Что есть логика. Что такое логика? К онспект лекций

Мы рассуждаем каждый день. Наши знания о мире рождаются в процессе рассуждений. Да и вся наша жизнь - следствие тех решений, которые мы принимаем в результате рассуждений. Важность рассуждений верна на всех уровнях человеческой деятельности: начиная от того, как ученые строят сложнейшие научные теории или экономисты оценивают выгоду и риски потенциальных инвестиций - и заканчивая расследованием, с кем по ночам переписывается ваша бывшая девушка. Но что значит «рассуждать правильно»? Для ответа на этот вопрос существует специальная наука - логика.

Логика: бытовое и точное значение

Значение термина «логика» слишком размылось в повседневной речевой практике, а ведь на деле логика - одна из старейших наук. Долгое время она воспринималась как инструмент для правильного научного познания. Корпус посвященных логике работ Аристотеля - создателя первой логической теории - называли термином «органон» («инструмент» на древнегреческом).

В основном логику изучают на математических и философских факультетах, а также на факультетах, где занимаются компьютерными науками и всем, что связано с созданием искусственного интеллекта (здесь ее изучают наиболее фундаментально).

Но не обязательно быть математическим гением, чтобы заниматься логикой. Она берет свое начало в философии и до сих пор остается одной из самых активно развивающихся именно философских наук - несмотря на то, что на определенном этапе своей долгой истории обогатилась значительным числом математических методов.

Так что логика - одна из важнейших гуманитарных дисциплин, которая входит в образовательные стандарты и по многим другим специальностям в высших учебных заведениях: юриспруденция, психология, политология, журналистика, социология, история, лингвистика и т. д.

Чем занимается логика как наука

Логика изучает, какие рассуждения правильные, а какие нет. Кроме того, в ней вырабатываются критерии правильного рассуждения, то есть она может рассказать как надо рассуждать. Почти все используемые нами рассуждения уже давно классифицированы и изучены профессиональными логиками. Известны границы применимости многих методов, изучена степень правдоподобности различных видов рассуждений. Все это систематизировано, но большинство людей абсолютно не владеет этими знаниями.

Как логика смотрит на обобщения

Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами - большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.

Допустим, что там две такие полки и на них выставлено в общей сложности сорок бутылок. Обычно мы ищем максимально свежее молоко, то есть такое, у которого дата производства максимально приближена к дню покупки.

Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку - и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», - и вы берете бутылку со второй полки - 17-е число, еще одну - 17-е, еще - 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа - это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.

Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции . Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа - самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение. И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным.


Это весело и забавно, когда речь идет о выборе молока в магазине, но так ли это весело и забавно, когда люди, используя похожие рассуждения, анализируют результаты каких-нибудь экономических реформ и на этом основании планируют новые или выявляют общественное мнение по какому-то важному вопросу?

Каждый раз, когда по телевизору или в интернете вы натыкаетесь на результаты очередного социологического опроса, скажем, с выводом «россияне считают, что США представляют для них угрозу», - вы имеете дело с результатом такой же индукции, которая основана точно не на мнении всех россиян, и, более того, не на мнении большинства россиян. В подобных исследованиях количество участников вообще не играет почти никакой роли. Эти рассуждения основаны на характере той выборки людей, которые проходят данный опрос; в качестве основания принимается их возраст, пол, род деятельности, сексуальная ориентация и всё, что угодно. Само число участников зачастую в сотни тысяч раз меньше, чем реальное число россиян. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любой отчет по статистике.

А теперь вы можете сравнить степень правдоподобности такого метода рассуждений и того, как полученные таким способом результаты влияют на общественное мнение, циркулируя в топах информационных агентств, новостных лент и т. п. Именно поэтому логику и стоит изучать.

Главные правила логики

Самое главное - осознать, что существует два основных вида рассуждений: одни из них - самые надежные, а другие - не очень. Первые называют дедуктивными рассуждениями, вторые - правдоподобными. Как ни парадоксально, обычные люди почему-то больше предпочитают использовать правдоподобные, а не дедуктивные рассуждения.

Есть ряд дедуктивных рассуждений, которые просто необходимо усвоить.

1. Условно-категорические умозаключения

Modus ponens. Такое рассуждение имеет следующую структуру:

«если А , то B »;

«А » значит «B ».

Логиков интересует именно сама структура этих рассуждений, в реальности же они не всегда предстают перед нами именно в таком обличии и могут принимать разные языковые и риторические формы. На человеческом языке оно может выглядеть так:

«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»;

«сборная России выиграла у Испании» - значит «я сделаю татуировку».

Modus tollens. Это рассуждение выглядит так:

«если А , то B »;

«не-B » значит «не-А ».

Опять переведем:

«если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»,

«я не сделал татуировку» - значит «сборная России не выиграла у Испании».

Оно может выглядеть и немного по-другому: «если А , то B » - значит «если не-B , то не-А ». В таком виде его называют «контрапозицией».


Вот для примера на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге во время панельной дискуссии Алексей Кудрин использовал упомянутый modus tollens для демонстрации того, что антироссийские санкции - один из существенных факторов, влияющих на темп экономического роста российской экономики, притом что правительство ставит достаточно амбициозные задачи по его увеличению. Кудрин замечает: «Сейчас после последней волны санкций их влияние увеличилось примерно до 0,5 % ВВП. Здесь мы тоже должны видеть, что наши задачи и планы уменьшаются вот такими внешнеполитическими рисками». В рамках этой реплики можно реконструировать пресловутую «контрапозицию», благодаря которой Кудрин пришел к такому мнению: если экономические санкции применяются в отношении к России, то рост ее экономики снижается; следовательно, если экономическая политика направлена на увеличение экономического роста, то экономические санкции не должны применяться в отношении к России. И правильно сделал!

Очень часто многие из нас ошибаются и используют следующие неправильные условно-категорические рассуждения:

«если А, то B»; «B», следовательно, «А». И «если А, то B»; «не-А», следовательно, «не-B».

В качестве примера можно привести ошибочное рассуждение Алексея Венедиктова во время выпуска его программы «Особое мнение», в рамках которого он дискутировал с Ксенией Собчак. В этом фрагменте Собчак рассказывает о том, какие реформы судебной власти она будет проводить в случае своей победы на президентских выборах. В ответ на это Венедиктов утверждает, что после этого выступления электорат в лице «судей и членов их семей» не проголосует за Собчак.

Рассуждение Венедиктова можно реконструировать в следующем виде: «если Ксения Собчак выступает с привлекательными для избирателей предложениями, то эти избиратели проголосуют за Собчак»; «Собчак выступает не с привлекательными для избирателей предложениями», следовательно, «эти избиратели за нее не проголосуют».

На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.

Дело в том, что дедуктивные рассуждения имеют существенную характеристику, которая и делает их очень надежными: в них из истинных посылок с необходимостью следует истинное заключение. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не существует такой ситуации, при которой его посылки окажутся истинными , а заключение - ложным . Для того типа рассуждения, которое в данном случае использует Венедиктов, такая ситуация с истинными посылками и ложным заключением существует.

Чтобы в этом удостовериться, нам нужно привести контрпример. Например, вот две посылки: «если сборная России выиграет у Хорватии , то я сделаю татуировку », «сборная России не выиграла у Хорватии » - из этих двух посылок совершенно не следует, что «я не сделал татуировку », поскольку я мог сделать эту татуировку совершенно по другим причинам: из гордости за ногу Акинфеева, из сожаления за его правую руку, которая чуть было не отбила один из одиннадцатиметровых ударов и т. п. Действительно, обе посылки являются истинными высказываниями, однако заключение в таком случае оказывается ложным.

У многих могут возникнуть сомнения, выдержат ли подобную проверку на вшивость уже упомянутые правильные типы рассуждений: modus ponens и modus tollens. Что ж, попробуйте подобрать к ним контрпримеры (в логике есть более точные и удобные методы для проверки правильности рассуждений, но, к сожалению, их невозможно рассмотреть в рамках этой статьи).

2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»

В логике существуют и другие способы рассуждений: это так называемые непрямые умозаключения. Среди них есть две классные техники, они называются «сведение к абсурду» и «доказательство от противного» (они фактически представляют собой одно и то же).

Сведение к абсурду. Мы хотим опровергнуть некоторое утверждение «А». Вооружившись техникой «сведения к абсурду», мы должны предположить, что утверждение «А» является истинным - и затем стараться использовать какие-то рассуждения, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию. Если нам удается прийти к противоречию, значит, наше исходное предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».

Доказательство «от противного». Оно строится немного иначе: первоначальной целью является не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для достижения этой цели сначала предполагается, что «А» является ложным, а дальше всё то же самое: выводится противоречие, которое позволяет обосновать неправильность исходного предположения.

Люди частенько используют эти две техники рассуждения. Рассмотрим например метод «от противного».


Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.

Последний, естественно, отрицает свою причастность и понятия не имеет, кто на самом деле был убийцей. Кроме того, он утверждает, что весь тот злополучный день он провел дома. С целью усилить свою аргументацию в пользу вины подозреваемого, вы предполагаете , что пистолет действительно не его. Из этого допущения можно заключить, что пистолет ему подкинули. Но в таком случае подозреваемый должен быть знаком с убийцей или отсутствовать дома в какой-то момент времени в день убийства. Обе эти альтернативы противоречат показаниям подозреваемого, значит, ваше допущение о том, что пистолет ему не принадлежит, неверное. Следовательно, пистолет все-таки принадлежит подозреваемому.

Как изучить логику

К сожалению, число хороших учебников по логике, которые нацелены на широкую аудиторию и написаны простым для всех языком, очень мало. Зачастую этот «простой для всех язык» сразу сказывается на качестве теоретической составляющей.

Учебники либо доступные и некачественные - либо очень специализированные, но качественные. В такой ситуации лучше сделать выбор в пользу вторых, потому что главное - это качество образования:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2011.
  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2008.
  3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

Что касается интернет-ресурсов, то здесь тоже надо быть избирательными, однако есть и очень ценные экспонаты. Серия видеороликов, созданных силами БФУ им. И. Канта совместно со специалистами из других российских научных и учебных центров:

  1. Серия бесед двух профессоров логики - Д. В. Зайцева (МГУ) и И. Б. Микиртумова (СПбГУ).
  2. Серия бесед двух специалистов по теории аргументации - Д. В. Зайцева (МГУ) и Д. В. Хизанишвили (БФУ).

В открытом доступе лежат полноформатные видеозаписи курса лекций по дедуктивной логике, который периодически читается на философском факультете МГУ. Там есть специальная практика под названием «межфакультетский курс»: преподаватели на разных факультетах предлагают свои учебные курсы, на которые в соответствии со своим выбором записываются студенты с других факультетов. Это очень интересная практика, которая стимулирует появление учебных курсов на доступном для студентов разных направленностей языке.

Кроме того, существуют различные открытые научно-популярные мероприятия, например ежегодный Фестиваль науки , который проходит в том числе и на философском факультете МГУ, где логическая проблематика всегда представлена. Приходите, интересуйтесь и спрашивайте.

Логика научит вас точнее выражать свои мысли, и это в целом скажется на вашем стиле общения с людьми и умении разбираться в людях.

Когда вы начнете требовать от людей такой же точности, то обнаружите, что далеко не все способны общаться подобным образом. Но если вы увидите человека, который может грамотно излагать свои мысли и вести корректную полемику, то это многое скажет вам об уровне его логической культуры - да и вообще о личности в целом.

Логика. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

1.9. Определение понятия

1.9. Определение понятия

Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. В жизни мы часто встречаемся с такими выражениями, как «начнем с определения…», «дайте определение…», «запомните определение…», «это неверное определение…» и т. п. Что же такое определение? Давайте дадим определение определению.

В обыденном смысле определение – это ответ на вопрос, что собой представляет какой-то объект, свойство, явление. Если говорить более точно и научно, то определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание.

Определения бывают явными и неявными . Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – явное . Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000 градусов по Цельсию косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр , вытекает неявное определение этого понятия. Неявные определения называются также контекстуальными . Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.

Определения также бывают реальными и номинальными . Реальное определение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-то объект, а номинальное (от лат. nomen – имя) раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Говоря проще, реальные определения посвящены объектам, а номинальные – терминам (словам). Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – реальное, а определение: Слово «термометр» обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры – номинальное. Как видим, принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует Они различаются, как правило, по форме, но не по сути.

Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ определения , который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: Астрономия – это наука о небесных телах построено по классическому способу. В нем определяемое понятие астрономия сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие наука (астрономия – это обязательно наука, но наука – это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук (…о небесных телах ). Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию (если, конечно же, определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что соответственно означает). Например, нам требуется дать определение понятию квадрат . Следуя классическому способу, сначала подведем его под родовое понятие: квадрат – это геометрическая фигура…, а затем укажем не его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак, квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые. (Давая определение понятию квадрат , мы могли бы подвести его под более близкое

родовое понятие прямоугольник, и тогда определение получилось бы следующим: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны, однако и приведенное выше определение квадрата раскрывает содержание соответствующего понятия и является верным). Обратите внимание на то, что фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе (в толковых словарях, например) построены по классическому способу, который также часто называется определением через род и вид .

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

2. Определение Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием

Из книги Логика автора Шадрин Д А

18. Определение Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием

Из книги Нерешенные проблемы теории эволюции автора Красилов Валентин Абрамович

Из книги Манифест философии автора Бадью Ален

Определение философии Философию предписывают условия, которые являются типами истинностных, или родовых, процедур. Эти типы суть наука (точнее, матема), искусство (точнее, поэма), политика (точнее, политика изнутри, или политика раскрепощения) и любовь (точнее, процедура,

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Определение ума Ум, по Аристотелю, есть 1) способность различать предметы и тем самым их устанавливать в виде 2) эйдосов (наглядно созерцаемых единичных обобщений результатов этого различения), так что 3) мыслящее и мыслимое оказываются при этом тождественными. Такой ум, в

Из книги Том 26, ч.1 автора Энгельс Фридрих

А. Смит, как и все заслуживающие внимания экономисты, воспринял от

Из книги Форма - Стиль - Выражение автора Лосев Алексей Федорович

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ Художественная форма, или выражение, есть специфическая форма. Не всякое ведь выражение художественно. В чем же спецификум художественной формы?1. Давая феноменолого–диалектическую формулу выражения вообще, состоящую из

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

2. Определение Мы не имеем в виду выступать с тяжеловесным государственно-правовым определением войны; нашей руководящей нитью явится присущий ей элемент - единоборство. Война есть не что иное, как расширенное единоборство. Если мы захотим охватить мыслью как одно целое

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

§ 1. Предварительное определение понятия По своему историческому понятию философия есть основная наука, т. е. та наука, которая должна установить единство человеческих познаний через выяснение того общего последнего фундамента, на который все они опираются.В пределах

Из книги Открытая тайна автора Вэй У Вэй

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Определение понятия как логическая операция. Виды определений Определением называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия.Определение выражает в сжатом виде знание о предмете и является важным моментом в познании действительности. Так, если не будет

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

1. Определение Происхождение и сущность определения. Как и все мыслительные операции, определение имеет вполне «земное» происхождение. Люди вначале действовали, выделяя одни предметы из других, устанавливая границы чего-либо, находя пределы чему-либо и т.д. Миллиарды раз

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

1. Определение Определение и сходные с ним операцииЯвляются ли определениями следующие высказывания: «Демократия - это когда люди управляют людьми во благо людей» (А. Линкольн). «Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам»

Из книги автора

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Сущность и значение определенияВ научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершенное преступление как мошенничество,


Что такое логика?

Дадим сначала рабочее определение логики. Логика является одной из наук, изучающих формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности (ср. со стандартным определением: логика - наука о законах (формального) мышления ). Основными формами процесса познания, в которых фиксируется информация об исследуемой области, являются понятия, суждения и теории, а к числу приемов интеллектуальной деятельности относятся, например, такие рациональные процедуры, как рассуждение, доказательство, опровержение, выдвижение и проверка гипотез. Внимание данного курса сосредоточено на центральном приеме интеллектуальной деятельности - рассуждении, а главная задача курса может быть сформулирована как научение правильным способам рассуждения. Это обусловлено тем, что ядром логической науки с момента ее возникновения как раз и является выявление и изучение правильных способов рассуждения.

Простейшим видом рассуждения является умозаключение . Умозаключение - это такой набор высказываний, в котором одно из высказываний, называемое заключением, обосновывается с помощью остальных высказываний, называемых посылками. Важно подчеркнуть, что рассуждение (умозаключение) представляет собой процедуру перехода от посылок к заключению, т.е. «логичность» связана с правильностью перехода в рассуждении, а отнюдь не с истинностью его посылок (см. критерий правильности рассуждения ниже).

Логику интересует вопрос о правильности (надежности) рассуждений (в этом смысле, можно дать еще одно «рабочее» определение логики: логика - это теория правильных рассуждений (ср. с учебником А.М. Анисова «Современная логика»). По этому основанию рассуждения можно разделить на абсолютно надежные (дедуктивные) и правдоподобные (вероятностные). Основное внимание курса посвящено дедуктивным рассуждениям. В первом приближении, правильное дедуктивное рассуждение можно определить как такое, которое при истинности посылок гарантирует истинность заключения. Однако не любые истинные посылки и истинное заключение образуют правильное рассуждение. Вопрос о том, является ли некоторое умозаключение правильным или неправильным, нельзя смешивать с вопросом: какими - истинными или ложными - являются его посылки и заключение. Это два разных вопроса, и их необходимо четко различать, поскольку тот или иной ответ на второй из них не всегда предопределяет ответ на первый. Истинность посылок является необходимым, но недостаточным условием истинности заключения рассуждения. Дать оценку дедуктивному умозаключению, зная значение его посылок и заключения, можно лишь в одном случае - когда каждая из посылок истинна, а заключение ложно. Тогда умозаключение является заведомо неправильным, так как оно не сохраняет "свойство" истинности посылок при выведении заключения. Для того, чтобы дедуктивное рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, правильную логическую форму. Именно логическая форма рассуждения, позволяя отвлечься от его конкретного содержания, является основанием для перехода от посылок к заключению дедуктивных рассуждений. Понятие логической формы позволяет уточнить критерий правильности дедуктивных рассуждений следующим образом:

Умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно (всегда, каждый раз), получим истинное заключение, т.е. не существует умозаключения данной логической формы с истинными посылками и ложным заключением.

Однако понятие логической формы важно не только при решении вопроса о правильности или неправильности рассуждений, но и является ключевым понятием логики, поскольку законы логики и есть закономерности, присущие логической форме, а логика по праву получила характеристику формальной науки.

Таким образом, можно сказать, что логика - это наука о (универсально-мыслимых) логических формах (т.е. логика отвлекаясь от реалий действительного мира изучает законы любого из возможных миров, а логическая форма и служит целям этого отвлечения - универсализации). На сегодняшний день можно выделить три важнейшие логические формы: (1) силлогистическую логическую форму (традиционная логика ; субъектно-предикатная структура предложения (« A есть B » ), восходящая к Аристотелю; логика тесно связана с языком и рассматривается в едином комплексе с грамматикой и риторикой), (2) пропозициональную и (3) предикатную логические формы (современная логика ; фрегевский (функциональный) подход к анализу предложения по типу «функция - аргумент», который отличается от традиционного подхода и сближает логику с математикой).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Предпримем вторую попытку к пониманию (определению) логики (11.03.2003 ).

«Задать» (определить специфику) какую-либо науку - это (1) определить «область» ее работы; (2) указать на ее специфику в этой области в отличие от других наук, например указать специфические «объекты» ее исследования или специфические отношения между объектами, которая она изучает.

Предмет логики . «Областью» логики, в отличие от содержательно-эмпирических наук является область «мыслимого» (а не мышления! - вот это, видимо, и есть главная «категориальная ошибка» при стандартном определении логики как науки о мышлении ). Логика изучает мыслимое (!), т.е. мыслимые миры и закономерности, которые там «действуют», т.е. «законы мышления» (мышление понимается здесь онтологически (ср. с тезисом о тождестве бытия и мышления) как законы этих - мыслимых - миров). Область мыслимого изучает и онтология, которая постулирует те или иные объекты мыслимых миров. Специфика же логики (в отличие от онтологии и других философских дисциплин)) в том, что она изучает (1) соотношения между объектами и (2) «переходы» в области мыслимого. Например, (самый-самый) основополагающий закон (или принцип) мыслимого (выделенный еще Аристотелем в качестве единственного основания своей метафизики-онтологии) - это закон непротиворечия, т.е. «запрет» противоречий в любой области мыслимого (соответственно, в нашем мышлении). Если в области отношений можно ограничиться лишь одним - «статическим» - законом-принципом (или еще двумя: принципом тождества и принципом исключенного третьего), то «динамические» законы более сложны и многочисленны. В данном случае уместна следующая аналогия: логика постулирует и изучает как бы «правила дорожного движения» в области мыслимого. «Динамические» законы можно определить как отношение логического следования, задача которой (опять-таки) не допустить противоречия (после того, как «движение» прекратилось). Этот - центральный - раздел логики можно определить как теорию правильных рассуждений , т.е. таких рассуждений, которые не приводят к противоречию.

Соотношение логики и других (теоретических) наук. Логика является теоретической наукой, т.е. она, как и любая другая теоретическая наука «работает» с моделями . Термин «модель» - просто синоним термина «область мыслимого (умопостигаемого)». В этом смысле и другие теории изучает подобласти мыслимого. Любая модель (теория) выделяет из мыслимого универсума какую-то область, т.е. она «ограничивает» область своего действия, или накладывает ряд «запретов» на универсум, исключая из всех возможных миров лишь те, которые удовлетворяют ее аксиомам (или другими словами, теория выделяет соответствующий «фрагмент» универсума и «запрещает» объекты и отношения между ними вне этой области). Специфика логики здесь (в отличие от других теоретических наук) заключается в том, что она изучает максимально широкий фрагмент универсума, т.е. любой возможный мир. Соответственно, «запреты» логики самые минимальные, хотя и самые «сильные» (ср. с принципом «запрета» противоречия). Это можно сформулировать в виде следующего онтологического принципа (современной) логики: все, что может быть описано непротиворечиво, существует! Логика как бы служит онтологическим основанием (как самая широкая область мыслимого) для других, более конкретных наук; она является самой абстрактной из теоретических наук. Логика, как самая абстрактная наука, запрещает меньше всех (других наук), но ее «запреты» абсолютны (самые «сильные»), в то время как «заперты» других наук - относительны («слабее», т.к. действуют не на всем мыслимом универсуме, а лишь в «областях» соответствующих теорий). Следующим (по силе) разделом теории является математика , поэтому логика близка математике, но и отличается (в чем-то, принципиально) от нее. Математика «запрещает» больше логики: например, помимо запрета противоречий, математика требует, чтобы 2 + 2 = 4 .

Например, можно выстроить следующий ряд «теорий» (по шкале «абстрактно - конкретное»): логика - математика - физика (химия - ??) - биология - социология (психология - ??) - история. В рамках этой шкалы логика и история находятся на разных (противоположных) эпистемологических полюсах: логика максимально «широка» (действует в любом возможном мире), а история максимально «узка» (единственна) (действует только в одном - действительном - мире); в логике существует все, что (только) непротиворечиво, а в истории только (и только!!!) то, что фактически произошло в действительности.

Соотношение традиционной, современной (классической) и девиантной логики. Суть из различий - в разных онтологических допущениях, принимаемых той или иной логикой. Традиционная логика работает с «общими именами», т.е. ее мир - это мир онтологизированных свойств (= платоновский «мир идей»). Современная классическая логика (в отличие от традиционной) - с единообразными индивидуальными (1) объектами (имена) и (2) отношениями (предикаты) между ними (ср. с критериями Куайна и Черча). Девиантная логика (в отличие от современной классической) либо существенно изменяет (1), вводя свои объекты (например, несколько различных типов объектов); либо (2), существенным образом «модифицируя» принципы классической логик: например, паранепротиворечивая модифицирует (ослабляет) принцип непротиворечия (ср. с подходом Е.Д. Смирновой, которая выделяет семантики с пресыщенными оценками и истинностными провалами).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

И, наконец, третья попытка, как бы объединяющая два первых подхода (13.03.03 ).

Логика как методологическая дисциплина . Логика тесно связана с (рациональной, интеллектуальной) познавательной деятельностью человека и выступает как нормативная наука по отношению к познанию, т.е. задает некоторые нормы интеллектуальной (рациональной) познавательной деятельности. С другой стороны, логика (как и рациональное познание) тесно связано с языком. Наше понимание логики как нормативной базы познания трактует ее как «глубинное» основание (фундамент) познания, который неявно присутствует в любом познавательном акте.

Роль логики отчасти сродни роли грамматики, без соблюдения правил которой (без соблюдения грамматических правил построения языковых выражений) невозможен никакой результат познания, поскольку он должен быть оформлен языковым, грамматически корректным, образом (в этом смысле грамматика тоже является нормативной наукой). Грамматика как бы «растворена» в языке и неявно навязывает свои нормы при языковом оформлении мысли.

Любое познание является модельным (ср. с формулой С.Л. Франка «(неизвестное, исследуемое) А есть Х (Х как уже известный предикат)»), т.е. происходит в рамках построения (постулирования) некоторых мыслительных моделей, с помощью которых первоначально фиксируется исследуемый объект или система объектов, а затем и закономерности, присущие изучаемому объекту (объектам). Логика выступает как общая теория такого рода мыслительных моделей, как некоторая «грамматика» моделей, как «правила дорожного движения» в области мыслимого (мыслимых моделей). Поэтому на и является методологией, нормативной базой интеллектуального познания. Для организации познания в области моделей должны быть специального рода мыслительные объекты (конструкции). В реальном познавательном акте эти конструкции выступают как «строительные леса», которые выполняют вспомогательную (техническую) роль, но без которых «строительство» (= познавательный акт) невозможен, по крайней мере сложный познавательный акт (= «строительство» многоэтажного дома). С одной стороны, результаты познания (причем не только заключительные, но и промежуточные, которые в дальнейшем выступают как начало следующих, более сложных познавательных актах) необходимо фиксировать в каких-то конструкциях, или формах . Такими формами являются понятие, суждение и теория . Соответственно, логика выступает как теория понятий, теория суждений, теория теорий, т.е. изучает закономерности (или «запреты») этих мыслительных конструкций, правила из образования, функционирования, преобразования. С другой стороны, в ходе познания мы должны как бы «двигаться» в рамках наших моделей, т.е. осуществлять какие-то мыслительные операции, или приемы . Например, давать определения, выдвигать гипотезы и проверять их , осуществлять обоснование (аргументацию ) или опровержение (контраргументация) своих/чужих тезисы, вести полемику…. Соответственно, логика выступает как теория такого рода мыслительных операций, которая исследует их, выявляет закономерности их протекания, правила их осуществления. Однако важнейшим (и ценнейшим) среди этих мыслительных операций выступает рассуждение, с помощью которого мы как бы осуществляем движение в этой мыслительной области и, тем самым, можем порождать новые знания. Поэтому центральным разделом логики является теория о правильных способах рассуждения, т.е. о таких способах, которые позволяют получать новые знания корректным путем.

Человек в повседневной жизни и в профессиональной деятельности постоянно познает окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, приобретая различного рода знания.

Знания - это сведения, информация, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регуляти- вов его познавательно-преобразовательной деятельности.

Субъект осуществляет это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства.

Ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

О «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов», «Об истолковании». Византийские логики объединили все перечисленные работы Аристотеля иод общим названием «Органон» (Орудие знания). - См.: Аристотель . Соч. Т. 2. М., 1978.

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент на анализаторы человека.

Представление - это процесс наглядного и обобщенного отражения предметов и явлений (или их отдельных свойств), которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств.

Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное.

Люди всегда рассуждают, стараясь из имеющихся у них знаний извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным логическим законам.

Главное назначение логики как раз и заключается в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила получения выводного знания.

Следовательно, объект логики как науки - это мышление человека.

Но мышление - это сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. И логику здесь интересует отнюдь не все. Сущность мышления, его происхождение, отношение к миру и его познавательные возможности изучает философия. Физиология интересуется гем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия оптимального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления на ЭВМ с обратной гибкой связью.

Логика при этом не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что по этому параметру мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке. Да и о чем только не может рассуждать человек!

Однако во многих совершенно различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Это их структура или форма. Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм , в которых выражаются мысли, являются: понятие, суждение , теория и др. Основными типами форм, в которых происходит развитие знаний, являются: умозаключение, гипотеза , решение , версия , задача , проблема и др.

Характерным для мышления является тот факт, что познание действительности, развитие знаний осуществляется обобщенно, опосредствованно.

Обобщенно, потому что в мыслях и понятиях человек отражает стороны предметов и явлений, которые его интересуют, отвлекаясь от остальных, и в наших понятиях отражаются признаки не только данного единичного предмета и явления, но и признаки содержания, присущие множеству предметов и явлений данного класса. Так, когда мы употребляем понятие «судья», то имеем в виду целый класс представителей судебной власти. Например, не только конкретного Председателя Конституционного Суда РФ, но и общие признаки судей прошлого, настоящего и будущего.

Опосредствованно, потому что мышление позволяет нам получить новые знания о мире, не обращаясь каждый раз непосредственно к опыту, а опираясь на предшествующие знания. Если мы с достоверностью знаем, что судебная власть всегда защищает права граждан, то используя данную мысль как исходное суждение, мы можем получить новое истинное утверждение: «Суды в Российской Федерации также защищают права граждан России».

Главное назначение логики и заключается как раз в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и определить пути, способы и формы осуществления этого процесса.

Таким образом, мы можем дать определение логики как науки.

Логика (от греч. Аоуо

Предмет логики как науки - это формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, а также методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.

Логику иногда называют наукой о правильном мышлении. Такое определение логики хотя и страдает некоторой нечеткостью, имеет основание. Действительно, когда хотят проверить правильность какого-либо рассуждения, го обращаются к законам и правилам логики. Логика помогает нам размышлять таким образом, чтобы получать истинные выводы.

Поскольку логика в узком смысле интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации, заключенной в них, она называется формальной логикой .

Отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, логика не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления устанавливать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.

Например, следующие два суждения:

«Катон Старший говорил о необходимости разрушить Карфаген» и «Плевако - хитроумный адвокат» - имеют далеко не одинаковое содержание, но у них одинаковая логическая структура. В нервом и втором суждении предмету мысли приписывается какое-то определенное свойство. Схематично это будет выглядеть следующим образом: S есть Р, где: S - есть предмет мысли; (от лат. subjectum - субъект, в высказывании-суждении - логическое подлежащее); Р - свойство, которое приписывается этому предмету; (от лат. proedicatum - сказанное, в высказывании-суждении - предикат).

Для обоснования нашего вывода рассмотрим еще два рассуждения: «Все космонавты - отважные люди. Г. Титов - космонавт. Следовательно, Г. Титов - отважный человек» и «Все студенты первого курса Российской академии правосудия изучают логику. Таня Петрова- студентка первого курса Российской академии правосудия. Следовательно,

Таня Петрова изучает логику». Содержание этих рассуждений разное, а логическая структура (форма) одинакова. В логике ее записывают часто так:

Суждения «М есть Р» и «S есть М» связаны друг с другом общим для них термином «М» (буквой «М» обозначается понятие, которое имеет одинаковое содержание в первом и втором высказываниях. Оно называется средним термином (от лат. medium - средний)) и благодаря этому возможен вывод: «S есть Р».

Выходит, что формальная логика или логика в узком значении является наукой о связях , возникающих между истинностью и ложностью каких-либо предложений с точки зрения их формы , структуры , в особенности о связи следования одних предложений из других.

История логики насчитывает более 2,5 тысячелетий и делится на два основных этапа. Первый начался с трудов Аристотеля и продолжался до начала XX в. Второй - с этого времени и до наших дней. Практически невозможно перечислить всех выдающихся мыслителей, которые развивали логику. Этому вопросу следует посвящать специальный курс. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что уже в Древней Греции огромное внимание логике уделяли представители школы «стоиков» (Хринсиии). Одной из наиболее ярких личностей в логической культуре средневековья является И. Д. Скот. Значительный вклад в развитие формальной логики как науки внес Ф. Бэкон. Он заложил фундамент логического учения об индукции, целью которой является обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов. Дж. С. Милль разработал методы научной индукции на основании установления причинных связей. Г. Лейбниц обосновал идею о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Г. Фреге применил логику для исследования оснований математики. Существенный вклад в развитие логики в дальнейшем внесли Б. Больцано, О. Де Морган, У. С. Джевонс, Ч. С. Пирс, Э. Шредер и др.

Начало XX века знаменует своеобразная революция в логике. Фундаментальные результаты были получены К. Геделем, Д. Гильбертом, Б. Раселом, А. Тарским, А. Н. Уайтхедом, А. Черчем и др.

Наши соотечественники также внесли большой вклад в развитие логики. Эволюция логических идей в России связана с блестящим созвездием имен: это братья Лихуды, М. В. Ломоносов, П. С. Порецкий, Н. А. Васильев, А. А. Мар- ков-сын и др. В последние десятилетия многое для разработки современного учебного курса логики сделали А. П. Алексеев, Л. Б. Баженов, В. А. Бочаров, Е. К. Войшвилло, А. Д. Гетманова, Д. П. Горский, А. А. Ивин, Ю. В. Ивлев, В. И. Кириллов, С. А. Лебедев, В. И. Маркин, А. Л. Никифоров, С. И. Повар- нин, Г. И. Рузавин, П. Сергеич, В. И. Свинцов, А. А. Старчен- ко, М. К. Треушников, А. И. Уемов и др.

  • В отличие от диалектической логики, которая в известном смыслесовпадает с теорией познания.

Логика как наука возникла в конце V – начале IV веков в Древней Греции (Афины) и много столетий считалась критерием образованности. Основателем логики считают древнегреческого философа Аристотеля. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. В его трудах «Органон» («Орудия познания») были сформулированы основные законы мышления, такие как закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Он также разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное и силлогистическое умозаключения.

Выдееляют две основных причины возникновения логики как науки:

1) зарождение и первоначальное развитие философии и науки, прежде всего математики.

Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, философия и наука основывались на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

Логика возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять рациональное научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

2) развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. От логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда – особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать», что белое – это черное, а черное – это белое, после чего за большие деньги обучали своему искусству всех желающих.

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

В начале XIX века Г.В.Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.

Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).


Диалектическая логика - это один из способов познания диалектики реальности.

Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX века получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика» или «символическая логика».

Формальная логика изучает форму как нечто отдельное,обособленное от содержания.

Предметом изучения формальной логики служит форма мышления.

Формальная логика - это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.

Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления.

Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи,связок.

Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.