Икона великомученицы екатерины. Значение иконы великомученицы Екатерины

Еще при жизни заслужила Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона с ее изображением, выясним сегодня.

История жизни

Екатерина родилась в III веке и выходила из благородного рода Александрийских аристократов. При жизни девушка прославилась умом, невероятной красотой и добротой. Когда пришла пора выходить замуж, она отказывала всем женихам, поскольку не видела среди них того, кто отвечал ее представлениям о будущем муже. Мужчина должен был во всем превосходить Екатерину: в красоте, уме и благочестии. Мать невесты была верующей и отвела дочь к старцу, который сообщил, что под ее требования подходит лишь Иисус – сын Божий.

Чтобы увидеть своего суженого Екатерина молилась день и ночь Богородице. Однако младенец Иисус, явившейся во сне, даже не повернул голову в ее сторону. После отказа Сына Божьего она приняла православное крещение, стала хранить целомудрие и постоянно молиться. Спустя время Екатерине вновь приснился Господь: он надел на руку девушки перстень – божественный символ обручения.

С этого момента жизнь девушки превратилась в гонения и пытки. Александрия была покорена Максимианом, язычником. В день жертвоприношений для нового императора Екатерина пришла на место сбора знати и обратилась с речью к царю. Девушка стыдила правителя за его поклонение идолам и призывала признать Христа истинным Богом, умершим на Земле за всех грешников.

Разгневанный император бросил Екатерину в темницу. Пытаясь переубедить ее во взглядах относительно язычества, палачи пытали и издевались над праведницей. Но все попытки оказались тщетными. Максимиан решил жениться на необычной девушке, одарив ее подарками и красивыми обещаниями. Но она была неподкупна.

Святая Екатерина Великомученицапокорно склонила голову под топор палача и умерла с Иисусовой молитвой на губах за то,в чем помогает икона за веру и преданность.

Почитание образа святой началось сразу же после ее казни. Иконописцы изображают святую в дорогих одеяниях и богатых украшениях. Именно так, как должна выглядеть невеста Христа.

Икону Великомученицы дарят женщинам, находящимся в поисках мужа. Изображение святой помогает укрепить веру, развить умственные способности и привлечь в жизнь вторую половину. Екатерина считается заступницей одиноких. Священники утверждают, что если в течение 40 дней подряд читать акафист блаженной о просьбе вступить в брак, желание непременно осуществиться. Ведь одиночество перенести под силу не каждому.

Семейная пара, имеющая в доме икону, оберегается высшими силами от непонимания между супругами, разводов и ссор.

Икона помогает женщинам, пытающимся забеременеть. Екатерине молятся о легких родах и здоровье будущего ребенка.

По христианскому календарю память Великой Святой отмечают 7 декабря. В этот день во всех православных храмах идут службы. Многие прихожане церквей недоумевают, почему помогает встретить вторую половину Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона, ведь девушка была незамужней. На самом деле, она была обручена с Христом и до самой смерти хранила верность ему. пытающихся соединиться узами брака и помогает в этом тем людям, чьи чувства искренние.

Екатерина Александрийская является одной из великомучениц христианства.

В Православной церкви день памяти Екатерины 25 ноября, в Католической - 25 ноября. До крещения ходила под именем Доротея.

Происхождение Екатерины

В 287 году в Александрии, в богатой семье родилась девочка Доротея. Она не знала бедной жизни, с детства окружена роскошью и заботой. Была образованная, знала много языков.

Ознакомилась с творениями писателей, стихотворцев и философов древности. В совершенстве знала римскую и греческую философию. Была увлечена медициной.

Она была очень красива. Ее здоровью могли многие позавидовать. Да и состояние семьи тоже играло большую роль в судьбе девушки. Языческая вера не могла успокоить юную душу.

Она не хотела замужества, не хотела слепо подчиняться супругу, как того требовало положение женщины в Александрии. Поэтому она часто спорила с отцом, была раздражительной, гневной и грустной, часто плакала и мало общалась с окружающими.

Обручение с Иисусом

Однажды мать Екатерины отвела ее к своему духовному наставнику для беседы. На прощание он подарил девушке икону Богородицы с маленьким Иисусом. Всю ночь она читала молитву с просьбой к Богородице показать младенца. Во сне она увидела Марию с Иисусом на руках, но он не смотрел на Екатерину, объясняя это тем, что она не омыта святыми водами крещения.

На утро расстроенная Екатерина пошла к монаху, который и совершил крещения девы. Ночью девушка не смыкая глаз молилась с той же просьбой. На этот раз младенец не только смотрел на нее, но и сделал ее своей женой подарив перстень. Утром, после пробуждения, кольцо оказалось на пальце.

Перед смертельным приговором

Екатерина пришла в храм во время жертвоприношения, которое проводил император Максимин. Она стала призывать его стать на правильный путь, принять существования единственного Бога и обратиться в христианство. Плененный красотой девушки он стал переманивать ее в язычество и уговаривать принести жертву богам.

Для переубеждения Екатерины, император пригласил философов, которые были казнены, так как не выполнили свою миссию. Она не покинула свою веру, за что и была брошена в темницу.

Казнь Екатерины

Кто бы не старался переубедить девушку принять языческую веру, в следствии сами принимали христианство. В страхе перед Максимином Екатерину не кормили и не поили. Сама же она утверждала что это Иисус кормил и поил ее, давая ее душе и телу силы. Для ее казни было построено специальная машина с четырьмя колесами, которые попарно крутились в разные стороны тем самым растягивая тело мученика.

В последний раз император призвал Екатерину на разговор, он был удивлен ее здоровым видом. Сделав ей предложение: если она принесет жертву языческим богам, он обязуется сделать ее своей женой и подарить ей беззаботную жизнь. Получив отказ Максимин приказал придать девушку пытки, но ангелы разрушили и разбросали щепки от орудия пытки.

После такого происшествия, окружающие, поверив в Бога, стали боятся кары небесной. Император приказал отрубить голову девушке. Из раны вместо крови потекло молоко. Идя с молитвой на казнь, она воссоединилась со своим мужем небесным Иисусом. Девушка умерла в 305 году в возрасте 18 лет.

Бренные останки

После смерти тело Великомученицы исчезло. Оно было перенесено ангелами на вершину горы Синая, теперь гора названная в честь ее. Спустя века мощи святой были найдены монахами. Нашли они всего лишь главу и левую руку. Узнали они Екатерину по перстню подаренный ей Иисусом. Находятся мощи в алтаре в мраморной раке главного храма-манастыря святой Екатерины. Палец Великомученицы находится в мощевике иконы, находящейся в храме и всегда открыта для посещения.

Облик великомученицы

На иконах изображается в царском одеянии. Всегда она опирается на колесо (символ мучений). Известны изображения где девушка держит крест в правой руке. Иногда его заменяет меч или пальмовая ветвь. Также на Екатерине может быть надета корона. Может изображаться просто с колесом. Изображение святой великомученицы Екатерины можно встретит на символах и гербах стран.

Была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305-313). Живя в столице - центре эллинской учёности, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и учёных. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал её избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела её за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит её во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась её душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Её Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик, говоря, что не может смотреть на неё, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатлённый печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял её, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на неё и дал ей перстень, обручив её Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке её светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин . По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам - христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить её и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 150 риторов - учёнейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить её обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа , которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть её. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать её, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колёсам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий Стратилат с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

Почитание

Мощи святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору . В веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря , построенного святым императором Иустинианом .
Мраморный столп, на котором, по преданию, была обезглавлена святая, на начало XXI века сохранялся в Александрийском Саввинском монастыре .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Доброде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,/ просвети́ла еси́ неве́рныя мудрецы́./ И, я́коже пресве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́,/ нев"ерия тьму́ отгна́ла еси́/ и цари́цу уве́рила еси́,/ вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,/ Богозва́нная неве́сто, блаже́нная Екатери́но,/ жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный черто́г / к прекра́сному Жениху́, Христу́,/ и от Него́ ца́рским венце́м венча́лася еси́:/ Ему́же, со А́нгелы предстоя́щи,/ за ны моли́ся,// творя́щия пречестну́ю па́мять твою́ .

Ин кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Вити́йствующи днесь, Екатери́на му́ченица/ и вити́ям обличи́ умовре́дную е́ресь,/ А́нгел бо с Небесе́ к той прии́де,/ си́лу от Вы́шняго принесе́,/ ю́же прие́мши, му́жески рече́:// Христо́с есть му́чеником похвала́.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Ли́к честны́й Боже́ственне, мучениколю́бцы, воздви́гните ны́не,/ почита́юще всему́друю Екатери́ну,/ сия́ бо в три́знищи Христа́ пропове́да и зми́я попра́,// ри́торов ра́зумы укроти́вши .

Икона великомученицы Екатерины почитается среди православных христиан. Святая считается покровительницей учащихся, которые обращаются к иконе за помощью в трудные моменты жизни.

Святая Екатерина Александрийская помогает всем, кто обращается к ней с искренними молитвами. Ее жизнь является образцом целомудрия и истинной веры в Господа. Нередко к ней обращаются за поддержкой, просят об обретении душевного покоя, каются в прегрешениях.

История иконы

История Екатерины начинается в третьем веке. Она была рождена в знатной верующей семье. Родители дали девочке блестящее образование, а когда пришла пора замужества, Екатерина пожелала себе мужа умного и честного, лучше, чем она сама. Мать отвела девушку в церковь, где Екатерина прониклась духом христианства и прошла через таинство крещения. После обряда ей приснился сон, в котором сам Господь назначил ее своей невестой. Проснувшись, она обнаружила на своем пальце изящный перстень.

Екатерина жила во времена смут и раздоров, и во время очередного богопротивного праздника с жертвоприношениями она отправилась во дворец к царю. Император Максимин был сражен умом и красотой Екатерины и пригласил самых великих философов, чтобы те попытались склонить девушку к своей вере. Однако ничто не могло сломить дух истинно верующей. Она мужественно вытерпела многочисленные пытки, а ангел, явившийся к ней, поведал о том, что она сможет выстоять в борьбе за истинную веру. Император приказал казнить Екатерину Александрийскую. Вместе с ней казни были преданы жена императора и его лучший друг военачальник, которые последовали примеру Екатерины и приняли православие, отрекшись от язычества.

Где находится образ великомученицы Екатерины

Иконы с изображением святой особенно почитались в Санкт-Петербурге. Императрицы Екатерина первая и Екатерина вторая считали ее своей покровительницей и заступницей. В великом городе было выстроено десять храмов с ее именем. Сейчас образу Екатерины можно поклониться во множестве мест по всей России, например:

  • в одноименной церкви в Санкт-Петербурге;
  • в Исаакиевском соборе;
  • в поселке Мурино Ленинградской области;
  • в одноименном храме в Москве, улица Большая Ордынка;
  • в храмах Москвы на улице Ибрагимова, улице Донской, улице Одинцовской, улице Пятницкой, на Красной площади.

Также храмы и церкви есть в Смоленске, Видном, селе Семеновском Суздальского района, Нерехте Костромской области, Египте, Мордовии, Татарстане.

Описание иконы великомученицы Екатерины Александрийской

Самые древние иконы датированы 8-9 веком. На них великомученица искусно выписана в царском одеянии, на голове у нее находится венец. На некоторых иконах Екатерина изображена с пальмовой ветвью в руках. Красные одежды Екатерины символизируют мученичество, а белый платок — целомудрие.

О чем молятся перед образом Екатерины Александрийской

Перед образом можно помолиться об избежании ошибок, которые способны навредить. Просят Екатерину и о покровительстве, о защите от всяческих опасностей, подстерегающих людей на жизненном пути. Женщины обращаются с молитвами к Екатерине для обретения душевной гармонии, налаживания отношений в семье , просят о защите своих детей. Также молятся образу те, кто получает образование. Именем святой названы многие учебные заведения в европейских странах.

Молитвы Екатерине возносят и в надежде на помощь в судебных разбирательствах. Любой, кому требуется помощь, может искренне помолиться святой великомученице. Молитвы перед образом укрепляют веру человека не только в Высшие Силы, но и в свои собственные, позволяют преодолевать препятствия и достигать поставленных целей честным трудом.

Дата празднования

Торжественное богослужение в честь памяти великомученицы Екатерины Александрийской проходит 7 декабря . В этот день каждый может обратиться к святой за помощью, и его искренние мольбы будут услышаны.

Молитва перед иконой

«Святая великомученица Екатерина! Смиренно взываем к Тебе. Огради души наши от зла всякого да не дай оступиться. Пошли на нас благодать свою да дай разума преодолеть все трудности в обучении и в жизни. Защити от зла любого, не дай сойти с пути православного, укрепи веру нашу в Господа. Спаси и сохрани чад наших и семьи, не дай злу заполнить сердца, мольбой преисполненные. Аминь».

Образ Екатерины помогает каждому осознать ценность своей жизни и знаний. Благодаря этому образу многие обретают уверенность и двигаются к своей цели намного быстрее. Молитвы, возносимые Екатерине Александрийской, должны идти от чистого сердца. Желаем вам удачи во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.12.2017 05:48

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...

Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

— Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

— Знаю я, — сказал он ей, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, — она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

— Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

— Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

— Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

— Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, — ответил ей старец, — то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

— Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

— Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:

— Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

— Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После сих слов Христа Господа, видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.

Вскоре после того, как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вёл, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц, или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, — князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою нескольких рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры: ибо она блистала своею необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:

— Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору , который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:

— Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твоих речей.

Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:

— Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

— Я царская дочь, — отвечала святая, — называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь всё сие я презираю, как занятие суетное и бесполезное, и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего Пророка Исаию сказал:

«Мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14).

Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая его беззаконные помыслы, сказала ему:

— Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь озлобился сими словами ее и сказал:

— Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

— Если ты желаешь хотя немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми всё ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его, или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

— Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений, и уверуешь в наши учения.

Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание:

— Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу , и кто призывает наставниц разуму — муз , соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд.

И вот собрались, в количестве пятидесяти человек, избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:

— Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона . Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

На эти слова царя один, самый славнейший и мудрейший, вития ответил:

— Не опасайся царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве, и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели придти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

— Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.

Сказав сие, Ангел отошел.

Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к святой Екатерине:

— Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

— Я, — кротко отвечала ему святая, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги — ничто.

Тогда философ сказал ей:

Тропарь, глас 4:

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Плутарх Херонейский - знаменитый греческий историк. Херонея - город в Средней Греции.

Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12).

Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств.

Платон - известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа - Аристотеля. Платон - ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению.

Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений.

Гомер - один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею».

Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

Орфей - легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников.

Аполлон или Феб, - сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) - безумие (1 Кор.1:23).

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди.

Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова.

Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма.

Багряница - длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.

Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей).

Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа.

Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле, и были открыты лишь спустя 200 слишком лет. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30–40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной Византийским императором Юстинианом, за 800 верст от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта возвышенность достигала до 1200 сажен; но отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатиею Божиею, победили все трудности пути и скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Их положить сюда только и могли Ангелы. - Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только глава ее и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой, тогда же торжественно перенесенные в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом, замечательном по своей древности, монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. Но этот дар хранится в ризнице. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаистов таить эту драгоценность». В настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма, вместе со многими другими останками святыни, на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи св. Екатерины для дальнего поклонника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инославных христианок носят ее имя. Слава этой мученицы была велика и в древности. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь в Вифлееме в 386 году, посвятила в нем храм муч. Екатерине, о которой св. Епифаний говорил Павле, что Екатерина родилась на острове Кипре, в гор. Саламине, в его епископии, оттуда перешла в Александрию, была в св. местах в Иерусалиме, пред яслями в Вифлееме дала обет девства и получила от Христа перстень. На Западе она считается покровительницею учащегося юношества, особенно философии. Святую великомученицу почитают даже некоторые из язычников, например: монголо-буряты забайкальские.

Т. е. Августу, жену Максимина.

Что касается службы великомученице и церковных песнопений, в честь ее составленных, то они относятся к глубокой древности. В IX веке Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, и неизвестный монах Вавил написали многие песни в честь великомученицы Екатерины, которые ныне православною Церковью и поются 24 ноября, в день ее преставления. Преподобный Феофан написал в честь св. великомученицы канон, краестрочие которого заключает следующую мысль: «Екатерину приснопамятную песньми пою».