Зороастризм основные цели. История зороастризма

Зороастрийцы

Зороастризм является первой известной пророческой религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. «Первая вера» - традиционный эпитет Мазда Ясны.

Воображаемый портрет Заратуштры. Изображение XVIII века.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях . Он расположен в 30 км от центра Баку , на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индийской общиной, исповедовавшей религию сикхов . На этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил - добра и зла, Бога и злого демона Ангро-Майнью (Аримана ). Ахура-Мазда (Ормазд ) в Конце Времён победит Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.

Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

  1. Ахура Мазда (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») - Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
  2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») - семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента - ипостаси Ахура Мазды;
  3. Язаты (в узком смысле) - духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
  4. Фраваши - небесные покровители праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Силам добра противостоят силы зла:

Силы добра Силы зла
Спента-Манью (святость, творческое начало). Анхра-Майнью (греч. Ахриман) (скверна, разрушительное начало).
Аша Вахишта (справедливость, истина). Друдж (ложь), Индра (насилие)
Воху Мана (ум, благомыслие, понимание). Акем Мана (злой умысел, путаница).
Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть). Шаурва (трусость, подлость).
Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование). Тарамаити (ложная гордость, спесь).
Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство). Таурви (ничтожество, деградация, болезнь).
Амеретат (счастье, бессмертие). Заурви (старость, смерть).

Догматика и ортодоксия

Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Можно выделить ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому зороастрийцу.

  1. Существование единого, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
  2. Существование двух миров - Гетиг и Меног, земного и духовного;
  3. Конечность эры смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времён);
  4. Заратуштра является первым и единственным в истории человечества пророком Ахура Мазды;
  5. Все части современной Авесты содержат богооткровенную истину;
  6. Священные огни являются образом Бога на земле;
  7. Мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного знания. Мобеды осуществляют литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
  8. Все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т. д. Фраваши людей добровольно избрали воплощение в земном мире и участие в сражении со злом;
  9. Посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
  10. Необходимость следования традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.

Наиболее известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: Митраизм , Зурванизм , Манихейство , Маздакизм . Зороастрийцы отрицают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира. Они всегда уважали животных, входящих в их гороскоп. Это были пауки, лисицы, орлы, совы, дельфины и другие. Они пытались никак не вредить им и не убивать.

Иерархия

Чины

  1. Сар-мобед или пехл. «бозорг дастур» (мобед задэ)

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания Рату и Мобедъяр .

Рату - защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда, и является непогрешимым в вопросах веры.

Мобедъяр - образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.

Священные огни

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов . Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

Зороастрийский храм

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) - Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адуран (Адаран) - Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах - Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

Мировоззрение

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра - «омерзительных» животных - хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли - дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения ), ведущему на небеса (в Дом песен ). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен . Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну - свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад .

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя ). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла , в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечистивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Ритуальная практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов - борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов.

Связь с другими религиями

Считается, что многие принципы современных авраамических религий , а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.

В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами.

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности - время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

Современное положение

Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

В Казахстане к празднику готовят суп, называемый Наурыз-коже и состоящий из 7 компонентов. В Азербайджане на праздничном столе должны стоять 7 блюд, название которых начинается на букву «С». Например, сэмэни (блюда, приготовленное из проросших пшениц), сюд (молоко) и т. д. За несколько дней до праздника пекут сладости (пахлаву, шэкэрбуру). Обязательным атрибутом Навруза также являются крашеные яйца.

  • Гигантский Симург - священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы рок-группы Фредди Меркьюри - парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара , придерживался зороастрийской веры. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).
  • Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008) является упрощённая версия зороастризма - личное противостояние между Ормаздом и Ариманом .
  • Мир тетралогии Александра Зорича «Завтра война» включает в себя космическую цивилизацию Клонов, отколовшуюся от человечества и в результате явления «ретроспективной эволюции» вернувшуюся к зороастризму. На основе данного книжного цикла сделаны компьютерные игры «Завтра война» и «Завтра война. Фактор К», где также упоминается зороастризм.

Примечания

Литература

  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  • Kulke, Eckehard: The Parsees in India: a minority as agent of social change. München: Weltforum-Verlag (= Studien zur Entwicklung und Politik 3), ISBN 3-8039-00700-0
  • Ervad Sheriarji Dadabhai Bharucha: A Brief sketch of the Zoroastrian Religion and Customs
  • Dastur Khurshed S. Dabu: A Handbook on Information on Zoroastrianism
  • Dastur Khurshed S. Dabu: Zarathustra an his Teachings A Manual for Young Students
  • Jivanji Jamshedji Modi: The Religious System of the Parsis
  • R. P. Masani: The religion of the good life Zoroastrianism
  • P. P. Balsara: Highlights of Parsi History
  • Maneckji Nusservanji Dhalla: History of Zoroastrianism; dritte Auflage 1994, 525 p, K. R. Cama, Oriental Institute, Bombay
  • Dr. Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia: Zoroastrian Religion & Ancient Iranian Art
  • Adil F. Rangoonwalla: Five Niyaeshes, 2004, 341 p.
  • Aspandyar Sohrab Gotla: Guide to Zarthostrian Historical Places in Iran
  • J. C. Tavadia: The Zoroastrian Religion in the Avesta, 1999
  • S. J. Bulsara: The Laws of the Ancient Persians as found in the «Matikan E Hazar Datastan» or «The Digest of a Thousand Points of Law», 1999
  • M. N. Dhalla: Zoroastrian Civilization 2000
  • Marazban J. Giara: Global Directory of Zoroastrian Fire Temples, 2. Auflage, 2002, 240 p, 1
  • D. F. Karaka: History of The Parsis including their manners, customs, religion and present position, 350 p, illus.
  • Piloo Nanavatty: The Gathas of Zarathushtra, 1999, 73 p, (illus.)
  • Roshan Rivetna: The Legacy of Zarathushtra, 96 p, (illus.)
  • Dr. Sir Jivanji J. Modi: The Religious Ceremonies and Customs of The Parsees, 550 Seiten
  • Mani Kamerkar, Soonu Dhunjisha: From the Iranian Plateau to the Shores of Gujarat, 2002, 220 p
  • I.J.S. Taraporewala: The Religion of Zarathushtra, 357 p
  • Jivanji Jamshedji Modi: A Few Events in The Early History of the Parsis and Their Dates, 2004, 114 p
  • Dr. Irach J. S.Taraporewala: Zoroastrian Daily Prayers, 250 p
  • Adil F.Rangoonwalla: Zoroastrian Etiquette, 2003, 56 p
  • Rustom C Chothia: Zoroastrian Religion Most Frequently Asked Questions, 2002, 44 p

Самая древняя из мировых религий откровения, по мнению исследовательницы Мэри Бойс. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени - Зороастр), полученного им от Бога - Ахура-Мазды. Сами носители называют свою религию бехдин ("лучшая вера"), зороастрийцев Индии принято называть парсами, а тех, кто живёт в Индии - гебрами.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Точное место возникновения не установлено, но наиболее вероятным считается северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях.

1. В древнейшие времена носители древнеиндийских и дреснеиранский культур составляли одно целое. Древнеарийская религия включала в себя почтиание богинь рек и водоёмов (Апас), почитание огня (инд. - Агни, ир. - Атар). Огню и воде совершали возлияния и молитвы. Возлияния огню у индусов назывались яждна, а у иранцев - ясна. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний, и животного жира; воде - из молока и сока растения хаомы (сомы). Существовали боги природных явлений - неба (Асман), земли (Зам), луны (Мах).Почитали Митру, который олицетворял дух договора. Верховным божеством был Ахура-Мазда (Господь мудрости)

Порядок существовующего мира поддерживался законом природы - у индийцев рта, у иранцев - аша. Это понятие имеет этический компонент, и его противоположностью является ложь (друх, друг).

Мир состоит из 7 частей, в центре самой большой, в котрой живут люди - гора, с неё течёт в море река.

Богов называли Амэша - "бессмертный" и Даэва - "сияющий"

Верили они в загробную жизнь. Душа (урван) задерживалась на 3 дня после смерти на земле, а потом спускалась в подземное царство мертвых, которыйм правил царь Йима. Для того, чтобы пройти в это царство нужно было пройти по мосту.

2. С появлением Заратуштры начинается древнейший, архаический этап зороастризма, который существовал тогда в форме устной традиции. Точное время жизни пророка неизвестно, исследователи сходятся на том, что между 11 и 6 веками до н.э. Это был единственный пророк, который был и жрецом новой религии. Согласно легенде, он был единственным человеком, который при рождении не заплакал, а засмеялся. Когда ему было 30 лет и он отправился за водой для приготовления хаомы, к нему пришло сияющее существо Воху-Мана (благой помысел). Он отвёл его к Ахура-Мазде, от которого он получил откровение.

Заратушстра считал Ахуру-Мазду творцом мира, единственным Богом, существующим вечно.

Оба божества рассматриваются как равноправные творцы мира. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Результатом победы добра будет объединение всего человечества, обретение им единого языка и государственного управления.

У каждого бога есть спутники. У Ахура-Мазды - Аша-Вахишта (благое слово) и Воху-мана (благое дело). У Ангра-Манью - Друг (Ложь) и тоже - Злое слово, злая мысль, злое дело.

Учение зороастризма дуалистично: весь мир, как духовный, так и материальный подразделяется на злое и доброе начало. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (или Охрмазд), а силы зла - Ангра Манйу (Ахриман, "Злой дух"). Человеку отводится крайне важное место, поскольку только он способен на моральный выбор. И каждый человек обязан выбирать между добьром и злом. Когда зло будет побеждено, динамический мир придёт к концу и наступит идеальное, статическое состояние. Появится Спаситель и будут овскрешены умершие. Эти зороастрийские представлениея об аде, рае и конце мира, видимо, повлияли на христианство и ислам. Также в зороастризме признаётся необходимость 5-тикартной молитвы.

После воскресения умерших, бог огня атар расплавит весь металл в горах, он потечёт рекой, и люди должны будут через неё перебираться. Грешники сгорят, а для праведников она будет как парное молоко. Потом эта река потечёт в ад и уничтожить Ангра-Манйу и всё зло. Потом Амэша-спента совершать последнее жертвоприношение и все люди аыпьют "белую Хаому"и станут подобны богам.

Ахура-Мазда сотворил 6 другиж божеств, вместе с ним они составляют Амэша-Спента (Бессмертный святой). Они считаются покровителями и защинкимами (а иногда и олицетворением) 7 добрых творений - неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Им молились и почитали их как отдельных богов.

Творение мира происходило в 2 этапа: сначала Ахура-Мазда создал всё в духовном состоянии, которое Ангра-Манйу безуспешно атаковал. Когда же всё было сотворено в материальном виде, оно оказалось уязвимым, и Ангра-Манйу удалось испортить все 7 благих творений - море стало солёным, на земле появились пустыни, огонь оказался испорчен дымом, а быка, растения и первого человека он погубил. Но Амэша-Спента объединились и исправили всё, что могли: они очистили семя растения, быка и человека, и появились растения, животные и люди. Так началась вторая эра творения, в которой мы живём и сейчас. Человек должен помогать божествам в борьбе со злом с помощью благого слова, мысли, дела и т.п.

После смерти душа человека будет судима за все действия; возможность попасть в рай зависит от нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Добрые и злые дела челвоека кладут на весы, и если добрые перевешивают, то человека встречает девушка (его совесть) и переводит через мост. Если перевешивают злые дела - то совесть приходит в виде стрешной старухи, и сталкивает душу с моста в ад. Если же "ни то, ни сё", то человек отправляется в Мисван-гату (Место смешанных), где существование лишено радости и печали.

В раннем зороастризме отсутствовали здания и алтари, все праздники совершались на открытом воздухе.

3. С 558 года начинает Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма.

Появляется представление о Спасителях мира, которых будет трое: сначала придут браться Ухшйат-Эрэта и Ухшйат-Нэма (растящий праведность и растящий почитание). А кода приближится конец мира, в одном озере, в котором чудесном образом сохранится семя пророка, искупается девушка. Он его семени родится мальчик - Астват-Эрэта, который поведёт людей на последнюю битву со злом.

4. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;

5. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;

6. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.

7. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии. Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

Обряды и праздники:

Солнечный календарь включает 360 дней.

Существует 6 религиозных 5ти дневных праздников

    Новый год - символизирует воскрешение мира,

Остальные + новый год в честь 7ми творений и их покровителей - Амэша Спента

    середина весны - в честь сотворения неба,

    середина лета - в честь сотворения воды

    «уборка зерна» - в честь земли

    «возвращение скота с летних пастбищ» - в честь растений

    «середина года» - в честь животных

    накануне весннего равноденствия - в честь создания первого человека. На след. День - новый год - в честь Ахура Мазды + особое почитание душ предков

Поддерживали чистоту себя и мира. Мёртвое тело - самое нечистое и злое, вокруг него собираются злые силы. Вода, огонь, растения - всё священно и их нельзя осквернять трупом. К трупу приближались только особые люди - «носильщики трупов » (насассалары) - которые в первый день после смерти относили тело в особое место, со средних веков строили дахмы (башни молчания), где тело оставляли на съедение птиц и зверей. Потом очищенные кости хоронили в земле. Сейчас используют кладбища.

Существовало жречское сословие, которое совершало сложные обряды очищения, посвящения, свадеб и похорон. Магупати - верховный жрец (при Ахменидах).

5 видов огня - во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии

Кусти - пояс из 72 шерстыных волокон (по числу глав Ясны) - символ зороастризма.

Судра - белая рубашка, на которую надевается пояс.. Пояс символизирует связь человека с Творцом и 3 раза оборачивается вокруг тела (благая мысль, благое слово, благое дело)

Митра - один из младших богов. Первоначально - огонь, солнце, ещё - закон, договор, соглашение. В образе огненного быка сам себя приносит в жертву в день зимнего солнцестояния, чтобы искупить грехи людей. (в 1 тыс. до н.э.)

Его храмы строились в Риме и, видимо, повлиляли на раннее христианство. - Митра - название головного убора епископов. Красная одеда карндиналов похожа на одежду митраистских священников, мист (отсюда слово месса) - хлеб, который преломляли на собраниях. День - 25 декабря.

Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.

Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.

Жертвоприношения в зороастризме

О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».

У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».

История священных книг зороастризма

До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.

Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.

Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане

Из этих легенд ясно, что:

1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.

2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.

3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.

Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.

Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.

Иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов , разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными , пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха : Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством. Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой. Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона. Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями , жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

Религия
Политеистическая, национальная

Зороастризм – традиционная религия персов. Это самая маленькая на сегодня религия по числу последователей. По всему миру насчитывается не более 130 тысяч его последователей. Многие европейцы вообще никогда не слышали об этой религии. В то же время, имя ее легендарного основателя – пророка Заратуштры (Заратустры или Зороастра ) известно гораздо более широко. Своей известностью древний иранский пророк обязан в основном творчеству знаменитого философа Фридриха Ницше, автора книги "Так говорил Заратустра".

Название

Зороастризм имеет множество названий. Основное, наиболее часто встречающееся в литературе, которое используем и мы, происходит от имени Заратустры в его греческой транскрипции. Другое – "маздеизм " связано с именем Ахура-Мазды, верховного божества зороастрийцев. Третье название – "авестизм " эта религия получила по названию своей священной книги Авесты. Современный зороастризм также часто называют парсизмом, т. к. абсолютное большинство его последователей происходят из областей бывшей Персии. Наконец, зороастрийцев называют просто “огнепоклонниками " из-за особой роли культа священного огня в этой религии.

История возникновения и развития

Зороастризм имеет те же самые корни, что и ведическая религия древних ариев. Древнейшие пласты этой религии восходят к общим верованиям прото-ариев, из которых позднее произошли индоиранцы и индоевропейцы. Разделение приблизительно в III тысячелетии до Р. Х. некогда единой общности на две ветви и породило в последствии две модификации одной древней религии: индуизм и зороастризм. Это отчетливо видно на примере того, что одинаковые названия добрых духов и демонов сохранились в обеих религиях. Разница однако состоит в том, что иранцы стали считать дэвов злыми духами, а ахуров – добрыми, а индийцы, наоборот, почитали добрых дэвов и опасались злых асуров. Строгие нормы соблюдения ритуальной чистоты и связанные с этим обряды, являющиеся основой зороастрийского культа, также весьма характерны для ведического периода индуизма. Общим для обеих религий осталось и ритуальное употребление опьяняющего напитка сомы (в зороастризме – хаомы ).

Племена древних индоиранцев населяли южно-русские степи и земли к юго-востоку от Волги. Они вели кочевой образ жизни и занимались преимущественно скотоводством и грабежом своих оседлых соседей. Постепенно их влияние распространилось далеко на юг и запад. От индоиранских племен произошли такие народы как персы, скифы, сарматы и др. В русском языке сохранились весьма древние слова иранского происхождения, например, "топор".

Наиболее древний пласт верований индоиранских племен – это почитание духов природных стихий: огня, воды, земли и небосвода. Особенным почитанием пользовался огонь (Атар ) – единственное спасение от холода в степях, где зимой температуры достигают очень низких отметок, а также от голодных хищников. В то же время огонь был страшным явлением во время степных пожаров. Большим почитанием пользовалась также вода в облике богини Анахиты-Ардвисуры и солнце – Митра. Древние иранцы поклонялись и богу войны и побед Варуне. Почитались также два вида духов или божеств: ахуры и дэвы . Ахуры были более абстрактными божествами. Они как правило, олицетворяли этические категории: справедливость, порядок и пр. Наиболее почитаемыми среди них были Мазда (Мудрость, Правда) и Митра (Договор, Союз). Дэвы в большей степени являлись олицетворением сил природы. Среди древних верований сохранялись и пережитки тотемизма. Священными животными считались корова, собака и петух, что роднило древнеиранские представления с традицией Древней Индии. Существовал и культ душ умерших предков – фраваши (фервер). Постепенно в древнеиранской религии. сложился и слой наследственных жрецов – "магу " или магов. (Именно оттуда это слово попало в наш язык). Предположительно, свое происхождение они вели от одной из мидийских племенных групп, поэтому расцвет их влияния приходится на Мидийский период (612 – 550 гг. до Р.Х.).

В дальнейшем эта религия (в этот период ее правильнее было бы называть "маздеизм", по имени верховного божества) получает распространение в связи с возникновением и усилением Персидского царства. В период правления династии Ахеменидов (VI – IV вв. до Р. Х.) наиболее почитаемым богом становится Ахура-Мазда, который был объявлен творцом всего доброго и носителем блага. Появляются многочисленные изображения этого божества При Дарии I его стали изображать в виде царя с распростертыми крыльями, на манер ассирийского бога Ашшура. В древней столице персов Персеполе (близ современного Шираза в Иране) было высечено каменное изображение Ахура-Мазды с солнечным диском вокруг головы, в короне, увенчанной шаром со звездой. Мидийские маги в этот период вытесняются персидскими жрецами – атраваками, на которых опирались Ахеменидские цари. Известно, что именно маги возглавляли крупнейшее восстание против Ахеменидов в 523 г. до Р.Х.

В противоборстве со жречеством оформляется и собственно зороастризм, учение последователей пророка Заратуштры зародившееся предположительно в первой половине I тыс. до Р.Х. Историчность личности Заратуштры оспаривается так же как и достоверность существования основателя любой другой религии. Сегодня большинства исследователей соглашаются признать Заратуштру исторической личностью. Предание самих зороастрийцев относит жизнь Заратуштры к середине II тысячелетия до Р. Х., между 1500 и 1200 гг. Вероятнее всего однако предположить, что в действительности Заратуштра жил и проповедовал около 700 г. до Р.Х. Некоторые исследователи называют и более позднее время его жизни – IV в. до Р.Х. Исследуя составленные им гимны "гаты", ученые пришли к выводу, что Заратуштра жил в степях к востоку от Волги.

Согласно легенде, он происходил из небогатой семьи из рода Спитама и был наследственным профессиональным жрецом. Его отца звали Пурушаспа, а мать – Дугдова. У самого пророка была жена и две дочери. В 30 лет он был "осенен". Легенда гласит, что однажды на рассвете, Заратуштра отправился к реке за водой для приготовления хаомы. На обратном пути у него возникло видение: перед ним предстал сияющий Воху-Мана (Благой Мысли), который велел ему поклоняться богу-творцу Ахура-Мазде. С этого времени Заратуштра начал распространять свое учение. Проповедь Заратуштры, пытавшегося смягчить нравы местного населения и более глубоко осмыслить религиозную традицию, встретила резкое сопротивление жрецов. Он был вынужден бежать и нашел пристанище у правителя Виштаспы, который принял его веру.

Учение Заратуштры вкратце сводилось к следующему: В мире существуют два начала – доброе и злое. Доброе олицетворяет творец Ахура-Мазда (ахура означает "владыка"). В греческой транскрипции имя этого божества изестно как Ормузд или Гормузд. Он возглавляет "семь святых" – добрых богов своего окружения. С Ахура-Маздой связано наличие в мире божественного порядка и справедливости (Аша ). Злое начало представляет Анхра-Майнью (Ахриман). Оба божества в равной мере признаются творцами Вселенной. Заратуштра учил, что Ахура-Мазда сотворил все чистое, светлое, доброе и полезное для человека: плодородную землю, домашних животных и чистые стихии: воздух (небо), землю, воду и особенно огонь, являющийся символом очищения. Анхра-Майнью, напротив, создал все злое и нечистое: пустыню, диких зверей, хищных птиц, гадов, насекомых, болезни, смерть, бесплодие. Обоих верховных богов сопровождает равное количество божеств низшего ранга и всевозможных духов. Постоянная борьба противоположностей в мире отражает сверхъестественную борьбу Ахура-Мазды и Анхра-Майнью. В этой борьбе участвуют и люди. Учение пророка Заратуштры как раз и призывало людей полностью встать на сторону Ахура-Мазды, отказаться от почитания дэвов, имевшее место в народе с древности и обявить настоящую ритуа льную войну злым духам и всему, что ими порождено.

В более поздний период возвышается культ богини воды Анахиты, ставшей также и богиней плодородия у оседлых иранских племен. Царь Артаксеркс II (405 – 362) приказал воздвигнуть ее статуи в крупных центрах персидской державы: городах Сузы, Экбатаны и Бактра. Этот же монарх официально узаконил культ Митры, до этого времени существовавший в основном среди простого народа.

С начала новой эры зороастризм начал постепенно приобретать свой законченный вид, формируясь в борьбе и взаимовлиянии с эллинистическим язычеством, иудаизмом и буддизмом махаяны. Влияние иранских культов, в частности, культа Митры проникло далеко на Запад. Эти культы были весьма популярны в языческом Риме. В то же время, определенное влияние на становление зороастризма несомненно оказало раннее христианство.

С возвышением династии Сасанидов (III в.) становление зороастризма было завершено. Он был объявлен государственной религией и фактически стал восприниматься как национальная религия персов. В этот период по всей стране были воздвигнуты храмы и алтари огня. Тогда же приобрела свой окончательный вид Авеста – священная книга зороастризма. Учение зороастризма оказало значительное влияние на многочисленные гностические ереси первых веков христианства, в частности, на манихейство.

В VII в. Сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, включившими его территорию в состав Арабского Халифата. С IX в. аббасидские халифы начали тотальную насильственную исламизацию населения. Изменилась вся культура Ирана, включая язык (новым языком стал фарси, заменивший собой среднеперсидский язык Авесты).

В Х в. часть уцелевших зороастрийцев бежала в Индию, в Гуджарат, где их колония сохранилась и по сей день. По преданию, около 100 лет они скрывались в горах, а затем поселились в местечке Санджан на острове Диу. Там был построен храм огня Атеш Бахрам, в течение 800 лет остававшийся единственным в Гуджарате. Несмотря на то, что парсы (как их стали называть в Индии) жили особняком, они постепенно ассимилировались местным населением: забыли свой язык и многие обычаи. Традиционная одежда сохранилась только в виде поясных нитей и ритуальных белых одежд жрецов. Согласно традиции, первоначально существовало 5 центров поселений парсов: Ванковер, Броч, Варнав, Анклесар и Навсари. Позднее центром парсизма стал Сурат, а после его перехода во владение Англии – Бомбей. В настоящее время парсы потеряли обосбленность и сплоченность общины. Многие из них растворились в многоликом населении Индии.

В Иране зороастрийцы были объявлены неверными ("гебрами" или "джабрами"). Большинство их было перебито или обращено в ислам. В XI – XII вв. их общины сохранялись в городах Йезде и Кермане, а также в районах Туркабада и Шерифабада. Однако в XVII в шахи Сефевидской династии выселили их из большинства этих районов. Кроме того, зороастрийцам было запрещено заниматься целым рядом ремесел. После исламской революции в Иране и принятия в 1979 г. исламской конституции зороастрийцы были официально признаны религиозным меньшинством. В настоящее время, несмотря на существование многих ограничений в политической жизни, община в целом не подвергается преследованиям.

Священные тексты

Священной книгой зороастризма является Авеста . Как и авторитетные книги других религий, Авеста формировалась на протяжении тысячелетий. Это не однородное произведение, а сборник состоящий из многих книг, различных по стилю и содержанию. Согласно преданию, Авеста состояла из 21 книги, однако достоверно это установить невозможно, т.к. большинство книг было утрачено. Существует также комментарий к священным текстам Авесты – Зенд. В настоящее время более широко ивестна т. н. "Малая Авеста", представляющая собой извлечение из основного текста, состоящее из молитв.

Дошедший до нас текст Авесты состоит из трех основных книг: Ясна, Яшта и Видевдат . Наиболее древней частью Авесты являются Гаты, считающиеся гимнами самого Заратуштры. Они включены в основную книгу Авесты – Ясну и, по всей видимости, частично восходят к устным преданиям II тыс. до Р.Х. Ясна представляет собой книгу гимнов и молитв. Она состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты. Гаты записаны на древнеперсидском языке, называемом также "зендским" или "языком Авесты". Этот язык весьма близок древнеиндийскому языку, на котором написаны Веды. Однако, по мнению исследователей, Гаты передавались в устной традиции и были записаны не раньше III в. н. э.

Позднейшие части Авесты были написаны на среднеперсидском (пехлевийском), который был распространен в эпоху Сасанидов IV – VII вв. К позднейшим священным текстам зороастрийцев относятся Видевдат (ритуальный кодекс иранских жрецов) и Яшта (молитвы). Наиболее поздняя часть Авесты – Бундегет заключает в себе историю Заратуштры и пророчество о конце мира. Самому Заратуштре приписывается составление окончательной редакции Авесты.

Вероучение

Отличительными особенностями зороастризма, выделяющими его среди других религий являются:

  1. Резко дуалистическое учение, признающее существование в мире двух равноправных начал: доброго и злого.
  2. Культ огня, которому ни в одной другой языческой религии не уделяется такого внимания.
  3. Пристальное внимание к вопросам ритуальной чистоты.

Пантеон зороастризма, как и большинства других языческих религий весьма многообразен. Показательно, в частности то, что каждый день зороастрийского года имеет собственного бога-покровителя. Между тем, основных божеств, одинаково почитаемых всеми зороастрийцами не много. Венчает пантеон Ахура-Мазда. В его свите находятся "шесть святых", которые вместе с самим Ахура-Маздой составляют верховную семерку божеств:

  1. Ахура-Мазда (Гормузд) – Творец;
  2. Воху-Мана (Бахман) – Благая Мысль, покровитель скота;
  3. Аша-Вахишта (Ордибехешт) – Лучшая Правда, покровитель огня;
  4. Хшатра-Варья (Шахривар) – Избранная Власть, покровитель металла;
  5. Спента-Армати – Благочестие, покровитель земли;
  6. Хаурватат (Хордад) – Целостность, покровитель воды;
  7. Амертат – Бессмертие, покровитель растений.

Кроме них спутниками Ахура-Мазды являлись Митра, Апам-Напати (Варун) богиня судьбы Аши. Все эти божества были созданы самим Ахура-Маздой при помощи Спента-Майнью – Духа или Божественной Силы.

По представлениям зороастрийцев, мир будет существовать в течение 12 тыс. лет. Мировая история условно делится на 4 периода по 3 тыс. лет каждый. Первый период – время "предсуществования" вещей и явлений. В этот период Ахура-Мазда создает мир абстрактных понятий, перекликающийся с "миром идей" Платона. (Возможно, именно зороастризм оказал влияние на философию Платона). В первый период появляются прообразы того, что в последствии будет существовать на земле. Это состояние мира называется менок , т. е. "невидимый" или "духовный".

Второй период является временем становления видимого мира, "мира вещей", "населенного тварями". Первыми Ахура-Мазда создает небо, звезды, луну и солнце. За сферой солнца находится обиталище самого "творца". Позднее появляется и первый человек Гайомарт. Одновременно с Ахура-Маздой начинает действовать и Анхра-Майнью. Он загрязняет воду, создает "нечистых" животных и насылает смерть на первочеловека. Однако последний рождает мужчину и женщину (две половины одного существа) и тем самым дает начало человеческому роду. Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Майнью приводит мир в движение. Столкновение белого и черного, холодного и горячего, правого и левого определяют течение жизни. (До гегелевской диалектики не хватает лишь одного шага – единства противоположностей).

Третий период продолжается с начала бытия тварного мира до прихода пророка Заратуштры. Это время действия множества легендарных персонажей Авесты. В это же время с ущес твовал "золотой век", когда не существовало "ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти – творения дэвов". В это время правил царь Йима Сияющий, который в последствии спас людей от всемирного потопа, построив для них специальное убежище.

Последний, четвертый период будет длиться также три тысячилетия, в течение каждого из которых миру явится по одному "спасителю". Все они считаются сыновьями Заратуштры.

Последний спаситель Саошьянт должен будет победить Анхра-Майнью и воскресить мертвых. После этого мир будет очищен "потоком расплавленного металла", и все, что останется после этого, останется существовать вечно. Интересно, что этот сын Заратуштры (по другой версии – его ново воплощение) должен родиться от Девы. Учение о конце мира разработано в зороастризме довольно подробно. Оно содержится в одной из поздних книг Авесты – Букдегете. Таким образом, как и в других мировых религиях, в Зороастризме присутствует мотив ожидания грядущего Мессии. Это также может косвенно свидетельствовать о влиянии идей иудаизма на складывавшуюся достаточно поздно эсхатологию зороастризма.

Представления о загробной жизни в зороастризме также выражены вполне отчетливо. В них ярко присутствует идея посмертного воздаяния: посмертная участь человека зависит от того как он провел свою земную жизнь. Все, кто почитал Ахура-Мазду и сохранил ритуальную чистоту окажутся в светлом месте, подобии рая, где смогут созерцать весы и золотой трон Ахура-Мазды. Все остальные будут навсегда уничтожены вместе с Анхра-Майнью в конце времен. Учение древних зороастрийцев о загробной жизни стали яснее для исследователей после расшифровки фрагментов надписи, сделанной в Накше-Рустаме в эпоху Сасанидов главным жрецом Картиром. Жрец описал путешествие своей души в потусторонний мир, совершенное во время транса. Согласно надписям, душа после смерти отправляется к вершине "Горы Справедливости" (Харе) и должна перейти через мост Чинват, имеющий сверхъестественные свойства. Когда к мосту приближается праведник, он расширяется и становится доступным для прохода по нему. Когда по мосту пытается пройти ритуально нечистый, грешный человек, мост сужается до толщины лезвия меча и грешник падает в бездну. С представлениями о загробной жизни связан культ фравашей – крылатых женских существ, олицетворяющих души умерших праведников. Вероятно этот культ является пережитком традиционного для первобытной религии культа предков. Фраваши сопровождают человека всю жизнь, помогая ему в быту, и оказывают достойным покровительство после смерти. За это во время праздников зороастрийцы выставляют фравашам пищу и одежду, так как, согласно их верованиям, души умерших способны испытывать голод. Дуалистической картиной мира и идеей посмертного воздаяния определяется этика зороастризма. Сами божества пантеона олицетворяют более этические качества нежели природные стихии. Поклонение им уже является добрым поступком. Наиболее добродетельные деяния праведного человека – труд землепашца и насаждение растений. Все пороки связаны с нарушением ритуальной чистоты. Самыми тяжелыми грехами считаются сожжение трупа (осквернение огня), употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. За них грешника ожидает вечная смерть. Судьба каждого человека заранее определена роком, но от него самого зависит его будущее за гробом. Моральные предписания Авесты не конкретны: надлежит быть праведным, делать добро, говорить правду, не нарушать договоров и т.п. Основой добродетели считается триада: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние.

В то же время необходимо отметить, что представления зороастрийцев о добре и зле весьма относительны. В частности, весьма тяжелые условия, создаваемые для рожениц и новорожденных детей ради соблюдения ритуальной чистоты считаются добром, в то время как приводят к увеличению смертности. То же можно сказать и об отношении к "нечистым" больным – страдающим кровотечениями и желудочными расстройствами.

Культ

Как уже отмечалось, наиболее важным в зороастризме считается культ огня. Огонь (Атар ) является символом Ахура-Мазды. Огонь имеет жесткую классификацию. Он делится на небесный огонь, огонь молнии, огонь добываемый человеком и высший священный огонь, зажигающийся в храмах. Храмы огня в виде башен существовали в Мидии уже в VIII – VII до Р.Х. Внутри храма имелось треугольное святилище, в центре которого, слева от единственного входа находился четырехступенчатоый алтарь огня высотой около двух метров. По лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда был виден издалека. В эпоху Сасанидов храмы и алтари огня были построены по всей Персидской державе. Они строились по единому плану. Убранство храмов огня было скромным. Они строились из камня и необожженной глины, а стены внутри штукатурили. Храм представлял собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном алтаре-постаменте поддерживался священный огонь. Огонь поддерживался специальными жрецами, которые помешивали его специальными щипцами, чтобы пламя горело ровно и подкладывали дрова из сандалового дерева и других ценных пород, испускавших ароматный дым. Зал был отгорожен от других помещений так, чтобы огонь не был виден непосвященным. Храмы огня имели свою иерархию. Каждый властелин владел собственным огнем, зажигавшимся в дни его царствования. Наибольшим почитанием пользовался огонь Варахрама (Аташ-Бахрам, "Огонь Победы") – символ праведности, от которого зажигались священные огни провинций (сатрапий) и крупных городов Персии. От них зажигались огни второй и третьей степени в городах, а от них в свою очередь – огни в селах и на домашних алтарях в жилищах простых зороастрийцев. Огонь Варахрама состоял из 16 видов огня, взятых от представителей разных сословий: жрецов, воинов, писцов, торговцев, ремесленников и т.д. Одним из этих огней был огонь молнии, которого приходилось ждать годами. Через определенное время огни всех алтарей обновлялись, что сопровождалось детально разработанным ритуалом. Золу собирали и складывали в специальные коробочки, которые зарывали в землю. Прикасаться к огню мог только специальный жрец, одетый во все белое: халат, шапку и перчатки.

На протяжении жизни зороастрийца сопровождет огромное количество всевозможных обрядов. Ежедневно он обязан произносить молитву, причем, указания как именно надо совершать молитву в тот или иной день разработаны с особой тщательностью. Молитва совершается не реже пяти раз в день. При упоминании имени Ахура-Мазды необходимо прилагать к нему хвалебные эпитеты. Зороастрийцы в Иране молятся, обратясь лицом на юг, а парсы в Индии – на Север. Во время молитвы жрецы (мобеды) и верующие сидят на полу или на корточках. Они воздевают руки, подобно мусульманам, но никогда не касаются при поклонах земли или пола. Существует и обряд жертвоприношения. Сегодня он носит символический характер. На алтарь кладется кусочек мяса, а жрецу приносят дары и деньги. В огонь также выливается капля жира. Впрочем до сих пор в окрестностях городов Йезда и Кермана сохраняются кровавые жертвоприношения – принесение в жертву старых животных. Особенно утомительным является регулярный обряд ритуального очищения. Для жрецов он может затягиваться на несколько недель. Обряд включает в себя ежедневное шестикратное омовение водой, песком и специальным составом, в состав которого входит моча, а также многократное произнесение клятв в присутствии собаки – символа правды. Мучительные ритуалы очищения обязана проходить каждая женщина в течение 40 дней после родов. Она, как и новорожденный младенец, считается ритуально нечистой, поэтому не может греться у огня и принимать какую-либо помощь от родственников. Это обстоятельство увеличивает смертность женщин после родов, особенно если роды проходят в зимнее время. В возрасте 7 – 15 лет зороастрийцы совершают обряд инициации – посвящения во взрослую жизнь. При этом на тело надевается нитяной пояс, который члены зороастрийской общины носят в течение всей жизни.

Погребальный обряд зороастрийцев особенно необычен. При умирающем должны нахо диться д ва жреца, один из которых читает молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой приготовляет хаому или гранатовый сок. Рядом должна также находиться собака (символ правды и очищения). По традиции, когда собака съедала кусочек хлеба, положенный на груди умирающего, родственники объявляли о смерти. Мертвый человек считается нечистым, т. к. смерть есть зло, поэтому даже самым близким родственникам запрещено подходить к телу. Уход за телом осуществляют специальные служители – насассалары (мойщики трупов), которых сторонятся другие зороастрийцы. Человек, умерший зимой, остается в помещении до весны. Рядом с ним постоянно горит очищающий огонь, отгороженный от тела виноградной лозой, чтобы пламя не осквернялось. Когда наступает соответствующее время, насассалары выносят умершего из дома на специальных носилках из железа с деревянным настилом и несут его к месту погребения. По верованиям зороастрийцев, душа покойного отделяется от тела на четвертый день после смерти, поэтому тело выносится из дома на 4 день с восходом солнца. Процессия из родственников и друзей покойного следует за насассаларами на значительном удалении.

Умершего приносят к месту захоронения, которое называется астодан или "башня молчания". Это башня высотой 4,5 метра без крыши. Каменный пол представляет собой ступенчатую площадку (дакму ), разделенную на зоны концентрической разметкой: ближе к центру располагалась зона для положения умерших детей, в центре – женщин, у стены – мужчин. В самом центре находится колодец, облицованный камнем. Он закрывается решеткой. Тело закрепляют, чтобы птицы-падальщики не разбросали кости по земле и тем самым не осквернили ее. После того как хищники, солнце и ветер очистят кости от плоти, останки сбрасывают в колодец, находящийся посередине башни. После похорон совершаются поминки, перед которыми все проходят обряд ритуального омовения (рук, лица, шеи) и надевают чистую одежду. Поминки устраиваются также на десятый, тридцатый день и через год. Во время поминок люди едят, пью, а жрецы читают молитвы и гимны и готовят хаому. Во время молитвы жрецы держат в руках ветку тамариска или ивы. В доме тщательно моют полы и через месяц (зимой – через десять дней) вносят обновленный огонь. На огонь капают жир – символ жертвоприношения.

Праздники

Праздники зороастрийцев в основном связаны периодами календарного года: празднуются начало весны, лета, осени, середина зимы и преддверие весны, когда почитаются души предков. Особой популярность пользуется Ноуруз – Новый год, празднуемый и в мусульманских странах, где когда-то был распространен зороастризм. Существуют и праздники, посвященные зороастрийским божествам: 7 праздников в честь Ахура-Мазды и 6 в честь духа Амеша-Спента.

Календарь

Календарь зороастрийцев был подобен египетскому солнечному календарю. Зороастрийский год в древности был короче астрономического на 6 часов. Таким образом, каждые четыре года начало нового года отодвигалось на один день. За 120 лет разница составила ровно месяц – 30 дней. Позднее, чтобы устранить неточность, к последнему месяцу года стали добавлять 5 дней, а через каждые четыре года – еще один. Сегодня по зороастрийскому календарю год состоит из 360 дней и делится на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. К последнему месяцу (февраль – март) прибавляются 5 дней, которые считаются преддверием нового года. Дни месяцев не имеют чисел, а называются именами зороастрийских божеств. Каждый день и месяц имеет свое божество-покровителя.

Распространение

Зороастризм в настоящее время является национальной религией небольшой группы т. н. "зороастрийцев-бехдинов", выходцев из Ирана. В Индии их называют парсами , в Иране – гебрами (дословно – "неверными").

Как уже отмечалось, в мире сегодня насчитывается не более 130 тыс. последователей зороастризма. Большинство из них проживает в Индии (80 – 100 тыс.). Часть образует замкнутую этно-религиозную группу в Иране (12 – 50 тыс.) Небольшая колония парсов находится в Пакистане (5 – 10 тыс.). В англоязычных странах проживает около 3 тыс. зороастрийцев, в Шри-Ланке – около 500 человек.

В то же время, по мере возрастания в Европе и Америке интереса к экзотическим восточным учениям, начавшегося с конца XIX в., последователи зороастризма появились и среди европейцев. Хорошо известно, что увлечение зороастризмом и особенно культом огня, было характерно для идеологов гитлеровской Германии. В частности, факельные шествия колонн, идущих в форме свастики (являющейся, кстати, также и символом огня), несомненно, были ярким выражением симпатии к зороастризму. Идеология нацизма, разделившая мир на "своих" и "чужих", и резко негативно относившаяся к больным и калекам, возможно также почерпнула некоторые элементы из учения Заратуштры.

Сегодня в России интерес к зороастризму также проявляется весьма активно. В одной из студенческих работ, в частности, сказано: "Из всего многообразия верований и религий древних, о которых мне что-то довелось узнать, ни одно вероучение не показалось мне столь глубоким и гуманным, как зороастризм". В Петербурге Управлением Юстиции была зарегистрирована "Зороастрийская община Санкт-Петербурга", распространяющая свою деятельность на Санкт-Петербург и Ленинградскую Область. Адрес этой организации: 192286 СПб., Бухарестская ул., 116.

Учение зороастризма сегодня активно используется для нападок на христианство. В частности, некоторые утверждают, что идея рождения Спасителя от Девы и Страшного Суда заимствована христианами из зороастризма, что якобы подтверждает земное, а не сверхъестественное происхождение христианства. Разумеется, данные утверждения не являются вескими аргументами, поскольку в христианстве эти идеи появились из традиции Ветхого Завета, а не из зороастризма. Представления о рождении от девы как о сверхъестественном знаке встречаются в верованиях самых разных народов, что вовсе не говорит о заимствовании. То же можно сказать и о Страшном Суде. Скорее речь идет о "предчувствии" Откровения – в языческих религиях в виде отдельных элементов присутствует истина, которая в своей полноте была позднее явлена в христианстве.

Необходимо также отметить, что становление гностицизма первых веков христианства происходило под непосредственным влиянием зороастризма, и это также вызывает определенные опасения в связи с возрождением интереса к зороастризму. Как известно, современный "New Age", который на сегодняшний день с полным основанием можно считать наиболее опасным врагом христианства, своими корнями уходит в древние гностические ереси, и таким образом, оказывается связанным с зороастризмом.

Исходя из сказанного, следует отметить актуальность исследования зороастризма для миссионерской работы, как в России и Европейских странах, так и в Азии.

Библиография

  1. Бойс Мэри "Зороастрийцы. Верования и обычаи" СПб., Центр "Петербург востоковедение", 1994;
  2. Гуриев Т. А . "Из жемчужин Востока: Авеста" СОГУ, Владикавказ, 1993;
  3. Дорошенко Е. А. "Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк", "Наука", М., 1982;
  4. Мейтарчиян М. Б. "Погребальный обряд зороастрийцев", М., ИВ РАН, 1999;
  5. Терапиано Ю. "Маздеизм: Современные последователи Зороастра", М., "Сферв" 1993;
  6. Gnoli Gherardo "Zoroaster"s time and homeland: a study of the origins of mazdeism and related problems". Naples, 1980.