Один — верховный бог викингов.

282 19

Возможно, 7 из дизлайков поставили хейтеры

Выпуск: продолжается

Частота выхода глав: каждые 0.86 дня

График публикации бесплатных глав: по 1 главы каждые 1 дня в часов

Его воля сильна и он не хочет быть обычным. Тем не менее, его путь начинается в маленькой секте.

В один прекрасный день, его левый глаз получает силу Древнего бога. С этого момента, он из рыбы превращается в дракона.

На пути культивации он вознесется ввысь, словно звезда.

Из мира, крошечного как муравей, шаг за шагом он поднимется в место, полное сильных сект и несравненных гениев.

Сегодня-завтра все имеющийся главы будут переведены.

Рецензии:

Написал noel250976 13 марта 2018 г., 16:12
твиттер стайл поспал пожрал немного культивировал нашел рояль обозвали мусором обиделся отомстил неправильно поняли много проблем всё еще все сложно

Написал balda13122 21 дек. 2017 г., 18:21
Довольно простое произведение с типичным сюжетом для подобного творчества. Усердный гг обучается в секте, он обладает хорошим талантом, как утверждается в самом начале, но, из-за того, что пришёл из боковой ветви клана не получает достаточно ресурсов для своего развития. Далее на него с неба сваливается супер-плюшка и он начинает качатся с опупенной скоростью. Привычный " опытным чтецам" мир где герой постоянно " расширяет горизонты". Также дов...

Греция является одной из самых популярных стран во всем мире. Это связано и с ее красотой, климатом и богатой историей. Наиболее привлекательным как для туристов, так и для тех, кто восхищается данной культурой издалека, является мир богов древней Греции. Однако не каждому известна вся история богов, которая включает в себя тот период, когда главное место на Олимпе занял бог громовержец в древней Греции.

Греческие боги первого поколения

Уран (с древнегреческого означает «небо») был первичный греческий бог, олицетворяющий небо.

Рассмотрим подробнее:

  • В древнегреческой литературе, Уран или Отец Небо был мужем Геи, Матери-Земли.
  • Уран и Гея были родителями первого поколения титанов, и предки большинства греческих богов.

Культа Урана в Древней Греции не было, поэтому он не появляется среди обычных тем греческой расписной керамики.

Этимология и генеалогия

Наиболее вероятной теорией происхождение имени, которым был назван первый верховный бог в древней Греции , образовалась от основной Простой греческой формы (от существительного дождь).

Находятся истоки и корни этого имени во многих других языках, так, например:

  • Корень одного из слов прото-индо-европейского языка «ṷers» обозначает «увлажнить, капать».
  • В самом греческом языке и в латинском имеются сходные слова, которые также могли иметь отношение к Урану. Это лат. "Урина".
  • В английском то же самое наименование переводится как «моча».
  • Литовский и латышский языки представляют Уран (Юра) как «море».
  • В древнем английском тоже находится подобная трактовка «Waer – море».
  • В древнескандинавской версии Перевод может быть тоже «море» или «моросящий дождь».

Для справки . Большинство греков считает, что Уран был самым первым верховным богом, поэтому ему не было дано никакого происхождения. Считается, что он родился от Хаоса, первичной формы Вселенной.

  • Тем не менее, в Теогонии Гесиода утверждает, что Уран был потомком Геи, богини Земли, которую впоследствии он взял в жены.
  • Алкман и Каллимах разработали теорию, согласно которой было определено, что Уран был рожден от Эфира, бога небесного света и верхних слоев атмосферы.
  • Цицерон, рассуждая о возможном происхождении Урана, также приписывает ему в родители Эфира, но не одного. В своем труде «О природе богов» он утверждает, что у Урана была мать Хемера – богиня дня.
  • По Орфическим балладам, Уран был сыном Никс, олицетворения ночи.

Уран приходил на землю каждую ночь, чтобы покрыть землю и оставить потомство. Однако своих детей, которых родила ему Гея, он ненавидел. У них родились титаны – великаны и циклопы. Всех их Уран заточал в подземелье - в Тартар, глубоко внутрь Земли.

Все это причиняло невыносимую боль их матери – Земле. Она попросила своих сыновей избавить ее от этих мучений. Только Кронос,- молодой и самый амбициозный из титанов, был готов к риску. Именно он сверг своего родного отца, оскопив его, отправил в Тартар.

Кронос – пожиратель детей

Так, расправившись со своим отцом, Кронос не предполагал, что его ожидает та же участь.

Рассмотрим подробнее:

  • В греческой мифологии он был лидер и самый молодой из первого поколения титанов. Кронос обычно изображался с серпом, с помощью которого ему удалось свергнуть и оскопить Урана.
  • В Афинах проводился фестиваль, который назывался в честь бога Кроноса. Ведь боги древней Греции, легенды отвечали за то или иное мероприятие, сферу жизни.
  • Этот фестиваль был организован и проводился для того чтобы праздновать сбор урожая, предполагая, что Кронос, несмотря на то, что стал верховным богом, продолжал руководить урожаем.

Для справки. Кронос был также идентифицирован в классической древности с Римским божеством Сатурном.

  • После отправки Урана в подземелье, Кронос повторно заключил в тюрьму всех титанов, которые были освобождены им для помощи.
  • Он и его сестра Рея заняли трон мира как король и королева. Период, в котором Кронос царствовал, называли Золотой век, так как среди людей того времени не было никаких законов или правил.

После того как Кронос женился, мать рассказала ему о том, что ему суждено повторить судьбу своего отца и умереть от рук сына.

Дети Кроноса

В результате, каждый раз, как только у него рождался ребенок (причем неважно было, какого пола), он проглатывал их.

Таким образом, Кронос съел следующих своих детей:

  • Деметру.
  • Гестию.
  • Геру.
  • Аида.
  • Посейдона.

Рея, будучи не в силах расставаться с каждым своим ребенком, решила тайно оставить одного ребенка. Она отправилась на Крит, где и родился Зевс. Вместо ребенка Кроносу же был дан камень, который он проглотил.

Данный момент истории Греции запечатлен на многих фото, сделанных в пещерах. Рея продолжала прятать Зевса в пещере на горе Ида.

Для справки. По некоторым версиям этой истории, он был воспитан и выращен Амальтеем. В то же время, когда по Криту проходили послы Кроноса или сам он обходил свои владения, танцоры и все жители острова начинали кричать и хлопать в ладоши, чтобы сделать достаточно шума для того, чтобы крики ребенка не были слышны Кроносу.

После того, как Зевс вырос, он воспользовался рвотным зельем, подаренным ему Геей для того чтобы заставить Крона извергнуть из своего желудка все, что ранее он проглотил:

  • Сначала камень, который был установлен у подножия горы Парнас.
  • Некоторых смертных людей.
  • А затем его двух братьев и трех сестер.

В других версиях мифа, Зевс для того чтобы освободить братьев и сестер, выпустил гигантских титанов и циклопов из Тартара. Именно они ковали для него молнии, трезубец Посейдона и шлем Аида тьмы.

Зевс – последний верховный бог греков

Этот бог является «Отцом богов и людей», который правил на горе Олимп, как отец правил семьей в соответствии с древнегреческой религией.

Итак:

  • Будучи богом молний и неба. Зевс этимологически тесно отождествляется с римским Юпитером.
  • В большинстве традиций он женат на Гере, хотя, у некоторых исследователей его супругой является Диона.
  • В соответствии с Илиадой Гомера, он является отцом Афродиты и Дионы.
  • Он известен своими любовными похождениями и среди смертных земных женщин.

Это привело к тому, что у него появилось очень много детей. В том числе, к рождению:

  • Афины.
  • Аполлона и Артемиды.
  • Гермеса.
  • Персефоны.
  • Деметры.
  • Диониса.
  • Персея.
  • Геракла.
  • Елены Троянской.
  • Миноса.
  • Нескольких муз (по Мнемозина).
  • Ареса.
  • Гефеста.

Для справки. Будучи Верховным богом, он так же, как и его дед, и отец, должен был принять смерть от сына своего. Но, с помощью хитрости и коварства, он смог заключить сделку с Прометеем, который предсказывал будущее. Именно он назвал Зевсу имя той богини, которая родила бы ему наследника-убийцу. Таким образом, Зевс узнал, на ком ему не следует жениться.

В результате его супругой стала сестра Гера – богиня, покровительствующая браку и семье. Сначала брак оставался в тайне, но по истечению медового месяца (а он у богов длится 300 лет), Гера вместе с законным супругом была вознесена на Олимп. Там она разделила с мужем некоторые права (например, она могла тоже повелевать молнией и громом). Смотрите интересное видео о верховных богах.

По мнению А.Н. Афанасьева, М.Б. Никифоровского и Я.Е. Боровского славянским Богом Богов был Сварог. Академик Б.А. Рыбаков полагал, что высшим Богом наших Предков был Род, и говорил о возможном тождестве Рода, Сварога и Стрибога: «Сварог ("Небесный), Стрибог ("Бог-отец") и, как увидим далее, Род ("Рождающий") – все эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах » . Наконец, существует версия, согласно которой верховным Богом славян был Громовержец Перун. Её придерживаются, к примеру, Л.Р. Прозоров и Л.С. Клейн – исследователи с, мягко говоря, несхожими взглядами.

Эта гипотеза имеет под собой весьма серьёзные основания. В славянском фольклоре Мировым Древом, как правило, является Дуб – дерево, посвящённое Громовержцу (для сравнения Мировое Древо в скандинавской мифологии – ясень Иггдрасиль, конь Одина-Игга, верховного Божества германцев). В киевском святилище, построенном князем Владимиром, кумир Перуна главенствовал над остальными Богами. В исторической науке, правда, распространено мнение, что верховенство Перуна – «изобретение» Владимира, стремившегося таким образом «реформировать» славянское язычество и упрочить свою власть. Но в Повести Временных Лет (где и содержится сообщение о строительстве капища Владимиром) нет ни слова о том, что главенство Громовержца – нововведение.

Есть и письменное свидетельство, прямо указывающее на положение Громовника в пантеоне наших Предков. Византийский автор Прокопий Кесарийский в VI веке писал о славянах: «Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды » . В славянском Боге, мечущем молнии, сложно не узнать Перуна… К слову сказать, обычай приносить быка в жертву Громовнику сохранялся в русской культуре до XIX века: быка, по данным этнографии, резали на Ильин День. Думаю, излишне напоминать, кого в «народном христианстве» «заместил» Илья-Пророк.

До наших дней сохранилась белорусская легенда, в которой Перун выступает в качестве Творца Мира: «Когда-то ещё мир только начинался, так ничего нигде не было. Везде стояла мёртвая вода, а среди воды торчал то ли камень, то ли ещё что. Один раз Перун как разыгрался и давай швырять стрелы в этот камень. От его стрел выскочили три искорки: белая, желтая и красная. Упали те искорки на воду; с этого вся вода замутилась, и мир замутился, как тучи. Но через некоторое время, как все просветлело, ясно стало - где вода, где земля. А чуть позже завелась и всякая жизнь - и в воде, и на земле » . В одном из древнерусских текстов XV века Перун прямо отождествляется с Небом: «Колико есть небес? Перунъ есть многь».

Громовержец был верховным Богом у ряда родственных славянам индоевропейских народов: греки называли его Зевсом, римляне – Юпитером. Вообще, в истории религий есть весьма распространённая тенденция: первоначально высшим Богом является Бог Неба, но со временем его «вытесняет» Громовержец или иное Божество. Множество примеров такой трансформации религиозных представлений приводит румынский учёный Мирча Элиаде в своей книге «Очерки сравнительного религиоведения». Прослеживается эта тенденция и у индоевропейцев: у греков Громовник Зевс «сменил» Урана, у германцев Тюра (чьё имя восходит к общеиндоевропейскому корню, обозначающему верховного Бога Неба), по-видимому, «вытеснил» Один. В мифологии наших ближайших родственников, балтов, высший Бог – Диевас, но процесс «замещения» Бога Неба Богом Грозы уже начался: в некоторых мифологических сюжетах вместо Диеваса фигурирует Перкунас. По всей видимости, нечто подобное происходило и у наших Предков.

Завершился ли этот процесс у славян до христианизации? Можно ли утверждать, что Громовержец везде и всюду «вытеснил» Бога Неба? И только ли Громовержец «занимал место» верховного Бога?
Перед тем, как перейти к рассмотрению имеющихся сведений, я хочу напомнить о том, что в рамках языческой Традиции могут сосуществовать различные течения, иногда весьма серьёзно отличающиеся друг от друга. К примеру, в Индии вайшнавы считают верховным Божеством Вишну, а шиваиты – Шиву, что отнюдь не мешает им мирно уживаться.

У древних германцев высшим Богом был Один, но при этом в святилище Уппсалы, согласно свидетельству средневекового хрониста Адама Бременского, главным Божеством считали Тора: «В этом храме, который весь разукрашен золотом, народ поклоняется статуям трёх богов. Самый могущественный из них, Тор, сидит на своем престоле посредине храма. Водан и Фрикко сидят по ту и другую стороны от него. Отличительные черты каждого из них: Тор, как говорят, владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем. Другой, Водан, что значит “ярость”, правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов. Третий, Фрикко, дарует смертным мир и сладострастие. Его идол снабжён поэтому громадным детородным членом » .

Немецкий летописец Гельмольд сообщает о балтийских славянах: «Среди многообразных Божеств, которым они посвящают поля и леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие Боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов » . Описание Гельмольда прекрасно соответствует нередко встречающемуся в истории религий образу Deus otiosus, «Бога праздного» – верховного небесного Божества, далёкого от земных дел. По-видимому, это Божество было «вытеснено» каким-то другим Богом. Но каким?

Тот же Гельмольд называет главным Богом балтийских славян Свентовита (Святовита): «Среди множества славянских Божеств, главным является Святовит, Бог земли ранской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают » . Но Свентовит явно не тождественен Богу Богов: ведь его считают «самым убедительным в ответах», а, значит, он общается с людьми. Саксон Грамматик подробно описывает святилище Свентовита и его культ – и описание это тоже никак не вяжется с образом «праздного Бога». В его храме гадали о будущем урожае и об исходе войны (по-видимому, гадание и считалось ответом Бога), Свентовита просили об «удаче в умножении побед». Нет и намёка на пассивность этого Божества, его удалённость от земных дел.

Свентовиту были посвящены белый конь и меч; его кумир имел четыре головы (что, предположительно, указывает на власть Бога над четырьмя сторонами света). Б.А. Рыбаков считает его имя происходящим от корня со значением «свет, святость»; этимология имени и масть коня указывают на принадлежность Свентовита к числу светлых, небесных Богов. Возможно, «Свентовит» западнославянское имя Бога Солнца Даждьбога (ведь солнце – основной источник света). Во всяком случае, насколько я могу судить, специфических атрибутов Громовника у Свентовита нет и, соответственно, отождествлять его с Перуном нельзя.

Другое Божество балтийских славян, которое также считали верховным Богом – Триглав. Эббон в «Житии Оттона, епископа Бамбергского» сообщает: «Щецин (...) заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному богу язычников Триглаву; на ней есть трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней (…) » . После разрушения капища Триглава в Щецине (Штеттине) служба была перенесена к священному дубу . Согласно этому же житию, но в версии Герборда, Триглаву был посвящён конь вороной масти, а Валентин фон Эйхштедт утверждает, что Триглав изображался держащим в руке месяц. Как видно из вышеизложенного, Триглав сочетал в себе атрибуты верховного небесного Бога (власть над тремя мирами, кумир на самой высокой горе) с признаками тёмного Божества (вороной конь, месяц (светило мёртвых)). Это даёт основание предполагать, что первоначально Триглав был Богом Подземья, и лишь потом «занял место» высшего небесного Бога.

Обращение к Традиции южных славян даёт дополнительные сведения, подтверждающие эту гипотезу. Триглаву здесь соответствует Троян. Никос Чаусидис в своей книге «Старинные образы южных славян» пишет: «Из народных песен, сказов и преданий, на Балканах, известно несколько Старинных Ликов, которые носят черты низа и представлены тройными, или трёхглавыми. Это царь Троян (Траян), Триглавый Балачко и Црно Арапина. Особенно привлекает внимание Лик царя Трояна…: представлен как человек с тремя головами, из которых одна питается рыбой, другая скотом, третья людьми. Его жилище часто связывается с разрушенными твердынями. Боялся Солнца, и потому двигался только ночью, когда накинет чёрный плащ, ездя на чёрном коне, посещая своих любовниц. При одном таком посещении (из-за одного из обманутых мужей, христианского Димитрия, конечно же, который был ему слугой) он запозднился так, что, когда возвращался к своему жилищу, взошло Солнце и растопило его.

Среди народных песен собрания Петрановича и Миладиновцы встречаются и такие, в которых упоминается город Троян (или Троем), проклятый город, в котором властвует беззаконие, чьи жители подлые христиане, из-за чего терпят разные наказания. Нодило считает, что этот старинный город получил это перекрещенное значение по своему древнему свойству подземья, темноты и кары (…) » .
Итак, у балтийских славян в различных локальных традициях место верховного небесного Божества заняли Бог Света (или Солнца) Свентовит и Бог Нижнего Мира Триглав. Связь Триглава с Дубом позволяет предположить, что Громовник (у балтийских славян известный под именем Проне) «предшествовал» Триглаву на месте верховного Божества.

Иных объяснений этому факту я не вижу, так как Дуб, насколько мне известно, является характерным атрибутом Громовержца, но не Бога Неба и уж, тем более, не Бога Подземья. Следует также отметить, что «перехват» одним Божеством места в пантеоне и\или каких-либо функций у другого вовсе не обязательно ведёт к превращению «пострадавшего» в «праздного Бога», удалённого от земных дел. Как уже упоминалось выше, у германцев Один, по-видимому, занял место Тюра, но Тюр от этого не стал Deus otiosus. В Младшей Эдде сказано: «Есть ещё ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам ».

Относительно прочих западных славян я располагаю крайне малым количеством сведений, но те, что есть, указывают на замещение Бога Неба Громовержцем. Ян Длугош в XV веке писал: «Поляки от начала своего происхождения были язычниками и во множество богов и богинь... верили и почитали и называли Юпитера на своем языке Иеша (Yesza). От этого величайшего из богов все временные блага, и все, как несчастные, так и счастливые случаи, как верили, получали, и ему больше, чем другим божествам, почести оказывались и более обильные жертвы приносились » .

Теперь перейдём к рассмотрению вопроса о верховном Боге в Традиции южных славян. Существует версия, согласно которой три головы Трояна, пожирающие рыб, скот и людей – признак его власти над тремя мирами (рыбы соотносятся с Нижним Миром, скот – со Средним, а люди – с Верхним). Возможно, Троян «сменил» Перуна на месте высшего Бога – в Черногории есть Троянов Дуб.

В мифологии хорутан чертами высшего небесного Бога обладает Кърт, которого исследователи сопоставляли с русским Солнцебогом Хорсом. Л.Р. Прозоров пишет: «И.И. Срезневский указывал, что по-хорутански «кърт» - огонь, свет. Хорутане называли «Къртовой одеждой» само небо, и говорили - «wsi gremo w K"rtowo» - все пойдём к Кърту, все умрём. Другая поговорка уточняла: «ne wsi gremo w K"rtowo, marsikteri w c"rtowo» - не все пойдём к Кърту, иные и к чёрту. Стало быть, посмертное пребывание с Языческим Божеством Света и Пламени (Солнца?) считалось у хорутан противоположностью преисподней и обществу чертей » . Д.Гаврилов отождествляет Кърта с Кродо – Богом балтийских славян, имевшим атрибуты Бога Солнца и плодородия: «Истукан Кродов стоял на высокой, лесом поросшей горе. Это был старик с обнаженной головой, голыми ногами он стоял на рыбе, опоясан был шерстяною белой повязкою, держал в одной руке колесо, а в другой сосуд с цветами и плодами» .

По мнению В. Чайкановича, верховным Божеством у сербов был Бог Солнца Дайбог или Дабог (аналог восточнославянского Даждьбога). Согласно описанию Чайкановича, этот персонаж имеет как светлые, так и тёмные черты. С одной стороны, он «Часто является как Спаситель, на белом коне, и лишь своим присутствием приносит людям добро. (…) родоначальник и кум народу, или “народный Бог”, защитник правды и каратель виновных, далее, богатый даритель, переносящий солнце, относительно времени года. Часто появляется как покровитель, учитель и просветитель; в скотоводстве – благодетель овец и их продуктов, помогает приплоду, а заодно и защищает пастухов и отару » . С другой стороны, «(…) впечатляла его голова, в некоторых случаях тройная (Триглав), серебряная, или собачья. Некогда мыслился целиком из серебра, или в облике Волка. (…) Особенно часто изображается хромым, или увечным. (…) Кроме коня, на котором ездит (часто белого), как днем, так и ночью, рядом с ним появляются и другие звери – попутчики, это: одинокий, и часто куцый бирюк, или целая стая волков (представлены как его “псы” и поводыри) (…) Особенно выделяется его принадлежность к тому Свету. Он Бог мёртвых, которых поглощает, но о душах заботится и переносит их на тот Свет ».

Возможно, это странное сочетание объясняется тем, что в ходе исторического развития религии Боги (в особенности, пользующиеся популярностью) могут «присваивать» себе атрибуты и функции, ранее им не свойственные. Как утверждает Мирча Элиаде, всякая Божественная форма имеет «тенденцию к превращению в центр любых религиозных явлений и к управлению всеми областями Космоса » .
На основании приведённых выше сведений, можно предположить, что у южных славян (в разных локальных традициях) верховное небесное Божество «замещали» Бог Солнца (Дайбог), Громовник (Перун) и Бог Подземья (Троян). Кроме того, очевидно, что Кърт у хорутан «занимал место» Бога Неба. Но был ли Кърт изначально Богом Солнца, Богом Неба или каким-либо другим Божеством в точности не известно.

Что же было в Традиции наших Предков, восточных славян? Как уже было сказано выше, различные авторы считали верховным Божеством наших Пращуров Сварога, Рода, Стрибога, Перуна и некоего безымянного Бога. Сведения, указывающие на то, что восточные славяне Перуна считали высшим Богом, я уже приводил в начале этой статьи.

Слово «Бог» могло употребляться по отношению к любому Божеству, а данные, которыми мы располагаем, не позволяют с уверенностью утверждать, что так называли Божество, не имеющее другого имени. Летописные цитаты из договоров с византийцами можно трактовать по-разному – ведь в летописях нет знаков препинания. В договоре князя Святослава с греками сказано: «Аще ли от тЪхъ самЪхъ прежереченыхъ не съхранимъ азъ же и со мною и подо мною да имЪемъ клятву от Бога въ его же вЪруемъ в Перуна и въ Волоса скотья Бога (…) ». Эту фразу можно трактовать двояко, отличая Бога от Перуна или напротив отождествляя их. Цитату, приводимую И.И. Срезневским, (И елико их есть нехрещено, да не имут помощи от Бога ни от Перуна... Да будет клят от Бога и от Перуна ) тоже можно понимать по-разному.

«Бог» может обозначать как некое, отличное от Перуна, Божество славян, так и христианского Бога. Наконец, существует ещё Филиписийская надпись болгарского князя-язычника Пресияна, в которой есть слова: «Когда кто-то говорит правду - Бог видит. И когда кто-то лжёт - Бог видит. Болгары сделали много хорошего христианам, а христиане забыли об этом - но Бог видит! » . Но и здесь неясно, какое именно Божество князь подразумевал под «Богом»; к тому же это свидетельство относится к южнославянской (а не восточнославянской) Традиции.

О Свароге известно не так уж много. В Ипатьевской летописи есть вставка из византийской хроники Иоанна Малалы, в которой русский летописец отождествляет Сварога с греческим Богом-кузнецом Гефестом: «по немь Феоста, иже и Соварога нарекоша Египтяне. Царствующу ему Феосте в Египте, во время царства его спадоша клещи с небесе, нача ковати оружье. Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам за один мужь посягати... а иже прелюбы деющи, казнити повелеваше, сего ради прозваше и бог Сварог... и посем царствова сын его, именем Солнце, его же наричють Дажьбог » . В тексте Сварог-Гефест – небесный Бог Огня, связанный с кузнечным делом и установлением моногамного брака, отец Солнца-Даждьбога.

Строго говоря, описанные в летописи деяния Божества принадлежат не Сварогу, а «Феосту»-Гефесту, но факт отождествления русским летописцем Гефеста со Сварогом позволяет предположить, что образы этих Богов (а, возможно, и мифы, с ними связанные) имели значительное сходство. О моногамии у восточных славян (учитывая сообщения древних источников и существование многожёнства на Русском Севере до недавнего времени) говорить не приходится, но в русском фольклоре (к примеру, в песнях Зимних Святок) есть образ Кузнеца, покровителя брака. В легенде о свадьбе Святогора боатырь узнаёт свою судьбу у Кузнеца: «Повстречав Микулу Селяниновича, Святогор спросил его: «ты скажи-поведай, как мне узнать судьбину божию?» - А вот поезжай к горам; у тех гор под великим деревом стоит кузница, и ты войди туда и спроси кузнеца про свою судьбину. Ехал Святогор целые три дня, доехал до кузницы и видит - куёт кузнец два тонких волоса. «Что ты куешь?» - спрашивает богатырь. - Кую судьбину: кому на ком жениться » .

Происхождение имени Сварога не ясно. Лингвисты связывают имя этого Божества со славянским корнем «вар» (горение, жар – сравните «варить», «сварить»), с индоарийским «svargas » (небо), с латышскими словами svarigs (важный), svert (взвешивать) и русскими свар(а), сварливый (спорящий, грозящий, гремящий). Следует отметить, что русский хронист в Ипатьевской летописи связывал имя Сварога с корнем «вар»: «Аще ли кто пеpестyпить – да ввеpгyть и в пещь огненy (сего pади пpозваша и Сваpогом )» .
Итак, Сварог – небесный Бог Огня. По мнению ряда исследователей, он – славянский верховный Бог, Бог Неба, «предшествовавший» Перуну на месте главы пантеона. Но существует и версия, согласно которой

Сварог – одно из имён Громовержца Перуна. В древнерусских «поучениях против язычества» Сварожичем (то есть сыном Сварога) назван Огонь – и при этом существует белорусское предание о происхождении Огня, в котором Огонь появляется от молнии, брошенной Громовержцем в дерево. Ни в одном из древнерусских текстов имена Сварога и Перуна не встречаются в одном и том же перечне Богов. Л.Р. Прозоров приводит и некоторые интересные индийские параллели: «рай, в котором правит ведический царь Богов и Громовержец Индра, называется СВАРГОЙ, а сам Он - Свараджем-Самодержцем » .
Следующее Божество, в котором учёные видят русского верховного небесного Бога – Род. В одном из «поучений против язычества» сказано: «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети... Всем бо есть творец Бог, а не Род » . Как видно из этого текста, согласно представлениям наших Пращуров, Род находится на Небе, он создал всех людей и благодаря ему рождаются дети. В древнерусских источниках Род обычно упоминается в паре с Рожаницами, славянскими Богинями Судьбы, что даёт основание полагать, что он связан и с Судьбой. Эти данные прямо указывают на высокий статус Рода – но отождествить Рода с Перуном не представляется возможным: в древних письменных источниках они упоминаются по отдельности как разные Боги. К примеру, в «Слове св. Григория» говорится: «се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам преже Перуна, Бога их » .

В завершение разговора о Роде приведу балтскую параллель: «Литовский Прамжинас (= божие предопределение, судьба) почитался высочайшим из Богов; его судом содержится вселенная; от его ударов дрожит Мать-Земля, как от небесных громов Перкуна; он посылает всемирный потоп (…) и потом создаёт на земле новую жизнь и новое поколение людей, заставляя спасённую им чету прыгать через камни» .

Стрибог, согласно «Слову о полку Игореве» – славянский Бог Ветров: ветры в этом древнерусском источнике названы «Стрибожьими внуками». Лингвист Р. Якобсон так трактует имя Стрибога: «Непосредственное сочетание “Дажьбога и Стрибога” в летописном перечне Владимировых богов под 980 годом намекает на параллельную внешнюю и внутреннюю форму обоих имён. Stri – повелительное наклонение общеславянского глагола sterti (и.-е. ster", откуда греч. stornimi, лат. stern o ) "распростирать, распространять, расширять, рассевать" (ср. в польской топонимике Strzyboga). Помимо обычных славянских форм с префиксом pro-, бесприставочные формы этого глагола сохранились в средневековых памятниках чешского и русского языка: nepokoj strieti в старочешской “Александреиде”, стерлися "рассеялись" в 1-й Псковской летописи. Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго – с ветром ».

Некоторые авторы, напротив, связывают славянского Бога ветров с разрушительным началом. А. Ишутин пишет: «И.В. Ягич приводит любопытное сравнение корня stri- с лит. styr e ti, styru"быть жёстким", styrti, styrstu "делаться жёстким". Согласно Погодину, корень stri- имеет отношение к герм. (д.-в.-н.) strit "спор", а значит, Стрибог – бог войны, спора. Наконец, Зеленин производит stri- от sъtьri- "уничтожающее, истребляющее начало". Мы добавим здесь информацию из немецкого языка: st e r ben "умирать» . В «низшей мифологии» славян и других индоевропейских народов есть отрицательные персонажи, чьи имена близки имени Стрибога: «Ещё А.Н.Афанасьев указывал: “Согласно с своими демоническими наклонностями, ведьмы по преимуществу обращаются в зловещих, темнопёрых и ночных птиц: лат. strix, strigis"ночная птица, сова, привидение и колдунья, занимающаяся порчею детей"; чешск. striha, словац. stryga, пол. strzyga "ведьма", хорв. strigon "упырь"”».

Власть над ветрами в арийских мифологических системах, могла принадлежать как верховному небесному Богу, так и отдельному Божеству. Одно из имён Зевса – Урий, «посылающий благоприятный ветер», но в индийской мифологии есть Бог Ветра – Вайю. По мнению ряда исследователей, германский верховный Бог Один первоначально был Богом Бури.

Каким же было место Стрибога в пантеоне наших Предков? В летописном перечне Богов киевского капища кумир Стрибога упоминается, но он – Бог менее высокого ранга, нежели Перун. В других известных мне источниках нет информации о каких-либо атрибутах и качествах Стрибога, которые позволили бы отождествить его с верховным Божеством. Поэтому, скорее всего, Стрибог у наших Пращуров был Богом Ветра, но не высшим Богом.

В завершение разговора о верховном Боге восточных славян, следует сказать несколько слов о Дые (Дие). Божество с таким именем почитали в Древней Руси – в «Слове св. Григория» сказано: «Ов Дыю жьреть, а дроугыи Дивии. А ин град чьтеть. Ов же дьрьн вскроущь, на главе покладая, присягу творить» .
Имя Дый происходит от индоевропейского корня со значением «небо», «день». Многие арийские народы так называли Верховного небесного Бога и Богов вообще. А.Н. Афанасьев пишет: «Dyaus (родит. Divas) есть бог блестящего, светло-голубого небесного свода, от div – светлое, сияющее (т. е. небо). Это было древнейшее всеобщее название божества у племен индоевропейских: санскритскому dewa соответствуют лат. deus, гр. ???? (зол. ????), лит. dewas, лет. dews, др.-прус. deiws, прийс. dia, корн. duy, сканд. tivar (во множ. числе – боги); от того же корня образовались лат. dies, литов. diena, слав. день и санскр. dina, divan – собственно: творящий, подающий свет. (…) У греков рядом с????? ???? стоит?? ?????, Деметра); у римлян Юпитер (Diupiter = Div pater; «sub Jove» самими римлянами, употреблялось в смысле: под небом) и Tellus (terra) mater; у германцев Tius (сев. Туг = Dyaus) и Fulda (…) По свидетельству Геродота, скифы (родство которых с германскими и славянскими племенами, после исследований Бергманна, почти несомненно) признавали Апию (землю) женою Дива (неба) » .

Дый (Дий) – верховный Бог Неба. Однако в древней Руси (как и в древнем Риме и Греции), это имя, скорее всего, было одним из имён Громовержца. В русском переводе летописца Георгия Амартола, Зевс отождествляется с Дием: «Егда же время ей б родити нарицаемаго Пика Зевсом ижи ес Дий" (…) "Крон же остави сына своего Пика Зевеса, те ес Дый, остави в Асури" » . Греческого Зевса славяне называли и Перуном: в сохранённом в русском списке болгарском переводе античного романа «Александрия», об Александре (считавшемся сыном Зевса) говорится: «сынъ божий, Пероуна велика, царь Александр » .
Итак, рассмотрев имеющиеся данные о верховных Божествах славян, я прихожу к следующему выводу. Первоначально у наших Пращуров высшим Богом был Бог Неба, но со временем его начали «оттеснять» на второй план иные Божества. У западных славян – Свентовит (возможно, Бог Солнца) и Триглав (Бог Подземья), которому, предположительно, «предшествовал» Громовержец. При этом сохранилось представление о небесном Боге Богов, но культ его, скорее всего, был утрачен. У славян южных место верховного небесного Божества «занял» Кърт (вероятнее всего, Бог Солнца); быть может, высшими богами у них считались также Дайбог (Бог Солнца), Троян (Бог Подземья) и Громовержец Перун. У наших Предков, восточных славян, верховным Богом был Перун (он же Сварог, Дый), но при этом сохранился и культ прежнего главы пантеона – Небесного Бога Рода. Скорее всего, до возвышения Перуна, имена Дый и Род обозначали одно и то же Божество.

Власкин Е.А.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
2. Гаврилов Д. Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: “Рефл-Бук”, 2002
3. Иванов Й. Культ Перуна у южных славян.
4. Ишутин А. Восточнославянские Боги и их имена.
5. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание.
6. Платов А.В. Ромува – святилище в центре Европы.
7. Прозоров Л.Р. Боги и касты языческой Руси. Тайны киевского Пятибожия.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
9. Сведения о Богах северо-западных славян из разных источников.
10. Сведения о славянах из работ византийских авторов.
11. Сказ о начале Белой Руси. Легенды i паданнi. Мн. 1983. С. 78-79.
12. Стурлуссон Снорри. Младшая Эдда.
13. Чаусидис Никос. Старинные образы южных славян.
14. Элиаде Мирча. Очерки сравнительного религиоведения.

К слову сказать, имя верховного Божества балтов, ближайших родственников славян – Диевас, Диевс переводится на русский язык как «Бог», хотя происхождение этих слов, конечно, различно. (В.Е.)

Цит. по: Гаврилов Д. Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: “Рефл-Бук”, 2002

Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

Цит. по: Гаврилов Д. Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: “Рефл-Бук”, 2002

Цит. по: Иванов Й. Культ Перуна у южных славян.

Амур - (Купидон) бог любви
Аура - богиня ветерка
Вакх - (Бахус) бог виноделия
Коне - бог земли
Луна - богиня ночного света

Марс - бог войны
Рома - богиня
Соль - бог солнца
Уран - бог времени
Фавн - бог лесов животных
Фоне - бог водных источников
Эрот - бог любви
Янус - бог дверей
Бахус - (Вакх) бог виноделия
Борей - бог северного ветра
Веста - богиня очага
Гений - божество
Диана - богиня луны
Карна - богиня подземного мира
Либер - бог плодородия
Палее - богиня скотоводства...

Кроме упомянутых античными источниками, в скифском пантеоне следует предполагать еще несколько божеств; это следует из сравнения с религиозными системами других народов арийского происхождения. В самом деле, у всех этих народов почиталась семерка верховных богов (с одними и теми же функциями), соотнесенных с планетами и с недельным циклом.

То же самое источники утверждают относительно скифов. Кроме этой семерки, почиталась еще дюжина богов, соотнесенных с зодиакальным кругом. Следовательно...

Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем - Pa - отождествлялись главные местные божества.

В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или...

"Бог и человек с точки зрения современной науки"

«Как физика, вообщем как человека, который всю свою жизнь служил строгорассудительной науке, а именно исследованию материи, меня с уверенностью нельзя воспринимать как экзальтированную натуру. Так вот, после моего изучения атома я скажу вам следущее: Материи как таковой нет! Все виды материи возникают и существуют благодаря только одной силе, которая приводит в колебания частицы атома и держит как крошечную солнечную систему их вместе... Итак...

“Бог тебя накажет”… “Не гневи Бога”… - эти и подобные им высказывания иные из нас часто посылают в адрес других людей. Не подозревая, что проблема, обозначенная этими словами, слишком серьёзна и заслуживает особого внимания. Ибо от того, каким представляется нам Творец и вообще Небесный мир с его “раем” и “адом”, зависит, какой мы наметим для себя и “план спасения”. А уж он напрямую повлияет на нашу загробную участь.

На сегодняшний день все верующие люди (священство, миряне, богословы и...

Обращаясь к Богам, мы не просим у них ни богатств, ни благ телесных – все это является тем необходимым, чем мы владеем по праву рождения Славянами. Человек, как проявление определенного Бога, имеет в себе Его силы, а следовательно, какие-то определенные качества, которые позволяют ему построить свою жизнь таким образом, чтоб удовлетворить все свои телесные потребности.

Если человек чего-то не может или чего-то не имеет, то необходимо помнить: мы для того и рождаемся, чтоб...

Здесь и Сейчас есть Жизнь, протекающая во всей своей полноте!

В одной маленькой точке Вселенной может раскрываться полнота всей Вселенной - вот это и есть могущество Жизни!

Ничего, кроме Света, нет, но, чтобы познать это, надо подняться над собой и взглянуть расширенным взглядом Души из себя – на себя – наблюдая...

Ищут люди... Ищут себя в ТАМ, хотя на самом деле все есть в ЗДЕСЬ, нет ничего где-то там - это обман ума. Жизнь всегда происходит в ЗДЕСЬ и жизнь всегда неразрывна, целостна...

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца.

Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон...

верховный бог варягов

Альтернативные описания

Верховный бог в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии верховное божество, бог войны, хозяин Вальхаллы

Число, цифра и количество

. "... дома" (к/ф)

. "Выхожу... я на дорогу"

. "Единственный" бог викингов

. "Немножественный" бог викингов

Байрон (актер сериала "Интерны")

Вили, Вэ (сканд.)

В поле не воин

. "... с сошкой, а семеро с ложкой" (поговорка)

Бог варягов

Бог войны у варягов

Бог войны у викингов

Бог у скандинавов

Бог, живущий в Вальхалле

Бог, хозяин Вальхаллы

Божество у варягов

Вальхалла

Варяжский Зевс

Варяжский бог

Варяжское божество

Верх. бог викингов

Верховное божество в скандинавской мифологии

Верховный бог (сканд. миф.)

Верховный бог (сканд.)

Верховный бог в скандинавской мифологии

Верховный бог викингов

Верховный бог скандинавов

Всадник на Слейпнире

Все как...

Глав. бог викингов

Главный бог варягов

Главный бог викингов

Главный бог скандинавов

Ездит на восьминогом коне

Ему служили Гери и Фреки

Зевс у скандинавов

Какая цифра стоит в начале счета

Какому богу подчинялись Валькирии

Кого убил волк Фернир

Кол-во не воинов в поле (посл.)

Количество не воинов в поле (посл.)

Комедия Криса Коламбуса "... дома"

Кому подчинялись Валькирии

Любимое число эгоиста

М. одна, одно, мн. одни, одне; сам, единичный, единый, сам по себе, без дружки или ровня; единица счетом. Один в поле не воин. Одна голова не бедна, а и бедна, да (так) одна. Знай одно дело. Не одна-то во поле дороженька, песня. Ведь у меня одни руки, не более. Один Бог, одна правда. Стоять всем за одного и одному за всех. Тот и господин, кто все может сделать один. Один хлеба не сеешь. одного вола два шкуры дерет. Добрый мордвин живет и один. Одна голова и смеется и плачет, все одна. Один скачет, один и плачет, а все один (беззаботно). Добр дворянин, что ездит не один(?). Одной женой, да одной кобылой поля не удобришь. Сватались тридцать с одним, а быть за одним. Один сидит, самдруг спит (покоен). Не ходи одна, ходи с матушкою. Один и дома горюеть, а двое и в поле воюют. Одному против многих не замышлять. Один и у каши загинет (сирота). Одному и у каши не споро. Одному и топиться скучно. в раю жить тошно одному. Самый, тот же, не иной, не другой, все он же. Мы живем в одном доме. Он все одно, про одно толкует. Они все в одно слово. Одного поля ягода. Все детки одной матки. Равный, одинаковый, такой же, точно такой же. Что плохо, что негодится все одно. Один толк во всех. Все одного покроя. Все в одного, один в один. Она за вдовцом, а дети одни, т. е. все одной матери. Двои дети водить, всем (себе) досадить, о детях сводных; здесь двои: разные, не одни. Только, не более того. скотине один пар, а души нет. него в голове одна дурь. Она прибирает, она подавает, одним одна за всех отвечает. Одному страшно, а всем (а миру) не страшно. Пропадать, так ужь одному, а не всем. Одному за всех, легче. Делай дело за семерых, а слушайся одного. Его мать моей матери однем-одна дочь? (он ей сын). Одан раз мать родила, один раз и умирать. Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? Бог один, да молельщики не одни, не одинаковы. Какой-либо, некий. знал одного человека, который пеши обгонял конника. Один стрелок сказывал мне, что ружья Лебеды ни одному ружью не уступят. одно утро я вышел, и вдруг встретил одного знакомого. Коли один говорит, так двое глядят, да двое слушают (т. е. два глаза, два уха, один рот). Другой, иной. Один в одного не приходится. Один одного краше. Один одному не указ. Один одному не верят, друг другу. Родной, да матери не одной. Один одного (одно одного) стоит. Один одного хитрее. Что всем, то и одному. Что одному, то и всем. Единый, нераздельный, составляющий одно целое; несложный, одинокий. с великим князем всегда один человек, сказ. Менгли Гирей, закладывая Очаков, противу поляков. Муж да жена одна плоть, один дух. Муж да жена одна сатана, заодно. Быть, стоять за-один, за одно, круговой порукой. Быти за один муж всем, стоять за один до живота, стар. Первый в счете, начальный, за коим следуеть второй и прочие. Одною, южн. одное, сев. вост. вм. одну, винт. Ни однова, новг. ни однова или южн. ни одного (г произнс. чисто), ни едного, ряз. тамб. ни жадного, зап. ни единого, ни одного. Один, как бирюк или как медведь в берлоге. Живет один, как божедом. Один как перст, без друга. Один, что верста в поле, в одиночестве. Одна, как маков цвет. Он у меня один, как синь порох в глазу, о дитяти. Один, как солнце, как месяц на небе. Один, что голова на плечах. Один, как петух воевода. Один, как чорт в болоте. Одна забота; не стала б работа. Худо тому (холодно), на ком платье одно; а и двое да худое, не лучше (или не теплее) того! Хорошо врет, да не в одно слово (путает, разноречит). Ложью как хошь верти, а правде путь один. Чуж одному чуж праведному. На одно солнце глядим, да не одно едим. На всех одна смерть. Одни глаза и плачут и смеются. Они одной школы, одной выучки, одной шерсти, масти, один чорт. За один раз дерева не срубишь. одну прядь веку не проживешь. одну пряжку веку не проживешь.Беда никогда не приходит одна. Одна беда не беда. Одно к одному. Хоть бы уж один конец! Семь бед один ответ. Одной рукой жни, другою сей. одного вола двух шкур не дерут. одного вола не две шкуры. Одна слеза катилась, а другая воротилась. Один год десять лет веку заел. Все одно, что дерево, что бревно. Все одно, что в лоб, что в голову. Одного поля ягода. Одного сукна епанча. Мастер один, а подносчиков десять. Одна дума, да и та нейдет с ума. Один на один, глаз на глаз или о единоборстве. Два не один, не все равно. Один против миру не сголдишь. Один одним, или одним одна. одну сторону черемиса, а с другую берегися, о Волге. Одиный, единый, единственый. Одинехо(ше)нек, один одним. Одина нареч. симб. одиново? стар. одиново, одинова вост. одновча орл, однова, одиножды, однажды, однажь, одноважь, одноважды, калужск. однавча, одном вят. один раз, разок, в один кон, только раз, единожды. Одина, одинова, однова только и был я там. Берите по одина, по однова, по разу, сряду, поодиночке. Одина ж. перм. односелок, односелье, поселок в один двор, одинокий выселок; нередко после приселяются и другие, а названье остается. Сказано тебе это не одиново, многажды. Ни однова-таки не довелось мне барина видеть. Однова дохнуть! вор. божба. Одинова, однова, одиножды, однажды, некогда, раз, когда-то, было-то, случилось, в былое время. Однажды шел дождик дважды, шуточн. По однажды прощают. Однова не в счет. По дважды не умирают, а однова не миновать. Лучше семью гореть, чем однова овдоветь. Десятью примерь, однова отрежь. От Покрова до Покрова кашлянул однова, да и говорит, что кашель (что чахотка)! Одинец м. чему нет ровни, дружки, пары, версты; единственый: стар. бессемейный, одинокий, одиночка, бездомок или бобыль. пошлина с беглеца, с семьи два алтына, а с одинца алтын. Стар. и ныне: мужская серьга одиночка, в одно ухо, холопья серьга. Соболь одинец, самого высшего разбора, не идущий в сороки. Кабан вепрь одинец, самый крупный и злой, старый, который отбивается от косяка и бродит один. Овцы обьягнились одинцами, не двойнями. Камни одинцы, одинокие, одиночки. Одинцу нет дружки. Одинець дороже сорока соболей. Ехать одинцом вят. в одну лошадку, в одиночку, одиноким. Оданцовый, к одинцу относящ. Одинцовая китайка, цельный кусок, полной меры, несоставной. Одинщик м. тамб. холст в одиннадцать пасм. Одинакий сев. одиный, единый, один одним. Сынишка-то у меня одинакой, лишь один. Вообще: простой, несложный, не двойной, не тройной. Одинакая кровать, односпальная, на одного. Одинакий ножик, об одном лезвии. Одинакая юбка, без подбою, подкладки.У него праздники частые, а будни одинакия. Браги частые, а руки одинакие (вино и работа). Равный по достоинству, или одинаковый, другой такой же, весьма схожий, подобный. Братья одинакого роста, одного, одинакового. Оба одинаково виноваты, равно. Этот цвет одинаков с этим. Мы с ним одинако, одинаково думаем. Для меня это одинако, все одно, равно. Одинакость, одинаковость ж. качество, состоянье по прилаг. Их свела одинаковость убеждений и стремлений. Одиначество, единомыслие, одна цель, дух, направленье; заединщина, круговая порука, замысел, скоп, общие затеи. Кончал есм со своими мужи в одиначество, по общему согласию. кругов и бунтов и одиначества не заводить. Одиначеством мир силен. Одинак и одиначка южн. зап. одинокий сын либо дочь, одиночка. Одинакушка об. новг. тамб. один сын либо дочь. Одиначный, беспарный, одинец, чему нет дружки; разрозненный. Одиначные серги. Одиначное ружье, одностволка. Одиначный подсвечник, сделанный без дружки, либо разрозненный, оставшийся один. Одиначность, свойство, состоянье или быт одиначного. Одиначка ж. одинакая вещь, человек без пары, дружки. Серги и запонки одиначки. Кресла одиначки, не дюжинные. Сапоги одиначки, на одну ногу. Подсудимых допрашивать поодиначке, каждого по себе, порознь. Веника не сломишь, а прутья, поодиначке, все переломаешь. Одиначка по рекрутству, один в семье. Одиначное жилье, становище для одного промышленика на Алеутских островах, для надзора. Одиначить с кем, быть одних мыслей, убеждений, быть заодно, держать чью руку; -с чем, походить, подходить, не рознить, казаться одинаковым. Сукно это, кажись, одиначит с этим. -ся, стар. скопляться, держаться заодно, соглашаться. все одиначася с ним на брата своего, стар. Одиначник м. одиначка, один в очередной к рекрутству семье. Одинокий, уединенный, где мало жизни, людей, сам по себе, отдельный. Одинокой домик в одиноком месте. Одинокое житье, без других людей. Живущий одиноко, один по себе, без семьи, товарицией. Они с женою ведут одинокую, домосидную жизнь. Холостой, неженатый или вдовый, бессемейный, один собою. Одинокому хоть утопиться, а женатому хоть удавиться! Одинокому везде дом. Одинок в поле не воин. Одинку где хлеб, там и угол. Одинок м. одинки мн. арх. одинокий, холостой; говор. и голова, т. е. одна голова. Твр-ост. род невода: одинок ершовый, окуневый, снедковый. Жить в одинках, жить одинком, одному, без домочадцев. Ехать одиноком новг. в одну лошадь, одиночкой, в одиночку, одноконным. Ехать одннком, одному, без товарища. Одиночка об. живущий один, одиноко, в одиночестве; неженатый, холостой; один работник в очередной семье, вернее одиночка. Упряжка в одну лошадь. Закладывай в одиночку. Эта в одиночку не ходит, т. е. в корню. хожу охотиться в одиночку, не люблю ходить гурьбой. Собака ловит зайца в одиночку, одна. Эта ходит на волка в одиночку. Наши мужики ходят на медведя в одиночку. Играть в одиночку, в картежной игре без виста, одному. Празднички ватажнички, а будни одиночки. Плохой товарищ пуще одиночки. Есть домовые одиночки, есть сдружливые, пускающие во дворь и гуменника, и сарайника, конюшника и пр. Одиночный, отдельный, особый, уединенный, скрытый; один, единичный, непарный, разрозненный; одинец. Одиночное житье докучает, одинокое. трех братьях дураки Иванушки, а одиночные Емели да Афони. Одиночность, одинокость, однота ж. оданота зап. одиночество ср. состоянье одинокого. Одиноковато жить здесь, скучновато, безлюдно. Одиночествовать, жить одному, без семьи или товарищей. Одиночиться, дичиться или прятаться от людей, искать одиночества. Одиночник, -ница, кто одиночествует или одиночится. Одничка, однушка об. но более ж. одно дитя, одна дочь. Легко ль дело отдать-то ее: она у меня однушка! Одиннадцать, счетное, числительное, с одним десять, один на десять. Одиннадцать, ради нечета. -тый, следующий, по счету, за десятым. Одиннадцатипалый, шестипалый, т. е. с лишним пальцем. Одиннадцатидневный, -недельный и пр. столько времени длящийся. Одиннадцатерик, бердо и холст в пасм; одинщик, то же, двойник, бердо и холст в 12-ти пасмах, тройник, о 13-ти, а шире нет. Одно-, впереди слов, слитно, б. ч. с прлаг., означает. одиночество, численое единство, единицу предмета, и потому слова эти понятны по себе; здесь приводится их несколько, для примера. Одноартельный товарищ, или одноартельщик м. Одноаршинный пласт. Одноаульцы, односельцы. Однобадейный колодезь. Однобедрый, кривобокий. Однобожие, единобожие. Однобороздчатая теснина, межа. Однобоярщина лучше разнобоярщины. Однобокая избенка, кривобокая. Однобортный фрак. Однобратство, тесная дружба. Однобрачие священства. Однобрашники м. мн. одной артели. Однобревенчатый, однодеревый. Однобровая красавица. Щенята однобрюшники или одного помету. Одновальный лес, одной валки, рубки. Одноварочное пиво, из одной вари, варки, вместе с другим вышедшее. Одноватажный люд, одноватажники, одной ватаги. Одновахтенцы, одновахтенники, морск. стоящие вместе, на одной вахте. Одноведрый, ведерный. Одноверстное расстоянье. Одноверстники, сверстники. Одноверхая, одновершинная гоа. Одновечерняя работа, дело. Одновесельный челн. Одновилая разсоха, двурогая. Одновиновники по делу. -водяные щи. -вонный, одинакового запаху. Одноворожки, ворожащия все заодно. Одновзводный ружейный замок. Одновладельцы, собща, вместе чем владеющие. Это одноволостянин наш. Одноворотчатый двор. Одновотчинник мой, одновотчинный житель, селянин. Одновременные события. Одновременность событий этих случайна. Одновселец мой, поселившийся в одно со мною время. Одноверные народы, одноверцы, противопол. разноверцы. Это одноверка моя. Одноветный овес, не кустовой, одностебельный. Одновязная нота, с одной вязкой, хвостиком. Одноголовчатый мак, с немногими, крупными головками. Одноглавый прусский орел. Одноглавая церковь, одиоглавка. Одноголовый змей. Одноглазка, одноглазая лошадь, кривая. Одноглазка, пресноводный рачонок Сусlops. Одногласый, одноголосый напев, одногласие, что поется в один голос, соло. Одноголосные напевы, песни, одинаковые, на один и тот же голос. Одногнездки, одного гнезда, приплода, семьи. Одногодок м. животное годовалое; одногодки, одногодни или однолетки, ровни, сверстники по летам. Это одногодок мой. Одногодный, однолетний, годовалый, перелетовавший. Седний снег ланскому не однозимок. Пес одногон, ловит в одиночку. Вино одногон, один раз перегнанное и не передвоенное. Одногорбый верблюд. Одногорновая печь, кузня. Одногранный напилок. Одногородцы, одногородные жители. Одногубые клещи, сломанные. Одногубка, растенье Аjuga, см. кадило и дубровка. Одногрудая женщина. Одноглыбый лед, в целых кабанах, не мелкий. Однодверая, -рчатая комната. Однодворок м. -рка ж. односелок перм. односелье ср. зап. одина, одиночное поселенье одной семьи, род заимки, хутора, фольварка, мызы; застенок вилнск. одиночный выселок. Однодворец, -рка, поселяне, считающие себя дворянского рода и, отчасти, владевшие людьми; из дворянских детей и служилых, поселены в

Начальная цифра

Он сам себя принес в жертву, когда пронзенный собственным копьем девять дней провисел на мировом древе

Первая цифра

Повелитель валькирий

Правитель Асгарда, обители богов, верховное божество скандинавского пантеона (мифическое)

Скандинавский Зевс

Скандинавский бог

Скандинавский бог войны, хозяин Вальхаллы

Скандинавское божество

Скандинавское верховное божество, бог войны

Старшой бог викингов

Супруг Фригг

Треть от трех

У греков - Зевс, а кто у викингов

Фильм "... дома"

Царь асов в скандинавской мифологии

Энтони Хопкинс в роли бога

Этого бога сопровождают волки Гери и Фреки, "жадный" и "прожорливый"

Эту фамилию носил сотрудник НИИЧАВО по имени Саваоф Баалович

. «выхожу... я на дорогу»

. «... с сошкой, а семеро с ложкой» (поговорка)

Кому подчинялись валькирии

Этого бога сопровождают волки Гери и Фреки, «жадный» и «прожорливый»

Комедия Криса Коламбуса «... дома»

Какому богу подчинялись Валькирии?

В поле не воин

У греков - Зевс, а он у викингов

. «немножественный» бог викингов

Какая цифра стоит в начале счета?

. «... дома» (к/ф)

. «единственный» бог викингов

Фильм «... дома»

У греков - Зевс, а кто у викингов?

Байрон (актер сериала «Интерны»)

Кого убил волк Фернир?

Х/ф «... дома»

. "Жизнь даётся человеку... раз"

Х/ф "... дома"

. «жизнь дается человеку... раз»

. "От великого до смешного - ... шаг"

Зевс - у греков, а кто у викингов?

Какая цифра стоит в начале счёта?

Байрон (актёр сериала "Интерны")

. "Ты... не умывался и грязнул. остался"

. «от великого до смешного - ... шаг»

. «... в поле не воин» (поговорка)

. «не множественный» бог викингов

. «ты... не умывался и грязнул. остался»