А с суворин биография. Суворин алексей сергеевич - биография

Суворин, Алексей Сергеевич


Известный журналист. Род. в 1834 г. в селе Коршеве, Бобровского уезда Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Москов. вестн.", "Весельчаке" и "Русск. дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков ) в "Рус. речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Рус. речи". Когда "Рус. речь" прекратилась, С. занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурою" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка" в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого - "Жизнь патриарха Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. зап." - рассказ "Отверженный" (1863, №1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. С. переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. инвал." (за подписью А . И-н ) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С.-Петерб. вед.", занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь С. под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С. в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г." Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в "СПб. вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С. расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики - Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869-1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, №№ 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1870, №№ 1 и 2; "В гостях и дома (Заметки о Германии)", 1870, №№ 9 и 10; "Русская драматич. сцена", 1871, № 1; "Историческая сатира" ("История одного города" Щедрина), 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. О. Корш и его редакция были устранены от "С.-Петер. вед." (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный уход С. из "СПб. вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большею частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых ведомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел вместе с В. И. Лихачевым "Новое время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "СПб. вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых №№. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркою выразительницею симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1-2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. Новое Время). Лично С., впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб. ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. с приобретением "Нового времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большим успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г. С. издает весьма распространенный "Русский календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового времени" С. основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая библиотека" (образцом для нее послужили нем. "Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Bibliothèque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Суворин, Алексей Сергеевич

Журналист, издатель, драматург. Журналистская карьера С. началась с умеренно-либеральных фельетонов и очерков, которые он под псевдонимами "А. Бобровский" и "Незнакомец" помещал в "С.-Петербургских ведомостях" В. Ф. Корша и в "Биржевых ведомостях". Эти фельетоны, изданные отдельной книгой под названием "Всякие" [СПб, 1866], послужили причиной ареста С.; сама книга была уничтожена цензурой (изд. 2-е, СПб, 1909).

В 1876 С. купил газету "Новое время", вызвавшую на первых порах оптимистические ожидания буржуазно-демократической интеллигенции. Однако через некоторое время с полной очевидностью выяснился подлинный политический облик Суворина как фактического редактора и издателя газеты.

Политическую физиономию "Нового времени" Салтыков-Щедрин метко охарактеризовал кличкой "Чего изволите". Ставшая на ряд лет самым распространенным изданием в России, газета "Новое время" двусмысленно называлась Сувориным "парламентом мнений". Часто Суворин помещал в ней статьи диаметрально противоположных направлений. Суворин печатал в "Новом времени" свои "Маленькие письма", свидетельство превращения недавнего либерала и западника, противника Каткова в открытого охранителя-славянофила, великодержавного шовиниста, злобного, непримиримого врага развивавшегося рабочего движения.

В годы реакции С. выступает вместе со Столыпиным и Дурново как ярый монархист, черносотенец, ревностный охранитель царского самодержавия.

С. основал большое книгоиздательство с сетью книжных магазинов, организовал монопольное "Контрагентство печати", продвигавшее к провинциальному читателю патриотическую литературу.

С конца 80-х гг. С. занялся театром, возглавляя литературно-артистический кружок в Малом театре, где поставил свою пьесу "Татьяна Репина" . Пьеса эта, написанная в мелодраматических тонах, посвящена описанию трагической смерти известной провинциальной актрисы Кадминой. Продолжение этой пьесы под тем же названием написано было А. П. Чеховым . Именно в эти годы, еще до того, как С. превратился в махрового реакционера, Чехов был с ним в дружеских отношениях, хотя и тогда оба писателя занимали разные идейно-политические позиции.

К драматургическим опытам С. относится также драма "Медея" (вместе с В. Бурениным) и др. пьесы, маловыразительные и слабые со стороны идейной и сценической. Беспринципность С. ярко вскрывается в случайно найденном интимном его дневнике, в котором он критикует своих виднейших современников, а иногда и всю общественно-политическую систему, которой он раболепно служил.

Библиография: I. Незнакомец (А. Суворин), Очерки и картинки, кн. 1-2, СПб, 1875; Суворин А., Татьяна Репина, СПб, 1913; 3-е изд., СПб, 1899; Суворин А., В конце века. Любовь. Роман, СПб, 1893, 3-е изд., СПб, 1913; Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову, СПб, 1913. Дневник А. С. Суворина. Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского, М. - П., 1923; Письма русских писателей к А. С. Суворину. Подготовил к печати Д. И. Абрамович, Л., 1927.

III. Mезиеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПб, 1902.

  • - ученый путешественник по Венгрии и Италии, род. в 1801 г. в Тамбовской губернии, ум. в 1824 г. в Жирженти...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1937-1938 гг. воевал в Китае, командовал эскадрильей. В 11 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 2 японских самолета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вице-адмирал...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1910, ум. 1983. Литературовед, автор исследований, посвященных М. Е. Салтыкову-Щедрину, А. А. Фадееву. Опубликовал работы по методологии литературоведения...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, лейтенант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор компании "Евразийская группа" с июня 2003 г.; родился 30 декабря 1971 г. в Москве; окончил сценарный факультет Всероссийского государственного института кинематографии в 1995 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель, старший сын А. С. С. Род. в 1862 г., окончил курс в СПб. университете по историко-филологическому факультету; одно время был ответственным редактором "Нового времени". Отдельно напечатал: "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известный журналист. Род. в 1834 г. в селе Коршеве, Бобровского уезда Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Суворин - писатель, старший сын А.С. Суворина. Родился в 1862 г., окончил курс в Санкт-Петербургском университете по историко-филологическому факультету; одно время был ответственным редактором "Нового Времени"...

    Биографический словарь

  • - Суворин - известный журналист. Родился в 1834 г. в с. Коршове Бобровского уезда Воронежской губернии...

    Биографический словарь

  • - писатель, старший сын А. С. С. Род. в 1862 г., окончил курс в СПб. унив. по историко-филол. факультету: одно время был ответственным редактором "Нового времени". Отдельно напеч...
  • - известный журналист...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский литературовед, член-корреспондент АН СССР. Член КПСС с 1940. В 1955≈65 директор института русской литературы АН СССР...
  • - русский издатель, журналист. Начал печататься в 1858 в провинциальной, затем в столичной прессе, главным образом как театральный обозреватель и фельетонист. До 1875 журналистская деятельность С. носила...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский литературовед, академик АН СССР. Книги о М. Е. Салтыкове-Щедрине, А. А. Фадееве, по методологии литературоведения...
  • - российский журналист, издатель, публицист, театральный критик...

    Большой энциклопедический словарь

"Суворин, Алексей Сергеевич" в книгах

Суворин Алексей Сергеевич (1834–1912)

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Суворин Алексей Сергеевич (1834–1912) Издатель газеты «Новое время», владелец крупнейшей в России книгоиздательской фирмы, прозаик, драматург и фельетонист. В молодости был учителем уездного училища; под псевдонимом Незнакомец печатался в столичных газетах, вел фельетон

ПЕТРОВСКИЙ Алексей Сергеевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПЕТРОВСКИЙ Алексей Сергеевич 15(27).12.1881 – 14.9.1958Переводчик, антропософ, коллекционер (коллекция западноевропейской гравюры XV–XX вв.). Один из основателей и редактор первого антропософского издательства в России «Духовное знание» (1912–1918). Один из учредителей русского

СУВОРИН Алексей Алексеевич

автора Фокин Павел Евгеньевич

СУВОРИН Алексей Алексеевич псевд. А. Порошин;1862–1937Журналист, издатель газеты «Русь». Сын А. С. Суворина («Суворин-младший», «дофин»).«Характер у сына был иной, чем у отца. У него не было ни отцовской решительности, ни его чутья и таланта. Трудно было понять, в чем он

СУВОРИН Алексей Сергеевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

СУВОРИН Алексей Сергеевич псевд. А. И-н, А. Бобровский, Незнакомец;11(23).9.1834 – 11(24).8.1912Издатель и книгопродавец, журналист, драматург, публицист, театральный деятель, библиофил. Редактор-издатель газеты «Новое время» (1876–1917). Автор издательских проектов «Дешевая

Попов Алексей Сергеевич. Озеро в виде креста с кругом

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Попов Алексей Сергеевич. Озеро в виде креста с кругом «Это отсюда пошёл наш двужильный народ…». А. С. Попов1986 год. При содействии журнала «Турист» русский журналист, краевед А. С. Попов организует походы к истокам Западной Двины (1020 км) и Волги (3530 км), на Валдайскую

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Суворин Алексей Сергеевич Суворин (Алексей Сергеевич)– известный журналист. Род. в 1834 г. в с. Коршеве Бобровского у., Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин;

Бушмин Алексей Сергеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Желтов Алексей Сергеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Уваров Алексей Сергеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УВ) автора БСЭ

Алексей Сергеевич СУВОРИН

Из книги Дневники русских писателей XIX века: исследование автора Егоров Олег Георгиевич

Алексей Сергеевич СУВОРИН Начинать дневник на исходе жизни человека подталкивают особые психологические причины. Это и потеря родных и близких, единомышленников и друзей, и потребность подвести некоторые жизненные итоги, и желание попробовать свои силы в новом роде

АЛЕКСЕЙ СУВОРИН 11(23).IX.1834, село Коршево Воронежской губернии - 11(24).VIII.1912, Петербург

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

АЛЕКСЕЙ СУВОРИН 11(23).IX.1834, село Коршево Воронежской губернии - 11(24).VIII.1912, Петербург Советская власть очень не любила царскую Россию, а вместе с нею терпеть не могла защитника «дворянско-помещичьего строя» Алексея Сергеевича Суворина. Энциклопедический словарь (1955)

УРАНОВ Алексей Сергеевич

Из книги Я дрался на бомбардировщике [«Все объекты разбомбили мы дотла»] автора Драбкин Артем Владимирович

УРАНОВ Алексей Сергеевич Я родился в 1924 году в Пензе. Отец у меня был чистокровный пензяк, лесничий. Он окончил пензенский техникум, всю свою жизнь был лесничим и прошел три войны: империалистическую, Гражданскую, и в Отечественную его тоже взяли, он был капитаном запаса.

Уранов Алексей Сергеевич

Из книги автора

Уранов Алексей Сергеевич (Интервью Артем Драбкин) Я родился в 1924 году в Пензе. Отец у меня был чистокровный пензяк, лесничий. Он окончил пензенский техникум, всю свою жизнь был лесничим и прошел три войны: империалистическую, Гражданскую, и в Отечественную его тоже взяли,

Составитель Челноков Алексей Сергеевич «Грязное белье» Кремля. Разоблачение высших чиновников РФ

Из книги «Грязное белье» Кремля. Разоблачение высших чиновников РФ автора Челноков Алексей Сергеевич

Составитель Челноков Алексей Сергеевич «Грязное белье» Кремля. Разоблачение высших чиновников РФ Предисловие Во власть приходят из самых неожиданных мест, на ходу меняя профиль деятельности до неузнаваемости. Анатолий Сердюков попал в министры обороны из торговцев

СУВОРИН Алексей Сергеевич родился в семье государственного крестьянина - писатель, журналист, издатель.

Его отец был участником бородинского сражения и выслужился в офицеры. Получив военное образование, Алексей Сергеевич вышел в отставку и стал учителем. Литературную деятельность начал в 50-е гг., причем в начале своей литературной деятельности был бедняком и даже демократом, симпатизировавшим Белинскому и Чернышевскому .

С начала 60-х гг. XIX в. сотрудничал в провин­циальной печати. В это время сблизился с литературным кружком критика М. де Пуле, поддерживал дружеские отношения с И. С. Никитиным.

ряда комедий:

«Биржевая горячка» ,

«Не пой­ман - не вор» ,

«Женщины и мужчины» ,

«Честное слово» ,

романа «В конце века. Любовь» (Спб., 1893).

В пьесе «Татьяна Репина»писатель разрабатывал тему приобрета­тельства и обогащения. Литературные достоинства пьес и прозаических произве­дений писателя невелики, и потому все они дав­но забыты. Суворин вел резко разоблачительный дневник, в котором высмеивал аморализм и коррупцию в русских аристократиче­ских и придворных кругах. В нем содер­жатся меткие сатирические характеристи­ки ряда русских самодержцев.

В. И. Ленин в статье «Карьера» (1912) отмечал, что Суворин А.С. всей своей деятельностью выразил целый период в истории русской буржуазной журналистики и всего буржуазного общества. Говоря о карьере Суворина- ревнителя продажной философии и издателя «Нового времени», Ленин оха­рактеризовал его путь как типичный для ренегатства и перерождения буржуазной интеллигенции.

Умер - , Петер­бурге.

Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

Я вообще того мнения, что выдающиеся люди должны обращать на себя внимание печати. Что же страна без них?

Суворин Алексей Сергеевич

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру - так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе - его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант - талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже - огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным - от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу - в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты - организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры - репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Русский публицист, журналист, театральный критик, писатель, издатель, владелец газеты «Новое время». Псевдонимы - А. Бобровский, Незнакомец.

А.С. Суворин был сыном крестьянина-однодворца, дослужившегося до штабс-капитана, и дочери протоиерея. Учился в 1845-1851 годах в Воронежском кадетском корпусе, в 1853 году окончил специальные классы Дворянского полка в Петербурге, но военным не стал. Мечту о поступлении в университет Суворин по бедности осуществить не смог, занимался самообразованием, много читал. Служил учителем истории и географии в Бобровском уездном училище и двух женских пансионах, затем в Воронежском уездном училище, занимался репетиторством. В эти годы печатаются его первые литературные опыты, сперва в качестве поэта (дебют - перевод стихотворения Беранже «Узник»), затем и в качестве журналиста (с июля 1861 года посылал «Письма из Воронежа» в московскую газету «Русская речь»).

В 1861-1862 годах Суворин жил в Москве, полностью посвятив себя журналистике. Его очерки печатались в «Современнике», «Отечественных записках». Здесь он сблизился с Н.С.Лесковым.

В 1863 году Суворин переехал в Петербург, в 1863-1874 годах под псевдонимами «А.Бобровский», «Незнакомец» печатался в «Санкт-Петербургских ведомостях». Популярность как журналист Суворин приобрел в первую очередь благодаря театральным рецензиям, а также «Недельным очеркам и картинкам». В Петербурге он общался с А.Н.Плещеевым, Л.Н.Толстым, Н.А.Некрасовым.

В это же время статьи Суворина выходили в «Русском инвалиде», «Вестнике Европы», «Биржевых ведомостях». На первых порах Суворин проявил себя как критик реакционной печати. В 1866 году за книгу «Всякие. Очерки современной жизни» был привлечен к суду, и первый тираж издания был сожжен.

В 1876 году А.С.Суворин приобретает в собственность газету «Новое время», которая станет делом его жизни. В последующие годы Суворин пройдет путь от «либерального, даже демократического журналиста» (В.И.Ленин) к издателю, фактически возглавившему русское патриотическое направление в печати. Под началом Суворина «Новое время» становится самым влиятельным печатным органом в России. Информированность, основательность, разнообразие высказываемых точек зрения отличали газету, которую сам Суворин называл «парламентом мнений». Издатель лично редактировал газету, прочитывал в гранках каждый номер «Нового времени», обладал талантом находить и привлекать к работе в газете одаренных писателей и журналистов.

В 1878 году Суворин основал большой книжный магазин в Петербурге и несколько магазинов в провинции. Для издания газеты Суворин основал свою типографию, где помимо «Нового времени» издавались и книги. Ему принадлежало множество разного характера изданий; справочные: «Вся Россия», «Весь С.-Петербург», «Вся Москва»; исторические: истории Петра Великого и Екатерины II проф. Брикнера; «Дешевая библиотека» (до 400 книжек русских и иностранных классических произведений), «Новая библиотека» (романы) и др.

При типографии была открыта первая в России частная школа типографского дела, в курс которой входили и иностранные языки. Служащие типографии, магазина и конторы "Нового времени" образовали в 1898 году Ссудно-сберегательное и Взаимно-вспомогательное товарищество, похоронную кассу, основной капитал для которых был дан Сувориным. Кроме того, для них была устроена бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.

В 1911 году Суворин учредил издательство «Новое время». Создал «Контрагентство печати» — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и др. печатных изданий по всей России.

Суворин был дружен с Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, И. Н. Крамским, особенно с А. П. Чеховым, произведения которого печатались в "Новом времени" с 1886-го до начала 1890-х годов. Однако со временем реакционные взгляды издателя изменили отношение к нему общественности. В связи с делом Дрейфуса и разгромом полицией студенческих демонстраций в 1899 году М.Горький выступил с «Открытым письмом к А.С.Суворину», осудив консервативные воззрения последнего.

В 1890-е Суворин увлекся театральной деятельностью и стал во главе С.-Петербургского литературно-артистического кружка. Был автором нескольких театральных пьес (комедии «Татьяна Репина», «Он в отставке», драма «Медея»). В 1895 году он основал в Петербурге свой театр.

А.С.Суворин был дважды женат (первая жена - А.И.Баранова (ум. 1874), 5 детей, вторая - А.Л.Соколова, 9 детей). Своих сыновей (Алексея, Михаила, Бориса) Суворин привлекал к работе в газете. А.А.Суворин, бывший редактором «Нового времени», в 1903 году окончательно поссорился с отцом и основал свою газету «Русь».

Сочинения:

Очерки и картинки: Собр. рассказов, фельетонов к заметок. СПб., 1875.

Татьяна Репина. 4 изд. СПб., 1911.

Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма (1904-1908). М., 2005. 752 с.

Дневник А. С. Суворина / Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского. П. М., 1923.

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834–1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея , Лондонская галерея , Императорский Эрмитаж , Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург , Вся Москва , Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина . Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин»

Татьяна Шабалина