святейшего Патриарха, и у президента Путина, и у Владыки Тихона, и у многих значительных духовных и политических лиц.

О своем “детище” Георгий Георгиевич рассказывает очень интересно и увлеченно:

Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.
Когда я в конце 80-х годов приехал на Соловки и начал работать в Соловецком музее, то обратил внимание, что тема крестов, как ни странно, тут совсем не разработана. Я предложил найти все оставшиеся поклонные и обетные кресты на островах архипелага, обозначить их, исследовать. Была организована экспедиция, мы шли от креста кресту, фотофиксировали, снимали кальки с них в натуральную величину - для этого придумали специальное сооружение, которое устанавливали рядом с изучаемым крестом. Впрочем, кресты были в разном состоянии и положении. В вертикальном, наклонном и горизонтальном, а также вообще в разбросанном. Представьте себе: пестрый ягодник, и в нем - замшелый кусочек старинного дерева с надписью “Царь Славы”. Мы аккуратно доставали обломки креста, фиксировали. В результате экспедиции появились подробные описания тридцати крестов Соловецкого архипелага и графические листы, изображающие эти кресты.

Впечатляют истории установления некоторых крестов. Так, на Анзере у святого источника стоит крест, установленный 24 октября (по старому стилю) 1917 года - в день свершения революции. Знаменательно, что он выкрашен в красный цвет. Как ни странно, крест сохранился до наших дней, хотя во время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) на Анзере был изолятор. На Анзере же сохранился колоссальный 11-метровый крест, установленный ровно 100 лет назад, в 1903 году. А еще мы там нашли небольшой поклонный крест, установленный заключенными в 1933 году, 3 мая. Это ведь подвиг - в такое время и в таком месте поставить крест!

Изучая этот христианский знак, мы пришли к выводу, что соловецкий крест - особенный. На нем мы не видим изображения распятого Иисуса Христа, а только тексты - имена Божии. Такие кресты называются аскетическими, голгофскими, вселенскими, богоименными, тричастными и т.д. Неподготовленному человеку так просто и не прочесть, что написано на кресте: столько тут знаков и сокращений. Можно даже говорить о тайнописи, которая для посвященных несет глубокий богословский и философский смысл. Крест - это ключ к пониманию Ветхого и Нового Заветов.

Десять лет назад, по благословению старца Иоанна (Крестьянкина), я занялся созданием этой мастерской. Архимандрит Иосиф, наместник Соловецкого монастыря, очень поддержал это начинание. Здесь мы изучаем и осмысливаем изображение креста в его различных видах - в первую очередь православного креста, но и вселенского тоже. И делаем кресты по образу и подобию тех крестов, которые создавались в древности.

В нашу мастерскую приезжают поработать люди со всей страны, самых разных профессий и специальностей: не только резчики, реставраторы, но и журналисты, священнослужители, физики, математики, музыканты, керамисты. Они у нас живут и помогают. Конечно, каждый в меру своих умений и возможностей. Некоторые сперва опилки подметают, а некоторые выполняют действительно сложную работу. Узнают о нас по интернету, или просто от тех, кто уже побывал тут. А приходят познакомиться с нашей работой ежегодно тысячи людей. Я считаю, что наша мастерская создавалась всем православным миром, потому что у нас много благотворителей и жертвователей, тех, кто вносил свою лепту в работу кресторезной.

Первый крест был установлен у подножия Секирной горы, в дни перенесения мощей Соловецких преподобных в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. Этот крест - копия креста с горы Вербокольской, что на острове Анзер. Именно с этого креста и пошла наша серьезная работа по изучению и осмыслению крестов.

В мастерской крест изучается не только в его богословском, но и в историческом, археологическом и ставрографическом значении, охватываются все виды изображения креста (дерево, металл, керамика.) Исследуются древние традиции изображения креста в золотном шитье. Данное рукоделие воспроизводится на основе современных материалов (ниток и тканей). Работа это очень тонкая и кропотливая. Одна икона-крест создается много месяцев, замысловатую букву надписи, по признанию нашей мастерицы, можно вышивать целый день. Для такой работы нужен особый настрой, и это благодатный труд.

Иоанн (Крестьянкин), старец Псково-Печерского монастыря, проявляет внимание к деятельности мастерской, всегда интересуется, как у нас дела, духовно поддерживает. Как-то я поинтересовался у батюшки, как долго мне предстоит заниматься резьбой крестов на Соловках. Старец сказал: “ Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?” Я отвечаю: “Три тысячи”. “Ну вот, - говорит, - когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать”.

Так что работы у нас еще много.

Валентина Музыкина

Две тысячи лет - это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя. На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее. Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, - это тоже образ креста. Хворост он нес на плечах, сам он - как вертикальная перекладина, а дрова - как горизонтальная перекладина. Образ креста - древо спасения - Ноев ковчег. И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах. А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни. И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан. А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов. На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях. Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, - по нему же можно ориентироваться, в лесу, например. Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение. Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти. Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше. Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит - правильно славит Христа. На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

В традиции кресторезания все символично. Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа. Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то. Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции. Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы. Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть здесь так много разных интересных моментов творчества. Изображение креста в его разных видах - это наука ставрография, графика креста. И ставрология - это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется. Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой. Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый (элеймон на греческом). Это очень древняя традиция - посвящать крест одной теме. Эту тему нужно в нем выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста. Есть археология, есть история креста в Священном Писании. Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать. Так что тема креста очень глубокая. Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет. Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета. Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.

Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста. Один Крест - на котором был распят Христос, а все остальные кресты - напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем. Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы. Символы - они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.

Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Вехи истории Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря

21 января 1990 года впервые после лагерного времени на Соловках была отслужена Божественная литургия. Совершил ее игумен Герман в жилой квартире в здании бывшей Биологической станции на Сельдяном мысу. Теперь именно в этом здании работает монастырская Кресторезная мастерская.

21 августа 1992 года, когда в обитель возвращались мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, был установлен первый поклонный крест у подножия Секирной горы - у лестницы, ведущей к Свято-Вознесенскому скиту. Это стало началом деятельности Мастерской.

Образцом послужил один из обретенных - во время специально предпринятой экспедиции по островам было найдено около 30 крестов. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на Голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

За двадцатилетний период Кресторезной мастерской было установлено 25 крестов от 6 до 12 метров как в России, так и за рубежом. В предстоящий праздник Крестовоздвижения .

В 2004 году был установлен крест в бухте Благополучия на том самом месте, где и ранее стоял крест, поставленный братией монастыря. На нем вырезаны более 170 изречений о кресте, он двусторонний, - читается как со стороны моря, так и со стороны монастыря. Высота креста около 9 метров.

Один из наиболее памятных крестов - это Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв м резьбы. 25 июля 2007 года от соловецкой пристани начался водный крестный ход Соловки-Бутово. 12-метровый поклонный крест отправился в Москву Его везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по водно-транспортным путям, созданным руками заключенных. Чин освящения креста совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий, специально прибывший для этого на Соловки. На Бутовском полигоне крест был установлен 7-го и освящен 8 августа, в день начала массовых расстрелов, прокатившихся по всей стране в 1937 году. Соловецкий крест связал два наиболее памятных места крестных страданий российских новомучеников.

Несколько лет именно на Крестовоздвижение мастерская устанавливает крест, - начиная с Валаама, где в 2008 году был установлен 12-метровый крест на о. Чаячьем напротив Никольского скита. Это произошло в праздник прямо перед Всенощным бдением.

На следующий год было установлено два креста в один день: 7-ми и 9-метровый. Один в НовоГлаголево под Москвой, а другой в поселке Саперный рядом с Приозерском в Ленинградской области. Так началась традиция воздвигать крест на Крестовоздвижение.

Также мастерская создала крест для общины русских поморов в Норвегии, который они установили на своем кладбище. Были сделаны реконструкции намогильного и поклонного крестов, а также изготовлен дарственный крест от братии Соловецкого монастыря православной общине города Вардье.

Мастерская изготавливаются два типа крестов: поклонные большие и малые кресты, которые размещались традиционно над входом в дом, в помещение по четырем сторонам света, в молитвенном углу и т.д.

Электронный адрес Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря: [email protected]

    Кожокарь Г.Г. «Установка креста – дело соборное»

    Четверть века назад отец Иоанн (Крестьянкин) благословил основать на Соловках кресторезную мастерскую. Зачем? Об этом рассказывает главный кресторез архипелага Георгий Георгиевич Кожокарь.

    Кожокарь Г.Г. Крест. Школа отца Иоанна

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стоит у истоков возрождения Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Именно к нему за благословением и советами приезжали первые насельники обители. Он же благословил и создание Соловецкой кресторезной мастерской. Сегодня в день тезоименитства отца Иоанна о нем вспоминает главный кресторез Соловков Георгий Георгиевич Кожокарь

    Кожокарь Г.Г. Рождение Креста

    Личность Георгия Кожокаря, который много лет живёт на архипелаге и возглавляет кресторезную мастерскую, привлекает не только своей историей, но и особым отношением к выбранному делу. Газета «Северный рабочий» публикует интервью с ним о вере, смысле существования и символизме традиции кресторезания.