Для верующих и неверующих: что нужно знать о Рождестве. Советы девушкам, как правильно отпраздновать православное рождество

Р ождество, пожалуй, можно смело называть самым распространённым культурным праздником в мире. Вариантов празднования столько, сколько в мире языков и народов. Один из старейших праздников ждут во всем мире с нетерпением, готовясь загодя.

Позвольте рассказать вам о некоторых рождественских традициях, о которых, возможно, вы знаете не всё.

1. Рождественские ёлки. Традиция устанавливать в доме вечнозеленое дерево берет свое начало в Германии 16-го века. Ранние рождественские деревья называли «райскими», потому что их применяли во время спектаклей в сцене пира Адама и Евы. Эдвин и Дженифер Вудраф рассказывают, что зачастую на деревья вешали круглые вафли как символ евхаристии. Отсюда и «печенные» орнаменты украшений, которые сегодня развешивают на ёлки в Германии.

2. Рождественские огни. Легенда о том, то немецкий реформатор Мартин Лютер не только первым внес рождественскую елку в дом, но и украсил ее огнями – выдумка и в первой, и, скорее всего, во второй ее части. Легенда, тем не менее, звучит так: Лютер шёл домой темным зимним вечером и восхитился картиной мохнатой елки и сияющими вокруг звездами чистого неба. Своей семье он объяснить увиденное словами не смог, поэтому просто принес ёлку домой и украсил её свечками, изображавшими звезды. И это стало прототипом современных огоньков на ёлке. Правда, никаких исторических доказательств у этого рассказа нет.

3. Карамельная трость. Народная молва указывает на то, что карамельные трости появились в Германии в 1670 году. Хормейстер кёльнского собора раздавал конфеты детям во время богослужения, чтобы те сидели молча. Он и попросил кондитера добавить к конфетам крюк, чтобы напомнить детям о пастухах, пришедших навестить новорожденного Иисуса. Есть и другая версия о кондитере-христианине из американского штата Индиана, сделавшего карамельную трость, чтобы в одной конфете объединить несколько символов рождения, служения и смерти Иисуса Христа. Правда, вторая история – всего лишь еще одна городская легенда.

4. Рождественские открытки. Первые рождественские открытки на продажу впервые появились в 1843 году, когда сэр Генри Коул, будучи слишком занятым, чтобы писать письма, попросил друга-художника нарисовать карточку с картинкой и надписью, которую можно было отправить по почте вместо письма. Художник Коллкотт Хорсли напечатал 1000 открыток и продал их в Лондоне по шиллингу за штуку. До 1875 года американцы импортировали открытки из Англии, пока немецкий иммигрант Луи Пранг не напечатал первую заокеанскую карточку, став «отцом американской рождественской открытки».

5. Рождественские чулки. В знаменитой поэме «Визит Святого Николая» (1823), которая начинается словами «Была ночь накануне Рождества», упоминаются чулки, а вот про елку – ни слова! И это все логично, потому что весь 19 век чулки были большим символом Рождества, чем ёлка. В одной из статей Нью-Йорк Таймз за 1883 говорилось, что «чулки так долго были частью Рождества, что без них Рождество уже кажется ненастоящим». В той же статье упоминается и ёлка: «Немецкое рождественское дерево, не укоренённый труп – о нём и думать смысла нет». Никто уже точно не знает, с чего началась традиция вешать чулки на камине. Есть популярная легенда, что Санта Клаус услышал об обедневшей семье, слишком гордой, чтобы просить милостыню. Отец семейства, недавно овдовевший, не смог собрать приданое для своих трех дочерей, поэтому Санта бросил через дымоход три золотые монетки, которые оказались в сушащихся на камине чулках девушек. В другой версии легенды Санта прислал три золотых шара, и отсюда происходит традиция подавать к рождественскому столу апельсины или мандарины.

6. Эгг-ног. Эгг-ног – этот коктейль из молока, сливок, сахара, взбитых сливок и какого-нибудь алкогольного компонента (бренди, коньяк, ром, шерри или виски), а также каких-нибудь специй (корицы или мускатного ореха). Историки гастрономии считают, что этот напиток берет начало от британского «свертыша» – горячего, молочного и похожего на пиво напитка. Поскольку в американских колониях молока и яиц было предостаточно, эгг-ног стал популярным праздничным напитком.

7. Рождественские гимны. С 14 века гимны считались разновидностью популярных религиозных песен. Рождественские гимны стали популярны после Реформации, но широкое распространение они получили в 19 веке, когда стали издаваться музыкальные нотные сборники рождественских песен. Например, в 1833 году английский адвокат Уильям Сандис опубликовал сборник «Рождественские гимны: современные и древние», в котором были и «Вести ангельской внемли», и многие другие исполняемые сегодня песни. Также во время викторианской Англии началась традиция ходить от дома к дому и петь рождественские гимны, ставшая аналогом «колядования».

Подписывайтесь:

8. Календарь Адвента. В средние века Адвент был напрямую связан с первым пришествием Христа на Рождество. Сегодня Адвент длится 4 недели перед Рождеством, хотя большинство календарей берут начало с 1 декабря и отсчитывают 24 дня до наступления праздника. Традиция календарей Адвента началась в середине 19 века, когда немецкие протестанты начали делать отметки мелом на дверях или зажигать свечи, чтобы отсчитывать дни до Рождества. Первый напечатанный календарь Адвента был создан в начале 1900-х годов немцем по имени Геральд Ланг. Когда Ланг был маленьким, его мама пришивала 24 печенья к крышке коробки и давала ему по одному печенью в день во время Адвента. Именно это и стало прообразом созданного в 1908 году календаря, изданного Лангом.

9. Рождественские подарки. До 19 века Рождество было, скорее, общественным праздником, который проходил на Рождественских базарах в центре городов. В 19 веке праздник потихоньку стал перемещаться с базарных площадей в дома, превращаясь в семейный. С развитием капитализма в 19 веке, стала развиваться и реклама, и ювелиры смекнули, что в рождественский период можно значительно увеличить продажи, призывая покупателей раскошеливаться, чтобы сделать предложение, проявить знаки внимания к любимым. Кроме этого, конец декабря – это конец года и время подведения итогов. Продавцы Библий также рекламировали Рождество, и именно в это время молодые члены семьи стали получать персональные Библии с напутственными словами от взрослых. Потихоньку в 19 веке подарки вошли в список рождественских традиций, положив начало коммерциализации праздника. Впрочем, так или иначе ежегодно весь мир, осознанно или нет, вспоминает самое главное событие в человеческой истории – приход Спасителя в этот мир.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

А много ли мы знаем о Рождестве?

Рождество у нас принято считать светлым и добрым праздником. В этот день все люди, независимо от того, верят ли они в Бога или нет, соблюдают ли пост, накрывают пышный стол, желают друг другу счастья. На столе обязательно в изобилии присутствуют мясные блюда – холодец, запеченное мясо, буженина, колбасы. Многие из нас отмечают Рождество, не вникая в его историю и суть. Но много ли мы знаем о Рождестве на самом деле?

Краткий экскурс в историю

Рождество Христово – особенный православный праздник. Отмечается он 7 января по новому стилю (по старому – 25 декабря). Религиозные люди верят, что 2018 лет назад в этот день на нашей Земле появился Спаситель – Бог во плоти.

Произошло это в небольшом иудейском городке Вифлеем. Спаситель был рожден от непорочной девы Марии, живущей в городе Назарете. В памятный день дева Мария со своим обручником (избранным для заботы) Иосифом отправились в Вифлеем для участия в переписи населения. Неожиданно начались роды. Не сумев найти достойного места для ночлега, Мария с Иосифом приютились в пещере, где и появился на свет посланный Богом младенец. В ту ночь на небе взошла Вифлеемская звезда, которая привела к месту рождения Христа волхвов и пастухов. Только им удалось лицезреть новорожденного спасителя.

Память о пещере, в которой произошло это событие, жива до сих пор. Истинно религиозные люди совершают туда паломничество. В Рождественскую ночь во всех христианских храмах проходят праздничные службы, проникнутые особой атмосферой.

Перед Рождеством идет строгий пост. В последние предпраздничные дни не разрешается вкушать даже рыбу. Верующие люди не просто ждут праздника – они готовятся к нему душой, пытаясь осознать и ощутить всю его важность. Важность того события, которое произошло более 2000 лет назад.

Самый строгий день поста – канун праздника. Называют его Навечерие Рождества. В знак памяти о светлом событии далеких лет не полагается прикасаться к пище до тех пор, пока на небе не взойдет первая звезда.

Если Рождество имеет христианские корни, почему его отмечает большинство людей, и неверующие в том числе? Кто-то празднует его по традиции своих предков, другие просто ради «праздника» и сытного стола, не придавая особого значения сути торжества. Но, с другой стороны, дата Рождества в точности совпадает с языческим праздником – Днем зимнего солнцестояния. Языческих праздников у нас сохранилось немало. Например, та же самая Масленица.

Откуда пошла традиция наряжать елку?

И снова немного исторических фактов…

В России ель наряжают к Новому Году, а не Рождеству. Но традиция ставить дома хвойное дерево, украшать его гирляндами, различными игрушками и свечами связана именно с Рождеством. Первые такие елки появляются в средневековой германской традиции.

Многие слышали о том, что Новый Год начали отмечать по указу Петра Первого. Действительно, целую неделю Москва праздновала наступление нового года по царскому указу. Город был украшен еловыми, можжевеловыми ветвями, перед Успенским собором стояли войска с распущенными знаменами. На Красной площади раздавали угощение, ночью жгли костры. Но традиция не прижилась – после 1700 года 1 января перестало восприниматься, как какой–то особенной день. Объяснить это просто – люди не видели в нем ни истории, ни смысла.

Знатные люди и простолюдины продолжали праздновать Рождество Христово и следующие за ним Святки. Празднование было пышным – было распространено колядование, на площадях устанавливались балаганы, карусели. Позже стали заливать катки, строить ледяные дворцы. По языческой традиции девушки гадали в надежде узнать своего суженого и судьбу. Новый Год же стал официальным праздником только в декабре 1935 года. Так что, украшенная елка – это именно рождественское, а не новогоднее дерево.

Наряженная елка в России с девятнадцатого века символизировала «неувядающую благость», вечно живую природу. Первые елки в России стали появляться в домах петербургских немцев в начале девятнадцатого века. В сочельник на стол ставили маленькую елочку и накрывали ее покрывалом. Отец семейства в определенный час скидывал с нее покрывало.

Что можно и что нельзя делать в сочельник?

В Сочельник – ночь перед Рождеством было принято зажигать в домах огни – камины, очаги. Деревянную колоду обмазывали медом, посыпали зернами и клали в огонь. Огонь в очаге старались поддерживать все Святки вплоть до Крещения.

Даже Сочельник на Руси не обходился без язычества. Если приглашали в дом гостей, то обязательно загадывали об удачах и бедах на весь год. Судили об этом по первому гостю. Поэтому на семейное торжество старались приглашать только самых близких друзей. При выпечке рождественского пирога в него обязательно клали монетку, орешек, изюминку или что-то еще. Резал и раздавал пирог обязательно хозяин. Тому, кому доставался пирог с «сюрпризом», сулили счастье и удачу.

Так как главный праздник года был связан с рождением, считалось, что любое напоминание о смерти, а также острые предметы сулят беды. Домашняя работа тоже откладывалась на потом. Мужчины не ходили на охоту, не резали скотину, женщины не шили, не подметали, не пользовались ножами. По этой же причине рождественский пирог не резали до наступления праздника.

Как проводят Святки?

Святками считается время от Рождества до Крещения. Два церковных праздника соединяются целой чередой более мелких и менее известных праздников. Верующие люди в эти дни причащаются, не придерживаясь строго поста.

Считается, что эти дни нужно проводить с близкими людьми, посвящать их детям, родителям и даже совершенно чужим, но одиноким пожилым людям. Другими словами, творить добро.

А как же святочные гадания? Как уже было сказано выше, это из области язычества. Церковью развлечения такого рода не приветствуются. Но для людей, далеких от церкви и веры, в гаданиях нет ничего страшного. Тем более что эта традиция зародилась на Руси очень давно, задолго до появления первой наряженной елки.

На Руси Святки считались самым веселым праздником. Эту неделю люди старались прожить по–особенному. В Святки все приобретало значение – сны, видения, приметы. Считалось, что в Сочельник с 6 на 7 января снятся вещие сны. Чтобы запомнить их, люди ставили в изголовье свечу, а рядом клали сонник. Чтобы после пробуждения сразу же посмотреть значение сна.

Святочные гадания были излюбленным занятием девушек. Например, существовала такая традиция – в полночь девушки собирались около колодца, молча зачерпывали ведро воды (важно было не проронить ни звука). Считалось, что эта вода обладала магической силой. Девушки по очереди бросали в ведро по пригоршне пшеницы, кольцо или другие предметы. Под обрядовые песни из ведра их доставала маленькая девочка. Содержание песен соотносилось с извлеченным предметом. Каждая девушка забирала свой предмет и прятала его под подушку, чтобы увидеть ночью суженого. Этот обряд был наиболее распространен в Болгарии.

Из старых обрядов также известно Святочное гадание с петухом. Набирали горсть зерен, пересчитывали их и рассыпали по полу. Ровно в полночь в комнату приносили черного петуха и следили за его поведением. Если он находил все зерна, это сулило удачный год и замужество для девушки. Если склевывал только часть зерен, оставшиеся зерна собирали и считали. Их количество равнялось количеству дней, месяцев или лет до загаданного события. Считалось неудачей, если петух вообще отказывался от предложенной еды. Также на полу комнаты расставляли и другие предметы. Толкований было много, не все дошли до наших дней. Например, если петух остановился у зеркала и посмотрелся в него, это означало, что жених девушки будет щеголем и красавцем.

Позднее появились и другие гадания:


Немного о приметах и традициях Рождества

Сейчас Новый Год вытеснил Рождество. Стало меньше суеверных людей. Раньше же всему придавали большое значение. Например, считалось, что нельзя встречать праздник в черной одежде – это сулило несчастья.

В Сочельник парни и девушки ходили колядовать – ходили по домам, распевали песни, просили угощения и денег. Частично эта традиция дошла и до наших дней. В городах, особенно крупных, она распространена мало. А вот в селах и деревнях до сих пор можно увидеть толпы ребятишек с пакетами.

Хозяйки с Сочельника и до 14 января не подметали пол. Потом собирали весь накопившийся мусор и сжигали его во дворе. На Святки обязательно смотрели на небо – если оно было звездным или, наоборот, часто шел снег, предсказывали урожайный год. Если Рождество было теплым, ждали холодной весны, если бушевала метель – ранней листвы. В горнице стелили праздничные половики – белые с голубыми цветами.

Несколько интересных фактов про Рождество

В журнале Time было упомянуто несколько интересных фактов про Рождество. Они связаны с его празднованием в разных странах, интересными событиями, произошедшими в этот день.

Праздник Рождества Христова закреплен на государственном уровне в 145 странах. И в каждой стране есть свои интересные обычаи. Например, В Испании проводят самую крупную в мире лотерею, финны по традиции идут в сауну, а португальцы устраивают настоящее пиршество для живых и мертвых.

На Западе существует обычай целоваться под ветками омелы. Это очень старая история, появившаяся в викторианскую эпоху. Но уже древние кельты и германцы верили, что это растение способствует плодородию и заживляет раны.

Была опубликована и такая история – в 1914 году в Сочельник во время Первой мировой войны на Западном фронте солдаты перестали стрелять и запели рождественские песни. Утверждается, что утром они обменялись подарками и рукопожатиями.

Рождество – праздник с древней, объемной и интересной историей. Информация о нем в разных источниках бывает противоречивой. Трудно сказать, что из этого правда, что догадки, а что – вымысел. Одно можно сказать точно – Рождество празднуется очень давно и в разных странах, хотя различаются не только традиции, но и представление о празднике. Попробуйте сами углубиться в историю праздника, рассмотреть разные точки зрения, и вы узнаете много нового и познавательного.

Все еще длится пост, все еще нельзя ни мяса, ни молока, ни яиц. Зато уже завтра, 6 января, самые простые люди, как и ревностно верующие, собираются всей семьей, чтобы поставить на стол традиционные славянские блюда: кутью, сочиво, постную рыбу, узвар из целых ягод. В этот день постящие христиане не едят целый день, садясь за стол только с появлением на небе первой звезды.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.

В ночь с 6 на 7 января идут на праздничную службу. И уже после нее начинается разговение - можно кушать все. Пост закончился.

Но рождественский ужин устраивают, как правило, 7 января вечером. На стол можно подавать колбасы, ветчину, фаршированную утку. А вот алкоголь, как правило, в православной традиции не присутствует. Но выпить бокал хорошего красного вина не возбраняется.

А потом начинаются святки - нужно ходить в гости к друзьям, родственникам и знакомым, дарить подарки.

Что можно:

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих милостыню.

И наконец, если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Что нельзя:

Обычно в зимние праздники, незамужние девицы гадают, пытаясь узнать свое будущее или имя жениха. Но именно в Рождество этим заниматься строго воспрещается, дабы не навлечь на себя и своих близких беду. Этот праздник имеет глубоко религиозные корни и поэтому все, что связано с мистикой и греховностью попадает под строжайший запрет.

В Святое Рождество, впрочем, как и в любой другой большой церковный праздник, нельзя заниматься домашними делами, уборкой, шитьем, мытьем полов и вязанием. Принимать душ или ванну в Сочельник тоже нельзя.

Довольно странным и необъяснимым постулатом в этот день является запрет на употребление воды. Утолять свою жажду можно лишь чаем, морсом, соками. Заядлым рыбакам и охотникам в Рождество так же необходимо отказаться от своих увлечений. Обижать, и тем более убивать, братьев наших меньших, категорически запрещено. Ну, и наконец, следите за своим настроением и отношением к окружающим. Не стоит вступать в конфликты, ругаться матом, лгать и проявлять нетерпимость к недостаткам близких.

Веселого Рождества вам и вашим близким!

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ - елка? Ответы в статье!

Рождество Христово - второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.
Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима - по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка - год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) - эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет - потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее - в 35 - то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников - римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи - и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.
Но Ирод таковым не был - его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.
Отец Ирода Антипатр получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.
Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком - реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян - заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) - все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной - его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу - но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.
Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, - самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.



Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков - иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).
В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.
Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы - термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка - Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.
Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах - трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух - Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства - это изменение мира называется «Фрашо-керети».
Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского - Спасителя мира - повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли - кормушку для скота.
Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни - деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня - ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.
Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.
А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?


Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.
Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.
Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название - Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид - филистимлян.
Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах - и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».
Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.
Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ - елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.
Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело - еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».


Дореволюционная рождественская открытка
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда - сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке - символе жизни).
Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока - и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии - 6 января.
Откуда взялись эти даты?
Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи - Воскресения Христова - а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы - т. е. 25 марта.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления - Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) - с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.
Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?
Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.
Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.
Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления - 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным - ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.
Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.
Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:
- если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
- если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то - простой.
Таким образом, 1900 год - простой, 2000 - високосный, 2100 - простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой - уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им - ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.
С праздником Рождества вас, дорогие читатели! Помощи Божией во всех ваших делах, мира и благополучия!

21 сентября - празднование Дня Рождества Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет святые праведные Иоаким и Анна вымаливали дитя. И им была дана девочка - изменившая весь ход жизни на земле.

Чудо рождения

Во времена Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы, бездетность считалось позором и была поводом для насмешек и унижений.
До глубокой старости Иоаким и Анна жили в Назарете, не имея детей. Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Богородица родилась по их горячим молитвам после того, как иерусалимский священник Рувим в большой праздник отверг дары, принесенные в храм Иоакимом. Священник посчитал, что бездетный муж не может приносить жертву Богу.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении ребенку дано было имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Преодоление разделения

С того момента, как родилась Матерь Божья, началось преодоление разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента грехопадения. Ведь еще до ее зачатия, во время молитвы Иоакима в пустыне и Анны в их доме, когда им обоим явился ангел с благой вестью, он сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». А значит, наступило время преодоления мучительного разделения, наступило время быть зачатой и родиться Той, через кого сможет родиться в мир Сын Божий, чтобы искупить своей смертью все грехи человечества. Поэтому рождество Богородицы - это очень человеческий праздник, ведь она - человек, один из нас, бывший так чист и светел, что через него смог родиться в мир Христос.
Вот что говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский в этот праздник: «Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля - наша родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню «. А в рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Смена печали на радость

Святитель Григорий Палама, рассуждая о том, почему у Иоакима и Анны не было детей до Богородицы, говорит, что зачатие Девы Марии сменило две печали - малую и большую - на две радости. Оно произошло, с одной стороны, чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а с другой - чтобы предуготовить разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода.
«Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество?.. Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод».
В беседе на Рождество Богородицы святитель восклицает: «О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!»

Всепрощение

Верующие обращаются к Богородице с самыми разными молитвами, во многих из которых просят ее передать их молитву Ее Сыну. Богоматерь в христианстве - воплощение милости, сочувствия к людям. Недаром и в апокрифических сказаниях Она изображается как Та, что всегда вступается за грешников, имеющих хоть один повод ко спасению, хоть одно проявление добродетели. Дева Мария воспринимается в первую очередь как Мать, делающая все, чтобы помочь человеку, обращающемуся к Ней в молитве.
Однако намного реже мы задумываемся о глубине Ее прощения, Ее смирения, Ее подвига. Ведь Ее любовь - абсолютное, безграничное самопожертвование. Люди предали смерти ее безгрешного Сына - а Она не отвернулась от них и еще больше за них молится.
Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которая стоит пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Лествица

Богородицу часто называют Лествицей. На некоторых иконах она держит символическую лестницу в руках, на других полосы на ее одежде расположены так, что внимательному зрителю (а точнее, соучастнику происходящего на иконе) являют лестницу. Лестница - один из символов духовного восхождения.
Мы знаем, что Ветхий завет как бы исполняется, воплощается в Новом - и это же происходит с пророчествами о Богородице. Так, ее прообразом считают Лестницу Иакова, соединившую землю и Небо. Действительно, и Богородица соединила Небо и землю, став как бы лестницей, по которой спустился к людям Сын Божий и по которой (то есть следуя примеру жизни которой) может подняться к Нему человеческая душа.

Скромность описаний

Жизнь Богородицы мало описана в Новом Завете, о Ее земном пути можно найти лишь скудные сведения. Ее чудесное рождество почти не описывается, не рассказывается подробно и о Ее родителях. Суть Богородицы ясна из событий Ее жизни: согласия родить Христа, зная, что Сыну Ее предстоит быть распятому, и следования за Ним.
О Рождестве пресвятой Богородицы написано в апокрифическом протоевангелии Иакова II века. Именно в нем Дева Мария прославляется как новая Ева. До создания этого текста Богородица не занимала настолько почетного места у христиан.
Вот как описана в этом произведении встреча супругов после их отдельных молитв:
«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

Место Рождества

На Святой земле, неподалеку друг от друга, стоят два храма, католический и православный, посвященные святой Анне, матери Богородицы. Обе конфессии согласны в том, что Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. О точном месте нахождения этого дома неизвестно, и храмы стоят на расстоянии примерно 70-ти метров друг от друга. В этих храмах (монастыре святой Анны и базилике святой Анны) находятся древние подземные помещения, пещеры, бывшие, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Находится это место в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот.