Как проходит граница по азовскому морю. Азовское море теперь российское? Проблемы восточной границы России

Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации

пишет rubin65 в

Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.


С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Оригинал взят у в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации пишет в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.

С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

Из шестидесяти тысяч километров пограничных территорий сорок тысяч – морские границы России. Водный рубеж расположен на расстоянии почти 23 километров от кромки суши, а в морях, которые омывают побережье, до трехсот семидесяти километровой отметки располагается российская экономическая зона. Суда любых государств могут присутствовать на этой территории, но права на природные ресурсы они не имеют. Морские границы России располагаются в акваториях трёх океанов.

Соседи

Ближайшими соседями России считаются Япония и США, поскольку эти страны отделяются от нее узкими проливами. Соединённые Штаты Америки и РФ разделяет Берингов пролив, расположенный между русским островом Ратманова и американским – Крузенштерна. Граница с Японией находится между Сахалином, Южными Курильскими островами с одной стороны и островом Хоккайдо со стороны Японии. Главный океанический сосед – Канада. Морские границы России и Канады разделяются Северным Ледовитым Океаном.

Это самая длинная пограничная черта, проходящая по Чукотскому, Восточно-Сибирскому, Карскому, Баренцеву морям, а также по морю Лаптевых. По международным соглашениям, в близлежащем океане России принадлежат все внутренние воды, такие как Белое море, Чешская и Печорская губа, территориальные водоемы вдоль берега всех морей (протяженностью шестнадцать морских миль), а также двести миль экономической зоны далее территориальных, а это свыше 4 миллионов квадратных километров. Морские границы России составляют по временной протяженности десять часовых поясов с запада на восток.

Северный морской путь

За Россией закреплено право на разведку территориальных ресурсов и их разработку, на добычу морепродуктов и рыбы в экономической зоне. Громадные шельфовые пространства Северного Ледовитого океана сосредоточили в себе ресурсы газа и нефти в гигантских количествах: примерно двадцать процентов от всех мировых запасов. Важнейшие северные порты РФ – Архангельск и Мурманск, которые соединены с материком железными дорогами.

Именно оттуда берёт начало Северный морской путь, который проходит по всем морям, а потом через Берингов пролив до самого Владивостока проходит в Тихом океане. Большая часть северных морей почти весь год покрыта толщей льдов. Но караваны судов идут за мощными ледоколами, в том числе и атомными. И всё равно навигация там очень коротка, в течение трёх месяцев просто невозможно перевести все грузы. Поэтому сейчас готовится к запуску арктическая магистраль вдоль границы РФ, на которой транспортировкой займутся атомные подводные лодки.

Тихий океан

Здесь рубежи проходят по Японскому, Охотскому и Берингову морям. Где проложены морские границы России с Японией? На Курильских островах, а также на Камчатке по просторам Тихого океана. Главные порты построены на юге, это Находка, Ванино, Владивосток и Советская Гавань, а север обслуживают два очень важных порта: на Охотском море – Магадан, на Камчатке – Петропавловск-Камчатский. Эти пункты имеют огромное значение для отрасли рыболовства.

В последние годы руководство страны приняло ряд важнейших стратегических решений: чтобы укрепить морские границы России, необходимо построить и оборудовать ещё множество крупных портов, таких, которые смогут принимать большегрузные корабли. Таким образом, будет лучше использоваться весь потенциал морских владений РФ.

Атлантический океан

Бассейн Атлантики – Азовское, Чёрное и Балтийское моря. Участки российского побережья там довольно невелики, но тем не менее в последнее время они приобретают всё большее экономическое значение. На Балтийском море морские границы России охраняются такими портами, как Балтийск, Санкт-Петербург, Калининград.

Границы РФ требуют большего количества портов, поэтому строятся Усть-Лужский, Приморский и порт бухты Батарейная. Особенно много перемен в силу некоторых геополитических изменений происходит в Азовском и Чёрном морях, где также проходят морские границы России. С какими странами граничит она в этом регионе, известно – это Турция и Украина.

Три моря

Азовское море мелкое, его порты - Ейск и Таганрог - большие суда принимать не могут. Планируется создание морского канала, проходящего через Таганрог, тогда возможности порта значительно увеличатся. На Чёрном море самый крупный порт – Новороссийск, есть ещё Туапсе и Сочи (пассажирский порт).

Каспийское море не соединяется с океаном, поэтому вполне может считаться озером. Морские границы России и по нему также должны проходить, но после распада Советского Союза вопрос остался открытым. Главные порты – Астрахань, где уже построен из-за мелководья морской канал, а также Махачкала.

Изменение границ

Когда Крым присоединился к России, изменились и морские границы РФ в Чёрном море. Поэтому даже «Южный поток», судя по всему, пойдёт по другому пути. Россия обрела новые возможности с появлением порта Керчь. Таманский полуостров будет уже очень скоро связан с Крымом новым мостом. Но есть и проблемы.

Морская граница между Россией и Украиной не может быть чётко обозначена до тех пор, пока последняя не признает Крым российским. Предпосылок к этому пока нет. Напротив, президент Украины постоянно заявляет о возвращении полуострова под эгиду своей страны.

Азовское море

Азовское море значительно обмелело, вследствие чего доступ к акватории стал другим. В 2012 году между президентами Украины и России было подписано соглашение о границах на просторах Азовского моря, но окончательного решения по этому вопросу принять не успели, поскольку соседнее государство переживало сложный период смены власти и приоритетов. Условно границы РФ проходили по Керченскому проливу, но конкретики в этом вопросе не наблюдалось. Однако, когда Крым вошёл в состав России, вопрос этот, естественно, звучать перестал.

Вследствие произошедших событий Керченский пролив и прилегающий к Крыму участок моря, включая Черное, перешел в распоряжение России. Соответственно, украинская территория в Азовском море составляет 16 морских миль от побережья, а на остальной площади могут находиться корабли Черноморского флота РФ.

Неопределённость

Морская граница между Россией и Украиной в районе крымского западного побережья тоже довольно спорная. Расстояние от берегов полуострова до украинских берегов всего лишь от пятнадцати до сорока километров, то есть стандарты международного законодательства тут нельзя применить: просто нет столько места, чтобы создать шестнадцатимильную зону территориальных вод. Следует упомянуть, что среди шельфов этого района есть несколько чрезвычайно богатых нефтью.

Когда происходят такие случаи между соседними государствами, то они путём переговоров определяют границы по срединной линии. Но, к сожалению, сейчас отношения между Россией и Украиной складываются не лучшим образом, поэтому любые конструктивные переговоры пока невозможны.

Норвегия

В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор относительно разграничения континентального шельфа и определения экономических зон. В парламенте Норвегии договор был ратифицирован в феврале 2011 года, в Госдуме и Совете Федерации – в марте. Документом установлены отчетливые границы юрисдикции и суверенных прав Норвегии и России, предусмотрено продолжение сотрудничества в рыбной отрасли, а также определён режим совместной эксплуатации месторождений углеводородов, находящихся за пределами границ.

С подписанием данного договора кончился тридцатилетний мораторий, что позволило двум странам беспрепятственно осваивать месторождения нефти и газа в арктическом континентальном шельфе, территория которого - более ста семидесяти пяти тысяч квадратных километров. По некоторым данным, в этой части Северного Ледовитого океана могут быть около 13 % мировых неразведанных запасов нефти и 30 % запасов газа. Чем важен этот договор для границ РФ? Тем, что он позволяет добывать ископаемые на спорных приграничных участках, а таковых много. Они, кстати, особенно богаты углеводородами.

Дальний Восток

Дальневосточные территории России выходят к двум океанам – Северному Ледовитому и Тихому, имеют морские границы с Японией и США. В этом регионе существуют проблемы с определением границы по Берингову проливу. Кроме того, есть сложности с тем, какому государству принадлежат некоторые острова Малой Курильской гряды. Этот давнишний спор возник еще в XIX веке и до сих пор их принадлежность оспаривается японской стороной.

Охрана дальневосточных рубежей всегда была проблематичной, поскольку соседи постоянно предъявляют претензии по поводу принадлежащих России островов и прилегающих к ним водных территорий. В связи с этим Фонд перспективных исследований сделал сообщение о том, что в Приморье будет создан специальный подводный робот, который будет обнаруживать любые движущиеся объекты и определять их координаты. Даже бесшумные суда не смогут обмануть бдительность этого аппарата.

Беспилотные подводные роботы смогут самостоятельно охранять морские границы России, контролировать заданную акваторию и передавать на берег информацию. Такую роботизированную субмарину уже разработали в Дальневосточном отделении РАН. Трудятся над ее созданием в институте проблем морских технологий в специальной лаборатории, занимающейся подводной робототехникой. И это не первый опыт создания подобных устройств: автоматизированные носители разного назначения уже создавались в этих стенах. Протяженность морских границ России такова, что требует грамотно организованной охраны и огромного количества ресурсов, человеческих в том числе.

И северным островом Японии – Хоккайдо. Граница с США проходит в проливе между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. имеет и океанического соседа – . Эти страны разделяет . Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: , . Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах):

  • во-первых, внутренние воды ( , Печорская и Чешская губы);
  • во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.);
  • в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов.

России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы нефти и газа (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до на . Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т.ч. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в и различных районах . Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием.