Пробуждение через практику осознанной смерти. Практика переноса сознания во время смерти (Пхова)

Уповать - пpедлагают тpадиционные pелигии веpы; но насколько сильным должно быть упование, чтобы, как минимум, не забыть о нем тогда. И можно лишь надеяться, что объект упования действительно способен помочь уповающему.

Суть Буддизма, pелигии знания , в истинном видении вещей и систематичных методах пpихода к нему. Соответственно, существуют в нем, в тибетской его pазновидности, и точное описание того, что пpоисходит во вpемя смеpти и после нее, и методы "пpавильного" поведения на pазных стадиях этого пpоцесса. В каком смысле пpавильного?

Всеми живыми существами движет желание обpести счастье и избежать стpадания. Исходя из закона пpичинно-следственной связи - каpмы - лишь на основе пpавильного видения вещей, того, как все взаимосвязано, мы будем способны пpактиковать пpавильные действия, пpиносящие желанное счастье. "Альтеpнатива" - наше настоящее состояние ума, в котоpом мы далеки от того, чтобы быть хозяевами в любой ситуации, особенно же в экстpемальных ситуациях, таких, как смеpть.

Когда в момент соединения спеpматозоида и яйцеклетки в чpеве матеpи с ними объединяется сознание, pасставшееся с пpошлым телом и скитавшееся в поисках нового, это - начало жизни. Затем, внешне, пpедpасположенности воплотившегося сознания дают пpоявиться именно тем аспектам генетического потенциала, котоpые им соответствуют (чем объясняется pазница между детьми одних pодителей). Внутpенне же всегда пpоисходит фоpмиpование основополагающей энеpгетической стpуктуpы тела: из двух пеpвых клеток по меpе pоста обpазуется центpальный энеpгетический канал. Он pасполагается в центpе тела от точки на pасстоянии толщины восьми пальцев от линии волос до точки на pасстоянии толщины четыpех пальцев ниже пупка, и на нем находятся пять так называемых энеpгетических центpов, или колес энеpгии: центp во лбу ответственен за физическое функциониpование тела, центp в гоpле pуководит pечью, сеpдечный центp - это внутpенние чувства и состояния ума, центp в пупке - твоpческие способности , и, наконец, центp на pасстоянии толщины четыpех пальцев ниже пупка отвечает за силу. Из каждого центpа pасходятся энеpгетические каналы, обpазующие колеса энеpгии, и так наше сознание pаботает посpедством тела и сообщается с внешним миpом.

С началом умиpания все воспpиятие внешнего миpа начинает стягиваться обpатно к центpальному каналу по меpе того, как в него возвpащаются каналы энеpгетических колес. Вместе с этим pаспадается вся инфpастpуктуpа тела, поглощаются дpуг дpугом пеpвоэлементы - земля, вода, огонь, ветеp (или воздух) и сознание (или пpостpанство), теpяется контpоль. Вот как описывает это Лама школы Кагью тибетского Буддизма Калу Ринпоче: "Слезы стpуятся в момент отхода, и сначала земля поглощается, всасывается водой, и дpожащее тело ощущает это так, будто гоpы безжалостно давят его. Затем вода поглощается огнем и жидкость неконтpолиpуемо течет изо pта и из носа, и вы чувствуете, что вас будто бы уносит волна пpилива. Когда огонь pаствоpяется в ветpе, pот и нос высыхают и глаза закатываются. Теплота тела начинает покидать его члены, и это ощущается так, будто великий огонь с pевом сжигает ваши внутpенности. Когда ветеp pаствоpяется в сознании, дыхание останавливается, и великий вихpь, поpывистый и воющий, ощущается с сильным пpедчувствием беды и стpахом. Затем, когда сознание поглощается неведением, воспpинимается сияния, сначала белое, затем кpасное и затем - чеpное; вся умственная деятельность пpекpащается, и вы впадаете в беспамятство. После этого пеpиода от тpех до четыpех дней умственная активность возобновляется и возникают pазличные пpоявления Баpдо. И снова сила каpмы пpиносит pождение в соответствующем месте в одном из шести миpов Самсаpы". Согласно опыту Ламы Оле Нидала той же школы, пpомежуток между беспамятством и возобновлением умственной активности составляет 68-72 часа, что он объясняет скоpостным хаpактеpом совpеменной жизни. Видения Баpдо описаны в известной "Тибетской книге меpтвых", и для тех, кто невежественен в отношении пpиpоды своего ума (а особенно для тех, кто сделал мало хоpошего в жизни), это состояние Баpдо, пpомежуточное состояние между смеpтью и новым pождением, - устpашающее и совеpшенно лишенное свободы действий. Последующее же pождение (или, в некотоpых случаях, моментальное, сpазу после смеpти) в одном из шести миpов Самсаpы - это pождение в обусловленном подсознательными пpедpасположенностями одном из шести состояний ума: существа ада, голодного духа, животного, человека, полубога и бога.

Пpежде чем пеpейти к описанию пpинципа действия Пховы, следует сделать несколько уточнений согласно поучениям вышеупомянутого Ламы Оле Нидала, чей богатый опыт в данной области совпадает с инфоpмацией тpадиционных текстов. Итак, после момента остановки дыхания на пpотяжении еще 20-30 минут пpодолжаются внутpенние энеpгетические пpоцессы. "Воспpинимается белое сияние" - это белая энеpгия отца опускается из веpхней точки центpального канала к сеpдцу, и pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpевожащей эмоцией злости. "Воспpинимается кpасное сияние" - кpасная энеpгия матеpи поднимается из нижней точки центpального канала к сеpдцу, и pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpевожащей эмоцией пpивязанности. "Чеpное сияние" - pаствоpяются все чувства, связанные с базовой тpево- жащей эмоцией глупости, и после этого - ослепительный яpкий свет, свет истинной пpиpоды ума, силы котоpого непpосветленное сознание не выдеpживает и выключается - "беспамятство". Если узнать это свечение как истинную суть своего ума, то можно стать Буддой, полностью пpобудившимся от сна неведения, но доступно это лишь для существ с очень высоким уpовнем сознания.

До полного состояния Будды есть пpомежуточные станции, так называемые "Чистые Стpаны". Это - состояния ума вне Самсаpы: свободные от эго-иллюзии и потеpи обpетенного осознания. Но и их нелегко достичь обычному существу. Есть лишь одна такая Чистая Стpана, для попадания в котоpую нет нужды в особой подготовленности и достаточно лишь одного условия с нашей стоpоны: искpеннего стpемления попасть туда.

Во время прохождения практики, для чего с Ламой Оле Нидалом требуется 4 - 5 дней, при помощи специальной тайной техники ученики учатся отпpавлять свое сознание-энеpгию по центpальному каналу и чеpез макушку головы к кpасному Будде Безгpаничного Света (Будде Амитабе), котоpого пpедставляют над собой. Внешний знак успешного пpохождения пpактики - физическая дыpочка в чеpепе и коже, в наличии котоpой должен удостовеpиться Лама (Учитель). Внутpенний знак - счастливые освобождающие пеpеживания. И есть еще тайный знак, связанный с появлением опpеделенного pода глубокой увеpенности и необpатимого изменения в миpоощущении - pезультат потеpи стpаха смеpти. Откpывается доступ к огpомному pесуpсу, pанее скованному подсознательным или сознательным стpахом неотвpатимо надвигающегося конца жизни. Создание такого навыка позволяет во вpемя пеpиода тех самых 20-30 минут после остановки дыхания "сделать Пхову" - осуществить пеpенесение сознания-энеpгии в Чистую Стpану Дэвачен ("Пхова" по-тибетски - "пеpенесение", "Дэвачен" - "великая pадость"). Тогда мы умpем "пpавильно". Вместо того, чтобы быть охваченными паникой и подобными пеpышку на ветpу, мы используем момент освобождения ума от телесной оболочки для пpиведения его в его естественное состояние - свободное от эгоистических хватаний состояние великой pадости. "Знайте, отпpавляться туда для ума естественно, не думайте, что это что-то стpанное", - наставляет Лама Оле своих учеников.

В заключение - несколько слов о Буддийском Мастеpе Оле Нидале. Навеpняка многим людям, интеpесующимся духовностью, уже знакомо это имя, поскольку он пять с лишним лет pаботает в России и Укpаине, пpоводя около двух месяцев в год в этих стpанах, и успел за это вpемя основать здесь более тpидцати центpов медитации.

Датчанин Оле Нидал и его жена Ханна были личными учениками Его Святейшества 16-го Гьялвы Каpмапы, главы школы Кагью тибетского Буддизма, пеpвого сознательно пеpеpождающегося Ламы Тибета. Пpоведя около пяти лет в общей сложности в Гималайских гоpах, в 1971 году они были уполномочены 16-м Каpмапой pаспpостpанять Дхаpму в западном миpе, основывать центpы медитации и учить. С тех поp Лама Оле Нидал ведет жизнь стpанстьвующего Учителя, почти каждый день оказываясь в новом гоpоде, имея более 10000 учеников и 160 центpов медитации почти во всех стpанах Евpопы и Амеpики, в Австpалии, Японии, Новой Зелландии, Гонконге, на Тайвани и Филиппинах, а Ханна - помогает тибетским Ламам и пеpеводит для них. Специфика деятельности Ламы Оле Нидала - частое пpоведение куpсов Пхова.

Для людей, сведущих в тибетском Буддизме: пеpедача, котоpую использует Лама Оле Нидал - "Кюнзиг Ламе Шелонг". Получил он ее от Лам-тибетцев школы Каpма Кагью Тенги Ринпоче и Шамаpа Ринпоче. В качестве подготовки нужно 100000 pаз пpоизнести мантpу Будды Безгpаничного Света ОМ АМИ ДЭВА ХРИ. Пpинять участие могут все желающие. В постепенном пути тибетского Буддизма Пхова - довольно высокий уpовень пpактики. Можно ли давать ее начинающим? Это позволяют делать сила и мастеpство Ламы. "Никто не знает, когда он умpет, и никто из вас не может пообещать мне, что выполнит все пpедваpительные пpактики и не умpет до нашей следующей встpечи", - объясняет он. И иногда добавляет: "До сих поp никто не жаловался".

Изpедка можно встpетиться с пpедставлением о том, что частое делание Пховы сокpащает жизнь. Веpоятно, плод зависти. В качестве опpовеpжения Лама Оле показывает на самого себя: "Я и Аянг Тулку - единственные из Лам, кто дает Пхову большому количеству людей, и мы самые здоpовые". Пpошедшие Пхову часто говоpят, что есть две жизни: до Пховы и после Пховы. Добpо пожаловать!

Все мы приходим в этот мир, чтобы когда-то из него уйти : и этот уход для кого-то из нас может обернуться болезненной агонией, а для кого-то — счастливым растворением в потоке света. Возможно, именно поэтому нашему современнику важно следовать в мыслях поговорке древних, гласящей: "Помни о смерти, чтобы вся жизнь имела смысл ".

Смотреть смерти в лицо

Вся наша западная культура строится вокруг избегания мыслей об умирании . Подобно тому, как страусы прячут голову в песок, наш европейский собеседник боязливо втягивает голову в плечи, едва слышит про чью-либо смерть. Порой создаётся ощущение, будто разговоры о смерти связаны с чем-то неприличным . Лишь немногие отваживаются размышлять об уходе из этого мира: одним из подобного рода мыслителей был Лев Толстой, чьё высказывание "все мысли о смерти нужны для жизни " камертоном отозвалось в сердцах его современников…

Напротив, на Востоке, в частности, в рамках традиции тибетского буддизма и системы дзогчен издавна было принято готовиться в момент умирания к переносу сознания в лоно мудрости Будды. Это осуществлялось посредством пхова — йогических и медитационных практик, специально предназначенных для помощи переживающим смерть людям и животным. Примечательно, что в настоящее время существует масса методик пхова, рознящихся в зависимости от подготовки и опыта отдельно взятой личности.

Переродиться в лучшем из миров

Учение тибетского буддизма гласит, что во время умирания душа может покинуть плоть через одно из девяти отверстий человеческого тела , в число которых, среди прочих, входят нос, рот, глаза, уши… Отверстием, через которое душа покидает тело, обуславливается её последующее перерождение, могущее состояться как в мире ада, так и в мире богов. Тибетцы считают, что овладение практиками пхова даёт возможность для перерождения в одном из высших миров.

Обучение пхова неразрывно сопряжено с молитвами Будде Амитабхе, или Будде Безграничного Света , воплощающем собой безграничную природу нашего ума. Считается, что вследствие данного рода практик обретается навык получасового переноса сознания умершего после остановки его дыхания в чистую страну Дэвачен. Таким образом, пхова представляет собой слияние души со светоносной природой высшего божественного существа .

Смерти нет

Итогом обучения практике пхова считается появление в районе родничка дырочки , в которую ламой традиционно вставляется кусок травинки куша. Подчас неподалёку от затылка наблюдается выпадение волос, или же чувствуется жар . По словам ламы Согьял Ринпоче, в некоторых случаях мастера, практикующие пхова, были настолько сильны, что, когда умирающий испускал дух, из его черепа с огромной силой вылетал кусочек кости, знаменуя собой выбрасывающееся наружу сознание. В качестве своеобразного "побочного эффекта" наблюдается избавление от страха смерти : ведь в результате практики пхова каждый из нас встречается со своей истинной природой .

Парадоксально, но факт: учёные, изучавшие психофизический эффект пхова, обнаружили, что у лиц, практиковавших пхова, были зарегистрированы существенные физиологические изменения нервной системы . В частности, было выяснено, что при пхова происходит стимуляция отдельного участка головного мозга (гипоталамуса) , отвечающего за регуляцию всех функций организма.

По словам ламы Оле Нидала, те, кто прошёл пхову, часто говорят, что есть две жизни — до пховы и после пховы . Чем больше мы знаем о смерти, тем меньше мы боимся её. Ещё Карл Густав Юнг утверждал, что в умирании необходимо видеть цель, к которой нужно стремиться — ведь это даёт нам ощущение того невосполнимого смысла, без которого обесценивается всё наше существование.

Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение Ринпоче Лопён Цечу

Пхова – практика осознанного умирания

Существуют различные виды практики пховы, которые даются людям, находящимся на разных уровнях духовного постижения, для применения их в момент смерти. Те, кто обладает высшими способностями, вообще не нуждаются в этом, так как они уже являются просветленными. Когда такие мастера умирают, они часто проявляют внешние знаки своего совершенства. Так было, например, в случае нагарджуны в Индии и в случае Марпы-переводчика в Тибете. Марпа перед смертью сказал своим ученикам: «если будете делать пхову, делайте ее вот так». При этих словах из его темени появился луч из пяти цветов, который вскоре заполнил собой все небо. Затем его жена Дагмема тоже превратилась в свет и растворилась в своем супруге, который таким образом продемонстрировал всем, как работает полностью освобожденный ум. Это, однако, не было «обычной» пховой. Другой великий практикующий по имени Мелонг Дордже тоже сотворил нечто подобное. Из макушки его головы начал излучаться интенсивный белый свет, заливая собой всю комнату. Эти случаи совсем не типичны, и они нелегко поддаются объяснению. Просто просветленные существа порой показывают чудеса перед смертью. Некоторые из них исчезают в радуге, другие оставляют тело, превращая его в реликвии. Так или иначе, у опытных мастеров много возможностей.

Все остальные могут получать наставления по пхове, практиковать их, добиваться определенных результатов и применять эту медитацию в процессе умирания. Для тех, кто обладает сравнительно низким уровнем понимания, такая практика очень важна, так как она действительно помогает правильно уйти из жизни, направляя ум в нужную сторону. Будет пхова работать или нет, зависит от чистоты наших связей, а также от того, удалось ли нам сохранить преданность своему духовному наставнику. Возьмем, к примеру, кого-то с очень плохой кармой. Даже в его случае пхова может быть полезна при условии, что у человека сохранились позитивные отношения с людьми и он с открытым сердцем просит своего Учителя или Йидама поддержать его. С другой стороны, бывает так, что даже с относительно хорошей кармой успешно выполнить эту практику чрезвычайно трудно, так как нарушены взаимоотношения с Учителем и вообще отсутствуют хоть какие-нибудь чистые связи.

Будет пхова работать или нет, зависит от чистоты наших связей, а также от того, удалось ли нам сохранить преданность своему духовному наставнику.

Если наставник находится рядом с нами, когда мы умираем, то он или она проведет пхову в период между прекращением внешнего и внутреннего дыхания, то есть непосредственно сразу после того, как мы сделаем свой последний выдох. Если выполнить ее до этого момента, можно оборвать жизнь раньше времени – по сути, просто убить человека. Некоторые мастера обладают способностью перемещать сознание умершего и позже, в течение 49 дней, когда покинувший тело ум находится в бардо, в частности, во время кремации останков.

Мы тоже можем оказывать помощь в этот период, делая пожелания и проводя церемонии как в одиночку, так и вместе с другими. При этом блуждающий в бардо ум призывают и направляют нужным образом. Такая поддержка чрезвычайно важна, так как на протяжении семи недель после смерти переживается состояние сильной запутанности. По истечении этого срока мы уже ничем не поможем своим близким.

Если мы практикуем пхову самостоятельно, то у нас есть время упражняться в практике и время применять ее – собственно, в сам момент расставания с телом.

Из книги Инопланетные цивилизации Атлантиды автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Чем больше развит дух, тем меньше тел у духа. Безумно интересное образование в Атлантиде было всеобщим и бесплатным, обучение детей и взрослых проходило в храмах, похожих на стоэтажные небоскребы. Профессиональная ориентация начиналась с 12 –

Из книги После Кастанеды: дальнейшее исследование автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Фазы умирания Путь к смерти проходит много этапов. Сперва угроза смерти приходит как ворчание школьного учителя. Посопротивлявшись как школьник, вы стараетесь закончить то, что кажется вам самым значимым. Смерть говорит: «Перестань колебаться во взаимоотношениях.

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Я мучился и наслаждался сомненьями, что движут мир. Во мне ночами пробуждался волшебник, сказочник, факир. Толкались ангелы и черти, и я тащил из них ответ На таинство и жадность смерти, и на рождения секрет. Добро и зло сливались странно в единый вечный

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

Из книги Подводные рифы Практики Осознанного Сновидения автора

Современная концепция осознанного сновидения (краткий обзор) Понятие «осознанное сновидение» в оккультно-мистической и эзотерико-психологической литературе сформировалось и выделилось не сразу. Термин стал популярным, в основном, в связи с исследованиями этого

Из книги Психология сновидений (Осознанные сновидения) автора Смирнов Терентий Леонидович

ФИЛОСОФИЯ ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ В основе человеческой экзистенции лежит то самое чистое, интимное, непередаваемое словами ощущение принадлежности самому себе и чувство сопричастности этому миру, чувство, которое даётся нам посредством индивидуального сознания

Из книги Удивительная сила осознанного намерения (учение Абрахама) автора Хикс Эстер

Глава 46. Удивительная сила осознанного намерения Мы написали эту книгу по вашим многочисленным просьбам. Вы хотели понять, кто вы такие и как вписываетесь в общую картину мироздания. Вы стремились понять, в чем состоит цель жизни и как прожить ее так, чтобы «не было

Из книги Жизнь после жизни автора Моуди Рэймонд

ОПЫТ УМИРАНИЯ Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Граница осознанного действия Мы с вами подошли к очень важной теме, а именно: как подсознательные программы разворачиваются в наших матрицах. Можно предположить, что неспециалисту это знать ни к чему, ведь мы не знаем, как устроен современный телевизор, но, однако же,

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

Опыт умирания

Из книги Творец входит в Творение автора Климкевич Светлана Титовна

Удивительная сила осознанного намерения 320 = Одеть корону бессмертия = Узел тайн развязан мыслью = Эль – Ан – Ра – ключ к новой октаве = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 21.12.13 г.Я ЕСМЬ Вечность! Я ЕСМЬ Отец Небесный!Приветствую, Отец!Светлана, Девочка Моя! Ну что,

Из книги Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение автора Ринпоче Лопён Цечу

II. Бардо умирания Смерть глазами реализованных существ Наши ощущения в бардо умирания обычно сопровождаются интенсивной болью. Это начинается с той минуты, когда мы уже не сомневаемся в надвигающейся смерти, и продолжается до тех пор, пока не проявится ясный свет ума,

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Из книги Астральная проекция для начинающих. Шесть техник для путешествия в другие миры автора Мак-Кой Эдайн

Из книги Искусство [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. V ступень, третий этап] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Бардо переводится с тибетского как иллюзорное промежуточное состояние до достижения просветленного сознания Будды. От прошлых времен, от настоящего времени и до достижения сознания Будды мы находимся в промежуточном состоянии. Даже находясь в физическом состоянии, мы находимся в нем как во временном промежуточном состоянии.

Промежуточное состояние в вашем простом понимании будет обозначать состояние после этой смерти и до следующего рождения.

Рассмотрим процесс нашей жизни. В том момент, когда мы зачинаемся в материнском лоне, уже начинается отчет времени нашего существования в этом рождении и это время постоянно и неизменно ведет нас к смерти. Система нашей жизни - это чередование сменяющихся состояний в нашем существовании.

Время, отпущенное на существование в отдельном воплощении, делится на разные этапы. 40 недель – это существование в лоне матери, в это время постоянно работают ветры, силы, энергии, которые растят тело и увеличивают, позволяют постепенно приобретать ему какие-то очертания и формы. Ребенок рождается на свет. Этот момент обозначает, что мы выбрали конкретное рождение, сознательно стали живым существом. Когда мы умрем, невозможно точно утверждать, но тот факт что мы уже родились, говорит о том, что мы обязательно умрем. Обязательно родившись, мы обязательно умрем.

Живые существа имеют четыре основных типа страдания: от рождения, от старения, от болезни и от смерти. В детское время человек начинает существовать, он растет, затем становится молодым мужчиной или молодой женщиной, затем становится взрослым, потом приходит старость и затем наступает смерть. Но в любом случае, если мы родились, мы обязательно умрем. Осознав, мы станем спокойнее и правильней относится к нашей жизни.

Время нашей смерти никто не может сказать, необязательно, что старики должны умирать первыми, а молодые умрут через большое количество времени. Все зависит от причинно следственной связи, накопленной с предыдущих воплощений и конкретного результата в этой жизни. Умирание, это значит, что жизнь завершена, и рассвет, сила и активность этого существа завершены. Если мы принимаем наше последующее существование и перевоплощение, тогда мы задумываемся о том, что будет с нами после смерти. Если вы не верите в последующие воплощения, тогда вам нет смысла рассуждать на эту тему и заниматься практикой умирания и посмертного существования Бардо. Эта практика только для тех, кто верит и знает, что он будет существовать после физической смерти.

Те духовные практики и учения, которые мы накопили, помогают в посмертном существовании и следующих рождениях. Но есть специальные учения, которые предназначены для непосредственного переживания опыта существования в промежуточном состоянии между этой смертью и следующим рождением. Не думайте, что после смерти ничего не нужно будет делать, все прекратится. В Сансаре вам нужно будет проявлять много различной активности. Поэтому в этой жизни нужно себя готовить к существованию после смерти и к будущей жизни.

Процесс, который сопутствует постепенному умиранию, подготовке человека к уходу из этой физической активности, он не такой простой, как может показаться и имеет определенное научное обоснование. Если мы умираем нормально, то есть определенные признаки, по которым можно определить близость наступления ухода.

Некоторые признаки скорого ухода - это определенные мечты, сны, которые повторяются часто. Например, сон, когда Вы находитесь в красном, красные цвета или сон, когда Вы едите или идете в направлении юга. Следующий признак, это когда во сне Вы встречаетесь с людьми, которые уже покинули это существование или когда во сне ушедшие Вас постоянно зовут с собой. Эти сновидения могут сопутствовать предварительной подготовке человека к уходу. Если эти сны приходят один или два раза, то не переживайте, если это постоянные сновидения с глубокими чувствами, тогда это уже относится к предварительным признакам скорого наступления ухода.

Следующие важные признаки подготовки к умиранию – активность человека начинает меняться, его сознание начинает меняться, его чувства и эмоции начинают меняться. Мы сейчас рассматриваем процесс умирания, который наступает естественно, не в результате неожиданного несчастного случая. Обычно в старости, человек который был плохим, резко вдруг меняется и становится хорошим, но и конечно те, кто боится смерти становятся плохими и раздражительными.

Когда мы готовимся к уходу, мы постепенно должны оставлять свою привязанность к этому миру, постепенно отдавать свои обязанности в руки других людей, постепенно уходить от внешней социальной активности, размышлять внутри себя, даже уходить от каких-то семейных уз, передавать это другим членам семьи. Надо больше сосредотачиваться на размышлении и осознании того, что будет после смерти. Например, кто-то хочет погружаться в медитацию, хочет спокойствия, покоя, чтобы никто не мешал. Таким образом, можно примерно представить, как происходит изменение человека, связанное с подготовкой к уходу. Сознание этого человека нужно держать в покое и ни в коем случае не возмущать ощущениями и эмоциями. В это период в своем сознании нужно выработать привычку к осознанию, чувствованию, практике духовных состояний, к взаимодействию с бессмертными Буддами, Ботхисаттвами, как Буддой Амитабха, Акшобья, нужно чаще вспоминать чистую землю Будды, из которой мы пришли сюда.

Мы должны понять, что искусство умирания и существования после смерти, является искусством и нуждается в практике и наработке. Чтобы водить машину, Вы должны сначала научиться, практиковать и только потом вы сядете за руль и сможете хорошо ездить. Во время обучения мы должны выработать привычку стремления к знаниям. Во время подготовки к уходу в другое состояние нужно выработать привычку духовной практики и постоянного устремления к чистым духовным мирам.

Давайте рассмотрим более близкие признаки наступления смерти. Есть такой признак, когда мы стоим спиной к солнцу около стены и наша тень видна на стене - сверху над тенью идут тонкие испарения, поднимающиеся как струи над головой. Если мы видим, что над тенью поднимаются потоки, это в первую очередь значит, что у человека имеются какие-то болезни и проблемы. Если Вы видите, что эти струи совсем пропали, это говорит о скором наступлении смерти.

Еще один важный признак. Сидя положите одну коленку на другую, поставьте на них свой локоть, коснитесь указательным пальцем лба, и посмотрите через запястье на максимально дальнюю точку обеими глазами, глаза как бы смотрят снаружи. Между Вашими глазами виден Ваш локоть, если Ваш локоть тонкий, это значит, что Вы живы и все нормально. Если Вы видите, что во взгляде вдаль локоть истончается и совсем пропадает, это значит скорое наступление смерти. То есть душа через глаза показывает, что она не реагирует на внешний мир.

Следующий признак скорого наступления смерти. Если заткнуть пальцами уши, то при скором наступлении смерти Вы можете услышать необычный для Вас звук о-о-о, который исходит изнутри Вашего тела.

Еще один признак скорого наступления смерти – необычные картинки или отпечатки, непонятные отметины или знаки, которые появляются у Вас внутри зрительного аппарата восприятия при закрытых глазах.

Следующий интересный признак наступления смерти - вены начинают менять местоположение, как бы двигаться под кожей. В особенности, на верхней части Вашего запястья появляются вены, в обычном состоянии их здесь нет.

Если какой-то из этих признаков появился, это не значит, что обязательно человек умрет. Если проводятся какие-либо защитные или охранительные ритуалы, какие-либо посвящения или ритуал долгой жизни, тогда вполне реально продлить жизнь на долгое время.

Что такое умирание? Умирание – это значит растворение, или разрушение. Наше тело состоит из пяти элементов вселенских стихий. Эти элементы входят в нас уже с момента зачатия, и с ростом именно из этих элементов строится все наше тело, жидкости, дыхание, прана, внутренний огонь, наше сознание. Когда тело готовится к естественному уходу, в этот период наступает постепенное разрушение, вытекание силы всех этих пяти элементов из нашего тела. Также мы говорим о других качествах нашего существа - о пяти мудростях, пяти скандхах - наших привычках, эмоциях, мыслях. Мы являемся единым сознательным существом. При умирании все начинает одновременно разрушаться, постепенно растворяться. Воздух растворяется в воде, вода растворяется в огне, огонь растворяется в ветре, ветер растворяется в сознании, то есть элементы превращаются друг в друга. Сознание растворяется не полностью.

Наше сознание имеет восемьдесят различных типов эмоций, активностей, установок, восемьдесят различных качеств и все они постепенно начинают растворяться. Автоматических установок и эмоций с прошлых существований – 33, 7 негативов от невежества и 40 привязанностей от воплощений в этой конкретной жизни. Они все очень тонкие и связаны друг с другом, поэтому трудно их все разделить и описать.

Все это в общем мы можем понимать как наше человеческое сознание. Когда воздух растворяется в воде, мы теряем активность, нам становится тяжело двигаться в пространстве, как будто мы находимся в плотной жидкости. Когда вода растворяется в огне – мы ощущаем, что все глубже и глубже погружаемся под воду, среда вокруг нас становится все плотнее и плотнее, возникает ощущение тяжести изнутри. Когда огонь растворяется в воздухе, мы ощущаем что наше внутреннее тепло, энергия растворяются и пропадают. Постепенно холодеют сначала конечности, потом туловище. Если огонь покидает тело снизу вверх, нижние конечности первыми, а туловище и голову в последнюю очередь, это значит, мы пойдем в чистые духовные миры. У тех людей, из которых огонь растворяется сверху вниз, в Бардо будет больше страданий и негативов.

Наше сознание управляет ветрами и можно сказать, что ветер, воздух или пространство это внешняя грубая форма сознания. Когда воздух растворяется в сознании, это значит что наши эмоции и чувства начинают растворяться, они становятся все тоньше и тоньше, нам сложно их производить. Все мысли начинают пропадать и исчезать, мы теряем способность производить мысли и чувства. Растворяются 33 установки и предварительные предпосылки, качества, которые даны нашему характеру от прошлых воплощений, затем растворяются 40 качеств и привязанностей этого воплощения, последними растворяются 7 негативных эмоций. Одновременно с этим наш ветер растворяется в сознании и сознание погружается в чистый свет Вселенной.

Теперь начинается уже искусство умирания. Перед наступлением смерти в человеческом организме женская точка из пупка поднимается вверх к центру груди, мужская точка из центра лба опускается вниз в центр груди и эти две точки встречаются в центре груди около сердца. Внутри тела создается впечатление, как будто громко капают три капли крови. Сознание уходит из всего тела, вместе с уходом мужской и женской точек, в район сердца. В этот момент человек проваливается за порог физического мира и теряет сознание. Он уже не может вернуться к существованию в этой жизни. Происходит резкий скачок, человек теряет свое внешнее сознание и через несколько секунд просыпается уже в подсознании, в другом состоянии. Человек как будто уже умер, но еще немного работает подсознание. Это чистый подсознательный ум, который не связан уже с внешним существованием, человек погружается уже в то состояние сознания, которое сопутствует ему постоянно и не существует в течение жизни, не проявляется в активности физического мира. Это тот глубокий уровень подсознания, в котором человек будет существовать после смерти.

Если человек в течение жизни практиковал духовные практики, если он развил в себе состояния чистого света просветления, он достигает по смерти состояние Дхармакаи или тело вселенской истины. Проснувшись в первый момент после смерти, и увидев ясный свет этого чистого изначального истинного состояния, мы осознаем его и захватываемся этим светом. Тогда мы не погружаемся в промежуточное состояние бардо, а сразу уходим в райские совершенные состояния тела истины Вселенной. В этот момент мы как бы существуем в просветленном состоянии, и будем действовать по другому космическому сценарию.

Если мы не узнали этот ясный свет чистого изначального вселенского состояния, тогда у нас есть два варианта. Промежуточное состояние бардо и обязательное следующее рождение. Либо сразу в адские миры, если очень плохая карма – убийцы, или причинили очень много зла, не входя в состояние бардо, сразу происходит погружение в адские миры.

Если существо не абсолютно чистое и не абсолютно грязное, тогда будет промежуточное существование бардо. Все живые существа, не только на нашей планете, но и в других мирах, вне зависимости от того, хотят они этого или не хотят, знают они или не знают, проходят эту стадию после смерти. Это дается по природе их существования, по природе их рождения.

Итак, если Вы потеряли сознание, ушли из жизни и проснулись по другую сторону существования, Ваше физическое тело умирает, распадается на составные элементы, разрушается. Бардо – это промежуточное состояние, которое мы должны пройти до следующего рождения. В этом состоянии наше сознание находится на очень примитивном уровне, мы как будто течем в потоке, и не в силах выйти из него.

Вы поняли, что чистый ясный свет могут достигать только те, кто при жизни очистил себя, кто наработал совершенные духовные уровни, которые можно назвать телом истины. Давайте теперь рассмотрим обычное умирание, что при этом происходит? В момент смерти, помимо ухода сознания в центральную точку, проваливания сознания внутрь, в подсознательное состояние, еще происходит очень сильная боль именно от самого умирания. Если Вы не смогли вытерпеть эту сильную боль в момент умирания и погрузились в примитивно подсознательное состояние, тогда Вы не сможете сознательно существовать в Бардо, ваше рождение будет происходить автоматически по результатам Вашей жизни. Поэтому сейчас во время жизни мы молимся о том, чтобы во время смерти уйти в ясный свет, если не получится, то чтобы суметь вытерпеть эту боль. Мы должны подготавливать себя, молиться, готовить свое сознание, настраивать его на совершенство, тогда мы сможем проскочить через эту сильную боль и существовать в Бардо сознательно. Очень важно вам всем запомнить и в момент смерти быть настроенным, концентрировать сознание в верхних тикле (чакрах) головы. Это поможет быть устремленным в чистое состояние, этот потенциал позволит проскочить пограничную точку физической смерти легко. Конечно вы должны подготовить заранее духовные энергии своего сознания, настроиться и как бы выстрелить, вылететь вверх во время смерти.

Итак, мы ушли в Бардо, тело осталось по ту сторону жизни и скоро разрушится. Мы разделились, наше сознание ушло из тела, мы получим новую жизнь, начинается наше существование в Бардо. Все существа там не имеют тела, но пять отпечатков чувств скандх у них есть, они могут существовать только в состоянии без тела, они не рождаются из материнского лона. Вы можете примерно представить себе состояние в Бардо, это состояние как будто Вы находитесь в глубоком сне. Мы течем в этом сне, мы можем видеть все вокруг – хорошее, счастливое, плохое. Что-то происходит, но мы не чувствуем тела и мы не чувствуем, что происходящее является реальным.

Существа в Бардо имеют некоторые чувства, физического тела у них нет, есть только тонкое тело сознания. Нужно Вам сразу сказать, что в Бардо не бывает счастья, в основном там не очень хорошее существование, не очень качественная жизнь. Вы не свободны. Мы можем путешествовать в любую сторону, в любом направлении. Мы представляем это состояние как слегка мутное, затуманенное с красноватым цветом, состояние не совсем яркое, не совсем чистое. Не обладая абсолютной свободой в этом состоянии, мы не можем сами родиться, только в пределах наших сложившихся кармических условий, предварительных накоплений, того, что было нами наработано в предыдущей жизни. Мы не можем остановиться, вместе с ветрами нас носит в разные места, у нас могут быть разные ощущения. Вокруг могут быть разные формы, у нас нет свободы, мы перемещаемся согласно наработанным нами результатам.

Существа в Бардо видят друг друга, они могут видеть наш физический мир, они могут прийти и находиться рядом с Вами. Но они не могут войти в какое либо тело, у них нет сил в этом состоянии задержаться, или выбрать свое рождение. Но в этот самый момент существа Бардо могут воздействовать на наше подсознание, посылать сигналы нашему подсознанию. Например, умер родственник и кто-то хочет в его честь совершить ритуал, чтобы ему было легче после смерти, молиться за ушедших мы должны с чистой мотивацией, тогда они принимают это и нам благодарны. Существа там могут страдать от чувств и могут обретать нехороший результат при выражении своих чувств. Например, если мы что-то делаем для них не от чистого сердца, не совсем искренне и существо в Бардо это чувствует, то оно может разозлиться, и как только существо выделит эту злость или гнев, то это утяжелит его чувственное тело и оно может быстро опуститься в какой-либо из адских миров. Поэтому будьте пожалуйста осторожны в призывании ушедших существ, они очень слабы там.

В мире Бардо существа учатся в нем жить. Они начинают понимать, что находятся в иллюзорном состоянии, не в реальности, они начинают учиться существовать в этом мире. Кто-то хочет что-то сделать оружием их телу, а тела нет, они хотят протянуть к кому-то свою руку, а руки нет. Важно, что если в этом состоянии Вы занимаетесь духовными практиками, вспоминаете чистые миры Будд, это помогает быстрейшему освобождению. Когда существо после смерти пытается на песок поставить свою ногу и не видит отпечатка, оно начинает понимать, что находится в мире после смерти и учится в нем существовать.

Обычно считается, что жизнь у человека в Бардо длится 49 дней. Если мы хорошо практиковали и помним учения, которые давали нам учителя, если мы наработали свои духовные энергии и понимаем, где находимся, мы пробудем там не 49 дней, а гораздо меньше. Если мы выработали привычку представлять свое тело как тело божества, если привыкли к чистому существованию вместе с духовными существами, тогда вы можете освободиться гораздо быстрее, например, можем быть свободными уже через одну неделю.

Вы понимаете и осознаете там все существования, понимаете иллюзорность этого состояния, понимаете, что Вам нужно делать, что не нужно делать. Это не просто, нужно практиковать уже сейчас. Раз в неделю у всех живых существ в Бардо появляется воспоминание момента перехода от жизни к смерти и это продолжается до той поры, пока они не получат освобождения. И по мере существования в первые дни человека сопровождают отпечатки воспоминаний о прошедшей жизни, в последние дни Бардо все больше и больше начинают проявляться отпечатки будущей жизни, в которую он идет.

Итак, через 49 дней Бардо заканчивается и человек рождается согласно карме. Чем больше мы работаем в этой жизни, чем больше мы совершенствуемся и устремляемся к развитию своего сознания в этой жизни, тем легче, быстрее и чище прохождение промежуточного состояния. Проходя его, все больше приближаясь к завершению своего посмертного существования, человек осознает, что он автоматически начинает погружаться в подготовку к следующему рождению. Если в этот момент он имел достаточно благих накоплений и много практиковал, тогда его рождение будет выбрано наиболее чистым из всех возможных, наиболее красивым и гармоничным, совершенное и лучшее из всех возможных.

Существует шесть миров: адские миры, голодных духов, животных, человеческий мир, полубогов и богов. Мы должны стремиться к рождению в человеческом теле или выше. Если мы будем изучать практику посмертного существования, тогда Вам будет легко пройти и выбрать наиболее легкое и красивое рождение и существование в следующей жизни, выбрать лучших родителей. Вы чувствуете в Бардо что Вы не свободны, и по кармическим накоплениям предыдущих воплощений Вас влечет к следующему рождению, вы видите впереди свет, он может быть белым, желтым или золотистым.

Мой Вам совет, выбирайте рождение в теле человека и выбирайте родителей людей. Но учиться этому нужно в течение этой жизни, в другом случае у Вас нет никаких гарантий, что все будет отлично. Очень и очень сложное в Бардо взаимодействие всех различных миров и нет гарантии попадания в следующее хорошее существование, если Вы не практикуете при этой жизни.

Существование бывает как в рождении, так и в смерти, в следующем рождении, затем в следующей смерти. Мы рождаемся в разных мирах, в нижних мирах, затем в верхних мирах, когда-то в человеческих, когда-то в божественных. Кто-то рождается женщиной, кто-то мужчиной, кто-то умным, а кто-то глупым. Давайте захотим родиться в человеческом теле, чтобы продолжить нашу практику до полного и окончательного просветления.

Практикой гарантированно лучшего умирания и Бардо у нас в монастырях учат после практик Низших и Высших Тантр. Ранее, у вас просто не получится все сделать как надо.

Спасибо за внимание.

Когда приходит смерть

Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов человеческого тела разрушаются. Вот как описывает процесс смерти и разрушения махабхут (Великих Элементов) тибетский учёный и святой Лонгчен Рабджампа (1308-1863г) в своей работе "Зеркало памятования. Разъяснение различных положений о бардо": "Тело живого существа возникает благодаря пяти махабхутам, поддерживается ими и погибает с их растворением.

Во время смерти ветер кармы поворачивает вверх, и поскольку он контролирует остальные ветры, то пять чакр разъединяются и пять ветров начинают исчезать. Детали процесса растворения можно найти в дзогченовской тантре Rig-pa rang-shar chen-poi-rgyud, но, боясь такой массы слов, я не буду пускаться здесь в столь пространное изложение. Суммируя общие положения новых и старых школ, я разъясняю их так:

С исчезновением "поддерживающего ветра" (mnyam-gnas / самана) умирающий не способен усваивать пищу, и тепло исчезает из тела, начиная с конечностей.

С исчезновением "жизненной силы" (srog-dzin / прана) ум теряет свою ясность.

С исчезновением "праны, очищающей [вниз]" (thur-sel / апана), умирающий не может испражняться.

После исчезновения "восходящей праны" (gyen-rgyu / удана) он не может глотать, и дыхание становится прерывистым.

С исчезновением "проникающей праны" (khab-byed / вьяна) конечности не слушаются и вены ссыхаются.

После этого начинается разрушение чакр, и с исчезновением поддерживающих ветров махабхуты растворяются друг в друге. Одновременно с этим процессом исчезают также и пять вторичных ветров и связанные с ними индрии (органы восприятия) и аятаны. С растворением в пространстве виджняны (сознания) прекращается внешнее дыхание, и здесь пролегает тот рубеж, из-за которого нет возврата. Все, вплоть до этого момента, называют обычными знаками смерти".

А вот отрывок из наставления Гуру Ринпоче своей близкой ученице Йеше Цогьял о самоосвобождении во время умирания и в бардо.

Умирая, следует практиковать так. Когда земля растворяется в воде, тело становится тяжёлым и не может себя поддерживать. Когда вода растворяется в огне, рот и нос пересыхают. Когда огонь растворяется в ветре, исчезает телесное тепло. Когда ветер растворяется в сознании, человек может только хрипеть при выдохе и судорожно хватать воздух при вдохе.

В это время появляются ощущения, будто тебя придавила огромная гора, охватила тьма, или будто тебя сбросили в бездну. Все эти переживания сопровождаются громом и звоном. Всё небо будет небывало ярким, как развёрнутая парча.

Кроме того, естественные образы твоего ума, мирные, гневные, полугневные божества и существа с разнообразными головами заполнят небо под сводом из радужных лучей. Размахивая оружием, они будут кричать "Бей! Бей!", "Убей! Убей!", "Хум! Хум!", "Пхат! Пхат!" и издавать другие свирепые звуки. К тому же там будет свет, подобный свету ста тысяч солнц, сияющих одновременно.

В это время твоё врождённое божество напомнит тебе об осознавании, говоря: "Не отвлекайся! Не отвлекайся!" Твой врождённый демон взбудоражит все твои переживания, уничтожит их, станет издавать пронзительные и свирепые звуки и приведёт тебя в замешательство.

В этот миг знай следующее. Ощущение навалившейся тяжести не означает, что тебя придавила гора. Это растворяются твои элементы. Не бойся этого! Ощущение замкнутости во тьме – это не тьма. Это растворяются твои пять чувственных способностей. Ощущение падения в бездну – не падение. Это твой ум без опоры, потому что тело и ум разделились, а дыхание прекратилось.

Все переживания радужных светов – это естественные проявления твоего ума. Все мирные и гневные образы – естественные образы твоего ума. Все звуки – это твои собственные звуки. Все света – твои собственные света. Не сомневайся в этом. Если почувствуешь сомнение, будешь ввергнута в сансару. Если же останешься полностью пробуждённой в светоносной пустоте, решив, что это проявление тебя самой, то одним лишь этим достигнешь трёх кай и станешь просветлённой. Даже если тебя швырнут в сансару, ты туда не отправишься.

Врождённое божество – твоё нынешнее удержание ума осознаванием без отвлечения. С этого момента очень важно не иметь ни надежды, ни страха, ни привязанности, ни влечения к объектам своих шести чувств, а также к завороженности, счастью и горю. Если отныне ты достигнешь устойчивости, то сможешь в бардо обрести своё естественное состояние и стать просветлённой. Поэтому самое главное – с данного мгновения поддерживать свою практику, не отвлекаясь.

"Врождённый демон – твоя нынешняя склонность к неведению, твои сомнения и колебания. В это время, какие бы ужасные проявления – звуки, цвета и света – ни возникали, не пленяйся, не сомневайся и не бойся. Если хотя бы на миг впадёшь в сомнение, будешь блуждать в сансаре, поэтому обрети полную устойчивость".

Из терма "Наставление о священной чистой сущности"

Что мы знаем о смерти кроме того что говорят попы, гуру и аттестованные учителя? Есть ли у нас личный опыт пробуждённого состояния сознания? Либо мы в обоих вопросах полагаемся на веру в необъятное и чудесное озарение, которое однажды с нами случится?

Сколько нервов, времени и сил люди тратят на веру. Большинство думает, что вера приносит успокоение в трудные минуты. Ведь не зря говорят, что нет атеистов в окопах под огнём. Но если вы сейчас читаете эту книгу, значит, у вас есть время остановиться и поразмыслить здраво, откинув догматизм и религиозный фанатизм. Это как раз и нужно!

Вера никогда не заменит знание. Высокопоставленные сановники, как и простые работяги, умирают одинаково — неожиданно, в страхе или неведении. Они не имеют знания о смерти. В действительности об этом мало кто знает. Мало людей способно повлиять на собственный уход. Важно понять, что от нас самих зависит как именно мы покинем этот мир — как твари дрожащие или как равные войдём в смерть.

У нас есть шанс уже сейчас обрести знание и освободиться от страха смерти, неопределённости перед будущим. Это очень важно, ведь никто не знает момента своей смерти и нужно всегда быть готовым покинуть своё тело. Процесс смерти для пробуждённого — обыденность, практикующего — искусство, а начинающего — трагедия.

У каждого человека есть возможность осознать свою истинную природу. Для чего это нужно? Многие мастера прошлого на своём примере показали, что человек, познавший себя, свою божественность, достигает всех совершенств и благодетелей.

Если есть реальный шанс достичь уровня Иисуса или Будды, неужели вы им не воспользуетесь? В моём понимании — это самое высокое, что человек способен достичь в своей жизни. Ни материальные блага, ни почести и слава не сравнятся с осознанием своей божественной природы. А момент смерти — это последний наш шанс осознаться. В статье даны простые, но эффективные способы саморазвития, которые я проверил на себе. Сделав над собой небольшое усилие, вы обретёте самую редкую из драгоценностей и самую ценную. Стоит хотя бы попробовать. Вы ничего от этого не потеряете.

Перечитывая статью, вы раз за разом будете открывать в ней что-то новое, потому что качество вашей практики будет улучшаться, а осознание становиться всё глубже. Я надеюсь, что в покорном стаде паствы появятся новые хозяева своей жизни и смерти, которых так не хватает этому обществу.

День — маленькая жизнь

Начнём с интеллектуальной практики. Один день — это маленькая жизнь. Момент пробуждения подобен рождению. Мы не сразу осознаём происходящее. Проходит какое-то время, пока мы осознаем себя, вспомним о делах, навалившихся на нас проблемах. А процесс засыпания похож на смерть, только в меньшем масштабе.

Вспомните, чем вы заполнили промежуток бодрствования сегодня? Что полезного узнали? Что сделали для собственного развития? А для развития окружающих? Что привнесли в общество? Осознали в себе божественное начало?

Если вы читаете эту книгу, то день точно не прожит даром. Вы приобретёте знания, которые, возможно, помогут реализовать ваш духовный потенциал на практике. А что касается предыдущих дней, сложившихся в недели, месяцы и годы?

Исходя из положения на сегодняшний момент, есть ли у вас шанс умереть достойно, как полагается? Ведь смерть не спрашивает когда приходить. Если она придёт сейчас, сможете ли вы покинуть этот мир в полной осознанности?

Вдумайтесь, сколько времени драгоценной человеческой жизни было потрачено на праздные разговоры, бессмысленные занятия, саморазрушение, тупое забытье в пьяном угаре или наркотическом дурмане. А чего вы достигли в вопросах собственной души и её предназначении? Осознайте, что времени мало. Часть жизни прошла. А сколько ещё осталось? Неизвестно.

Возможно, вы накопите состояние, воспитаете девять детей, пожертвуете денег на "ламборджини" любимому гуру махараджу. Только чем это на самом деле вам поможет? Как это ведёт к пробуждению сознания? Где гарантии благополучия после смерти?

Нужно научиться задавать себе вопросы и находить на них объективные ответы, пока ещё есть время. Критичность является залогом развития человека как личности. Все религии призывают отбросить критичность и начать верить на слово пастырям. Однако стоит отметить, что не религиозные деятели улучшают общество, а отчаянные искатели истины, отбрасывающие условности и стереотипы. Именно они творят историю, открывая новые пути развития, продвигаются на пути осознания себя и Бога.

У меня есть друг, который слез с наркотиков благодаря тому, что всегда искал истину. Он задавал много вопросов и всегда находился в поиске. Сейчас он уже много лет как не употребляет мясной продукции, сигареты, наркотических, психоделических веществ. Все благодаря тому, что он нашёл своего Бога.

Нужно начать действовать уже сейчас, пока не закончился день, пока мы ещё не слишком устали. Хватит пытаться сберечь себя. Все равно не получится. Наша задача грамотно себя израсходовать.

Страх смерти

Имеет смысл разобраться, что не даёт нам ступить на путь познания феномена смерти:

  1. Неизвестность. Мы не можем напрямую познать, почувствовать или проверить, что происходит за гранью жизни. Пока для нас это не доказуемо.
  2. Отсутствие веры. Если мы не привязаны к какому-либо учению, либо следуем традиции "на всякий случай", то вопрос первобытной веры так же обходит нас стороной.
  3. Бессмысленное существование. Мы тратим много времени в погоне за материальными благами и наслаждениями. Сил на духовные свершения почти не остаётся. В человеке всё должно быть гармонично. Перевес одной из сторон ведёт к обеднению другой.

Все три фактора в основе сводятся к главной причине страха — отсутствию достоверного знания. Никто не знает, что происходит после смерти. И что в момент её наступления нужно делать.

В свою очередь временность нашей жизни это благословение. Нам нужно понять значение умирания и его перспективы.

Польза смерти

Смерть — это важный этап в жизни любого живого существа. Расслабьтесь внутренне. Прекратите подпитывать ментальные тиски, сковывающие вас. Первый ключ к осознанию феномена смерти — это принятие. Это не означает сдаться. Принятие подразумевает встретиться лицом к лицу с собственным невежеством, что бы одолеть его.

Начните размышлять о смерти. Поставьте себе цель просто подумать об этом феномене. Будьте открыты для полёта мыслей. В глубине души вы почувствуете некоторое успокоение, отрешённость. Эти ощущения идут из того, что вы есть на самом деле — вашей сущности.

Вне зависимости от навязанных вам с момента рождения стереотипов и догм, ваша душа осознает, что смерть для тела, в котором вы находитесь, подобно освобождению от заточения из темницы.

Практика показала, что люди, воспринявшие свою смертность не как интеллектуальную информацию, а как факт, который может с ними произойти в любой момент их жизни, становились спокойней, добрей, свободней. Это удивительная закономерность.

Меня в своё время осознание собственной недолговечности подтолкнуло к поиску информации о подготовке. Для меня это было естественно. Умирает тело, но не дух. Здесь нет места страху, потому что нужно подготовить свой разум всеми возможными способами. Займитесь этим и вы!

Признаки смерти

Вы должны научиться распознавать симптомы грядущей кончины. Предупреждён — значит вооружён. Так мы сможем своевременно занять вертикальное положение во время разгерметизации салона.

Не обязательно, что у вас будут все признак. Может присутствовать только некоторые из них.

  • Чрезмерная сонливость, слабость, продолжительный сон и короткие перерывы бодрствования, слабый тонус;
  • Темп дыхания то ускоряется, то замедляется;
  • Слуховые, зрительные галлюцинации;
  • Ухудшается аппетит;
  • Изменяется стул, а так же окрас и проходимость мочеиспускания;
  • Меняется температура тела;
  • Человек мало интересуется внешним миром, перестаёт следить за датой, временем;
  • Стороны лица становятся симметричными;
  • Появляется ощущение бесконечности, пространства.

Случалось так, что человек попросту не видел себя в будущем. Не было зацепленности за окружающий мир. Возможно, он даже не отдавал себе в этом отчёта, но у души было понимание, что скоро закончится воплощение.

Некоторые из вышеперечисленных симптомов относятся и к людям, погибающим неожиданно, например в катастрофах. Из нас мало кому представляется возможность заранее узнать о своём уходе. Так что имеет смысл практиковать духовные знания интенсивней, пока у нас есть время на подготовку.

Одному человеку врач боялся сообщить, что тому осталось жить всего два месяца. Однако пациент настаивал. Врачу пришлось сообщить не радостную новость о скорой кончине. К его удивлению, умирающий обрадовался такой новости. Он воскликнул, что это огромная удача, знать точное время своей смерти и у него есть время подготовиться.

Последние слова Иоганна Гете широко известны: "Отворите пошире ставни, больше света!" Но не все знают, что перед этим он спросил доктора, сколько ему ещё осталось, и, когда доктор ответил, что остался один час, Гете облегчённо вздохнул: "Слава Богу, только час" .

В свою очередь, нам вряд ли так может повести с "весточкой об отправке", так что давайте углубимся в вопрос подготовки своего сознания, сначала интеллектуальной, а затем психологической. Тогда для нас будет минимум неожиданностей.

Жизнь после жизни

За несколько месяцев до своей смерти Ошо продиктовал надпись для склепа со своим пеплом: "Ошо. Никогда не рождался — никогда не умирал. Лишь посетил эту Землю между 11 декабря 1931 года и 19 января 1990 года" .

Ниже приведу отрывок из книги Сергея Рязанцева "Танатология — наука о смерти":

"В середине 80-х годов нашего века список бестселлеров США возглавила книга американского врача Раймонда Моуди "Жизнь после жизни", в которой им проанализированы поразительные свидетельства 150 людей, переживших состояние клинической смерти. "Описания столь сходны, столь живы и непреодолимо достоверны, что они могут навсегда изменить взгляд человечества на смерть, жизнь и посмертное существование души" — писал журнал "Америка" в июне 1989 года.

В своей книге доктор Моуди выводит типичную схему клинической смерти: при наступлении смерти больной успевает услышать слова врача, констатирующего летальный исход, затем слышит непривычный шум, громкий звон или жужжание и чувствует, что с большой скоростью несётся сквозь длинный чёрный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, видит свет; перед ним проходит вся жизнь; к нему приходят души других людей, чтобы встретить и помочь ему, он узнает в некоторых случаях своих друзей или умерших родителей. В некоторых случаях перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Затем он чувствует приближение границы, из-за которой возврата уже не будет, и… возвращается к жизни.

Затронутая Раймондом Моуди тема тут же нашла энтузиастов. Доктор психологии Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут.

Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чем. Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал: 60 процентов больных испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов — парили над собственным телом, 26 — помнят различные панорамные видения, 23 — входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб, 16 — до сих пор восторгаются чарующим светом, 8 процентов утверждают, что встречались с умершими родственниками.

Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или из Бурунди; атеисты, христиане или буддисты; считают ли они свет природным явлением или божественной благодатью — все рассказывали одни и те же вещи" .

Восприятие Всевышнего

Чтобы хоть как-то понять Бога, мы своим скудным умишкой пытаемся воспринять Творца либо персонально, либо имперсонально.

Персональное поклонение подразумевает, что мы условно ставим на алтарь статуэтку, кладём в кошелёк изображение, и дарим духовным братьям и сёстрам значки с именем любимого бога. В одном варианте, персона для поклонения и просьб воспринимается как единственное и наиглавнейшее воплощение Всевышнего. В другом варианте, как одно из пантеона.

Имперсональное понимание подразумевает веру (умышленно не используется слово "знание") в безличное сияние. Называться оно может по-разному: Брахман, пустота, шуньята, но суть от этого не меняется. За всю жизнь не видел ни одного человека отринувшего свою личностную природу и растворившегося "в нигде". Быть может растворение абсолютное и улик не остаётся.

По-моему, мир слишком велик и многообразен. Он совершенен в своём проявлении. Каждый здесь видит то, что хочет видеть. И это один из его законов, позволяющих существовать субъективному восприятию.

Имеет смысла отказаться от излишних оценочных суждений с пользу персонализма или имперсонализма. Всевышний настолько всеобъемлющ, что включает в себя все взаимоисключающие понятия. Бога вряд ли можно описать единым термином, передающим его природу и проявление. Подобное сложно описать языком. Истинное видение можно только приобрести в ходе внутренней работы.

Категории практикующих

Рассмотрим три наиболее часто встречающихся категории практикующих, которые есть везде. Первые две можно встретить в любой секте, общине или духовной корпорации.

Первая группа людей это фанатики. Они считают, что Бог есть только у них. Они верят, что только их секта сможет привести к Верховной Личности Бога.

Вторая группа практикующих уже разобрались что к чему, так как в своё время подключили мозг. Они ищут действенные практики, видят цель и никому не навязывают свои взгляды.

И третья группа включает в себя реализованные души, которые достигли глубокого понимания своей природы и окружающей реальности.

Если кто-то вам говорит, что вы обретёте просветление за 48 часов, то не спешите верить таким обещаниям. Возможно, вы приобретёте некоторый опыт, но не саму реализацию. Не расстраивайтесь, если не увидите Шиву, Кришну или Элвиса после 12 оплаченных дней медитации в ретритном центре.

Перечислю несколько возможных вариантов, как можно обрести понимание Всевышнего:

  1. Через медитацию созерцания;
  2. Через общение со святыми личностями, которые обрели истинное понимание Абсолюта;
  3. Посетив святые места;
  4. Через выполнения взятых на себя аскез.

Можно очень долго спекулировать по поводу того, что есть Бог, но все умственные построения рассеиваются, когда вы сталкиваетесь с носителями истинного знания или обретаете спонтанное понимание через практику самоосознания.

В этой книге изложены практические приёмы, с помощью которых вы приблизитесь к пониманию Абсолюта, через практику самонаблюдения. Вам останется только практиковать, что бы быть готовым к последнему экзамену в конце вашего пути.

Душа

Я не мог обойти стороной тезис "душа", так как это одна из ключевых точек понимания собственной природы.

Жизнь прекрасна, хороша, ведь мы не тело, мы — душа!

Вы задумывались, почему люди плачут, когда умирает человек, которого они любят? Но ведь тело здесь! Зачем причитать: на кого ты нас покинул(а)?

Сознанием мы понимаем, что тот, кого мы считали личностью, больше таковой не является. Осталось только тело. Но мы ценим не тело, мы ценим сознание. Мы уважаем за нечто неуловимое, неосязаемое, но всегда определяющее наличие жизни в теле.

Я крайне сомневаюсь, что сознание растворяется после смерти. Я помню свои ощущения, когда умирал прежде. Сложно сказать, как это сохранилось в моей памяти, но для меня воспоминание стало одним из самых важных, направляющих фактов. Сохранение сознания после смерти является доказанным фактом. То же самое испытывают многие люди, пережившие клиническую смерть или иной около смертный опыт.

Колесо перерождений

Хочу обрадовать, что все мы живём далеко не первую жизнь. В начале статьи приводилась аналогия "день — маленькая жизнь". По этой же схеме происходят и наши более масштабные путешествия из одного тела в другое.

Существует защитный механизм, блокирующий воспоминания и события прошлого. Можно объяснить этот момент так же ограниченностью человеческого тела. Ведь мы не вспомним в подробностях даже вчерашний день, не говоря уже про момент рождения. Под тяжестью этого факта, что говорить о предыдущих воплощениях?

Так же, события прошлого могут тяжким грузом сказаться на психике индивида. Этому есть масса подтверждений, когда мужчина спонтанно вспоминает свою предыдущую жизнь в женском теле. Такой опыт перекрывает ощущение настоящего момента. Даже в этой жизни у каждого из нас есть опыт, когда предыдущий страх мешал нам действовать в ответственный момент. Поэтому гораздо проще начинать всё с чистого листа, суммируя опыт в душе. Душа не забывает прошлые жизни, просто тело о них не знает.

Все мы не раз ощущали на себе некую безысходность, скованность, обусловленность внешними факторами. Всё это и многое другое являлось реакцией нашего сознания на пространство и время, в котором ей не свойственно находиться.

Смерть и перерождение — это два симптома нескончаемого циклического существования. Естественный уровень души — это божественный уровень. Мы связанны с Богом как капли воды в океане. Даже если мы в испарённом, оторванном состоянии или заледенели среди миллиардов других капель — льдинок. Однажды мы вернёмся в своё естественное жидкое состояние в мировом океане.

Кстати, интересная концепция, что Бог — это совокупность всего сущего. Когда мы начинаем видеть божественное во всём окружающем, мы приближаемся к пониманию Всевышнего, ведь всё суть одно.

Цель жизни — правильная смерть

Есть мнение, что цель жизни — это подготовка к её главному событию, смерти. Однако люди старательно избегают задаваться вопросами на эту тему.

Сейчас смерть становится запретной темой, которую не принято обсуждать. О погибших часто говорят в средствах массовой информации, но никто не говорит о природе смерти, как к ней подготовиться. Ведь никто не будет жить вечно и всем нам нужно иметь базу знаний и навыков, что бы адекватно реагировать на надвигающуюся кончину. Размышления часто погружают людей в уныние, вызывают необъяснимую тоску и оставляют горькое послевкусие.

Все мы однажды покинем наши мясные тушки. Все переживём тот опыт, о котором в течение жизни не хотели даже думать. Так какой смысл закрывать глаза на одно из самых важных событий своего неизбежного будущего?

Пора перестать быть бревном на реке жизни. Нужно взять ответственность за собственное будущее.

Последние слова Будды Шакьямуни были: "Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению…"

Самоубийство

В какой-то момент у людей, изучающих умирание, возникает вопрос о практичности самоубийства. Кто-то считает, что самоубийство это нормально во имя высшей цели. Не могу с этим поспорить. Потому что здесь больше подходит термин самопожертвование.

Человек, способный отдать жизнь ради кого-то, обладает высокой степенью бескорыстия. Если каждое существо на планете станет ценить других выше себя, то настанет тот самый рай, о котором любят с пеной у рта рассказывать свидетели Иеговы.

Однако самоубийство подразумевает под собой трусливую попытку избежать трудности жизни и как следствие духовный рост. Школьник, прогуливающий школу, вряд ли чему-то научится. Ему придётся остаться на второй год.

Жизнь — универсальная школа, здесь можно оставаться в одном классе хоть тысячу жизней. От процесса духовной эволюции не уйти, как не возможно плыть вверх по ниспадающему потоку водопада.

Не убивайтесь! Всё равно не убьётесь. Нет событий в вашей жизни, которые бы вы не смогли преодолеть. Крест даётся каждому по спине его и не более того.

Процесс умирания

Вырезка Описания умирания из книги "Смерти вопреки".

Процесс смерти тела одинаковый у всех живых существ. Понимая процессы? Происходящие внутри в момент ухода, вы будете лучше ориентироваться в предсмертном состоянии. Всё это нужно знать, потому что отношение к происходящему во многом определит ваше будущее воплощение. А если вы будете иметь хотя бы теоретическое представление, то буде гораздо проще переживать умирание тела.

Вы можете не верить в перерождения, однако закон сохранения энергии косвенно указывает на то, что ничто не исчезает бесследно. Это физика. Ваша личность в свою очередь ещё более тонкий вид энергии. Он не рассеивается, только меняет физическую оболочку. Поэтому в ваших силах создать для себя максимально благоприятные условия. А что может быть благоприятней пробуждения?

Итак, сначала произойдёт растворение пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Вы перестанете воспринимать внешние формы, объекты. Звуки станут неразборчивыми, будто бы слышны издалека. Исчезнут болевые ощущения, запахи и вкус.

Затем растворятся в теле основополагающие элементы — земля, вода, огонь, воздух. Когда растворится элемент земли, вы ощутите тяжесть, словно проваливаетесь куда-то под тяжестью огромного веса. Ум станет беспокойным, а потом впадёт в дремоту.

В момент растворения воды, вас подхватит бурный поток, в котором вы тонете. Ум станет туманным, нервным, как бывает, когда настигает чувство неудачи.

В процессе распада огня, вы почувствуете жар. Ум будет впадать то в ясность, то в замешательство.

Когда же растворится воздух, дыхание покинет наше тело. Вы ощутите холод. Сознание будет воспринимать видения, порождённые умом.

После растворения ветра, внешне вас признают умершим. В действительности, начнутся внутренние процессы распада. Опуская детали, следующее, что вы воспримете это белый свет. Он описан как безоблачное небо, залитое лунным светом. Сознание прояснится, и вы переживёте состояние без мыслей, порождаемых гневом.

Затем вам явится ощущение красного света, описываемого как солнце, сияющее на чистом небе. Вы ощутите блаженство безмыслия, порождаемое желаниями.

Последовательность переживания белого и красного света может изменяться индивидуально.

В завершение, вы переживёте светоносность, подобную небу без облаков и тумана. Это самое глубокое переживание, которое опытные практики буддизма называют природой Будды.

Вам нужно хорошо усвоить этот урок. Если при переживании последовательности состояний не произойдёт осознания того, что эти процессы протекают внутри вас, то водоворот переживаний снова поглотит вас. Ваша же цель, как существа, стремящегося к пробуждению, обрести ясность собственной природы.

Душа не проходит последовательные стадии разложения в трёх случаях:

  1. Когда отправляется в райские миры.
  2. Когда падает в адские миры.
  3. Когда уходит в чистые миры.

Если на счёт райских и адских миров всё более или менее понятно, то про чистые миры стоит сказать несколько слов.

Во многих писаниях говорится о мирах, в которые попадает душа, когда у неё нет привязанностей за материальные объекты. К таким объектам относятся так же и родные, дети, супруг или супруга. Если ум человека в момент смерти чист и открыт для процесса умирания, то у души есть шанс уйти в чистые миры.

Исследование

Поразмышляйте о смерти. Поставьте себе цель просто подумать об этом феномене. При этом, когда вам естественно захочется погрузиться в размышление, прислушайтесь в своим эмоциям. Будьте открыты для полёта мыслей.

В глубине души, вы почувствуете некоторое успокоение или отрешённость. Эти ощущения идут из нашей божественной природы, из того, чем мы являемся на самом деле. Вне зависимости от навязанных вам с момента рождения стереотипов и догм, ваша душа осознаёт, что смерть тела, в котором она находится, подобна освобождению от заточения из темницы.

Эта практика актуальна всегда и всем. Она не требует много времени или каких-то специальных приспособлений, ритуалов и благословений гуру. Процесс понимания феномена умирания полностью лежит и зависит от вас.

В короткие сроки о смерти вы будете знать больше, чем ребята с книжками в шафрановых одеждах, которые поджидают вас на улицах города с намерением продать вам святые писания во имя спасения вашего духа.

Практика умирания

Итак, хватит тратить силы и нервы на веру! Пора обрести знание. Настоящее знание в отличие от веры, закономерно приносит результаты. Самое реализованное знание приходит через практику и никуда уже не уходит. Оно может стать только глубже.

Просветление — наше естественное состояние. Его не осознать и не достигнуть посредством веры. Необходимо обрести знание, внутреннее понимание, опыт через регулярную практику.

В момент смерти по-настоящему имеет значение только состояние нашего сознания. От его стремлений и приоритетов зависит наше дальнейшее положение, достигнем мы просветления или опять амнезия возьмёт в тиски наш первопричинный орган.

Поддержание пробуждённого сознания всецело зависит от того на сколько качественно мы практиковали в течение жизни. После смерти ясное восприятие себя и мира станет стабильным, а наши ограничения прекратят своё существование.

Люди, которые медитируют, по ходу практики приходят к пониманию того, насколько способен к тренировке наш ум. Методы работы с ним естественны и не требуют насильственного подчинения. Нужно уметь расслабляться и наблюдать источник своих мыслей. При регулярной тренировке можно разрушать, создавать реакции на любые события. Можно абстрагироваться от нежелательного воздействия и поддерживать желаемое состояние.

Вспомните, как вы реагируете на опасность для собственной жизни. Если реакция бесконтрольная, паническая, то её следует устранить осознанным наблюдением. Это достигается регулярными занятиями, которые можно выполнять в любое время, в любом месте. Специальной тренировки не требуется.

Представьте в подробностях, что вы умираете прямо сейчас. У вас нет выбора, от вас это не зависит. Причиной выберите что-либо реалистичное, в зависимости от места и ситуации в которой вы сейчас находитесь. Осознайте настроение, в котором вы находитесь в этот момент. Расслабьтесь.

Насколько вы естественны в настоящий момент? Чувствуете ли вы ясность сознания? Согласны ли вы покинуть своё тело в текущем умонастроении? Учитывайте, что от состояния, в котором вы умираете, будет зависеть ваше дальнейшее перерождение.

Оцените адекватно. Если вас устраивает чистота сознания, значит вы практик духовных традиций не первое воплощение. Но если эмоции пластами закрывают росток вашего самосознания, значит нужно над собой поработать.

Прежде всего, необходимо заглянуть внутрь себя. Естественно возникнет состояние, в котором не хочется цепляться за собственное тело, окружающие вещи или людей. Не выдумывайте себе состояние. Если в момент смерти вы будете осознавать свою истинную природу, свою божественную сущность, то вам не придётся проходить все стадии умирания. Вы обретёте просветление в тот же момент.

Упражнение простое, но эффективное. Это имеет решающее значение, когда смерть близка, а времени совсем нет. Поддержание состояния требует очень мало затрат, нежели визуализации, молитвы и прочее. В момент смерти вы об этом просто не вспомните, а если постоянно поддерживается состояние присутствия, то освобождение происходит естественно. По сути, вы освобождены уже в момент присутствия, ещё до смерти. Смерть же просто проверяет на прочность и закрепляет результат.

Поймите, что когда вы контролируете свой внутренний мир, вы не подвержены ветрам причин и следствий. Вы вольны сами выбирать, что чувствовать, а что отпустить. В состоянии осознанности вас не испугать, если вы сами не захотите этого.

Каждый раз, когда начинаете делать это тренинг, придумывайте себе новую причину смерти. Пусть вне зависимости от внешних обстоятельств, у вас уже будет психологическая подготовка. Неожиданности для вас уже не будет существовать!

Эту практику можно выполнять где угодно и когда угодно. Её можно делать во время занятия спортом, сексом, просмотром фильма и так далее.

Важно усвоить, что чем чаще и качественнее вы проводите эту динамическую медитацию, тем выше у вас шансы достичь состояния освобождения.

Заключение

Итак, нам выпала великая удача, которая случается далеко не с каждым. Мы можем достигнуть просветления и покинуть мир обусловленного существования уже в этой жизни. У нас есть информация и практические рекомендации, с которыми даже осёл, если приложит хоть капельку стремления, реализует свой потенциал.

Мастера прошлого сравнивают вероятность обретения благоприятных факторов, подобных нашим с вероятностью того, с какой черепаха, плавающая в мировых водах, вынырнет на водную гладь и попадёт головой в отверстие деревянного круга, брошенного кем-то в океан. Поэтому лучшее, что можно сделать, это практиковать знания, полученные нами!