Что делается с человеком во время медитации. Узнайте, как медитировать правильно: какая должна быть поза

Мозговая активность подразумевает постоянную взаимосвязь нейронных сетей в разных участках головного мозга. Нервные клетки способствуют обработке больших объемов информации, поступающих в наш организм из окружающей среды. Волнение или беспричинные опасения становится причиной психологических нарушений. Люди часто перебирают в голове прошлые события. Главной причиной расстройства считается нарушение взаимодействия между участками мозга, оценивающими и анализирующими поток информации всеми отделами, которые принимают определенные решения.

В процессе медитации активность головного мозга меняется. Человек обретает возможность контролировать отделы нервной системы, из-за неправильного действия которых человек постоянно все принимает близко к сердцу. Медитационные практики позволяют стимулировать активностью участков мозга, отвечающих за анализ мысли и поступков окружающих. В итоге лишняя информация отсеивается человек спокойно взаимодействует с окружающими обстоятельствами, уверенно смотрит в будущее. Отношение к разным проблемам меняется, устраняется ненужное беспокойство, тревожность, стресс. Поэтому нужно почаще медитировать. У меня ощущения во время медитации возникают самые разные.

Во время первых занятиях медитацией я не задумывался о саморазвитии. Я не уделял внимание своим недостаткам, не пытался от них избавиться. Сначала я задавался целью избавиться от депрессии, резких изменений настроения, периодически возникающих панических атак. Раньше я даже думал, что с помощью медитации у меня появятся незаурядные способности. Через несколько месяцев занятий появились первые изменения. В какой-то момент я понял, что у меня развиваются навыки управления собственными эмоциями. Мне стало ясно, чего я хочу получить от жизни. Идеи накапливались постепенно, по мере накопления жизненного опыта.

Во время медитации у меня часто возникали разные видения, поначалу хотелось спать, но постепенно организм адаптировался к занятиям. Иногда все тело словно пульсировало, меня ритмично качало, как маятник. Через несколько месяцев я начал понимать, что все свои эмоции люди способны контролировать. Раньше я часто шел на поводу у собственной нервозности, то сейчас я могу контролировать такое состояние или мне удается задуматься о природе таких эмоций.

Хочется спать

Иногда мне после медитации хочется спать. Это нормальное состояние, не нужно переживать. Многие люди не до конца понимают, что такое медитация. Это состояние, в которое попадает человек, если частота работы мозга замедляется. Когда мы бодрствуем, нервная система функционирует на достаточно высоких частотах. Когда человек спит, мозг работает медленно. Лично я во время медитации засыпаю крайне редко потому, что давно практикую.

При медитации частота работы нервной системы находится примерно между сном и бодрствованием. Человек находится в таком состоянии несколько раз в день перед погружением в сон и после пробуждения. Ощущение можно сравнить с тем, как студент сидит на скучной лекции, медленно засыпает. Глаза сами закрываются. Можно сказать, что человек в это время находится в медитативном состоянии.

Медитирующие люди погружаются в это состояние осознанно. Остальные переходят в такое состояние на протяжении дня естественным путем. Поэтому медитацию можно назвать естественным состоянием для каждого человека.

При попытке замедлить работу мозга человек находится в состоянии, приближенном ко сну. Постарайтесь выполнять такие рекомендации:

  1. Чтобы не засыпать, можно выбирать позы для медитации, находиться в которых недостаточно комфортно для погружения в сон.
  2. Медитировать можно сидя. Если человек засыпает в сидячем положении, опираясь на спинку дивана или стену, как можно сесть на край стула и медитировать с прямой спиной, не опираясь ни на что.
  3. Можно приоткрыть окно, чтобы в помещении было прохладнее. Если создать условия, при которых будет не слишком удобно, заснуть не получится.
  4. Специалист рекомендует лучше высыпаться. Иногда из-за усталости люди могут засыпать во время медитации. Все люди, которые начинают учиться медитация, засыпают.

Текут слезы

Слезы во время медитации — это нормальная реакция организма на процесс внутреннего высвобождения энергии. У многих накапливаются негативные эмоции, чувства, которые во время медитации дают о себе знать. Во время медитации огромный поток энергии, который не мог пробиться через внутренние барьеры, проникает через сердце, которое воспринимает высшую энергию от земли и космоса, перерабатывает и распределяет по организму. Когда во время медитации оказывается воздействие на четвертую сердечную чакру, появляются слезы из глаз. Душа начинает радоваться потоком энергии, которые снабжают организм.


Раскачивается тело

Иногда метя во время медитации качает как маятник. Раскачивание считается нормальным состоянием в процессе медитации. Чаще всего такое состояние возникает у начинающих. Волны потоки легкой энергии без препятствий не проходят по всему телу, становится легко и приятно. Нужно уловить ритмику таких потоков, не препятствовать ем.

Почему по время медитации раскачивается тело? Это явный признак того, что организм расслаблен. Меня часто во время медитации качает. Внутренним вибрациям подвержена голова, руки, туловище. Такое состояние поначалу отчетливое, сильное, со временем угасает. Каналы прохождения энергии в этих местах очищаются, удаляются блоки. Энергия в организме, предоставленная сама себе, легко определяет узкие, и слабые места в нашем организме. Мне нужно препятствовать этому процессу. Раскачивание можно сдержать в любую минуту, сосредоточившись на чем-нибудь другом. Нужно читать мантры.

Появление образов

Иногда я вижу фиолетовый цвет во время медитации, возникает ощущение, как будто я нахожусь в каком-то городе, перед глазами возникают предметы с красивой расцветкой, вокруг все яркое, ходят монахи, горы. Иногда перед глазами возникают красивые цветы. Часто такие видения встречаются у начинающих. Некоторые испытывают приятные ощущения, а другие — наоборот. Образы во время медитации могут показаться пугающими, иногда возникают неприятные воспоминания.

Нужно ли цепляться за эти явления? Как поступать с такими видениями? Когда человек достигает концентрации, сначала успокаивается сознательный разум, отключаются органы чувств от внешнего мира, наступает имитация состояния сенсорной депривации. Органы чувств отворачиваются от внешнего мира. Сознательный слой разума приостанавливает свою деятельность. Человек проникает в свое подсознание.

Благодаря интенсивной концентрации, произнесения мантр, человек пробивает преграды между подсознанием и сверхсознанием. В такой ситуации начинает происходить очищение бессознательного слоя разума. Поэтому чтение мантры можно в какой-то степени сравнить с выбиванием пыльного полувека.

Мантра в этой ситуации напоминает удар хлопушкой по бессознательному разуму, который постепенно очищается. Начинают проступать наружу загрязнения, впечатления, которые были накоплены в этой и прошлой жизни. Таким образом, человек очищается. Бессознательные реакции на предыдущее действие или событие. Некоторые утверждают, что таким образом происходит уничтожение кармы. Деформация разума проявляется, заполняются знанием. Возникают введения.


Это хорошо потому, что происходит процесс очищения, поскольку то, что было заложено в человека в течение жизни на подсознательном уровне и бессознательно управляло им, удаляется. У людей присутствует много моделей поведения, которые они не создают, не управляют ими, не имеют никакого контроля над ними. На самом деле, такое поведение обусловлено многочисленными событиями, повлиявшими на наше подсознание. Пусть на нашем поведении сказывается жизненный опыт.

Возникновение приятных образов

С помощью медитации влияние таких событий постепенно устраняется. У человека возникают приятные образы, воспоминания. Цепляться за них не нужно, поскольку это уводит в сторону от медитации. Нужно полностью игнорировать такие видения, не застрять на них свое внимание. Требуется фокусировка на выполнение мантры, продолжение медитации. Каждый раз при чтении мантры нужно вдумываться, объявив смысл, сосредоточиться на этом. Все возникающие образы пускай проходят мимо.

Можно сравнить это с движением поезда. Когда мы выходим на какой-то станции, начинаем рассматривать вокзал, окружающие здания, платформы, заходим внутрь здания, подходим к кассам, в зал ожидания, проходим по всем киоскам. Через какое-то время мы возвращаемся и видим, что поезд, в котором уехали, ушел без нас.

Такой же процесс происходит в медитации. Если сосредоточиться на возникающих ведениях, вспоминать былой жизненный опыт, значит, мы уже вышли из поезда, который ведет нас к очищению. Сидеть в поезде – означает быть полностью поверженным медитативным практикам. Чтобы не происходило вокруг, нужно фокусироваться на мантрах, выполнять медитацию.

Если медитировать регулярно, человек учится налаживать взаимосвязь между отдельными участками мозга, разума, который занимается обработкой поступающей информации. Со временем исчезает привычка зацикливаться на ненужных процессах, событиях. Человеку проще бороться с тревожностью, исчезает эмоциональная реакция на окружающие события, впечатлительность. Мозг, таким образом, тренируется, разум становится крепче, появляется рациональный взгляд на разные вещи. Если раньше что-то у человека вызвало панику, то после регулярной медитации это ощущение удаляется. Нет необходимости пить таблетки, обращаться к врачам за помощью.

Всегда полезно медитировать, заниматься саморазвитием, укрепляться духовно. Если вы читаете эту статью, значит, уже делаете первый шаг к улучшению качества собственной жизни, вы найдете для себя что-то новое. Можно прочитать другие статьи, найти полезную информацию. Вкладывать в себя всегда необходимо. Со временем приложенные усилия, затраты однозначно купаются. Если вкладывать в себя, можно добиться гарантированных результатов и немалых успехов в будущем.


Какие способности развивает техника?

Естественные способности организма, возможность контролировать собственные эмоции, не вводить себя в депрессивное состояние. Человек учится управлять своим внутренним миром, не идет на поводу у сиюминутных вспышек гнева или уныния. Эмоциональное состояние нормализуется сознательно. При этом высвобождается мышление, появляется способность лучше управлять собой, процессами, которые ранее не были доступны раздраженному, нервному сознанию. Некоторые полагают, что медитация развивает у людей сверхъестественные способности, в действительности это нормальное состояние психики, в котором человек пребывает через какое-то время.

Итоги

Медитация помогает концентрироваться на своем состоянии, размышлять о собственной жизни, о своем будущем, уделять внимание вопросам, на которых ритм современной жизни не позволяет сосредоточиться. На начальных этапах человек замечает изменения во внутреннем мире, учится избавляться от воздействия негативного опыта на процессы мышления в настоящем.

У человека появляется желание внести изменения в собственную жизнь, планировать собственное будущее в вопросах, которые раньше обходил стороной, занимаясь повседневными делами. При медитации человек учится контролировать собственные эмоции, вдумывается в природу и причины их возникновения, лучше управляет собой.

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Мы уже говорили о том, что ощущения, сходные с медитационными, могут непроизвольно возникать у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток или заход солнца или испытывают сильное чувство любви. Они познают нечто первопричинное, внутренне близкое, но одновременно новое и особенное.

Эти ощущения носят очень личный характер. Чаще всего о них совсем не хочется говорить. Довольно трудно рассказывать о связанных с этим приятных чувствах. Точно так же трудно описывать ощущения, возникающие при медитационной практике. Поэтому имеет смысл установка не анализировать и не наблюдать за ощущениями. Медитировать означает - "быть в пути". Цели достигаешь быстрее, если не "делаешь промежуточных остановок".

Наряду с личными имеется целый ряд общих ощущений, которые возникают у каждого во время самопогружения. В различных медитационных школах и классических текстах по медитации, как, например, в Йога-сутре Патанджали, уже давно рассказывается об этом. Современная психология также попыталась исследовать общие для медитационных процессов ощущения. Специально подготовленные психологи проводили опыты на самих себе, а также разработали для медитирующих анкеты (опросники) о самочувствии, которые заполнялись до и после медитации.

Первое отчетливое ощущение, возникающее у каждого медитирующего, состоит в следующем: он замечает, что сознание и реакции во время медитации совсем иные, чем при нормальном активном состоянии. Есть также различия и в фазах сонливости.

Австралийский исследователь медитации, психолог Ригби образно обобщает эти ощущения: "Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии - возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое, словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются (трансценденцируются) самые тонкие структуры мышления и чувств и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании, без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется".

Участники наших курсов также все время говорили о том, что медитация приносит им внутреннее успокоение. Во время медитирования изменяется их общее настроение: от напряженности, внутренней тревоги, чувства спешки, замотанности они постепенно и плавно переходят к состоянию спокойной собранности, внутренней бодрости и очищенности. У них возникает чувство свободы, облегчения и благополучия.

45-летняя участница курсов, заведующая отделом кадров, так описывает процесс медитации: "Я сижу с закрытыми глазами и начинаю упражнение. Я замечаю, как мои мысли постепенно улетучиваются, быстро рассеиваются, как редкие облака. Мое дыхание успокаивается, тело расслабляется. Мне очень легко и приятно. Временами мое мышление как бы отключается и я испытываю глубокий внутренний покой. Потом приходит чувство огромной удовлетворенности, переходящее время от времени в чувство полного счастья. Иногда, правда, медитация бывает неглубокой, в голове мелькает множество мыслей, но физически я чувствую себя, тем не менее, успокоенной и расслабленной. Такое чаще всего бывает по утрам. Вечерами, наоборот, я испытываю полное отключение и отчетливое состояние духовного покоя. В общем и целом я чувствую себя во время и после каждой медитации бодрее, проясняется мышление, становится просто хорошо".

Рассматривая психологические исследования медитационных процессов, убеждаешься, что при медитировании преобладают собранность, спокойная откровенность, удовлетворенность и хорошее самочувствие. По сравнению с обычным состоянием настроение во время медитации приподнято. Границы нормального обыденного сознания исчезают и медитирующий постигает поэтапно "беспредельность" или даже "вечность". В состоянии медитации сознание "расширяется" или "углубляется". Граница собственного "Я" становится преодолимее, происходит самопознание, которому может сопутствовать переживание взаимосвязи и взаимозависимости со всем и от всего.

Что происходит с организмом во время медитации

Еще в 1935 г. француженка, ученая и врач, Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность. Это можно считать началом исследований изменений в организме во время медитации у йогов и монахов японского дзэн-буддизма. В 50-е - 60-е годы выяснилось, что у них снижается обмен веществ и медитационная практика сопровождается специфическими биотоками мозга. В последние годы обстоятельные научные исследования продолжались.

Ученые установили, что медитационное состояние - это уникальное состояние глубокой расслабленности и самопогружения, которое по физическим параметрам отличается от состояния сна и простого сидения с закрытыми глазами. Расслабление полнее, чем во сне, а сознание остается бодрым и ясным. Организм приходит в состояние покоя значительно быстрее, чем во время сна. Состояние глубокой расслабленности достигается чаще всего в течение нескольких минут, тогда как во сне на это требуется несколько часов.

Многие из приобщенных нами к медитационной практике фиксируют в первое время в основном физиологические изменения. Их дыхание становится глубже, а дыхательные паузы длиннее, организм успокаивается. Эти люди испытывают, как правило, непроизвольное чувство расслабленности и освеженности.

Особое впечатление на нас произвел тот факт, что во время фаз глубокой медитации у опытных медитирующих наблюдалась спонтанная остановка дыхания. Эти паузы длились в среднем 20 секунд и достигали максимальной продолжительности в 67 секунд, что свидетельствовало о состоянии экстремального расслабления.

Аналогично изменяется и сердечная деятельность. Количество биений сердца сокращается на 3 - 10 в минуту, а количество крови, перекачиваемой сердцем, сокращается на 25%. Можете представить себе, какой отдых получает при этом сердце, особенно на фоне сегодняшних стрессов, когда оно функционирует с большими нагрузками.

Помимо этого, медитирующие во время упражнений часто испытывают определенные физические ощущения совершенно необычного характера. Чаще всего рассказывают о тепловых ощущениях. Прежде всего тепло ощущается в руках и ногах. Это связано с улучшением кровообращения во время медитации. Например, кровообращение в нижней части руки увеличивается на 30%. Кровеносные сосуды расширяются и таким образом облегчается циркуляция крови. Далее было установлено увеличение притока крови во время медитации в лобные части головного мозга на 65% по сравнению с обычным сидячим состоянием. Это необычное увеличение притока крови в области мозга является отличительным признаком расслабленного состояния при медитации.

Кроме того, медитирующие ощущают токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове. Иногда эти ощущения совпадают с впечатлением, что некоторые части тела, например голова или ноги, становятся тяжелее. Когда это ощущение тяжести проходит, наступает ощущение прилива энергии. Прилив энергии иногда распространяется по всему телу так, что чувствуешь себя, "как заряженная батарея". Возникают ощущения, что границы тела раздвигаются и оно становится проницаемым. Некоторые медитирующие вообще больше не чувствуют этих границ, что дает особую свободу.

При исследованиях регистрировалось также расслабление мышц, например, в области лба, затылка и плечевого пояса. Каждый знает, как широко распространены сегодня мышечные судороги, особенно в периоды повышенных нагрузок на организм. Во время медитации происходит радикальное снятие мышечных напряжений, что полезно для физического и психического здоровья.

Снижается также содержание молочной кислоты в крови. Во время стрессовых ситуаций и нервных потрясений содержание этого компонента, наоборот, увеличивается, т. е. медитационное состояние противоположно стрессовому и нервозному. Кроме того, во время медитирования концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче снижается по сравнению с предмедитационным состоянием на 37%, что также свидетельствует о снижении стрессового уровня (рис. 2).

Другим критерием стрессового уровня у медитирующих служит психогальваническая реакция кожи (ПГР), или сопротивление кожи. Чтобы измерить ее на коже, укрепляют электроды, например на правой руке, и пропускают слабый ток. Если вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, то кожа у вас сухая и у нее большее электрическое сопротивление. Во время напряженной ситуации, например на экзамене или при решающем разговоре, наоборот, сопротивление кожи понижается, так как руки потеют и становятся мокрыми. Во время медитации электрическое сопротивление кожи возрастает быстрее, чем при глубоком сне. Это является еще одним подтверждением того, что медитационные упражнения приводят организм в состояние полного расслабления.

Психические ощущения во время медитации

Хотя у начинающих медитировать преобладают физические ощущения, психические ощущения также возникают уже с самого начала. "Удачная" медитация характеризуется интенсификацией сознания, т. е. ясностью, собранностью, повышенной проницательностью. Это относится в первую очередь к мыслям, которые возникают во время медитации. Они воспринимаются четче, чем во время обычного среднего состояния сознания. Вместо постоянного следования своим мыслям, чувствам, ощущениям медитация приводит к господству над ними.

Во время медитации участники наших курсов часто вспоминают переживания или ситуации, относящиеся к далекому прошлому или непосредственно связанные с событиями дня. Таким образом, медитация становится своего рода "психической переработкой", в конце которой медитирующие испытывают чувство облегчения, и помогает скорее забыть все второстепенное.

Иногда психическая активность во время медитации сопровождается зрительными и слуховыми ощущениями. Как и во сне, возникают зрительные образы, но медитирующий осознает эти спонтанно возникающие переживания и почти всегда может управлять событиями. Иногда эти психические впечатления сочетаются с физическими ощущениями.

Необходимо упомянуть и о последнем виде психических ощущений во время медитации. Медитирующий приобретает познания, необходимые для устройства его обыденной жизни или решения каких-либо особых проблем. Тем не менее, многие медитационные школы рекомендуют анализировать реальность содержания приобретенных во время медитации познаний, а не просто спонтанно руководствоваться ими.

Как работает мозг в медитационном состоянии

Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей.

Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота, амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям:

  • дельта-волны: сон (менее 4 герц);
  • тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы (4 - 7 герц);
  • альфа-волны: расслабленное бодрствование (8 - 13 герц);
  • бета-волны: активное мышление, концентрация (более 13 герц).

Во время медитации в начале преобладают альфа-волны, которые распространяются от затылочных к лобовым частям мозга. Это свидетельствует о состоянии расслабленного психического бодрствования. Затем возрастает появление те-та-ритмов - признак физического покоя и хорошего самочувствия.

В нормальном состоянии биоритмы мозга составляют хаотичную, смешанную, разрозненную картину различных по частоте видов волн, не совпадающих во временном графике. Во время медитации возникает необычная равномерность всех видов мозговых волн. Во всех точках черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядочение в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.

Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общей предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.

Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфические признаки медитационного состояния, пока в 1974 г. Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.

Когерентность показывает, насколько велика связь синхронных электродов, размещенных на различных, удаленных друг от друга участках черепной коробки. Когда когерентность высока, волны растут одновременно в двух или нескольких регионах мозга в виде "пика".

На диаграмме изображена ЭЭГ-когерентность человека до и после овладения трансцендентальной медитацией. Альфа-когерентность возникает уже после первой медитации. Чем длительнее и регулярнее занятия, тем сильнее становится когерентность в различных волновых диапазонах. ЭЭГ у медитирующих с большим опытом показывает одновременную когерентность различных частот, которая сохраняется все чаще и чаще и при повседневной деятельности (рис. 3).

Известно, что различные части мозга и особенно оба мозговых полушария отвечают за различную деятельность организма.

В нормальном состоянии бодрствования работа мозга координируется слабо. Большинство людей при решении обыденных задач оперируют преимущественно аналитическими или интуитивными категориями, мысленно или образно, во времени или в пространстве, интеллектуально или художественно. Очевидно, что успех при решении обыденных проблем зависит от интеграции различных функций мозга.

Во время медитирования согласованность, обмен информацией между обоими полушариями улучшается. Из исследований творческих процессов известно, что творческие достижения зависят во многом от информационного обмена мозговых полушарий. Медитация стимулирует мозговую активность.

Исследователь мозга Банкуэт установил на основе медитационной практики три различных формы интеграции мозговой деятельности: интеграция левого и правого полушарий мозга; интеграция затылочной и лобной частей мозга; интеграция поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции образует основу для гармонизации интуиции, силы воображения, творческих потенций, а также чувств, - т. е. свойств и способностей, присущих правому мозговому полушарию, - и интеллектуальных центров левого полушария.

Вторая форма интеграции позволяет сделать вывод, что медитация способствует взаимодействию между умственной активностью и движениями. Улучшение сенсорно-моторной координации, например сокращение времени реагирования, подтверждают и другие исследования.

Интеграция между отделами мозга, отвечающими за сознательную мыслительную активность, и теми, которые управляют основными жизненными процессами, т. е. третья форма интеграции, ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

Пиковые, предельные ощущения во время медитации

Хотя воздействие медитирования со временем увеличивается, физические и психические ощущения, перечисленные ранее, теряют со временем новизну. Все естественнее кажется состояние удовлетворенности и миролюбия. Мы не можем описать их здесь со всеми подробностями, но один из участников наших медитационных курсов, 32-летний скульптор, записал и передал нам свои впечатления, которые дают хорошее представление о предельных ощущениях во время медитации: "Непосредственно после начала медитации мой пульс замедляется, а дыхание становится спокойным. Я чувствую нежный ток в теле, энергия и радость поднимаются из нижней части тела. В области сердца появляется ощущение глубокой радости. Тело становится все спокойнее, раздвигается и становится, как бриллиант, - прозрачным, чистым и неподвижным. Мысли сами по себе делаются легкими и быстро улетучиваются. Я все сильнее и сильнее ощущаю самого себя, воспринимаю тишину в себе и вокруг, даже если слышу на поверхности восприятия какие-то шумы. Потом я ощущаю, как погружаюсь в эту тишину, все границы исчезают и остается только ощущение бесконечных просторов. Когда я выхожу из этого состояния, остается чувство глубокой сопричастности со всем и всеми и неописуемое ощущение счастья. После таких медитаций я решаю все профессиональные и семейные проблемы быстро, беспрепятственно и к всеобщему удовлетворению".

Гуманистическая психология подчеркивает особое значение предельных, или пограничных, ощущений. Маслоу, выдающийся представитель гуманистической психологии, установил, что в такие моменты внутреннего наполнения человеческие силы объединяются наиболее эффективным образом, и человек тогда становится менее разбросанным, более восприимчивым к ощущениям, у него повышается производительность, изобретательность, увеличивается чувство юмора, он становится более независимым от низменных потребностей. При предельных ощущениях каждый чувствует единство с самим собой и со своим окружением, чувствует трансцендентальность, позволяющую преодолеть границы собственной личности.

Как видите, медитационные занятия позволяют изведать многообразие различных ощущений. Медитация в этом отношении нечто уникальное. Она соединяет покой и бодрствующее сознание в одно состояние "спокойного бодрствования", которое сопровождается хорошим физическим и психическим самочувствием.

Почему не у всех получается медитировать и какие ошибки можно совершать во время медитации?

Думаете ли вы, что медитировать – это привилегия, доступная избранным , что у вас это точно не получится (или не получалось ранее), что для медитации необходимо обладать некими талантами? Тогда эта статья как раз для вас. Вы узнаете о том, как перестать совершать ошибки при медитациях.

Распространенные объяснения «провала» медитации:

  • «Не могу расслабиться» , потому что отвлекают посторонние звуки. Дети кричат во дворе, вездесущий сосед с дрелью, много людей на одной жилплощади, горло болит (спина, пятка, ухо…) и другие раздражающие факторы;
  • «Мои мысли, мои скакуны» , которые в голове крутятся хороводом, не дают уйти в медитативное состояние. «Что приготовить мужу на обед», « успею ли сдать отчет к концу месяца» и другие насущные дела;
  • «Ничего не вижу, не слышу, не чувствую» – у меня не получается визуализация. Закрываю глаза, а там пустота. Ну не всем же дана богатая фантазия Стивена Спилберга…

Мозг — хитрец играет шутки
Начну с того, что утверждение «я не могу медитировать» – это просто обман мозга. Ведь ему не выгодно медитировать, усыпляя тем самым логическое восприятие, успокаивая «словомешалку» и притупляя «здравый смысл».

Используя практику медитации, со временем вы научитесь успокаивать мысли и выключать внутренний диалог. А мозгу этот результат страшен и непонятен.

Медитация – это дорожка, которая может привести к самым невероятным изменениям в жизни. Это очень мощный и могучий инструмент для трансформации человека. А изменения наш мозг пугают, ведь это может быть опасно и кто знает, что там впереди…

Мозг боится перемен, поэтому может создавать некоторые препятствия.

Поэтому он начинает выдавать следующее:

«Как же это работает – дайте мне инструкцию»
Во время медитации вы постоянно пытаетесь дать оценку происходящему. Например, вы ясно чувствуете результат – медитация вас успокаивает. С её помощью вы достигаете баланса и равновесия. И тут вы вам нужно «раскусить» секрет – а как это происходит, а почему, а какие принципы, в чем фокус. Почему все так легко и просто. Ведь просто же не может быть!

Перестаньте оценивать медитацию и то, как она функционирует. Этим самым вы сводите на нет её эффект. Просто медитируйте и все. Без оценок и стремления понять, как это работает. Просто поверьте, что это работает. И что это получается у других. И у вас тоже все получится.

«Мысли вихрем кружатся в голове – ну разве это медитация»

Во время медитации у многих в голове крутятся масса разных мыслей. И это вполне нормально. Они есть, они могут быть. Просто дайте им место в вашем пространстве. Но у вас опять включается режим оценки – «раз я думаю, значит, я неправильно медитирую; ведь медитация – это «белый экран» или ярчайшая визуальная картинка в лучших традициях Голливуда».

Таким образом, вы осуждаете себя, а заодно и сам процесс медитации. И мозг начинает нашептывать: «Вот видишь, у тебя ничего не получается!» Далее вы начинаете стараться, чтобы все срослось. Мысленно себе говорите: «У меня должно получиться, вот сейчас еще секундочка и все выйдет, еще чуть-чуть и все получится, и я расслаблюсь. И мысли успокоятся».

Старание и расслабление – это два противоположных состояния . Старание разрушает процесс медитации.
Вдобавок, мозг работает все усерднее: «Как мне избавиться от мыслей, что сделать, чтобы они ушли?» Эти рассуждения выводят из медитативного состояния.!!!

Мысли есть у каждого – просто дайте им место быть. Когда на улице идет дождь, то кто — то выходит с палкой и пытается разогнать тучи, другой ругает творца – «что, мол, за погодка!» А кто-то одевается по погоде, берет зонт и идет по своим делам. Это просто есть и все. Дайте место быть своим мыслям. Да что там мыслям, дайте место в вашей жизни всем ситуациям, которые происходят.

Медитация — мощный и мягкий инструмент для трансформаций.

Как обуздать свои мысли?!

И все — таки, что делать с мыслями, которые никак не угомонятся. Что с ними сделать? Как их победить?

Никак. Не стоит с ними воевать или пытаться их изжить . Борьба рождает сопротивление. Борьба притягивает мнимых «врагов», увеличивая их количество.

Здесь один простой секрет – занять позицию наблюдателя. Да, да! Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны. Будто вы смотрите на дождь из окна своей квартиры. Тренировка наблюдения ведет к повышению осознанности. Вы начнете по — новому смотреть на свои мысли, на действия и на мир в целом.

И чем чаще вы медитируете, тем меньше будет мыслей в вашей голове. Все дело в частоте практики и постоянстве.

Визуализация – нет, это не про меня.

Давайте прямо – визуализировать могут все без исключения. И делаем мы это ежесекундно. Любое слово, действие имеют свою картинку в вашей голове.

Сделайте простое упражнение. Поочередно называйте слова, закрывайте глаза и наблюдайте за образами, которые у вас возникают.
1. Апельсин
2. Пирожное
3. Школа
4. Облака
5. Лес
6. Собака
7. Любовь
8. Чудо
9. Вселенная

Обратите внимание, что любовь и чудо – это не материальные объекты, но у вас все равно появился определенный образ. А если апельсин был недостаточно сочный или облака не очень голубые, это уже опять оценка и выдача характеристик. Шуточки мозга, так сказать.

Ну и напоследок – произнесите «жизнь моей мечты» и закройте глаза…

Правда, здорово?!

Еще кое – что…
Еще хочу заметить, что есть еще один разрушающий фактор. Он рушит не только процесс медитации, но и другие жизненные сферы. Это его величество ожидание…

Как медитация влияет на человека? Исследования продолжаются, но уже сейчас ясно, что медитация способна кардинально перестроить все системы организма и предотвратить самые серьезные болезни.

Состояние «не ума»

Дать объяснение понятию «медитация» непросто. Встречаются такие характеристики медитации, как расслабление, очищение ума, изменение сознания, концентрация, познание себя, просветление.

Каждый вкладывает в это слово свое представление. «Медитация – это осознание того, что я не есть ум», – писал Ошо. Мистик отметил важнейшее правило медитации – достижение чистого сознания, без всякого содержания.

Сегодня существует множество видов и техник медитации, однако есть общее звено, присущее всем медитативным практикам – объект, предназначенный для концентрации внимания.

Это может быть мантра, дыхание, небо или, как у буддистов, «ничто». Роль объекта заключается в том, чтобы позволить неэгоцентрическому типу мышления занять в сознании человека доминирующее положение.

По мнению ученых, объект для концентрации обеспечивает возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, вовлекая его в монотонную деятельность, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Так рациональный ум уступает место интуитивному прозрению.

Мозг и медитация

Установлено, что медитация вызывает изменения в деятельности человеческого мозга, корректируя его биоритмы. Для медитативных состояний характерны альфа-волны (частотой 8-14 герц) и тета-волны (4-7 герц).

Интересно, что в обычном состоянии биоритмы мозга представляют собой хаотичную картину волн.

Медитация заставляет волны двигаться равномерно. Графики показывают, что во всех частях черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Ряд западных специалистов (Лайвин, Банкуэт, Уоллс) установили различные формы согласованной деятельности мозговых волн: интеграция левого и правого полушарий, затылочной и лобной частей, а также поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции служит для гармонизации интуиции и воображения, вторая форма обеспечивает согласованность между умственной активностью и движениями, третья форма ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

В 2005 году в Массачусетском госпитале Бостона ученые с помощью МРТ отслеживали все изменения, происходящие в мозгу медитирующего. Они отобрали 15 человек с опытом медитаций и 15 человек никогда не практиковавших медитацию.

Проанализировав огромный массив информации ученые пришли к выводу, что медитация увеличивает толщину тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за внимание, оперативную память и сенсорную обработку информации.

«Вы тренируете мозг во время медитации, поэтому он и растет», – так комментирует результаты руководитель исследования Сара Лазар.

«Это как мышца, которую можно использовать по-разному», – вторит ей Кэтрин Маклин из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса. – Как только восприятие облегчается, мозг может перенаправить свои ресурсы на концентрацию».

Экстремальное расслабление

В 1935 году французский врач-кардиолог Тереза Броссе отправилась в Индию, чтобы изучить влияние йоги на организм человека. Она обратила внимание, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется работа сердца.

В 1950-60-х годах ученые продолжили работу в данном направлении, исследуя монахов японского дзен-буддизма.

Выяснилось, что медитативная практика, сопровождающаяся специфическими биотоками мозга, значительно замедляет обмен веществ.

По мнению ученых, медитация – это особое состояние, отличающееся по своим параметрам от состояния бодрствования, сна или обычного сидения с закрытыми глазами.

Расслабление при медитации полнее, чем во сне, но сознание остается бодрым и ясным. При этом организм достигает состояния полной расслабленности в считанные минуты, в то время как во сне на это уходит несколько часов.

Особенно исследователей впечатлил тот факт, что дыхание во время фаз глубокой медитации спонтанно останавливается. Такие паузы могут длится от 20 секунд до 1 минуты, что свидетельствует о состоянии экстремального расслабления.

Работа сердца подвергается аналогичным изменениям. Сердечный ритм замедляется в минуту в среднем на 3-10 ударов, а количество перекачиваемой сердцем крови сокращается примерно на 25%.

Психика и медитация

Гуманистическая психология при изучении медитативных состояний уделяет особое внимание предельным ощущениям, которые испытывает практикующий медитацию.

Американский психолог Абрахам Маслоу отмечал, что у медитирующих внутренние силы объединяются наиболее эффективным образом: человек становится менее разбросанным, более восприимчивым, у него повышается производительность, изобретательность, и даже чувство юмора.

И еще, как отмечает Маслоу, он перестает быть рабом низменных потребностей.

Австралийский психолог Кен Ригби пытается объяснить внутреннее состояние при медитации на языке трансцендентальной психологии. Сначала, по словам Ригби, сознание находится в бодром состоянии, но постепенное сосредоточение позволяет переключиться на менее активный уровень, где «словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью».

Целый ряд экспериментов подтверждает, что медитация приводит к душевному спокойствию и гармонизирует человека с окружающим миром.

Исследователи из Йельского университета отмечают, что медитация может выступать как эффективное профилактическое средство целого ряда психоневрологических расстройств.

Ученые с помощью МРТ следили за активностью мозга нескольких добровольцев. Их вывод такой: медитация затормаживает работу нейронной сети мозга, отвечающей за самосознание и самоанализ, что предохраняет психику от чрезмерного погружения в дебри собственного «я». Именно «уход в себя» характерен для таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения.

Исцеление медитацией

Еще недавно медитация была практикой отдельных религиозных школ и направлений, а уже сегодня врачи государственной системы здравоохранения Великобритании всерьез задумываются прописывать медитацию людям, страдающим депрессиями.

По крайней мере, с такой инициативой выступил Британский фонд охраны психического здоровья.

Глава фонда Эндрю Маколов делает акцент на том, что по статистике ¾ медиков выписывают больным таблетки, будучи не уверенными в их пользе, а медитация, по его словам, уже доказала свою эффективность в борьбе с депрессией.

Медитация становится все более популярной в западных медицинских кругах. Шерон Зальцберг и Джон Кабат-Зинн из Массачусетского университета в клинике снижения веса используют некоторые техники буддийской медитации осознанности. Врачи приучают своих пациентов наблюдать за изменениями в уме и открыто воспринимать все, что в нем возникает. В качестве объекта концентрации используется дыхание.

Результаты исследований показывают, что после прохождения 8-недельной антистрессовой программы медитаций в организме увеличивается количество CD4-T-лимфоцитов. Известно, что CD4-T-клетки в первую очередь подвержены атакам вируса иммунодефицита.

Наука уже доказала, что медитация за счет перестройки мозговой деятельности позволяет нормализовать многие физиологические процессы: пищеварение, сон, работу нервной и сердечнососудистой системы.

Медитация является естественным профилактическим средством от многих тяжелых болезней, в том числе рака.

Ученые из Гарварда выяснили, что ежедневные медитации в течение 8 недель активируют гены, отвечающие за выздоровление и угнетают гены, приводящие к болезням. А исследования Американской кардиологической ассоциации, проведенные в 2005 году показали, что медитация продлевает жизнь, активируя в организме теломеразу, которую называют ключом к клеточному бессмертию.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.

Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.



Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.