Каменный поклонный крест. Русские поклонные кресты

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ8 (2012)

Кто имеет право установить поклонный крестОтвечает клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Андрей Рахновский

Установка поклонных крестов - не только российская, а общехристианская традиция, которой многие сотни лет. Специалисты говорят, что на Руси поклонные кресты вблизи сел и городов, на развилках дорог существовали ещё до татаро-монгольского нашествия. Кресты бывают придорожные, памятные, то есть отмечающие особые события, благодарственные, поминальные. Причины для установки могут быть разными, но духовная суть одна - молитва, благодарность Богу. По словам святых отцов, поклонный крест - это духовный щит от врагов видимых и невидимых, часовой, лествица, которая соединяет молящегося с Небом. Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Установка совершается по благословению епископа или лица, которое епископ уполномочил такое благословение давать (это может быть и приходской священник).

- Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим. И верим мы - в Бога, для спасения души, а не вопреки дьяволу.

Появились еще в апостольские времена и обозначали просвещение той или иной земли светом и учения Христа. На Руси благочестивый обычай установки несколькими столетиями позже и получил особенное распространение в период татаро-монгольского нашествия.
Уже тогда воспринимался не только как сакральный символ, но и имел вполне практическое приложение – например, охранительную функцию.

Что представляют собой поклонные крестыВ большинстве случаев поклонные кресты изготавливаются из дерева, реже – из металла. Поскольку крест должен быть хорошо с большого расстояния, его габариты достаточно велики – начиная от 2 и более метров в высоту. Иногда крест устанавливают на особом постаменте - своеобразной горке, насыпанной из камней и символизирующей Голгофу и распятие Иисуса Христа. Чем отличаются поклонные крестыКак в прежние времена, так и сейчас, установка поклонного креста в любом месте имеет свою символику и глубокий смысл. Часть крестов устанавливаются, как или обетные. Их создатели хотят поблагодарить Бога за чудесное выздоровление, рождение долгожданного ребенка или любую другую неожиданную, а порой и невозможную милость.

Бывают случаи, когда поминальные кресты устанавливаются там, где совершались массовые убийства. Один из таких крестов установлен на Бутовском полигоне. Он был вырезан и привезен туда с Соловков в память о всех невинно пострадавших в период репрессий.

Соловецкий крест был изготовлен в Кресторезной палате Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Он достигает 12,5 м в длину и 7,6 м в ширину.

Межевые кресты возводятся вдоль дорог. Их основное назначение – возможность помолиться вдали от и получить благословение на дальнейший путь. На Руси, а позже и в Российской Империи, их всегда устанавливали при въезде в населенный пункт, на перекресте дорог или даже государственной границе.

В последнее время на дорогах все чаще приходиться сталкиваться с еще одной разновидностью крестов - поминальными. Они устанавливаются в месте внезапной гибели людей в память о них и в надежде, что верующие, видя этот крест, помолятся о душе усопшего.

Приметные кресты в современной России чрезвычайно редки. По обычаю, их устанавливали в качестве ориентира для моряков. Такие кресты сильно превосходили габаритами все прочие и достигали 10-12 метров в длину.

Один приметный крест сохранился до сегодняшнего дня – любой может увидеть его, проплывая мимо Святой горы Афон.

Кресты, которые часто использовались в обиходе любого верующего – надвратный и настенный. Один водружался над входом в жилище, второй располагали на стене дома.

Последняя разновидность поклонных крестов – те, что устанавливают на месте утраченного храма. Правда, в последнее время все больше возводимых крестов имеют совсем противоположный смысл и закладываются не только там, -то был храм, но и там, где его обязательно планируют построить. Главное, чтобы их никто больше не разрушал.

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

"Крест - хранитель всей вселенной"

Увековечение памятных Церкви мест уходит корнями в древний Иерусалим, где храмы, часовни и святые места напоминают о наиболее значимых, в истории Церкви, событиях. Так были некогда воздвигнуты храм Соломона (ныне не существует), храм Рождества Иисуса Христа, часовня Гроба Господня, Стена Плача и т.п. Эта традиция была почерпана Русской Православной Церковью у Византии еще в Х в. н.э. и сохраняется по сей день.
Традиция установки поклонных крестов на Руси существовала издревле. Поклонный крест мог ставиться в любом месте (чаще на возвышенном) по различным причинам: в случаях переселения деревни (на старом месте и на том, которое хотят заселить), на перекрестках дорог и за селением (как знак родовых границ), на курганах.

В истории раскола Русской Православной Церкви XVII в. наблюдается разное отношения к восьмиконечному кресту противоборствующих сторон. Последователи реформ патриарха Никона (имевшие прокатолическую ориентацию) резко отрицательно относились к сему древнему Православному изображению креста и даже наложили на восьмиконечное (в древности - "осьмиконечное") изображение анафемы (проклятия). Сторонники древнего Православия (старообрядцы или староверы) напротив, с особой ревностью хранили "осьмиконечный крест" и относились к нему, как к символу чистоты веры. Со временем отношение новообрядцев ко кресту изменилось. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 г. анафемические клятвы (проклятия) были отменены. Старообрядцы же по сей день не изменили своего благоговейного отношения к восьмиконечному кресту, считая его символом торжества Православия.
… В подножье креста уложили камни так, чтобы получилась небольшое возвышение. Это каменное возвышение в Православии символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос.
… Крест было решено устанавливать большего размера, т.к. первый из отдаленных точек центра города не был заметен на сопке. Его размер был более 7 метров в высоту, изготовлен из бруса 20х20 см.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь.
- Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.

Восьмиконечный крест - самый распространенный в России, традиционный для нее. Вот как он выглядит. Над средней, самой длинной перекладиной этого креста находится короткая перекладина, а под ней - короткая косая, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский», нижняя - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором реально был распят Иисус, поэтому он уже не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов его означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Тот конец, который указывает вверх, - символ пути в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что c его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на нем изображен распятый Христос, крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик издревле считался самой мощной защитой от всякого зла - как видимого, так и невидимого.
Семиконечный крест. Верхняя перекладина одна и косое подножие, имеющее глубокий мистический и догматический смысл.

До пришествия Христа священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, который освящался, как это и сейчас делается у христиан, через миропомазание. Значит, крестное подножие - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя, добровольно заплатившего своей смертью за чужие грехи. Подножие Святого креста открывает одну из его таинственных сторон. У пророка Исаии, за сотни и сотни лет до рождения Христа, читаем, как говорит сам Господь своему избраннику: «Прославлю подножие ног Моих» (Исх. 60, 13).

Семиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма, подобные кресты воздвигались на куполах русских храмов. И именно такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Шестиконечный крест. Это - тоже один из самых древних русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что «между двоих разбойников мерило праведное обретется». Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что «сегодня же» он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

Чаще всего воздвигали высокие (до 9-10 метров в высоту} деревянные восьмиконечные кресты, а также так называемые трехчастные (голгофские) кресты с копием и тростью, к которым по чтимым церковным праздникам православные шли крестными ходами для молитвы и поклонения. Нередко на месте водружения креста впоследствии воздвигали часовни и храмы, ведь с освящением креста освящается и защищается от всего нечистого сама местность.

Поклонный крест изготовлен из бруса лиственницы длиной 6 метров (1,5 м - в земле и 4,5 м - над землей). Надпись "Спаси и сохрани" сделал Александр Быстрых, руководитель творческой мастерской Серовского металлургического завода.

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток . В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу , на которой был распят Господь Иисус Христос .

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен , особенно сродны они открытым часовням-столбам . Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах - равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным .

Поклонные кресты ставятся в разных - чаще возвышенных - местах. Например, в случае переселения деревни - на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный .

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели "крышу" из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами . В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной

Крест у дороги

В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий, вдоль автотрасс в местах аварий и даже в честь создателей танка Т-34.
Но в чем подлинный смысл поклонного креста? И чем поклонный крест отличается от креста обетного или миссионерского? В этом пытался разобраться корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.


Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.
По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».


В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище


Крест как призыв
Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.

В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов Бутовского поклонного креста, руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».

Поклонный крест соловецким узникам


При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004