«Большой Ближний Восток» – проект, в котором внешняя политика США потерпела крах.

Название:

Новый Ближный восток (иногда ошибочно называют Большим Ближним востоком)

Общее наполнение проекта:

Термин “Новый Ближний Восток” был впервые заявлен в Тель-Авиве в июне 2006 г. государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он был призван заменить устаревшее и несколько навязшее понятие ‘Большой Ближний Восток’. Этот термин (и концепция) вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта “Нового Ближнего Востока” началась с Ливана.

Страны-инициаторы:

США, Израиль, Великобритания

Флаг/логотип:

Флага и логотипа у проекта нет

Карта:

В 2007 году Ральф Петерс, подполковник в отставке, работавший в Национальной военной академии США, в статье “Кровавые границы” в издании Armed Forces Journal опубликовал перспективные границы национальных государств региона Большого Ближнего Востока. Последняя должность Петерса – сотрудник офиса заместителя Начальника штаба по разведке в Департаменте обороны США. Он является одним из самых известных пентагоновских авторов, опубликовавшим многочисленные работы, посвященные стратегии, в военных и внешнеполитических журналах США.

Хотя данная карта не отражает официальную точку зрения Пентагона, она использовалась в обучающих программах для высших военных офицеров Оборонного колледжа НАТО. Она, также как и другие карты, вполне могла быть использована Национальной военной академией и военными специалистами по планированию.

Справочная информация:

Это заявление явилось подтверждением англо-американо-израильских намерений выполнить военную ‘дорожную карту’ на Ближнем Востоке. Проект, на разработку которого ушло несколько лет, сводится к созданию дуги нестабильности, хаоса и насилия, которая должна протянуться от Ливана, Палестины, до Сирии, Ирака, Персидского Залива, Ирана вплоть до границ Афганистана, где расположены натовские гарнизоны.

Проект ‘Нового Ближнего Востока’ был публично представлен Вашингтоном и Тель-Авивом в надежде на то, что Ливан окажется критической точкой, с которой начнется процесс изменения границ на всем Ближнем Востоке, высвобождающий силы ‘конструктивного хаоса’. Этот ‘конструктивный хаос’, подразумевающий сохранение состояния насилия и вооруженного конфликта на территории всего региона, в свою очередь будет использован Соединенными Штатами, Великобританией и Израилем для перекраивания карты Ближнего Востока в соответствие с их геостратегическими нуждами и задачами.

Заявление государственного секретаря США Кондолизы Райс по поводу ‘Нового Ближнего Востока’ задало тон. Израильское нападение на Ливан при полном благоволении Вашингтона и Лондона только подтверждает и усиливает убежденность в наличии геостратегических целей США, Великобритании и Израиля. По словам профессора Марка Левина ‘неолиберальные глобализаторы, как и неоконсерваторы, и, безусловно, администрация Буша сделали ставку на созидательное разрушение как на инструмент и процесс, при помощи которого они надеются построить собственный новый мировой порядок’, а это ‘созидательное разрушение [в] США, по мнению неоконсервативного философа и советника Буша Майкла Лидена представляло собой ‘ужасающую революционную силу’, с которой до сих пор в сознании многих людей ассоциируются Соединенные Штаты’.

Англо-американская оккупация Ирака, и в частности иракского Курдистана, похоже, использовалось как подготовка для балканизации (раздела) и финляндизации (умиротворения) Ближнего Востока. Законодательная база, носящая название Парламент Ирака и иракский федерализм, для раздела страны на три части уже подготовлена (см. карту).

Более того, англо-американская дорожная военная карта, похоже, проделывает проход в Центральную Азию через Ближний Восток. Ближний Восток, Афганистан и Пакистан – это ступени расширения американского влияния на бывший Советский Союз и постсоветские республики Центральной Азии. До некоторой степени Ближний Восток – это южная окраина Центральной Азии. А ее, в свою очередь, часто называют ‘Южным поясом России’ или российским ‘ближним зарубежьем’. Многие российские и центральноазиатские ученые, военные специалисты по планированию, стратеги, специалисты по безопасности, экономисты и политики считают Центральную Азию (‘Южную границу России’) очень уязвимым ‘подбрюшьем’ Российской Федерации.

Примечательно, что в своей книге ‘Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы’ Збигнев Бжезинский, бывший советник по вопросам безопасности США, называет современный Ближний Восток ключом от территории, которую он обозначает как Евразийские Балканы. Эта географическая общность включает в себя Кавказ (Грузию, Республику Азербайджан и Армению) и Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Афганистан), а также в некоторой степени Иран и Турцию. Иран и Турция примыкают к Ближнему Востоку на севере (не считая Кавказа), отделяя его от Европы и бывшего Советского Союза.

Актуальность проекта:

Независимые тюркские страны получают значительные выгоды от пантюркистского проекта. Турция, Азербайджан и Казахстан прямо заинтересованы в развитии идеи и прилагают усилия для создания новых организаций, форумов и объединений (Высокий)

Основания для реализации:

Постколониальные границы на Ближнем востоке не обеспечивают геостратегических и сырьервых интересов США и союзников

Примечание:

“Новый Ближний Восток” также иногда ошибочно называют “Большим Ближним Востоком”. “Большой” или “Расширенный ближний восток” – географический и этнографический термин, используемый с 1980 года. Помимо традиционных арабских стран ближнего востока включает в себя так же Иран, Турцию, Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Кавказ и ещё ряд мусульманских стран центрально-восточного района а также традиционно мусульманские страны северной Африки.

Проще говоря страной ближнего востока называется страна с преимущественно мусульманским населением хотя такой вариант не универсален, так как страны Магриба например географически никак не могут считаться странами ближнего востока.

Реферат: Сущность плана администрации США «большой Ближний Восток»


События, разворачивающиеся в начале XXI в., говорят о том, что многое в международной политике сегодня решается на Ближнем Востоке. Доказательством тому служит возросшая военно-политическая активность крупных держав в данном регионе. В начале 2004 г. США выступили с инициативой, получившей название «Большой Ближний Восток». Она предполагает проведение широких политических, демократических и экономических реформ странами ближневосточного региона, включая Северную Африку, в обмен на масштабную финансовую помощь Запада. США в частности, настаивают на установлении демократических режимов в странах региона, проведении свободных выборов, строительстве просвещенного общества и широкомасштабных экономических реформах. При этом географически план США помимо арабских стран охватывает еще Пакистан, Афганистан, Иран, Турцию и Израиль. Фактически речь идет о планах коренного переустройства целого региона по образцу, предлагаемому Вашингтоном.

Вскоре после обнародования инициативы в турне по странам Ближнего Востока отправился эмиссар Вашингтона, заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Марк Гроссман. В начале марте 2004 г. он прибыл в Каир с целью изложить египетскому руководству американскую инициативу «Большой Ближний Восток». Официально Египет для США – стратегический партнер в регионе, «ключевой партнер по борьбе с терроризмом и процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке», а на деле – еще и мост для общения с арабским миром. В связи с этим американцы рассчитывали на то, что одобрение египетскими властями плана «Большой Ближний Восток» значительно упростит диалог с другими арабскими режимами.

Реакция на этот план с самого начала и в Египте и в других странах региона была негативной. Местные обозреватели сразу обратили внимание на два неприемлемых для большинства арабских стран момента – инициатива США игнорирует конфликт с Израилем, который арабы считают главной причиной кризисного состояния в арабском мире, и навязывает реформы извне. Официальный Каир скептически отнесся к инициативе США. В своем заявлении президент Египта Хосни Мубарак четко отметил, что реформы должны вызреть в арабских обществах с учетом национальных особенностей, традиций, влияния религии и собственного политического опыта, а навязанные извне реформы могут привести к власти в арабских странах экстремистские исламские режимы.

В дальнейшем позиция египетского руководства неоднократно излагалась западным партнерам. На встрече с премьер-министром Тони Блэром президент Египта повторил, что демократические реформы на Ближнем Востоке должны развиваться внутри самого региона, а не навязываться извне, подчеркнув при этом, что «любая модернизация должна опираться на традиции и культуру региона». Такая же позиция была высказана министром иностранных дел АРЕ Ахмедом Махером в ходе встреч с представителями Конгресса США. Глава внешнеполитического ведомства Египта также отверг возможность участия западных структур, в частности, НАТО в проведении реформ на Арабском Востоке. Тем самым Каир дал понять, что арабы не нуждаются в «зонтике безопасности», который предлагают некоторые западные страны во главе с США в качестве помощи в борьбе против терроризма.

В интервью западным журналистам во время своего европейского турне в марте 2004 г. Мубарак заявил, что рассматривать Ближний Восток, простирающийся от Магриба до Пакистана, как некое единое образование – означает упустить из виду тот факт, что на этом географическом пространстве расположены страны «весьма сильно отличающиеся друг от друга по своей культуре, этническому составу, традициям и политическим режимам».

Препятствием на пути коренных преобразований является многолетний палестино-израильский конфликт, который, по мнению Хосни Мубарака, представляет собой «источник всех проблем региона, и никакая реформа в странах Ближнего Востока не добьется успеха, пока не будет разрешено это противоречие». Уже в который раз звучат обвинения Египта в адрес Израиля в том, что тот не желает мира и не заинтересован в создании палестинского государства. Каир беспокоит тот факт, что обстановка в результате ударов, которым подвергаются палестинские территории, служит питательной почвой для терроризма и источником угрозы любым демократическим процессам.

Оценивая богатый опыт Хосни Мубарака во внешнеполитических делах, а также анализируя реакцию официального Каира на предложения США по реформированию Ближнего Востока, можно с большой долей уверенности заключить, что в вопросе проведения реформ глава АРЕ намерен придерживаться своего традиционного стиля во внутренней и внешней политике, осуществляя постепенные, выверенные шаги и не проявляя излишней поспешности, которая может вызвать брожение в обществе и нанести вред самим арабским народам.

Влиятельная египетская газета «Аль-Ахрам», близкая к правительственным кругам АРЕ, анализируя американскую инициативу, пришла к выводу, что арабские страны и народы в своем большинстве не поддерживают предложенную администрацией Дж.Буша программу «Большого Ближнего Востока». Этот план, указывает газета, не содержит чего-то нового или оригинального и фактически лишь констатирует необходимость проведения политических, экономических, социальных и демократических реформ в странах «Большого Ближнего Востока». Назревшую необходимость таких преобразований, собственно, уже давно признают сами руководители многих из этих стран, однако их проведение напрямую связывают с национальными особенностями, уровнем экономического и социального развития и другими важными факторами.

Арабские лидеры неоднократно указывали американской администрации на то, что, прежде чем заниматься внедрением демократии в мусульманское общество, США и другим развитым государствам необходимо, в первую очередь, оказать действенную помощь в решении острейших экономических и социальных проблем. В противном случае, отмечает «Аль-Ахрам», демократические выборы в этих странах могут привести к власти новое руководство, настроенное более враждебно по отношению к США, нежели сегодняшние лидеры.

Как и ожидалось, наиболее негативные отклики американский план получил в тех странах, у которых с Вашингтоном диалог в последнее время не получается. Президент Ирана Мохаммад Хатами выступил с осуждением плана США «Большой Ближний Восток» и охарактеризовал его как попытку «навязывания исламскому миру американского понимания демократии». Министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази назвал инициативу США частью плана, направленного на усиление посредством американской поддержки гегемонии Израиля над всем мусульманским миром.

Среди арабских стран самая резкая реакция на план Вашингтона прозвучала в Сирии. Официальный Дамаск в довольно жесткой форме заявил, что Сирия рассматривает этот проект как вмешательство во внутренние дела арабских стран и желание авторов проекта навязать под различными предлогами свою волю и господство империализма региону Ближнего Востока. По мнению сирийцев, политическое и экономическое развитие арабских стран полностью является делом их народов, в то время как разработка проекта «Большой Ближний Восток» ведется без учета мнений и желаний главной заинтересованной стороны – самих арабских народов. Опасение Дамаска вызывает стремление некоторых заинтересованных сил под предлогом проведения реформ и демократического развития в регионе навязать арабам свою волю и свой образ мышления, чтобы изменить сознание арабов и заставить их капитулировать перед тем, что служит интересам сионизма и ведет к уничтожению арабской нации. Сирия заявила, что отвергает эти проекты и инициативы, под какими бы лозунгами они не выдвигались, еще раз подчеркнув, что экономическое, политическое и социальное развитие является делом самих арабских народов.

Свое негативное отношение к американскому плану выразили также другие арабские страны. Министр иностранных дел Ливана Жан Обейд раскритиковал намерения США, в частности, сказав, что «демократические модели не могут быть импортированы в страны региона», а его коллега глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал в резкой форме осудил планы Запада «силой внедрить демократию в арабском мире».

Заверения США в том, что «Соединенные Штаты не могут и не хотят навязывать преобразования» и что «реформы должны быть инициированы в самом регионе» не убедили правительства арабских стран. Как заявил министр информации Сирии Ахмед аль-Хасан на проходившем в Дамаске международном симпозиуме, посвященном политике США в регионе, арабские страны должны активно противодействовать американскому плану «Большой Ближний Восток» и другим подобным планам, которые навязываются арабам извне. Подводя итоги симпозиума, директор Арабского центра стратегических исследований Мунир аль-Хумуш подчеркнул, что его участники были едины во мнении, что процесс политических реформ на Ближнем Востоке должен иметь внутренние корни, а не навязываться его народам из-за границы. Участники симпозиума отметили необходимость объединения усилий арабских народов для противодействия подобным планам, которые, по их мнению, не имеют какой-либо законной силы и не соответствуют международному праву. Они отметили также, что американский план оставляет в стороне решение основных экономических и социальных проблем, которые стоят перед народами региона, и, прежде всего, главной проблемы – урегулирования ближневосточного конфликта.

Как можно видеть, оценки, прозвучавшие из уст представителей правящей и интеллектуальной элиты региона, носили в целом негативный характер. В конце концов, план США не получил поддержки даже в Египте и Иордании – арабских странах, считающихся близкими партнерами Вашингтона на Ближнем Востоке. В итоге, в конце марта США были вынуждены отозвать свою инициативу. Тем не менее, Вашингтон не отказался от своей идеи, и, как показали последующие события, лишь занял выжидательную позицию для того, чтобы выслушать различные мнения в мире по поводу своего плана и выработать компромиссное решение, способное завуалировать истинные намерения США в регионе.

Ближний Восток известен своей древней историей, а также как регион, где появились иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. Сейчас регион привлекает к себе внимание как самый неспокойный. Именно с ним связано большинство новостей в настоящий момент.

На территории Ближнего Востока существовали древнейшие государства на планете, но особенный интерес представляет нынешнее состояние региона.

Происходящее в Йемене, соглашение по ядерной программе Ирана, действия Саудовской Аравии на рынке нефти – все это формирует новостной поток и сильно влияет на мировую экономику.

Страны Ближнего Востока

Сейчас Ближний Восток включает в себя Азербайджан, Армению, Бахрейн, Грузию, Египет, Израиль, Иорданию, Кипр, Ливан, Палестинскую национальную администрацию, Сирию, Турцию, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию.

С политической точки зрения Ближний Восток редко когда был устойчив, но сейчас нестабильность крайне высока.

Арабские диалекты на Ближнем Востоке

Эта карта показывает огромный масштаб распространения различных диалектов арабского язык и большое языковое разнообразие.

Такая ситуация возвращает нас к халифатам VI и VII вв., которые распространили арабский язык с Аравийского полуострова по Африке и Ближнему Востоку. Но за последние 1300 лет отдельные диалекты оказались очень далеки друг от друга.

И там, где распространение диалекта не совпадает с государственными границами, то есть с границами проживания общин, могут возникать различные проблемы.

Шииты и сунниты

История разделения ислама между суннитами и шиитами началась со смертью пророка Мухаммеда в 632 г. Некоторые мусульмане утверждали, что власть должна перейти к Али, который был зятем Мухаммеда. В результате борьба за власть была проиграна сторонниками Али в гражданской войне, которые как раз назывались шиитами.

Тем не менее появилась отдельная ветвь ислама, к которой относятся сейчас около 10-15% мусульман во всем мире. При этом только в Иране и Ираке они составляют большинство.

Сегодня религиозное противостояние превратилось в политическое. За влияние в регионе борются шиитские политические силы во главе с Ираном и суннитские, возглавляемые Саудовской Аравией.

Это поход на холодную войну в рамках региона, но часто она перерастает в настоящие военные столкновения.

Этнические группы Ближнего Востока

Наиболее важный цвет на карте ближневосточных этнических групп – желтый: арабы, которые составляют большинство почти во всех ближневосточных странах, включая страны Северной Африки.

Исключением являются Израиль, где преобладают евреи (розовый цвет), Иран, где население относится к персам (оранжевый), Турция (зеленый) и Афганистан, где этническое разнообразие вообще велико.

Еще одним важным цветом на этой карте является красный. Этнические курды не имеют собственной страны, но сильно представлены в Иране, Ираке, Сирии и Турции.

Нефть и газ на Ближнем Востоке

На Ближнем Востоке добывается около трети нефти на планете и порядка 10% газа. На регион приходится около трети всех запасов природного газа, но его сложнее транспортировать.

Большая часть добытых энергоресурсов экспортируется.

Экономика стран региона сильно зависит от поставок нефти, и это богатство также привело ко множеству конфликтов в последние несколько десятилетий.

На карте указаны основные запасы углеводородов и маршруты транспортировки. Энергетические ресурсы в значительной степени сосредоточены в трех странах, которые исторически конкурировали друг с другом: в Иране, Ираке и Саудовской Аравии.

Самое интересное, что противостояние активно поддерживается США еще со времен ирано-иракской войны 1980-х гг.

Важность Суэцкого канала для мировой торговли

Объект, навсегда изменивший мировую торговлю, располагается именно на Ближнем Востоке.

После того как Египет открыл канал в 1868 г. после 10 лет работы, 100-мильный искусственный путь прочно соединил Европу и Азию. Значение канала для мира было настолько очевидно и велико, что после того как англичане завоевали Египет в 1880 г., ведущие мировые державы подписали договор, который действует по сей день, заявив, что канал будет вечно открыт для торговых и военных кораблей любой страны.

Сегодня около 8% всех мировых торговых потоков приходится на Суэцкий канал.

Нефть, торговля и военные в Ормузском проливе

Мировая экономика также во многом зависит от узкого пролива между Ираном и Аравийским полуостровом. В 1980 г. президент США Джимми Картер издал "доктрину Картера", которая предполагала, что США будут использовать военную силу для защиты своего доступа к нефти Персидского залива.

После этого Ормузский пролив стал наиболее военизированным участком вод на всей планете.

США стянули большие военно-морские силы, чтобы защитить экспортные поставки во время войны ирано-иракской войны, а затем во время войны в Персидском заливе. Теперь же силы остаются там для предотвращения перекрытия канала со стороны Ирана.

Судя по всему, пока мир будет зависим от нефти и на Ближнем Востоке будет неспокойно, вооруженные силы останутся в Ормузском проливе.

Ядерная программа Ирана и возможный план атаки со стороны Израиля

Ядерная программа Ирана вызвала множество вопросов со стороны других государств, но реакция Израиля была одной из самых сильных, поскольку эти страны связывают далеко не дружеские отношения.

Власти Ирана пытаются убедить весь мир, что программа носит исключительно мирный характер. Тем не менее санкции ООН привели к тому, что экономика Ирана столкнулась с большими сложностями, так как экспортировать нефть было невозможно.

При этом Израиль опасается, что Иран может создать ядерное оружие и использовать против него, а Иран может быть обеспокоен тем, что всегда будет находиться под угрозой израильского удара, если не будет обладать оружием.

Угроза "Исламского государства"

Угроза "Исламского государства" все еще остается сильной. Ситуация в Ливии стремительно ухудшается, несмотря на бомбардировку Египтом позиций боевиков террористической организации "Исламское государство". С каждым днем им удается расширять сферы своего влияния в стране.

Ливия уже в скором времени может оказаться полностью под контролем боевиков ИГ. Угроза есть для Саудовской Аравии, поскольку лидеры ИГ уже заявляли, что это часть "священного халифата", которую нужно освободить от "нечестивых".

Есть серьезная вероятность прекращения поставок из Ливии вообще, а также проблемы с транспортировкой. В начале февраля президент США Барак Обама направил в Конгресс США обращение с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ сроком на три года.

Йемен – новая точка риска

Повстанцы шииты-зейдиты, чье военизированное крыло хуситов (хоуситов) в феврале 2015 г. захватило Сану, столицу Йемена, вынудив лояльного Саудовской Аравии президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади бежать, начинают расширять свои сферы влияния.

Их успех может подтолкнуть шиитов из Саудовской Аравии к началу вооруженной борьбы с властями страны.

Гражданская война, в которую скатывается Йемен, может стать новым эпизодом противостояния между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией, которая является самой богатой страной региона, к тому же обладающей крупнейшими нефтяными запасами в мире.

При этом большая часть разведанных запасов королевства находится в южных районах страны, населенных преимущественно шиитами и расположенных в непосредственной близости от границы с Йеменом, общая протяженность которой составляет около 1,8 тыс. км.

Потерпела провал попытка легализовать через саммит Большой восьмерки план президента Буша по навязыванию демократии "Большому Ближнему Востоку", то есть мусульманскому миру от Афганистана до Марокко.

Точку зрения тех, кто не поддержал американский план, высказал президент Франции Жак Ширак, заявив, что ближневосточные страны сами должны решать, нуждаются ли они в "миссионерах от демократии". Нужно сказать, что они для себя эту проблему уже решили. Египет и Саудовская Аравия отвергли план Буша, не приняв приглашения участвовать в заседании саммита. Никто из лидеров других арабских стран, за исключением, пожалуй, лишь одного — нового президента Ирака не высказался в пользу "демократического миссионерства".

Выдвигая свой план, Вашингтон, очевидно, преследовал несколько целей. Во-первых, заручившись поддержкой признанных лидеров сегодняшнего мира, задним числом оправдать свою операцию в Ираке. Если бы был поддержан план "Большой Ближний Восток", то операция в Ираке наверняка была бы представлена как один из эпизодов этого широкого плана.

Во-вторых, попытаться сплотить вокруг себя всех тех союзников и партнеров, которые резко разошлись с США в оценке их односторонних действий против Ирака.

И, наконец, в-третьих, вновь провозгласить свою определяющую роль в отношении мусульманского мира.

На саммите восьмерки план не был поддержан — следовательно, ни одна из этих целей не была достигнута.

Что касается крайне негативной реакции на этот план самих арабских и других мусульманских стран, то она объясняется мотивами, выходящими даже за рамки иракской проблемы. Принятие и непринятие плана Буша совершенно справедливо связывалось с вопросом, сохраняется ли запрет на вмешательство во внутренние дела других государств или от этого, одного из основополагающих принципов международных отношений, следует в настоящих условиях отказаться.

Те, кто ссылается на необходимость по-новому посмотреть на проблему "вмешательства во внутренние дела" обычно ссылаются на то, что "внутристрановые" ситуации часто оборачиваются серьезной угрозой миру и безопасности людей. Да, это действительно так.

Как известно, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан создал так называемую "группу мудрецов", призванную выработать рекомендации по противодействию угрозам, в том числе исходящим от "внутристрановых" ситуаций. Автор этих строк включен в эту группу, состоящую из 16 человек, подобранных Генеральным секретарем. Можно смело сказать, что члены этой группы разделяют точку зрения о необходимости всеми силами и возможностями противодействовать таким негативным процессам, как массовые убийства гражданского населения; неспособность центральных властей взять под контроль негосударственные субъекты, создающие угрозу международной безопасности, форсированное приближение к обладанию ядерным оружием, с возможной перспективой его передачи террористическим организациям, предоставление правящим режимом своей территории для базирования международной террористической организации.

Вместе с тем существование такой "внутристрановой" угрозы должно выявляться не одним каким-либо государством, а коллективно через Совет Безопасности ООН. И именно Совет Безопасности ООН должен определять систему мер по нейтрализации этой угрозы.

Однако, следует отделить "зерна от плевел". Рассмотрение "внутристрановой" ситуации с точки зрения ее угрозы миру и безопасности — это одно. А попытки навязать другим странам те или иные модели государственного или общественного устройства — это совсем другое. Ведь план Буша прямо предусматривает обязательства всех стран "Большого Ближнего Востока" принять американскую, ну скажем, западную систему демократии. Принять и никаких разговоров о самобытности своих культур, о традициях, о религиозных особенностях, о сложившемся образе жизни!

Принять и никаких разговоров о несовершенстве навязываемой этим странам "демократической модели"! (Надеюсь, никто не будет утверждать, что издевательства солдатами американской оккупационной армии над иракцами-заключенными есть порождение "высочайшей демократии"?)

Хотят или нет авторы плана "Большой Ближний Восток", но они способствуют разделу мира по цивилизационно-религиозному принципу. Христианский Запад — это суть демократии. А мусульманский Восток — антидемократичен по своей сути, и его нужно переделывать. Такая антиисторическая концепция обречена.

Авторы плана навязывания другим странам своих моделей государственного и общественного устройства — не оригинальны. Их можно сравнить с троцкистами, которые выступали в двадцатые годы прошлого века с лозунгом "экспорта революции". Тех не смущало то обстоятельство, что в странах, в которые должна была экспортироваться революция, полностью отсутствовала революционная ситуация. Троцкисты собирались силой, вопреки воле народов, насадить революционные режимы. Их ждало горькое разочарование.

Разве не такой же финал ждет тех, кто сегодня стремится экспортировать демократию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Один из американских геополитических проектов «демократизации» Евразии после распада Советского Союза. Включает пространство исламского мира (за исключением Израиля) от Северной Африки до Центральной Азии , Персидского залива и Афганистана .


Источник: Путь к миру и согласию в Афганистане. Доклад.
(руководитель проекта Юрий Крупнов) http://www.antidrugfront.ru/content/images/publiations/08.jpg

Регион стал основным источником угрозы европейской безопасности, объединяя риски терроризма, торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными товарами, нелегальной миграцией, культурной и идеологической конфронтации. Запад не смог предложить Большому Ближнему Востоку, где доминируют недемократические режимы, приемлемые либерально-демократические ценности. Попытки внедрить «права человека» и другие западные ценности с помощью силы граничат с рассуждениями исламских фундаменталистов. В подходах к проблемам Большого Ближнего Востока имеются различия между ЕС и Соединенными Штатами, являющимися ведущим геополитическим игроком в регионе. Особенно наглядно это показала война в Ираке, приведшая к расколу между североатлантическими союзниками.
Американский проект предусмативает переустройство Ближнего Востока, раскол советского геополитического пространства и отторжения от него Южного Кавказа, входящего в прошлом в советское геополитическое пространство. Согласно национальной стратегии безопасности США на Ближнем Востоке планируется изменение границ многих стран региона и создание плацдарма для «захвата» Центральной Азии. Главными союзниками в регионе должны стать «Великий Израиль» или «малая Америка» на Ближнем Востоке и марионеточное государство Курдистан на севере Ирака.
Важнейшей задачей национальных интересов США является «демократическое» государственно строительство в регионе. Один из вариантов «правильной» геополитической трансформации в регионе приводится в статье аналитика Национальной военной академии США Ральфа Петерса «Кровавые границы. Как выглядел бы более справедливым Средний Восток» .


Источник: Путь к миру и согласию в Афганистане. Доклад (руководитель проекта Юрий Крупнов)

http://www.antidrugfront.ru/publications/00540.html

Для достижения этих целей Соединенные Штаты традиционно сочетают могущество с принципами демократии, реализм с идеализмом. Правда, по мнению бывшего госсекретаря Кондолизы Райс, на этом пути возникли противоречия краткосрочного порядка . Если ограничена способность Соединенных Штатов влиять на события в сильных государствах, то в отношении слабых и плохо управляемых государств мы сможем существенным образом способствовать их мирному политическому и экономическому развитию.
Несмотря на наличие в регионе такого стратегического союзника США как Саудовская Аравия, на абсолютную его надежность Америке не приходится рассчитывать. Поэтому необходимо заблаговременно позаботиться о новом плацдарме. И такое идеальное место имеется на Среднем Востоке, позволяющем контролировать ситуацию в зоне Персидского залива, Иране, Центральной Азии и противодействовать китайской экспансии. См., «Большая Центральная Азия» .


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты ,