Что сказал толстой в госдуме. «Он ещё и дурак»

Депутат заксобрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский обратился к главе Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело по ст. 282 УК РФ против вице-спикера Госдумы, единоросса Петра Толстого. Парламентарий видит в словах господина Толстого о предках противников передачи Исаакиевского собора церкви признаки возбуждения ненависти и вражды.


Депутат петербургского законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский обратился к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с требованием проверить высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого («Единая Россия»), который заявил, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ протестуют в основном «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Борис Вишневский полагает, что в словах господина Толстого есть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства лицом с использованием своего служебного положения). Яблочник потребовал при необходимости возбудить против вице-спикера Госдумы уголовное дело.

«Я считаю, что человек, занимающий государственную должность и допустивший антисемитское высказывание - подобного не случалось ни разу за последние 25 лет,- должен понести наказание. Я не являюсь сторонником отмены ст. 282 УК РФ, на мой взгляд, в данном случае наказывать за слова допустимо. А все аргументы о том, что по этой статье судят оппозиционеров, несостоятельны: давайте тогда запретим продавать топоры, потому что кто-то может топором совершить убийство»,- заявил господин Вишневский “Ъ-СПб” .

Напомним, высказывание Петра Толстого вызвало резкую критику со стороны нескольких депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга из числа противников передачи Исаакия церкви - представителей фракций Партии роста и «Яблока». Не встал на защиту Петра Толстого и спикер петербургского парламента, лидер региональной «Единой России» Вячеслав Макаров, который заявил, что «никогда никому не позволено оскорблять национальность человека».

Ранее Петра Толстого за его высказывания общественники обвинили в антисемитизме (“Ъ” сообщал об этом и января). Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что ему странно «слышать от уважаемого парламентария высказывание, которое повторяет излюбленный тезис антисемитов о том, что революцию 1917 года делали евреи». В самой Госдуме оживления выступление вице-спикера не вызвало. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «если бы человек вышел за рамки и сказал что-то о какой-то конкретной национальности, какие-то другие провел параллели, тут было бы все понятно»: «Но вот из этой прямой речи этого нет».

Мария Карпенко, Санкт-Петербург


Скандальные высказывания вряд ли помешают Петру Толстому стать главой делегаций в ПА ОБСЕ и ПАСЕ


23 января вице-спикер Петр Толстой заявил, что против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ) протестуют потомки тех, «кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Скандал не помешает Петру Толстому возглавить в конце недели российскую делегацию в Парламентской ассамблее (ПА) ОБСЕ, заявили в Госдуме. Он же остается основным кандидатом в главы делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

В четверг, 26 января, прошли Рождественские парламентские чтения, посвященные 100-летию Октябрьской революции. В них в том числе принял участия патриарх Кирилл. Здесь и произошла встреча Петра Толстого и Александра Бороды.

Как сообщают СМИ, после разговора вице-спикер и глава еврейских общин России пожалили друг другу руки, из чего следует, что стороны примирились.

Позднее в интервью Life Александр Борода заявил, что Толстого нельзя считать антисемитом, и инцидент исчерпан.

Александр Борода

Глава еврейских общин России

Если мы посмотрим объективно на историю журналистской деятельности Петра Толстого, то можем сказать, что заявление не является частью какой-то политики, которую он озвучивал раньше, мы не можем сказать, что он антисемит с прошлым, мы этого не видели, нет смысла заниматься нагнетанием, всё исчерпано. Надеюсь, наше взаимодействие с Госдумой, деятельность Госдумы и деятельность Петра Толстого будут способствовать укреплению межнационального мира и согласия.

____________________________

Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, участвуя в дискуссии по поводу передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, заявил следующее:

Пётр Толстой

Вице-спикер Госдумы РФ

Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек

На высказывание Толстого обратили внимание петербургские депутаты Борис Вишневский и Максим Резник. Они усмотрели в словах коллеги признаки антисемитизма.

Сам вице-спикер отрицает обвинения, заявляя, что обвинять его могут лишь люди с нездоровой фантазией, которые не знают истории своей страны. В защиту единоросса выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, Толстой не выходил за рамки и не назвал конкретную национальность, поэтому все обвинения беспочвенны.

Мнение блогосферы

Мне очень нравится Пётр Толстой, но его выступление заставило меня вспомнить советскую трактовку антисемитизма, согласно которой буржуазия специально провоцирует антисемитизм для того, чтобы отвлечь пролетариат от классовой борьбы с буржуазией. И, продолжая дело моих бабушек и дедушек, которые никаких храмов или синагог не разрушали, а возмущались «этим варварством» в те времена, когда возмущаться этим было опасно, я позволю себе заметить, что замените в советской трактовке антисемитизма пролетариат на православных, а буржуазию на масонов и вы получите вполне адекватную картину происходящего.

Я за передачу РПЦ и Исаакия и Херсонесского музея, но в том то и дело, что передают их, радея не о процветании Церкви Христовой, а для того чтобы спровоцировать конфликт между Церковью и теми, кто жаждет возврата советских достижений в социальной политике. А для современной России союз между советскими и православными является естественным и необходимым условием выживания, так как социальные достижения СССР были для христианства Нила Сорского изначально родными. А то, что заставило русский народ на 70 лет отвернуться от Христа, зародилось не за чертой оседлости, а в голове Екатерины Великой, которая ввела черту оседлости и крепостное право (вернее практически рабство), ориентируясь на родную ей Германию, чем довела до абсурда позицию Иосифа Волоцкого, которую он занимал в споре с Нилом Сорским.

А бабушки и дедушки Петров Толстых в полной мере попользовались преимуществами своего положения при Екатерине Великой и ее внуках и правнуках, и даже с гордостью описали это в похабной литературе, достойной отлучения от Церкви. И в результате, когда в феврале 1917 года именно они разрушили Православную Империю и отменили обязательное причастие в армии, на литургию пришло не более 10% солдат. Именно после этого разрушение 90% храмов в России стало неизбежным, а вовсе не выскакивание из-за черты оседлости тех, кто в советское время не только разрушал, но и строил, так же как и прабабушки и прадедушки Петров Толстых во времена Екатерины Великой и Александра I.

Такова селява, как говорили герои Льва Толстого в гениальном романе «Война и Мир».

Петра Толстого обвинили в антисемитизме за фразу , в которой ни слова про евреев, но есть формулировка про революционеров «из-за черты оседлости». И очень важное добавление про их правнуков, которые «работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

И этим он вскрыл почему-то очень болезненную правду для российского еврейства, и болезненная только для него. Правда это двусоставная. Первое - действительно среди лидеров революционных групп (большевистских, и не только) было очень много евреев, выходцев из местечек за чертой оседлости. Это факт очевидный, хотя и замалчиваемый и не педалируемый. Тем не менее об этом много написано, а добросовестные авторы взяли данные из Большой еврейской энциклопедии, авторы которой не посчитали эти факты антисемитизмом. На неё же опирался и Солженицын в книге «200 лет вместе» , где он дотошно исследовал роль евреев в том числе и в Великой революции и поимённо назвал всех видных участников. И очевидно, что их роль огромна - это объективно. Уж Солженицына-то не обвинишь в антисемитизме.

В качестве объяснений этого феномена мне ближе всего точка зрения Вадима Кожинова, который так же привёл немало свидетельств непропорционально большого участия евреев среди руководителей революционных движений: в процессе разрушения на первой стадии революции на лидерские позиции выходят те, кому менее жалко национальных традиций и укладов этого народа, в данном случае это были евреи, латыши и прочие малые народы Российской империи. Это не оправдание преступлений революционеров-евреев, но понимание того, почему так произошло. В конце концов, в крушении Империи виноваты не евреи, это общая вина и судьба народа Российской империи, и среди великороссов хватало немало разрушителей, которые сбивали кресты, расстреливали дворян и уничтожали государственность. Евреи только активно помогали, но немало из них затем активно строили Советскую империю, окончательно обрусев.

Вторая часть правды заключается в том, что действительно среди современных оппозиционеров-либералов немало правнуков «коммисаров в пыльных шлемах». Так, мне как-то приходилось рассказывать , в три голоса ведущих борьбу с кремлёвским режимом: их прадед по маминой линии - Цви Самойлович Фридлянд - был видным видным революционным деятелем, начинавшим в еврейской национал-сионистской организации «Поайлей Цион»; дед братьев Дзядко - Феликс Григорьевич Светов-Фридлянд - диссидентом и членом ПЕН-клуба, а мать - Зоя Светлова - известная неполживая журналистка, автор «The New Times». И таких примеров немало. Самый яркий из них: дед главреда «Эха Москвы» Венедиктова служил в НКВД и организовывал заградотряды. Понятно, что внук за деда не в ответе, как и наоборот, да и сам факт участия в Революции не говорит сразу о том, что человек плохой, но нельзя не заметить, как радикализм современных оппозиционеров-либералов похож на революционные замашки их прямых предков.

И Пётр Толстой трижды прав, когда говорит, что некоторые из потомков тех революционеров делают то же разрушительное дело, как их деды-прадеды. Но если большевики хотя бы взвалили на себя бремя власти и в итоге удержали страну от пропасти, пусть и жесточайшими методами, то современные западники ведь не способны на это, а грезят только тем, как бы продаться Западу побыстрее и продать Россию. Вот и весь их революционный замысел.

Еврейского вопроса как особенного и болезненного для русских не существует, поскольку история всё расставила по своим местам: и еврейские революционеры, и еврейские олигархи суть лишь следствие болезней самого русского мира. Когда в России наведён пусть относительный порядок, то нет и таких перекосов. Болезненным же он по-прежнему является для еврейских организаций, судя по их реакции, и это как раз беспокоит: еврейские активисты так тщательно высматривают везде антисемитизм, что видят его даже в слове «еврей», а в случае с Петром Толстым, даже без этого слова - и вот такие перекосы вполне могут вызвать в России нехорошее отношение к еврейским организациям.

Есть такой заведомо унылый вид интеллектуального состязания, как полемика, а еще хуже - жесткий кулачный бой с кучей дерьма...

Вот сегодня СМИ и блогосфера яростно кинулись реагировать на взрыв малой сероводородной бомбы (напомню, что испытания большой антисемитской бомбы последний раз проводились в нашей стране в конце 1940-х, в период борьбы с «безродным космополитизмом») - высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого.

А сказал Толстой следующее: «...Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там... из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

И вот с чем и с кем здесь спорить? Увы, не с кем и не с чем. Ибо у автора цитаты в голове, судя по всему, вместо знаний о российской истории - та самая субстанция, полемика с которой, как я уже сказал, невозможна по определению.

Поэтому спорить с Толстым я и не буду. Просто попробую пояснить, почему я так фатально оцениваю содержимое черепной коробки этого «истинно русского» политика.

Петр Толстой, как следует из цитаты, верит в то, что в 1917 году «жиды погубили Россию». И смогли это сделать только потому, что именно в этом году «выскочили из-за черты оседлости с наганом».

Но вот вопрос - а как же им удалось оттуда выскочить? И как представителям зловредного, но все же «малого народа» (по известному определению автора брошюры «Русофобия», философа-антисемита Игоря Шафаревича) удалось повергнуть во прах величайшую в мире империю, созданную великим народом?

Петр Толстой, я думаю, ответа на эти вопросы не знает. Как не понимает и того, что, делая такого рода заявления, выступает не столько как антисемит, сколько как русофоб. Ибо утверждать, что Великую Россию смогла погубить кучка бандитов-инородцев, вооруженная всего лишь револьверами, значит признать эту самую Россию каким-то безмозглым и безвольным историческим овощем.

И это, - повторяю, чисто русофобское! - видение государства российского как «вечной твари дрожащей», присуще Петру Толстому давно. Еще в 2012 году, накануне президентских выборов, полемизируя с оппонентами Владимира Путина, Толстой заявил: «К счастью для России, таких [как те, кто против Путина] лидеров в стране всегда было подавляющее меньшинство. Свернуть страну с ее пути им удалось лишь однажды - в ходе бескровной февральской, а затем кровавой октябрьской революции, и это отбросило Россию на десятилетия назад в ее развитии». То есть именно «подавляющее меньшинство» сперва свергло законного царя, а затем потопило Россию в крови и отбросило ее в развитии назад.

В тот раз Толстой, правда, не пояснил, какое именно меньшинство он имеет в виду. Теперь мы знаем какое: еврейское.

Петр Толстой ФОТО: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Николай Сванидзе в интервью НСН подверг жёсткой критике Петра Толстого за высказывание о «черте оседлости».

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой оказался в центре скандала из-за его высказывания относительно передачи Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге в пользование РПЦ. По его словам, наблюдается «удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки… продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Как известно, в дореволюционной России «чертой оседлости» назывались границы территорий, за пределами которой в Российской империи нельзя было жить евреям. Журналист, историк и публицист Николай Сванидзе в интервью НСН назвал высказывания Толстого антисемитскими.

«Есть два варианта: либо человек не знает, о чем говорит, что странно для вице-спикера Государственной Думы и профессионального журналиста; либо он все понимает, что еще хуже. Тогда это воспринимается как осознанное разжигание межнациональной розни (не в уголовном понятии этого термина). И в том, и в другом случае это одинаково очень плохо», - высказал свою позицию по этому вопросу эксперт.

За своего коллегу Толстого заступился спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил, что не видит во фразе ничего провокационного, напротив считает разжигателями антисемитизма журналистов, акцентировавших внимание на этой истории. По его слова термин «черта оседлости» также применялся и к каторжникам.

«О каторжниках ли он говорил, да хоть о футболистах. Но мы оцениваем высказывание не в соответствии с тем, что он имел в виду, а с тем, что услышали и прочитали. Что у него было в голове, одному Богу ведомо, и он теперь может говорить все, что угодно. А написано про «черту оседлости». А она ассоциируется со времен дореволюционной России понятно с кем, с евреями, что теперь отнекиваться?!», - возмутился Сванидзе.

«Здесь дело в том, что церкви громили не только евреи, и не только каторжники. Речь о другом. Когда используется термин «люди из-за черты оседлости», понятно, кто имеется в виду. Главное, не сколько большевиков или каторжников громили храмы, это дело десятое. В данном контексте эта фраза воспринимается как перевод преступной стрелки на один определённый народ», - заявил НСН Сванидзе.

Свою позицию по этому вопросу высказал и представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин. По его словам, «заявление Толстого - открытый антисемитизм. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские».

Краткая история черты оседлости, за упоминание которой вице-спикера Госдумы и бывшего ведущего Первого канала обвинили в антисемитизме.

В закладки

Пётр Толстой

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого

10 января 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко появившуюся в СМИ информацию о возможной передаче одного из главных символов города и его крупнейшего храма - собора преподобного Исаакия Далматского - в собственность Русской православной церкви и назвал этот вопрос решённым.

По словам Полтавченко, в соборе и дальше будет осуществляться как музейная деятельность, так и ежедневные религиозные обряды, с сохранением свободного входа в здание для представителей всех конфессий. Решение поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который , что передача Исаакия только упростит доступ туриста к одной из самых популярных российских достопримечательностей.

23 января бывший журналист «ТВ-6» и «Первого канала», а ныне - вице-председатель Государственной думы Пётр Толстой принимал участие в пресс-конференции в московском отделении ТАСС. В ходе мероприятия он заявил, что против передачи Исакиевского собора РПЦ выступают потомки «тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом».

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

Пётр Толстой, вице-спикер Государственной думы

Подобные высказывания возмутили евреев России. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) Толстого в «подрыве межнационального мира», а глава организации Александр Борода потребовал руководство «Единой России» и Государственной думы отреагировать на слова политика. Позднее реплику Бороды прокомментировал председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин, который назвал недопустимыми «любые выпады, способные обидеть ту или иную национальность».

Официальный представитель ФЕОР Борух Горин в разговоре с «Эхо Москвы» Петру Толстому, что среди рушивших культовые учреждения было много последователей его прадеда Льва Толстого, которого РПЦ предала анафеме, и назвал слова вице-председателя Государственной думы «открытым антисемитизмом».

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий?

Борух Горин, официальный представитель Федерации еврейских общин России

С подобной оценкой согласился и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский. По его словам, за высказывание аналогичных мнений следует не только лишать поста вице-спикера и депутатского мандата, но и исключать из партии. Парламентарий также обвинил своего федерального коллегу в непонимании происходящих в Петербурге процессов.

Возмущение словами Петра Толстого и член израильского кнессета Ксения Светлова, которая, как и заместитель председателя Госдумы, тоже в прошлом занималась журналистикой.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы.

Ксения Светлова, депутат Кнессета Израиля

Светлова добавила, что «если раньше антисемитизм пытались прикрыть хоть фиговым листком, хоть детской присыпкой, то теперь вице-спикеры прут как на буфет» и поинтересовалась, как скоро российские чиновники перейдут к обвинениям евреев в замешивании мацы на крови христианских младенцев.

Сам Пётр Толстой усмотревших в его словах признаки антисемитизма людьми «с больным воображением», которые не знают историю родной страны. По мнению политика, в его заявлении содержалось только «предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

В то же время, многим российский изданиям пришлось в своих материалах пояснять значение употреблённого Толстым термина. Президент «Российского еврейского конгресса» Юрий Каннер , что «мало кто, кроме интеллектуалов и евреев, знает, что такое черта оседлости». TJ разобрался в том, что же за историческое явление скрыто за этими словами, и как оно повлияло на историю евреев всего мира.

Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году

Холокост и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большая еврейская диаспора планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии .

:
«Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек»

Напомним, что «чертой оседлости» в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям и цыганам. В современном языке это словосочетание часто употребляется по отношению именно к евреям.

Антисемитские высказывания, особенно от государственных деятелей такого уровне неприемлемы, - сказал нашей радиостанции глава Департамента общественных связей Федерации еврейских организаций России Борух Горин

В свою очередь, президент Российского еврейского конгресса Юрий Канер в интервью изданию «Медуза» сказал, что для евреев фраза Толстого звучит достаточно оскорбительно. Кроме того, он назвал ее русофобской:
«Представьте себе - 150 миллионов православных было в то время в империи. А шесть миллионов евреев, со стариками и детьми, выскочили из черты оседлости и разрушили храмы. Это звучит очень уничижительно по отношению к русским».

Депутат питерского Законодательного Собрания Бориса Вишневский считает, что правоохранительные органы должны проверить слова Толстого на предмет разжигания ненависти. Он добавил, что после таких высказываний «в приличном обществе подобному человеку больше никто не подал бы руки».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин готов обсудить высказывания Петра Толстого с Федерацией еврейских общин России. При этом он отметил, что слова вице-спикера антисемитизмом не считает. Чиновник также поделился собственной оригинальной точкой зрения на историю - по его мнению, Толстой под «людьми, выскочившими из-за черты оседлости» мог иметь в виду каторжан.

Историк Николай Сванидзе с взглядами Володина не согласен. По его мнению, никаких разночтений тут быть не может - Петр Толстой говорил именно о евреях - «это прекрасно все понимают, в том числе и он сам». По словам Сванидзе, спикер Госдумы не увидел антисемитизма в высказываниях Толстого, так как не хочет сдавать заместителя.

Сам Толстой сказал, что удивлен такой реакцией и что не вкладывал в свои слова никакого национального подтекста. Заодно он сам обвинил «Эхо Москвы» и «Независимую газету» – он посчитал антисемитским заголовок на сайте нашей радиостанции «Петр Толстой заявил, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают евреи».

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов в своем Твиттере предложил Толстому подать на «Эхо Москвы» в суд.