День новолетия. Что такое церковное новолетие и когда оно отмечается

Последним праздником завершающегося года является , а первым Праздником нового года – Рождество Пресвятой Богородицы.

Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг.

Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Мальчик выходит из церкви, и понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца… Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг. С того времени он непрестанно молился и соблюдал строгое воздержание в мыслях, чувствах, поступках.

Игумен монастыря встревожился, видя столь ревностное горение молодого монаха и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты.

Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Так. Один великий пост он провел совсем без пищи и питья. Эти подвиги покажутся кому – то бессмысленными, кому – то нереальными. Он молился стоя по двадцать дней подряд… Но у каждого из этих подвигов был смысл, который состоял не только в том, чтобы очиститься от грехов самому и приблизиться к Богу. Чем больший подвиг брал на себя преподобный, тем больше он очищал свое сердце, тем сильнее была его молитва за мир.

Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Палит южное солнце, а столп становится все выше. Преподобный ищет уединения, ведь люди находят его везде. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту.

Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Они стали опасаться, не совершает ли преподобный эти подвиги из гордости, угодны ли Богу его непомерные подвиги. Они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и сразу сошел со столпа.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял.

По современным представлениям, от такой жизни святой должен был сгореть за несколько лет, но он провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Он умер склоненным на молитве, переходя к Тому, к Кому стремился всю жизни – ко Христу Спасителю. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Преподобному Симеону Столпнику молятся об обращении к вере

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире
люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны .
Тропарь Индикта (церковного Новолетия)

Вновь и вновь призывает нас Святая Церковь вступить в годичный круг священных воспоминаний, где во всей глубине и полноте хранятся Священное Писание и Священное Предание.

Начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после Церковного Новолетия, 21 сентября. Начинается церковный богослужебный год. Именно Пресвятая Богородица явилась той Дверью, которою Бог вошел в нашу жизнь. Праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа завершился годичный круг богослужений.

Новолетие является самым незаметным православным праздником, который в церковном календаре именуется началом индикта. Мы, к сожалению, плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год и почему он так назван?

Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени? Ведь, на первый взгляд, логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но это только на первый взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.

А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Поэтому в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.

Священное Писание, повествующее о творении мира, свидетельствует нам: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днем, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5). Поэтому и служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня именно вечер, а не утро. Во почему и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра: то есть с наступлением осени, а не весны. В таком определении начала, как земного дня, так и года, лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Следует сказать, что еврейский гражданский новый год с древнейших ветхозаветных времен наступает также в сентябре, а точнее — в месяце Афаним, или, как его стали называть после Вавилонского плена — Тишри, который из-за смещения еврейского лунного календаря наступает в середине нашего сентября. Этот месяц Тишри является седьмым от месяца сотворения мира, который называется месяцем Авив или Нисан.

Праздники новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собой покой не только человеку и скоту, но и плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу.

Месяц сентябрь — важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве ветхозаветной Церкви. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи (Ис. 61, 1 — 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем (Лк. 4, 16 — 22) византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117, Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь», таким образом месяц сентябрь именуется седьмым. Слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление». В данном случае — объявление начала нового богослужебного года.

Сам праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь, последовавшем в 313 году. Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы войска Константина. Это произошло 1 сентября 312 года. Поэтому святые отцы I Вселенского Собора установили праздновать Новолетие как начало христианской свободы, и при этом не забывая библейскую ветхозаветную традицию. С того времени круг года в Римской империи начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим во всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летоисчисление Русской, которая до сих пор сохраняет это летоисчисление.

Со времени крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского года на 1 января. Церковь не спешит за переменчивым духом этого мира, а, сообразуясь с библейской традицией, продолжает считать началом Индикта, то есть церковного Новолетия — первый день седьмого месяца от сотворения мира, то есть 1 сентября по старому стилю.

Основополагающими принципами Православной Церкви являются неприкосновенность святыни и догматов. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона, освященного Церковью — Юлианский календарь. Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.

Календарь — это ритм, который связывает каждого человека с Богом и историческая память всего человечества.

С началом каждого нового богослужебного года Церковь снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви, к которой мы призваны; Его Божественной жертве на Голгофе за человеческий грех, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.

С новым церковным годом вас, дорогие братья и сестры!

Протоиерей Николай Матвийчук

Просмотрено (349) раз

1 сентября (14 сентября по новому стилю) православные христиане празднуют Церковное Новолетие, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом Индикта.

НАЧАЛО ИНДИКТА - НОВОЛЕТИЕ

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани.

Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение).

Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства - праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх - в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю..., и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV - нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя... и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш... и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Михаил Бернацкий. Патриархия.Ru.

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

Церковный календарь – это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса возведет», – говорится в церковном песнопении. «Для того Бог вочеловечился, – писали древние святые, – чтобы человек обожился», то есть стал «богом по благодати».

Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного совершенства выверенной веками системой праздников, постов, всем строем своего богослужения – суточного, седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три круга богослужения составляют суть церковных праздников и православного календаря.

В Православии каждое время суток и каждый день недели посвящены молитвенному воспоминанию особенного Божественного промышления о спасении человечества (например, в среду воспоминается, как Иуда сговорился с первосвященниками предать им Христа, в пятницу – распятие Господа, в воскресенье – Его восстание из мертвых). В течение года каждый день в храмах творится молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных – тех, кто своей жизнью показал нам пример служения Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам Господом совершенства. Кроме того есть еще ежегодные праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Потому в Церкви каждый день года праздник – малый, средний или великий.

Что же такое православный праздник, как его надо понимать и отмечать? Слово «праздник» однокоренное со словом «праздный», означающим «порожний», «пустой». «Праздник» буквально – это день, не занятый делами, свободный от работы, порожний от вседневной суеты.

По четвертой заповеди, данной Богом еще Моисею, человек должен шесть дней «делать дела свои», а каждый седьмой день посвящать Богу – богослужению, молитве, добрым делам по отношению к ближним – всем нуждающимся в нашей помощи. Кроме каждого седьмого дня («шаббата» – дня покоя) Ветхий Израиль по прямому указанию Яхве почитал и особые дни года. Так же поступают и христиане – Новый Израиль. В такие «праздные» от привычной суеты дни человек должен погрузиться умом в созерцание Бога и Его благих дел, дабы и самому подражать Ему в том же. Издревле в праздники христиане совершали особые торжественные богослужения.

В чем же его суть, зачем оно нам?

Православный праздник есть прежде всего молитва – славословие Бога за Его промышление (заботу) о нас – Его «блудных сынах», некогда ушедших от Него «на страну далечу» за легкой и сладкой жизнью, но впавших в скорби, болезни, тоску и уныние от однообразия и бессмысленности своего существования, духовно изголодавшихся по Его благодати – милующей, прощающей, утешающей, исцеляющей, просвещающей, вразумляющей, умудряющей, освобождающей нас от рабства греху и сатане и преображающей в славу сынов Божиих. Но сами мы не знаем, как правильно молиться, славословить и благодарить Бога, и потому нам следует учиться этому у святых, а для этого – молиться в храме на богослужении вместе со всей Церковью.

Преподобный Петр Дамаскин писал: «Церковь хорошо и богоугодно приняла песни и прочие тропари, ради немощи ума нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостию песнопения, как бы нехотя воспевали Бога. А имеющие познание от вникания умом в произносимые слова приходят в умиление и, как по лестнице, восходят в благие мысли… И насколько мы преуспеваем в навык мыслей по Богу, настолько Божественное желание влечет нас достигнуть разумения и поклонения Отцу духом и истиною (Ин. 4: 24), как сказал Господь» .

Праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым лицом, что доступно пока только ангелам и святым, уже пребывающим на небе. Наши земные праздники – это символ и подобие небесного торжества, как хор, поющий в храме богослужебные песнопения, символизирует и в меру сил подражает хору ангелов, на духовном небе славословящих Творца всяческих.

По своей духовной немощи и малоопытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27).

Этому мы можем научиться у святых, у тех, кто многими потами, а часто собственными страданиями и даже своей кровью стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передали нам свой опыт познания Бога, составив молитвы, праздничные и будничные службы на каждый день церковного года. И для этого научения мы должны ежедневно молиться дома и как можно чаще приходить на службу в храм, если и не каждый день, как это делают монахи в монастырях, то, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни, чтобы вместе со всей Церковью боговдохновенными словами древних псалмов и христианских гимнов воздавать Богу хвалу за Его милость, благость и неизреченную любовь к Своему норовистому и, по большому счету, неблагодарному творению.

Священномученик Сергий (Мечёв), пострадавший за Христа в начале прошлого века, говорил, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого верующего оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни. Поэтому церковные праздники представляют собой не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви, которую мы сами не можем постигнуть сразу. Но она открыта святым. Поэтому, только входя в их опыт через те молитвы и богослужебные песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи за нас грешных, мы начинаем прикасаться к этой тайне. И по мере того как через это в нас будут рождаться и возрастать элементы вечности, мы начнем понимать, что наша жизнь есть только путь, ведущий к ней. И тогда, после исхода из сей жизни, мы, быть может, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже на земле начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

Всем православным христианам важно научиться понимать церковный календарь, читать его как книгу, повествующую о спасении Богом человеческого рода от власти сатаны, о преображении человека, о победе над грехом и смертью. Однако чтобы по-настоящему понять эту книгу, ее надо прочитывать собственной жизнью, или, как говорил святой Иоанн Кронштадтский , «жить жизнью Церкви». И тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не просто «прошлым годом» нашей биографии, а новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к «небу небес».

Заметим, что церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.

Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом.

Этот путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками, главные из которых Рождество Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря), Рождество Христово (25 декабря / 7 января), Обрезание Господе (1/14 января), Крещение Господне (6/19 января), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта / 7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Пасха Христова,Вознесение Господне , Пятидесятница (Святая Троица) , Рождество пророка Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля), память апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). А также периодами особенного телесного и молитвенного делания – многодневными постами. Это посты Рождественский, Великий, Петровский (или Апостольский) и Успенский.

Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата. Это не случайно. Православный календарь представляет собою соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии. Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица), которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным календарем, а Пасхалия – с лунным.

Правилами Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4 апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на середину церковного года и в календарном, и в духовном смысле является его центром.

Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем еще несколько слов о сути церковного праздника.

Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом, исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи, которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.: Ин. 6: 26–59).

У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить себя к принятию благодати – жизнью по заповедям, добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, а когда надо, и длительным постом, ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению и готовности вместить ее.

Суть православного праздника заключается вовсе не в праздничной трапезе («яствах и питии»), не в провозглашаемых за столом тостах и многолетиях, не в том, как украшен храм (березками, елями или вербами), а в радостном ожидании и в самой встрече человека со своим Господом, Который приветствует приходящего к Нему – пусть и грешного, но искренне кающегося в своем несовершенстве (ибо «Бог и намерение целует»). В праздник Господь особенным образом открывает Себя человеку, дарует верующим – Своим ученикам – радость Свою совершенную (см.: Ин. 15: 11), которой никто не может отнять (см.: Ин. 16: 22). В праздники Господь вновь и вновь призывает нас к Себе, извлекая из суеты будней и тины наших страстей, приподнимает над бренной землей, открывая нам Царство Свое будущее, уже пришедшее в силе. И это Царство Божие – внутрь нас есть.

Освободить душу от привычных забот, «упразднить», очистить от греховных помыслов и нечистых желаний, чтобы в это уготовленное место вошел Господь, – вот задача истинного «празднолюбца» – верующего христианина, идущего в храм на праздник. А вовсе не то, что совершают многие: поставил свечку, перекрестил лоб, помазался маслицем у священника, да и бегом домой к телевизору. А то и того не делают – заглянул в календарь: «Праздник что ли? Ну, так у нас, православных, есть повод по рюмочке…»

Нет, не для того Бог сошел на землю, стал Человеком, учил заблудших, насыщал голодных, исцелял болящих, был гоним соплеменниками, предан ближайшим учеником, распят на Кресте, воскрес и перед Своим Вознесением дал повеление ученикам проповедовать Евангелие по всему миру и крестить все народы. Не для того! Так постараемся стать достойными учениками Христа! И если будем не слушателями только, но и делателями слов Его, то, заслышав в храме: «Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господу и Его Пречистой Матери и святым Его!», «Хвалите имя Господне…», сердце наше будет исполняться неотмирной радостью, а душа приходить в восторг. Потому что только у нас есть такой Бог – милующий кающихся, прощающий согрешающих, страдающий со страдающими, давший заповедь любви до смерти (см.: Ин. 15: 12–13) и Сам первый исполнивший ее, распявшись за нас на Кресте… Только у нас есть такой Бог, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45).

Индикт – церковное Новолетие

Решение начинать Новый год 1 сентября (по старому стилю) было принято на I Вселенском соборе в 325 году. Это было сделано в память о двух событиях. Во-первых, в 313 году византийский император Константин Великий Миланским эдиктом законодательно даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. За год до этого, 1 сентября 312 года, император Константин разбил своего противника Максентия. После этой победы прекратились гонения на христиан. Во-вторых, в память новогодней проповеди Спасителя в синагоге Назарета – города, где он вырос. Это было в тот день, когда иудеи праздновали Рош а-Шана́ (перевод: глава [начало] года, или Новый год).

Что значил этот день для древних иудеев? Рош а-Шана́ – всегда приходится на первое число месяца Тишрэ́я – это день сотворения первого человека – Адама, шестой день творения. В этот же день Адам нарушил запрет и состоялся суд над ним – ради его исправления и возвращения на путь к Творцу, исполнению Его Воли. В праздничный день Рош а-Шана́, согласно преданию, все мысли и поступки человека рассматриваются и взвешиваются Всевышним. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления. Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может – новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Этот праздник также известен под названием Йо́м Труа́ – День трубного звука. В этот день, призывая к покаянию, трубят в полый бараний рог – шофа́р. Примечательно, что слово «шофа́р (שופר – в иврите слова пишутся и читаются справа налево) происходит от корня «шипе́р» (שפר), что означает «исправление», «улучшение»...

И именно в этот день – день призыва к покаянию, исправлению и улучшению – Иисус из Назарета вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1-2; Лк. 4:18-19). Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, день церковного Новолетия – благоприятное время для начала пути духовного спасения. Кстати, на праздничном богослужении Новолетия читается отрывок из Евангелия, описывающий именно этот эпизод. Оптинские старцы рекомендовали с Новолетия, помолившись о помощи Божией, начинать ежедневное чтение Библии. Согласно их правилу, если в день читать одну главу из Евангелия, две главы из Апостола и три главы из Ветхого Завета, то за весь год Новый Завет будет прочитан четыре раза, а Ветхий Завет – один раз.

Интересно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения – субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, – дань гражданской византийской традиции. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Происходило это так. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга. В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Именно в Новолетие 1598 года на царство венчался Борис Годунов.

На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 году Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. Кстати, учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом Инди́кта. Инди́кт – (лат. indicto – назначение, налог, подать) – римское название первого числа сентября месяца и 15-летний период времени сбора податей в Римской империи, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В первую пятилетку налог платили железом и медью – на оружие, щиты; во вторую пятилетку – платили серебром на монеты, а в третью пятилетку налог платили золотом на украшение языческих божеств и идолов. В христианскую эпоху при святом равноапостольном Константине Великом 15-летний период лег в основу летоисчисления, начиная с 312 года. Год по инди́кту начинался в Византии с 1 сентября. Введен он был взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам, как промежуточная единица времени между годом и веком. Инди́кт мог обозначать как собственно период в 15 лет, так и каждый год этого периода. В таком случае он обозначался в сочетании с порядковым числом (от 1 до 15). При императоре Константине инди́ктом назывался и налог на содержание солдат, вышедших в отставку после 15 лет службы. Слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения начала церковного года.

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). По истечении этого цикла все времена церковные, месяцы, числа, дни недели, а также фазы луны будут следовать в таком же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Календарь – это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с мирозданием. Вместе с этим, календарь – это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.

Всякий новогодний праздник – довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Но то, что безразлично для астрономов, подчас имеет большое значение для людей – те исторические события, в память которых мы выбираем ту или иную дату. Дата может говорить о мирской суете, а может напоминать о Боге и вечности. Первое сентября Юлианского календаря (14-е – по новому стилю) – имеет, как можно видеть, свою богатую историю и глубокий духовный смысл – вот почему Православная Церковь бережно хранит эту дату. Ближайший к 1 сентября большой праздник – Рождество Богородицы. Это хронологически самый ранний из праздничных сюжетов, именно с него и начинается годовой цикл церковных праздников.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас 2

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

КАНОН

(Индикту – церковному Новолетию)

Тропарь, глас 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире Императора, и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Канон, глас 1-й

Песнь 1

Ирмос: Поим вси людие, от горькия работы фараони Израиля Изведшему и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему, песнь победную, яко прославися.

Припев:

Воспоим вси Христу, Имже составишася всяческая, и в Немже совершишася неразлучна, яко из Безначальнаго рождшуся Бога Отца Ипостасному Слову, песнь победную, яко прославися.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воспоим вси Христу, Отчим благоволением явльшуся из Девы, и проповедавшу лето Господне приятно, нам на избавление, песнь noбедную, яко прославися.

Слава: В Назарет пришед Податель закона, в день субботный учаше, законополагая евреем пришествия Своего неизреченнаго: имже яко Милостив спасает род наш.

И ныне: Поюще вси вернии Предивную Отроковицу, Христа вселенней возсиявшую, и радости всяческая исполнившую, Присносущныя Жизни, присно восхваляем, яко прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверди мене, Христе, на недвижимом камени заповедей Твоих, и просвети мя светом лица Твоего. Несть бо свят паче Тебе Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Утверди, Блаже, егоже насади любовию на земли десница Твоя, плодовит виноград, сохраняя Твою Церковь, Всесильне.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В делех духовных Богокрасных красящияся, наставшее, Господи, лето сие, преведи, Владыко, иже верою Тя песнословящия, Боже всяческих.

Слава: Тихий ми, Христе, летный круг давай, Щедре, и насыти мя словес Божественных Твоих, яже явился еси глаголя иудеем в субботах.

И ныне: Яко Едину преестественно паче человека благодать во Твою утробу приемшую, и невращно рождшую Христа Бога нашего, присно Тя славим.

Господи, помилуй. (Трижды. ) Слава, и ныне:

Седален, глас 8-й

Иже времена плодоносна, и дожди с небесе подая сущим на земли, и ныне приемля мольбы рабов Твоих, от всякия избави нужды град Твой: щедроты бо Твоя истинно на всех делех Твоих. Темже входы благослови и исходы, дела исправи в нас рук наших, и согрешений прощение даруй нам, Боже: Ты бо из не сущих всяческая во еже быти, яко силен, привел еси.

Песнь 4

Ирмос: Разумех, Всесильне, Твое смотрение, и со страхом прославих Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Человеколюбец сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе.

Слава: Вседержителю Едине Господи, лет обхождения утишив, миру даруй.

И ныне: Яко пристанище ныне душ наших и тверду надежду, Богородицу вси воспоим.

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююще, поем Тя, Христе, Отцу Собезначальна и Спаса душ наших, мир мирови подаждь, Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Исполняяй всяческая благости, Христе, Ты благорастворением и благоплодием, благословенми венчаемо, многокружное лето рабом Твоим даруй.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Летное воздаяние покажи нам преложение к лучшим: мирное же устроение ведущим Тя, Слове Божий, уподобльшася человеком.

Слава: На землю пришел еси, Собезначальне Отцу, пленником отпущение, слепым же прозрение от Отца возвещая, и время приятно.

И ныне: Наши надежды, Богородице Чистая, и наше желание на Тя возлагаем, Милостива нам даждь, Дево, Егоже родила еси.

Песнь 6

Ирмос: Пророка спасл еси от кита, Человеколюбче, и мене из глубины прегрешений возведи, молюся.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием, нас сподоби. (Дважды )

Слава: Дней духовных, в поучении закона Твоего, покажи исполнены, Щедре Спасе, поющия Тя.

И ныне: Рождшая Господа, Богородице Всенепорочная, избави от бед верою поющия Тя, Пречистая.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православнаго Императора и град и люди Твоя, Многомилостиве.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начинающии лето и песней начаток сотворяем царствующему Христу, Царством безконечным, православнии людие, благочестно поюще: отцев Боже благословен еси. (Дважды. )

Слава: Сый прежде век, на век же, и еще Господь, воспевающим Тя, Христе, источник благости, благих Твоих даров лето сие исполни: отцев Боже благословен еси.

И ныне: Яко раби Владыце на молитву, Чистую Матерь Твою Тебе предлагаем, Христе, от всякаго обстояния люди Твоя, Блаже, избавити поющия: отцев Боже благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Песнословцы в пещи спасшаго дети, и громопламенную преложшаго на росу, Христа Бога пойте, и превозносите во вся веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Начальнику спасения, Христе, начаток Тебе приносит летный, честная Церковь зовущи: пойте и превозносите Христа во веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Из не сущих всяческая мудре обновившаго Создателя, и Производящего времен обращения хотением, пойте и превозносите Его во веки.

Слава: Изводящему всяческая Богу, и времена Изменяющему, на многообразное человеков управление, поем: хвалите и превозносите Христа во веки.

И ныне: Богоматерь Деву Чистую, лет обхожденми же и обращенми, православно человечестии собори, поем Тя яко Богородицу, и всех спасение.

Песнь 9

Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего, огнепалимая купина показа неопальная, и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь: да Тя, Богородице, непрестанно величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово Божие, и Сила, истинная Мудрость и Ипостасная, содержащая и правящая всяческая мудре, и ныне наставшее рабом Твоим время, во устроении тисе произведи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вся дела Твоя, Господи: небеса, земля, свет и море; воды, и вси источницы; солнце же, луна и тьма; звезды, огнь, человецы и скоти со Ангелы восхваляют Тя.

Слава: Един еси Превечный, яко Творец веков: и царствующее Триипостасное Едино Божество нераздельное, мольбами Чистыя Богоматере, лето плодоносно наследию Твоему покажи.

И ныне: Спасе всего, и Строителю и Зиждителю и Вседержителю твари, мольбами безсеменно Рождшия Тя, мир миру Твоему подаждь, соблюдая Церковь всегда немятежну.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы .

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.09.2017 04:59

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...