Дух христианина - самое интересное в блогах. Как влияет на человека дух

С сентября 1861 года по сентябрь 1865 года группой молодых священников под руководством священника А. В. Гумилевского.

Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впоследствии епископ Новомиргородский Николай), священномученика Иоанн Флёров и Д. И. Флоринский. Журнал пользовался поддержкой Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского) и Ревельского епископа Леонтия (Лебединского). Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 года - на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 года - на прежнем месте.

По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные протоиерем правоверным Иоанном Кронштадтским, не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова, В. П. Полисадова, И. В. Толмачёва, священника К. Т. Никольского, священника Г. С. Полесского, П. И. Шалфеева, переводы протоиерея Г. П. Павского из Ветхого Завета и др. С журналом также сотрудничали архимандрит Никанор (Бровкович; впоследствии епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров, М. Я. Морошкин, священники И. С. Беллюстин, А. П. Лебедев, И. Ф. Нильский, И. Т. Осинин. Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции.

В «Духе христианина» имелось 3 раздела: научно-литературный, критико-библиографический и смесь. В критическом разделе давалось обозрение духовных журналов, а также некоторых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863 год. № 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863 год. № 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864 год. № 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского. Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Западной Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и епархиальную консисторию . Из-за этого митрополит Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Духе христианина» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиепископа Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865 год. № 6). «Дух христианина» заметно отличался от современной ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов».

Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861 год), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861 год; опубликована анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861 год), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861 год), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862 год. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862 год) и др. Через редакцию распространялись и другие книги Гумилевского и Беллюстина.

В 1863-1864 годах из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Духа христианина» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сентября по декабрь 1864 года журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С января 1865 года «Дух христианина» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - № 9 за 1865 год) не были объяснены издателями.

Многие наши сограждане поддерживают Обращение епископа Диомида и его позицию, поэтому интерес к данной теме все возрастает. В связи с этим мы решили узнать мнение Владыки по некоторым особо злободневным внутрицерковным проблемам, связавшись с ним по телефону 28 сентября с.г.

Ваше Преосвященство, добрый день! Вас безпокоит газета «Дух христианина», благословите!

Бог благословит!

Владыко! С праздником Вас Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Владыко, Вами был воздвигнут Крест Господень на восточном рубеже Православия, и не один. Что значит для Вас этот праздник?

Для меня праздник этот важен еще тем, что воздвигли Крест на острове Ратманова. Этот остров называется иногда островом Гвоздева и Диомида, то есть именем моего святого. Воздвигнутый Крест - это наша духовная опора. Он ограждает наше Отечество на самом дальнем, восточном рубеже нашей Родины и является символом, который дает благодать нашему Отечеству.

Владыко! Как обстоят дела сейчас у Вас в епархии после нападок СМИ в связи с Вашим Обращением?

В епархии у нас все спокойно, жизнь течет своим чередом.

Вы возводите женский монастырь. Как продвигается строительство?

Мы строим женский монастырь как раз на косе Александра, возле старенького храма Преображения Господня. Место историческое. Собственно, Анадырь раньше и находился на косе, а впоследствии он был перенесен за речку Казачку.

Мы занимаемся работами по связке арматуры, армируем каркас под фундамент, хотим успеть до морозов. Нужно сделать фундамент качественным и прочным, чтобы храм никуда не улетел, т.к. здесь сильные ветра. Все трудятся, и священники тоже.

Владыко, к сожалению, нападки на Вас не прекращаются, и еще печальнее, когда они исходят от архиереев нашей Церкви. Некоторые священники пострадали за поддержку Вашего Обращения. В Барнаульской епархии был изгнан иерей Августин, жаловались, что архиепископ Нижегородский и Арзамасский пригрозил всем сочувствующим Вам анафемой. Также и в Камчатской епархии недоброжелательно отнеслись к Вашему Обращению. Можете прокомментировать это обстоятельство?

Что владыка Диомид такого преступного сделал? Ничего. Лишь только обозначил те наболевшие проблемы, которые Церковь игнорирует, и уже стал «раскольником». А я отвечаю, что никогда не откалывался и не раскалывался, и никого не раскалывал. Просто архиереи наши немножко не тем занимаются, не то делают, что нужно.

А слухи доходят разные, что я якобы отказался от своего Обращения. Как я могу отказаться? Ведь если бы не было этих проблем, другое дело. А если они есть - что же отказываться? Их надо решать. Вся полнота церковная это понимает. И архиереи все понимают, но молчат, как рыбы.

Если священник не совершил канонических преступлений, значит, прещения архиерея недействительны. Была бы вина, достойная наказания. Но ведь ее нет.

Архиерей просто показывает свою власть. Ну, а завтра Господь над ним свою власть покажет, и что с архиереем будет? Где он обретется? Вместо того чтобы души приводить к Богу, они эти души уводят от Бога. Если те же архиереи и батюшки говорят, что владыка Диомид отказался от своих слов, они лгут. Своей ложью они покрывают свою трусость. Но трусы Царства Небесного не наследуют. Нижегородский архиепископ обещает анафематствовать всех, кто меня поддержит. Его самого анафематствовать надо. Ведь он утверждает, что для всех существует единый всевышний, а веры разные, но все они ведут к единому всевышнему. Это же ересь самая настоящая! Пусть тогда Нижегородский архиепископ обрежется, примет мусульманство или иудаизм и идет по тому пути к всевышнему. Ему надо самому задуматься, в православном ли он ключе живет и по тому ли духовному пути идет. Ведь есть секты, с которыми надо бороться, которые извращают Православное учение, а мы это игнорируем, мы с ними лобызаемся. Ведь критика никогда вреда Церкви не приносила, а только пользу. Из «Жития» прп. Марии Египетской мы знаем, что она повелела старцу Зосиме после ее кончины сказать игумену монастыря о тех неисправностях, которые есть в монастыре. И ведь все было спокойно воспринято и исправлено. Точно так же и здесь. В нашей современной Церкви тоже есть язвы, которые надо врачевать. А этого, к сожалению, не происходит.

Владыко! Россию заполонило большое количество сект разного толка, которые, как известно, разрушительно влияют на психику людей. Миссионеры этих сект внедряют свои ядовитые учения чуть ли ни во всех регионах нашей страны, много людей пострадало, бывают порой даже смертельные исходы. Один из таких примеров - секта неопятидесятнического толка под названием «Альфа-Курс», цель которой - подготовить людей к принятию новой эпиклезы для получения так называемых «иных языков». Миропомазанный человек, как известно, не может прибегать ни к какой другой эпиклезе, если он считает себя православным христианином. Лидер программы «Альфа-Курс» Евмений (Перистый) по-прежнему утверждает, что он сотрудник миссионерского отдела Московской Патриархии. Прокомментируйте, пожалуйста.

Есть духовность истинная, а есть ложная. Правильная духовность предполагает жизнь по Святым Отцам Церкви. Сейчас некоторые представители духовенства своим вольнодумством, нововведениями, экуменическими контактами, совместными диалогами открывают врата Православной Церкви для проникновения в ее лоно технологий неопятидесятнического психического воздействия, которые способствуют зомбированию и повреждению психики человека.

Сейчас упорно распускаются слухи о том, что Ваше Обращение было инициировано Абрамовичем, и храм был построен на его деньги.

Храм построен на средства заместителя Абрамовича - Андрея Викторовича Городилова. Он - православный человек. В свое время я пришел к нему и сказал, что люди нуждаются в храме, который бы находился в центре города. В старенький храм на окраине города трудно добраться в суровую чукотскую зиму. По просьбе верующих, этот вопрос поднимали неоднократно на всех городских собраниях. Администрация осознала необходимость строительства этого храма, и было принято соответствующее решение.

И причем здесь Абрамович? Я вижу его редко, он постоянно то в Лондоне, то еще где-то. Будут ли его волновать наши церковные проблемы? Это все надумано, так говорят люди недалекие. Митрополит Кирилл за моей спиной видит какую-то группу людей, а на самом деле это миллионы православных, которые борются за чистоту нашей веры.

Владыко! Сейчас упорно распространяется мнение, особенно среди священников и в монастырях, что Вы, якобы отказавшись от своего Обращения, принесли за это покаяние. Так ли это?

Покаяние предполагает осознание своего греховного поступка. Но если у меня нет в этом плане греховного поступка, в чем я должен каяться? Что написал это Обращение? Что люди стали выказывать свою поддержку и согласие с ним? Мы как стояли на этих позициях, так и стоим. Проблемы наши хотят умолчать, и чести им это не делает. Некоторые говорят, что Владыка уже в психушке лежит, другие говорят, что его куда-то сослали, и он теперь под запретом и т.д.

Владыко, кроме епископа Ипполита, кто из архиереев поддержал Ваше Обращение?

Владыки все понимают, но сказать не могут. Были поздравления с днем хиротонии, с днем ангела, многие поддерживают и ободряют в несении креста архиерейского служения на тернистом пути.

К Вам приезжали из Троице-Сергиевой Лавры, чтобы Вас «увещевать». Кто приезжал, и что Вам предложили?

К нам на Чукотку приезжал наместник Троице-Сергиевой Лавры, викарий Московской епархии епископ Феогност и братья Лавры арх. Наум и арх. Илия для того, чтобы посмотреть наш самый отдаленный край земли. И в то же время передать мне Протокол духовного Собора, который проходил в Лавре и касался моего вопроса. Старцы меня обвиняют в том, что я избрал форму открытого письма. Сам владыка Феогност сказал: «Я поддерживаю полностью твое Обращение, я согласен со всеми пунктами. Все это в жизни есть, но надо было избрать другую форму, другие средства».

А где и как можно было решить все эти вопросы? Владыка Кирилл закрывал рот и владыке Вениамину, который пытался объяснить, что надо покинуть Всемирный Совет Церквей, расстаться с экуменизмом. Владыка Кирилл на него просто накричал. Архиереи сидели молча и понимали, что с ними так же разделаются. На Соборе было объявлено о запрете давать интервью в газетах, которые вскрывают церковные проблемы.

Чем же закончилась Ваша встреча с братией Троице-Сергиевой Лавры?

Ничем. Мы поговорили, и каждый остался при своем мнении. Я объяснил, что я никакой не раскольник, но проблемы, обозначенные в Обращении, надо решать.

То есть получается, у них сердце болит, но они бояться говорить об этом вслух?

Получается так. Так же и во всех монастырях есть братия, которая поддерживает меня, но они боятся, что их погонят из монастыря.

Что случилось в Камчатской епархии со священниками, которые Вас поддержали?

В Камчатской епархии архиепископ Игнатий притеснял о. Владимира Нестеренко и о. Иоанна Балицкого за то, что у них старые паспорта. Но ведь это их право, их гражданская позиция.

А епископ считает себя чуть ли не папой римским. Может позволить себе резкое отношение со священниками, например, кулаком ударить в лоб во время богослужения, чем подрывает авторитет священника среди мирян. И это было неоднократно. Поэтому там батюшки боятся еще и физической расправы.

И сейчас о. Владимир и о. Иоанн находятся под запретом за поддержку моего Обращения и за то, что они отказались служить в храмах, которым присвоены ИНН.

Как же храм Божией Матери можно пронумеровать?! Мы ведь этим оскорбляем Пресвятую Богородицу. Поэтому их пастырская совесть не согласна с деяниями владыки. Меня часто спрашивают, можно ли ходить в храм, у которого есть ИНН. Я отвечаю так: если есть храм, где нет ИНН, пожалуйста, ходите туда, а если нет такого, то ходите в какой есть.

Господь своей милостью еще не отступил от нас, пока Господь терпит нас. Придет время, когда Он отступит от нас, и явит Церкви Гефсиманское борение. Наличие номера не делает чести ни храму, ни батюшкам, и зачастую лишает храм благодати, т.к. мы втягиваемся в эту глобальную антихристову систему и участвуем в ее построении. Нужно всеми силами противостоять этому злу. А таинства в храмах происходят по вере искренно верующих людей, противостоящих этой системе.

А то, что пытаются на иконах поставить чипы, не кощунство ли это?

Конечно, кощунство. Антихрист свою лапу запускает всюду, чтобы все, что можно, осквернить. Хотите, чтобы икону не украли, охраняйте, ставьте стражу и т.д. Ведь можно и чип снять при умении...

Известно ли Вам, что некий Петр Сергеев опубликовал в Интернете пасквиль под названием «Хоть с дьяволом, но против Московского Патриархата», где он пишет, что к Вам приезжали «профессиональные борцы с Русской Православной Церковью Солдатов и Лурье, возглавляющие портал "Кредо вру". Они достигли с епископом Диомидом договоренности о поддержке конфронтационной линии в отношении священноначалия Московского Патриархата».

Я слышу впервые это от Вас. К нам никто не приезжал. Мне известен Интернет-портал kredo.ru, который без искажения печатал и наше Обращение, и статьи взвешенные. У меня к ним доброе отношение, а «кредо вру» не знаю, что это такое? Когда обратилась «Русская линия» с приглашением поучаствовать в их дискуссии, я благословил о.Илию, чтобы он ответил им на все их вопросы. Он ответил, но они не опубликовали эту статью.

Владыко, в июле был Собор, на котором должен был решаться вопрос и о Вас. Ходили слухи, что Вас могли «сослать» куда-то за рубеж. Так ли это?

Я считаю, что за рубежом должны быть архиереи «благонадежные». Они должны пройти школу у митрополита Кирилла. Меня разве что в Антарктиду можно сослать. Но вопрос ведь не в Диомиде, а в тех проблемах, которые существуют. Допустим, проблем нет, тогда почему народ Обращение поддерживает?

Люди действительно не молчат. И в Госдуму, и в Патриархию поступали и продолжают поступать тысячи и тысячи писем, телеграмм в поддержку. Мы ждем ответа от Святейшего Патриарха, но ответа нет.

Проблемы существуют, и народ ждет ответа. Приходят каждый день и телеграммы, и письма, в которых люди благодарят за стойкость, и хотят, чтобы проблемы не замалчивались, а решались. Пишут о том, что «наши иерархи не туда нас ведут».

Если раздается ложь с амвона, то вера в пастыря подрывается, и народ перестает ему верить. Патриархия наша молчит, и мы официального ответа тоже не получили. Мы ведь не искали политическую подоплеку своим Обращением, а искали пользу для Церкви. Это главное, а они все извращают.

Получается, что люди хотят прояснить для себя многие вопросы, в частности, связанные с принятием новых паспортов, за которыми последуют электронные и т.д. Недавно проходил Верховный Суд, который отклонил иск о признании людей, проживающих со старыми паспортами, гражданами России. Ответ один - «нет уже СССР, поэтому гражданами какой страны вы являетесь». Но ведь Россия взяла на себя обязательство выплачивать долги СССР, т.е. стала правопреемницей, а люди, родившиеся в России, оказываются уже не гражданами своей страны. Тогда, кто они?

Я считаю, что старый паспорт тоже действителен. По международному праву, насколько я знаю, если страна 50 лет просуществовала, тогда она имеет свой статус как страна. Например, СССР, просуществовав 50 лет, имеет свой статус на международном уровне. Но ведь РФ нет еще пятидесяти.

Поэтому я считаю, что и документы СССР действительны. А государство пытается навязать нам паспорт с «шестерками». Государство должно принять нормальный паспорт: хотят люди, чтобы там была национальность - пожалуйста, вероисповедание - пожалуйста. Религиозные чувства человека не должны ущемляться. Если смущает человека антихристианская символика в паспорте, то государству паспорт надо заменить.

Известно, что где-то около десяти миллионов православных людей живут вообще без паспортов. У кого-то старый, а кто-то взял новый, но потом сжег или отправил его обратно в паспортную службу. Поэтому получается, что люди брошены, оставлены и государством, и Церковью, никому до них дела нет. Это просто геноцид русского народа, когда мнение людей игнорируется, и с ним не считаются. Мы проблему подняли, теперь дело за народом.

Владыко, 24 сентября в газете «Известия» вышла статья под названием «Грозит ли Церкви политический раскол?» Сегодня считается модным, что на темы внутрицерковной жизни пишут люди, далекие от Православия. Наглядный тому пример - грязный пасквиль некрещеного журналиста Бориса Львовича Клина, в котором он оскорбляет игумена Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера), отцов-насельников монастыря Оптина Пустынь и упрекает Вас, Владыко, в том, что Вы «продолжаете публично и крайне резко высказываться в адрес светских и церковных властей», называя Вас «зомбированным человеком».

Я узнал об этой статье только вчера, саму статью я не видел. Что я хочу сказать. Человек, который написал эту статью, далек от церковного понимания всех происходящих проблем. Поэтому он пишет то, что видит со своей точки зрения, а взгляд его не дальнозоркий, а, скорее всего, близорукий, поэтому он и написал этот сумбур.

То, что он священников оскорбляет, - это грех. Господь с него спросит за это. Священники же его не оскорбляют, поэтому ему надо соблюдать корректность в своей статье. Что касается меня, то я уже к этому привык. Мой однокашник, дьякон Кураев, меня аутистом называл. Мне кажется, это они зомбированы, потому что дальше своего носа и филейных мест своих господ ничего не видят. Не видят той глобальной антихристовой перспективы, которая активно наступает, и сами того не заметят, как они уже в электронном концлагере окажутся. Тогда уже будет поздно что-либо говорить и предпринимать.

Видимо, это все-таки была очередная заказная статья, направленная теперь уже не только против Вас, Владыко, но и против о. Петра, который как ревностный пастырь безпокоясь о своих овцах, призывает к покаянию, к всенародному соборному покаянию русский народ, и против знаменитой Оптиной Пустыни, всегда славящейся своей верностью Православию. Конечно же, это злит врагов Церкви Христовой.

Мы же знаем, и в Ветхом Завете описаны случаи, когда языческие народы пытались осквернить еврейский народ, чтобы Господь отступил от своего народа. Так и наш народ развращают. Только диавол не кается, он не может покаяться, поэтому он и низвержен в преисподнюю. Враги России не хотят, чтобы русский народ покаялся и чтобы Господь явил свою любовь нам, и наступили перемены к лучшему. Поэтому враги России бояться ее покаяния.

Нам надо каяться в богоотступничестве, клятвопреступлении, предательстве и убийстве Царя, Помазанника Божиего. Русский народ отдал в руки иудеям своего Царя, и было совершено ритуальное убийство. Как в свое время это же сделали иудеи, отдав Христа в руки римлянам.

Нет еще осознания важности совершенного греха, чтобы этот грех был снят с русского народа и с нашей страны. Поэтому мы пытаемся проводить чины покаяния, но не все каются, а лишь единицы.

По-прежнему, не стесняясь, СМИ, особенно телевидение, продолжают пропагандировать разврат, убийства, насилие, вседозволенность - так называемую свободу - тем самым попирая нравственные духовные ценности, которые для спасения нам завещал Сам Господь Иисус Христос. Люди пишут письма депутатам Госдумы, в Правительство, возмущаются, а толку никакого. Владыко, не пришло ли время бить в колокола официальной Церкви, а не сражаться в одиночку? Это серьезная проблема выживания, которая стоит перед всей русской нацией.

Все мы с вами помним то откровенное глумление над Православием носителями «культуры», правда, неизвестно какой, что было явлено в Сахаровском центре. И почти все промолчали, кроме нескольких человек, которые пошли и разгромили кощунственную выставку.

О чем это говорит? О том, что все спят. Мы слышали, когда Магомета изобразили в оскорбительном для мусульман виде, это вызвало массу протестов и погромов со стороны мусульман во всем мире. Это о чем свидетельствует? О том, что задели их религиозные чувства, оскорбили их веру. И нам, православным христианам, надо защищать свою веру, от поругания. Нынешние «правители» растлевают и убивают русский народ наркотиками, алкоголем, проституцией, телевидением, абортами, прививками.

Народ наш вырождается. Что же ждет в будущем нашу страну? Это будет колония, сырьевой придаток великих держав, потому что народ - это один из важных факторов любого государства. А у нас народ убивают и морально, и истребляют физически. Народ должен высказывать свое недоверие правительству, которое его возглавляет, т. к. пользы оно не приносит, и ни одного закона для народа не приняли, а только законы, которые ущемляют права народа. Так называемые народные депутаты пишут все законы для себя. А народ бедствует. Поэтому я считаю, что надо и Крестные ходы устраивать, и молитвенные стояния проводить, а если это не помогает, то не будет грехом проявить и гражданское неповиновение.

Владыко, под Вашим благословением вышла книга «Страха же вашего не убоимся. Яко с нами Бог». Некоторые люди считают, что она провоцирует раскол Церкви. Что Вы скажете?

Те люди, которые так говорят, или читали поверхностно эту книгу, или не читали вовсе. Там приведены высказывания Святых Отцов о последних апостасийных временах. Многие из них взяты из книги «Русь перед вторым пришествием». Все говорится в православном ключе.

Раскол никогда Церковью не приветствовался. Ведь раскол - это раздирание ризы Христовой, это страшный грех. Если в книге и называется Церковь блудницей, то в том смысле это говорится, что наша Церковь, вступая в экуменические контакты и подпадая под влияние светской власти, изменяет Христу. И не духовную свою функцию спасения душ человеческих выполняет, а угождение политической власти. Эти проблемы надо врачевать. Мы знаем, бывали моменты в истории, когда существовала симфония, т. е. государственная власть и церковная гармонично соединялись.

Католическая церковь пыталась мир преобразить, но сама, собственно, перестала существовать как церковь, а стала учреждением. Поэтому мир и мирской, секулярный дух уничтожают духовность. Духовность должна хранить свою догматическую основу, а зачастую все эти симпозиумы, саммиты как раз рушат ее, лишают благодати их участников, поэтому православные участники этих сборищ сами являются раскольниками и сеют соблазн для многих.

Владыко, Вы, конечно, знаете, что произошел раскол Союза Русского Народа. И это, наверное, тоже естественно, т.к. не стало главного лидера, вождя, уважаемого всеми Вячеслава Михайловича Клыкова. Но простому человеку трудно понять, почему русские люди друг с другом не могут договориться. Существует версия, что Вы благословили Союз, который возглавляет Турик. Так ли это? Какие приоритетные цели и задачи, Вы считаете, должны стоять перед Союзом?

Я считаю, что Союз Русского Народа должен быть единым. То, что он раскололся, это плохо, так как русский народ единый, и само движение должно объединиться и выполнять те задачи, которые были поставлены перед Союзом. Может быть, в угоду своим амбициям раскалываются? Разделяй и властвуй - это масонская система, и масоны ее применяют ко всем политическим движениям, которые идут против них. Поэтому здесь надо быть мудрее и выполнять задачи духовного и экономического возрождения страны.

Конечно, любое движение изначально стоит на благородных рельсах, а потом появляются люди, которые его уводят в сторону. Но здесь и надо тот путь, который был намечен, выполнять. Я благословляю любое патриотическое движение, которое принесет пользу России. Но, прежде всего, наш патриотизм должен быть освящен молитвой, потому что если мы не будем обращаться к Богу, то все наши труды будут пустые и плода длительного под солнцем не принесут. Я благословил Союз Русского Народа, чтобы он хранил духовную преемственность с Союзом 1905 г. и не отступал от намеченных задач.

Владыко, какой совет Вы могли бы дать родителям в воспитании своих детей в то время, когда порой забыто послушание и ответственность? А время диктует свои условия, и возможно, что скоро появится закон, по которому будет разрешено детям «управлять» своими родителями, они получат право «доносить» на них.

Я считаю, прежде всего родители должны в детях созидать духовный стержень, приучать детей посещать храм Божий, совершать молитвы утренние и вечерние, читать духовную литературу с тем, чтобы в дальнейшем ребенок сумел организовать свою жизнь в Боге. Не следует покупать детям «сотики». Они облучаются ими, играют в различные развращающие души игры, выходят в Интернет, чем оскверняют свои чистые души. Компьютерные игры, постоянный просмотр телевизора, особенно фильмов со сценами насилия, зомбируют детей. Они становятся неуправляемыми, жестокими, просто духовными и физическими инвалидами. Им нужна реабилитация от современного воздействия. Преступность среди малолетних детей обусловлена бездуховностью нашего общества и вседозволенностью со стороны родителей. Необходимо, чтобы ребенок был не только сыт и одет, надо уделять внимание прежде всего его душе. Нельзя, чтобы дети управляли своими родителями, этим нарушается пятая заповедь Божия о почитании своих родителей и послушании им. А навязываемые нам новые системы воспитания типа Монтессори несут вред и в конечном итоге ведут к духовной деградации общества.

Владыко, передаем Вам низкий поклон от всех, кто с Вами, - тысячи и тысячи писем и телеграмм.

Спаси Господи!

Беседовала Галина Симонова

Дух, душа и тело - составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа - это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется в зародыше на 40 день после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть - основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы - гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая - сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная - выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела - храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный - только чувствует его.

Духовный человек - образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

О.Серафим: “Христиане сами должны употреблять всё старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми.
Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным” (преп. Макарий Великий, Беседа 15).

“Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств” (свт. Феофан Затворник, т.1, письмо 115).

“Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его” (преп. Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл.198).

Аноним: Свт. Феофан подчёркивает, что главное – не дать зародиться греховным чувствам. А метод борьбы – “напрягайтесь и молитесь”. Что здесь понимается под “напряжением”? Что здесь именно зависит от самого человека? Возгревание ли противоположного греховному чувства? Или какое-то отвлечение, что-то вроде, совета посчитать до десяти. Или здесь остаётся только взывание к помощи Божией, в чувстве полного бессилия совладать с собой?

О.Серафим: Есть то, что во власти человека и требуется от него; а есть то, что не во власти человека и не зависит от него. Пришло к человеку какое-либо греховное чувство, то во власти человека сопротивляться ему, в мысли, желании и чувстве.

Как в уме: когда приходит греховная мысль, то мы стараемся ее отогнать и заменить на противоположную, – негреховную, в данный момент.
Так точно и в чувствах: когда приходит греховное, страстное чувство, то его необходимо заменять на противоположное, которое является негреховным, в данный момент. И если человек будет пытаться заменить греховное, страстное чувство на противоположное, то для этого ему понадобится соответственная мысль, которая сродна этому чувству. В этом же выразится и его желание. И понуждение себя к этому, – явит его свободное произволение, которое выбирает спасительное чувство, противоположное греховному, страстному, в данный момент. Вот почему Св.Отцы наиболее всего обращают внимание на разрывание сочувствия. Ибо когда нет сочувствия к греху, страсти, тогда страстный греховный помысел не имеет силы. Поэтому-то свт.Феофан и говорит, что “если не допустите породиться тем чувствам, всему конец”. То есть, страстный помысел не будет иметь силы. Почему? – Потому, отвечает он, что “всё от чувств”.
То есть от сочувствия к страстному, греховному помыслу. А когда оно – это сочувствие разрывается, тогда обретается свобода от греха, от страсти. А проще говоря, вопитывается сочувствие к спасительному, противоположному чувству, в данный момент, а к страстному, греховному разрывается. Отсюда и воспитывается духовный вкус.

Но если остановиться на том, что человек просто заменяет одно чувство на другое, то это будет совершаться на основании духа самости и гордыни и возгревать в человеке самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности. В этом случае, он тоже получит свободу от какой-то страсти, но за счет того, что в нем возгреется другая, более сильнейшая страсть – самость и гордыня. О которой преп.И.Лествичник говорит, что ее одной достаточно, чтобы низвести на самое дно ада. Современная психология проповедует ту же самую свободу от страстей на основании духа самости и гордыни.

То же самое совершается и при прохождении прелестного подвижничества, хотя при этом и призывается имя Божие или читаются какие-либо молитвы. Это происходит по той причине, что в основании отсутствует истинное смирение. А оно отсутствует по причине того, что нет опытного познания своей немощи в борьбе с грехом, со страстью. Поэтому, исходя из учения современной психологии, человек совершает эту победу над страстью, заменяя одно чувство на другое, сам своими силами, основываясь на духе самости и гордыни. А в прелестном подвижничестве, – происходит по настрою духа тоже самое, только этот дух прикрыт именем Божьим, молитвами, христианской, православной терминологией. В этом и состоит самообольщение и самообман. По сути, и по внутреннему смыслу, совершается одно и тоже действие, возгревание одного и того же настроя в духе, – который при этом может быть прикрыт симпатическими чувствами, – самости и гордыни, вменения себе. И по настрою духа человек соединяется не с Богом, а с дьяволом.

Возгревание чувства, мысли и желания – это все есть движения свободного произволения со стороны человека, а избавление от страсти, греха подается по дару благодати Божией. Но если понуждения себя со стороны человека не будет, то и Бог не избавит человека от греха. Ибо в этом понуждении проявляется свободное произволение человека, то есть, чего он ищет и хочет. Но и Бог, со своей стороны, не подаст окончательного избавления от страсти, греха, если человек не приобретет истинного смирения и сокрушения духа, являющегося от опытного познания своей немощи.

Поэтому, в принципе, бороться человек может с любой страстью, но эта борьба обязательно должна приводить его к опытному ощущению и познанию своей немощи, отсюда будет являться смиренный и сокрушенный настрой духа. Но он, при этом, продолжает вопить к Богу о помощи. И тогда, когда Господь видит, что человек приобрел истинное смирение и сокрушение в духе, и не вменит уже дара Божьего себе, по настрою духа, тогда Бог посылает дар Благодати, посредством которого человек связывает в себе действие страсти, греха. То есть движение естественного чувства, соединяется с даром Благодати, становится облагодатствованным, а отсюда и имеющим силу и власть против страсти, греха.

То есть, необходимо то, чтобы Бог победил в нас, даром Благодати, страсть, грех, ибо такая победа соединяет нас с Господом. А не так, что мы сами достигли этого на основании духа самости и гордыни. Ибо такая победа соединит с дьяволом.

Аноним: А как человек избавляется от страстного чувства?

О.Серафим: Если мы посмотрим и пронаблюдаем за собой в течение дня, то мы увидим целую гамму чувств, проявляющихся в нас. Все до одного чувства, которые проявляются в человеке, исходят из чувств естественных человеку. Всякое греховное, страстное чувство рождается из естественного чувства. То есть, греховным естественное чувство становится тогда, когда оно имеет неверную направленность, т.е. проявляется не к месту, не к времени или без меры.

Поэтому борьба за чистоту чувств и состоит в том, что надо не чувства искоренять, ибо их искоренить невозможно, так как они есть проявление нашей природы. А изменять их направленность, научаясь проявлять их к месту, к времени, и давать им меру.

Что такое проявление в нас чувств гнева и раздражительности? – Это проявление чувств естественных человеку, но проявляемых не к месту, не к времени, по причине того, что не удовлетворено наше самолюбие, гордость, самоугодие. То есть, в данном случае надо бы проявить чувства иные, такие, к примеру, как смирение, снисходительность, добродушие, сострадательную любовь; а мы, ища удовлетворения ущемленному самолюбию и духу гордыни, проявляем чувства раздражительности, гнева и недовольства. В этом проявляется нечистота наших чувств, т.е. то, что они заражены примесью духа самости, и приходят в действие, когда нет удовлетворения этому духу. Это и есть примесь первородного греха, который примешан ко всем чувствам в человеке. Вот почему и необходима борьба за чистоту чувств.

Поэтому-то, борьба с проявлениями наших чувств, когда они действуют ища удовлетворения нашей самости, есть замена одних чувств на другие. Ибо таким образом, совершается разрывание сочувствия к духу самости, и воспитывается сочувствие – к чувствам, которые действуют, в данный момент, в противность ему. Проще говоря, самость эксплуатирует наши естественные чувства, ища себе удовлетворения, и таким образом их действия становятся греховными. Вот от этого-то порабощения самостью и надо избавить наши естественные чувства.

Но чтобы действия чувств, которые действуют в противность самости, были свободны от нее, для этого и необходим вопль к Богу о помощи, который бывает действеннее и душевно-глубже тогда, когда есть опытное ощущение и познание своей немощи, в борьбе со страстью и грехом, и жаждание об избавлении от них. «Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать ко Господу» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4). Ибо тогда дух становится свободным, по своему настрою, от духа самоуверенности и самонадеянности, духа самости и гордыни. Тогда он смиряется в своем настрое, и Господь приходит к нему на помощь. И избавление от страсти, греха совершается на основании смирения, действием дара Благодати.

Тогда и получается законное избавление от греха, спасительное для человека. Так как он приобретает навык, привычку, в настрое духа, ничего себе не вменять. И это для того, чтобы не употребить этот дар Божий себе во зло.
«Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтобы впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием»
(свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4).

Неизменяемость же не даруется человеку до самой смерти. И это для того, чтобы он постоянно ощущал свою немощь и смирялся бы в духе. И таким образом, ощущал спасение, как милость Божию, им незаслуженную.

Аноним: А как быть в отношении явных отступников, людей с сожжёной совестью, врагов Христовых?

О.Серафим: Человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке не изменяется никогда, ибо это его природа, – это икона Божия. Образ Божий содержит в себе душа разумная, т.е. дух. Как Бог есть дух, так и душа ему в этом подобна, т.е. она по природе есть дух (подобосущна, но не единосущна). Поэтому, дух по своей природе не подлежит изменению никогда. Изменяться может только лишь направление в движении духа – его окраска. Это направление, в движении духа, и называется подобием. Подобие же может быть в человеке Божьим, а может быть бесовским. Подобие Божие есть тогда, когда направление в движениях духа приносит удовлетворение совести, в согласии с волей Божией. Подобие бесовское – тогда, когда направление в движениях духа не приносит удовлетворения совести, не в согласии с волей Божией.

Поэтому в человеке и надо различать: его природу, образ Божий, – от подобия, от направления в движении природы.

Поэтому образ Божий в человеке, его душу, самого человека, мы должны любить всегда; т.к. это будет любовь к иконе Божией. А кто ненавидит образ Божий – икону Божию, тот ненавидит и самого Бога. Об этом и говорит ап.Иоанн Богослов: “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (1Иоан.4: 7-8, 20-21). И потому, когда этот образ Божий, душа человека, попадает в плен страстей, тогда мы должны возгревать чувство сострадательной любви, в молитвах за нее.

Когда же в человеке водружается подобие бесовское, т.е. страсти, тогда это подобие мы должны ненавидеть, ибо нельзя любить грех, т.к. он губит душу человеческую. И это не только в другом, но и в самих себе. Но при этом, к душе человека, образу Божию, мы должны сохранять сострадательную любовь, не просто на уровне умовом, а в чувстве, в ощущении.

Здесь необходимо различение, – образа Божия, души человека, от подобия, направления в движениях души, – не только на уровне умовом, в понятиях рассудочных, а на уровне чувства, ощущения. Это различение приходит по дару Благодати, по мере того, насколько человек приобретает истинное смирение, незлобие и душевную простоту.

Истинная любовь – она в чувстве и ощущении любит душу и явного отступника и сожженного в совести, но ненавидит сами страсти в них, неправильные понятия. Но эта ненависть, в любви, свободна от духа самости. Об этой ненависти и говорит в своей Псалтири прор.Давид “совершенною ненавистью возненавидел я… ненавидящих Тебя, Господи” (пс.138:22,21). То есть, ненависть должна быть совершенной. А это тогда, когда чувство ненависти, в нас, по мере очищения, очищается от примеси духа самости и гордыни, от самоугодия и самоутверждения.

Совершенная ненависть – это ненависть ко греху и нечестию, соединенная с чувством сострадательной любви к человеку, к его душе, и освящена Благодатию. То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души, если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.

«Блаж.Августин: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу. И кто ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т.е. к человеческой, производящей зло; и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло.
Свт.Иоанн Златоуст: Что же? Неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и еллины (т.е. язычники)? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела, и превратные мысли их. Человек есть творение Божие; а заблуждение есть дело дьявольское: посему не смешивай Божие с дьявольским (беседа 33. На 1Кор.)» (Толковая Псалтирь, Евфимия Зигабена, пс.138, ст.22, сн.2).

Вот в свете всего вышесказанного и надо понимать все изречения Св.Отцов о ненависти по отношению к врагам Божиим, к еретикам и т.п.

Аноним: Трудно в жизни построить отношения так, чтобы доброжелательное отношение не воспринималось, как согласие с нечестивыми делами.

О.Серафим: Причина этой трудности в нас самих. В том, что нам не хватает опытного познания своей немощи, смирения, незлобия, сострадательной любви, а отсюда и душевной простоты. Страстный дух, в других, нас увлекает, и мы влечемся. Причина, – в сочувствии к этому страстному духу, которое внутри нас. Надо разрывать это сочувствие, а это возможно только во искушениях. Ибо необходимо, чтобы искушение вытащило страстное чувство, которое внутри нас, а мы должны вступить в борьбу за противоположное чувство, призывая Господа на помощь.

А чтобы наше призывание было растворено смиренным настроем духа, для этого Господь оставляет нас потомиться в борьбе, чтобы мы пришли к опытному ощущению своей немощи, и таким образом смирились бы не на уровне лишь рассудочном, а в настрое духа. И из этого бы настроя вопили к Богу о помощи. Как израильтяне, при переходе через Красное море, когда увидели, что их настигает фараон (страсть, демон), тогда ощутили свою беспомощность, немощь и, в этом настрое духа, возопили к Господу о спасении. – Чтобы Он защитил и избавил от фараона (от страсти, демона), и тогда Господь пришел на помощь и потопил фараона в водах моря. Воды обозначают слезы, сокрушение духа, ощущение немощи. Вот в чем потопляется страсть, и Господь приходит на помощь, избавляя от действия ее.

Необходимо научиться, не соглашаться с неправостями, в духе кротости и незлобия, в духе душевной простоты. И в дальнейшем, после этого несогласия, встречаться с человеком, как ни в чем не бывало, в душевной простоте. Ибо цель не та, чтобы показать свое несогласие, сохранением духа недовольста, обиды и неприязни, а та, чтобы помочь ближнему. А помочь можно только духом незлобия, добродушия и душевной простоты. Только этот дух располагает человека, ибо важно не на уровне умовом ему помочь, а на уровне воспитания правильного настроя души, верных чувств. А для этого необходимо, чтобы он сам этого захотел, добровольно, по своему свободному произволению это избрал.

Спасение совершается только добровольно, по свободному произволению, которым человек выбирает добродетель, и в дальнейшем борется с проявлениями первородного греха, внутри себя, за нее. А насильно, помимо внутреннего произволения человека, его невозможно спасти. Можно внешне заставить человека, но произволение его с этим будет несогласно. И перед Богом он будет таков, каков он в сердце, в своем свободном произволении. – Это иллюзия спасения, самообман.

Обычно же, по жизни, когда кто-то с кем-то несогласен, тогда у него возникают чувства: недовольства, обиды, раздражения, неприязни. А противник это ощущает, и у него на это возникают такие же чувства. И в итоге, никто ничего не достигает. Все остаются в страстном настрое духа. А этого-то демонам и надо, – боритесь за что угодно, но только воспитывайте в себе страстный настрой духа, и ваша душа будет погибать. То есть, страсти увлекают всех, и цель не достигается, – это самая что ни на есть глупость. Вот так страсти делают людей глупыми и безумными.

Стремясь достичь цели, человек не замечает того, как его увлекают страстные чувства и тогда целью становится – удовлетворение их. А человек этого не замечает, так как у него перед глазами, в памяти, прежняя цель. Но эта цель становится для него только лишь самооправданием, – для оправдания страсти. Ибо страсть омрачает ум и выводит из реальности. И эту реальность он перестает видеть и ощущать правильно. – Это, как говорит свт.Тихон Задонский, пьянство без вина, – опьянение действием страсти. По мере того, насколько человек освобождается от опьяняющего действия страстей на его ум, сознание, настолько разум его протрезвляется, и он реальнее начинает видеть все происходящее вокруг, а так же сохранять трезвенность и рассудительность, в той или иной ситуации.

Аноним: Да, не просто войти в общение с Богом!

О.Серафим: Итог всех чувств к Богу, как говорит свт.Феофан Затворник, есть чувство преданности Богу. Им в особенности обиловала Матерь Божия: “Се раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лук.1:38). Всякое молитвенное чувство, в конечном итоге, должно придти к этому чувству: “В руки Господни надо положить себя – да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Отсюда – умирение духа и отрада сердца даже при самом безотрадном положении” (свт.Феофан Затворник). Но не сразу человек приходит к этому ощущению. Это по мере того, насколько он познаёт свою немощь и смиряется в духе, пред Господом. По мере того, насколько он очищается от примеси самости, настолько дух его находит разрешение всех своих желаний в Боге. То есть, человек через преслушание отпал от Бога, а теперь, он же через послушание ему, в движениях духа, во искушениях, должен войти в общение с Ним.

Это то же самое, что истинный старец должен вводить своего послушника, через искушения, в послушание не себе, а Богу. Старец, при этом, есть средство; и искушения – тоже средство. А главное, – это войти в послушание Богу, через борьбу за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, во искушениях. Поэтому-то, преп.Марк и говорит о послушании Богу, во искушениях: “Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его”. Ибо Бог хочет того, чтобы наш дух смирялся перед Его действием, и таким образом приходил к примирению с Богом, по настрою духа. Это и будет вхождением в послушание Богу.

Ибо цель есть та, чтобы по настрою духа соединиться с Богом. А это совершается, – по мере того, насколько человек познаёт свою немощь, смиряется в духе пред Богом, и при помощи и по благодати Божией искореняет в себе проявления своей “самости”, в мысли, желании, чувстве. От этой “самости” человека очищает Бог, во искушениях, если человек смиряет в них свой дух. А это смирение духа и совершается через то, что человек старается не отдаться страстному движению в чувствах, стараясь перенести искушение “благодарно, бесскорбно и незлобиво”. “Бесскорбно и незлобиво” искушение может перенестись только тогда, когда дух смирится перед Богом. А когда есть проявления самости и гордыни: раздражение, недовольство, обида, гнев, неприязнь, уныние и т.п., тогда искушение не может перенестись “благодарно, бесскорбно и незлобиво”.

В этом изречении преп.Марка показывается путь веры, смиренномудрия и послушания Богу. Бог всякого человека ведет к этому пути. Когда человек увидит этот путь в своей жизни, – это видение есть дар Благодати, – тогда ему жить будет проще, при условии, если он будет отвергаться своего духа самости, ибо вся сложность от него. Свт.Игнатий Брянчанинов и пишет о том, что Отцы писали просто, но мы сделались настолько сложными и лукавыми, что нам стала недоступна эта простота. Причина этой недоступности и есть дух самости. По мере очищения от которого человек и приходит к этой простоте, которая растворена духом незлобия, сострадательной любви к грешникам и падающим, добродушия и смирения, как дара Благодати, через опытное познание своей немощи.

Помоги Господи всем придти к этому пути, в своей личной жизни. Ибо благость Божия всех ведет к этому.

«Дух христианина» , духовно-литературный журнал, начал выходить с сентября 1861 г. в Петербурге, но цене без пересылки 3 р. 50 к. в год, с перес. 4 р. Журнал вызван был пробудившеюся в народе «потребностью веры и благочестия», искавшей удовлетворения между прочим и в духовно-назидательном чтении и не вполне удовлетворенной существовавшими духовными журналами. Журнал задумал вопросы веры и христианской жизни решать сколько возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию современного ему общества. Задачею являлось общедоступное изложение предметов веры и раскрытие духа истинного христианства приспособительно к требованиям жизни народа, «во всех видоизменениях жизни – церковной, умственной, нравственной и общественной». Цель была та, что «христианство глубже и глубже будет» проникать во внутренние основы жизни народа. Программа состояла из трех отделов: учено-литературного, критико-библиографического и смеси. Каждый отдел имел свою нумерацию. Редакторами-издателями были священники: Петропавловского собора Димитрий Флоринский, Спасобочаринской церкви Иоанн Заркевнч, Смоленско-кладбищенской церкви Иоанн Флеров и Христорождественской церкви на Песках Александр Гумилевский, который был душою всего дела и вел третий отдел. В объявлении о подписке на второй год точнее формулируя своп задачи, редакция сводила их к религиозно-нравственному просвещению народа путем церковной школы, проповеди и приходских братств. В первый год издания журнал находился в фактическом распоряжении о. Гумилевского и принял, по собственным его словам, направление религиозно-практическое. Но затем, под влиянием других соредакторов, журнал стад принимать характер учено-полемический (с материализмом, Ренаном и т. д.). Одновременно он стал терять своих подписчиков, так что к началу третьего года мог выходить уже только раз в 2 месяца, соединяя две книжки в одну. Издатели несли большие убытки, потеряли каждый на журнале по 2000 р., не считая дарового труда. Дело разрешилось тем, что продолжение издания взяли на себя только двое из прежних издателей оо. Гумилевский и Флеров; перемена эта вызвала некоторый перерыв, и «Д. Х.» свой 4-й год начал, вместо сентября 1864 г., с января 1865 г. Новые издатели объявляли, что журнал, вместо учено-богословского сборника, каким сделался в последнее время, опять станет общедоступным; обещали ввести «притчи, изложенные в виде живых рассказов», в том предположении, что «рассказ – самое лучшее средство для проведения в сознание общества каких-либо убеждений» и что, вслед за светской, «пора и духовной журналистике прибегать к помощи фантазии и религиозного чувства для религиозно-нравственных целей. Жизнь и дело объявлены были главным содержанием журнала»: «идти вместе с жизнью, следить за жизнью, не опускать без внимания ни одного жизненного явления, поддерживать, одобрять жизненных деятелей, а если нужно – обличать, умолять их». «Сильное развитие враждебной религии и церкви светской журналистики требует противовеса со стороны духовной журналистики». «Время такое, что служителям Христовым надобно забыть свой материальный интерес и проповедовать уже не с церковных только кафедр, а из-за редакционных письменных столов», ибо «журналы читаются тысячами образованных людей, а церковные кафедры окружаются большею частью простыми людьми. В соответствии со всем этим в журнале расширен был третий отдел, разросшийся в «современное обозрение – русское и иностранное», «провинциальный» и «епархиальный» листок («Д. Х.» 1865 г., I). Скоро журнал заявил, что «пора так называемых, ученых, т. е. отвлеченных, сухих, ни которой стороной не приложимых к жизни, разглагольствований, чем так любила щеголять духовная журналистика в былые времена, миновала»; «народно-православная жизнь вступает во все права». И журнал решил во всякой форме – домашнего собеседования, церковной проповеди, рассказа – давать «чтение, прямо подходящее к желаниям крестьянства, – чтение с церковной ли кафедры, или для домашнего употребления прихожан». Появились между прочим «вечерние беседы с крестьянами», написанные тем псевдонародным языком, который теперь так резко разит грубою подделкой, а в свое время был в довольно большом спросе. Сентябрьской книжкой 1865 г. журнал закончил свое существование.