Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение

ПОСТСКРИПТУМ

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший. (3)«Ха, блимба! (4)Орёт как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (5)Голос певицы оборвался. (6)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

(7)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (8)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (9)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению. (10)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (11)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

(12)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.

(13)Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех за нас и рассказать, как я в детстве…

(14)Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (15)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.

(16)Она-то, певица, уже никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (17)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (18)Меня бьёт по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

(19)Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: (20)«Люди, помогите мне! (21)Помогите!.. (22)Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

(По В. Астафьеву)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Воспитанники детского дома сочувственно отнеслись к тому, что герой выключил репродуктор с голосом неизвестной певицы.
  2. Слушатели покидали зал молча, осторожно, чтобы не помешать исполнителям, с трудом зарабатывающим свой хлеб.
  3. Отдыхающие в Ессентуках граждане пришли на музыкальное мероприятие в летний зал только потому, что оно было бесплатным.
  4. Великая Надежда Обухова стала самой любимой певицей героя текста.
  5. Первое отделение симфонического концерта крымского оркестра было более серьёзным.

Страница 1

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П.Астафьева «Постскриптум »

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
1.Обучающая цель урока: формировать умения работать над сочинением по прочитанному тексту, навыки выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;

2.Развивающая цель: развивать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, рецептивно-аналитические текстовые умения и навыки.

3.Воспитательная цель: формировать гражданскую позицию, чувства ответственности за свои поступки.

формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание здорового образа жизни


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-исследование

Форма: комментированное чтение текста

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, В.А.Моцарт “Сороковая симфония”; презентация по В.П.Астафьеву;


Слайд №

1. Оргмомент. Приветствие.
Тема сегодняшнего урока развития речи:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту миниатюры В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.

2. Мотивация деятельности.

Тема довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это нам будет так необходимо в решающий для нас момент.


2.Чтение эпиграфа

Слайд №

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожёгов

3. Активизация знаний.

Слайд №


1).Что входит в понятие «хорошая речь»?

(Богатая, точная, выразительная)

Учитель: действительно, хорошую, богатую речь человека характеризует мастерское употребление в речи различных средств художественной выразительности.

3. Проведём тезаурусную разминку
1)Перенесение значения слова (скрытое сравнение)

(Метафора)


2) Изобразительно-выразительный приём, при котором сопоставляются два явления, два понятия, два предмета друг с другом.

(Сравнение)


3)Расположение слов, словосочетаний, выражений в порядке возрастания или убывания какого-либо признака, значения, оттенка.

(Градация)


4)Повторение значимого элемента в начале каждого отрезка речи.

(Анафора)


5)Нарушение обычного порядка слов или словосочетаний в предложении.

(Инверсия)


Слайд № (Сверьте свои записи с предложенными ответами.

Поднимите руки, у кого всё верно)

4. Чтение текста В.П.Астафьева. (Звучит музыка В.А.Моцарта “Сороковая симфония»)

В.П. Астафьев «Постскриптум»


Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.
«Ха! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
...Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение
в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.
Но и сказочный Штраус1, и огневой Брамс2, и кокетливый Оффенбах3 не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин , поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает . Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - Великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале… (364 слова) (В. П. Астафьев. Постскриптум)

Постановка цели: подготовиться к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту В.П.Астафьева.

Чем глубже мы сможем погрузиться в текст, тем удачнее будет работа по написанию сочинения.

В процессе анализа текста вы, уважаемые ребята, в рабочих тетрадях для подготовки к ЕГЭ делаете записи в соответствии с критериями написания сочинения- рассуждения. Это и послужит вам рабочим материалом для написания сочинения.

Учитель: Итак дома вы готовили анализ текста В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.


-Каково толкование слов «постскриптум» и «затеси»

Словарная работа

Слайд №


Постскриптум

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве.

Слайд №


Учитель: Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.
Учитель - К этим словам мы вернёмся в конце урока и поясним смысл названия произведения В.П.Астафьева.

5. Деятельность учащихся. Работа с текстом.

1) Какое впечатление произвёл на вас текст?

(Вызвал чувства горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”)

2) Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей?

(Через постановку важной проблемы, собственную оценку описанных событий, мастерское употребление художественных средств выразительности)

3. Сформулируем одну из проблем текста.

(Проблема бездушного отношения людей к классической музыке, к искусству.

Проблема неразвитости души человеческой и как следствие способность человека совершать “постыдные поступки»)

Проблема ответственности за своё поведение, за поступки «ближних и дальних”.

Проблема духовного развития человека.

Проблема необдуманности в совершении поступков в подростковом возрасте

4. Комментарии.

- Какие названные вами проблемы по характеру? ….

(Социально-нравственные)

- Прокомментируем проблему.

(Данные проблемы актуальны сегодня, когда всё чаще встречаемся с неумением людей слушать классическую музыку., заменяем её модной, однодневной.

Примеры бездуховности, необдуманных поступков мы видим повсюду: взрослые неуважительно относятся друг к другу, дети неуважительно - к старшим, общество испытывает дефицит милосердия.

Потому и современен Астафьев и, в частности, его рассказ « Постскриптум»

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы.

- Докажем примерами из текста:

Автор создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”.

- Случайно ли сравнение дирижёрши с муравьишкой

(Не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая)

(“терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”)

Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.

- Дайте толкование слову « гражданин»

Слайд №

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Соответствует ли поведение присутствующих определению «гражданин»?

(“…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал?


Учитель : - Какой тип/типы речи использует в тексте В.П.Астафьев?

( Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание.

Слайд №


Рассуждение: 1)Автор рассуждает над поставленными им проблемами 2)Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

Слайд №


Повествование : Используя повествование, автор рассказывает о своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках (в детдоме, однажды, много лет спустя).

Слайд №


К описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”

Учитель: На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы.

-Какую лексику использует Астафьев в тексте?

(В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.).

-К каков стиль текста? (Художественная публицистика)

- Жанр? (Это философское эссе)
Слайд №

Это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора)

- Какие изобразительные средства в целях усиления выразительности использует автор?

(Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”

Инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”)

Градации ( “покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”)

Антитеза ( музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам)

Автор, осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное ”.

- Какова роль лексического повтора (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали …. С возмущениями, выкриками, бранью покидали …”).

(Они не просто спокойно выходили из зала , вызывающе, их поведение вызывает неуважение, негодование, осуждение….)

Какие слова представляются вам как окказиональные образования писателя?

(Окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью)

Слайд №


(Окказионализмы -

Жизнь-это не бумага, где можно легко поставить Р.S. Она протекает быстро, человек порой не успевает исправлять свои ошибки)

-Поясните смысл названия книги «затеси».

(Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает)

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённой аналитической беседы.

6 абзац: (В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”.

Учитель: Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек ).

Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

- Какова ваша, ребята, позиция по отношению к проблеме, рассматриваемой автором в тексте?

Найдём примеры, аргументирующие ваше мнение, в литературе.

1) В.Песков Рассказ о дятле…

2) К.Паустовского “Старый повар”

- За что мы должны быть благодарны автору после прочтения текста?

Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

Прочтём варианты рабочего материала для написания сочинения.
Я желаю вам в написании сочинения по прочитанному тексту дома успехов, и помните: Язык - это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.

9. Домашнее задание : написать сочинение по прочитанному

страница 1

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли

достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать свое недовольство: покидать зал “с возмущениями, выкриками, бранью…, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах”. А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица “уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня”, – подумал он. “Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

Я полностью согласен с В. П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на “тварей дрожащих” и право имеющих”. Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В. П. Астафьева есть рассказ “Конь с розовой гривой”, где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому все-таки купила ему “пряник конем”.

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить ее бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.


Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Каждому человеку свойственно совершать постыдные поступки, однако не каждый может признать свою ошибку, раскаяться в содеянном. Именно проблему раскаяния ставит в своем тексте Астафьев. Размышляя...
  3. Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он...
  4. Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть? Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и...
  5. Подвиг и героизм… Что для людей означают эти два понятия? Что порождает “героическую самоотверженность” – “благородство людей” или “неразвитость личности”? Данная тема стала объектом для...
  6. Поэзия есть огонь, загорающийся в Душе человека. Огонь этот жжет, греет И освещает. JI. H. Толстой Поэзия это действительно океан души. Настоящий поэт сам невольно...
  7. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней он и размышляет. Это...

Постскриптум

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

(3) «Ха… Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

(6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

(9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

(11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

(13) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

(15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

(17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

(По В.П. Астафьеву)

Показать текст целиком

В данном тексте В.П. Астафьев рассуждает об ответственности человека за свои поступки.

Автор рассказывает про симфонический концерт. Писатель подчёркивает, что «и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли» . Виктор Петрович обращает наше внимание на то, что «слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатно, начали покидать зал». Автор недоволен тем, что зрители покинули «с возмущением, выкриками, бранью». Астафьев указывает на то, что герой «сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и руганья в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощение у милой дерижерши». Автор считает, что человек, который раскаялся в своих поступках, больше не допустит их.

Каждому человеку свойственно совершать постыдные поступки, однако не каждый может признать свою ошибку, раскаяться в содеянном. Именно проблему раскаяния ставит в своем тексте Астафьев.

Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает один из своих постыдных поступков, наиболее памятный ему: как, будучи еще ребенком, в детдоме выдернул вилку репродуктора, из которого доносился раздражающий его своей непохожестью голос певицы.

Впоследствии эта певица стала его самой любимой, и он “”исправился” и не раз плакал, слушая ее”.

Поведение слушателей на концерте в Ессентуках, когда люди с возмущением покидали концертный зал, также заставляет автора почувствовать вину и желание “за всех за нас попросить прощения”.

Так, через собственные поступки и поступки других людей автор приходит к осознанию того, как важно для человека раскаяние.

Души. Поэтому раскаяние является неким мерилом, эквивалентом человеческой нравственности.

Литература знает немало примеров осознания человеков своих ошибок и раскаяния в них. В частности, в рассказе К. Г. Паустовского “Теплый хлеб” рассказывается история мальчика, который однажды обидел коня и этим навлек бреду на свою деревню. Рассерженный Филька не дает коню хлеба, бросает его на снег, и конь уходит. Тотчас поднимается сильный ветер; вся деревня оказывается под угрозой замерзнуть или умереть от голода.

И только когда раскаявшийся Филька приносит коню кусок хлеба, слезно умоляя простить его, ветер затихает. Осознав свою ошибку и искренне попросив прощения, мальчик спасает деревню.

Другим примером раскаяния в содеянном является повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”. Обман и предательство Эраста становятся причиной самоубийства Лизы. Эраст до конца жизни не может просить себе содеянного и глубоко раскаивается; однако Лизу уже не вернуть. Этот пример иллюстрирует необходимость своевременного раскаяния, доказывает важность того, что

Таким образом, признание своих ошибок и искреннее раскаяние требуют мужества, и человек, раскаявшийся в постыдных поступках, всегда будет стремиться не повторять ошибок.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния. Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул […]...
  2. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до понимания умной серьезной музыки! Проблема, связанная с восприятием музыкального произведения и зависимостью чуткости человеческой души к мелодии от общей культуры развития личности, затронута в данном тексте. Проблема, которую поднял автор […]...
  3. Порой мы сострадаем людям, пытаемся им помочь, но не видим, что животные тоже нуждаются в нас. Стоит ли делать добро “меньшим братьям”? Какое значение имеет наша помощь животным? Именно эта проблема находится в центре внимания автора, В. Астафьева. Писатель рассказывает нам о добрых мальчиках, которые решили спасти гусей, застрявших в полынье. Когда они сообщили Мишке […]...
  4. Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен, у него нет морали и совести. Мы нашли некое определение раскаяния, но какое значение оно имеет в жизни людей и почему? В этом помогут разобраться аргументы из литературы. […]...
  5. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, что нередко люди проявляют неуважение друг к другу. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, один из которых является собственным примером рассказчика. […]...
  6. Вступление Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ “природы”. Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. “Сильный мира сего” забыл простую истину: потеряв природу, люди постепенно теряют себя и свои нравственные устои. Проблема, которую поднял автор текста Виктор Астафьев поднимает в […]...
  7. В центре нашего внимания текст выдающегося советского и российского писателя Виктора Петровича Астафьева описана проблема роли музыки в нашей жизни, силы ее воздействия на человека. Автор размышляет над этой проблемой и рассказывает читателям о чудодейственной силе музыки в жестоком и трудном мире. Виктор Петрович говорит, что духовное песнопение позволяет его сердцу и мыслям очиститься, открыться […]...
  8. Известный писатель В. П. Астафьев в своем тексте задается сложным философским вопросом: до каких пор человек будет с содроганием относиться к внезапной мысли о скоротечности жизни? Чтобы подойти ближе к ответам на вечные вопросы бытия, Виктор Петрович проводит параллель между осенью жизни человека и природы. По мнению автора, горестно опадающий на холодную землю лист подобен […]...
  9. Текст известного писателя В. П. Астафьева наводит на размышление о возможном исчезновении из нашей жизни такого понятия, как бескорыстие. Не уничтожат ли “высоковельможные чиновники” скромность и честность в людях? Виктор Петрович поднимает одну из важнейших проблем современности – человеческое бескорыстие. Для привлечения внимания читателя писатель повествует притчу о парнях, живущих среди природы, вдали от “оголтелого […]...
  10. Я думаю, все мы когда-нибудь задумывались, что представляет собой наш народ? Что является его сущностью, его душой? Несомненно, эти нелегкие вопросы тревожили не одно поколение потомков величайших славян. Именно о русском национальном характере и размышляет известный литературовед и общественный деятель Д. С. Лихачев. В небольшом, но очень содержательном тексте автор раскрывает черты нашего национального характера, […]...
  11. В первой редакции “Мастера и Маргариты” встреча московских литераторов. Вступление “Во что сейчас верить? И нужна ли она?” – многие сейчас задают себе это вопрос. Возможно вера вовсе не нужна и человечество способно на многое, исключив понятие “веры” из жизни?! Подобные вопросы дали пищу для размышления публицисту Виктору Захарову, который отразил это в своих статьях. […]...
  12. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней он и размышляет. Это проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере Леонида Сошнина, который пришел на кладбище навестить могилу матери и тети Лины. У Сошнина подавленное […]...
  13. Наизусть знаменитое изречение К. Паустовского, касающееся отношения к осени русских поэтов, в школе не учат. Однако с содержимым данного высказывания знакомы практически все, кто наделен способностью к восприятию философской глубины и красоты природы: “Самые…трогательные стихи, книги…картины написаны русскими писателями…об осени”. Почему именно осень стала любимым временем года одаренных людей? Озадачиться данным вопросом предлагает своему читателю […]...
  14. Автор прочитанного мною текста, известный писатель-публицист В. Солоухин, взволнованно говорит о важной нравственной проблеме совести. Вспоминая тяжелые голодные военные годы, писатель рассказывает о том, какие нравственные уроки может преподать нам жизнь. Предпринимая опасный 45-километровый поход в родную деревню, его персонаж одержим одной мыслью – помочь товарищам, страдающим от недоедания. Согретый “драгоценным” караваем, он с чувством […]...
  15. Проблема помощи ближнему-из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Этот вопрос важен в наши дни, потому что большинство людей с безразличием относятся у своим родным и помогают кому-либо ради личной выгоды. В данном эпизоде герой не проходит мимо детской беды:он угощает Нюрку хлебом и яблоком, даже”понарошку” с нею умирает. И девочка улыбается. Автор […]...
  16. Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение? Так и писатель Даниил Александрович Гранин задумывается над этой проблемой. В произведении автор раскрывает проблему на примере повествования случая из собственной жизни, который произошел через несколько лет после окончания войны. […]...
  17. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то новостью. Что такое настоящая дружба и какую роль она играет в жизни человека? Над этой проблемой размышляет В. П. Астафьев. Автор убеждает нас в том, что друзья людям несомненно нужны […]...
  18. Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим? Каково быть с человеком, который не любит, а позволяет себя любить? Я задумалась над этими серьезными вопросами после прочтения текста В. Астафьева. В центре внимания автора проблема взаимоотношения между близкими людьми. Астафьев раскрывает данную проблему на примере жизни инвалида войны и его супруги. “Инвалид был […]...
  19. Я считаю, что человечность это, прежде всего, осмысленное и гуманное отношение к окружающим. Доброта, любовь, забота – качества определяющие настоящего человека. Ведь именно это отличает нас от зверей. Только человек может сочувствовать чужому горю, или наоборот порадоваться успеху другого человека. Для того что бы это доказать приведу пример из текста и из жизни. Так, например, […]...
  20. Какие нравственные уроки усваиваются лучше всего? Те, которые преподает нам жизнь, особенно в тяжелое кризисное время. Они остаются надолго в памяти и служат ориентиром в жизни. Об одном из таких уроков, преподанном молодому солдату пожилым бойцом, рассказывает в предложенном тексте В. П. Астафьев. Писатель, как исследователь человеческих душ, прошедший через огненные годы войны, поднимает важную […]...
  21. Все мы живем в мире. В мире, где можно найти невероятное количество прекрасного. Задумайтесь, что это может быть? Я считаю, что это искусство, а конкретно – музыка. В. П Астафьев в своем тексте ставит проблему влияния музыки на человека, на его душу. Однажды в Домском соборе автор слушал орган. Звуки этого музыкального инструмента завораживали и […]...
  22. Астафьев замечательный русский писатель 20-го века. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе. Автор в своем произведении ставит актуальную проблему: воздействие природы на душу человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте писатель рассуждает о том что природа способна побудить человека к размышлениям о скоротечности времени:”…и самая бесценная, бескорыстно дарованная […]...
  23. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом.” Что такое героизм? В каких условиях он проявляется? Какого человека можно назвать героем? Именно проблему героизма затрагивает в данном тексте А. Н. Кузнецов. Автор размышляет над тем, что героизм […]...
  24. Задумайтесь, что для Вас означает слово “природа”? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе. Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не […]...
  25. В. П. Астафьев-один из самых замечательных мастеров худ. слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к родине. Автор ставит важную проблему: роль войны в судьбе народа. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте автор рассказывает о печальных для русского народа последствиях войны. Писатель приезжает в село Вологодчина и видит красные звездочки, прибитые […]...
  26. Человек и природа всегда были взаимосвязаны друг с другом. Но почему же многие люди проявляют жестокость по отношению к диким или бездомным животным? В данном тексте В. Астафьев затрагивает проблему взаимоотношения человека с природой. Мы неразрывно связаны с окружающим нас миром. Природа является единственным источником нашего существования. Люди пользуются всеми благами природы, удовлетворяя свои жизненные […]...
  27. Ведущей темой творчества Валентина Распутина являются проблемы экологии. В данном тексте писатель поднимает актуальный вопрос единства человека и природы. Нынешнюю ситуацию с окружающей средой писатель называет необъявленной “бескровной войной”, которая длится бесконечно. Последствия этой “войны” и нашего потребительского отношения к природе, привели к тому, что с каждым годом на планете остается все меньше мест, не […]...
  28. В центре нашего внимания текст великого русского писателя и публициста Юрия Васильевича Бондарева, в котором описана проблема роли книги в жизни человека. Автор очень ответственно подошел к объяснению этой проблемы и рассказывает читателям о том, как книги влияют на душу человека, на его внутренний мир. Юрий Васильевич призывает людей читать и говорит, что отказ от […]...
  29. Текст Константина Дмитриевича Ушинского посвящен проблеме неблагодарности. Бесспорно, эту тему смело можно назвать достаточно актуальной, и это связано с тем, что человеком в жизни совершается множество неблагодарных поступков. Лошадь Догони – ветер, обладающая способностью к отдаче собственной жизни ради своего хозяина, даже не задумывается о вознаграждении, поэтому символизирует такие чувства как благодарность, любовь и добродушие. […]...
  30. О влиянии музыки на человеческую душу написано не одно произведение. Чарующие звуки способны разбудить самое черствое сердце, заставить его смеяться и плакать. Писатель В. Астафьев также касается темы воздействия музыки на человека, повествуя о концерте органной музыки в Домском соборе. Он ярко отображает все те чувства и переживания “тихого восторга”, которые ощущает человек под впечатлением […]...
  31. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, культуролога и искусствоведа, в котором описана проблема роли памяти в жизни человека и общества. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим читателям о роли памяти в жизни каждого человека, сравнивая ее с корнями и кроной большого дерева. Это опыт, полученный человечеством и передаваемый следующими поколениями. У памяти […]...
  32. В центре нашего внимания текст Юрия Васильевича Бондарева, советского писателя, в котором описана проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. В своем тексте автор рассуждает о том, что современный человек не понимает последствий своего воздействия на мир. Бондарев показывает своим читателям ужасную историю о том, во что превратился наш мир. Люди не замечают той […]...
  33. В центре нашего внимания произведение Владимировича Богомолова, русского писателя, в котором описана проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. В тексте автор рассказывает о подвиге людей, которые рискуя своей жизнью, отправлялись в опасное плаванье на старенькой “Ласточке”. Буксир подцепил баржу и медленно повез ее на другой берег Волги. И даже когда снаряд попал в нее, […]...
  34. С древних времен человек охотится на зверей и птиц для удовлетворения своих потребностей, но в последнее время это делается лишь для бесполезных личных интересов. Г. Н. Троепольский ставит проблему бессмысленного уничтожения братьев наших меньших. Герою-рассказчику приходится убивать птицу для своей собаки, за что его мучает совесть: “Мне жаль стало убивать дичь. Так хорошо вокруг, и […]...
  35. В момент проговаривания персонажем внутреннего монолога, мы понимаем, каков его характер, а не только чувства и мысли. Приведу примеры на основе текста В. П. Астафьева. Во-первых, в предложениях 13 и 19 мы видим, как главный герой очень сильно хочет есть и как подозревает своего напарника в том, что тот один съест их общую макаронину. Это […]...
  36. Мы очень часто говорим слово “герой” и вспоминаем героев Великой Отечественной войны, героев нашего времени или даже знакомых людей. И порой мы задумываемся: что же в таких людях необыкновенного? В чем проявляется героизм? – вот проблемный вопрос, волнующий С. Сальникова. В данном тексте описывается случай, когда осенью неожиданно установилась зимняя погода, и моря покрылись льдом. […]...
  37. Родина, родной край, родная земля, родная страна – это не заменимая часть жизни любого человека. Проживая свою жизнь, человек часто думает о родном месте. Некогда из памяти человека не исчезнут воспоминания о красотах родных мест, о завораживающем дух запахе родных полей, о вкусе родной, привычной, любимой еды. Множество людей восхищаются красотами своей страны, и готовы […]...
  38. У каждого человека есть своя малая родина, место, где он родился. Проблему любви к малой родине раскрывает в своем тексте Николай Михайлович Карамзин. Привязанность человека к месту своего воспитания названа физической. Родина мила его сердцу не красотами, а воспоминаниями, связывающимися его с этим местом. Так лапландец несмотря ни на что, любит свой север, и если […]...
  39. В центре нашего внимания текст знаменитого писателя Даниила Александовича Гранина, в котором описана проблема вечных моральных ценностей Автор задумывается о значении слова “совесть” и говорит, что это важнейшее качество души каждого человека. Ведь оно помогает совершать поступки по честности, по зову сердца, независимо от остального общества. Даниил Гранин говорит, что совесть – это черта духовного […]...
  40. ВступлениеКак больно бывает, когда человека оставляют самые близкие его сердцу люди. Люди, за которых готов отдать жизнь. Проблема, которую поднял автор текста В данном тексте Борис Петрович Екимов поднимает проблему ответственности человека за того, кто предан ему всей душой. Чтобы привлечь внимание в этой проблеме, русский прозаик рассказывает историю о пожилой няньке, которую “за выслугу […]...