Коренные народы ленобласти. Коренные народы ленинградской области и их промыслы

Места, где стоит сегодня Санкт-Петербург, вовсе не были такими безжизненными до основания города, как принято считать. Напротив, эти земли, носившие гордое название Ижора и Ингерманландия, были домом для многих коренных племен.

Ижора

Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.

Существует много версий происхождения этого явно не исконно русского топонима. Согласно одной, «Ингерманландия» когда-то родилась из финского «inkeri maa», что означает «прекрасная земля». Это название дало имя реке Ижоре, а племена, которые населяли ее берега, получили имя «ижора». Другие историки, напротив, считают, что все началось с названия реки Ижоры, которое, судя по летописям, употреблялось еще при первых Рюриковичах: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Кто-то же вообще считает, что тут не обошлось без влияния жены Ярослава Мудрого, Ингигерды (Анны).

Судя по лингвистической близости языков, ижоры когда-то выделились из карельской этнической группы. Произошло это, судя по археологическим данным, не так давно - в первом тысячелетии нашей эры.

Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли. Поздние источники более подробны в описании, они даже дают ижорцам характеристику хитрецов и ловкачей.

После падения Новгородской республики и формирования Московского государства, началась активная русская колонизация этих земель, вплоть до смутного времени, когда Швеция присоединила Ингерманландию к себе. Тогда на эти территории хлынуло финское население, исповедовавшее лютеранство. Их потомки унаследовали протестантизм, получили название инкери или ингерманландцы и пошли по собственному пути культурного развития. Даже сегодня потомки инкери и ижорцев продолжают сторониться друг друга из-за разницы в конфессиях.

После основания Петербурга русское влияние на местные территории и народы вновь усилилось. Близость к Российской империи способствовала стремительной ассимиляции и обрусению. Уже к XIX веку ижорские деревни мало отличались от русских, а в результате расселения в сталинскую эпоху практически полностью утратили национальный элемент. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки сохранить ижорскую народность, но число носителей языка постоянно падает, а вместе с ним и шансы на выживание.

Водь

Окраины Петербурга – устье Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы когда-то населяло и ныне существующее племя водь. Правда, вопрос об их коренном статусе остается открытым: некоторые ученые видят в них переселенцев из Эстонии, которые пришли сюда в первом тысячелетии до нашей эры, другие – исконно местное население, предки которых заселили эти территории еще во времена неолита. Спорящие стороны солидарны в одном – водь, как в этническом, так и лингвистическом плане, находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами.

Так или иначе, во времена раннего средневековья, водь вместе с ижорами были коренными жителями Ингерманландии. Это мы знаем в основном из археологических культур, поскольку первые летописные упоминания о них относятся лишь к XI веку, а точнее к 1069 году. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород, очевидно, чтобы не платить городу дань. И проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского Княжества, а в смутный 1617 год и вовсе отошла Швеции.

Почти через столетие земли у устья Невы снова поменяли хозяев – Петр I смог отвоевать место для русского «окна в Европу». Правда, сама водь в этот проект не «вписалась» - при строительстве Петербурга многие коренные жители были высланы в Казань, а их место заняли русские жители, что еще больше ускорило ассимиляцию.

Сегодня этнических вожан, которые позиционируют себя как представители малого народа, практически не осталось. По сведениям переписи 2010 года, в местах их компактного проживания – деревнях Лужице и Краколье, до сих пор проживают лишь 64 представителя народа водь. И малочисленность – не единственная проблема. В ходе активного воздействия русской культуры, у них практически не осталось ничего самобытного: язык, носителей которого становится все меньше, фольклор, да некоторые элементы материальной культуры. Пожалуй, вот и все национальные сокровища древнего, но забытого народа.

Вепсы

Также известны как вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Сведений о них у нас немного. Историческая область их обитания – между Ладожским, Онежским и Белым озером. Их язык относится к финно-угорской группе, но вот из какого народа они выделились и где их историческая родина остается большой загадкой для ученых. Процесс отделения, по мнению исследователей, произошел лишь во второй половине I тысячилетия нашей эры. По крайней мере, этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.

Первые письменные свидетельства о вепсах предположительно встречаются в трудах готского историка Иордана, который в VI веке рассказывал о неком племени «вас». Арабский путешественник Ибн Фадлан в X веке писал про племя «вису», в этот же период историк Адам Бременский в Габсбургской хронике упоминает о народе vespe.

В русских летописях встречается этноним и топоним «весь», по всей видимости обозначавший край, населенный различными племенами и народностями. По мнению некоторых исследователей, скандинавские путешественники говорили именно о вепсах, описывая жителей загадочной страны Бьярмии.
Вепсы исчезают со страниц русских летописей довольно рано, в начале XII века. Несмотря на это, этот малочисленный народ существует, и по сей день. Кстати, его шансы на выживание значительно выше, чем у ижорцев или вожан. По сведениям летописи 2010 года, его представителей, проживающих на территории страны, оказалось более трех тысяч.

Петербург своей многонациональной пестротой обязан искусственному происхождению - из разных городов и стран сюда стекались строители, ученые и ремесленники, постепенно оседая на месте, которое совсем недавно было почти пустынным. Другое дело Ленинградская область. Здесь большая часть городов и поселений имеет многовековую историю, отголоски которой сохранились даже в названиях: Выборг, Тосно, Сертолово. День коренных народов, который с 1994 года по инициативе ООН отмечают в разных странах 9 августа, наполнен для Ленобласти особым значением.

Всех соберут в деревне

Здесь живут представители примерно пяти коренных народов, предки которых обитали на этой земле задолго до появления Петербурга. Сегодня их осталось совсем немного, но к сохранению их культуры, истории и традиций в 47 регионе относятся с большим вниманием - например, в феврале этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». «Национальная деревня станет живой энциклопедией, рассказывающей о народах, проживающих на территории Ленинградской области. К реализации этого проекта мы подключим молодежь, — сказал он. — Проект деревни будет хорошим подспорьем и для развития туристического потенциала региона». По оценкам губернатора, на создание нового культурного центра уйдет порядка двух лет. Проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Как рассказал корреспонденту сайт советник губернатора Ленинградской области по религиозным вопросам Вячеслав Санин , исчезающие народности региона сегодня можно пересчитать по пальцам. «Разумеется, почти все они относятся к финно-угорской группе - этим мы обязаны соседству с Карелией и Финляндией. Совсем немного осталось представителей народов водь и ижора. Чуть больше - вепсов, тихвинских карелов и ингерманландских финнов, - объяснил он. - Вполне вероятно, что фактически представителей этих народов больше, чем это отражено в статистике, но многие не вполне ассоциируют себя со своей народностью из-за низкой этнической самооценки или недостатка информации о собственных предках. Это одна из проблем, которые нам предстоит решить с помощью просветительской и музейной работы, а также фольклорных фестивалей, которые проводятся каждый год».

Исчезающая натура

Население Ленинградской области превышает 1,7 миллиона человек, 141 из 193 национальностей России представлены на территории региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 92,7% жителей региона считают себя русскими, 2% - украинцами, 1,1% - белорусами. Представителей малых народов значительно меньше, чем, скажем, цыган, финнов или узбеков. Например, ижорцами себя назвали 169 человек - 0,01% опрошенных, вепсами - 1380 человек (0,1%), а вожанами - всего 33 человека (0,002%).

Кстати, в Ленобласти сосредоточена половина всех представителей води в России. Еще 26 вожан живут в Петербурге и пять человек - в других городах. Между тем, в начале XVIII века вожан в России насчитывалось 13 672, в 1848 году их было 5148, в 1926 - 705, а в 2002 - 73. Примерно так же обстоят дела и с вепсами и ижорцами.

Вожане бережно относятся к своей истории. Фото: Сайт "Ингерманландия: водь и ижора"

Вожане Ленобласти сосредоточены в Кингисеппском районе, в деревнях Лужицы и Краколье (считается кварталом поселка Усть-Луга). Некоторые даже знают водский язык, который немного похож на эстонский и занесен в Красную книгу исчезающих языков. В летописях эта народность упоминается с 1069 года. Водь дала название Водской пятине Новгородской земли, расположенной между реками Волхов и Луга. В этом году впервые увидел свет самоучитель водского языка, изданный московским энтузиастом.

Ижорцы также проживают в Кингисеппском районе, в поселке Вистино. По переписи населения 2002 года 327 россиян называли себя ижорцами, из них 177 проживали в Ленобласти на Сойкинском полуострове. К 2010 году в регионе осталось 169 ижорцев. Как показывают опросы, на родном языке говорят многие из них. По звучанию он похож на финский и карельский.

Вепсы живут в России тремя отдельными группами между Ладогой, Онежским и Белым озерами: на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области. В Ленобласти они сосредоточены в Винницком, Вознесенском, Радогощинском, Алеховщинском и Пашозерском сельских поселениях. Согласно переписи населения 2002 года, в Ленобласти их было 2019 человек, а к 2010 году осталось 1380 человек. Вепсов в 1937 году коснулся сталинский террор: была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов обрушились репрессии. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны.

Где можно познакомиться

Один из крупнейших центров культуры малых народов в Ленобласти - Ижорский музей в поселке Вистино, который открылся в 1993 году. Здесь собраны уникальные предметы культуры и быта сойкинских ижор ХХ века. При клубе поселка Вистино действует ижорская песенная группа «Рыбачка», а в клубе деревни Горки - ансамбль «Шойкулан лаулут» (Сойкинские напевы). С 2003 года каждое лето на Сойкинском полуострове проходят праздники ижорской культуры. В 2006 году открылся мобильный «Музей коренных народов Петербургской земли», рассказывающий об истории и культуре ижор. Музей был представлен в Кунсткамере и показывает экспозицию во многих деревнях и городах Ленинградской области. Более 10 лет работает фольклорная группа «Корпи», в которой поют ижорцы. Она выпустила несколько профессиональных дисков («Inkerin kaiku», «День в Краколье») и десятки раз выступала на фестивалях.

Фольклорные фестивали всегда очень яркие. Фото: Сайт села Винницы

С историей вепсов познакомиться можно в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора, жители окрестных районов других национальностей. В этом году он состоялся в середине июля. На фестивале проходят конкурсы национального танца, костюма, конкурс «Вепсская краса». Кроме того, на базе Института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку.

Водский и ижорский праздники («Лужицкая складчина» и «Возрождая сохраняем») проводятся там, где проживают эти народы, - в деревне Лужицы и поселке Вистино. В программе «Лужицкой складчины» - рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе ее жителей, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 году на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг. С 2011 года каждое лето в деревне Краколье проходят краткосрочные летние школы водского языка, организованные тартуским Университетом. А в 2013 году в Лужицах открылся Водский музей, при котором создаются книжки о культуре народа.

А в Карелии сейчас проходят съемки фильма на вепсском языке «Рыба мала да уха сладка» («Kala - pen’, a keitmine - maged»), который посвящен традиционному для вепсов рыболовству. О древнем промысле расскажут герои фильма - вепсы из Подпорожского района Ленобласти, Бабаевского района Вологодской области и сел Карелии. Также в фильме покажут вепсских мастеров из деревни Ладва в Ленобласти, которые плетут мережи, вяжут сети, изготавливают дощатые лодки и знают все поверья, связанные с рыбалкой.

Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга

На территории Ингерманландии (западной части Ленинградской области), а также в близлежащих восточных землях существует множество малых этносов, которые медленно, едва заметно продолжают бороться с внешним миром за свое самоопределение, язык и традиции. Сама Ингрия - это квинтэссенция финно-угорских и, в меньшей степени, балтских племен, среди которых ижорцы, вепсы, водь, тихвинские и олонецкие карелы, финны, людики, эстонцы, ингерманландские финны. День Ингрии традиционно отмечается вместе с именинами Ирины/Инкери/Ингрид, считающейся святой покровительницей Ингерманландии (4-5 октября). Фактически эта дата - день рождения нашей земли, ставшей обитаемой задолго до пришествия сюда новгородцев и псковичей.

В Петербурге созданы организации (официальные и любительские), призывающие возродить некогда многочисленные народы Ингерманландии в самых лучших традициях. Их приверженцы называют себя регионалистами, лингвистами, географами и историками, которые не теряют энтузиазма и изучают давно умершие или едва оставшиеся в живых на территории области языки и культуры. И далее - кратко о каждом из народов.

Карелы (самоназвание karjalaižet) - финно-угорский народ, говорящий на карельском языке. Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (liügilaižet) и людиков (lüüdilaižet), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики - в Прионежской Карелии. Тверские карелы (tiverin karielaižet) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом. Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. В России насчитывается около 60 тысяч карел, в Финляндии они считаются частью финской нации и отдельно не выделяются, в прочих странах их проживает всего около 3 тысяч.

К художественным карельским промыслам относятся ткачество, вышивка, плетение из бересты, изготовление изделий из меха и кожи, обработка камня, металла и дерева, керамические изделия.

Вепсы (vepsläižed, устаревшее название - чудь) - финно-угорский народ, численностью не более 7 тысяч человек. Национальный язык - вепсский. Среди вепсов отличают три этнографические группы: северные, средние и южные. Традиционное занятие - пашенное земледелие; животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять был развит гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности.

Основные художественные промыслы вепсов: резьба по дереву, плетение из бересты, вышивка, ткачество, глиняная игрушка. Особенно у них почитается дерево: так в старину из изогнутого ствола березы вырезалась прялка - традиционный подарок невесте, жене, дочери, сестре. Многоцветная роспись и орнаментированная резьба украшали изготовленную из дерева посуду, домашнюю утварь и мебель. Из объемного капа выдалбливались ковши, из толстого ствола осины - челны-однодеревки. Древнейшим поделочным материалом для вепсов является береста. Из нее изготовляли солоницы, туеса, кошели, корзины, лапти.

Водь (самоназвание ваддялайзыд (vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) - малочисленный финно-угорский народ, коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. Говорят на водском языке. Численность в России составляет 64 человека в 2010 году, из них на родине, в Ленинградской области - 33 человека, в Петербурге - еще 26 человек. Численность води постоянно сокращалась в ходе войн, массовых насильственных выселений в военное и послевоенное время. Во время Великой Отечественной войны вся территория проживания води была оккупирована немецкими войсками. В 1943 году вожане были насильственно переселены из своих родных деревень в Финляндию. После заключения перемирия с Финляндией вожане были возвращены в СССР, хотя не получили возможности вернуться в свои деревни. Ситуация изменилась только после 1953 года. Однако уже с 1959 года представители этого народа не упоминаются в переписях, хотя водское население продолжало проживать во многих деревнях Ленинградской области, сохраняя свой язык и традиционную культуру.

Ижора (ижорцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) - финно-угорский народ, в древности - основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). Язык - ижорский, на нем говорят всего несколько сотен человек. Численность в России - всего от 500 до полутора тысяч человек. Фольклор ижоры известен по устному народному творчеству - песням-рунам сказителей-рунопевцев. Удивительно, что этот небольшой по численности народ сохранил в своей памяти общий с карелами и финнами эпос (известный широкому читателю как Калевала), отдельные части которого оказались известны только ижорским рунопевцам. Одна из самых известных ижорских сказительниц - Ларин Параске (Прасковья Никитина), проживавшая на рубеже XIX и XX века на Карельском перешейке. Также славился исполнением рун Онтропо Мельников.

Традиционные художественные промыслы ижоры в целом схожи с ремеслами других этнических общностей региона. Это строительство и украшение домов, лодок, предметов обихода. Среди ижор было немало прекрасных плотников: на продажу изготовлялись колеса, телеги, сани, прялки. Во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Работали гончары и плотники, однако нигде эти занятия не приобрели форм кустарной промышленности.

Для создания статьи были использованы следующие источники:
1. материалы Центра коренных народов Ленинградской области
2. материалы группы Вепсский край
3. http://kmn-lo.ru
4. каталог "Коренные малочисленные народы Ленинградской области", отв. редактор Т. Голованова
5. информационный центр Финноугрия http://www.finnougoria.ru
6. http://vedlozero.ru
7. http://ru.wikipedia.org

    Основная статья: Ленинградская область Территория Ленинградской области в начале XIII века Древнейшие следы пребывания человека на территории Ленинградской области относятся к эпохе мезолита. Н … Википедия

    Ленинградская область субъект Российской Федерации, расположенный на северо западе европейской части страны. Территория 83 900 км², что составляет 0,5 % площади России. По этому показателю область занимает 39 е место в… … Википедия

    Ленинградская область Россия … Википедия

    Является символом Ленинградс … Википедия

    В состав Ленинградской области входят 32 города: Название Прежнее название Муниципальное образование Население, чел. Основан Статус города Герб Координаты Бокситогорск Бокситогорский район 16 585 1929 1950 … Википедия

    Координаты: 59°20′00″ с. ш. 30°05′00″ в. д. / 59.333333° с. ш. 30.083333° в. д … Википедия

    Координаты: 60°42′33″ с. ш. 28°44′39″ в. д. / 60.709167° с. ш. 28.744 … Википедия

    Подпорожский муниципальный район Герб Флаг … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ломоносовский район. Ломоносовский муниципальный район Герб … Википедия

    Бокситогорский муниципальный район Герб Страна … Википедия

Книги

  • Картежник , Святослав Логинов. «Одиноки ли мы во Вселенной?» - над этим вопросом многие кипучие умы чуть не сломали свои буйные головы. И выходит, зря. Лучше бы они тратили свои силы на что-нибудь другое. Ведь подлые…
  • Картежник , Святослав Логинов. `Одиноки ли мы во Вселенной?` - над этим вопросом многие кипучие умы ломали свои буйные головы. И, выходит, зря. Лучше бы они тратили свои силы на что-нибудь другое. Ведьподлые инопланетники,…

Места, где стоит сегодня Санкт-Петербург, вовсе не были такими безжизненными до основания города, как принято считать. Напротив, эти земли, носившие гордое название Ижора и Ингерманландия, были домом для многих коренных племен.

Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.

Существует много версий происхождения этого явно не исконно русского топонима. Согласно одной, «Ингерманландия» когда-то родилась из финского «inkeri maa», что означает «прекрасная земля». Это название дало имя реке Ижоре, а племена, которые населяли ее берега, получили имя «ижора». Другие историки, напротив, считают, что все началось с названия реки Ижоры, которое, судя по летописям, употреблялось еще при первых Рюриковичах: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Кто-то же вообще считает, что тут не обошлось без влияния жены Ярослава Мудрого , Ингигерды (Анны).

Судя по лингвистической близости языков, ижоры когда-то выделились из карельской этнической группы. Произошло это, судя по археологическим данным, не так давно - в первом тысячелетии нашей эры. [С-BLOCK]

Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли. Поздние источники более подробны в описании, они даже дают ижорцам характеристику хитрецов и ловкачей.

После падения Новгородской республики и формирования Московского государства, началась активная русская колонизация этих земель, вплоть до смутного времени, когда Швеция присоединила Ингерманландию к себе. Тогда на эти территории хлынуло финское население, исповедовавшее лютеранство. Их потомки унаследовали протестантизм, получили название инкери или ингерманландцы и пошли по собственному пути культурного развития. Даже сегодня потомки инкери и ижорцев продолжают сторониться друг друга из-за разницы в конфессиях.

После основания Петербурга русское влияние на местные территории и народы вновь усилилось. Близость к Российской империи способствовала стремительной ассимиляции и обрусению. Уже к XIX веку ижорские деревни мало отличались от русских, а в результате расселения в сталинскую эпоху практически полностью утратили национальный элемент. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки сохранить ижорскую народность, но число носителей языка постоянно падает, а вместе с ним и шансы на выживание.

Окраины Петербурга - устье Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы когда-то населяло и ныне существующее племя водь. Правда, вопрос об их коренном статусе остается открытым: некоторые ученые видят в них переселенцев из Эстонии, которые пришли сюда в первом тысячелетии до нашей эры, другие - исконно местное население, предки которых заселили эти территории еще во времена неолита. Спорящие стороны солидарны в одном - водь, как в этническом, так и лингвистическом плане, находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами.

Так или иначе, во времена раннего средневековья, водь вместе с ижорами были коренными жителями Ингерманландии. Это мы знаем в основном из археологических культур, поскольку первые летописные упоминания о них относятся лишь к XI веку, а точнее к 1069 году. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород, очевидно, чтобы не платить городу дань. И проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского Княжества, а в смутный 1617 год и вовсе отошла Швеции. [С-BLOCK]

Почти через столетие земли у устья Невы снова поменяли хозяев - Петр I смог отвоевать место для русского «окна в Европу». Правда, сама водь в этот проект не «вписалась» - при строительстве Петербурга многие коренные жители были высланы в Казань, а их место заняли русские жители, что еще больше ускорило ассимиляцию.

Сегодня этнических вожан, которые позиционируют себя как представители малого народа, практически не осталось. По сведениям переписи 2010 года, в местах их компактного проживания - деревнях Лужице и Краколье, до сих пор проживают лишь 64 представителя народа водь. И малочисленность - не единственная проблема. В ходе активного воздействия русской культуры, у них практически не осталось ничего самобытного: язык, носителей которого становится все меньше, фольклор, да некоторые элементы материальной культуры. Пожалуй, вот и все национальные сокровища древнего, но забытого народа.

Также известны как вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Сведений о них у нас немного. Историческая область их обитания - между Ладожским, Онежским и Белым озером. Их язык относится к финно-угорской группе, но вот из какого народа они выделились и где их историческая родина остается большой загадкой для ученых. Процесс отделения, по мнению исследователей, произошел лишь во второй половине I тысячилетия нашей эры. По крайней мере, этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.

Первые письменные свидетельства о вепсах предположительно встречаются в трудах готского историка Иордана, который в VI веке рассказывал о неком племени «вас». Арабский путешественник Ибн Фадлан в X веке писал про племя «вису», в этот же период историк Адам Бременский в Габсбургской хронике упоминает о народе vespe. [С-BLOCK]

В русских летописях встречается этноним и топоним «весь», по всей видимости обозначавший край, населенный различными племенами и народностями. По мнению некоторых исследователей, скандинавские путешественники говорили именно о вепсах, описывая жителей загадочной страны Бьярмии. Вепсы исчезают со страниц русских летописей довольно рано, в начале XII века. Несмотря на это, этот малочисленный народ существует, и по сей день. Кстати, его шансы на выживание значительно выше, чем у ижорцев или вожан. По сведениям летописи 2010 года, его представителей, проживающих на территории страны, оказалось более трех тысяч.