Брак в Кане Галилейской и ритуальный «священный брак» в Вифании как этапы восхождения Иисуса Христа к небесной славе. Путеводитель по библии

Вино на браке в Кане Галилейской было соком. Первое чудо Иисуса Христа

    ВОПРОС ОТ МАРАТА
    Читая вашу книгу я дошел до вечери воспоминания Иисуса Христа, вы утверждаете, что Иисус пил сок в место вина. Означает ли это, что Иисус совсем не пил вино? Или только на вечери не пил? Если только на вечери, то пожалуйста объясните как в Палестине, где зима очень короткая, виноградный сок, который был собран осенью, без современных технологий мог сохраниться и не забродить до весны, 14 нисана по еврейскому лунному календарю, когда Иисус вёл вечерю. И потом, им это делать не нужно было, по той причине, что просто сок не веселил бы сердце (Псалом 103:15)? Это подтверждает свадьба в Кане Галилейской

Напомню то, что было подробно объяснено в моей книге в главе о : слово вино в древнем иврите и на древнегреческом языках, на которых до нас дошли древние тексты Библии, обозначало и алкогольное вино и сок. Поэтому даже если мы в современном переводе видим в Библии слово “сок”, то в оригинале Библии на греческом и на иврите там в подавляющем большинстве случаев стоит слово “вино” или “молодое, новое вино”. То есть, там, где в Библии о вине говорится в положительном ключе там речь идет о полезном и вкусном виноградном соке.

На счет хранения виноградного сока Вы можете прочитать Это книга Самуэеля Баккиокки, на которую я ссылался в своем труде. Однако, конечно, это не единственный источник. Об этом же можно прочитать, например, вот и других исследовательских и исторических трудах.

Толкование Псалма 103:15 - как понимать, что вино веселит сердце?

Что касается Пс. 103, то давайте прочтем этот стих

«Ты (Бог) произращаешь... вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103:14,15).

Здесь людей смущает фраза «вино... веселит сердце» . Но основной перевод этого слова с оригинала - «радует». Синадальный перевод слова, как «веселит», здесь не совсем подоходит, так как это слово שׂמח с оригинала можно перевести как: радоваться, веселиться, торжествовать. То есть получается «вино... радует сердце» . И тогда мы увидим совсем другой смысл - люди (весь народ, а не только те, кто любит выпить) радуются, торжествуют благословениям от Бога - винограду, елею и хлебу!!!

Апостолы и пророки призывали радоваться в Господе и трезвиться (см. ниже ссылку на Библейские стихи о вине). То есть, “радоваться”, это не значит, находится в пьяном бездумном состоянии под действием легкого наркотика, а иметь радость в жизни с любящим Богом .

Кроме того, очень важно, что в Псалме 103 слово «вино» стоит в перечислении с елеем и хлебом. В перечислении хлеб, елей и вино встречаются только когда речь идет о Божьем благословении ВСЕГО народа. Разве алкогольное вино - это благословение - радость для детей и женщин и стариков и тех кто не любит алкоголь? Это радость только для тех кто любит алкогольное вино, для всех остальных – это не благословение!

Речь идет в целом о всем народе Израильском. Для них благословением было вино - как напиток и сладкий виноград, елей - как душистое масло и символ святого духа и хлеб как символ пищи. Вы думаете они елеем только мазали лицо, чтоб блестело? Нет, речь о здоровье, от которого блистает лицо.

Если учитывать контекст, то очевидно, что в Псалме 103 псалмопевец восхваляет Бога за то, что Он все создал не Земле прекрасно и говорит: "Все соделал Ты премудро" (Пс. 103:24). В том числе и по отношению к человеку: он создал для нас вино (виноград) - как главный напиток - символ пищевой влаги (сок) и сладостей (виноград, изюм, кисели); хлеб - главный продукт питания - символ еды: елей - благовоние, масло - символ эстетики, здоровья и красоты тела, а также Святого Духа:

В Священном Писании много текстов, где речь идет о благословениях Божьих народу с перечислением именно вина, хлеба и елея:

Втор. 11:13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой ;

Ос. 2:8 А не знала она, что Я, Я давал ей (речь об Иудее) хлеб и вино и елей .

Смотри также Втор. 7:12-14, Втор. 28:47-51, Иоил. 2:19, Агг. 1:11.

Как видно из контекста, в Пс. 103 речь не может идти об алкогольном вине, которое является ядом и не созидает, а наоборот портит жизнь многим из тех, кто к нему прикасается. Я это знаю на себе. Сейчас я совсем не пью и мне не хочется - Бог освободил (Ин. 8:36). И при том мы весело и счастливо проводим время и праздники. Когда я пил, я бы никогда этому не поверил, но это факт. Наверное, жизненный опыт каждого из нас подтвердит, что алкоголь исковеркал множество человеческих жизней среди наших близких и знакомых.

Вино на свадьбе в Кане Галилейской

Что касается вина на свадьбе, то и здесь речь идет о соке, а не о вине. Сегодня мы все мерим по своим меркам, смотрим на все через призму нашего менталитета, понимая многие вещи так, как принято в окружающем нас обществе. Однако во многих случаях это не верно. Мы не знаем какие традиции были в те времена в Иудее. И уж тем более не знаем о нравах и порядках той семьи, на свадьбе у которой был Иисус. Например, подавляющее большинство членов нашей церкви совсем не употребляют алкоголь, в том числе на праздниках, на Новый Год и даже на свадьбе. Но, заверяю вас, это этого наши праздники не скучны, а наоборот даже веселее, чем алкогольные вечеринки. Я это говорю точно, так как побывал на тех и других.

Напомню, что вином называлось в то время все изготовляемое из винограда и сам виноград (см. главу ).

А теперь давайте проанализируем историю, описанную во 2 главе Евангелия от Иоанна о свадьве в Кане Галилейской.

Если принять, что Иисус превратил воду в алкогольное вино, то нам придётся согласиться и со следующими вытекающими из этого выводами:

1) Гости на свадьбе были пьяны;

2) Мария, мать Иисуса, сожалела о том, что прекратилась попойка и настойчиво просила Сына продолжения банкета, а именно порадовать уже опьяневших людей ещё большим количеством алкоголя;

3) Иисус сотворил около 600 литров (смотри Словарь в конце Библии: мера 40 литров, 2 - 3 меры примерно 2,5 меры, то есть 100 литров, в шести емкостях 600 литров) алкогольного вина. Допустим на свадьбе было 200 человек. Естественно хозяева свадьбы приготовили достаточно вина, чтоб не ударить лицом в грязь, а значит если речь идет об алкогольном вине, то все присутствующие были в очень подпитом состоянии. И дополнительно Иисус им дает еще по 3 литра вина на каждого. Получается Иисус желал довести гостей до состояния крайнего алкогольного опьянения. Между тем, вспомните, как Слово Божие негативно отзывается о вине (смотри ниже): оно развращает, убивает и т.д. Получается, Иисус противоречил Сам Себе, ведь Он является Словом Божиим (см. Ин. 1:14). Представьте как эти гости на утро будут вспоминать Иисуса, когда у них будет раскалываться голова… Как они будут проклинать Его, если сотворили в пьяном угаре какой-то ужасный поступок.

4) Получается, что Иисус разрешил не просто выпивать, но напиваться по праздникам, раз Он дал пьяным еще прилично выпить. Я сам по себе помню, как часто были лишними походы на пьяных вечеринках за дополнительными порциями горячительного. Причем иногда последствия были ужасными. Теперь много людей верующих и неверующих, вспоминая чудо Иисуса, напиваются, а затем грешат вплоть до драк, убийств и бесчинств. Этого ли хотел Иисус? Стоит отметить, что Иисус был человеком, но был без греха. Так утверждает Библия: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21, см. также 1 Пет. 2:22, 1 Иоан. 2:1, 1 Иоан. 3:5, Евр. 4:15). Только так могла состоятся заместительная жертва - Он был без греха, но умер за наши грехи. Поэтому Иисус не употреблял алкоголь и никого не мог спаивать, ведь этим Он бы ввел людей в грех, а значит этим Сам совершил грех. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ” (Матф. 18:7).

5) Иисус желал, чтоб гостей свадьбы стошнило. Если понять в чем сделал вино Иисус, то сразу встает вопрос, почему Он не наполнил вином кувшины и кружки, стоявшие на свадебном столе? В Евангелие сказано, что Иисус сотворил вино в шести водоносах для ритуального омовения. Это миквы, в которых согласно Писания должны были омыться – полностью окунуться – евреи перед тем как пойти в храм (см. Лев. 15:31) после того как из их тела было какое-либо истечение. Менструальный цикл, гнойная ранка, порез – все это символ тленности нашего тела, смертности, как следствия греха после грехопадения. Именно в этих каменных сосудах по 80 – 120 литров каждый Иисус сотворил вино. Вы когда-нибудь пытались отмыть каменную емкость? Как вы думаете, из такого сосуда приятно пить, ведь в нем купались тысячи людей после различных болезней? Поэтому в Евангелие отмечено, что никто из гостей не видел откуда наливалось вино, а только служители. Таким образом, осознавая, в чем Иисус сотворил вино, мы понимаем, что совершая это чудо, Христос хотел не просто насытить людей и показать им фокус, но, наверное, сказать им нечто гораздо большее. Что же именно?

6) Иисус выбрал Своим самым первым чудом сотворение алкогольного вина, поясняя это тем, чтобы "явить Свою славу" (ст. 11) и помочь ученикам уверовать в Него как в святого и праведного Сына Божьего?! Как вам кажется, если вино было алкогольным, такое чудо можно поставить по положительному эффекту в один ряд с исцелениями и воскрешениями, которые затем совершал Иисус? Здесь стоит вспомнить, что позднее Иисус объявит вино на вечери символом Своей крови. А одно из первых чудес в Египте было именно превращение воды в кровь (в том числе, в каменных сосудах, см. Исх. 7:19). Так что на лицо повторяющиеся глубокие символы! А вскоре после свадьбы была Пасха (Ин. 2:13) и все евреи должны были пойти в храм и естественно перед этим желали омыться, ведь у каждого за это время были какие-то истечения из тела. Представляете, что они увидели, подойдя к миквам, – вода стала красной, как и перед первой Пасхой в Египте, когда вода превратилась в кровь. То есть, данное чудо должно было указать евреям, которые прекрасно помнили эту историю, на близкое присутствие Божие. И ученики Иисуса это поняли.

В оригинале фразы "когда напьются" (см. Ин. 2:10) мы видим греческое слово meYu/w "метуско", которое может быть переведено как быть пьяным, так и быть удовлетворённым, насытиться влагой, не имея в виду опьянение. Если здесь принять второй вариант, все встанет на свои места. На свадьбе закончился сок, который все пили, или сок - «запивка», которым запивали еду или сикеру. Хотя я склоняюсь, что вся свадьба была безалкогольная, как принято сегодня в нашей церкви. Кстати, у нас в русском языке есть такие же слова с двойным значением «напиться, нажраться», мы их понимаем в зависимости от контекста.

Что касается, удивления распорядителя пира о том, что хорошее вино сохранено до конца банкета (см. Ин. 2:10), то и этому есть простое логичное объяснение. Сегодня сторонники того, что в Кане было алкогольное вино, видят подтверждение своей гипотезы в этой фразе. По их мнению, плохое вино не дают на стол в начале, чтоб потом подсунуть его уже пьяным людям мало разбирающимся в качестве алкогольного напитка. Однако, это не так. Прихожане нашей церкви, как было отмечено выше, в большинстве своем совсем не употребляют алкоголь. И смею вас заверить, мы тоже ставим на стол в начале любого праздника сначала хороший качественный, насыщенный, ароматный сок (например "G7" или "Я"). А потом ближе к концу застолья, если не хватило хорошего, достаем из домашних запасов другие более дешевые марки соков. То же относится и к другим напиткам, впрочем, как и к хлебу и иным блюдам. Кстати, когда нас родственники или друзья приглашают в гости, то тоже предлагают нам вначале выбрать себе хорошие неалкогольные напитки, а под конец ужина нам приходится пить все что осталось.

Теги: СВАДЬБА, БРАК в Кане Галилейской, первое чудо, Иисуса, Христа, сок, алкогольное вино

    Брак в Кане Галилейской (картина) - Брак в Кане Галилейской библейский сюжет о первом чуде, совершённом Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета. Существует несколько картин: «Брак в Кане Галилейской» картина Босха, 1475 1480 гг.… … Википедия

    Брак в Кане Галилейской (картина Босха)

    Брак в Кане Галилейской (картина Веронезе) - У этого термина существуют и другие значения, см. Брак в Кане Галилейской (картина) … Википедия

    БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

    Брак - Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого… … Православие. Словарь-справочник

    БОГОРОДИЦА - [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

    ВЕНЧАНИЕ БРАКА - [греч. στεφάνωμα (τοῦ γάμου)], основная часть чина церковного благословения брака в правосл. Церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а… … Православная энциклопедия

    Паоло Веронезе - Паоло Веронезе … Википедия

    Кана Галилейская - известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино. Упоминания в Библии … Википедия

    АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций (Taft. The Armenian. P. 176 179).… … Православная энциклопедия

Синодальный перевод

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

Перевод еп. Кассиана (Безобразова)

1 И в третий день был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там.
2 Был зван также Иисус и ученики Его на брак.
3 И когда недостало вина, Мать Иисуса говорит Ему: вина у них нет.
4 И говорит Ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой.
5 Говорит Мать Его слугам: сделайте всё, что Он вам скажет.
6 Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры.
7 Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху.
8 И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли.
9 Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, - и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, - зовет жениха распорядитель пира
10 и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит и, когда опьянеют, - худшее: ты же сохранил доброе вино доселе.
11 Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Перевод священника Л. Лутковского

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там,
2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир.
3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина.
4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал.
5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.
6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).
7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев.
8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли.
9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, — он позвал жениха
10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.
11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

*) от двух до трех бочек воды — досл.: «от двух до трех мер»; мера — около 40 литров.

«Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

Гилберт К. Честертон. Вечный Человек.

Было высказано предположение, что Мария переселилась на время в Кану , где какие-то люди, вероятно родственники, дали Ей приют {Ин.2:1}. Однажды, когда в их семье справляли свадьбу, туда был приглашен Иисус с учениками, и Мать смогла вновь увидеть Его {Ин.2:1-11}. В самый разгар скромного торжества, к великому огорчению и стыду хозяев, кончилось вино. Очевидно, все лавки уже закрылись, и нечем было угощать собравшихся. Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На какую помощь Она надеялась? Или просто ждала слов ободрения? Кажется непонятным и ответ Иисуса, произнесенный как бы со вздохом: «Что Мне делать с Тобой? Час Мой еще не пришел» — так примерно можно передать смысл Его слов. Тем не менее Мария поняла, что он всё же готов как-то помочь, и сказала слугам: «Сделайте всё, что Он вам скажет». Иисус велел налить воды в большие каменные сосуды, предназначенные для омовений, и, почерпнув из них, нести распорядителю пира. Слуги в точности исполнили странное приказание, и когда распорядитель попробовал напиток, то, поразившись, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор…» Так проявление власти Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Он употребил ее, чтобы не омрачился день веселия, как бы невзначай. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и «избыток» жизни {Ин.10:10}.

Александр Мень. Сын Человеческий.

Начнем с чудес порождения. Самое раннее из них — превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Это чудо возвещает о том, что на пире — Сам Бог вина и всей природы. Лоза виноградная — один из даров Божиих; Господь наш — истина, скрытая за личиной ложного бога Вакха. Каждый год Он создает вино, выращивая растение, которое способно обратить воду, землю и свет в сок, при особых условиях становящийся вином. Другими словами, Он каждый день и год обращает воду в вино. Однажды Он сократил процесс, используя каменные водоносы вместо растительных клеток, но сделал Он это, как делает всегда. Чудо Каны Галилейской возвестило о том, что Бог наш — не враг природе, не друг беде, плачу и голоду (хотя и попускает их иногда), но Тот, Кто тысячелетиями творит вино, что веселит сердце человека.

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку именно он повелел Андрею и Симону следовать за Христом. Иисус, судя по некоторым деталям, излагаемым евангелистом Матфеем, ничего не знал о таком повелении, но вышло так, что, проходя по берегу Галилейского озера, по тропинке, огибающей мыс Гаттин и выходящей затем на дорогу к Капернауму, он заметил двух рыбаков. Что-то подсказало ему остановиться, чтобы посмотреть, как они вытягивают в лодку тяжелую сеть с бьющейся в ней рыбой. Оказалось, то были два брата - Андрей и Симон. Он их не знал, но им-то, со слов Иоанна Крестителя, было хорошо известно, что подошедший к ним странник и есть тот самый Иисус, за которым и надлежало им следовать. Внутренне братья были подготовлены к такому служению. Этим и объясняется, почему на слова Христа:

«…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4: 19) - они тотчас встали, оставили свои сети и последовали за ним.

Поскольку Андрей оказался первым, к кому обратился Христос, глядя, как они вытаскивают сети, то с тех пор он вошел в историю христианства под именем Андрея Первозванного.

Иисус Христос и рыбаки

Следуя дальше по берегу озера и уже приближаясь к Капернауму, они встретили еще двух братьев - Иакова и Иоанна, которые тоже - вместе со своим отцом Зеведеем - тащили сеть. И эти братья, оставив отца, ушли вместе с Иисусом, Андреем и Симоном. Так их стало пятеро.

Они стали путешествовать по Галилее, всюду проповедуя то, что слышали от Иоанна, но Иисус каждый раз в своих проповедях развивал Иоанновы слова применительно к каждому отдельному случаю, местности или событию. Его проповеди, имея общий смысл, всегда отталкивались от конкретного случая, что, по-видимому, вместе с заразительностью речи придавало им большую убедительность, особенно в глазах простого люда, не всегда разбиравшегося в сложных речесплетениях фарисеев, затейливо и отвлеченно толковавших Моисеевы наставления в своих синагогах.

Иисус и его ученики не пренебрегали синагогами, хотя чаще всего предпочитали собирать вокруг себя слушателей на свежем воздухе - на площадях, улицах и даже на базарах. Его апостолы - Андрей, Симон, Иаков и Иоанн - были, скорее всего, людьми малограмотными, простыми рыбаками; по-настоящему образованным среди них был лишь Иисус, но и его образованность, по-видимому, нельзя преувеличивать, помня, что он вышел из захолустного Назарета, не славившегося ни культурой, ни ученостью. Своего образования Иисус достиг собственным самостоятельным трудом: недаром двенадцатилетним мальчиком он, как мы помним, удивил иерусалимских раввинов званием священных текстов. Хорошо зная Писание, он, следовательно, обладал и необходимым культурно-историческим и философским багажом. Мы неоднократно увидим, знакомясь с дальнейшей жизнью Христа, что он постоянно использовал Ветхий завет, но брал из него, главным образом, общечеловеческое содержание. Его революционная роль состояла именно в том, что он вышел за ограниченные и жестокие пределы Моисеевых законов, став на защиту человечности в человеке, а среди всех сословий предпочтя наибеднейшее.

Слава Иисуса и его учеников множилась. Судя по евангелиям, люди шли к нему не только послушать проповедь, предрекавшую будущее равенство людей, воздаяние бедным и т. д., но и за исцелением от болезней.

Иисус Христос с учениками в Галилее

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (Десятиградие - страна к востоку от Иордана, включавшая в себя десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу и Канафу. Это был союз свободных эллинистических городов, прекративших свое существование в начале II века н. э., когда некоторые из них отошли к Аравии.), и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана»

(Матф. 4: 24-25).

Увеличивалось и число учеников Иисуса. Сначала появился Филипп, который привел за собой Нафанаила. Интересно, что Нафанаил не сразу поверил Филиппу - ему казалось, что пророка из Назарета, города, пользовавшегося нехорошей славой, просто не может быть.

В один из дней пришли они в Кану, маленький городок в полутора часах ходьбы от Назарета. Иисус знал, что его мать находилась уже там, будучи приглашенной на свадьбу. Возможно, впрочем, что Иисус с учениками побывали сначала в Назарете и приглашение получила не только его мать, но и он сам со своими учениками. Но они пришли в Кану намного позже матери, когда свадьба, обычно продолжавшаяся, по еврейским обычаям, семь дней, уже давно перешла свой зенит. Этим, конечно, и объясняются первые же слова Марии, обращенные к Иисусу: «Вина нет у них».

Иисус на эти слова ответил загадочно: «Еще не пришел час Мой».

По-видимому, мать Иисуса, а скорее всего, и все остальные гости были уже наслышаны о его чудесах и проповедях.

Странные слова Иисуса, судя по тексту евангелиста Иоанна, никого не удивили - они, скорее, вызвали любопытство.

«Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Мера - 4 ведра. В шести сосудах-водоносах, стоявших во дворе, находилось до 60 ведер воды.).

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха.

И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:5-11).

Эпизод в Кане Галилейской много раз комментировался и библеистами и, в особенности, богословами. Ведь в нем есть, по крайней мере, два знаменательных момента. Читатели не могли, например, не заметить, с какой видимой неохотой собирается Христос совершить свое чудо по превращению воды в вино. Обратим снова внимание на начало этой небольшой сценки. Мать говорит Иисусу: «Вина у них нет». А Иисус ей отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По-видимому, Мария уже слышала, что знаменитый Иоанн Креститель предрекал ее сыну будущность чудотворца. Но Иисус явно не хочет свершать именно чудес: он даже обращается к ней полуофициально, полуторжественно, но отчасти - в данной ситуации - и отчужденно: «жено», что значит «жена», или «женщина». Христос всегда требовал от своих учеников и от слушателей веры самой по себе, без всяких видимых и, так сказать, материальных и грубых ее доказательств. Он предпочитал доказывать свою силу, главным образом, исцелением больных и страждущих: слепых, хромых, бесноватых. И всегда избегал чуда как такового, возможно видя в подобных действиях что-то от фокуса или шарлатанства, то есть рассчитанного на чисто внешний успех. И все же, как видим, хотя и с неохотой, но он совершил чудо с превращением воды, явно пойдя здесь на уступку небогатым хозяевам дома, чувствовавшим неловкость из-за нехватки вина, так как они явно не рассчитывали на приход сына Марии, приведшего с собой несколько учеников.

Рассказ евангелистов о браке в Кане Галилейской интересен также и другим мотивом, прошедшим через все четыре жизнеописания Христа. Дело в том, что Иисус, как мы увидели в этой сценке, не чужд обычным земным радостям. Он не гнушается превратить воду в вино, чтобы пиршественное застолье в небогатой семье, куда он попал, могло завершиться так же празднично, каким оно было вначале, когда вина было еще вдоволь и все гости были довольны.

Эта сторона личности Христа обычно не подчеркивалась, но она, несомненно, отразилась в христианстве, считающем самую жизнь священным даром небес. Даже мрачное и аскетичное средневековье не могло до конца истребить этой празднично-торжествующей ноты прославления жизни и всего сущего на земле: вспомним хотя бы Франциска Ассизского, стоящего в самом начале темных средневековых столетий, - его радостная жаворонковая песнь, преодолев весь ужас инквизиции и духовного террора, невредимой дошла до праздничного и жизнелюбивого Возрождения.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ. Выйдя из пустыни и не имея, как уже сказано, никакой известности, Иисус между тем быстро нашел двух учеников, ставших его верными последователями и первыми апостолами. Можно сказать, что они как бы достались ему от Иоанна Крестителя, поскольку

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2: 1-11 Галилея, которую Христос избрал для проповеди, была мало похожа на выжженную солнцем каменистую Иудею; в те времена она представляла собой цветущий край. Проходя по Галилее, повсюду можно было видеть колосившиеся хлеба, обширные

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? Об этой свадьбе упоминается лишь в Евангелии от Иоанна (2:1-11), который утверждает, что мать Иисуса «была там», и был «также зван Иисус и ученики Его». Когда выяснилось, что не хватает вина, мать Иисуса сообщила об этом сыну, а

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Брак в Кане Галилейской (Иоан., гл. 2) На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Брак в Кане Галилейской. Евангелие от Иоанна 2:1-11 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Первое чудо на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:1-12). О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке», в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист - Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Брак в Кане Галилейской Друзья позвали Иисуса, Его учеников и Деву Марию на свадьбу. Пир шел уже несколько дней. Музыканты играли на арфах и свирелях и били в бубны. Гости танцевали и громко пели. Невеста была прекрасна, и жених не сводил с нее глаз.Как вдруг жениху тихонько

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 2 1. Чудо на браке в Кане Галилейской 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Так положил Иисус начало чудесам... По наиболее авторитетным кодексам, этому месту надо дать такой перевод: "это (??????) сделал Иисус как начало (?????) знамений (?. ???????)".

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Брак в Кане Галилейской. Первое чудо Иисуса Христа (Ио. 2, 1 – 11) Вскоре после того, как Иисус Христс начал проповедовать людям, случилось Ему прийти в маленький городок Кану – в Галилее. В этот день, в городке праздновали свадьбу, и Иисуса с учениками и Матерь Его пригласили

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Первое чудо в Кане Галилейской На третий день после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно,

Из книги автора

Брак в Кане Галилейской А вскоре в городе Кана в Галилее был брачный пир, на который пригласили Иисуса и мать его Марию. Приглашены были и ученики Иисуса. И когда кончилось вино, Мария сказала об этом Иисусу. Иисус же ответил, что не пришло еще Его время. Но Мария сказала

Сегодня рассмотрим самую большую картину Лувра полотно Паоло Веронезе БРАК в КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

О ХУДОЖНИКЕ

Автопортрет

Паоло Веронезе (настоящее имя Паоло Кальяри) – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Художник родился в 1528 году в семье каменотеса в Вероне (отсюда и псевдоним). У Габриеле и Катерины он был пятым сыном.

К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Известность к начинающему художнику пришла в 1553 году.

Его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.

Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Практически весь период его творчества прошел именно в Венеции. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.

Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. Большую часть своей жизни он провел далеко от дома, в Венеции, там он и умер.

О КАРТИНЕ


Веронезе.Брак в Кане Галилейской,1563г,Размер картины 660 х 990 см.

Огромный холст "Брак в Кане", написанный между 1562 и 1563 годами для монастыря Сан Джордже Маджоре, построенного Палладио, стал первым опытом художника в этом жанре. В 1797 году холст был вывезен французскими войсками в Париж и ныне экспонируется в Лувре.

Уже для современников художника этот холст стал предметом восторженного поклонения. В нем все вызывало восхищение: его блистательная сценография, великолепие костюмов, безудержная фантазия, с какой Паоло преобразил евангельское событие, исключительное по богатству и разнообразию цветовое решение, замечательное декоративное единство композиции, которая вновь обрела первозданную красоту после законченной в 1992 году реставрации.

ЗАМЫСЕЛ И ОПИСАНИЕ


"Брак в Кане" - одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе.Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562.

Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.

И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11)


Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе.

Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей.


Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, - Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д "Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина - супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.



В группе музыкантов Веронезе изобразил Тициана, Бассано, Тинторетто и самого себя.

Веронезе.

При всем многообразии мотивов картина образует единое живописное композиционное целое. Многочисленные персонажи расположены по трем текущим друг над другом лентам или ярусам. Беспокойно шумное движение толпы замкнуто с краев картины колоннами, центр подчеркнут симметрично расположенной вокруг восседающего Христа группой.

Иисус . Помещенный в центре, он председательствует за столом в окружении своих учеников. Справа от него – Дева. У обоих над головами нимбы, и это отличает их от толпы.


Очарование этой картины не в нравственной силе или драматической страстности характеров, а в сочетании непосредственной жизненности и гармонической облагороженности образов счастливо празднующих праздник жизни людей. Полон радостного кипения и колорит картины: свежий, звонкий, с яркими вспышками красного, от розово-сиреневого до винных, огненных и сочных темных гонов.

Невеста . Она сослана на край стола, находится крайне далеко от Христа слева. Заметьте, как утонченность прически и дороговизна ее платья напоминают нам о роскоши Венеции, а не о Евангелии.

Смесь святого и светского – такова великая революция живописи Возрождения. Веронезе это удалось, как никому другому. Венецианские чиновники, князья, аристократы, гости в тюрбанах, служители окружают священные фигуры. Религиозные символы, вроде ягненка, почти тонут среди серебряной посуды и роскошных ювелирных изделий


Сюита красного выступает в сочетании с холодным блеском синих, зеленовато-голубых, а также более теплых с глухим бархатистым звучанием оливковых и коричнево-золотистых тонов. Все это объединяется общей серебристо-голубоватой атмосферой, окутывающей всю картину.

Особая роль в этом смысле принадлежит белому цвету, то голубоватому, то сиреневому, то розовато-серому в оттенках. От плотности цвета серебряных амфор и ломко упругих шелков, через льняные скатерти, к голубоватой пепельности белых колонн, пушистости легких облаков, плывущих по влажному зелено-голубому небу лагуны, идет развитие этого цвета, постепенно растворяющегося в общей серебристой жемчужности освещения картины.

Шумное кипение толпы гостей, пирующих в нижних ярусах композиции, сменяется изящной грацией движений вырисовывающихся на фоне неба редких фигур верхнего яруса — верхнего балкона лоджии. Все завершается видением далеких причудливых, окутанных дымкой строений и мягко сияющих небес.