Всех Скорбящих Радость монастырь. Многострадальная обитель

Немногие знают, что краснокирпичное здание, стоящее фасадом на Новослободскую улицу, – практически все, что осталось от одного из самых молодых московских монастырей – Скорбященского.

Из глубины веков

Сегодня мало кто вспоминает об этом монастыре. По сравнению с другими московскими обителями его основали относительно недавно – в конце XIX века, на землях бывшей усадьбы Голицыных. В те далекие времена это была городская окраина, не то что сейчас.

Скорбещенский монастырь

Одно время Скорбященский монастырь по популярности среди паломников и москвичей занимал чуть ли не первое место. Сюда приезжали молиться именитые люди, а богатые купцы жертвовали немалые суммы на обитель. Молодые девушки обучались тут грамоте и служению людям, причем как в рамках церковно-приходской школы, так и на Высших женских богословско-педагогических курсах. По сути, один из первых опытов православного вуза в России. В советские годы монастырь повторил печальную участь других московских обителей и был практически полностью разрушен. Мы попытаемся рассказать историю строительства, возвышения и уничтожения Скорбященского монастыря.

В 1889 году княжна Александра Владимировна обратилась к Епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря

Роща Василия Блаженного

Обитель эта возникла не просто так – эти места с древних времен притягивали людей. Существует предание, что здесь, в роще, в уединении молился Василий Блаженный, московский святойюродивый, которого боялся сам Иван Грозный, молвивший раз «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Несмотря на выгодность положения, территория эта не застраивалась – здесь была лишь барская усадьба с огромным парком – еще в первой половине XIX века она сдавалась в аренду под разные развлекательные заведения, вроде немецкого клуба или летнего театра. В 1837 году здесь решено было поставить монастырь – митрополит Московский Филарет поручил архимандриту Даниловского монастыря Гавриилу осмотреть земли близ Тихвинской церкви в Сущеве для переноса туда Алексеевского монастыря (на его месте находится храм Христа Спасителя), но тот перепутал место и отправился в Красное Село, где впоследствии и появился Ново-Алексеевский монастырь (о его истории мы расскажем в одном из следующих номеров).

Голицынская земля

Спустя 20 лет в 1856 году в усадьбе Голицыных, которую перестали сдавать, была освящена домовая церковь во имя Богоматери «Всех скорбящих радость». Она была пристроена к роскошному княжескому дому и дала название будущей обители. Вскоре по благословению митрополита Филарета при храме был организован приют для иногородних монахинь-сборщиц, а в 1889 году княжна Александра Владимировна обратилась к Епархиальному начальству с просьбой о возведении приюта в ранг женского общежительного монастыря. Уже через год обитель была открыта, и началась подготовка к строительству соборного храма во имя Всемилостивого Спаса, проект которого поручили известному московскому архитектору того времени Ивану Владимирову.

Он задумал массивное здание в форме креста в русско-византийском стиле с пятью куполами и колокольней. В западной части храма вместо клиросов, под колокольней, были устроены хоры. Храм освещался 27 окнами разных размеров и форм. Средства на возведение пожертвовала богатая текстильная купчиха Акилина Алексеевна Смирнова, которая постриглась в монахини под именем Рафаила.

Собор был освящен в 1894 году, однако храмоздательница не дожила до этого момента и была похоронена у стен строящегося храма в усыпальнице-часовне, которая чудом сохранилась до наших дней. Именно с этой могилы началось Скорбященское кладбище.

Прах к праху

Там, где сейчас находится Новослободский парк и стоят детские площадки, менее ста лет назад располагалось кладбище. С открытия в 1894-м по закрытие в 1920-м здесь было сделано более 1000 захоронений. Среди упокоившихся тут богатые москвичи, купцы, священнослужители, инженеры, врачи, адвокаты… Если говорить конкретно, то это редактор «Московских ведомостей», публицист-патриот Владимир Грингмут, «король московских репортеров» Виктор Пастухов, сын Федора Ивановича Шаляпина младенец Игорь, дрессировщик Анатолий Дуров (перезахоронен в Воронеже), известный адвокат Федор Плевако (перезахоронен на Ваганьковском кладбище). Также в некрополе находилась храм-усыпальница купцов Обуховых во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Постепенно именно кладбище стало основной статьей доходов монастырской казны. В 1930-м некрополь снесли – погибли почти все надгробные памятники, а могилы в основном остались на прежних местах – прямо под дорожками парка. Сегодня планируется закрыть парк и возвести на его месте спорткомплекс, против чего выступают местные жители и общественные организации.

Богословский центр

На рубеже веков монастырь рос и развивался быстрыми темпами – строились храмы, возводились хозяйственные постройки. Стоит сказать, что по площади это была самая большая обитель Первопрестольной. В 1900-м ее территорию окружили кирпичной стеной в псевдорусском стиле с башенками и зубцами. В том же году тут открывается церковно-приходская школа, затем она преобразуется в 8-классную духовную гимназию.

Уже во время Первой мировой войны 8 ноября 1916 года на базе монастыря открывается Женский богословско-педагогический институт. Просуществовать ему было суждено недолго, но он стал одним из первых заведений подобного рода в России.

Разрушение

В 1918 году монастырь был закрыт, при этом монахини никуда не ушли, а организовали в стенах обители швейную артель. В 1922-м началась новая волна репрессий – в ходе экспроприации было изъято 19 пудов серебра, а настоятель храма Спаса Всемилостивейшего Михаил был осужден на 5 лет лагерей. Тогда же в бывшем монастыре расквартировали кавалерийские части, их не смущало соседство с монахинями, которых в 1924 году оставалось еще 60 человек. В 1929 году все храмы обители были закрыты.

Сначала разрушили сердце монастыря – церковь Всех скорбящих радость, затем в 1960-е годы снесли храмы Тихвинской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1978-м настала очередь и церкви Архангела Рафаила. Не тронули только Спасский собор. Сначала его использовали в качестве учебного заведения, потом передали институту «Станкин», корпуса которого расположились на монастырской территории.

После закрытия собора из него было вывезено все убранство интерьера. Живопись замазана. Снесены главы и ярус звона колокольни. В 1979 году «Станкин» собирался разобрать здание. Вмешательство общественности, в частности скульптора Томского, остановило уничтожение собора. В начале 1980-х была проведена ненаучная реставрация. Сегодня интерьер собора искажен установкой междуэтажных перекрытий, перегородок, новых лестниц, облицовкой стен и обшивкой сводов.

День сегодняшний

От некогда огромного монастыря до сегодняшнего дня помимо поруганного собора дошли: часовня на могиле Смирновой, здание келий и перестроенное здание богословского института (ул. Новослободская, 60).

Кстати, храм до сих пор не передан Церкви, в нем располагается Институт конструкторско-технологической информатики ИКТИ Российской академии наук.

А богослужебная жизнь прихода проходит в старой постройке келий. При храме (Новослободская ул., д. 58, стр. 5, на территории детского парка) действует Воскресная школа для детей 3–13 лет (по воскресеньям – с 11.30 до 14.30), библейские встречи для верующих и неверующих (по четвергам в – 19.30), киноклуб «Нравственное кино» (раз в месяц по субботам в 14.00).

Федор Дядичев, Денис Жеребятьев,

фото Федора Дядичева

Для максимального упрощения процесса подбора наиболее подходящей столичной недвижимости со вторичного рынка, мы пошли на создание разделов, содержащих информацию о продаже квартир в конкретных домах по тем или иным улицам. Так на данной странице каталога представлены предложения продажи квартир на ул. Новослободская дом 58 в Москве. Такое максимально тщательное, детальное ранжирование объявлений от собственников недвижимости поможет подобрать квартиру максимально подходящую под ваши запросы и пожелания.

ул. Новослободская была и остается весьма популярной локацией, отличающейся хорошим транспортным комфортом и инфраструктурной развитостью. Число желающих купить квартиру на ул. Новослободская дом 58 в Москве не убавляется, а мы сделали все возможное чтобы им было из чего выбирать, соотносясь с собственными возможностями и предложением.

Продажи квартир на ул. Новослободская дом 58 в Москве. Собственникам удобно продавать, покупателям приобретать

Весь объем собранной информации ранжирован и представлен по основным критериям в виде объявлений от собственников. Каждое предложение квартиры представлено в подробностях, среди которых этажность и тип дома, расположение относительно сторон света, этаж, на котором квартира находится, ее метраж и стоимость.

С помощью нашего портала удобно не только продать, но и купить квартиру на ул. Новослободская дом 58 в Москве, изучая предварительно динамику цен и покупая в момент наименьшего значения. В этом дополнительная особенность нашего портала, который скрупулезно подходит к своей деятельности и всегда публикует только актуальные данные.

Возрождаемый ныне храм, принадлежал ранее Общежительному монастырю Всех Скорбящих радость. После революции, в советское время монастырь этот был разорен почти полностью. Снесена большая часть храмов и других построек. Единственный уцелевший соборный храм до сих пор принадлежит Станкостроительному институту, который отказывается возвратить его Православной церкви.

Во вновь созданном в 1890-м г. Скорбященком монастыре была лишь одна небольшая домовая церковь, расположенная при доме основательницы обители Л.В.Голицыной. Возникла необходимость в новом храме, на строительство которого пожертвовала средства «воскресенская купчиха» А. А. Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Проект нового собора во имя Всемилостивого Спаса (иначе – Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста, празд 14 авг. По н.ст.) разработал известный архитектор Иван Терентьевич Владимиров, мастер русского стиля в церковном зодчестве конца XIX в. Чертежи проекта были утверждены Строительным отделением Моск. губернского правления 27 сен. 1890 г. Закладка в присутствии Митрополита Московского Иоаникия состоялась 26 мая 1891 года.

Храмосоздательница умерла в 1893 году и заканчивал строительство собора ее «душеприказчик» И.Е. Ефимов, вложивший и собственные средства. По проекту Владимирова была постароена и ограда по линии Новослободской улицы, примкнувшая к колокольне собора по обе стороны. Собор Всемилостивого Спаса с пределами во имя иконы Богоматери «Скоропослушница» и Двенадцати Апостолов был освящен 25 октября 1894 года Митрополитом Московским Сергием.

Здание собора принимал представитель Строительного отделения инженер Петровский, который отметил, что каменные работы «очень плохо исполнены». Однако исправления не делалось, собор осадки не дал и трещин в стенах нет по сей день. Опубликованы три снимка собора – кон XIXв. и 1910-х г.г., дающие наряду с чертежами проекта исчерпывающую информацию об утраченных частях здания. Имеется также фотография интерьера храма. Резные иконостасы выполнил мастер И.А. Соколов, иконы были написаны в мастерской С.К.Шварева.

В Спасском соборе Скорбященского монастыря часто служили Московские митрополиты и другие представители высшей церковной иерархии. Собор неоднократно посещала Великая Княгиня Елизавета Федоровна.

В 1929 году собор был закрыт, использовался в качестве учебного здания. В 1976 году здание передано «Станкину». После закрытия собора из него было вывезено все убранство интерьера. Живопись замазана. Снесены главы и ярус звона колокольни. В 1979 г. Станкин собирался разобрать здание. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Томского, остановило уничтожение собора. В 1982 году силами финской фирмы произведена реконструкция здания: поставлены новые перекрытия и перегородки, подшиты своды, облицованы стены, сделаны новые полы. Выломаны старые лестницы и сделаны новые. Боковые входы и западный вход с улицы обращены в окна. Из окна южного фасада притвора протесан вход. Пробиты окна нижнего света в алтаре и ряд других оконных проемов. Своды подвала заменены перекрытием по балкам.

В 1982 году по проекту института «Росреставрация» произведен косметический ремонт фасада и покрытие кровель медью. По образцу сохранившихся изготовлены недостающие оконные решетки. Документация отсутствует. Стилизованный под XVII в. крупномасштабный, неотштукатуренный собор из красного кирпича играл прежде значительную градостроительную роль. Здание доминировало в застройке Новослободской улицы, завершая ее панораму. Собор главенствовал в монастырском ансамбле. Близкие по стилю корпуса и другие храмы играли по отношению к нему подчиненную роль. И ныне, лишенный завершения и колокольни, собор занимает заметное место в застройке современной улицы. Прямоугольный в плане основной объем соединяет в себе центральный четверик и фланкирующие его симметричные пределы. С востока примыкают три апсиды. Повышенная центральная имеет снаружи пятигранный абрис плана. Одинаковый с четвериком по ширине западный объем объединяет притвор и паперть с лестниками по сторонам. Возвышающийся над пределами четверик завершен ярусом килевидных кокошников. Декоративное пятиглавие стояло на купольном своде. Приделы завершены щипцами с фигурными фронтонами, служащими одновременно наличниками киотов. Щипцовое завершение имеют также прясла боковых фасадов притвора и центральной апсиды. Над лопатками возвышаются кокошники. От колокольни сохранился четверик промежуточного яруса над папертью и нижняя часть разрушенного восьмигранного яруса звона.

Интерьер искажен установкой междуэтажных перекрытий, перегородок, новых лестниц, облицовкой стен и обшивкой сводов. Угловые пилоны четверика скошены. В приделы, притвор и алтарь открываются широкие арки. На пилоны, арки и паруса опирается сферический свод. Своды приделов и притвора подшиты. На старой фотографии видны конхи апсид и глубокие, стрельчатые с переломом распалубки над апсидами приделов. Новая лестница на верхние этажи и в подвал поставлена в притворе. Лестницы по сторонам паперти выломаны. По ним поднимались на хоры, располагавшиеся частично над папертью и над ризничными палатками. В северную часть подвала ведет спуск с улицы. Подвал освещен небольшими окнами. Судя по проектным чертежам подвал был перекрыт сводами. Теперь здесь перекрытие по металлическим балкам.

Несмотря на утраты, здание не потеряло важного градостроительного значения.

В 1865 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница.

6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским). 1889-1894 гг. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А. Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т. Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А.А. Смирновой.

В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф. Федоров, дрессировщик А.Л. Дуров, историк Д.Н. Иловайский. К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1913 году при монастыре были открыты высшие богословско-педагогические курсы.

В 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 гг. было уничтожено и монастырское кладбище. В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви.

http://optimisty.com/skorbiashinski



Местность Новое Сущево, в которой расположен б. Скорбященский монастырь и храм Всемилостивого Спаса, еще с XVI века, с эпохи Царя Ивана Грозного, становится исторической для города Москвы, ибо сюда удалялся для молитвенных подвигов святой Василий Блаженный, Христа ради юродивый. В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.

По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым).

В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу.

Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г. Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым, мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца ХIХ века. Храм был заложен 26 мая (8 июня) 1891 г. После кончины А.А. Смирновой строительство соборного храма было продолжено ее душеприказчиком, купцом г. Сергиев Посад Иваном Ефимовичем Ефимовым. В 1893 г. по проекту И.Т. Владимирова были сооружены ограда и врата монастыря (остатки сохранились), часовня-усыпальница над могилой монахини Рафаилы (А.А. Смирновой).

Сооружение храма было закончено в 1894 г., место умершего архитектора И.Т. Владимирова было замещено архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым. Главный престол во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г.

20 апреля 1900 г. освящен храм во имя Архангела Рафаила (по проекту И.Т. Владимирова) митрополитом Московским священномучеником Владимиром (Богоявленским); Трехсвятительский храм на монастырском кладбище сооружен в 1894-1910 гг. по проекту П.А. Виноградова; Храм-усыпальница купцов Обуховых во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» сооружен в 1901 году по проекту архитектора Николая Дмитриевича Струкова.

В 1909 г. после кончины первой игумении Евпраксии была назначена игумения Нина (Волкова). При ней уже в 1910 г. было сооружено здание и открыто женское восьмиклассное училище, которое стало основой для созданного в 1914 г. первого в России женского высшего Богословского учебного заведения - института, а в 1909-1911 гг. по проекту архитектора Сергея Михайловича Ильинского был построен не сохранившийся по сей день «Рукодельный корпус» (корпус келий и мастерских).

История монастыря и Храма Всемилостивого Спаса связана с именами ряда выдающихся людей, составляющих славу России и ее Церкви. В 1909 - 1917 гг. здесь неоднократно бывала преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, здесь она причащалась. Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г.

После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

Приход Всемилостивого Спаса размещается сейчас в трапезном корпусе (ул. Новослободская, д. 58, строение 5). Приход располагает зданием часовни у восточной стены храма Всемилостивого Спаса. Поэтапная передача приходу всех трех сохранившихся зданий монастыря была прервана в 1994 году. Здание соборного храма Всемилостивого Спаса (ул. Новослободская, д. 58, строение 1) сохранилось в изуродованном виде. Остатки Скорбященского монастыря, среди которых возвышается величественное, несмотря на разрушения, здание Собора Всемилостивого Спаса, являются памятником архитектуры, памятником истории и культуры федерального значения. Сам храм используется не по назначению, находится в запущении, его содержание не соответствует статусу памятника истории и архитектуры.

20 января 1918 г. был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается изъятие капиталов, земель, зданий у монастырей. Скорбященский монастырь, как и многие другие, закрыли в 1918 г. После этого часть монахинь под давлением властей покинула монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище под захоронения, оно было закрыто.

Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г. в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно завершилось. Было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных изделий. Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре, власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 г. (С.У. 1923 г.№ 72). По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д.

По решению Президиума Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г. Реквизированное имущество было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым номинальные владельцы несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета А.Н. Новиковым акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) А.А. Глазунову для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас. Сразу после закрытия собора началась его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.

В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет, другая отправлена в ссылку в Казахстан или в Северный край.

В 1929-1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников комхозяйства, начали перестройку кладбища, в результате часть территории кладбища стала парковой зоной, могильные плиты срыты.

В 1970-е годы здание бывшего женского богословского института надстраивается до пятиэтажного, с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД Москвы. В 1976 г. храм Всемилостивого Спаса был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание хотели разобрать. Вмешательство общественности, в частности, скульптора Н.В. Томского остановило уничтожение собора. Гибель же церкви Архангела Рафаила была предопределена, храм был снесён в 1978 г.

Кладбище монастыря Всех скорбящих радости существовало с 1894 г. до 1930-х гг. Первый кладбищенский храм Трёх Святителей появился на территории в 1894 г. благодаря усердиям И.Е. Ефимова. В 1897 г. на территории кладбища женой купца второй гильдии А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я.Обухова была построена церковь Тихвинской Божьей матери со склепом по проекту архитектора Н.Д. Струве. Церковь была одноглавой, в русско-византийском стиле.

26 ноября 1924 г. в Моссовет от секретариата редакции газеты «Правда» поступило предложение о возможности предоставления храма Всемилостивого Спаса Скорбященского монастыря под рабочий клуб Краснопреснского Союза Коммунальников, вместе с ним территорию кладбища планировали переоборудовать под участок сада новообразованного клуба.

Кладбищенский храм Трёх Святителей и склепы по описанию П.Г. Паламарчука пустовали: «В 1960-е гг. закрытый храм (Тихвинской Божьей матери) был занят жилыми квартирами; вскоре после этого жильцов выселили и здание пустовало. В конце 1960-х гг. оно было разрушено». Храм Трёх Святителей также подвергся разрушению, на его фундаменте (подвал храма сохранился) была оборудована площадка для постановки новогодней ёлки и проведения детских праздников. Могильные плиты по воспоминаниям старожилов и старосты храма Всемилостивого Спаса В.А. Простова были вывезены с территории детского парка в неизвестном направлении.

В 1992 г. начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен с бокового фасада здания), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей. За последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.

По материалам сайта http://hist.msu.ru/3D/monastery-his-1.htm



Тихвинской иконы Божией Матери в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Это была первая кладбищенская церковь в Скорбященском женском монастыре, созданная купчихой А.И. Обуховой над могилой мужа И.Я. Обухова. Небольшой храм в русско-византийском стиле с шарообразной главой (архитектор Н.Д. Струков) освятили 22 апреля 1901 г. В нем находился золоченый трехъярусный иконостас с прекрасным резным орнаментом. В 1920-е гг. церковное помещение уже использовалось как кладбищенская контора. По-видимому, храм-усыпальницу уничтожили при ликвидации монастырского кладбища в конце 1920-х - начале 1930-х годов.



Трех Святителей в Скорбященском монастыре церковь (уничтожена).

Скорбященский монастырь близ Бутырской заставы был открыт в 1890-е гг., и перед 1917 годом в нем насчитывалось четыре храма. Церковь Трех Святителей была построена в 1910 г. и находилась на монастырском кладбище. В этом же году, по словам современника, кладбище «украсилось мемориальными, гранитными и другими богатыми памятниками. На могилах множество цветов, которые в летнее жаркое время каждодневно поливаются сестрами обители. Аромат цветов, душистых тополей и цветущих лип во множестве дает воздуху свежесть и чистоту и привлекает многих на монастырское кладбище». На нем были похоронены основательница Скорбященского монастыря А.В. Голицына, игуменьи Нина, Евпраксия и другие инокини. Здесь также нашли последнее пристанище многие известные москвичи: критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, дрессировщик зверей А.Н. Дуров, историк Д.И. Иловайский, библиограф Н.М. Лисовский, адвокат Ф.Н. Плевако, философ Н.Ф. Федоров, редактор «Московских ведомостей» А.В. Грингмут, издатель «Московского листка» Н.И. Пастухов и другие.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. монастырь был ликвидирован и кладбище закрыто для новых захоронений. В 1929 г. Трехсвятительский храм был закрыт, некоторое время использовался как склад, а потом снесен. Большинство могил было уничтожено в 1929-1930 гг. На территории кладбища со временем был устроен детский парк.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17