Эдуард лимонов в терновом венце революций. «Терновый венец революции

Приведшего к свержению самодержавной монархии и последующему убийству царской семьи, разрушению многовековой русской государственности.

С горечью надо признать, что революцию сделали не только инородцы, иностранные агенты и масоны, тут постарались все: предприниматели-миллионеры, «великокняжеская фронда», государственные сановники, парламентская элита, либеральные дворяне, деятели земского движения, великосветские дамы, разносившие по салонам сплетни о царской семье, генералы и даже монархисты (М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, В.М. Пуришкевич и др.).

Что касается охранительных, монархических (правых) партий, то они не смогли оказать февральскому хаосу хоть какое-то организованное сопротивление. Происходящие события были встречены ими в состоянии глубокого уныния и с осознанием собственной обреченности. Здесь сказалась и отчужденность монархистов от правительства, которое их чуралось, и установка на то, что именно государственная власть должна стать контрреволюционной силой, а они ей в этом только помощники, как это происходило в ходе революции 1905 года. Но ответственные лица во власти состояли в заговоре против самодержавия, как им можно было помочь?

Трагизм положения правых усиливался тем, что, утратив к 1917 году поддержку широких народных масс, они прекрасно видели надвигавшуюся революционную бурю, свое поражение и предстоящий печальный итог деятельности либеральной оппозиции: крах имперской государственности. Был еще один важный момент, который правые осознали лишь в эмиграции, как пишет доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов: «Разразившаяся в 1917 году революция, в отличие от революции 1905 года, проходила под национальными, патриотическими знаменами. Если творцы революции 1905 года, начавшейся во время русско-японской войны, придерживались пораженческих настроений и антипатриотической риторики, то "герои Февраля" взывали к патриотизму, войне до победного конца и ликвидации "немецкой" династии, якобы мешавшей торжеству русских национальных интересов. Учтя прошлые ошибки, лидеры либеральной оппозиции сумели разыграть патриотическую карту, лишив правых их главного козыря - монополии на патриотизм. Патриотическая риторика позволила либеральной оппозиции (в отличие от времен первой российской революции) установить тесный контакт с высшими чинами армии и привлечь их на свою сторону».

Монархия пала не потому, что были сильны ее враги, а потому, что были слабы ее защитники

Правые оказались пророками, и либералы, пришедшие к власти, действительно продемонстрировали полную неспособность к государственному управлению. Своим самым первым приказом Временное правительство сразу деморализовало армию, а оставшиеся без государя Николая Александровича полководцы стали проигрывать войну; затем начала разваливаться экономика государства, закрывались производства, появилась дикая инфляция, перебои со снабжением продовольствием; после потери сильной власти в центре государства на окраинах начались сепаратистские настроения - империя разваливалась. Как вспоминает очевидец, первый глава Временного правительства князь Г.Е. Львов всего за несколько месяцев своего руководства страной превратился в больного старика. Поэтому можно утверждать, что монархия пала не потому, что были сильны ее враги, а потому, что были слабы ее защитники.

Даже Святейший Синод приветствовал Февральскую революцию и призвал молиться за «благоверное» Временное правительство. Во власти не оказалось людей, способных противостоять натиску революции. Не нашлось мужественных заступников, которые бы душой и сердцем поддержали опору и защиту русского самосознания - Российскую империю.

Обольщение «лучшим будущим»

Однако Февральский переворот явился лишь верхушкой айсберга - апофеозом глобальной русской катастрофы. Как сказал Сергей Кара-Мурза, Февральская революция «завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи».

Вытравливание из сердца народа русского духа и имперского сознания шло постепенно. После убийства императора Павла, затем восстания декабристов в течение всего XIX столетия в стране происходил ползучий переворот русского миропонимания, в наших людях медленно убивали русскость - жизнь сердца со Христом. Через журналы и газеты, живописные полотна беспрерывно продолжалась невидимая борьба за душу, совесть и разум народа. Средства массовой информации, как сейчас принято говорить, расшатывали веру людей во власть, государство и царя. Постепенно произошла десакрализация власти и утрата народом доверия к самодержавию, а затем последовал страшный русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Самое печальное, что особенную роль в устроении кровавого хаоса сыграли наши великие русские литераторы. О чем и хочется коротко сказать.

В начале XIX века вольнодумством увлекались почти все. В то время Европа переживала великое потрясение французской революцией. Русская интеллигенция вслед за Западом бредила свободой, равенством и революцией. За убиением французского короля последовало цареубийство в России: от руки заговорщиков погиб император Павел. Восстание казалось чем-то спасительным и доблестным.

Гений Пушкина победил соблазн века сего. Поначалу, приобщившись к этому недугу, поэт воспевал свободу саморазнуздания и безверия, но затем поборол эти духовные наваждения и показал «русской интеллигенции, как их можно и должно преодолевать... [Он] силою своего ясновидящего воображенья постиг природу революции, ее отвратительное лицо и ее закономерный ход и выговорил все это с суровой ясностью, как вечный приговор» (Иван Ильин).

Крамской И.Н. Портрет Софьи Крамской, 1869 Но, как это обычно бывает, пророк остался не услышанным в своем Отечестве. И хотя некоторые русские литераторы последующих поколений вслед за Пушкиным предупреждали об опасностях всесвободы, как, например, Достоевский и Тютчев, написавший: «Революция - прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; это ее особенный отличительный характер», но многие писатели, даже не отдавая себе отчета в том, что они творят, завораживали умы соотечественников всемирным обольщением революционной перекройки мира «во имя всеобщего блага».

Сойдя со страниц романов в обыденную реальность, в России появились «тургеневские барышни». Героини Тургенева, мечтательно-романтические, готовые идти на самопожертвование ради «идеи», при всей своей хрупкой женственности обладали, как правило, решительным и сильным характером. Ставя перед собой цель и преодолевая преграды, они порой достигали много большего, чем мужчины их круга. Яркие образы этих героинь постепенно отравляли сознание русских женщин, взращивая в душах злокачественные семена эмансипации, и со временем многие их них превратились в ярых революционерок. Лев Толстой однажды заметил: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Глядя на прошлое уже из ХХ века, П.А. Кропоткин утверждал: «...если русская женщина сыграла такую великую роль... во время последнего 50-летия нашего освободительного движения, то для нас, людей этого поколения, нет сомнения в том, что весьма многим мы обязаны Тургеневу».

«Надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху» читателям

В 1860 году в лондонском «Колоколе» Герцена в письме из России за подписью «Русский человек», авторство которого приписывают Чернышевскому или кому-то близкому к нему, прозвучал призыв: «К топору зовите Русь!» А критик Добролюбов наставлял одного из друзей в переустройстве мира к лучшему: «Чтобы возбудить это воздействие хоть в той части общества, какая доступна нашему влиянию, мы должны действовать не усыпляющим, а самым противным образом. Нам следует группировать факты русской жизни, требующие поправок и улучшений, надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху - до того, чтобы противно стало читателю всё это богатство грязи и чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: "Да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше". Вот чего надобно добиться, и вот чем объясняется и тон критик моих, и политические статьи "Современника" и "Свистка"». Это никому ничего не напоминает?

В начале ХХ века уже вся русская интеллигенция, и творческая в особенности, чувствовала себя причастной революции.

О Льве Толстом «как зеркале русской революции», вероятно, знают все. Хотя, безусловно, так однозначно говорить о столь грандиозной личности и великом художнике слова несколько примитивно. Но данный свыше творческий дар надо не только преумножить, но и пронести достойно до конца дней своих, а Толстой свой дар в итоге употребил на дело разрушительное. Кстати, стоит вспомнить, что однажды, еще молодым офицером, в 1855 году, в своем дневнике, между пометками о карточных долгах, он записал: «Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». Самое поразительное, что ведь осуществил это! Через проповедь опрощения, непротивления злу такую душевную смуту на Руси поднял!.. Особенно много он оторвал от Христа молодежи и привел ее к огромной крови и великому насилию в начале ХХ века. Вот уж воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Гениальный Чехов устами своих героев пел русским читателям «о постылой доле и неведомом счастье, песню, надрывающую душу тоской и заставляющую трепетать от неизъяснимых предчувствий». Заметим, что всегда чем-то недовольным, рефлектирующим чеховским персонажам никогда не приходит в голову благодарить Бога за то, что Он устроил такой чудесный мир, за солнце над головой, за прекрасную землю под ногами, просто за возможность свободно жить и дышать вольным воздухом. А этого, как показало недалекое будущее, уже не так мало для счастья.

Туманный морок на протяжении столетия кружил голову русской нации. Причем самыми трезвомыслящими и стойкими в этом духовном омуте оказались крестьяне, люди из простого народа. Они долгое время сопротивлялись соблазну утопического переустройства жизни на земле. Хотя кое-где вспыхивали крестьянские беспорядки, однако интеллигентов-народовольцев, призывающих на бунты, сельские жители сдавали в околоток. «Хождение» революционной молодежи в народ оказалось бесплодным. Думается, что простых русских людей от пагубной прелести хранила сердечная православная вера - чувство жизни под Богом - и значительная отдаленность от европейски просвещенной элиты, уже во многом утратившей свою национальную суть. Ведь для русского человека истинной ценностью всегда являлась возможность подвига, западное же стремление к комфорту играло у нас очень незначительную роль.

«Боже! Прости меня!»

Александр Блок После сокрушительных революционных переворотов ХХ столетия «предчувствующих» писателей и поэтов, принявших новый порядок или не захотевших покинуть Россию, как и весь народ русский, в конце концов впавший в соблазн устроить рай на грешной земле, ожидала трагическая судьба. Но Бог все оборачивает во благо. Так тяжкие страдания и осознание своих заблуждений привели множество людей к покаянию и обращению ко Христу. Вспомним всего лишь два имени: Александр Блок и .

Приведем здесь свидетельство Надежды Павлович об Александре Блоке. Воспевая революцию в поэме «Двенадцать» и других своих произведениях, поэт заблуждался совершенно искренне, но когда осознал это, то пережил такое глубочайшее раскаяние, какое мало кто из верующих испытал. И пережить осознания своего падения поэт не смог - умер; как сказал очевидец: он сгорел. Валерий Коновалов пишет, что, по свидетельству поэтессы Надежды Павлович, оптинский старец Нектарий на ее вопрос о судьбе Александра Блока, который перед смертью громко кричал: «Боже! Прости меня!», после долгой молитвы ответил: «Напиши матери Александра, чтобы она была благонадежна: Александр - в раю».

Сергей Есенин в детстве был искренне верующим, пел в церковном хоре, исповедовался у священника, воспевал в юношеских стихах русского кроткого Спаса-Христа. Приехав в Санкт-Петербург и став знаменитым, он закружился в городских соблазнах, которым не смог противиться. А затем впал в революционное наваждение. В 1917 году крестьяне вообще везде бунтовали и «озорничали», то есть занимались грабежом, а обезумевший от «отравившей всех свободы» крестьянский поэт Есенин впал в самообольщение, вообразил себя пророком и написал поэму «Инония». «Обещаю вам град Инонию, / Где живет божество живых». Очевидное, описанное в Библии грехопадение. Ведь диавол обольстил праотцев именно тем, что, взяв запретный плод, они станут «как боги». Однако в этой поэме есть совсем ужасное: «Тело, Христово тело выплевываю изо рта». Блоку Есенин объяснил, что эти слова написаны не из кощунства, а потому что «не хочу страдания, смирения, сораспятия». Хотя все это пережить пришлось, когда поэт опомнился. Однако отметим: слов о том, что Есенин совершил это кощунство в реальности, у Блока в записной книжке нет.

Сергей Есенин Но все-таки - и это главное - Есенин не усыпил в себе совесть, в его душе не потухла искра Божия, которая всегда напоминала о грехах и покаянии. Это приносило ему страдания, но помогло остаться человеком. Очень скоро он сказал о революционерах: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». Есенин преодолел это наваждение и пришел к убеждению, что без Бога он ничто. «Всё от Бога. Поэзия и даже твои танцы», - говорил он Айседоре Дункан.

Совесть побуждала поэта к покаянию. Это выразилось в его творчестве 1924-1925 годов, то есть последних лет жизни. «Ты прости, что я в Бога не верую // - Я молюсь Ему по ночам». Пишет он так, потому что тогда открыто верить в Бога было запрещено, и действительно, люди молились втайне ночью. Творчество Есенина этого времени исповедально и покаянно, что обозначено строчками: «Годы молодые с забубенной славой, // Отравил я сам вас горькою отравой». О своей исповедальности поэт говорил писателю В. Рождественскому: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».

В том-то и состоит феномен Есенина, что, как пишет Игорь Евсин , «благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению поэта-эмигранта Георгия Иванова, "два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего..."». «На любви к Есенину, - продолжает Иванов, - сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка, и пятидесятилетний белогвардеец».

В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось. Грядущую гибель Сергея Александровича предсказал его близкий друг поэт Николай Клюев. «Ты, обреченный на заклание за Россию... радуйся закланию своему...» - написал он в письме к Есенину. Сам поэт в последний год предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой...» - говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался поэту В. Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!» Однако поэт не покинул Родину, хотя спокойно мог спасать свою жизнь, как многие другие, в Европе или Америке. Только написал пророчески: «Дайте мне на родине любимой, // Все любя, спокойно умереть».

Истинная любовь жертвенна. Многие считают, что, инсценировав самоубийство, Есенина погубили те, кто ненавидел Россию. «Казненный дегенератами» - так называлась статья известного писателя Б. Лавренева, вышедшая сразу после гибели Есенина. А великая Россия никогда не забывала своего певца.

«А поезд все шел и шел...»

Иван Шмелёв Февральский переворот стал драмой и для самого «распрерусского» художника слова Ивана Шмелева . Он также до самого дна выпил горькую чашу расплаты за очарование революционной утопией.

Рассказы Шмелева появляются в печати в начале XX столетия. Всероссийскую известность принесла ему повесть «Человек из ресторана», связанная, как и многие предыдущие произведения, с событиями революции 1905 года. Шмелев входит в круг демократических литераторов того времени. Вступает в товарищество «Книгоиздательство писателей в Москве» (1912-1923), которое объединяло авторов, группировавшихся вокруг литературного кружка «Среда». На события Первой мировой войны писатель отзывается сборником рассказов «Суровые дни», где пишет, что война - это зло для народа. В Февральской революции он сначала видит победу передовых идей.

Изучая жизнь Ивана Шмелева, понимаешь, что было главным общим заблуждением интеллигенции, «причастной революции». В самом начале своего творческого пути Шмелев, как и многие русские писатели, верил в справедливость и равноправие, а вокруг себя видел только униженных и оскорбленных. Революционеры изображались им в романтическом ореоле. Но когда в реальности случилось встретиться с революционными героями, он прозрел.

Временное правительство сразу же амнистировало всех политзаключенных. В Омск и Челябинск за ними был отправлен эшелон, к нему присоединилась группа московских писателей, с которыми в качестве корреспондента «Русских ведомостей» поехал и Иван Шмелев Его начальные путевые очерки - в явно мажорной тональности, в них чувствуются надежды на новое, светлое будущее, символами которого для него были красные флаги и благородные лозунги, приветствующие освобожденных из Сибири. Митинги и остановки вдоль Волги имели возбужденный, веселый характер. Но, приглядываясь к народу, пришедшему встречать поезд, дабы услышать разъяснения произошедших в России событий, Шмелев отмечает, что люди не понимают революционеров. Их листовки были написаны на заумном языке, странными для простого человека словами «референдум», «инициатива», «пропорциональное представительство»... На одной из станций какой-то парень сказал: «По-немецки пишут, без понятия». И порвал листовку.

Чем дальше в Сибирь уходил поезд, тем менее приветливыми и дружелюбными становились люди. Поскольку с политическими заключенными были освобождены и уголовные, там начались преступления и безнаказанные грабежи. В Иркутске поезд наполнился политическими и их семьями. На остановках во время хаотичных митингов тон речей освобожденных становился агрессивным и мстительным. И здравый смысл, чувствительное сердце и художественное чутье Шмелева восставали против ненависти и клокочущей злобы в речах возвращавшихся политических заключенных. Иногда говорились просто глупости. Ольга Сорокина, автор жизнеописания Ивана Шмелева, рассказывает это так: «Один ткач из Иваново-Вознесенска, бывший член Думы, орал на станции мужикам и солдатам: "Берите землю у помещиков-кровопийцев и ломайте ноги всем, которые будут к вам идтить в шляпах и брюках". Шмелев и его коллеги были просто поражены. Почему нужно было ломать ноги непременно тем, кто в брюках? Оратор сам был в брюках. И с каких пор в Сибири были помещики?»

На одной из станций пасхальным снежным утром, христосуясь с солдатом, Шмелев узнал, что здесь этой святой ночью было совершено зверское убийство: солдат, вернувшийся с фронта, был зарезан со всей семьей шайкой каторжан. В репортажах писателя впервые зазвучали нотки дисгармонии, сомнения: готова ли Россия принять революцию и свободу? Профессор А.В. Карташов в статье «Религиозный путь Шмелева» отметил именно этот момент как поворотный пункт в переоценке писателем революции.

Духовные причины революций кроются в неумении и нежелании людей благодарить Бога за даруемую Им жизнь и принимать ее такой, какая она есть. А стремление и всяческие потуги перекроить ее по-своему усмотрению заканчивались на протяжении всей истории человечества крахом. Даже такой сердечный, светлый человек и писатель, как Иван Шмелев, смог понять это только через собственную трагедию. Ужасы голода в Крыму, гибель единственного сына, потеря Родины... И если до революции в окружающей жизни он замечал лишь обездоленных и несчастных, то уже в эмиграции, наблюдая вокруг множество довольных собой буржуа и оглядываясь в прошлое, он увидел в русских простых добрых людях - православных христианах - душевную чуткость и исходящий от них внутренний свет.

В России февралисты-западники были разрушителями ее православной веры, славной истории, старинных обычаев и устоев. Эта их борьба с Российской империей продолжалась и за границей. Об этом свидетельствует и эмигрантская творческая судьба Ивана Шмелева. В Париже его неохотно печатали «левые» издательства и плохо принимала, замалчивала выход новых произведений своя же критика, потому что он воспевал матушку-Русь.

Действие Божие и отклик на него души человека - именно эти два фактора творят историю

Даже из этих немногих примеров видно: всякая революция как дело, направленное против Божественных установлений, - это изначальный проигрыш абсолютно всех, начиная с ее руководителей и заканчивая последним бойцом, потерю которого никто никогда не заметит. Еще со времени Великой французской стало понятно: любая революция поедает своих детей. Люди участвуют в ней, кровь проливают, а потом появляется «деспот» и отправляет их на гильотину.

Хотя, как можно наблюдать по последним революционным переворотам на Украине, их создают не только обстоятельства - народный грех, перелившийся через край Божиего терпения, затем уже низы, которые не хотят, и верхи, что не уступают, измена, трусость и обман. Этими страшными процессами кто-то управляет извне и изнутри. Поэтому очень скоро вождей смуты убирают «затейники революции», чтобы поставить «своих деспотов».

Только у нас эти номера не проходят. Потому что, помните, что говорил русский немец Миних? Россия управляется непосредственно Самим Господом Богом. Смеем надеяться, что и народ наш русский за время перенесенных страданий ХХ столетия и последней «бескровной» революции 1991 года чему-то да научился.

В завершение хочется вспомнить размышления иеромонаха Серафима (Роуза), американца, русского по духу. Он писал, что история человечества должна развиваться постепенно и поступательно, сообразуясь с жизненными реалиями. Ибо истинной причиной ее изменений являются душа и Бог: действие Божие и отклик на него души человека. Эти два фактора творят историю, а все остальное: смены формаций или экономик, подписанные договоры, недовольство масс - лишь последствия их взаимодействия.

Россия опять стоит перед выбором: Божий зов «гласа хлада тонка» и вековечный соблазн «Делай, что хочешь!» Куда устремится русская душа? Очень хочется верить, что к открывшимся ей небесам.

Желающие могут заглянуть в учебную и научную литературу и увидеть, что в российской модернизации XIX – начала XX века целый ряд обязательных черт данного процесса, безусловно, присутствовал. Особенно это касается экономической и социальной сфер. Развитие политической и духовной областей жизни российского общества сильно отставало.

Представляется, что в последние десятилетия XIX и первые десятилетия XX века цивилизационные различия России и ведущих европейских стран становятся не только существенными, но и приобретают характер цивилизационного отставания. Если в предшествующие исторические периоды мир не был столь тесен, то к началу XX века он оказался поделен. В плане качественных показателей социально-экономического развития на протяжении более чем 50-60 лет страна фактически топталась на месте. Отставание в политической модернизации предопределило внутреннюю слабость страны. Любое отставание, любой изъян в государственно-политическом устройстве, в социально-экономических отношениях мог оказаться причиной поражения в войне за передел мира. А уклониться от этой войны между самыми сильными державами (главным было противоречие между Германией и Англией) у российских правителей не хватило интеллекта.

Главным богатством страны была огромная территория. Земля, леса, полезные ископаемые, запасы пресной воды – ко всему этому потенциальному богатству нужно было приложить творческий, заинтересованный труд населения, которое постоянно росло. Долгое время в Сибирь отправлялись лишь служилые люди да каторжники. Помещикам, которые ссылали своих крепостных в Сибирь, засчитывали их в порядке выполнения рекрутской повинности.

Однако на протяжении ста с лишним лет правящий Дом Романовых и правившее дворянское сословие больше всего опасались того, что народ станет богаче и слишком много о себе возомнит по примеру голландцев, англичан, американцев и французов. А народ-то ведь мечтал: «Земля ничья. Земля Божья!»

1.4. «В терновом венке революций грядет… год!»: как Николай II стал лузером

Среди первых Героев Социалистического Труда в СССР в конце 30-х годов XX века оказался и последний российский император Николай II. Звание было присвоено посмертно с формулировкой «За создание революционной ситуации в России».

Советский анекдот

В Англии королю Карлу I отрубили голову 30 января 1649 года. В России всю семью Николая II расстреляли в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Между этими датами произошли революции во многих странах. Российские правители боролись с крамолой в своей стране, выступали в роли душителей свободы в некоторых европейских странах. Но тем, кто сидел на русском престоле , явно не хватало политической воли осуществить своевременные реформы, которые бы выбили почву из-под ног у революционеров. Российские императоры были упорными консерваторами, но не последовательными модернизаторами страны, хозяевами которой они сами себя считали.

В отличие от российских царей, которые не утруждали себя размышлениями о будущем страны, их либеральные оппоненты и революционные противники достаточно подробно и конкретно рассуждали о том, что следовало бы осуществить в стране. В отличие от практики периода перестройки и всего постсоветского периода, когда политические партии без зазрения совести заимствовали друг у друга формулировки для своих концептуальных построений и конкретные предвыборные лозунги для простодушного электората, в дореволюционный период политическое размежевание было вполне определенным и все понимали, «кто есть кто».

Но только лидер партии большевиков Владимир Ильич Ленин (1870-1924) смог «отчитаться о проделанной работе» в Актовом зале Смольного: «Социалистическая революция, о которой столько говорили большевики, свершилась!» В этом знаменитом выступлении на II-м Всероссийском съезде Советов, когда Ленин говорил о победе социалистической революции, он, конечно, заметно преувеличивал. Вся борьба, вся революция была еще впереди.

Большевики были в числе тех, кто был уверен в грядущей революции в России. Большевики активно боролись с самодержавием, используя каждую возможность для его ослабления. Вождь большевиков В. И. Ленин постоянно подчеркивал роль так называемого субъективного фактора и объяснял, что «ни одно правительство само не упадет, если его не уронят».

Но сторонники революционного обновления страны не были одиноки в своих ощущениях возможности грядущих потрясений. Грозовые тучи постепенно сгущались над страной, и очень многие понимали, что власть практически ничего не предпринимает для того, чтобы эти тучи разогнать.

Известные пророческие слова, вынесенные в заголовок, принадлежат «лучшему поэту советской эпохи». Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 года учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей.

В 1908 году оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 году сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 года занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь» в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».

В 1915 году В. В. Маяковский пишет первую крупную поэму – «Облако в штанах». Автор – молодой, полный сил человек. В самом начале он говорит о себе:

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

иду – красивый,

двадцатидвухлетний.

Один из родоначальников литературного течения, получившего название футуризм, он остро чувствовал противоречие окружавшей его жизни с нерешенными острейшими социальными проблемами и ужасами кровавой бойни Первой мировой войны.

Начало работы над поэмой относится к первой половине 1914 года. В автобиографии «Я сам» Маяковский говорил: «Начало 14-го года. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над „Облаком в штанах“. Закончена поэма была в июле 1915 года в Куоккала (под Петроградом)… Вечера шатаюсь пляжем. Пишу „Облако“ („Я сам“)». Выступая в марте 1930 года в Доме комсомола Красной Пресни, Маяковский вспоминал: «Оно („Облако в штанах“) начато письмом в 1913/14 году и сначала называлось „Тринадцатый апостол“. Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: „Что вы, на каторгу захотели?“ Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: „Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах“».

Смотреть
5 фото

В наличии:

до 10 бонусов

close Бонусная программа.
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети. Оформление книги может не совпадать с представленным на сайте

Аннотация

Вновь, как и в 1917 году по миру бродят, вопят от боли и радости, и убивают многомиллионные орды. Орды захватили Сирию и Ирак, другие орды оставили Сирию, Ирак, Ливию, Африку и проникли на территорию Европы. Европы, ставшей слишком дряхлой и толерантной и заплывшую жиром фастфуда многоэтажную Америку, еще несколько лет назад претендовавшую на мировое господство.
.
.Об этом: о внезапном крушении Запада-«Титаника», о жадности и жестокости новых варваров, стремящихся опрокинуть «Рим» западной цивилизации и отомстить европейским народам за столетия колониального угнетения, о том, какова может быть судьба России в этом новом, отнюдь не прекрасном мире и о многом другом, что происходит на наших глазах, но скрыто от нашего сознания, рассказывает эта книга.
.
.Краткая, точная, безжалостная оценка дня нынешнего и анализ грядущего. Читайте и не говорите, что вас не предупреждали.

Сообщить о неточности в описании

Сообщить об ошибке

Тип ошибки

Неточности в описании

Описание ошибки

Отправить

keyboard_arrow_left

Смотреть 5 фото

keyboard_arrow_right

330 ₽

431 ₽

301 ₽

301 ₽

512 ₽

301 ₽

301 ₽

278 ₽

289 ₽

469 ₽

359 ₽

494 ₽

934 ₽

559 ₽

354 ₽

Книга «2017. В терновом венце революций» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Лимонов Э. «2017. В терновом венце революций» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Эдуард ЛИМОНОВ. 2017. В терновом венце революций. — М.: Книжный мир, 2017. — 320 с.

Писательская публицистика — это не просто "политическая литература". Поскольку её главный смысл заключается не в сиюминутном эффекте "здесь и сейчас" по вопросам власти, а в создании формул и мифов очень долгого, на десятилетия и века, действия. Достоевский, с его "Дневником писателя" — пример и образец из классики отечественной культуры. Передовицы Проханова и вся "писательская" газета "День"/"Завтра" — ещё не классика, а живая, "во плоти и крови", реальность современного русского слова.

Когда президент Российской Федерации Владимир Путин в официальной речи впервые употребил словосочетание "вашингтонский обком" — это было таким же символом нашей победы, как Красное знамя над Рейхстагом в мае 1945 года. За словом стоит понятие, а за системой понятий — система ценностей. Ценности же задают спектр целей и действий по их достижению. "Коллективный Запад", "русский мир" синергичны фольклорным "либерасты" и "пиндостан".

"Большая" публицистика Эдуарда Лимонова памятна блестящим и, несомненно, пророческим "Исчезновением варваров" (с эпиграфом из стихотворения Кавафиса "Ожидая варваров"), написанным ещё в 1984 году и повествующим о внезапном исчезновении Советского Союза как трагедии для всей человеческой цивилизации. А в те годы, когда "коллективный Запад" выступал в качестве идеала для бывшей "империи Зла", известный всей планете скандальный писатель и радикальный интеллектуал с французским гражданством оказался в небольшом числе тех наших эмигрантов, которые вернулись на ставшую "демократической" и, казалось бы, переставшую быть Россией родину. И не просто вернулся, но активно, словом и делом, выступил против ельцинского режима.

Его статьи появлялись во всех оппозиционных газетах "лихих девяностых", а затем — в его "Лимонке", которая была "коллективным агитатором и организатором" запрещённой впоследствии Национал-большевистской партии, ставшей "политической школой" для самой "безбашенной" российской молодёжи. Сегодня Эдуард Лимонов продолжает числиться среди "оппозиционеров", хотя на деле по-прежнему выступает с патриотических, ставших уже государственническими, позиций, просто отказываясь закрывать глаза на "родимые пятна" и "тератомы" современной капиталистической, буржуазной России.

В этом сборнике собраны его короткие, всего на несколько страниц, реакции на события, происходившие в России и в мире с марта 2016 по январь 2017 года, десять месяцев, 70 текстов. Это ли не доказательство того, что "дедушка" Лимонов, которому в этом году "стукнуло" уже 74 года, не только в строю, но и даст фору многим куда более молодым "в календарном плане" политикам и публицистам? Уж в чём-в чём, а в "старческом брюзжании" Эдуарда Лимонова обвинить не удастся при всём желании — пишет он по-прежнему жёстко и весело.

"Господи, что с ним сталось, с героическим электриком и затем президентом Польской Республики?! В дряхлости он стал похож на копчёную жирную свиную рульку. Шеи нет, ручки короткие — Лех Валенса, пожалте бриться!"

Или вот — о задержанном в Крыму украинском диверсанте, "энергодарском шофёре" Евгении Панове: "Крепкий толстун, видимо, убеждённый "свидомый", и как такового его и следует воспринимать. И жалеть его поцарапанное мордо не следует".

О полковнике Захарченко: "8,5 миллиардов в Москве, 300 миллионов евро в Швейцарии, элитные квартиры — поразительная карьера для мента из Ростовской области. Куда там дряхлому карьеристу прошлого, Растиньяку какому-нибудь? Тут кубометры денег, тут всё сказочное".

Олимпиада в Рио: "Россия ведёт себя как ребёнок. Смотрят зачастую ночами, считают медали. И не разочарованы. Визжат комментаторы в довольном припадке. Какое счастье, мы — не изолированы, нас взяли в песочницу!"

Конечно, он пристрастен и необъективен. Например, уж не знаю, чем и когда насолила Эдуарду Вениаминовичу Турция и лично Реджеп Эрдоган, но добрая четверть книги посвящена даже самым неприметным событиям в этой стране, тогда как родной вроде бы для писателя Украине — всего два-три текста… Но Лимонов — свободный человек и яркий художник, никто ему не указ, когда, о чём и как писать и говорить.


Георгий Судовцев

Эдуард ЛИМОНОВ. 2017. В терновом венце революций. - М.: Книжный мир, 2017. - 320 с.

Писательская публицистика - это не просто "политическая литература". Поскольку её главный смысл заключается не в сиюминутном эффекте "здесь и сейчас" по вопросам власти, а в создании формул и мифов очень долгого, на десятилетия и века, действия. Достоевский, с его "Дневником писателя" - пример и образец из классики отечественной культуры. Передовицы Проханова и вся "писательская" газета "День"/"Завтра" - ещё не классика, а живая, "во плоти и крови", реальность современного русского слова.

Когда президент Российской Федерации Владимир Путин в официальной речи впервые употребил словосочетание "вашингтонский обком" - это было таким же символом нашей победы, как Красное знамя над Рейхстагом в мае 1945 года. За словом стоит понятие, а за системой понятий - система ценностей. Ценности же задают спектр целей и действий по их достижению. "Коллективный Запад", "русский мир" синергичны фольклорным "либерасты" и "пиндостан".

"Большая" публицистика Эдуарда Лимонова памятна блестящим и, несомненно, пророческим "Исчезновением варваров" (с эпиграфом из стихотворения Кавафиса "Ожидая варваров"), написанным ещё в 1984 году и повествующим о внезапном исчезновении Советского Союза как трагедии для всей человеческой цивилизации. А в те годы, когда "коллективный Запад" выступал в качестве идеала для бывшей "империи Зла", известный всей планете скандальный писатель и радикальный интеллектуал с французским гражданством оказался в небольшом числе тех наших эмигрантов, которые вернулись на ставшую "демократической" и, казалось бы, переставшую быть Россией родину. И не просто вернулся, но активно, словом и делом, выступил против ельцинского режима.

Его статьи появлялись во всех оппозиционных газетах "лихих девяностых", а затем - в его "Лимонке", которая была "коллективным агитатором и организатором" запрещённой впоследствии Национал-большевистской партии, ставшей "политической школой" для самой "безбашенной" российской молодёжи. Сегодня Эдуард Лимонов продолжает числиться среди "оппозиционеров", хотя на деле по-прежнему выступает с патриотических, ставших уже государственническими, позиций, просто отказываясь закрывать глаза на "родимые пятна" и "тератомы" современной капиталистической, буржуазной России.

В этом сборнике собраны его короткие, всего на несколько страниц, реакции на события, происходившие в России и в мире с марта 2016 по январь 2017 года, десять месяцев, 70 текстов. Это ли не доказательство того, что "дедушка" Лимонов, которому в этом году "стукнуло" уже 74 года, не только в строю, но и даст фору многим куда более молодым "в календарном плане" политикам и публицистам? Уж в чём-в чём, а в "старческом брюзжании" Эдуарда Лимонова обвинить не удастся при всём желании - пишет он по-прежнему жёстко и весело.

"Господи, что с ним сталось, с героическим электриком и затем президентом Польской Республики?! В дряхлости он стал похож на копчёную жирную свиную рульку. Шеи нет, ручки короткие - Лех Валенса, пожалте бриться!"

Или вот - о задержанном в Крыму украинском диверсанте, "энергодарском шофёре" Евгении Панове: "Крепкий толстун, видимо, убеждённый "свидомый", и как такового его и следует воспринимать. И жалеть его поцарапанное мордо не следует".

О полковнике Захарченко: "8,5 миллиардов в Москве, 300 миллионов евро в Швейцарии, элитные квартиры - поразительная карьера для мента из Ростовской области. Куда там дряхлому карьеристу прошлого, Растиньяку какому-нибудь? Тут кубометры денег, тут всё сказочное".

Олимпиада в Рио: "Россия ведёт себя как ребёнок. Смотрят зачастую ночами, считают медали. И не разочарованы. Визжат комментаторы в довольном припадке. Какое счастье, мы - не изолированы, нас взяли в песочницу!"

Конечно, он пристрастен и необъективен. Например, уж не знаю, чем и когда насолила Эдуарду Вениаминовичу Турция и лично Реджеп Эрдоган, но добрая четверть книги посвящена даже самым неприметным событиям в этой стране, тогда как родной вроде бы для писателя Украине - всего два-три текста… Но Лимонов - свободный человек и яркий художник, никто ему не указ, когда, о чём и как писать и говорить.

То, что произошло на Украине, ещё раз доказывает полное банкротство в современном мире, обществе и государстве раннего постсоветского подхода к церковно-государственным отношениям: "Договоримся за кулисами, завалим поздравлениями, подарками, орденами, а там, даст Бог, что-нибудь и нам перепадёт - по крайней мере, трогать нас не будут". В условиях современного мира, в ситуации, когда есть откровенные недруги, ставка на кулуарные процедуры - гарантия того, что тебя обманут, наплевав на все твои подарки и ордена. Сегодня нужно обращаться напрямую к народу - и обращаться ясно, чётко, без всяких расшаркиваний, без дипломатии.