Интелектуальная карта детского развития схема. Интеллектуальная карта - шаг к успеху

Использование интеллект-карт (mind-maps) – это возможность визуального отображения мыслительной деятельности, воспроизведения памяти, решения творческих и интеллектуальных задач.

А также способ структурного отображения собственных особенностей получения и обработки информации, их корректирование и совершенствование.

Использование двухфакторной аутентификации

Кроме того, если пароль устройства или рабочей области совпадает с паролем смарт-карты, устройство может ввести пароль смарт-карты при вводе пароля устройства или рабочей области.

Импорт сертификата с интеллектуальной карты

Что это значит, когда мы говорим, что человек обладает высоким интеллектом?

Резюме и некоторые фишки

В первую очередь относится к концепции интеллекта. Таким образом, концепция интеллекта основывалась на проверке интеллекта. У психологов есть много аргументов в пользу того, кто интеллект - они неспособны предоставить единое, всеобъемлющее определение. Чаще всего определения говорят об абстрактном мышлении, обучении обучению и адаптации к окружающей среде. Интеллектуальные тесты - самые надежные измерения в психологии.

В русском языке можно встретить различные переводы термина Mind maps® – карты разума, карты ума, карты мышления, карты памяти, мыслительные карты, интеллект-карты.

Что такое интеллект-карты

Понятие интеллект-карт впервые было предложено Тони Бьюзеном , известным писателем, специалистом по вопросам интеллекта, особенностей мышления и проблем, связанных с обучением. Оно основано на характере восприятия и сохранения информации человеческим мозгом.

Протективные навыки в основном связаны с академической деятельностью - академическим обучением. Некоторые используют термин академический интеллект. Это способность решать школьные или университетские задачи. Это способности, необходимые для более абстрактного мышления и академического обучения.

Далее следуют другие навыки: практический интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект. Это способность общаться - может иметь небольшой академический интеллект, но хороший эмоциональный, социальный интеллект. Следовательно, он способен хорошо понимать других людей, он может влиять на них, общаться и хорошо сканировать социальные ситуации.

Наиболее часто можно встретить различного рода информацию, представленную в текстовой форме, иногда с добавлением списков и таблиц. Восприятие такой структуры данных является достаточно тяжелой нагрузкой.

Гораздо эффективнее происходит осмысление и запоминание следующей информации:

  • представленной наглядно с использованием цветов, изображений, связей между элементами;
  • основанной на ассоциативном мышлении;
  • использующей иерархические связи.

Именно на основе этих принципов создаются интеллект-карты. В центре располагается основная идея (задача или объект рассмотрения), вокруг – связанные с ней компоненты. Если элементов слишком много, то они должны быть логически сгруппированы .

Есть люди с высоким интеллектом, у которых нет социальных или социальных навыков. В этом случае полезен академический интеллект? Социальные навыки отчасти связаны, но человек с высоким интеллектом не обязательно должен обладать высокими практическими, социальными навыками.

Таким образом, у нас также есть странные случаи: сумасшедшие изолированные интеллектуалы, которые не обязательно очень практичны или коммуникабельны. Или, например, должны ли родители делать это для своих детей? Тесты доступны для разных и разных возрастных групп: начиная с дошкольного возраста. Но в этом возрасте тесты интеллекта не очень надежны. Их наибольший авторитет - когда ребенок оказывается в школе. Затем измерения обычно стабильны, надежны и хорошо предсказывают успехи в учебе.

Построение карты начинается с мозгового штурма и выработки идей. Создавая черновик, не следует опасаться, что структура получается недостаточно логичной. По мере работы над картой, происходит уточнение и корректирование элементов, что в итоге позволит разработать правильную структуру .

Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала .

Когда вам нужно пройти тест? Вот несколько ответов. Один из них касается случая, когда ребенок может учиться в школе. Первые тесты интеллекта были разработаны для детей, которые испытывают трудности с обучением в школе. Если они не обладают способностями к абстрактному мышлению, им нужна помощь. Наши психологические педагогические службы делают это - когда они подозревают, что ребенок может быть сложным, он или она заболел по какой-то причине.

Интеллектуальные тесты также могут быть выполнены, когда мы хотим отличить одаренных детей. Так обстоит дело с известным мальчиком. Есть один, двое детей из ста, которые обладают самыми интеллектуальными способностями. Тесты помогают найти таких детей и помочь им максимально эффективно использовать их. Большинство из них использует свой потенциал - они становятся победителями Олимпиады, получая сотни экзаменов. Однако некоторые из них не очень заинтересованы в науке, школе - они не могут использовать свой академический потенциал.

Почему использование интеллект-карт наиболее эффективно

В голове любого человека проносится огромное количество полезных и нужных мыслей. Иногда в хаосе идей возникает вопрос о том, как зафиксировать поток информации , чтобы затем вернуться и обдумать все более тщательно. Если попытаться записать мысли в текстовой форме, либо в виде таблиц и графиков, это будет весьма трудно сделать.

Тогда у нас странные ситуации, когда человек работает в профессии, которая не требует абстрактного мышления, хотя его интеллект довольно велик. Чтобы использовать богатство, Литва работает над созданием системы, чтобы видеть одаренных детей, и мы можем им помочь.

Таким образом, высокий интеллект может гарантировать академический успех, но все зависит от того, на сколько будет работать ребенок? Точно так же в спорте: человек может иметь очень хорошие физические данные, но не использовать их. Например, у определенной части людей есть хорошие данные для баскетбола, у Литвы есть хорошая система, которая позволяет им открывать и эксплуатировать. У нас больше игроков, чем в других странах. В другой стране так много потенциальных игроков, но если у них нет системы, они не справятся.

Наиболее приближенным к естественному процессу мышления способом представления информации является создание интеллект-карты, включающей все идеи в виде рисунков, схем и символов .

Другим важным аспектом мыслительной деятельности, особенно на этапе обучения, становится необходимость запоминания большого количества информации.

Могут ли проводиться тесты интеллекта при найме? Интеллектуальный тест можно применить к работам, требующим более абстрактного мышления. Как правило, это относится к позиции более высокого ранга. Тест интеллекта может использоваться для выбора людей. Это иллюстрируется примером обоих учреждений и Департамента гражданской службы Литвы: кандидатам даются тесты навыков общего мышления или когнитивных навыков. Цель состоит в том, чтобы принятые должностные лица должны обладать хотя бы минимальными навыками абстрактного мышления.

Если, скажем, человек, который выполняет тест, наберет около 100 или менее очков, должен ли он чувствовать себя глупо? Как правило, большинство тестов основаны не на статистических исключениях, а на общей численности населения. Вычет - это средний человек, у которого есть 100 очков. Это нормальный средний интеллект.

Если преобразовать данные, полученные из учебной литературы в схему с иерархической структурой , содержащую символические изображения и ассоциативные связи, процесс запоминания упрощается и становится «удобным» для человеческого мозга.

Как сделать интеллект-карту

Автор концепции mind-maps в своих книгах систематизировал структуру и правила создания интеллект-карт, а также описал основные принципы их использования. Наиболее известная из посвященных этой теме книг «Научите себя думать » названа в числе 1000 величайших книг тысячелетия.

Чем дальше по краям, тем ниже процент людей: около 15 процентов. Интеллект людей выше среднего, 15%. - ниже среднего. Сами края составляют 2 процента. - это 1-2 человека из 100, у которых очень большие или очень маленькие коэффициенты. Только 1 из 10 тысяч Имеет такой высокий коэффициент, как Пол.

Какое будущее ждет Пол? Никто не может предсказать это. Было бы хорошо, если бы он мог получить правильную помощь, чтобы извлечь выгоду из его потенциала. Этот литовский литовский единственный в Литве, может быть, такие умные молодые люди? В принципе, может быть и больше. Возможно, ему повезло, что он живет в Англии и способен выполнить тест Менсы. Литовцам не хватает ресурсов для идентификации таких людей. В Литве есть потенциальные люди, мы их не идентифицируем.

Чтобы создать полезный инструмент , способный отвечать поставленным задачам, нужно воспользоваться некоторыми советами автора по оформлению и содержанию интеллект-карт.

Визуальное представление:

  • Определите центральный (основной) образ , выполните его в виде графического изображения, используя не менее 3 цветов.
  • Не размещайте на одной карте более 5-7 графических элементов, если их больше – объедините компоненты в соответствующие логические группы.
  • Не старайтесь заполнить все пространство листа – оставляйте пустые места, чтобы можно было легко ориентироваться в схемах и переходах.
  • Старайтесь придать изображениям объем – используйте трехмерные рисунки и выпуклые печатные буквы.

Ассоциативные связи:

  • Старайтесь изобразить элементы в виде соответствующих визуальных образов – рисунков, значков, символов различных цветов.
  • Используйте стрелки и переходы для иллюстрации причинно-следственных связей между элементами.
  • Применяйте принципы иерархии – разбивайте элементы на более простые составляющие.

Принцип ясности в выражении мыслей:

  • Старайтесь выполнять свои рисунки так, чтобы они были максимально понятными.
  • Размещайте ключевые слова над линиями связей – по одному слову над каждой линией. Следите за тем, чтобы длина линии примерно была равна длине слова.
  • Не пишите слишком большое количество текста – используйте кодирование, сокращения, символические изображения. Все слова должны располагаться горизонтально.
  • Соединяйте центральные линии с другими, так чтобы все элементы карты были связаны с основным образом. Важные линии выделяйте более ярким цветом.
  • Отделяйте рамками блоки с наиболее значимой информацией.
  • Если необходимо включить изображение временной шкалы , то слева должно располагаться прошедшее время, справа – будущее.
  • Наиболее простыми для восприятия и запоминания являются симметричные карты .

Правильное оформление карты имеет решающее значение для реализации принципа визуализации и структурирования мышления .

Мозговой штурм - создание хаоса для интеллект-карты

Теперь интеллект стал глупым. Но интеллект следует понимать как то, что природа дала вам. Это огромный спор. Существует множество причин полагать, что это приобретенная способность, например, интеллект индивидуально выращенных близнецов весьма схож. Влияние на окружающую среду менее доказано, поэтому мы более уверены в влиянии плодородия.

Разве отдельные страны не пытаются сравнить друг друга и определить, где живут самые умные люди? В недавнем пресс-релизе британский ученый Ричард Линн собрал исследования из разных стран и сравнил различные народы. Тенденция заключается в том, что при столь большой работе, будь то из-за отсутствия целостности или отсутствия контроля над обилием данных, есть ошибка, что литовцы имеют несколько более низкий уровень интеллекта. После рассмотрения конкретных исследований, на которые он смотрел, ясно, что одно исследование нерепрезентативно, а следующая методология исследования определяет технические ошибки.

Любая карта фактически представляет собой дерево , имеющее ствол и отходящие от него ветви. Чем дальше от ствола расположены ветки, тем более тонкими они становятся – такой подход позволяет отобразить правильную последовательность мыслей или качеств объекта от первоначальных до последующих.

Каждая из ветвей – это отдельная мысль или направление , над которым вы работаете. Более тонкие ветви отражают новые, свежие подходы реализации по отношению к главной мысли (идее).

Как использовать интеллект-карты в обучении

Интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельности , поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями и учащимися, позволяя:

  • представить объемный материал (лекцию, доклад) в форме презентации для объяснения своих идей перед аудиторией слушателей;
  • упростить работу с информацией на основе анализа, выявления логических закономерностей, быстрого запоминания;
  • сделать период подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и научных исследований структурированным и всецело спланированным процессом ;
  • быстро запоминать информацию , используя свойства образной и зрительной памяти;
  • накапливать идеи для творческой и интеллектуальной деятельности;
  • провести наглядный сравнительный анализ для принятия взвешенного решения по разрабатываемой теме;
  • следить за собственными шагами на пути продвижения к намеченной цели, распределять для этого необходимое время и усилия .

Как интеллект-карты помогают в работе

Чтобы систематизировать и визуально представить свою работу, можно использовать базовую карту «Задачи». Если какие-либо данные, хранящиеся на сервере или жестком диске компьютера, будут утеряны, это не приведет к серьезным проблемам. Всю структуру работы можно легко восстановить по памяти с помощью интеллект-карты.

Карта «Задачи» не является законченным вариантом, а постоянно редактируется . При создании такой карты в нее включается список рабочих задач, которые, в свою очередь, разбиты по направлениям деятельности.

Постепенно задачи уточняются , дополнятся и становятся решенными. Затем добавляются новые актуальные направления, таким образом, разрабатывается общая структура карты, включающая целостную картину сфер деятельности.

Имея такое наглядное представление своей работы, можно намного эффективнее планировать свое время, расставлять приоритеты и совмещать направления работы.

Основные преимущества использования интеллект-карт в рабочем процессе:

  1. Интеллект-карта – хорошее начало рабочего дня. Если настрой на работу вызывает определенные трудности, т. е. необходимо время, чтобы собраться с мыслями, определить план действий , то базовая интеллект-карта поможет сделать это максимально результативно. Просмотрев карту, можно спланировать задачи на день или предстоящую неделю, выделить наиболее важные, а также внести идеи, возникшие за последний период.
  2. Хранилище идей. Если возникает хорошая идея, не стоит откладывать ее реализацию в долгий ящик и надеяться на собственную память. При первой возможности нужно внести ее в интеллект-карту, постаравшись сразу же дополнить некоторыми мыслями по реализации. Задачи, попавшие в карту, сложнее игнорировать , поскольку потратив время на обдумывание, вы уже запускаете мыслительный процесс и вносите коррективы в свои планы.
  3. Планирование масштабных проектов. Для таких целей используется не базовая (общая) карта, а карта проекта. Не зная, с какой стороны подойти к планированию, начинайте строить карту - разбейте общую цель на конкретные этапы, затем подробно рассмотрите шаги для выполнения каждого этапа. Конкретизируйте все возможные моменты , тем самым сужая поле деятельности. Таким образом, будет гораздо проще перейти к реализации, имея перед глазами структуру организации каждого этапа проекта.
  4. Интеллект-карты необходимы, когда задач становится слишком много или в случае, когда большинство задач оказались решенными, и нужно выбирать дальнейшие пути продвижения. Для таких моментов снова используются методы планирования, выбора приоритетов и представление деятельности в виде единой схемы .

В каких сферах можно использовать интеллект-карты

Методы визуального представления с помощью интеллект-карт применяются практически во всех областях, связанных с оптимизацией мыслительного процесса и ускорением усвоения большого количества информации.

  • Различные рабочие проекты – планирование, разработка, внедрение, огранизация, проведение мероприятий.
  • Структуры – устройство фирмы, предприятия, планирование нового бизнеса: список отделов, распределение функций, области ответственности, направления работы.
  • Бытовые проекты – организация праздников, поездок, выбор подарков, осуществление покупок, переездов, ремонт в квартире.
  • Ежедневные задачи . Планирование распределения времени и задач в течение дня – перечень дел, звонков, встреч.
  • Разработка структуры сайтов , блогов, интерфейсов программ.
  • Написание текстовых работ – рефератов, курсовых, дипломных, научных работ, художественных произведений, в которых наиболее важно определить структуру, последовательность и цельность изложения.
  • Планы выступлений , презентации – визуализации информации для проведения лекций, конференций, семинаров, вебинаров, деловых встреч, переговоров.
  • Обучение – конспектирование лекций, прочитанных статей и учебной литературы.
  • Подготовка к контрольным и экзаменам - представление трудных к запоминанию материалов в виде структурированного символьного изображения.

Заключение

Метод использования интеллект-карт завоевывает все большую популярность , как оптимальный способ организации процесса мышления - упорядочивания данных, обработки информации, ускорения разработки планов, проектов и принятия решений.

2014-11-05 Евгения Куварина

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) - это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам.

И еще парочка примеров:

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое - за творчество.

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блоггер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из.

Как создать карту мыслей

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты . Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания.

Создание карты мыслей - увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Новости

Как обычно в начале месяца я подвожу итоги активных комментаторов.

1 место - Василий (под ником Kozak)

2 место - Иван Зелинский

3 место - Зинаида Солнышкина (под ником Zindows)

Поздравляю победителей и прошу выслать номера кошельков (даже если уже отправляли). И приглашаю присоединиться к конкурсу всех желающих!

Также напоминаю, что на данный момент проходит конкурс ретвитов, подробности в конце этой. Итоги будут подведены в следующей статье. У Вас еще есть время принять участие!

С уважением, Евгения Куварина

Понравилось? Расскажи друзьям!

Елена Татаурова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Мастер-класс

Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Наш мозг мыслит нелинейно, иногда огромный поток информации сбивает его с толку, и сложно что-либо запомнить. Тони Бьюзен — известный писатель, психолог и эксперт в области проблем, связанных с обучением, придумал занимательную штуку, которая помогает спланировать дела, истребить хаос в мыслях, помочь выучить нудный параграф по истории и много других полезных вещей. Она называется интеллект-карта, или Mind map. В переводе последнее означает «карта ума».

Почему это работает?

Информация, поданная текстом-простыней с добавлением таблиц и графиков пугает своим объемом. Это тяжелая нагрузка, и мы сразу понимаем, что запомнить ее — адский труд. Мысли пролетают в голове человека постоянно, но их ход неравномерен. Иногда они сбиваются и натыкаются друг на друга. Интеллект-карта же дает возможность структурировать данные, привести мысли в порядок. Выделяйте главное и от него поэтапно расписывайте (рисуйте) детали.

Строить карту начинайте с мозгового штурма. Берите лист бумаги и карандаш и зарисовывайте все, что придет в голову. Единственное, что важно, здесь «танцевать» нужно от главного, которое должно «обрасти» деталями. Сейчас вы работаете в черновике и можете не бояться, что пока в ваших записях мало логики. Позже вы перенесете это на другой лист, где информация будет более структурирована. В будущем это поможет вам в запоминании и воспроизведении данных.

Создание собственной интеллект-карты

Лучше всего концепция создания карт ума изложена в книге «Научите себя думать». Это издание уже вошло в рейтинг 1000 великих книг нашего века.

Работа с визуальным потоком:

  • Возьмите ручки или карандаши трех разных цветов. Нарисуйте главную идею, которой посвящена карта.
  • В середине не должно быть много деталей. Если графических элементов получилось более пяти, то лучше перерисовать карту. Большое количество лучше разбить на логические группы.
  • Оставляйте место между изображениями, не старайтесь как можно больше заполнить лист. Пространство — это свежий воздух для вашего мозга. Схемы и переходы будут легче читаться, если размещать их не слишком плотно.
  • Изображения на карте не должны быть плоскими. Старайтесь придать им объем, используйте разные шрифты.

Игра в ассоциации:

  • Создавайте карту по принципу «от сложного к простому». Такая иерархия позволит не забыть о главном и не утонуть в большом количестве деталей.
  • Для иллюстрации причинно-следственных связей вам понадобятся стрелки и переходы.

Как делать карту понятной:

  • Изображения не должны быть сложными.
  • Над стрелками располагайте ключевые слова. Линии не должны быть слишком длинными. Старайтесь, чтобы длина стрелки была равна размеру написанного слова.
  • Большой объем текстовой информации — ваш враг! Вспомните символы, используйте, понятную только вам кодировку, сокращайте слова. Больше рисуйте, чем пишите.
  • Стрелки, расположенные по центру, соединяйте с другими. Все что находится на карте, должно быть взаимосвязано. Ни один элемент не должен выбиваться из толпы - таким образом вы не упустите важных деталей. Ключевые стрелки прорисовывайте более насыщенными цветами.
  • Возможно вам потребуется включение временной шкалы. Тогда прошлое изображайте слева, а будущее — справа.
  • Значимую информацию заключайте в рамки и блоки.

Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие.

Использование mind mapping в процессе учебы

Как использовать технологии интеллектуальных карт в обучении? Ведь понятно, что это отличный способ сделать нудный параграф 3Д-схемой!

В образовательном процессе интеллект-карты станут отличным подспорьем.

  • Фактически это презентация, нарисованная от руки. Объемный материал так легче представить перед аудиторией. С помощью стрелок и графических изображений легче донести до слушателей свою идею. Разобраться в большом количестве элементов. В изучении истории интеллектуальные карты могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. Очень просто запутаться в огромном количестве дат, исторических событий, лиц, которые сыграли ключевые роли в развитии страны. В истории России интеллектуальные карты могут быть задействованы при изучении правящих династий.
  • Вы можете использовать mind map при подготовке очень объемных и сложных работ: курсовых, дипломных или просто рефератов. Здесь карта будет служить своеобразным графическим оглавлением.
  • Установите цель и следите за скоростью приближения к ней. Правильно распределяйте нагрузку.
  • У каждого из нас бывают случаи, когда после прочтения страницы книги в голове ничего не осталось или все перепуталось. Для таких случаев отлично подойдет использование карты ума.
  • Если вы работаете над творческим проектом, то можно применить принцип инкубации. Скорее всего, вы слышали, что лучшие идеи иногда приходят во сне. Если есть возможность, то отложите решение проблемы на завтрашнее утро. Если нет, то отвлекитесь на что-либо другое на несколько часов. Ваш мозг обязательно выдаст вам самое креативное решение.

Интеллектуальные карты в ДОУ

А как насчет самых маленьких? Ведь mind mapping должен однозначно привлечь ребенка своей яркостью и живостью образов.

Впервые использовать технологию интеллектуальных карт в развитии малышей предложил кандидат психологических наук Акименко. Он предложил применять их в области развитии речи дошкольников.

Четырехлетних детей можно включить в процесс игры с интеллектуальными картами. Детям понравится участие в создании карты. При этом процесс не должен стать нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала выбирайте самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.

Пример интеллектуальной карты: предложите нарисовать ферму. В центре поместите жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.

Второй пример интеллектуальной карты. Можно учить с детишками времена года, описывать разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.

Как работать с mind map родителям

Еще один пример, как должна выглядеть интеллектуальная карта для ребенка. После любого значимого в жизни малыша события - поездки на дачу или море, а также посещения родственников, вы можете создать с крохой mind map. Простой способ нужен для ознакомления крохи с ее основами.

В центре опишите или нарисуйте событие. По краям располагайте детали, приятные воспоминания, навыки, которые приобрел малыш. Для работы используйте маленькие фото, вырезки из журналов, детских рисунков, газет. Сохраняйте билеты, ищите небольшие природные материалы, которые можно использовать в работе.

При работе с интеллект-картами для дошкольников посредством ассоциаций малыши учатся более широко выражать свои мысли, развивается фантазия, пополняется словарный запас.

Ребенок учится основе анализа с помощью простых логических операций. Разбирается, как сравнивать предметы, делать самостоятельные выводы, классифицировать. Можно придумать множество игр с интеллектуальными картами.

Педагог Ушинский в своих трудах говорил об этом. Он говорил, что если целенаправленно учить маленького ребенка пяти разным понятиям, то вы не скоро добьетесь результата, но если эти понятия связать со знакомыми крохе картинками, то он очень быстро поразит вас результатом. Интеллектуальные карты для дошкольников эффективны при подготовке к дальнейшему обучению.

Принципы рисования карт

Не забывайте, что в процессе создания карты лист должен всегда располагаться горизонтально. Посередине изобразите идею или проблему. Первые, самые толстые ветки — под-идеи. Здесь должны быть ключевые понятия, ассоциации для быстрого запоминания. Не бойтесь использовать вещи, которые понятны только вам! Ведь наш мозг в ассоциативном мышлении абсолютно индивидуален!

От первого уровня пойдет второй. Если нужно, то нарисуйте и третий ярус.

  1. Не забывайте, что это творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию. Вы ведь замечали, что часто запоминается самая глуповатая и бессмысленная реклама? Возможно, для запоминания вам помогут самые нелепые на первый взгляд ассоциации.
  2. Если вы хотите с помощью интеллект-карты обозначить работу сотрудников над общим проектом, то выбирайте для каждого отдельного лица свой цвет. Хорошо работают желтый, красный, оранжевый. Более низкая скорость восприятия у голубого, коричневого, зеленого.
  3. На втором уровне не должно быть более 5-7 веток.
  4. Это творческий процесс, не пытайтесь в работе создать стандарт.
  5. Как уже говорилось выше, запоминаются утрированные примеры. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
  6. Не увлекайтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
  7. Образы на бумаге должны быть подкреплены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
  8. Используйте систему иерархии. Все важное должно быть в центре, далее детали. Если нужно, то задайте веткам определенные номера.
  9. Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали. Постарайтесь все же использовать больше изображений, чем текста.
  10. Перед тем как начать использовать в своей деятельности такой способ структурирования информации, вы можете создать свой набор кодов. Например, лампочка может означать важное. Молния то, что нужно выполнить очень быстро.
  11. Важность ветки подчеркивайте более крупным шрифтом.
  12. Стрелки первого, второго, третьего уровней обводите в отдельные блоки. Между ними должна быть связь.

Использование на практике

С помощью карты можно собрать данные о предмете, который требует изучения. Информацию проще рассортировать на определенные блоки:

  • недостатки;
  • особенности;
  • свойства.

Практическое применение: нудный реферат замените красочной презентацией - и вы получите аплодисменты от слушателей.

Лайфхак для студентов. Нудную лекцию можете записать на диктофон, а в процессе прослушивания того, что рассказывает профессор, рисуйте! Так вы усвоите в три раза больше информации и точно не уснете на лекции.

В каких сферах еще можно применить

Они нужны везде, где нужно увеличить скорость мыслительного процесса, оптимизировать его и разбить на блоки, большой объем информации, дабы не утонуть в этом море.

  1. Проведение разнообразных мероприятий: свадеб, юбилеев.
  2. Создание структуры нового дела. Например, при создании бизнес-плана.
  3. Создание капсульного гардероба. Нарисуйте, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и отметьте вещи, которые есть и которые необходимо приобрести. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Генеральная уборка в квартире перед приездом свекрови. Разбейте территорию жилища на блоки. Помните, что начинать убирать нужно сверху вниз. Сначала сметаете пыль с антресолей, потом моете полы. Чтобы ничего не упустить, нарисуйте карту.
  5. Планирование задач на день.
  6. С помощью карт будет легче подготовиться к экзаменам. Разбейте весь материал на блоки и двигайтесь. Трудный для запоминания материал проще откладывается в памяти, если придумать для него символы.
  7. Карты хороши для помощников руководителей, которым нужно организовать в течение дня множество встреч, совершить уйму звонков, напечатать гору бумаг.

Недостаток интеллект-карт

Если она создается для принятия решений, то у людей, которые по своей природе логики, может случиться ступор на одном из моментов. Создатель концепции предлагает записывать во время мозгового штурма все идеи, которые приходят в голову, даже если они иррациональны. Для этого нужно использовать интуицию. Что делать людям, которые постоянно анализируют и не могут расслабиться? Есть решение: записывайте все варианты, какими бы странными они ни казались, а в ветвь следующего уровня вписывайте последствия всех решений. Так людям с логическим типом мышления будет проще видеть полную картину.

Сервисы для интеллект-карт

Рисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии.

Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов.

Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Лариса Николаевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №1», Воронежская обл, Новохоперский р-он.

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО.

Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы - по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ. В данном материале вы познакомитесь с информацией:

  1. Интеллект-карты.
  2. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое?
  3. Сферы применения интеллект-карт.
  4. Как составить интеллект-карту.
  5. Правила составления интеллект-карт.

2.Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики.

2. Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной.

Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

3.Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.

Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

4 . Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко.), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Собака умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а собака лаять. Собака друг человека, потому что помогает ему.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Источники:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

Приложение 1.

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

БУЛГАКОВА Наталья Александровна старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Применение в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Учить анализировать образовательную деятельность с воспитанниками;
  2. Рассмотреть теоретические положения метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
  3. Учить на практике составлять интеллектуальные карты для детей разного дошкольного возраста, их дополнять, видоизменять, расширять.
  4. Развивать творческую активность

Планируемый результат:

Заинтересованность педагогов в необходимости применения технологии интеллектуальной картины в вопитательно – образовательном процессе ДОУ.

(Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 5 подгрупп)

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем семинаре –практикуме. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по познавательному развитию для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова их была речевая активность.

(просмотр образовательной деятельности)

Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности?

(Ответы педагогов)

Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Мальчики и девочки» педагог использовала репродуктивные методы (самостоятельный показ, самостоятельное составление образца рассказа, самостоятельный выбор подвижной и пальчиковой игры) . Максимальная речевая активность педагога, вопросы к детям направлены на получение простых ответов (да, нет) . В качестве заинтересовывающего момента приход двух игрушек –кукол «Кати» и «Вани» , но которыми манипулировала сама, не давая в руки детям. На протяжении всей образовательной деятельности отсутствие наглядности. Быстрое угасание интереса воспитанников к содержанию деятельности.

В старшем возрасте образовательная деятельность по теме «Собираемся в поход» была направлена на уточнение и углубление знаний детей о туристической деятельности и конкретно о вещах и предметах, которые могут пригодиться в походе. Педагог начала образовательную деятельность с постановки проблемной ситуации «Как вы думаете, что необходимо людям в походе?» . Здесь на протяжении всей деятельности преобладала речевая активность воспитанников, задаваемые вопросы были направлены на активизацию мыслительных процессов, на установление причино –следственных отношений, умения делать логические выводы и умозаключения. Познавательный интерес детей сохранялся на протяжении всей деятельности. С помощью наглядности выступал индивидуально у каждого ребенка собранный рюкзачок с вещами.

(Педагогами делается вывод что поиск новых форм работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач. Большую роль с детьми любого дошкольного возраста оказывает использование наглядных методов и приемов) .

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежат (по одному на подгруппу) белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам. Давайте вместе с вами определим как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми? (Педагоги рассматривают картинки, формулируют свои предложения: «Приклеить картинки по теме «Овощи» и использовать как обобщающие понятия», «Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов» , «Можно делать накопительные карты и постепенно их усложнять доклеивая все новые и новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время» )

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А можно ли на одном листе бумаги одновременно разместить картинки нескольких тем? Зачем? И Как?

(педагоги пытаются объединить темы «Мой город» , «Транспорт» , «Архитектура» , «Растительный мир» , «Достопримечательности нашего города» на одном листе бумаги. Педагоги делаю вывод, что с помощью объединения различных тем на одном листе бумаги можно создать условия для изучения воспитанниками целых систем, успешно формировать знания по целым областям одновременно и по каждой конкретной теме. Воспитанники учатся самостоятельно логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно –следственные связи.)

Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС предметно –пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями. Основателем представленного метода интеллектуальных карт или картин является Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века это английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. Благодаря кандидату пед. наук Валентине Михайловне Якименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. В чем же полезность этих интеллектуальных карт?

  1. Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны Тони Бьюзен рекомендовал «Настраивайтесь на создание красивых карт»
  2. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

Существуют определенные требования к составлению интеллектуальных карт. Для создания используются цветные карандаши, маркеры, картинки, ножницы. Главная идея (рисунки, картинки, изображения) располагается в центре страницы. Для каждого ключевого момента отходят от центра в разные стороны направления. Каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой схемой, ассоциацией. В процессе изучения могут добавляться новые ветви, картинки и символы в уже изученные темы и наглядность представлена в виде объектов и рисунков.

  1. Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять интеллектуальную карту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
  2. Работая по лексическим темам можно сделать интеллектуальную карту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.
  3. Это развитие связной речи. Интеллектуальные картины можно использовать для составления рассказов, Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Сейчас я вам предлагаю, каждой подгруппе составить свою интеллектуальную карту и рассказать какие же задачи можно решать и для какого возраста детей данная карта предназначена.

(Каждая подгруппа педагогов составляет свою интеллектуальную карту а затем рассказывает какие задачи с помощью нее можно решить) .

В заключении нашего семинара –практикума я хочу сделать вывод: От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках!

Спасибо за внимание и сотрудничество!