Алексий 2 ридигер. О смерти Патриарха Алексия II, или врать нехорошо

Ровно 4 года назад, ранним утром 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II направился туда, куда проснувшись направляются все: и грешники, и праведники - в туалет. Чтобы там преставиться Господу.
В такой смерти нет ничего позорного или необычного, и о двух подобных смертях я уже вспоминал: и . А можно еще вспомнить что так же ушли в мир иной короли Георг III и Людовик XIV, миллиардеры Поль Гетте и Джон Рокфеллер, да и много еще кто. Но РПЦ вспомнила лишь как принял смерть один из первых еретиков христианства Арий, и испугалась.
.

Джон Рокфеллер. Мечтал заработать $100 тыс., дожить до 100 лет и умереть во сне.
Заработал $192 млрд., дожил до 97 лет и умер в сортире. Не все мечты сбываются.

Хватились Патриарха около 8 часов утра - он не вышел в обычное время к заказанному завтраку. Стали стучать в запертые двери, кричать, никто не отзывался. Позвали охрану, которая взломала дверь в покои, и обнаружила уже остывшее тело Патриарха в уборной комнате. Он лежал посреди просторной уборной, отделаной художественной плиткой и мрамором, на которых виднелись кровавые следы от рук Алексия. Скорее всего (то ли от сердечного приступа, то ли от утраты координации движений) Патриарх упал и ударился затылком головы о спинку твердого стула, а потом пытался подняться. Поскольку Алексий имел два сердечных стимулятора, они долго выгоняли из его раны кровь, пока он не умер. Крови в уборной было много, затылок весь в крови, а лицо бледно как полотно.
При такой травме, даже сопряженной с сердечным приступом, Патриарха можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но двойные двери во внутренние покои с полной шумоизоляцией, Патриарх всегда запирал на ночь изнутри на ключ. А дубликата этого ключа не было ни у кого, даже у охраны.
Я повторяю - в такой смерти нет ничего непотребного, и никто из нас не знает как и где он встретит свой последний час. Непотребство началось потом.


После кончины Святейшего высшие иерархи РПЦ от греха подальше договорились молчать о реальных обстоятельствах и причине смерти патриарха, и около 11 часов 5 декабря 2008 года они устами руководителя пресс-службы Московской Патриархии озвучили обтекаемое официальное вранье про «причину смерти - сердечную недостаточность».
Что с обстоятельствами кончины патриарха Алексия что-то нечисто, стало понятно сразу же. Патриарх жил по четкому расписанию - и никто не заметил, что не встает? При нем, как писали в СМИ, постоянно дежурила бригада врачей - и она не имела к нему доступа? В «Российской газете» и в «Новой Газете» тут же появилась версия что Патриарх погиб в ДТП, и Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности».
.

фото Сергей Ильницкий/EPA

Однако почти год слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали циркулировать и множиться, вплоть до версии что патриарх Алексий был ритуально умерщвлён в канун иудейского праздника Ханука. И их кульминацией стала нашумевшая версия Стаса Садальского, согласно которой Патриарх был убит руками осетинских боевиков за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Стало понятно, что РПЦ оказалась в невыгодном положении, которое в шахматах называется «цугцванг» - какой бы ход шахматист ни сделал, он будет для него невыигрышным. Врать дальше - плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти Патриарха - тоже плохо.
И только спустя почти год после похорон Святейшего, бывший его референт и очень близкий к Патриарху Кириллу протодьякон Андрей Кураев получил наконец благословение рассказать правду и о травме головы как причине смерти, и о туалете, и о крови в нем, и о запертых дверях в спальню. Как сказал Кураев, руководство церкви отказалось сразу обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху». Но как скандал в применении к Патриарху было воспринята не правда об обстоятельствах его кончины, а официальная ложь РПЦ.


Кураев тогда сказал ещё: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Но он не сказал, что соврав об обстоятельствах смерти Патриархия получила не один мерзкий слух, а много мерзких слухов. Которые тут же прекратились, как только всплыла правда о подробностях последних часов жизни Алексия. Ну умер человек так, а не иначе - ничего позорного в этом нет, никто не волен выбирать место где внезапно умрет. Люди часто лучше и умнее, чем думают о них церковники…
.

Внутри церковников, наверное, борются не злой волк с добрым, а Дьявол с Богом

Высшие иерархи Церкви тоже когда-то были детьми, и мамы им тоже наверное говорили: «Сыночек, врать нехорошо. Враньё вскроется, потом стыдно будет». Ну ладно, люди пожилые может и не помнят уже чему их в детстве учили. Но ведь жизнь постоянно их учит тому же самому - всякий раз, когда иерархи Церкви врут, они получают «мерзкие слухи» и скандалы. А маленькая ложь иногда растет как снежный ком, превращаясь в огромное враньё.
Ну вот как в истории с «часами Кирилла»:
1. Носишь дорогие часы - ну не ври, что не носишь.
2. Поймали на вранье с помощью фотографий - не пытайся совершить новый обман путем их монтажа.
3. Поймали на неумелом монтаже - не называй это «нелепой ошибкой», и гонениями на Церковь.
Ведь не соври тогда Патриарх Кирилл в первый раз, отрицая очевидное, не пришлось бы врать и дальше. И скандала с часами бы не было, и стыдно бы не было перед Богом и людьми, и Церковь не роняла бы свой авторитет.
Потому как говорить правду не всегда приятно, но иногда полезно.

Патриарх Алексий II

Алексей Михайлович Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси, родился 23 февраля 1929 года в Таллинне, Эстония. Именем Алексей крещен в детстве в честь Алексия, человека Божия.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – МОЛОДЫЕ ГОДЫ.
Патриарх происходит из германского дворянского рода фон Ридигеров, имеющего курляндское происхождение. Из родословной Патриарха нам известно, что его предок, курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер во времена правления Екатерины II переехал в Россию и принял православие под именем Федора Ивановича. Именно он стал основателем русской линии рода Ридигеров.
Отец будущего Патриарха, протоиерей Михаил Александрович Ридигер, родился в Петербурге, однако во время Октябрьской революции был вывезен родителями в Эстонию, где и получил священнический сан Эстонской православной церкви. Мать Алексея, Елена Иосифовна Писарева – дочь расстрелянного во время революции полковника царской армии.
Желание стать священником у Алексея появилось с раннего детства, когда он охотно помогал отцу в храме. Во время Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. Алексей с отцом посещал лагеря для перемещенных лиц, в которых находились советские люди, угнанные на принудительные работы в Германию. По свидетельству митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, который был старше Алексея на 5 лет и помогал Ридигерам в этом нелегком деле, им удалось вызволить из лагерей нескольких священников и устроить их в таллиннских храмах.
В пятнадцать лет Алексей стал иподиаконом, служил в различных храмах Таллинна, а в 1947 году поступил в третий класс Ленинградской духовной семинарии. В 1950 году рукоположен в диакона, а затем и во пресвитера, и определен на служение в Богоявленский храм города Йыхви.
В годы своего служения в Богоявленском храме, Алексей продолжал обучение в Ленинградской духовной семинарии и в 1953 году получил звание кандидата богословия.
В 1958 году был возведен в сан протоиерея.
После смерти матери в 1959 году Алексей решил принять монашество, и 3 марта 1961 года был пострижен в монахи с именем Алексий, в честь Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.
Епископский период в биографии иеромонаха Алексия начался в том же 1961 году, когда он был возведен в сан архимандрита и решением Священного Синода был назначен епископом Таллиннским и Эстонским.
Таллиннскую кафедру епископ Алексий возглавлял 25 лет, с 1961 по 1986 год, в том числе управлял нею, будучи уже Патриархом.
Биография епископа Алексия богата событиями международного масштаба, в которых он принимал непосредственное участие. В 1961 году Алексий принимает участие во Всемирном совете церквей, участвует в богословских диалогах с другими христианскими конфессиями. Более 25 лет являлся сотрудником аппарата Конференции Европейских церквей. Принимал активное участие в работе советских и международных миротворческих организаций.
В 1984 году получил степень доктора богословия, написав трехтомный труд «История православия в Эстонии».
18 марта 1989 года Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организации «Фонд здоровья и милосердия».
После смерти Патриарха Пимена в 1990 году был созван Поместный Собор для выбора его преемника на Патриаршем престоле. Нового Патриарха выбирали в два тура голосования и основными претендентами на престол были митрополит Алексий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) и митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). С небольшим отрывом от митрополита Владимира в 23 голоса митрополит Алексий был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.
10 июня 1990 года в Богоявленском соборе состоялась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
За время патриаршества Алексия II Русская православная церковь переживала период подъема и укрепления позиций в обществе. Активно строились храмы и между государством и церковью устанавливались качественно новые отношения. Церковь активизировала не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и получила возможность расширять рамки своего социального служения.
Большое внимание Патриарх Алексий II уделял налаживанию отношений между различными православными церквями и сотрудничество с другими христианскими конфессиями.
Последний раз Алексий II совершил богослужение 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А уже в 11 часов следующего дня, 5 декабря, руководитель пресс-службы Московской Патриархии Владимир Вигилянский сообщил о смерти Патриарха в его резиденции в Переделкино.
Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность, явившаяся результатом ишемической болезни сердца, которой Патриарх страдал в последние несколько лет. Он перенес несколько инфарктов и периодически проходил курс лечения заграницей. Патриархия решительно опровергла все слухи, связанные с неестественным характером смерти Патриарха.
Церемония прощания с новопреставленным Патриархом проходила 6 – 9 декабря 2008 года в Храме Христа Спасителя в Москве. По данным пресслужбы ГУВД Москвы проститься с Патриархом пришли более 100 000 человек.
Отпевание Патриарха прошло 9 декабря в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В тот же день почивший Патриарх был перевезен для захоронения в Благовещенский Елоховский собор г. Москвы, где был похоронен в южном («Благовещенском») приделе.
Патриарх Алексий II был удостоен множества государственных, церковных, общественных и международных наград, был почетным гражданином 12 регионов и городов Российской Федерации.
Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II содержит множество спорных моментов, и оценка значения периода его патриаршества для развития РПЦ может быть различной, однако нельзя не отметить, что именно в период, когда РПЦ возглавлял Патриарх Алексий, церковь стала сильной структурой, которая находится в тесной взаимосвязи и сотрудничестве с государством.
Преемником Алексия II по решению Поместного Собора РПЦ от 27 января 2009 года стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Синодального отдела внешних церковных связей и постоянный член Священного Синода.

Материал из Электронная энциклопедия ТПУ

Патриарх Алексий II (в миру - Алексеей Михайлович Ридигер , эст. Aleksei Rüdiger ; 23 февраля 1929, Таллин, Эстония - 5 декабря 2008, Москва, Россия) - епископ Русской православной Церкви; с 7 июня 1990 г. - патриарх Московский и всея Руси.

Биография

В возрасте пятнадцати лет стал церковнослужителем архиепископа. Впоследствии стал алтарником и псалмщиком.

Учился в Ленинградской духовной семинарии, позднее – в академии.

В марте в 1961 года постригся в монахи, приняв имя Алексий.

В августе 1961 года стал архимандритом, а в сентябре был посвящен в епископы.

Позднее Алексием был получен сан архиепископа (1964), а в 1968 – митрополита.

Начиная с 1961 года Алексий вел активную общественную деятельность: входил в состав Всемирного совета церквей, участвовал в различных конференциях. Алексий II служил вице-президентом общества советско-индийской дружбы.

В 1984 году - получил степень доктора богословия.

В 1990 году Алексий был избран патриархом.

5 декабря 1988 года скончался в своей резиденции, расположенной рядом с ж/д платформой и посёлком Переделкино.

Почетный профессор ТПУ

В 2002 г. Ученый Совет политехнического избрал Алексия II Почетным профессором ТПУ . Ему были вручены атрибуты звания и «Золотая медаль за заслуги перед политехническим», а также подарок от вуза - макет Иоанно-Предтеченского женского монастыря, находившегося когда-то на месте Студгородка. Сейчас там, по инициативе политехников, воздвигнута часовня Домны Томской. В ответном слове Алексий II выразил свою благодарность:

«Позвольте сердечно поблагодарить за звание, за вручение медали и подарок. Я считаю, что сделал слишком мало, чтобы так высоко оценивалась моя деятельность и воспринимаю это как аванс на будущее».

Патриарх Московский и Всея Руси

10.06.1990 г. состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. В период первосвятительства Патриарха Алексия II (1990-2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году, Поместного Собора как органа «церковного управления и церковного суда» (с 1990 года не созывался ни разу в нарушение действовавшего до 2000 года Устава от 1988 года) и передача части его полномочий Архиерейскому Собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;

Трансграничный характер (впервые за всю историю Московской Церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ.

Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, - самоуправляемых Церквей;

Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;

Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных религиозных структур на Украине, а также Эстонии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь);

Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х) напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском православии, а также с Румынским Патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;

Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви; Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.

В 1990-е происходило значительное возрастание степени административной независимости в управлении территориально-канонических частей РПЦ, находящихся на территории независимых государств бывшего СССР, что было закреплено в Уставе РПЦ 2000 года, предусматривающем статус «Самоуправляемой Церкви». В числе последних Устав определяет Украинскую православную церковь как «самоуправляемую с правами широкой автономии».

В первой половине 1990-х годов был создан ряд новых синодальных учреждений (отделов): религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, миссионерский. В 1994 году Издательский отдел Московской Патриархии (образован в 1946 году), возглавлявшийся до того в течение более 30 лет митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), был преобразован в Издательский совет Русской православной церкви.

В августе 2000 года было принято решение о создании Cинодального отдела по делам молодёжи. Наиболее крупным и заметным синодальным учреждением с начала 1990-х годов оставался Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, с 1989 года возглавлявшийся митрополитом смоленским Кириллом.

Церковоно-государственные отношения

А. взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского гос-ва вступил в завершающую фазу. Для РПЦ важно было в быстро изменявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с гос. властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов Патриаршего служения А. в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, к-рую он возглавлял. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх довел до сведения Президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и др. религ. общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 окт. 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т. ч. и Патриархией, права юридического лица. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал уже существования правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось таким образом, что допускало преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе.

Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религ. орг-ций в России, стал принятый 26.09.1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». А. неоднократно обращался в высшие органы гос. власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религ. жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль правосл. Церкви в судьбе России, т. о., не ущемляя прав др. вероисповеданий, он ограждает россиян от псевдодуховной агрессии.

В 2004-2008гг. в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ произошли важные изменения В ноябре 2004 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении замельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. В 2007 г. Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. 08.02.2008 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возможность гос. аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными духовными образовательными учреждениями.

Внутрицерковная жизнь

В годы Предстоятельства А. прошли 8 Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения по следующим вопросам: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, канонизация новомучеников, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, повсеместное возрождение монашеской жизни, положение епархий, монастырей и приходов, миссионерское служение, анализ изменений церковной жизни.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Международная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1964 г. президент Конференции Европейских Церквей.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 г. вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ.

Родословная

Происходит из известного прибалтийского дворянского рода.

Хейнрих Николаус (Нильс) - Heinrich Nicolaus (Nils) - Рюдингер (? - 1711). 1681-1693 - капитан крепостей шведского короля в лифляндском Дюнамюнде (ныне часть Риги - Даугавгрива, где Даугава впадает в Балтийское море). В 1695 году король Карл XI возвел его во шведское дворянское достоинство. В 1696 году брак в Риге с Кристине Элизабет фон Викеде(н) (Christine Elisabeth von Wickede(n)) (1680-1721). V Их сын: Петер - Peter - Рюдингер Капитан, лифляндский помещик - Пандимыйс в деревне Кооркюла, близ Тырва. В 1752 году - третий брак с Элизабет Виснер (Elisabeth Wiesner), дочерью лифляндского пастора. V Их сын: Карл Магнус - Karl (Carl) Magnus - Рюдингер (1753-1821 в Гапсале, ныне - Хаапсалу). Генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства. Брак в 1779 году в Петербурге с Шарлоттой Маргарете баронессой фон Мальтиц (Charlotte Margarethe von Maltitz) (1758-1786 в Петербурге), дочерью егеря двора императрицы Екатерины Второй. V Их сын: Фридрих (Федор) Вильхельм - Friedrich Wilhelm - Рюдигер (1780 в Петербурге - 1840). Инспектор казарм Преображенского полка, полковник, принял православие. Брак с Софией Доротеей (Дарьей Федоровной) Ержембской (Sophia Dorothea Jerzhembska), дочерью императорского двора придворного из польских дворян. V Их сын: Егор (Георгий) Рюдигер (1811-1848). Брак с Маргаритой Федоровной Гамбургер. V Их сын: Александр Рюдигер (1844-1877). Брак с Евгенией Германовной Гизетти (Gizetti) (?-1905) V Их сын: Александр Рюдигер (1870-1929). Брак с Аглаидой Юльевной фон Бальц (von Baltz) (1870-1956) V Их сын: Михаил Ридигер (1902-1962). Протоиерей Казанской церкви в Таллине. Брак с Еленой Иосифовной Писаревой (1902-1059), дочерью полковника царской армии. V Алексей Ридигер (23 февраля 1929 в Таллине -) Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии.

В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют ее исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда - студента Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).

Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви не- мало тех, кто когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развелся. Так, из вдовых протоиереев стали архиереями архиепископ Кемеровский Софроний (Будько), недавно скончавшиеся архиепископы Тихвинский Мелитон (Соловьев) и Вологодский Михаил (Мудьюгин). Не сложился брак у архиепископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из вдовых протоиереев вышел даже один новомученик - митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно канонизированный Кирилл (Смирнов).

Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудительным. Факт супружества зачастую находит свое место в официальных биографиях русских архиереев. Однако ни в одном официальном тексте о жизни патриарха Алексия нет ни слова о том, что он тоже был женат. Можно прочесть, что после первого же посещения Валаамского монастыря в 1938 году будущий патриарх уже в возрасте 11 лет мечтал стать монахом.

Супруга патриарха Вера Георгиевна Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 году, что и Алексей Михайлович (он - 23.02, она - 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть патриарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по образованию, в 1918 году окончил Петроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции в Эстонии. В 1931 году он стал священником и долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллине, где в свое время был прислужником будущий патриарх.

Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллинском архиве, но мы не приводим ее, так как по эстонским законам она может быть обнародована только по решению суда или по согласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы - Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в данном случае гораздо интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 году приходилась на 9 апреля, 11 апреля - это Светлый Вторник, а по церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за Пасхой воскресенье; в 1950 году - 16 апреля).

Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых священников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлович торопился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через четыре дня, 15 апреля, будущий патриарх рукополагается во диакона, а 17 апреля - во священника. К чему такая спешка, почему бы не подождать несколько дней и не сделать все по правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 - 1972) считал, что знает правду. В архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря - донос) "Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнареву":

"В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. - Прим. авт.) был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен.

Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102.

Действительно, до 1950 года студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 году ее отменили и не стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов идти служить в Советскую армию.

Что же заставило инспектора Духовной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да еще и спустя несколько месяцев после свадьбы? Соответствует ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы никогда не узнаем. Но документ выдвигает по-человечески вполне понятную версию причин спешки с браком и рукоположением. Стоит добавить, что в известных нам официальных биографиях Алексия II содержится фраза: "Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца".

Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 году. Причины развода окутаны тайной. Если брак действительно был заключен под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть прочным.

Распад молодой семьи послужил причиной серьезного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев.

Стоит добавить, что брак не был следствием юношеского порыва, этот выбор был общесемейным делом. Сохранившиеся в архивах дневниковые записи одного из ныне покойных профессоров Ленинградской Духовной академии свидетельствуют, что Елена Иосифовна, мать будущего патриарха, считала "лучшей невестой" для своего сына другую девушку - Ирину Пономареву. Пикантность ситуации заключается в том, что эта самая Ирина в 1951 году стала второй женой инспектора Ленинградской духовной академии протоиерея Алексея Осипова. Впоследствии Осипов демонстративно порвал с церковью (то были времена "научного" атеизма и "хрущевских гонений") и перешел на позиции воинствующего атеизма. Он стал самым знаменитым вероотступником советского времени, написал несколько атеистических книг. О доверительных отношениях между Ириной Пономаревой и Алексеем Михайловичем Ридигером свидетельствуют письма Ирины к друзьям, где она называет его Лешей даже после того, как тот стал священником.

Бывший тесть патриарха протоиерей Георгий Алексеев в 1952 году овдовел, что предрешило его дальнейшую судьбу. В конце 1955 года Синод назначает его епископом Таллинским и Эстонским. 17 декабря 1955 года он принимает монашество с именем Иоанн, а 25 декабря совершается его епископская хиротония. Все это время с 1950 по 1957 год иерей Алексей, будущий патриарх, был настоятелем маленького прихода в эстонском городке Йыхви. Однако в 1957 году бывший тесть его повысил: возвел в чин протоиерея и назначил настоятелем и благочинным в крупный город Тарту. Опасения семейства Ридигеров относительно возможного плохого отношения со стороны бывших родственников не подтвердились.

Однако в августе - сентябре 1961 года происходит следующее. Бывший тесть епископ Иоанн (Алексеев) получает назначение в Горький, а его место занимает... бывший зять - будущий патриарх! Эта семейственная преемственность могла бы произвести трогательное впечатление, если бы не одно обстоятельство. Назначение епископов из вдовых или разведенных священников, как мы уже говорили, - дело обычное. Однако чаще всего кандидаты на должность епископа принимают монашество уже после решения Синода: непосредственно перед епископской хиротонией. Здесь же это произошло заранее. 14 августа 1961 года иеромонах Алексий (Ридигер) назначен Синодом епископом Таллинским. Но монашество он принял еще 3 марта в Троице-Сергиевой лавре.

Рукоположение будущего патриарха в епископы прошло в Таллине 3 сентября 1961 года. Службу возглавлял епископ Никодим (Ротов), который официально считается "основоположником" карьеры Алексия, а в рукоположении участвовал, как бы по иронии судьбы, и бывший тесть - архиепископ Иоанн. Можно предположить, что на этой службе в Александро-Невском соборе стояла на своем любимом месте у левого клироса и бывшая супруга Вера.

Перевод Иоанна (Алексеева) на Волгу губительно сказался на его здоровье. В 1963 году, через полтора года после перевода, он заболел, в 1965 году ушел на пенсию и 16 июня 1966 года умер. 21 июня его погребали в Таллине, и совершал это бывший зять епископ Алексий (Ридигер). Дочь одного и бывшая супруга другого, наверное, опять стояла где-то рядом...

Трудно предположить, что заставило патриарха вычеркнуть из своей официальной биографии эпизод супружеской жизни с этой женщиной. Чисто по-человечески такой факт не может повредить имиджу ни одного нормального человека. Ни в обществе, ни в церкви.

5 декабря 2008 года преставился патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Почти 20 лет он был Предстоятелем Русской Православной Церкви. В годовщину его ухода, вспомним 7 фактов о Патриархе Алексии II.

Ридигеры

Патриарх Алексий Второй по своему происхождению был из известного прибалтийского дворянского рода. Среди представителей его - граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Семья деда будущего патриарха жила в Санкт-Петербурге, но вынуждена была в революцию эмигрировать. Отец Алексия учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Мама Алексия Второго, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках (Зеленогорск). Поженились родители будущего Патриарха в 1926 году, за три года до рождения сына.

Еще мальчиком, в конце 30-х годов, Алексей дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Туда он ездил с родителями. Патриарх не раз подчеркивал, что именно эти поездки во многом определили его решимость в выборе Пути. На всю жизнь запомнились ему встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника. Письма валаамских старцев Патриарх хранил в личном архиве. Следующий визит на Валаам случился через полвека. До конца жизни Алексий Второй возглавлял Попечительский Совет по Возрождению Спасо-Преображенского монастыря.

Крещенская вода

Алеша с детства был при церкви. Любовь к церкви и службам воспитали в нем родители, хотя, стоит признать, что и сам он проявлял немалый энтузиазм в своем устремлении приобщиться церковных тайн. Его рвение даже беспокоило родителей. Любимой игрой Алёши было - служить. При этом он в эту игру не играл, а будучи ещё ребенком, делал всё всерьез. Счастливым днем стал тот день, когда Алёше доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым послушанием будущего Патриарха. Ему было 6 лет. В остальном же, как рассказывал Патриарх, он был обычным ребенком: любил играть, ходил в садик, помогал родителям по дому, окучивал картошку...

Паломничество на Афон

Особым местом для каждого православного христианина Патриарх считал Святую гору Афон. В 1982 году Алексий совершил туда паломничество. Об Афоне Патриарх говорил: "Даже в самые тяжкие годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости".

Главным мирским увлечением Патриарха с детства была "тихая охота". Грибы Алексий собирал и в Эстонии, и в России и в Швейцарии. Патриарх с охотой рассказывал о своём увлечении и даже поделился рецептом соленых рыжиков. Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придется, потом пусть она вся стечет, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и все. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд - посолить. Накрыть все чистой тряпицей, а сверху - большой тарелкой или крышкой и придавить гнетом.

Братья меньшие

Алексий Второй с большим теплом относился к "братьям нашим меньшим". У него всегда были домашние питомцы. В основном собаки. В детстве - терьер Джонни, ньюфаундленд Солдан, дворняга Тузик. На даче Патриарха в Переделкино жило много домашних животных. 5 собак (Чижик, Комарик, Моська, Рой, Лада), несколько коров и коз, куры, кошки. Про коров Алексий II рассказывал, перечисляя: "Самая главная - Белка. Потом Арфа, Ромашка, Зорька, Малышка, Снежинка. Еще телята у нас имеются, коза Роза и козлятки…"

Политика

В 1989 году Фонд милосердия и здоровья, где Алексий состоял членом правления, выдвинул его в народные депутаты СССР. И его избрали. О том периоде своей жизни Патриарх вспоминал с неохотой. "Парламент тех лет превратился в место, где у людей совершенно отсутствовало уважительное отношение друг к другу. Там царствовал дух вечного противостояния, постоянной борьбы, нервозности... Люди не желали элементарно слушать друг друга, а тем более говорить, объясняться нормальным человеческим языком". В политике будущему Патриарху не понравилось. "После каждого заседания съезда народных депутатов я становился просто больным - очень скверно влияла на меня та атмосфера нетерпимости и вражды" - вспоминал Алексий.