Что будет при нарушении обета на спиртное. Сказать «нет» или дать обетЧто такое «обет трезвости»? — А были случаи, когда обет нарушали

Данный Чин обета можно применять только под руководством священника, если он посчитает обет трезвости необходимым. Самостоятельно, без священнического руководства, давать обет трезвости очень опасно для души и здоровья. Обет трезвости может очень сильно помочь пьянице заняться развитием своих талантов, если продуктивно использовать время, на которое дан обет.

Этот Чин активно применялся в XIX веке братствами трезвости, например в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Перербурге. Текст взят из книги «Чин обета трезвости», М.: «Ниппур», 1997.

Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости (Чин обета трезвости)

По увещании дающему обет священником, обычное начало. Великая ектинья: Миром Господу помолимся и прочая.

После же: О плавающих…

О еже простите всякое прегрешение вольное и невольное раба своего (имя рек) и о еже милостиву быти к нему, Господу помолимся.

О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.

О еже посетите его посещением Святого своего Духа и исцелити всяк недуг и всяку страсть, в нем гнездящуюся, Господу помолимся.

О еже благословити доброе намерение и дело раба своего (имя рек), и благословити благополучно начати и спешно, кроме всякого преткновения скончати, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже приставити ему и делу его Ангела хранителя, во еже, невидимо отразити вся противныя вещи видимых и невидимых врагов, и подати ему к совершению силу и во всем благопоспешество, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимяся.

О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, болезни и печали, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй… Пресвятую, пречистую, преблагословенную.

Возглас: Яко подобает…

Бог Господь… глас 6 и тропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благословив, укрепи его, и в совершение намерение благого дела раба Твоего спешно произведи; вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог, творити можеши.

Слава, и ныне.

Аще храм Богородицы, тропарь храма, аще иной, то на «Слава» тропарь храма, и на «И ныне» - «Взбранной Воеводе»…

Запевы: Иисусе Сладчайший, спаси нас. Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси святии, молите Бога о нас! Слава, и ныне.

По малой ектиньи, возглас: Яко благ…

Прокимен: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Евангелие: Иоанна гл. XIV , ст. 10-21. По Евангелии те же запевы.

Кондак: Не имамы иные помощи (стр. 345) Слава, и ныне:

Под Твою милость (Там же).

Ектиния: сугубая: Помилуй нас, Боже…

Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, пощади и помилуй страждующаго раба Твоего (имя рек), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его: и, яко благосерд, прости ему вся прегрешения его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Посрешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя рек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя рек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

В славу Твою вся творити повелевый, Господи, рабу Твоему (имя рек), к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие ему со благоденствием даруй, молим Ти ся, вседаровитый Творче, услыщи и милостивно помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче, милостивым оком Твоим на раба Твоего (имя рек) и услыши моления наша, с верою Тебе приносимыя, сам бо рекл еси: вся, елика молящеся просите, веруйте, яко приимите и будет вам, и паки: просите и дастся вам; сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имя рек) и исполни благая желания его, мирно же и тихов благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй.

Возглас: Услыши ны Боже… Господу помолимся: Господи помилуй.

Затем самим дающим обет читается во всеуслышание следующее молитвенное обещание:

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя рек), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина т ничего хмельного, а так же не соблазнять к тому других, равно не принимать никакого участия в различнаго рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов – в грядущее время – от сего дня впредь на столько-то (месяцев или годов). О, Премилосердный и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу твоему, силою честнаго и животворящего Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Затем священник читает молитвы:

1. СПАСИТЕЛЮ:

Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помози нам, умудри нас трезвенно пожити во вся дни живота нашего, укрепи наши столы, да не поползновенно прейдем поприще, нам от Тебе, всеблагий, заповеданное. Господи, Боже наш, щедрый и многомилостивый, не хотяй смерти грешника, но еже обратитесяи живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пиянства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго и лукаваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугующих, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою т на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь.

2. БОЖИЕЙ МАТЕРИ:

Царице моя преблагая…

Совершается обычный отпуск; и, после должного наставления, священник вручает обещающемуся листки и книжки о трезвости, а также особую «обетную грамоту».

После сего в притворе церкви произносится запись давшего обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и выдается давшему обет.

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека, но как личный выбор он не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается. Но и они по-разному относятся к традиции обетов трезвости, сложившейся в России в конце XIX века и с 1990-х годов возрождающейся во многих православных общинах.


История обетов

Судя по всему, такой традиции нет ни в одной другой Поместной Церкви. О том, как она сложилась в России, рассказал заместитель директора центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, кандидат педагогических наук Георгий Гусев (истории трезвенного движения в Русской Православной Церкви посвящена его диссертация «Обучение и воспитание трезвости в православном образовании»): «Практика обетов возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. (Откуп - система сбора налогов с населения, при которой государство передает право этого сбора частным лицам (откупщикам). Откупщики уплачивают государству определенную сумму от сборов. В России особенно были развиты таможенные, соляные и винные откупы. - Прим. ред.) В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости. Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет трезвенное движение».

По словам Гусева, второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 году он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 году он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Об этом много написано в материалах современных трезвеннических движений, некоторые из этих материалов были опубликованы и на нашем сайте. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости». Сегодня она переиздана, священники, так или иначе связанные с обществами трезвости, о ней знают, и сегодня обеты в обществах дают именно по этому чину. «Таким образом, вопрос решается однозначно, - убежден Гусев. - Есть указ Священного Синода, узаконивший чин обета трезвости. Никто его не отменял. Как можно быть против действующего церковного постановления?»


Обет трезвости и дух Евангелия

Наверное, действительно, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода - не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф., 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф., 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «По существу это включение в таинство покаяния еще одного момента, - считает профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов. - Смысл покаяния в том, что человек решил никогда больше не повторять своих грехов, в которых исповедовался. Только такое покаяние принимается Богом. Бог не на слова смотрит, а на нашу решимость порвать с грехом. И мы на исповеди обещаем это в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием. Фактически даем обет. А во время принятия обета трезвости делается акцент на одной страсти, которая особенно мучает человека. Это особое повторение покаяния, касающееся только одного греха. И оно имеет большое психологическое значение». «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», - говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерей Борис Левшенко. Но когда у него просят благословение на обет трезвости, он никого не благословляет. «Это очень серьезная ответственность перед Богом. Страшно нарушить обет, данный на Кресте и Евангелии. А обет трезвости многим пьющим людям оказывается не по силам. Пусть лучше человек просто попробует не пить или найдет врача, который поможет ему справиться с зависимостью», - советует отец Борис. Похожего мнения придерживается профессор Осипов: «Принципиальных возражений против обета трезвости у меня нет, но надо быть очень осторожным с людьми, которые хотят его принять, ни в коем случае не настаивать. Было много случаев, когда принимали, а потом срывались, а это для человека еще одна сильная травма».


Почему рискованно давать обет?

Именно поэтому в реабилитационном благотворительном фонде «Зебра» обеты трезвости не практикуются. «Одно дело - обеты монахов и священников. Они долго готовятся к этому шагу, получают благословение духовников, потом - правящих архиереев, - напоминает директор фонда «Зебра» Екатерина Савина. - Чтобы принять обет, человек должен быть к этому духовно готов. Мы же каемся на исповеди, просим Бога помочь нам избавиться от конкретного греха, и далеко не всегда сразу получается. Повторяем тот же грех, вновь исповедуем его, и только после длительной внутренней работы удается ослабить страсть, а иногда и избавиться от нее. Алкоголизм - болезнь, требующая долгого лечения, не только медикаментозного. И я сомневаюсь, что люди, страдающие этой болезнью, только начинающие воцерковляться, готовы выдержать обет. У кого-то получается, но не у всех. К нам не раз приходили те, кто срывался. После срыва все чувствовали огромную вину перед Богом, а поскольку не имели духовного опыта борьбы с грехом, у многих в итоге осложнялись отношения с Церковью, и нам приходилось эти отношения восстанавливать. Наверное, в общине, по благословению опытного духовника, хорошо знающего человека, понимающего его духовное состояние, обет трезвости возможен, и то у меня серьезные колебания в связи с тем, что алкоголизм - болезнь».

По той же причине с недоверием относится к обету трезвости настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Ерино Подольского района Московской области священник Андрей Дерягин (при храме уже больше десяти лет собираются группы помощи зависимым христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет»): «Для борьбы с грехом есть таинство покаяния. Мне непонятно, зачем что-то к нему добавлять, выделять естественное желание человека избавиться от пьянства в отдельный обряд. Психотерапевтический смысл в этом, наверное, есть, а при алкогольной зависимости необходима серьезная психотерапевтическая работа. Но тогда получается, что в основе обета трезвости лежит психотерапия, а срывы имеют духовные последствия. Люди, давшие обет трезвости и нарушившие его, ощущают, что они предали Христа. По опыту знаю, как трудно бывает их вывести из глубокого отчаяния, вернуть в нормальное русло реабилитации. Задача Церкви - не лечение алкоголиков, а спасение грешников. А для лечения алкоголиков существуют наркология и психотерапия».

Председатель правления Христианского благотворительного фонда «Старый Свет» и директор программ профилактики и реабилитации алкоголизма и наркомании, психолог Евгений Проценко рассказал, что знает два случая, когда переживания из-за нарушенного обета трезвости привели к попыткам самоубийства, причем при одной из них человек действительно свел счеты с жизнью. Проценко почти уверен, что это не единственные случаи. Часто в своей практике он сталкивался с менее трагическими, но тоже очень негативными последствиями. Кроме того, обет трезвости, по мнению Проценко, не мотивирует человека на дальнейшую работу над собой, а без этой работы преодоление пагубной страсти невозможно. Поэтому он категорически против обетов.

Священник Андрей Дерягин и Екатерина Савина также считают, что многие сегодня принимают обет трезвости в надежде на чудо, которое должно произойти без каких-либо усилий с их стороны. Оба сходятся во мнении, что в Домах трудолюбия, созданных святым праведным Иоанном Кронштадтским, эти обеты были эффективны именно благодаря личности Иоанна Кронштадского - великого молитвенника. Но не все, на что дерзали святые, может стать общепринятой церковной практикой. «Сегодня это больше напоминает магическую процедуру, - говорит Савина. - Для многих, кто хочет принять обеты, эта акция ничем не отличается от кодирования - одномоментное действие, которое сразу освободит их от всех проблем. И они именно этого хотят. Но мы настраиваем их не на разовую акцию, а объясняем, что борьба с грехом - длительный процесс, совершаемый в лоне Церкви. Вот пусть и борются, а мы по мере сил поможем».

«Любой алкоголик готов на многие религиозные обряды, но часто за этим стоит не вера, а желание убежать от решения своих душевных проблем, которые всегда лежат в основе алкоголизма и наркомании, - объясняет отец Андрей Дерягин. - Если ко мне приходит зависимый человек и хочет что-то пообещать Богу, я как пастырь стараюсь удержать его от этого шага. Потрудись, говорю, сперва, и Господь, видя твою решимость, тебе поможет».

Надо отметить, что фонды «Зебра и К» и «Старый Свет» в первую очередь ориентированы на программу «12 шагов», которая не предусматривает никаких обещаний надолго вперед. Наоборот, в группах анонимных алкоголиков есть поговорка: «Я трезвый только сегодня». Цель у них такая же, как у всех алкоголиков, осознавших свою зависимость и решивших с ней бороться - навсегда отказаться от спиртного, но методы достижения этой цели другие. Естественно, в группах анонимных алкоголиков принятие каких-либо обетов невозможно, и неудивительно, что священники и миряне, помогающие зависимым людям по программе «12 шагов», относятся к традиции обетов трезвости с недоверием. Одним из первых в Русской Православной Церкви продвигал эту программу насельник Свято-Данилова монастыря игумен Иона (Займовский) , занимающийся проблемой химических зависимостей более десяти лет. Он допускает, что обет трезвости может помочь бытовому пьянице, но не алкоголику, который с большой вероятностью его нарушит. «Это все равно, что сказать раковому больному или диабетику: не болей. Не предлагается лечение, а выдвигается жесткое требование, с которым человек соглашается от отчаяния, но часто не понимает серьезность обещания», - считает отец Иона.


Врачи не против

Долгое время большинство организаторов и активистов православных обществ трезвости были убежденными противниками программы «12 шагов», между ними и ее сторонниками шли жаркие споры. Последнее время страсти поутихли, все больше людей, занимающихся помощью зависимым, сходятся во мнении, что право на существование имеют разные методики и внеконфессиональная программа «12 шагов» не противоречит христианским принципам. Но остались и такие принципиальные разногласия, как отношение к алкоголизму. Обет, данный в отчаянии больным человеком, может оказаться для него непосильным крестом - это, как видите, один из основных аргументов противников обетов. Но во многих православных обществах трезвости алкоголизм принципиально отказываются считать болезнью, настаивают, что это только страсть. Хотя в 1956 году Американская медицинская ассоциация официально признала алкоголизм болезнью, споры об этом не утихают до сих пор, в том числе и среди врачей. Вряд ли в обозримом будущем оппонентам удастся переубедить друг друга и прийти к согласию. Наверное, это и не главное. Лишь бы все, кто занимается помощью зависимым людям, не забывали первую заповедь врача: не навреди! Один из ведущих российских наркологов, директор центра реабилитации Национального научного центра Минздравсоцразвития Тарас Дудко не против обетов трезвости, но, как и многие, считает, что далеко не все способны выдержать данный обет. Среди его пациентов были те, кто дал и нарушил, после чего люди переставали верить в себя, у них вырабатывались комплексы. По мнению Дудко, на священнике, благословляющем обет, лежит большая ответственность. Он должен хорошо знать человека, которого благословляет, быть уверенным, что тот выдержит. Категорически нельзя давать такие обеты при различных обострениях, в абстинентном состоянии. (Абстинентное состояние (синдром отмены) - группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема алкоголя или наркотиков или снижении их дозы после неоднократного, обычно длительного употребления данного вещества. Характеризуется достаточно выраженной депрессией, смещением ценностных ориентировок до такой степени, что желание опохмелиться выходит на первое место в жизни, вытесняя все другие мотивации. - ред). Профессор Дудко не рекомендует давать обет на большой срок: «Пусть человек лучше всего на полгода даст, но потом запомнит, что у него хватило воли выдержать. Тогда он поверит в себя. Серьезно надо подходить к этому, готовить человека. Если же все подряд будут давать зароки, это приведет к дискредитации метода. Играют в идеи миллионы, а жить идеей очень сложно».

Из слов уважаемого нарколога можно сделать вывод, что сама по себе практика обетов трезвости не нарушает первую врачебную заповедь, следовательно, с точки зрения психотерапии нельзя считать ее недопустимой. А уважаемые богословы объяснили, что она не противоречит духу Евангелия. Настало время выслушать тех, кто практикует эти обеты.


Смысл и польза обета

«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. В 1988 году ему, тогда молодому инженеру завода, предложили поучаствовать в работе заводского общества трезвости, организованного в рамках горбачевской антиалкогольной кампании. Проблем с алкоголем Игорь Бачинин никогда не имел, но видел, как спиваются люди, и незадолго до этого принципиально перестал употреблять спиртное даже в умеренных дозах. В общественную работу включился с энтузиазмом. Со многими членами того общества дружит до сих пор. Кто-то воцерковился, кто-то так и не крестился, но почти все сохраняют трезвость. Тем не менее отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», - удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни. «Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», - вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге - обете Богу», - делится опытом отец Игорь. По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Примерно 91 процент их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача - разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков - от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет - обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков - зарок. Но это отдельная тема. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк., 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера. А иначе они могут больше не прийти к нам. Бывает, что кто-то не выдерживает, срывается. Если человек повторяет исповеданный грех, он приходит на исповедь и снова просит у Бога прощения. Так же и при нарушении зарока. Конечно, лучше не нарушать, относиться к данному Богу обещанию серьезно, но если уж так получилось, не нужно мистифицировать ситуацию - молния по голове не ударит, Господь Бог - любящий Отец. Нарушая зарок, человек отказывается от Божьей благодати, и к нему подступают представители темного мира. Но практика показывает, что от такой встречи иногда укрепляется вера. К душевным же травмам приводят не нарушения зароков, а запои и алкогольные психозы».

Зароки в Александро-Невском обществе дают во время литургии - после исповеди человек прочитывает перед Крестом и Евангелием текст по бумаге, подписывает ее и оставляет священнику. После литургии служится молебен. Тем, кто чувствует, что не в силах выдержать зарок, дают возможность его снять. Это лучше, чем нарушить. Так как не все, кому помогают в обществе, воцерковляются, есть форма зарока для невоцерковленных - они дают его лечащему врачу.


Обет трезвости для наркоманов

Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам». По результатам этой помощи героиновым наркоманам (были пролечены тысячи людей, годовая ремиссия - 33 %) в 2004 году Григорий Григорьев защитил докторскую диссертацию «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе) психотерапии» во Всероссийском центре экстренной радиационной медицины МЧС.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служения РПЦ игумен Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман - потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет - хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».


Зачем давать обет, если нет зависимости?

Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Отец Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим., 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники - наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Иван Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах - они сразу спиваются. Клименко, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска. Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», - говорит Клименко.

Главный режиссер театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко уверен, что без обета он не смог бы в гостях отказаться от хорошего вина. А отказались они с женой, режиссером и директором театра Тамарой Басниной, чтобы подать пример трезвости труппе, в которой, как это часто бывает в актерской среде, многие страдали алкоголизмом. После знакомства с протоиереем Алексием Бабуриным, психиатром, настоятелем храма святителя Николая в селе Ромашково Московской области, труппа стала посещать окормляемую им православную общину трезвости при Никольском храме. В итоге большинство актеров дали обет трезвости. 12 лет назад дали его на всю жизнь и Щепенко с женой, хотя они никогда не злоупотребляли Подробнее об этом можно прочитать в статье Алексея Реутского «Театр без похмелья» («Нескучный сад», № 5, 2008) .

Но и независимый человек, давший обет трезвости, может оказаться перед непростым выбором. «Что делать, если ему, как это часто бывает, придется употреблять вино по медицинским показаниям», - спрашивает отец Борис Левшенко. Действительно, часто врачи рекомендуют пожилым людям для профилактики различных заболеваний пить в малых дозах красное сухое вино. Такой же совет дает апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23). Будет ли считаться употребление вина по назначению врача нарушением обета трезвости или это так же допустимо, как послабление в посте для болящих?

И у сторонников, и у противников обетов трезвости есть свои аргументы. Наверное, в обозримом будущем споры об этих обетах не прекратятся. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор., 11, 19).

2 февраля в реабилитационном центре “Радуга” при кимрском храме Вознесения Господня состоялась очередная лекция диакона Иоанна Клименко. В этот раз темой встречи стал обет трезвости.

Как профессор студентов перевоспитал

Из библейской истории нам известен обет назорейства. Исповедующие иудаизм назореи добровольно отрекались от употребления винограда и его производных, а также не стригли волос и не прикасались к умершим. Многие новозаветные и древнерусские святые тоже воздерживались от употребления спиртных напитков (Мария Египетская, Антоний Киево-Печерский, Сергий Радонежский). Сперва это был их личный подвиг, затем в практику священников вошел отказ от винопития, чтобы не соблазнять к этому прихожан. Обязательный обет трезвости стали включать в уставы монастырей.

А вот общественное трезвенное движение, когда обет трезвости стали давать обычные люди православного исповедания, зародилось в 1882 году. Инициатором его стал профессор Московского государственного университета, преподаватель математики и ботаники, Сергей Александрович Рачинский. Он дал обет трезвости, чтобы послужить положительным примером для своих студентов - он видел, что многие из его талантливых учеников буквально спиваются. Пока он ограничивался увещеваниями, ничего не менялось. Но как только он дал обет трезвости, это послужило таким мощным положительным примером, что многие студенты и преподаватели стали его сподвижниками, тоже полностью отказались от спиртного и стали вести активную общественную работу. Это привело к тому, что вскоре общества трезвости стали открываться и в других городах России.

Что такое обет трезвости и кому он нужен

Обет трезвости относится к малым таинствам православной церкви. Как и всякий другой обет, это обещание человека Богу сделать что-то хорошее. В данном случае - помочь самому себе быть здоровым и счастливым через отказ от употребления спиртных напитков и наркотических веществ, а также не склонять к этому других. Очень важно, что обет трезвости может дать только искренне верующий человек, осознающий свое желание сделать важный шаг в жизни. Поэтому он и хочет испросить на это Божьей помощи и благословения.

Обычно обет трезвости дают те, кто страдает зависимостью, их родственники и просто верующие, которые хотят жить трезво. Что касается табака и энергетических коктейлей - отказ от их не входит в официальную формулу обета, часто бывает, человек не готов отказаться сразу и от алкоголя, и от курения, но все-таки рекомендуется по возможности воздерживаться и от этого.

Почему происходят срывы

Чаще всего слушателей лекций об обете трезвости беспокоит вопрос о срывах. Что будет, если вдруг не удержаться и нарушить? Насколько часто бывают срывы у тех, кто уже принял обет? Что делать и как противостоять, если желание “принять” становится навязчивым?

Практика показывает, что срывы бывают не так уж редко, хотя не так уж и часто. Самые распространенные причины срывов - ослабление молитв, отказ от участия в таинствах исповеди и причастия, а также уход из общины трезвости. Именно поэтому обет может давать только истинно верующий человек, регулярно посещающий храм и регулярно обращающийся к Богу в молитвах, а не тот, кто бывает в церкви раз в год, чтобы поставить свечку. Важно помнить, что сам срыв не отменяет обета. Если все-таки сорвался - нужно проанализировать свое поведение, выяснить, почему произошел срыв и скорректировать поведение, чтобы в дальнейшем не совершать ту же самую ошибку.

Заключительное слово отца Иоанна:

Обет трезвости нельзя считать панацеей. Он существует для поддержки тех, кто хочет и готов работать над собой, кто стремится изменить себя в лучшую сторону. Это обращение к Богу за помощью, это начало борьбы за трезвость, а не успешный волшебный “хэппи-энд”. Путь к Богу очень сложен и пройти его без Божьей помощи невозможно. К бесовской силе не нужно обращаться, бесы приходят сами, а Бог ждет, когда мы к нему обратимся. Через обет трезвости Господь подает человеку особую помощь в сохранении трезвости и преображении себя. И многие, кто принял обет, подтверждают, что им стало проще удерживаться от соблазна. Сам профессор Рачинский говорил: “Когда я говорил о трезвости, меня только слушали, но когда я принял обет, за мной пошли тысячи”.

Надежда Титова,

Приход Вознесенской церкви г. Кимры

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» - и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью... Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

26 мая 2015 года в храме вмч. и целителя Пантелеимона был отслужен очередной молебен о страждущих алкоголизмом и наркоманией. Во время молебна совершалась особая молитва, произносимая при принятии обета трезвости. Обет Богу дал еще один участник общества трезвости, имеющий желание и решимость освободиться от пагубной страсти.

После молебна состоялось традиционное чаепитие, во время которого все поздравляли брата во Христе, давшего обет, и общались друг с другом. Темой этой встречи стала проблема срыва и его преодоления. Участники диалога высказывали свои мнения и делились опытом, а духовник общества иерей Сергий Василевский, обобщая сказанное, вновь обратился к словам небесного покровителя общества святого праведного Иоанна Кронштадтского, который советовал: «Если же вдруг упал, поднимайся после срыва вновь, как ни в чем не бывало. Кайся, говори себе: «Поделом мне за всю мерзость моих грехов, скудность покаяния, слабость воли, испорченность нрава!» И вновь начинай сражение с невидимым врагом. Однако обязательно извлеки из случившегося должные выводы и проанализируй свои просчеты».

Практика принятия обетов трезвости стала активно осуществляться в епархии после семинара по трезвенному просвещению, прошедшего в сентябре 2014 года. На семинаре опытом трезвеннической деятельности поделились представители обществ трезвости из разных регионов нашей страны. Тогда же приняли обет трезвости 17 участников семинара.

В настоящее время при отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует общество трезвости св. праведного Иоанна Кронштадтского, и практика принятия обетов становится традиционной. Принять обет может не только зависимый человек, но и его родственники, а также люди, не имеющие зависимости, но желающие жить абсолютно трезво и помогать в деле трезвенного просвещения.

Что такое обет трезвости? Обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил». Часто дают обет трезвости люди и так непьющие.

Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Зависимый человек дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Телефон доверия общества трезвости:
52-48-58.

Сайт общества:
trezvenie39.pravorg.ru

Мария Филькова /
Пресс-служба Калининградской епархии