Кафедральный собор святой троицы в париже. Американский кафедральный собор Святой Троицы

День Благодарения 25 ноября 1886 года стал одним из самых знаменательных для граждан США не только на североамериканском континенте, но и в Париже. В этот день освятили статую Свободы в Нью-Йорке и новую американскую церковь Святой Троицы в Париже (Cathédrale Américaine de Paris
). А в XX веке она стала кафедральным собором.

Американский кафедральный собор Святой Троицы

Американский кафедральный собор Святой Троицы – это место для заседаний Собрания Епископальных церквей Европы, часть Всемирной англиканской церкви и официальная резиденция епископа. Прихожан в храме всего 400. Но в его стенах всегда рады видеть представителей других христианских конфессий.

В соборе собираются приезжие американцы и англоязычная публика Парижа, часто заглядывают туристы и любители религиозных песнопений в исполнении церковного хора под веселый джаз. Помимо различных культурных мероприятий: выставки, концерты церковных хоров, лекции; благотворительных акций, он выполняет свою прямую функцию – по воскресеньям проводятся богослужения. На территории собора работают двуязычные группы школы Монтессори. Еженедельно дают бесплатный концерт.

В стенах кафедрального собора хранится коллекция подушечек для коленопреклонения, флаги все штатов США. А во дворе – мемориальная часовня, увековечившая память американских солдат, павших на полях сражений в Европе во время мировых войн.

От павильона в отеле Матиньон до кафедрального собора

История американского кафедрального собора в Париже началась в 1830 году, когда представители американской епископальной церкви начали собираться для богослужений в павильоне отеля Матиньон, нынешней резиденции премьер-министра Франции. А в 1859 году помещение для молитв предоставил американский эмигрант полковник Герман Торн. В это же время начали собирать средства на строительство церкви.

В 1864 году основан приход американской епископальной церкви и построен храм на улице Баярд. В 1870 году настоятелем Свято-Троицкого прихода стал Джон Б. Морган, представитель одной из состоятельнейших семей Америки. Именно он озаботился расширением прихода и сбором средств на постройку нового храма. И в 1882 году на площади Георга V приобрели часть усадьбы герцога Морни, сводного брата Наполеона III, и началось строительство здания нынешнего собора. А в сентябре 1886 года в его стенах прошло первое богослужение. Строительные работы на башне продолжались до 1909 года, а знаменитые витражи Джеймс Белл оформил в 1892-93 годах.

В 1922 году приходская церковь получила статус кафедрального собора. А во время немецкой оккупации 1940-1944 годов он попал под контроль немецкого военного капелланства. В 1997 году храм, колокольня и крытая галерея южного фасада занесены в список исторических памятников Парижа.

Классический образец неоготики в Париже

Проект американского кафедрального собора Святой Троицы разработал английский архитектор Джордж Эдмунд, автор американской церкви в Риме. Здание – классический образец неоготического стиля. Среди парижских церквей, построенных в XIX веке, храм считается шедевром. Одной из характерных архитектурных особенностей собора являются тройные стрельчатые окна, украшенные 42 витражами, посвященными словам молебна. А колокольня американского кафедрального собора святой Троицы – самая высокая на правом берегу, ее высота – 85 метров.

Алтарь храма – один из самых высоких в Париже. Украшен он самобытной религиозной мебелью: купель, кованые подсвечники, аналой и кафедра.
Американский кафедральный собор Святой Троицы привлекает особой американской атмосферой, которая царит в его стенах. Здесь рады представителям всех религий мира.

Как добраться

Адрес: 23 Avenue George V, Paris 75008
Телефон: +33 1 53 23 84 00
Сайт: amcathparis.com
Метро: Alma - Marceau
Автобус: Marceau - Pierre 1er de Serbie - Place de Beyrouth

19 октября в Париже для первых посетителей открываются двери Российского православного духовно-культурного центра. Комплекс зданий, жемчужиной которого стал пятиглавый собор Святой Троицы, возводился на набережной Бранли в историческом центре французской столицы с 2014 года.

Об истории проекта и ходе его реализации - в материале ТАСС.

"Проект всех парижан"

Участок для строительства Центра Управление делами президента РФ приобрело в 2010 году. В тендере на его покупку Россия обошла Канаду и Саудовскую Аравию. Непосредственные работы по возведению комплекса начались в 2014 году.

На территории общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров разместились сразу четыре объекта. Помимо православного храма в корпусах центра будет работать выставочный центр, школа, а также здание епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства России.

Перед авторами проекта стояла сложная задача вписать новое здание в архитектурный пейзаж, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь рядом находятся Эйфелева башня - самый посещаемый во Франции туристический объект, а также исторические дворцы и музеи, отмечает мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати.

"Символично, что всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены ее берега связывает знаменитый мост Александра III", - сказал Дати. Мост через главную водную артерию столицы, считающийся самым красивым в Париже, был сооружен в 1896-1900 годах в ознаменование союза Франции и России, у истоков которого стоял этот русский царь.

Здесь же, неподалеку от строительной площадки православного центра проходит Франко-Российское авеню, названное так в прошлом столетии в знак дружбы между двумя народами. Теперь эта дорога ведет к Храму.

"Продолжение города"

Центр расположен на месте бывшей штаб-квартиры французской национальной метеорологической службы Meteo-France. До 2010 года ее головное подразделение занимало несколько тяжеловесных административных корпусов, построенных сразу после Второй мировой войны в период с 1948 по 1950 годы. Здания метеобюро были полностью снесены после перехода земли в российское владение. В результате открылся вид на расположенный по соседству старинный дворец Альма, часть которого долгое время была скрыта от взора прохожих за грузными стенами штаб-квартиры Meteo-France.

Выбор архитектурного проекта занял несколько лет. На конкурсе в 2011 году победил макет испанского зодчего Мануэля Нуньес-Яновского. Но его концепция не устроила мэрию Парижа. Власти города пришли к выводу, что в таком виде Центр будет диссонировать с градостроительным ансамблем.

Автором нового проекта стал выдающийся французский архитектор Жан-Мишель Вильмот. В своей работе он, среди прочего, руководствовался желанием сохранить вновь открывшуюся перспективу на дворец Альма, стараясь максимально органично вписать новый комплекс современных зданий из стекла и металла в ткань исторической застройки этой части Парижа.

Жан-Мишель Вильмот

Посол России во Франции Александр Орлов убежден: открытие православного центра на набережной Бранли станет знаковым событием для русского зарубежья.

Александр Орлов

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фотографии обложек: AP Photo/Christophe Ena, Доминик Бутен/ТАСС. Также использованы фотографии EPA/HORACIO VILLALOBOS, AP Photo/Remy de la Mauviniere.

ПАРИЖ, 4 декабря. /ТАСС/. ПАРИЖ, 4 декабря. /Корр. ТАСС Иван Батырев, Дмитрий Горохов/. Торжественное освящение нового православного собора Святой Троицы, которое возглавил в воскресенье патриарх Московский и всея Руси Кирилл, стало подлинным днем радости и общим праздником для многочисленных парижан, открыв новую главу в летописи русского Парижа. Данную мысль высказывали участники этого события, во множестве пришедшие на первую в истории нового храма службу.

Историческое богослужение

Богослужение в Свято-Троицком соборе возглавил предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) Кирилл, прибывший во Францию накануне с трехдневным пастырским визитом - первым за время его патриаршества. В своем слове по завершении чина освящения святейший патриарх высказал слова глубокой признательности президенту РФ Владимиру Путину, бывшему лидеру Франции Николя Саркози и нынешнему главе республики Франсуа Олланду за деятельное участие в реализации этого крупнейшего проекта.

"Наравне, наверное, с мостом Александра III этот храм является видимым архитектурным символом особой близости наших народов, наших культур и наших традиций... Это не только памятник наших добрых отношений в прошлом - это несомненно символ того, что нас ждет в будущем", - отметил патриарх.

В свою очередь, епископ Корсунский Нестор, чья кафедра теперь будет находиться в новом соборе, отметил личную роль патриарха в воплощении замысла о строительстве нового храма РПЦ в Париже. По его мнению, собор мог бы не увидеть свет, если бы не сила веры предстоятеля РПЦ, вдохновившая многих участников проекта.

"В 2008 году, когда впервые собиралась рабочая группа, и мы рассматривали различные варианты размещения собора в Париже, должен признать, никто не верил в реальность этого проекта. Только вы поверили в возможность этого, и именно эта вера помогла нам осуществить задуманное", - сказал глава Корсунской епархии, обращаясь к патриарху.

История строительства нового храма

Идея строительства нового храма и православного культурного центра в Париже появилась у местной русской общины в середине 2000-х гг. Трех православных церквей в столице Франции оказалось недостаточно для увеличившегося числа прихожан. В 2007 г. вопрос о возведении православного центра поднял Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече с президентом Франции Николя Саркози.

В октябре 2009 г. французское правительство выставило на продажу расположенный в непосредственной близости от Эйфелевой башни (на углу набережной Бранли и бульвара Рапп) участок земли площадью около 4,2 га. На нем находился комплекс зданий постройки 1948 г., в которых размещалось французское метеоагентство Meteo-France, позже перебазированное в другой район Парижа.

В январе 2010 г. стало известно о намерении России купить для создаваемого центра этот участок. Его стоимость эксперты оценивали в сумму от 60 до 70 млн евро. На землю претендовали также Канада и Саудовская Аравия. В феврале 2010 г. Управление делами президента РФ одержало победу в тендере.

Проект центра был разработан известным французским архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, его презентация состоялась 17 января 2014 г. в Париже. Работы по сооружению начались в декабре 2014 г. Торжественная закладка храма в честь Пресвятой Троицы прошла 14 апреля 2015 г., а церемония возведения куполов - 19 марта 2016 г.

Открытие Центра состоялось 19 октября 2016 года, делегацию на открытии возглавлял министр культуры РФ Владимир Мединский.

Новый символ вечной дружбы

В общей сложности на службу в новом храме этим утром пришли около пятисот человек. Среди почетных гостей - глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, управляющий делами президента РФ Александр Колпаков, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" экс-президент РЖД Владимир Якунин.

На богослужении присутствовали также представители известных фамилий русской эмиграции, популярная в России певица Мирей Матьё и модель Наталья Водянова, мэр Парижа Анн Идальго, папский нунций архиепископ Луиджи Вентура, постоянный секретарь Французской академии, лауреат премии Фонда единства православных народов Элен Карарер д"Анкосс, посол России во Франции Александр Орлов.

Как подчеркнул посол, освящение собора в центре французской столицы - "без всякого преувеличения историческое событие". "Российский православный духовно- культурный центр и находящийся на его территории новый кафедральный собор призваны сыграть важную роль в современных связях наших стран. Собор Святой Троицы будет стоять здесь века, это символ вечной дружбы между нашими народами", - убежден Орлов.

Одним из "самых радостных событий года" назвал долгожданное освящение нового православного собора старший в роду Романовых князь Димитрий Романович, который одним из первых среди соотечественников побывал в новом православном храме Парижа. Этой весной он стал почетным гостем на торжественной церемонии установки куполов будущего храма.

"Каждый раз, входя в нашу церковь, чувствую: теперь я дома", - сказал в беседе с корр. ТАСС потомок по прямой линии императора Николая I. Он родился во французском Антибе, где находились в эмиграции его родители, но в совершенстве владеет русским. Сохранить духовную связь с Россией, считает он сам, "помогла вера".

Председатель Объединения членов Рода Романовых отметил, что "сегодня вновь соединяются разорванные прежде части нашей русской истории". "Дом на набережной Бранли, - считает он, - позволит многим лучше понять историческое наследие России, ее духовность, великую культуру". Из событий последних лет старший в роду Романовых на особое место ставит восстановление канонического единства Русской православной церкви после раскола, вызванного революцией и гражданской войной. "Причин для разлада больше нет, - заметил он, - у нас одна Россия".

Французы разделяют радость

Открытие и освящение православного собора, построенного в самом центре Парижа, стало знаковым событием для всей французской столицы. Силуэт нового храма уже прочно вписался в городской пейзаж, изящно оттенив привычный силуэт Эйфелевой башни на левом берегу Сены. Уже несколько месяцев многие парижане и иностранные туристы с интересом разглядывают новую достопримечательность города, охотно фотографируясь на память на фоне церкви.

В канун церемонии освящения французская католическая газета "Круа" назвала этот храм на набережной Бранли символом впечатляющего возвращения Православия на российскую и мировую авансцену". По мнению французского издания, "возведение этого архитектурного ансамбля, увенчанного пятью золотыми куполами, обеспечило России беспрецедентную по своему престижу витрину на Западе".

По словам одной из старейших газет Франции, основанной в 1883 году, "великолепие проекта, его размещение в самом туристическом квартале Парижа ставит знак равенства между Россией и Православием". "Цель достигнута, - убеждена "Круа". - Вернувшаяся на авансцену после шести десятилетий гонений со стороны коммунистического режима, Церковь, еще недостаточно широко известная на Западе, отныне привлекает всеобщее внимание".

Множество французских гостей было и в воскресенье в числе приглашенных на торжественное богослужение. Среди них - выдающийся актер и режиссер Робер Оссейн, с детства владеющий русским языком. "Это великое событие. Сегодня - действительно большой день", - делился с корр. ТАСС своими впечатлениями знаменитый мастер.

Посетила службу и любимая многими российскими слушателями певица Мирей Матьё. "Все это вызывает совершенное восхищение", - отметила она. Здесь же, на выходе из собора Матье по просьбе одного из православных семинаристов устроила небольшой импровизированный концерт, к всеобщему восторгу собравшихся исполнив а капелла знаменитое песнопение "Аве, Мария".

Не остались в стороне и французские католики, тепло приветствовавшие открытие нового храма Христова братской конфессии. "В этом году в канун Рождества мы разделяем радость с нашими христианскими братьями", - заявил в связи с открытием собора директор французской Национальной службы за единство христиан, католический священник Эмманюэль Гуго. По его мнению, "великолепное здание нового собора объединяет в себе православные традиции и модернизм современной архитектуры". Строительство церкви "в самом центре города", убежден отец Гуго, "всегда служит символом того, что вера жива".

Связь времен

Комплекс зданий российского духовно-культурного центра сооружен в 7-м округе Парижа на набережной Бранли. Участок для его строительства был приобретен в 2010 году Управлением делами президента РФ, а непосредственные работы по его возведению начались в 2014 году. Торжественное открытие центра состоялось в октябре этого года.

На территории общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров разместились сразу несколько объектов. Помимо православного храма в корпусах центра открыт выставочный центр, школа, а также здание епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства РФ.

Всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены ее берега связывает знаменитый мост Александра III. Мост через главную водную артерию столицы, считающийся самым красивым в Париже, был сооружен в 1896-1900 годах в ознаменование союза Франции и России, у истоков которого стоял этот император Александр Александрович.

Здесь же по соседству с православным центром проходит Франко-Российское авеню, названное так в прошлом столетии в знак дружбы между двумя народами. Теперь эта дорога ведет ко храму.

В Париже освящен новый Свято-Троицкий кафедральный собор. Торжественное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл - это его первый официальный визит в столицу Франции в сане предстоятеля. Храм расположен в центре города совсем рядом с Эйфелевой башней. Его открытие Православная молитва разносится над Парижем. Первая литургия в храме на берегу Сены. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый кафедральный Собор - Троицкий.

«То, что сегодня происходит между Россией и Европой - это ветер по крыше ударяет. То, что в доме самое главное, а вот ветер сегодня дует в одну сторону - завтра в другую. Да бог с ним, с ветром - а то, что мы сегодня с вами совершили в Париже - это великий символ связей наших народов», - сказал патриарх.

Собор освящен, но его внутреннее убранство - пока только проект. Иконостас – пока лишь макет, он будет мозаичным. Мастера Троице-Сергиевой Лавры будут выкладывать мозаику частями и транспортировать в Париж. Но пространство храма уже дышит, будто живое, в том числе, благодаря штукатурке. Она специально неровная. Получилось не с первого раза, были споры между французскими и российскими мастерами. В итоге эффекта - «как в древнерусском храме» добились простым древним способом - мастера надевали перчатки, и натирали поверхность.

Расписывать стены будут в древнерусском стиле. Так писали Андрей Рублев и Дионисий.

«Поверхность стен специально готовилась под нашу роспись - она имеет специфический состав, рельеф. Если вы видите - такие цветные квадратики, это мы делали пробы на качество самой штукатурки, на ее приемлемость к живописи», - поясняет иконописец Петр Солдатов.

Впервые о необходимости построить храм заговорили девять лет назад. Прихожан становилось все больше. В крохотную церковь в подвале велосипедной фабрики на молебен порою протискивались. Свой визит патриарх начал со службы в этой церкви.

Сегодня на берегу Сены в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни вырос новый собор. Песнопения - на церковнославянском и французских языках. На первой службе - глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева. С ней рядом - мэр Парижа Энн Идальго. Здесь же знаменитая Мирей Матье и потомки белой эмиграции.

«Я был поражен, как архитектор Вильмонт сумел использовал такую узкую часть земли, чтобы построить весь комплекс и по-настоящему громадный собор», - говорит граф Петр Шереметьев.

«Я бы образно сказал, что с освящением Собора забилось сердце Русского духовно-культурного центра в Париже. Теперь он действительно распахнул свои двери всем - и парижанам, и русским, и будет служить миру и дружбе между нашими странами», - уверен посол РФ во Франции Александр Орлов.

Это первый официальный визит патриарха Кирилла в Париж в сане предстоятеля Русской православной церкви. Сегодня у него запланирована встреча с президентом Франции Франсуа Олландом.

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр - комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) - кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии - святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева - храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева - образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973-1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе - засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже - слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства - Иосиф Васильев - начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад - приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829-1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция