Контурная карта религии мира. Религиозная карта мира: как веруют семь миллиардов

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4», где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5, что отражается не только в обновленных Катехизисе6 и Компендиуме социального учения Церкви7, но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8. Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie9, Атласа мировых религий Spiegel10, статистические данные World Christian Database11, а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center12. Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года13 предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама14, не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения — в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация16, не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира17. В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни18. Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы20. Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг22. В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с как никогда остро обозначенной религиозностью.

1 Магистранты Института демографии НИУ ВШЭ. 2 Charles Taylor. A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3. 3 L’Atlas des religions, Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9. 4 Ibid., p. 9. 5 См. Документы II Ватиканского собора. Москва, 2004. 6 http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/ 7 Компендиум Социального учения Церкви, Москва, 2006. 8 Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, Москва, 2007. 9 L’Atlas des religions. 10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html 11 http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html) 12 http://www.pewforum.org/ 13 См. World Population Prospects, UN, 2009. 14 См. Арабская хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf) 15 L’Atlas des religions, p. 18-19. 16 http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China 17 L’Atlas des religions, p. 19, 84-87. 18 http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm 19 http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182 20 L’Atlas des religions, p. 20-21. 21 http://www.lds.org/?lang=eng 22 www.familysearch.org

Многоцветье религий на мировой карте

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей» . В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии» .«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру », где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора , что отражается не только в обновленных Катехизисе и Компендиуме социального учения Церкви , но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш . Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie , Атласа мировых религий Spiegel , статистические данные World Christian Database , а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center . Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама , не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство . Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения - в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация , не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира . В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни . Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире .

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы . Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) . Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг . В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.


Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность. Слово "религия" встречается часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям.

Религия - это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. Каждая религия по-своему самобытна. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры и искусства. Религия - это и политика. Под её штандартами люди совершали свои завоевательные походы. А борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, влияет на политику, воспитание, образование, многие другие сферы жизни. Знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности. Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии даже сказывается на характере одежды и расцветке тканей. Религиозные традиции находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д. География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран и народов.

Cуществуют три мировых религии. Это христианство, буддизм и ислам.

Анатомия религий:

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Религия Число
верующих
(млн. чел.)
Главные районы и страны распространения
Христианство ,
в т. ч. и католицизм
2000
1040
Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Протестантизм 360 Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)
Православие 190 Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)
Ислам 900 Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм 350 Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)
Индуизм 740 Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство 200 Китай
Синтоизм Япония
Местные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия

1. Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм - в северной, центральной и западной частях, православие - на востоке и юго-востоке. В странах СНГ наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.

В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) - шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих - около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии - христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

2. Около половины всех христиан сосредоточено в Европе (включая Россию)., четверть - в Северной Америке, свыше 1/6 - в Южной Америке. Значительно меньше приверженцев христианства в Африке, Австралии и Океании.

Основные ветви христианства - католицизм, православие и протестантизм.

Наиболее крупной из них является Римская католическая церковь . Во главе ее стоит Папа Римский, почитаемый верующими как наместник Христа на Земле, а резиденция Папы находиться в суверенном государстве Ватикан, расположенном на территории Рима. Приверженцы католицизма в Европе преобладают в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии, Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населения Германии, Швейцарии, Нидерландов, часть населения Балканского полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая страна - Филиппины, но католицизм исповедуют многие граждане Ливана, Сирии, Иордании, Индии, Индонезии. В Африке католиками являются многие жители Габона, Анголы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде. Сейшельских островов и др. Католичество распространено также в США, Канаде, странах Латинской Америки.

Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, на Украине, в Белоруссии и в некоторых странах Восточной Европы. До последнего времени в мире существовало 16 автокефальных (самостоятельных, не подчиненных единому центру) православных церквей.

Протестантизм в противоположность католицизму и православию представляет собой совокупность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых - лютеранство (в основном страны Северной Европы), кальвинизм (в отдельных странах Западной Европы и Северной Америке) и англиканство, половину приверженцев которого составляют англичане.

3. Колыбелью ислама (VII в.) считаются города Саудовской Аравии - Мекка и Медина. В его распространении огромную роль сыграли завоевания арабов и созданное ими государство - Арабский халифат. География ислама в сравнении с христианством имеет более компактный характер (преимущественно Ближний и Средний Восток). Однако ислам проник и в те страны, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезию, где его исповедуют 90% населения, Малайзию (60%), страны Черной Африки, Татарстан, Башкортостан и другие страны и регионы.

В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверждением тому служит существование в нем двух главных направлении - суннитского и шиитского . Численно преобладают сунниты, шииты живут преимущественно в двух странах - Иране и Ираке.

Во многих исламских странах огромную роль играет шариат, т. е. мусульманское право, совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране. Он регулирует общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно - брачные отношения, по его законам вершится суд. Конституции многих стран объявили ислам государственной религией.

4. Еще одной мировой религией считается буддизм , сформировавшийся раньше христианства и ислама (VI-V вв. до н. э.) на севере Индии. Существуют два основных направления в буддизме: махаяна и хинаяна . Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Приверженцы махаяны встречаются севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны - ламаизм - господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России - Бурятии, Туве, Калмыкии.

5. Наиболее распространенная из национальных религий - индуизм , который исповедуют многие миллионы людей, преимущественно в Индии. Его можно было бы отнести к мировым религиям, однако с учетом того, что 95% всех индуистов живут в Индии, а Пакистан и Бангладеш (районы концентрации большинства индуистов из оставшихся 5%) некогда входили в состав единой Индии, индуизм традиционно считается национальной религией.

В Китае с древних времен получили распространение конфуцианство и даосизм , в Японии - синтоизм , в Израиле - иудаизм , исповедуемый еврейским населением и в других странах, и т. д. Важно помнить, что многие религии одновременно являются философско-этическими учениями.

Кроме основных религиозных верований, на Земле можно встретить многочисленные племенные религии , особенно в Африке, частично в Азии и Океании.

6. Исторически сложилось, что Иерусалим стал центром сразу трех распространенных в мире религий - иудаизма, христианства и ислама. Это значит, что здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира.

В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества. Среди них Храм Гроба Господня - одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа; Крестный путь (или Via Dolorosa) - путь Христа к месту распятия; Гефсиманский сад - место, где был предан Христос; там же расположены церкви Марии Магдалины и Всех наций (Базилика аг онии), а также могила Девы Марии: Западная стена (Стена Плача) - наиболее почитаемая святыня иудеев; европейский квартал - наиболее древняя и заново восстановленная часть старого города, где находятся многочисленные синагоги; башня и цитадель Давида - одна из трех башен стены древнего города (построенных царем Иродом); мечеть Аль-Акса - крупнейшая мечеть города, а также мечеть Омара (Бейт ас-Сухур) - третья по значению после Мекки и Медины святыня ислама и др.

В Иерусалиме находится множество других мест, связанных с христианской, иудейской и исламской религиями. Здесь же располагаются представительства почти всех христианских церквей - Римской католической, Русской православной, греко-православной, армяно-григорианской, коптской, эфиопской и др. Русская Духовная миссия в Иерусалиме была создана еще в 1847 г.

Проблема "вечного города" является также одной из наиболее чувствительных в арабо-израильских отношениях, имея, кроме религиозно - психологического, международно-правовой, территориальный, юридический, политический, имущественный аспекты. В 1980 г. израильский парламент (кнессет) принял закон, объявивший весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В ответ Организация Освобождения Палестины (ООП) неоднократно заявляла о намерении сделать Восточный Иерусалим столицей будущего палестинского государства. Особую позицию в вопросе Иерусалима занимают королевские династии саудидов (Саудовская Аравия) и хашимитов (Иордания), претендующие на особую роль в защите исламских святынь "вечного города".

Все это свидетельствует о том, что проблема Иерусалима - одна из наиболее тонких и деликатных в мировой политике. Ее решение должно исходить из необходимости обеспечения прав всех конфессий с сохранением исторически сложившегося статуса между ними, с тем чтобы был открыт доступ паломникам к святым местам всех трех религий.

(1.91 Mb) · Скриншот · Распечатать · Написать автору

Религиозный состав.

Религия во многих странах мира существенно влияет на общественную жизнь и экономическое развитие. Религиозный состав населения земного шара очень разнообразен. Среди религий древними являются традиционные, которые пришли от дальних предков. Сейчас они больше распространены в Африке. В Украине к традиционной религии относят язычество, которое в Х-XI вв. принудительно заменены на мировой универсальную религию - христианство. Мировые религии, которые имеют больше последователей и значительное территориальное распространение, делят на универсальные и этнические. Универсальные религии имеют сторонников во многих странах и регионах мира, а этнические распространены преимущественно среди населения одной национальности отдельных стран.

Религии мира

К универсальным религиям принадлежат христианство, ислам или мусульманство (магометанство), и буддизм. Христианство, которое состоит из трех основных ветвей: католицизма, православия и протестантизма, исповедуют около 2 млрд человек. Оно имеет сильное влияние в странах Европы, Америки и Австралии. Второе место по количеству верующих (около 1 млрд человек) занимает ислам. Мусульмане преимущественно проживают в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Главные города ислама - Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Буддизм распространен в Юго-Восточной Азии (420 млн верующих).

Религиозные взгляды и национальные особенности населения является одной из причин межнациональных конфликтов, которые не удается решить в течение многих лет. Так, длительное время сохраняется большое напряжение в Северной Ирландии (Ольстер), где не прекращается религиозное противостояние между католиками (коренным населением) и протестантами (переселенцами из Англии и Шотландии). Во многих странах мира религия и по сей день существенно влияет на личную жизнь людей, их обычаи и традиции. В Украине религия отделена от государства, однако каждый Украинец имеет право исповедовать религию по своему желанию.

Изготовление пластиковых окон в Калуге учитывает главное их предназначение - для того, чтобы давать людям тишину, тепло, удобство. Любое окно, каким бы отличным или качественным оно не было, требует и индивидуального монтажа. Только в таком случае оно будет правильно служить Вам долгие годы на основе всех нормативных предписаний, действующих на территории регионов Российской Федерации.


Постоянная ссылка на файл - http://сайт/load/0-0-0-810-20

+ дополнительный материал:

Начиная с демонстрации экспоненциального роста населения нашей планеты и заканчивая картой распространения пяти наиболее влиятельных религий, которые в прошлом и настоящем оставили наиболее яркий след в мировой истории — эта коллекция анимированных карт даёт более чёткое представление о значимых событиях в истории человечества.

1. Карта роста населения Земли

Прошло 200 тысяч лет с того момента, как население нашей планеты достигло показателя в 1 миллиард, и понадобилось всего лишь 200 лет, чтобы эта цифра выросла до 7 миллиардов. Когда же будет пик, и как мы сможем минимизировать наше воздействие на ресурсы Земли, если население нашей планеты продолжает расти в геометрической прогрессии?

2. Карта миграции человечества

Трудно даже представить, что происходило тысячи лет назад, прежде чем кто-то начал писать историю. Но благодаря кропотливой работе антропологов и палеонтологов со всего мира уже сейчас есть возможность начать собирать историю наших предков воедино. Первый человек разумный (Homo sapiens) появился около 200 тысяч лет назад в Восточной Африке; 70 тысяч лет назад на Земле наступил самый холодный и засушливый период за всю историю человечества, с которого и началась миграция в условиях поиска лучших земель. А 60 тысяч лет назад первые люди покинули родной континент.

3. Карта мира: история стран

В 16-минутном видео представлена анимационная карта, демонстрирующая возникновение стран на заре цивилизации и показывающая их дальнейшую территориальную визуальную историю вплоть до наших дней. Летоисчисление начинается с 3150 года до н.э. — приблизительно в это время началась борьба между Верхним и Нижним царствами за гегемонию в долине Нила. Полноэкранный режим видео поможет рассмотреть развитие стран более детально.

4. Карта формирования континентов на нашей планете

650 миллионов лет в 2-х минутном видео. Как выглядела Земля 400 миллионов лет назад, и как бы она могла выглядеть в будущем — спустя 50, 150 и 250 миллионов лет.

5. Карта распространения 5 основных религий мира

Ислам, христианство, буддизм, индуизм и иудаизм являются пятью самыми распространёнными религиями в мире. За последние несколько тысяч лет эти религиозные группы сформировали ход истории и оказали глубокое влияние на историю человеческой расы. Сквозь бесчисленные конфликты, завоевания, миссии за рубежом, а также посредством устного или письменного повествований, эти религии распространились по всему миру, преодолев огромные расстояния на своём пути.

Оценить статью:

Статьи на эту тему

6000 лет мировой урбанизации в 3-х минутном видео Фотографии мумий, прекрасно сохранившихся до наших дней Винтаж: самые загадочные фотографии призраков Видео: разрушающая мощь Везувия и гибель Помпеи