Для чего женщины покрывают голову. Библия о покрытии головы

В 11 главе в послании к Коринфянам Павел затрагивает темы, которые стали актуальными для молодой церкви первого века.

Первая часть главы посвящена женщине: покрывать ей голову или нет в церкви?

В своих рассуждениях Павел сравнивает покрытую голову женщины с ее длинными воласами.

Как говоит Павел в 15 стихе:

но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

  • В нашем собрании женщина растит волосы и имеет покрывало - нарушения нет.
  • Некоторые женщины посещают собрание в платке, что так же разрешено и нарушения нет.

Предлагаю расширить изучение темы и рассмотреть теперь вопрос более пристально.

КРАТКИЙ ОБЗОР

1 Кор. 11 и 14 главы

Главы 11-14 представляют, пожалуй, наибольшую трудность для понимания современного христианина. Но они принадлежат одновременно и к числу наиболее интересных во всем Послании, потому что там рассматриваются проблемы, возникшие в коринфской церкви в связи с церковными службами.

Мы видим в них зарождающуюся церковь, занятую решением проблем, возникших в борьбе с жертвоприношением и связанных с созданием истинного богослужения. Этот раздел мы легче поймем, если с самого начала выделим его различные составные части.

  1. 11,2-11,16 рассматривает вопрос, могут ли женщины присутствовать на богослужении с непокрытыми головами.
  2. 11,17-23 обсуждает проблему, возникшей в связи с пиром любви, то есть общими трапезами или агапе, которые праздновались каждую неделю коринфскими христианами.
  3. Стихи 24-34 касаются правильного соблюдения в Коринфской церкви таинства причастия.
  4. В главе 12 Павел рассматривает проблему слияния в единое гармоничное целое людей, наделенных различными дарованиями. В этой главе Павел изобразил церковь как Тело Христово, а христиан — как составные части этого Тела.
  5. Глава 13 является великим гимном любви, указывающим людям превосходнейший путь в жизни.
  6. 14,1-23 посвящены проблеме «языков», различным дарам общения с Богом и людьми.
  7. 14,24-33 посвящены проблеме порядка и организации в церкви и на богослужении; здесь Павел пытается навести порядок и дисциплину в бурном энтузиазме новорожденной церкви.
  8. 14,34-36 обсуждается место женщины в церковном богослужении в Коринфе.

О НЕОБХОДИМОЙ СКРОМНОСТИ

(1 Кор. 11,2-16)

Это один из тех отрывков, которые не имеют универсального значения.

На первый взгляд может показаться, что они представляют лишь исторический интерес, потому что в них рассматриваются проблемы и ситуации, неактуальные для нас. Но, тем не менее, такие места представляют для нас громадный интерес, так как они проливают свет на внутренние проблемы и дела раннехристианской церкви; они представляют огромный интерес и для человека, пристально смотрящего на вещи: ведь принципы, примененные для их решения, непреложные.

Спорным был в Коринфской церкви вопрос о том, может ли женщина принимать участие в богослужении с непокрытой головой. Павел отвечает прямо и однозначно: покрывало является символом подчиненности, которое носит нижестоящий в присутствии вышестоящего. Так как мужчина есть глава в доме, женщина подчинена ему, и поэтому не может появляться на богослужении в церкви без покрывала; мужчина же не должен появляться в церкви с покрытой головой.

Маловероятно, чтобы мы в двадцатом веке могли так просто принять эту точку зрения о зависимом и подчиненном положении женщины. Но эту главу следует читать не в свете двадцатого века, а в свете первого века, при этом следует помнить следующие моменты:

+ 1) Какое значение имело покрывало на Востоке?

И сегодня женщины Востока носят чадру — длинное покрывало, закрывающее ее почти до пят, оставляя открытыми лишь лоб и глаза.

Во времена Павла восточное покрывало было еще более закрытым. Оно покрывало голову, оставляя открытыми лишь глаза, и шло до самых пят. Уважаемая и уважающая себя восточная женщина не могла и подумать появиться где-нибудь без покрывала.

Т. У. Дейвиз пишет в Толковом словаре Гастингса к Библии:

«Ни одна приличная женщина в восточной деревне или в городе не выходит без него из дому, а если выйдет, то рискует испортить свою репутацию. И действительно, английские и американские миссионеры в Египте рассказали автору, что их дочери и жены вынуждены, выходя, одевать покрывало «.

Покрывало имело два значения:

  • а) Оно выражало подчиненность,
  • б) Оно обеспечивало женщине прочную защиту.

Стих 10 очень трудно перевести. В Синодальном издании Библии этот стих приведен так:

«Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…»

Но греческий текст буквально означает, что женщина должна иметь «свою власть на голове «.

Вильям Рамсей объясняет это так:

«В странах Востока покрывало является властью, честью и достоинством женщины. С покрывалом на голове она может пойти всюду в безопасности и глубоком уважении. Ее не видно; наблюдать на улице за женщиной, одетой в чадру — признак крайне плохого тона. Она одинока. Все другие люди не существуют для нее, как и она для них. Она стоит над толпой… А женщина без покрывала — ничтожна, всякий может ее оскорбить. Власть и достоинство женщины исчезают вместе с покрывалом, если она его сбрасывает «.

На Востоке, следовательно, покрывало имеет чрезвычайно важное значение. Оно не только указывает на зависимое положение женщины; оно является и нерушимой защитой ее скромности и целомудрия.

+ 2) Надо также помнить, каким было положение женщины у иудеев.

По иудейскому закону женщина стояла намного ниже мужчины. Она была создана из Адамова ребра (Быт. 2,22.23), чтобы быть помощницей мужа (Быт. 2,18).

Существовало одно раввинское толкование, которое мы рассматривали тут: . В нем проливается свет на отношение иудеев к женщине.

Печален факт, что по иудейскому закону женщина была вещью и собственностью своего мужа, над которой он имел полное право. Также прискорбно, что, например, в синагоге женщины не принимали никакого участия в богослужении, а были полностью изолированы от мужчин в закрытой галерее или иной части здания.

По иудейскому закону и обычаю было немыслимо, чтобы женщины могли претендовать на равные права с мужчинами.

В 10-ом стихе есть любопытная фраза о том, что женщины должны носить покрывало «для ангелов».

О значении этой фразы нет ясных толкований. Возможно, она восходит к древней истории.

  • а) ангелы — это стражи миропорядка , установленного Богом, в котором
    мужчина и женщина должны отличаться друг от друга;
  • б) ангелы — это люди , посланцы других церквей, которых мог бы смутить внешний вид коринфских женщин

+ 3) Следует помнить, что такое положение сложилось в Коринфе, вероятно в самом распущенном городе в мире.

Павел стоял на позиции, что лучше перегнуть в сторону чрезмерной скромности и строгости, нежели сделать что-нибудь, дающее язычникам повод критиковать христиан за распущенность, либо могущее стать источником искушения для самих христиан.

Было бы совершенно неправильно давать этому отрывку общечеловеческое применение; он был тесно связан с Коринфской церковью, и никоим образом не связан с проблемой, следует ли женщинам носить покрывала в церкви сегодня. Но хотя он имеет лишь местный и временный характер, в нем заключены три непреложные истины:

1) Всегда строгие нормы человеческого поведения лучше, нежели слишком лояльные.

Намного лучше отказаться от своих прав, если они могут стать камнем преткновения для другого, нежели настаивать на них. Стало модным открыто осуждать обычаи и условности, но человеку всегда лучше подумать дважды, прежде чем нарушать их. Хотя он никогда не должен быть рабом условностей.

2) Даже после того, как Павел подчеркнул зависимость женщины от мужчины, он настаивает на их взаимной зависимости.

Ни он, ни она не могут жить друг без друга. Если между ними и существует подчиненность, то только для того, чтобы их совместная жизнь была более продуктивной и более приятной для обоих.

3) Павел заканчивает этот отрывок упреком в адрес человека, который спорит единственно ради споров и доводов.

Какие бы разногласия ни могли возникнуть между людьми, в церкви нет места для умышленно придирчивых мужчин и женщин. Иногда действительно нужно отстаивать принципы, но никогда не следует быть придирчивыми.

Разве люди не могут расходиться во мнениях, но все же жить в мире?

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА

город Коринф

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути. Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли. В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами.

«Библейский энциклопедический словарь» Э. Нюстрема.

В нем можно прочесть, что в Коринфе находился храм языческой богини Афродиты. Служительницами этого храма были ритуальные блудницы, вступая в связь с которыми, пришедший человек совершал как бы акт поклонения Афродите. Отличительным знаком этих самых блудниц, по которому все узнавали их на городских улицах, была обритая голова.

В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать », означавшее разнузданный образ жизни. Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа. Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

По обычаю Греции и восточных городов , женщины не показывались публично с непокрытыми головами, за исключением женщин низкого поведения. Коринф был переполнен проститутками, жрицами храма. Некоторые женщины-христианки, пользуясь преимуществами их новообретённой свободы во Христе, являлись на церковные собрания с непокрытой головой, что ужасало более скромных христианок. Павел говорит, чтобы они не пренебрегали мнением публики в отношении вопросов одеяния, приличествующего женщине.

Ангелы наблюдают за богослужением христиан.

Волосы считались одним из важнейших проявлений женской красоты, поэтому для женщины было позорно стричь или брить голову, в результате чего она становилась похожей на мужчину.

Женщины стригли голову только в знак траура.

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Что касается выполнения этих канонов, то их строгое соблюдение сейчас мы видим только в мусульманском вероисповедании. В иудаизме эти предписания приняли более современный вид. А в христианстве большинство женщин считают обычай устаревшим, женщину с покрытой головой в обычной жизни встретишь нечасто, если, конечно, не рассматривать погодные условия.

Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно читать написанное им, то другого вывода не сделаешь: во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете». Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно… Я не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько прославляет ли одежда Бога, свидетельствует ли она о скромности и целомудрии?
Если она удовлетворяет этим критериям, ее можно одевать. Надеюсь, вы поступаете именно так!

О покрытии головы

Небольшая юмористическая заметка «Торжество протестантизма» неожиданно насобирала более сотни комментариев и породила очередные вопросы ко мне, как хозяину блога. А еще было такое вот замечание: «Ну, вас-то, Андреас, я приятно для себя считал скорее консервативным, нежели либеральным». В качестве теста на приверженность консерватизЬму мне был предложен и вопрос – мое отношение к косынкам.
«Традиционная церковь», «законники», «фарисейство», «правильное христианство»… Все эти термины нередко встречаются теперь в христианской среде и в большинстве своем произносятся эдаким попустительски-снисходительным тоном: пережитки, дескать, прошлого, за букву закона ухватившиеся, дух же Евангелия отвергнувшие».
Кроме того «фарисеям» приписывается нетерпимость и отсутствие всякой толерантности, неудержимой тяги к разделениям и принципиальное нежелание достигать единства. А еще чуть ли не маниакальное стремление навязать «либерально настроенным» свои правила жизни, стили одежды, ну и, конечно, свое понимание Библии.
Да простят меня либералы, но к ним я абсолютно равнодушен. Ни стремления им что-то «навязать», ни тем более, переубедить их в чем-то во мне не наблюдается. Дышу в их сторону ровно. Считаю, хозяин – барин, или как говорили немцы, „Jedem das Seine“ («Каждому – своё!»). Кстати, по вопросам пресловутого единства церкви, а также сложностях во взаимопонимании людей в рамках поместной церкви я тоже уже успел высказаться и даже предложил свой вариант «разделения» церквей, в случае, если ужиться вместе кому-то не удается.

Что до сути вопроса…
Да, у нас в церкви женщины покрываются. И ни у кого с этим проблем не ощущается. Во всяком случае, мне, как пресвитеру, о них не известно. Считаю, что вопрос имеет не только внешнюю, но и духовную сторону, о которой замечательно написал глубокоуважаемый мною д-р С.В.Санников. К написанному сим мудрейшим мужем я ничего добавлять не хочу. (Много ссылок сегодня – а что делать? Читающий да разумеет.)

Конечно же, известно мне и о другой точке зрения, которая заключается в том, что наставление Апостола Павла относится исключительно к церкви Коринфа. Если рассуждать в таком ключе далее, то и другие вопросы (как-то: дары Духа Святого, порядок проведения Вечери Господней и прочая…) нужно оставить им же, коринфянам, то есть. При этом, однако, становится непонятным, для чего эти Послания вообще нам нужны? Ну, ежели они к коринфянам!

В нашей церкви Библия понимается буквально – так, как написано. Без учета открытых ныне (и все еще открываемых) «контекстов». Если на протяжении веков люди принимали текст о покрытии головы в свой адрес (отсюда и термин «Опростоволоситься», имеющий откровенно отрицательную смысловую окраску), то с каких дел я вдруг должен пересматривать этот вопрос на том только основании, что кому-то захотелось переадресовать его коринфянам?

Плохо или хорошо относиться к библейскому тексту с почтением – не знаю. Уверен однако в том, что в ближайшее время мы не посмеем замахнуться на богодухновенность Писаний или же начнем выискивать «истинный смысл» того или иного выражения, что «на самом деле имел в виду тот или другой Апостол»…

Следующим шагом для любителей контекстов может стать присоединение к требованию признать БИБЛИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ КНИГОЙ. А что? Все сегодня поддается анализу и перепроверке. Чем Библия лучше?

Только вот если усомниться в Слове Божьем, то не останется вообще ничего, на что можно было бы опереться. Никакого более эталона, последней инстанции, незыблемой основы для своих убеждений. Ни-че-го! Каждый будет предлагать свои собственные контексты. Чем это закончится, по-моему, совершенно очевидно. Тем более, что в истории это уже было. Помните: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу.. .» (Ис. 53:6).

Можно называть это «законничеством», можно общепринятыми правилами поместной церкви. Как угодно. Но, кроме косынок, у нас в церкви, есть еще одно незыблемое правило. В данном случае, для проповедников. Никаких расстегнутых до пупа рубашек на кафедре (только галстук или закрывающая волосатую ХруТТь одежда) и длинный рукав. Нравится – не нравится, а хочешь проповедовать, изволь исполнять.

Такое же строгое отношение и к содержанию (подготовке) проповедей. Предваряю возможные реплики о том, что «неученые консерваторы» метут из-за кафедры «пургу». Есть разумный баланс во всем. Учености никогда не помешает личный опыт и сердечность. И наоборот.

Ну вот, теперь, вроде бы, всё. Спасибо, что дочитали до конца.

Искренне Ваш,
Андреас Патц

Покрытие головы

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии » (1 Кор. 11:3-16).
В наше время тема «покрытие головы» практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые «прогрессивные христиане» (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными «отсталыми взглядами», другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы «не соблазнять немощных».
Братья-служители чаще всего напоминают об этом установлении не объясняя его необходимости и догматической сущности, причем некоторые любители внешнего благочестия измеряют им святость сестер.
Следует сказать, что интуитивное нежелание сестер покрывать голову, в определенной степени связано с непониманием: почему и зачем они должны это делать?
Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал. То есть читая: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.4-5), надо предполагать, что Павел как будто имеет в виду, что к мужчинам это действительно относится, «ну а женщины и так имеет длинные волосы, подобные покрывалу и поэтому не стоит всерьез принимать мои слова». Но Павел, конечно, имел в виду именно то, что писал, а не то, что ему приписывают современные толкователи.
Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по тому поводу? В иудаизме или мусульманстве такое непонимание невозможно в принципе, так как только христианство провозглашает равенство женщин и мужчин перед Богом и духовным миром. В нехристианских религиях женщина не может претендовать на такое же положение в Небесах как мужчина. Описывая же христианские отношения, Апостол Павел пишет, что во Христе «нет ни мужеского пола, ни женского » (Гал.3.28) и отсюда напрашивается вывод как будто логичный вывод: следовательно, никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.
Равенство мужчин и женщин перед Богом подтверждается также практикой, описанной в Новом Завете. Евангелисты рассказывают, что Христа во время земной жизни окружали и мужчины и женщины и Он никогда не отгонял женщин, как это делали иные иудейские раввины. Это относилось не только к иудеям, но и в отношении Иисуса к язычникам не было никакой дискриминации. Его Божественная милость была одинакова дарована и женщине-сирофиникиянке и мужчине – римскому сотнику. Можно сказать, что Мария Магдалина имела даже больше преимуществ перед воскресшим Иисусом, чем Апостол Петр. Она первая удостоилась увидеть Воскресшего. Марфа и Мария были любимы Христом не меньше, чем их брат Лазарь, женщины всегда окружали Иисуса и в большинстве случаев были Ему более верны, чем мужчины.
Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. Во Христе действительно нет половых и национальных признаков, но находимся ли мы во Христе всем своим трехсоставным естеством? Если взглянуть на собрание святых, то даже невооруженным глазом видно отличие мужчин и женщин, пожилых и молодых, африканцев и европейцев. Во Христе всех этих различий нет, но, находясь на земле, люди все еще имеют половозрастные, национальные и иные отличия. Очевидно, не стоит идеализировать положение верующих и считать, что они во Христе и духом и душей и телом. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращает внимание коринфян Апостол Павел, когда говорил о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову духовного человека, который во Христе, а он ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.
Идея равенства, как с точки зрения Нового Завета, так и с точки зрения опыта последних ста лет, с трудом может претендовать на продуктивность. Собственно Христос никогда не только не провозглашал идею равенства и не призывал к ней, но и не считал эту идею правильной. Бог есть Бог устройства (1Кор.14.33), Который стоит над всем и у Него в подчинении все элементы как духовного, так и материального мира, которые упорядочены между собой в стройную систему, в которой есть уровни и соподчинение. Если отдельные элементы этой системы не хотят быть на своем месте, а начинают претендовать на роль других элементов, то возникает дисгармония, дисбаланс и возмущение, которое приводит к расстройству всей системы.
Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Христос принес на землю не идею равенства, а идею единства, которая предполагает согласованность, отсутствие недовольства, единомыслие, но при этом сохраняется личная индивидуальность, субординация (т.е. взаимное подчинение) и наличие определенной иерархической системы. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности. Успех действия тела в целом зависит не от функционального равенства (или уравниловки) всех членов, но от их единства и согласованного взаимодействия (1Кор.12.14-26). Таким образом, равноправие в каком-либо одном отношении не только не исключает, но даже предполагает иерархическое неравенство. Не все тело – глаз или ухо, пишет Павел (1Кор.12.17).
Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1Кор.11.20 и 33-34), в неверном представлениям о церковной иерархии и в унижении авторитета Апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1 Кор.14.23) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего послания к этой церкви вопросам соподчинения.
В контексте этого рассуждения становится ясно; почему Апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова «брат» и «сестра», а говорит только: «муж» и «жена». Понятия «брат» и «сестра» указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины «муж» и «жена» говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении Апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом – Его Помазанником: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11.3). То есть, истину о том, что «жене глава муж» Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына – Иисуса Христа. «Я и Отец – одно » (Ин.10.30), «Видевший Меня – видел Отца » (Ин.14.9) и другие. С другой стороны Иисус находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божия (то есть Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воли. «Отец Мой больше Меня » (Ин.10.29; Ин.14.28). «Он, будучи образом Божиим … уничижил Себя … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной » (Фил.2.6-8).
Издревле Церковь видела в 1Кор.11.3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается, также тем, что Апостол Павел употребил здесь термин «Христос», а не «Сын Божий». Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения был подчинен Отцу (так называемый «субординационализм») всегда признавалось еретическим.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих «духовным отцам» подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны – в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших – старшим, рядовых верующих – пасторам и так далее. Равенство, которое превращается в «панибратство» подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9).
Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание «человеческого существа», не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: «муж есть образ и слава Божий», указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (1Быт.1.26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Быт.2.20-23). Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом и в этом смысле жена становится «славой мужа». Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа» (I Кор. 11,7). Следовательно, покрытие головы – это знак, указывающий на подчиненное положение жены, по отношению к мужу.
Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал.3.28), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.
Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорят всему окружающему миру: «Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения». Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.
Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает Апостол Павел – «знаком для Ангелов» (1Кор.11.10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.
О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1Кор. 11.10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: «я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа, как своего главу даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь прежде всего Божьей иерархии и установлению Божию, а не заслугам мужа и своим рассуждениям».
Зачем Ангелам это свидетельство, и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: одни из Ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисполню и превратились в «духов злобы поднебесной».
Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божьим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком которого является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов, как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: «знак власти над ней для Ангелов» (1Кор.11.10).
Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудить об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? – задает он риторически вопрос, – не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11.13-15).
Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и наоборот известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление Апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышность и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, на необходимость покрытия головы. Мужчинам же наоборот, не предназначив длинные волосы сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят, волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров, в то же время внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.
Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12 стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что якобы независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову » (1Кор.11.5) – просто бессмысленно! То есть Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам необходимость покрытия, как существам более слабым и требующим защиту.
Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы – это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божьей. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. «Зачем лицемерить! Пусть об этом знает и церковь и духовный мир» – говорил он и очевидно он был прав.
Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас) Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий » (1Кор.11.16).
Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами, что, во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божиих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники – изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.
Саркастической усмешкой Павла звучат его слова обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: «пусть стрижется!» то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы – это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно – то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Ис.3.16-17), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.
В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал Ал. Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, в Украине или в России?
Чтобы ответить на этот вопрос следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф, это распущенный город или женщины в Греции – это почти рабыни?
Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях непреходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1Кор.11.3), на которые ссылается Павел остаются неизменными, история сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1Кор.11.8-9) также является незыблемым фактом, физическое устройство жены и мужа (то есть уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божьих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1Кор.11.4-5).
Суммируя все эти аргументы необходимо сделать выбор: либо все доводы Апостола являются несостоятельными или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни Апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову» (1Кор.11.5). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.
Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявляться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека.
Итак, Апостол Павел предостерегает от бесчестия, но оставляет каждому полную свободу выбора…
д-р Сергей В. САННИКОВ Главное всему миру быть примером,женщина должна быть в юбке,в целомудренной одежде и в косынке.Иначе сегодня снимем косынку,завтра оденем брюки,а потом и наготу напоказ.
Ап.Павел пишет:Не сообразуйтесь с миром,но преобразуйтесь обновлением ума вашего.Я так понимаю,что преобразоваться,это духовно возрастать,менять образ жизни и мыслей,отличаться от мира и в одежде и в поступках.Да,благословит Вас Господь,жить и поступать как угодно Богу.

  • Константин говорит:
    Июль 12th, 2016 в 20:10

    Доброго дня всем уважаемые.11 ст этой главы повествует о волосах, как о покрывале для головы.Причём здесь платок вообще? пусть женщина покрывает голову волосами сказано, а если не хочет то пусть стрижётся. Совершенно аргументировано говорит об этом апостол, так как в то время блудниц брили голову частично (предлагающие услуги на улице) и полностью наголо (находящиеся в храме). Поэтому когда такая женщина приходила в Церковь ей приходилось покрывать голову платком, чтобы не выглядеть позорно без волос, так как она приходит в позорном обритом состоянии перед богом без волос.Апостол говорит что если ты замужняя,то расти волосы. Блудниц без волос можно было склонять к сексуальному контакту.У замужней женщины должен был быть знак что она не блудница, а замужняя это покрытая голова волосами, как знак замужества и власти мужа над нею, а кто не хочет показывать что замужем(отращивать волосы) то стригись как блудница говорит Павел.Действительно в катакомбах могут встречаться исторические записи подтверждающие ношение платков, как повествует об этом автор данной статьи, но это проблема культуры и времени в каторое жили, и посещали Церковь христиане. Надо не заниматься религиозной философией, а внедряться в культуру времени, и контекст обращения, к той или иной Церкви.

  • Ольга говорит:
    Февраль 28th, 2016 в 17:26

    Спасибо за Вашу статью, она помогла мне утвердиться в своем решении покрывать голову. Только подскажите, как в вашей семье решился вопрос о покрытии головы дома, надо ли покрывать голову при утренних и вечерних молитвах дома, в том числе перед принятием пищи? Я уж не говорю о повелении «Молитесь непрестанно». А ведь и правда, я могу молиться делая домашние дела или проснувшись ночью покормить ребенка.. И тогда получается в косынке мы должны быть почти постоянно, что создает определенные неудобства.. Пожалуй, это единственный вопрос, который у меня остался. Божьих благословений!!!

  • ВС РЯгузов говорит:
    Сентябрь 28th, 2015 в 23:03

    Вы правы, что нагота Адама и Евы была уместной ТОЛЬКО для их двоих и то пока они не согрешили.После согрешения Бог дал им одежды и с тех пор она стала правилом.

  • 11.09.2014

    Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой - это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

    Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

    Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит мужу. Покрытие головы платком тесно связано с еще одним моментом. В древности, прорицательницы и жрицы, впадая в исступления, распускали свои волосы.

    Таким образом, они показывали свой мистический экстаз, символизируя абсолютную отрешенность от общественного мнения. Однако, Апостол не связывает данный факт с требованием посещать церковь в платке. Он обуславливает такую необходимость тем, что общение с Богом должно быть чинным и чистым. Женская одежда должна находиться в определенном согласии с христианским учением.

    Учение трактует, что женщина не должна подчеркивать свою фигуру и украшать одежду. Если вся остальная одежда выглядит неприлично, то платок на голове не имеет никакого значения. Наоборот платок в таком случае подчеркивает еще большее бесстыдство женщины и вызывает соблазн у других людей. Апостол Павел подтверждает свое отношение к женщинам, как к подчиненным перед требованиями мужа и перед Богом.

    В наше время одежда несет совсем другое смысловое значение. Женщины одеваются, отдавая дань моде, которая не основывается на христианских учениях. Женщины равняются друг на друга, красуясь приобретенными новинками. Согласно христианскому учению, не стоит стесняться скромных одеяний и обращать внимание на внешний облик других, беспокоясь о том, что люди не так поймут и буду иметь плохое мнение.

    Апостол гласил, что одежда верующего человека не должна быть вызывающей, а выглядит скромно, сдержанной и не является предметом привлечения всеобщего внимания. Если сохранять все обычаи, предложенные церковью, то человеку гораздо легче настроится на молитву и остаться наедине с самим собой и Богом.

    Если человек посещает церковь, значит, он верует и поэтому ему необходимо придерживаться определенных требований, несоблюдение которых считается постыдным. Следовательно, исходя из вышесказанного, верующие считают нецелесообразным ходить в церковь без использования платка.

    Коринф во время Апостола Павла был огромным городом. Его население насчитывало более семисот тысяч человек. Поскольку город находился на узком перешейке, соединяющем южную часть Греции с ее северной частью, все движение с севера на юг сосредотачивалось в Коринфе - другого пути не было. Такое географическое положение сделало Коринф одним из важных торговых центров древнего мира.

    Коринф был самым богатым и самым большим городом Греции. Население жило в роскоши, а роскошь и материальное процветание всегда идут рука об руку с неправедностью.

    Именно в этот город и пришел Апостол Павел в 51 году и в немощи и страхе проповедовал Евангелие. Спустя некоторое время Павел написал христианам этого города два послания. В первом он затронул ряд насущных проблем, одной из которых является требование к сестрам-христианкам покрывать голову.

    Учение Павла - это не утверждение древней еврейской традиции. Покрытие головы отличалось от существовавших в то время традиций, оно символизировало великий принцип христианской веры. Повеление относилось именно к христианам. Рассмотрим принцип, на котором оно основано, а также появившиеся в связи с этим проблемы.

    Апостол Павел излагает Божью точку зрения вполне конкретно: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11:3).

    Глава - это руководитель, вождь. Христос является руководителем мужа, а муж - руководителей жены. Всякий мужчина, спасенный Иисусом Христом, должен подчиняться своему Спасителю и Господу. А каждая христианка должна с радостью признавать свою подчиненность мужу, установленную самим Богом.

    Головной убор не делает женщину равной мужчине, как трактуют некоторые. Напротив, если женщина покрывает голову, то она признает свое неравенство перед мужчиной и выражает согласие на его главенство.

    Покрывая голову, жена-христианка может с дерзновением, как и муж, подходить к трону Божьему и молиться непосредственно Богу. Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны.

    В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж. Ему принадлежит последнее слово в принятии решений. Жена должна признать и согласиться с позицией лидерства мужа. Это Божественное установление не может служить оправданием жестокости и нетерпимости мужа к жене. Он не должен думать, что все в доме должно вращаться вокруг него и в угоду ему.

    Главенство - не то же самое, что господство. Муж не должен становиться тираном. На нем лежит большая ответственность. Муж должен признавать свою подчиненность Христу, а жена - свою подчиненность мужу. Таков принцип главенства.

    Порядок главенства - не вопрос превосходства, а вопрос власти. Когда эта власть руководима страхом Божьим, она производит гармонию, благословение и мир. Чтобы яснее понять значение главенства во взаимоотношениях мужа и жены, проследим взаимоотношения Бога и Христа.

    Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30). Это говорит о равенстве. В другом месте Иисус говорил: "Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?.. Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Иоан.14:10). Это говорит о сотрудничестве. В третьем случае Иисус засвидетельствовал: "Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодной (Иоан.8:29). Это говорит о подчинении Сына. Во взаимоотношениях Отца и Сына видно обоюдное понимание, или признание, что конечная власть принадлежит Отцу, Отец обладает приоритетом.

    Если главенство и руководство нужно и полезно в Божественных взаимоотношениях, то насколько это важнее и нужнее в человеческом обществе! Муж и жена только тогда выполнят свое предназначение, когда с радостью займут то положение, которое Бог определил для них.

    "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая" (1Кор.11:4-5). Муж показывает свою подчиненность Христу тем, что во время молитвы или проповеди снимает головной убор. А жена показывает свою подчиненность мужу в том, что во время молитвы или пророчества покрывает голову. В таком виде жена должна идти в присутствие Божье, чтобы получить Его благословение. Покорная Слову Божьему жена имеет право на все обетования Божьи, данные человечеству при искуплении.

    Сформулировав принцип, Апостол Павел излагает несколько причин, по которым женам-христианкам следует растить волосы и покрывать их.

    Обнажать голову - стыдно

    "Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1Кор.11:6). В дни Апостола Павла люди понимали, что женщине стыдно быть остриженной или обритой. Короткие волосы повсеместно считались признаком бесстыдства и блуда, и только падшие женщины стригли волосы. Длинные волосы были признаком добродетели. Нежелание покрывать голову в знак подчинения мужу, по Писанию является таким же постыдным поступком, как и стрижка волос.

    Бог нашел нужным употребить видимый знак для того, чтобы напоминать нам о Божественном порядке во взаимоотношениях между мужем и женой. Этим знаком должны быть длинные, необрезанные волосы у жены и покрытая голова.

    Требование установленного Богом порядка

    "Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор.11:7-9). Павел напоминает, что при создании мира между мужчиной и женщиной была положена разница, в силу которой мужчина должен главенствовать над женщиной. Бог создал сначала Адама, а затем Еву. Покрывало на голове жены является символом того, что она придерживается установленного Богом порядка и чтит мужа как главу.

    "Посему жена и должна иметь на голова своей знак власти над нею, для Ангелов" (1Кор.11:10). Ангелы ополчаются вокруг боящихся Господа и избавляют их, как говорит об этом псалмопевец (Пс.33:8). Бог посылает Ангелов на служение тем, кто наследует спасение (Евр.1:14).

    На основании вышеприведенных мест, Ангелы на небесах заинтересованы в физическом и духовном благополучии Божьих детей. Женщины, которые добровольно носят на своей голове знак власти, подлежат небесной охране. О, как это нужно в наши дни! Кому не хочется жить безопасно в современном обществе? Это возможно для тех жен, которые повинуются Божьему порядку главенства и видимых образом показывают это.

    Покрывало на голове является знаком, который равным образом относится и к земной жизни, и к небесной. Он показывает, что жена занимает определенное место в порядке Божьего мироздания. Если же она не хочет признавать власть мужа, отказываясь носить знак его власти над собой, она пренебрегает повелением Бога.

    Требование приличия

    "Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?" (1Кор.11:13-15). У всех людей есть врожденное чувство того, что хорошо и что плохо, и наш здравый смысл свидетельствует, что длинные волосы - честь для женщины.

    Мы с женой никогда не стригли своих дочерей, искренне желая, чтобы они приняли Христа, когда вырастут. Нам хотелось, чтобы им не было трудно следовать Его учению. Однажды мне пришлось услышать, как какая-то женщина сказала нашей дочери: "Никогда не разрешай маме с папой подрезать тебе волосы!" Несмотря на то, что наша культура развивается в совершенно другом направлении, противоречащем установленному Богом порядку, и у многих нет никакого уважения к Божественному закону, - все же у людей достаточно здравого смысла, чтобы понять, что длинные волосы - честь для женщины.

    Так учит сама природа

    Природа - хороший учитель. Она подсказывает нам, что женщина должна иметь длинные волосы, а мужчина - короткие. Многие искренне заявляют: "В Писании не говорится, какой длины должны быть волосы у женщин!" В рассматриваемом нами тексте Писания Павел использует три слова для описания длины женских волос: обритые, остриженные и длинные. Какие волосы считаются длинными? - Те, которые не брили и не стригли.

    "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (1Кор.11:16). Если кто-то остается глух к здравому смыслу и не может убедить себя в силе данной аргументации, ему надлежит просто молчать, в силу апостольской власти. Павел говорит, что ни он, ни основанные им церкви не позволяют женщине молиться или пророчествовать с непокрытой головой.

    Покрытие головы - повсеместная практика апостольской церкви. Римские катакомбы, скульптурные барельефы на стенах зданий, ранние исторические документы - все свидетельствует о том, что жены в древности покрывали голову. Это было повсеместной практикой во всех церквах Греции, Рима, Антиохии, Африки.

    Некоторые считают, что Павел позволяет не соблюдать данные им указания в случае несогласия, если это учение вызывает споры. Но это неверно. Разве может Святой Дух вначале говорить о том, зачем и почему жена должна покрывать голову, а потом сказать, что это не нужно делать, если появятся споры?

    Многие утверждают, что покрытие головы - устаревший обычай и не относится к ним сегодня. Однако такой оговорки нет в Слове Божьем. Все Писание богодухновенно и актуально лично для нас. Апостол Павел говорит: "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (1Кор.14:37).

    Истинное счастье приходит от правильных взаимоотношений с Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Эти взаимоотношения поддерживаются при нашем исполнении воли Бога, выраженной в Слове Его. Оно учит, что жена должна быть подчинена мужу. Ей заповедано носить на голове видимый знак подчинения. Этот знак влияет на молитвы жены, потому что Бог рад ответить на просьбы той женщины, которая в смирении, с радостью покоряется Его установлению. Такая жена получает благословение и находится под защитой Самого Бога.

    Покрывало на голоде жены говорит также о ее чистоте и скромности. Оно является видимым свидетельством действия благодати Божьей, которая произвела в сердце свою работу. Жена, которая покрывает голову и в то же время проявляет гордость, самолюбие и господствующий дух, - бесславит Бога и церковь.

    Библия не говорит конкретно, как сделать покрывало или как носить его. Но она учит, что голова жены должна быть покрыта. Следовательно, покрывало должно быть достаточного размера, чтобы покрыть природную славу женщины, то есть ее волосы, и чтобы окружающим было видно исполнение Божественного принципа подчинения жены.

    Сегодня много жен-христианок, которые не покрывают голову. Они преподают в воскресных школах, свидетельствуют другим о Боге. Не кажется ли вам странным, что многие, называя себя христианами, хотят делать великие дела для Бога, но не хотят исполнять небольшие Его повеления и этим доставить Отцу радость? Будем же помнить предостерегающие слова нашего Господа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного?" (Матф.7:21).

    Взято из альманаха для родителей