Автор выражения министерская чехарда. Калягин А.В

Есть такая детская игра, называется она чехардой. Участвующие в ней поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Вот так примерно выглядел кабинет министров царского правительства в последние предреволюционные годы. Не успевал вновь назначенный министр занять высшее положение в чиновничьей иерархии, как моментально оказывался внизу, уступив место своему преемнику.

Появление новой крылатой фразы

Автор выражения «министерская чехарда», ставшего крылатым и прочно закрепившимся за определённым периодом истории царизма, - видный политический деятель начала XX века, монархист и черносотенец Владимир Митрофанович Пуришкевич. Именно так он охарактеризовал в своей речи, произнесённой на заседании Государственной думы, частую смену министров и их непрерывную перестановку из одного ведомства в другое.

«Министерская чехарда? Это что такое?», - может спросить в недоумении только наш современник, не искушённый в вопросах истории, но свидетели той эпохи сразу понимали, о чём идёт речь, ведь для такого резкого выражения Владимир Митрофанович имел все основания. За двухлетний период с 1915 по 1916 год четыре раза менялся председатель Совета министров, трижды военный министр и шесть раз - глава Министерства внутренних дел. Министерская чехарда парализовала работу всего бюрократического аппарата. Его позиции, ослабленные войной и вспышками социального недовольства, и в центре, и на местах были окончательно подорваны.

Министерская чехарда - причины и проявления

В те годы верховная власть, не желавшая искать путей сотрудничества с оппозицией и одновременно не решавшаяся пресечь её действия, стремительно теряла авторитет. Подобное положение явилось следствием глубокого политического и социального кризиса, обозначившегося в и достигшего своей высшей точки в годы Первой мировой войны.

Одним из проявлений кризиса стало явление, вошедшее в историю под названием «распутинщина». Министерская чехарда имеет к нему самое непосредственное отношение. Своё название оно получило по имени появившегося в 1907 году в Петербурге «святого старца» и «прорицателя» Григория Ефимовича Распутина. Несмотря на то что «старцу» к тому моменту едва исполнилось сорок два года, ему удалось именно в этом качестве в короткий срок проникнуть во дворец и стать одним из ближайших людей к царской семье.

«Серый кардинал» с Гороховой улицы

Склонные к религиозному мистицизму императрица Александра Фёдоровна и сам Николай II быстро подпали под влияние Распутина, сумевшего внушить им, что своими молитвами он способен не только вернуть здоровье неизлечимо больному наследнику престола, но и испросить Божье благословение всему текущему царствованию. Это позволило ему активно влиять на принятие государем важнейших решений, в том числе и связанных с кадровой политикой, и сделаться своего рода «серым кардиналом».

Столичное окружение Распутина

Подобным обстоятельством не замедлили воспользоваться аферисты самых различных мастей и уровней. Они стекались со всей страны в дом на улице Гороховой, где в последние годы своей жизни снимал квартиру Распутин, и откуда им инициировалась вся «министерская чехарда». Среди тех, чьи имена агенты тайной полиции указали в списке лиц, являвшихся частыми гостями «старца», фигурируют известнейшие в те годы представители биржевых и банковских кругов, реакционные политики, видные черносотенцы и просто высокопоставленные авантюристы.

Деяния «старца» и его окружения

Преследуя свои корыстные цели, все эти люди использовали Распутина в качестве посредника между ними и царской семьёй, добиваясь таким образом нужных назначений и принятия иных выгодных им решений. Через него шли замены одних министров другими, а также решались кадровые вопросы всех уровней «Министерская чехарда», период которой ограничен 1915-1916 гг., была лишь верхушкой айсберга, явлением, открытым для миллионов глаз.

Истинный же масштаб всех закулисных дел, совершённых «святым старцем» и его окружением, был гораздо шире. Возлагая на них вину за беспорядки, возникшие во многих ведомствах и ставшие причиной усиления экономического кризиса в стране, многие исследователи считают, что именно Распутин склонил государя в 1915 году принять на себя пост главнокомандующего, что пагубно сказалось на ходе боевых действий.

Заговор во спасение монархии

«Министерская чехарда» завершилась в феврале 1917 года, когда на волне государь был вынужден отречься от престола. Но ещё ранее, в течение всего 1916 года, в монархических кругах столицы зрел заговор против Распутина. Его целью было уберечь Николая II от пагубного влияния «старца» и не допустить крушения самодержавия в России.

Во главе заговорщиков стояли видные монархисты, такие как Юсупов и депутат Государственной думы Ф. М. Пуришкевич - тот самый, который ввёл в оборот выражение «министерская чехарда». Свой замысел им удалось реализовать в ночь на 17 декабря 1916 года. Хитростью заманив Распутина в подвал Юсуповского дворца, переоборудованный по этому случаю в небольшой, но элегантный салон, они совершили убийство.

Посмертные огонь и воды

Чтобы скрыть следы преступления, труп «старца» был ими утоплен в Малой Невке недалеко от Елагина моста. Однако содеянное ими вскоре получило огласку. Тело Распутина извлекли из воды и похоронили в Царском Селе в присутствии всей царской семьи. Но уже через два месяца, по распоряжению пришедшего к власти Временного правительства, останки были эксгумированы и сожжены в котельной Политехнического института. Сделали это, чтобы пресечь возможность паломничества к его могиле бывших почитателей.

Агония великой империи

Оглядываясь в прошлое, можно со всей очевидностью заключить, что «министерская чехарда» характеризует период, который стал агонией гибнущего государства. Рушился не только отживший своё и несовместимый с XX веком монархический строй - разваливалась на глазах система, разъеденная изнутри коррупцией, приводившей во власть людей, не только опустошавших казну, но и не способных к сколько-нибудь разумному управлению страной.

Рвавшиеся к власти большевики не замедлили воспользоваться духовной слепотой лишённого нравственных ориентиров народа. В России того периода они нашли благодатную почву для своей антихристианской, а по сути, антигуманной и античеловеческой пропаганды. Исторические свидетельства неоспоримо говорят о том, что «секрет» их политического успеха заключается именно в том, что большевикам не пришлось вести борьбу с государственной системой, обладавшей возможностью противостоять им. На тот период величайшая в мире страна было безнадёжно больна и стала лёгкой добычей горстки политических авантюристов.

Одним из внешних проявлений её недуга и стала пресловутая "распутинщина". Это постыдное явление окончательно скомпрометировало как светскую власть, так и духовенство. К сожалению, подобный феномен слишком поздно получил надлежащую оценку представителей прогрессивной мысли российского общества. В результате таящиеся в глубинах народных масс тёмные разрушительные силы нашли выход и, отпущенные на свободу, низвергли и и саму интеллигенцию.

Новый этап либеральных реформ.

В 1997 г. Россия вступила с тяжелым грузом проблем. За пять лет реформ власть не смогла остановить спад производства в стране. Обеспечить приток инвестиций. Сокращение выпуска продукции продолжалось в металлургии, химии, пищевой промышленности. Значительно снизился по сравнению с предыдущими годами объем инвестиций в транспорт, в обрабатывающие отрасли. Вложения в сельское хозяйство за 1996 г. уменьшились на 40% . В результате продолжал снижаться и без того низкий уровень жизни большинства российских граждан. Из-за бюджетного кризиса, следствием которого стали массовые невыплаты заработной платы и пенсий, в бедственном положении оказались российские учителя, врачи, ученые, работники культуры. В начале 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, так же как и вера их в способность властей переломить ситуацию. Во многих регионах граждане готовили акции протеста. В этих условиях в состав правительства Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров – нижегородского губернатора Б. Немцова и возглавлявшего президентскую администрацию А. Чубайс а. Самым заметным в работе обновленного правительства стало предложение Думе о секвестре неисполнимого бюджета. Кроме того, «молодые реформаторы» приступили к реальному регулированию естественных монополий, таких как РАО ЕЭС и «Газпром», выплатили долги пенсионерам. К концу 1997 г. удалось остановить спад производства. Одновременно были предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам. Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Об этом постоянно говорил В. Черномырдин.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. Кризис создал угрозу срыва финансовой стабилизации в России как главного условия восстановления отечественной экономики и дальнейших социально-экономических преобразований.

23 марта 1998 г. Президент Б. Ельцин совершенно неожиданно отправил в отставку правительство Черномырдина. «Это естественный процесс обновления власти. Несменяемых правительств не бывает», – заявил Ельцин в своем телеобращении. По мнению президента, предыдущий состав правительства в целом решил поставленные задачи. Но не справился с рядом ключевых проблем, Президент принял решение об отставке правительства, несмотря на то, что политическая ситуация в стране в целом казалась стабильной, а сам премьер стал определенным символом политической и экономической стабильности и предсказуемости. По оценкам специалистов, увольнение В. Черномырдина произошло под сильным воздействием субъективных факторов – нетерпимости Ельцина к любому соперничеству, его психологической неготовности передать кому-либо президентскую власть.



Отправив в отставку правительство Черномырдина, Ельцин вновь подтвердил свое лидерство, перехватив политическую инициативу и лозунги у народно-патриотической оппозиции в государственной думе, собиравшейся вынести вотум недоверия правительству Черномырдина .

Назначение малоизвестного банкира из Нижнего Новгорода С. В. Кириенко (считанные месяцы проработавшего министром топлива и энергетики) и.о. премьер-министра оказалось столь же неожиданным, как и отставка Черномырдина. Президент рассчитывал, прежде всего, преодолеть торможение реформ, возникшее вследствие разногласий в среде правительства и «олигархов», недовольных политикой «молодых реформаторов» установить единые правила игры в экономике . Однако результат оказался иным. Отставка Черномырдина существенным образом воздействовала на психологические ожидания и оценки участников рынка, породив неуверенность и беспокойство . Своим неожиданным шагом президент полностью дезорганизовал «партию власти» и одновременно разрушил механизм компромисса с оппозицией.

Правительственный кризис, вызванный нежеланием Государственной Думы утвердить кандидатуру Кириенко, продолжался ровно месяц. Временный тактический успех – утверждение Кириенко под угрозой роспуска Думы – привел к стратегическому поражению . Единственной опорой правительства с этого момента стад сам президент, который фактически принял на себя ответственность за результаты его работы. Формирование нового кабинета министров происходило в соответствии с объявленной в феврале 1998 г., административной реформой. Она предполагала существенное расширение полномочий федеральных министров при одновременной ликвидации постов первых вице-премьеров и существенном сокращении числа вице-премьеров.

Лишь 12 мая 1998 г. новое правительство России было сформировано и смогло приступить к работе. Вместе с Кириенко в его состав вошли три заместителя премьера,. 22 федеральных министра и 11 руководителей госкомитетов.

В силу того, что члены кабинета представляли различные политические силы, его состав не удовлетворял ни депутатов Госдумы, ни членов Совета федерации. Еще большим раздражителем для Госдумы стала попытка Кириенко продолжить курс либеральных реформ. Главной проблемой Кириенко как руководителя правительства стала нехватка практического опыта .

Все три с небольшим месяца, что правительство Кириенко было у власти, оно боролось с надвигавшимся финансовым кризисом, последний этап которого пришелся на весну - лето 1998 года . Начав, по традиции, с лоббирования топливно-энергетического комплекса, новый премьер сумел стать государственником. Он изменил акценты в экономической политике, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса.

Одновременно правительство Кириенко попыталось найти выход из политической изоляции. Однако попытки отсечь от государственного управления олигархов кончились тем, что приняв против них ряд жестких решений, правительство само оказалось в изоляции . В целом правительство Кириенко, даже лишенное поддержки парламента и ведущих финансово-промышленных групп, принимало верные, хотя и запоздалые решения.

Кризисного обострения можно было бы избежать, если бы кабинет Кириенко не запаздывал с принятием решений. Впрочем, нарастание хронического кризиса российской финансовой системы в острую форму началось еще при Черномырдине. Постоянная необходимость заимствования средств за рубежом для покрытия бюджетного дефицита вела к стремительному увеличению государственного долга и соответственно - к росту бюджетных расходов по его обслуживанию .

Непростую ситуацию с бюджетом страны серьезно осложнили начавшийся еще в октябре 1997 г. мировой финансовый кризис и падение цен на нефть. Кризис вызвал отток капиталов из России. Сомнения иностранных кредиторов в способности российских властей удержать курс рубля в существующих границах стали причиной пересмотра ими своей инвестиционной политики в экономике России. Чтобы обеспечить свое вхождение в российский рынок, инвесторы потребовали увеличения доходности государственных кредитных обязательств (ГКО). Летом 1998 г. она достигла рекордных котировок 160-180% годовых, что неминуемо вело к девальвации рубля.

Главными причинами, по которым правительство и Центробанк оттягивали девальвацию, были нежелание разрушить едва возникшее доверие населения к власти, а также давление на исполнительную власть олигархов, стремившихся спасти коммерческие банки .

Минфин к августу оказался не в состоянии обслужить пирамиду ГКО: все деньги, получаемые от продажи новых порций этих ценных бумаг, уходили на погашение долгов предыдущим . Более того, первый транш кредита МВФ в размере 4 млрд. долл., выданный правительству Кириенко, был израсходован на те же цели практически за 4 недели. Правительственная антикризисная программа была подготовлена с большим опозданием, за считанные дни до 17 августа, когда наступал очередной срок выплат по обязательствам крупнейших российских коммерческих банков.

Кульминацией кризиса стали решения, принятые правительством и Центральным банком 17 августа 1998 г.: о расширении границ валютного коридора до 7,1-9,5 руб. за 1 долл. США (верхняя отметка которого была достигнута в обменных пунктах в тот же день); об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими ; о 90-дневном моратории на обслуживание внешних долгов частными российскими компаниями и банками. Россия – пусть на время. – но признала свою неплатежеспособность.

Однако не «черный понедельник» стал днем национальной финансовой катастрофы. Фактически обвал рубля (девальвация в 2.5 раза), огромный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа 1998 г., и две первые недели сентября) и развал всех рыночных механизмов произошел 23 августа 1998 г., когда кабинет Кириенко во время сложнейшего маневра в финансово-экономической политике был отправлен в отставку.

Кризис отправил страну на несколько лет назад, кардинально изменил политическую и экономическую ситуацию в стране. Девальвация и дефолт продемонстрировали истинное положение дел в российской экономике, степень продвижения ее по пути рыночных реформ . Как выяснилось, «олигархи» оказались не слишком богатыми, весьма неустойчивыми и слишком зависящими от государства людьми. Россияне узнали истинную цену своего труда. За год покупательная способность среднедушевого дохода, исчисленная по мясу, упала почти на 30%, по сахару – 42,5 %.

В сентябре 1998 г. новым премьер-министром стал бывший Глава службы внешней разведки и министр иностранных дел в правительстве Кириенко академик Е. М. Примаков. Правительство Примакова было образована как результат очередного компромисса между президентом и оппозицией .

«Коалиционное» правительство Примакова оказалось кабинетом Думы, а не президента. В нем немалую роль играли левые – Ю. Маслюков и Г. Кулик . Левая оппозиция добилась от нового правительства обязательства пересмотреть экономическую политику .

Создать долгосрочную экономическую программу правительству Примакова так и не удалось, но свое 9-месячное пребывание у власти оно завершило с неплохими результатами: начался рост в некоторых отраслях экономики, правда пока на инфляционной основе: с августа 1998 г. все цены выросли как минимум в 2-3 раза, упала стоимость труда, снизились государственные расходы (над чем бились все либеральные правительства).

Падение курса рубля, больно сказавшееся на уровне жизни населения, помогло отечественным товаропроизводителям восстановить утраченные позиции на российском внутреннем рынке. Кроме того, правительство Примакова перестало выплачивать огромные суммы по ГКО, которые выплачивались до августа 1998 г. К реальным заслугам правительства Примакова следует отнести осторожную политику в денежной сфере – оно не пошло на бесконтрольную эмиссию.

Попытка Государственной Думы провести импичмент президента дала повод Ельцину для досрочной отставки правительства Примакова. 11 мая 1999 г. Примакова сменил «силовик» С. В.Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической концепции и слабости команды смог продержаться лишь до 9 августа, когда президент Ельцин в очередной раз сменил «конфигурацию власти» и кресло главы правительства занял руководитель ФСБ РФ В. В. Путин . Предлагая Путина в качестве своего преемника, Б. Н. Ельцин в первую очередь думал о сохранении преемственности власти. Дума с легкостью приняла кандидатуру Путина, поскольку большинство рассматривало его как фигуру временную и техническую – «на период очередной избирательной кампании». Однако через 3 месяца политическая ситуация в стране кардинально изменилась. Первым вызовом для нового премьера стала чеченская проблема (см. Национальный вопрос).

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование, внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг . В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов :

1) государственного капитализма (бывших общенародных предприятий);

2) частного капитализма (приватизированных предприятий),

3) мелкотоварного производства;

4) коллективного хозяйства.

Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность, т.е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией . По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства , сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы. По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России . В итоге условия функционирования российской экономики все в большей мере стали зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной Б.Н.Ельциным в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это вело не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

«Царь царствует, а царица правит…под указку Распутина»

Сазонов.

Министерская чехарда

При таком безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять борозды правления государством из слабых рук безвольного

*Н.А.Соколов; Указат. Соч.; стр.77

**Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.29

государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда государь по своему убеждению или по каким-либо другим причинам колебался при выборе или назначении какого-нибудь лица. *

Так император был человеком чрезвычайно недоверчивым и мнительным, ни

один человек на высокой, близкой к нему должности долго не

задерживался. Он не доверял никому и поэтому очень часто смещал людей с должностей высокопоставленных чиновников.

Для того чтобы менять министров с такой быстротой, как это делал Николай II, безусловно, понадобится советник. И Распутин стал таковым. Одного его слова

было достаточно, что бы кабинет министров пополнился доселе ничем неизвестным никому человеком.

Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.

Нам нужен министр, - восклицал он взволнованно. Недалеко от телефонного аппарата происходила тогда конференция, на которой иногда участвовали даже племянницы Распутина, между тем царь ждал у телефонной трубки…»**

В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человек на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, он не просто попадут под волну недоверия и будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.

Глобальные вопросы

Но, вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лица господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.

У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, несмотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай

* см. «Конец русского царизма»; стр.185

**Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.93

делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.

Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он убедить царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.

То же касается и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. По его мнению, после проведенной в 1861 году реформы, крестьянам стало жить еще хуже чем при помещиках, так как земли у них стало меньше и отошло то, пусть даже скудное, но обеспечение, которое у них было во времена крепостничества. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь опять таки не согласился с ним.

В апреле 1915 года Распутин «не советовал» созывать Государственную думу, но она созывается. Когда же в ноябре того же года он напротив убеждал Николая созвать думу, говоря что «теперь все желают работать» ее созыв отложился на февраль.

Государь не обращал на советы Распутина никакого внимания и делал все по своему усмотрению. Только в редких случаях самодержец вслушивался в предостережения Григория Ефимовича и тогда они на самом деле оказывались незаменимыми.

В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.

В итоге этой встречи великий князь Николая Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.

Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать. Да, влияние его на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники с 1902 года по 1916, но слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.

Методы воздействия на государя

По приказу царской семьи за Распутиным было установлено наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что «чудотворец» брал у него уроки гипноза.*

Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили неизгладимое впечатление. Елена Джанумова так писала о нем в своем дневнике: «Ну и глаза у него! Долго выдерживать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, но какими жестокими они могут иногда быть и как

страшны в гневе…»

О другом же способе его влияния на царя высказывает свое предположение Владимир Митрофанович Пуришкевич в своем дневнике: «Зачем ты, Феликс, - сказал Распутин

Юсупову - не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек… Даст он тебе ма-хонькую рюмочку настоечки, попьешь ты этой настоечки в час, когда на душе у тебя смутно, и сразу тебе все пустяком покажется, и сам сделаешься такой до-бренький, такой глу-пенький и будет тебе все равным-равно»**

Есть все основания полагать, что именно этой «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил великий князь Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры, своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своем видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.***

Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям «старца» и Александры Федоровны.

Министерская чехарда

Прямых столкновений между Александрой Федоровной и Столыпиным не отмечено. Хотя раздражение подспудно накапливалось. Петр Аркадьевич был чересчур независим, к тому же он ни в грош не ставил Распутина, чего не скрывал. И что самое главное – он являлся слишком уж яркой фигурой. А вспомните слухи, что Столыпин якобы лез в Наполеоны. «Доброжелатели», разумеется, усиленно доносили эту «информацию» до императрицы.

Так что после смерти премьера в дело государственного управление стали вносить серьезные изменения. Подавляющее большинство министров и помощников Петра Аркадьевича по МВД назначалось с его согласия.

«С кончиной Столыпина этот порядок подвергся коренному изменению. Произошло это, между прочим, вследствие того, что заменивший Столыпина В. Н. Коковцов стал во главе правительства в такой момент, когда по внешности изменение состава правительства ничем не обусловливалось. Таким образом, Коковцов с места стал во главе коллегии, в которой далеко не все в нее входящие были его политическими единомышленниками и тем более склонными подчиняться его руководящим указаниям».

(В. И. Гурко)

В переводе на нормальный русский язык это означает, что министры плевать хотели на указания председателя Комитета.

В воспоминаниях Коковцов приводит свой разговор с императрицей, состоявшийся в Ливадии 5 октября 1911 года, через месяц после смерти Столыпина.

Александра Федоровна заявила:

«Мы надеемся, что Вы никогда не вступите на путь этих ужасных политических партий, которые только мечтают о том, чтобы захватить власть или поставить правительство в роли подчиненных их воле.

Мне кажется, что Вы очень чтите его (Столыпина. – А. Щ. ) память и придаете слишком много значения его деятельности и его личности… Не надо так жалеть тех, кого не стало… Каждый исполняет свою роль и свое назначение, и если кого нет среди нас, то это потому, что он уже окончил свою роль и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал ваш предшественник… не ищите поддержки в политических партиях… Я уверена, что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что это для блага России».

Вот вам и монаршая благодарность. Но интереснее другое – Коковцову было дано совершенно недвусмысленное указание – не высовываться. Смысл деятельности Столыпина – попытку создать новую опору власти – императрица попросту не понимала . А в самом деле – зачем? Вот только назначим «верных людей» на ключевые посты, и дело пойдет. Напомню, что императрица в людях не разбиралась, а еще меньше она разбиралась в деловых качествах претендентов на высокие посты. Зато запудрить мозги ей было нетрудно.

Апофеозом этого может служить так называемая «министерская чехарда», которая началась во время войны. Министры, товарищи и другие высокопоставленные чиновники менялись со скоростью света.

«В течение июля 1914–февраля 1917 г. личный состав министров и главноуправляющих обновился на три пятых, а высшей ведомственной бюрократии – почти наполовину. За тот же временной отрезок назначения на министерские посты имели место 31, увольнения с них – 29 раз. Всего же в аппарате центральной исполнительной власти произошли около 300 крупных кадровых перемен (назначений, утверждений в должности, перемещений и увольнений)».

(С. В. Куликов)

Как это водится, каждый новоприбывший начальник начинал перетряхивать аппарат, протаскивая за собой верных людей… Потом его увольняли – и все начиналось по новому кругу.

Понятно, что при этом чиновники особо и не работали. К чему? Пока новый начальник войдет в курс дела, его уберут. По свидетельству очевидцев, иногда в канцеляриях невозможно было никого найти. Чиновники просто-напросто не ходили на работу. Что по русским бюрократическим меркам было уже запредельно. Чиновник в России мог бездельничать – но уж в «присутствие» он ходил исправно.

Да и если ходили… Представьте человека, приехавшего с фронта или с военного завода, которому необходимо срочно решить какой-либо вопрос. А в канцелярии одни просто отсутствуют, другие разводят руками: дескать, мы на этой должности недавно, мы не в курсе… Какое уж тут налаживание производства танков…

Бардак стоял неимоверный. К примеру, в ноябре 1915 года А. Ф. Трепов для борьбы с продовольственными трудностями в столице предложил регулировать железнодорожное движение. По решению Совета министров на шесть дней было закрыто пассажирское движение между Москвой и Петроградом – для пропуска поездов с продовольствием. Однако продукты к Москве не подвезли. Но приказ был? Был! И вот к Питеру пошли… пустые поезда. Если не знать о «министерской чехарде», это выглядит самым настоящим «вредительством». Как вы думаете, случись такое в Великую Отечественную войну, сколько бы людей поставили к стенке? А в 1915–м сделали вид, что ничего особенного не произошло.

С железной дорогой вышла вообще песня. А ведь нормальное снабжение – это главное условие успешного ведения боевых действий. Один из председателей Совета министров Б. В. Штюрмер (всего их за войну сменилось четверо) заметил: «Были такие пробки вагонов, что для того, чтобы сдвинуть пришедшие вновь вагоны, надо было скидывать с насыпи другие вагоны».

Во время Первой мировой войны союзники поставляли России вооружение и снаряжение. Причем куда в более серьезных объемах, чем во Вторую. И значили эти поставки куда больше. Доставка шла через Архангельск и Мурманск (основанный в 1916 году именно для приема военных грузов). Беда только в том, что вывозить из портов грузы не успевали. Поэтому в Архангельске находились совершенно чудовищные склады с тем, чего с нетерпением ждали на фронте. Они так благополучно и пролежали всю Гражданскую войну на Севере.

Ситуация становилась критической. 20 октября 1916 года начальник московского охранного отделения доносил: «В дни кризиса напряжение масс доходит в Москве до той степени, что приходится ожидать, что это напряжение может вылиться в ряд тяжелых эксцессов».

Особо Александра Федоровна развернулась после того, как государь-император в очередной раз отличился. 23 августа 1915 года он сместил с поста Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и лично возглавил войска.

«С твердою верою в милость Божию и с непоколебимою уверенностью в конечной победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим земли Русской.

Николай».

Причины называют разные. Одна из них та, что Николай Николаевич был очень популярен в войсках – и на него многие еще с начала века глядели как на «сильную личность», как на возможную альтернативу Николаю II.

Нет точных данных, что великий князь участвовал в заговорах. Но мало кто из современников сомневался – если бы ему предложили корону или регентство, он бы не отказался. Хотя, вообще-то, его сиятельство за всю свою длинную жизнь особо не отличился ни в чем.

Вот оценка ситуации В. И. Гурко. Важно не то, правду он пишет или нет, куда важнее другое – так думали очень многие.

«Темная клика, окружавшая Распутина и превратившая его в орудие достижения своих целей, усердно работала над упразднением влияния на государя великого князя Николая Николаевича. Ближайшей целью этой шайки – иначе назвать ее нельзя – было в то время внушение императрице, а через ее посредство и государю подозрения в лояльности престолу великого князя. Сначала полусловами, а затем совершенно определенно стремятся они убедить императрицу, что при помощи своей популярности в войсках великий князь Николай Николаевич замышляет так или иначе свергнуть царя с престола и воссесть на нем самому. Единственным средством, способным, по утверждению этих лиц, предупредить готовящееся военное выступление, является немедленное смещение великого князя, причем возможно это только при условии принятия государем верховного командования армиями лично на себя. Играя, как всегда, на мистических свойствах природы царской четы, Распутину и компании удается внушить государю мысль, что долг царского служения повелевает царю делить с армией в тяжелые минуты ее горе и радости. Мысль эта падает на весьма благодатную почву. Стать самому во главе армии Николай II имел намерение еще при самом возникновении войны, и правительству стоило тогда большого труда убедить его отказаться от этого намерения. Под натиском Распутина, а в особенности царицы, государь преисполняется этой мыслью, и, как это доказали последующие события, ничто не было в состоянии поколебать принятое им решение».

Но как бы то ни было Главнокомандующим стал Николай II. Это было большой ошибкой. Дело даже не в том, что он военными способностями, мягко говоря, не отличался. Основную работу выполнял начальник штаба генерал М. В. Алексеев. Тоже не Суворов, но грамотный генерал. Да и не нужны были на той войне великие полководцы. В сражениях Первой мировой побеждал тот, кто делал меньше ошибок.

Беда была в другом. Из Ставки, находившейся в Могилеве, управлять страной было невозможно.

Персонажи на высшие посты попадались совершенно экзотические. К примеру, И. В. Горемыкин, вытащенный в 1914 году из «отстойника» Государственного Совета на пост председателя Совета министров. Это был полный ноль. На заседаниях он просто засыпал. И упрекать его не в чем. Ну, старый был человек, больной – к моменту назначения ему исполнилось 77 лет. Но других-то не было. Бесконечно тасовали одну и ту же сановную колоду.

Особо стоит упомянуть о последнем министре МВД Российской империи – А. Д. Протопопове. То, что он не имел никакого понятия о порученной ему работе, – уже никого не удивляло. Такими были к концу 1916 года, когда его назначили, чуть ли не все министры. Но он ничего понимать и не хотел. Дело в том, что Протопопов представлял самый отвратительный тип карьериста. Как известно, карьеристы могут быть разными. Кто-то, преследуя исключительно личные интересы, будет, тем не менее, эффективно работать на своем посту. Ну, хотя бы потому, что понимает: рухнет этот режим, рухнет и он. И подобные люди порой делали много хорошего для своей страны. К примеру, был такой светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Жуткий вор и карьерист. Но. Санкт – Петербург-то именно он построил!

Протопопов же принадлежал к распространенному тогда типу чиновников с лакейской психологией «чего изволите». Он сообщал царской чете только то, что те хотели слышать. К тому же пачкал мозги императрице разной мистической ахинеей. Так, после убийства Распутина он стал утверждать, что дух «старца» вселился в него. К тому же участвовал в не очень понятных шпионских, простите, дипломатических играх. Николаю II настойчиво рекомендовал Протопопова английский король Георг V. Учитывая, что англичане стояли за спиной заговорщиков, планировавших свержение императора, это говорит о многом.

Политическая ситуация в России пошла вразнос уже с конца 1916 года. Причем заговорщики особо и не скрывались. По крайней мере, участники «думского» заговора. (Всего заговоров было, как минимум, два. Второй – среди военных.) Причем это были не слухи. В начале января 1917 года начальник Петроградского Охранного отделения К. И. Глобачев предоставил Протопову полный расклад по «думскому заговору». Министр МВД императору ни о чем не доложил. И вообще не хотел ничего делать. В конце концов информацию довели до императора, но реакции никакой не последовало.

С огромным трудом Глобачев добился разрешения на арест так называемого Центрального Военно – Промышленного комитета, который являлся одной из структур заговорщиков. Только это уже ничего не решало.

Но самое главное – Протопопов до последнего момента уверял императорскую чету, что, дескать, все находится под контролем, патетически кричал, что в случае нужды зальет столицу кровью… А реально даже не докладывал ни в Ставку, ни в Царское Село, когда ситуация в Петрограде уже вышла из-под контроля. Точнее – докладывал, что все идет хорошо. Впрочем, остальные члены правительства вели себя точно так же. Была ли это глупость или измена – какая разница?

Вот такие министры были после Столыпина. Неудивительно, что в результате недовольными оказались все . Вот что заявил 3 ноября 1916 года депутат В. В. Шульгин, всю свою жизнь бывший убежденным монархистом:

«Мы терпели бы, так сказать, до последнего предела. И если мы сейчас выступаем прямо и открыто с резким осуждением этой власти, если мы поднимаем против нее знамя борьбы, то это только потому, что действительно мы дошли до предела, потому что произошли такие вещи, которые дальше переносить невозможно».

Если уж монархист такое говорит, то дальше уже некуда. Это значит, что престиж императора упал ниже плинтуса.

Из книги Повседневная жизнь ЦРУ. Политическая история 1947-2007 автора Данинос Франк

Глава девятнадцатая Директорская чехарда Клинтон был удивлен отставкой директора ЦРУ. Он этого не ожидал, возможно, потому, что его мало интересовали настроения в Лэнгли. Решение Вулси привлекло внимание президента к американской разведке, переживающей сложный период с

автора Ключевский Василий Осипович

Княжеская чехарда (XI век) Наследство Ярослава Мудрого Последним князем Днепровской Руси, которому удалось держать свое государство твердой рукой, был самовластец Ярослав Мудрый. После него сыновья перессорились, и начался процесс, который называют феодальной

автора

Чехарда правителей, или Сонька Золотая ручка С 1490 по 1502 год на Руси развернулась ожесточенная борьба между членами правящей крымской династии. Этот период один из самых сложных для реконструкции нашей истории. Поэтому читателям будет предложен путь сравнения хода

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Чехарда переворотов Теперь рассмотрим последующие события с точки зрения альтернативной версии.В 1538 году мать царя Елена Глинская отравлена новым главой правления при малолетнем Иване В. Шуйским, который арестовал Телепнева и, несмотря на все крики и слезы маленького

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Императорская чехарда Император Петр Второй Алексеевич (1727–1730 годы) Первое, что сделал любимый друг Петра Меншиков, – перевез одиннадцатилетнего императора в свой дворец и обручил его со своей дочерью. Невесте Петра Алексеевича было шестнадцать годков, она Петру не

Из книги Николай и Александра [История любви и тайна смерти] автора Масси Роберт

Глава двадцать четвертая «Министерская чехарда» Ранней осенью 1915 года исполнился двадцать один год с того дня, когда Александра Федоровна стала императрицей всероссийской. До сих государыня мало интересовалась политикой и не проявляла никакого честолюбия. Во

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 16 Чехарда премьеров: Черномырдин, Кириенко, Примаков, Степашин, Путин кто следующий? Смена премьер-министров в России в 1998-1999 гг. напоминала смену капризным монархом своих фаворитов или фавориток. Цепочка Черномырдин-Кириенко-Примаков-Степашин-Путин составлена из

После убийства Петра Столыпина политический горизонт Российской империи лишился ярких и харизматичных фигур. Период 1915-1917 гг. получил среди историков и современников определение «министерской чехарды». Обычно он характеризуется как время беспрецедентного хаоса на самом высоком уровне управления Российской империи, когда министры и даже председатели правительства лишались своих должностей по прихоти всесильного Григория Распутина и других «темных сил», окруживших монархию. В конце концов, неспособность государственного аппарата функционировать в нормальном рабочем режиме и сделала Февральскую революцию возможной.

В самом деле, период 1915-1917 гг. не стал для России временем творчества гениев от управления. Зачастую назначенные чиновники не успевали вникнуть в суть проблем своего ведомства до своей отставки или изначально были слабо подготовлены для государственной работы в не самое простое для страны время. Однако справедливо и то, что многие представления об этом периоде сложились под влиянием советской исторической школы, по понятным причинам склонной демонстрировать несостоятельность «царизма». В результате, сформировался ряд мифов, которые дают во многом искаженное представление о политической жизни последних лет правления Николая II.

Попробуем разобраться в наиболее характерных из них.

1. «Министерская чехарда» — явление, характерное для Российской империи.

Первая мировая война стала тяжким бременем для всех основных её участников по обе стороны фронта. Огромные государственные машины оказались вовлечены в глобальное противостояние, не имевшее аналогов в истории. Новые вызовы требовали новых решений в экономике, финансах, управлении, военном деле. Очень часто даже подающие большие надежды в довоенное время чиновники оказывались неспособны совладать с грузом задач, которые предстояло решать быстро и эффективно.

Кадровую нестабильность испытывали, в частности, союзники России по Антанте.

В Британской империи за период 1915-1917 гг. на своих постах побывало 2 премьера, 4 министра внутренних дел, 2 министра иностранных дел, 4 военных министра, 3 морских министра, 3 министра финансов. Во Франции сменилось 2 премьера, 1 министр внутренних дел, 5 министров иностранных дел, 5 военных министров, 3 морских министра, 2 министра финансов.

Российская империя в целом не выделялась из этой тенденции. Несколько чаще менялись только председатели правительства и министры внутренних дел.

2. За годы войны управленческая система России полностью обновилась.

Масштаб обновления государственного аппарата в России в годы войны был значителен. Произошло около 300 крупных кадровых перемен. Но говорить о полной перетряске бюрократии, тем не менее, не представляется возможным.

Так, ни одной крупной перемены не претерпели следующие ведомства: Государственная канцелярия, Статс-секретариат великого княжества Финляндского, Министерство императорского двора, Ведомство учреждений императрицы Марии, Собственная его величества канцелярия и Главное управление государственного здравоохранения.

Некоторые другие министерства и ведомства были затронуты кадровыми перестановками в незначительной степени. Они практически не задели столь важные для военного времени ведомства, как министерства финансов, торговли и промышленности, путей сообщения, военное и морское, государственный контроль.

Самые значительные изменения произошли в годы войны в Министерстве Внутренних Дел. Аппарат этого министерства претерпел около 90 персональных перемен и оставил далеко позади все остальные министерства. Кроме 6-ти министров за два с половиной года войны в МВД сменилось 15 товарищей министров, 4 директора Департамента полиции, 4 директора Департамента общих дел, 4 начальника Главного управления по делам печати, 3 председателя ветеринарного комитета, 3 управляющих земским отделом, 3 директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий, 2 председателя медицинского совета, 2 начальника управления по делам местного хозяйства, 2 начальника управления воинской повинности и т.д.

Хронологически «министерская чехарда» также неравномерна. Около половины всех крупных перемен относятся к 1916 году. В ноябре этого года произошли 23 перемены, 12 назначений. При этом 8 значительных кадровых перемен произошло в первый день месяца – 1 ноября 1916 г.

3. Все назначения происходили по указанию Распутина и императрицы Александры Федоровны

И современники, и советские историки были склонны абсолютизировать влияние «старца» Григория Распутина и императрицы Александры Федоровны на политику назначений на государственные посты. Это подтверждало тезис о «прогнившей» системе управления Российской империи, где личностный фактор оказывал решающие значение в вопросах государственной важности.

Однако современные историки, внимательно проанализировав причины кадровых перетасовок «министерской чехарды», пришли к выводу, что Александра Федоровна в основном лишь одобряла уже предложенные варианты и её позиция не имела решающего значения в подавляющем большинстве кадровых назначений.

Так, по словам российского историка Ф. Гайды, судя по личной переписке императора и императрицы в июне 1915-ноябре 1916 гг. она настаивала на отставке 12 членов Совета министров, однако с учетом контекста событий нет оснований считать, что её голос был решающим. В то же время в августе 1915-декабре 1916 гг. императрица выступала за назначение 14 кандидатов на различные правительственные посты, 8 из которых были назначены. Во всех случаях назначений Александра Федоровна выступала за кандидатуры, ранее уже инициированные иными лицами.

Кадровая политика «министерской чехарды» действовала, опираясь на две стратегии:

1. Решение о кадровом назначении исходило от премьера-министра или стоящего за его спиной неформального правительственного лидера. В случае с военным министерством кадровые инициативы исходили от самого Николая II.

2. Уходящие министры выдвигали себе на замену собственного кандидата. При этом сами отставки, как правило, происходили по желанию самого чиновника (хотя и здесь есть весьма яркие исключения)

Таким образом, весь кадровый хаос провоцировался общей логикой функционирования государственного аппарата в экстремальных условиях войны.

«Министерская чехарда», безусловно, усложняла жизнь российского общества в годы Первой мировой войны. Многочисленные кадровые перестановки не смогли сформировать эффективную команду в правительстве, которая смогла бы справиться с многообразием задач. Никто из высших чиновников не соответствовал в полной мере духу времени, требовавшему решительных действий. Это делало революционные перемены практически неизбежными.