Храм в трехсвятительском переулке. Храм во имя трех святителей

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 146-148

Церковь Трех Святителей (т.е. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) на Кулишках, близ Хитрова рынка

М. Трехсвятительский, ныне М. Вузовский пер., 4-6, угол Хитровского, ныне пер. Максима Горького, 5

"Прежнее название Б. и М. Вузовских переулков - Б. и Т. Трехсвятительские - было дано по стоявшей перед ними с запада церкви Трех Святителей "что на Кулишках".

Кулишки - расчищенные поляны среди леса; местность под таким названием известна в Москве с XIV в. (правильнее произносить "кулижки"). После того, как весь лес здесь постепенно исчез, наименование "на Кулишках" сохранилось у стоявших с древности храмов: Петра и Павла, Трех Святителей, Рождества Богородицы и Всех Святых и церкви Троицы. О "Кулижках" подробнее в кн. .

"Вероятно, церковь, называвшаяся тогда во имя Флора и Лавра, существовала с 1367 г. под именем "Трех Святителей". Известна с 1406 г.".

Нынешнее здание "построено в 1674 г. Внизу, кроме главного престола 1674 г., еще придел Флора и Лавра 1670 г.

В верхнем ярусе престол св. Троицы, освящен в 1674 г.".

"Построена в 1674 г. на месте прежней церкви, известной со второй половины XIV в. Возникла подле царских конюшен. Здесь же, вблизи церкви, находился загородный двор митрополитов (его хоромы "с церковной земли" были сломаны в 1656 г.). Предполагают, что по первоначальной Флоровской церкви были названы главные ворота Кремля (Флоровские, затем Спасские). В 1677 г. храм значится как "церковь Флора Святого в Сады" - по приделу (главный престол - Троицкий), а в 1699 г. - по другому приделу - церковь Трех Святителей, что на Кулишках. Каменный храм с нижней и верхней церквами, трапезной и шатровой колокольней был поставлен над склоном, усиливавшим вертикализм здания. Нижняя приземистая зимняя церковь с обширной трапезной служит подклетом для летнего Троицкого храма, сдвинутого на запад так, что верхняя тройная абсида оказалась над главным помещением церкви. Две абсиды зимнего храма (самого храма и придела) значительно выступают вперед. Пластическая выразительность ступенчатой восточной части здания подчеркивает стройность высокого четверика, завершенного кирпичной главой на глухом барабане. Крытая паперть-гульбище примыкает к четверику с севера; с гульбища попадали в летний храм и на колокольню, замыкающую галерею с запада. Нарядный и чрезвычайно характерный для того времени кирпичный декор здания, стесанный в 1770-х гг., ныне восстановлен; воссоздана и северная галерея (переделывалась в 1770-х гг. и 1861 г.) с колокольней. Сохранились притвор и нижний ярус колокольни, в 1770-х гг. пристроенные по оси церкви, с запада, после разборки первоначальной колокольни".

"Церковь перестраивалась в 1770-е гг.".

"Значительно перестраивалась в XIX в., когда была устроена вновь трапезная".

"Обновление было в 1901 г.". "В верхней церкви было несколько икон XVI-XVII вв. поступивших путем пожертвования, но в общем вверху и внизу обстановка новая. Главный верхний иконостас освящен 17 мая 1859 г.

Закрыта в 1927 г.", после чего заселена.

Главы были сломаны, шатер колокольни снесен, ограда уничтожена. В 1966 г. М. Л. Богоявленский застал храм в "неряшливом, грязном, облезлом виде, с полуотвалившейся штукатуркой - будто куча кирпичей". Использовался он учреждением без вывески.

С 1970-х гг. началась медленная реставрация. При этом колокольню восстановили не там, где она была в XIX в. - с запада, - а на более "древнем" месте, у северо-западного угла, выстроив ее заново целиком. На главе водружен фигурный крест. Здание стоит на государственной охране под № 116.

В 1990 г. здание принадлежало объединению "Видеофильм" Госкино СССР. Ремонт окончен. В стенах с юга и востока сохранились резные белокаменные надгробные доски.

Александровский, № 103.

Рукопись Александровского, № 22.

Материалы. С. 490.

Синодальный справочник.

Альбом зданий, принадлежащих моск. городскому общественному управлению. М., б.г. (1910-е гг.) - фото храма от Хитрова рынка.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 97.

Максимов С. В. Избранное. М., 1981. С. 393-397.

Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 350.

Миллер П. Н. "Кулишки" // Старая Москва. М., 1914. Вып. 2.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 329.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.


Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.

Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.

Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.

Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как "Трех Святителей, на Кулишках". Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность "Кулишки" имела большие границы и простиралась выше - к Ивановской горке и далее.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.

Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.

В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить "кулижки".

Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.

Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.

Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).

И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.

Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и "разных чинов".

Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.

Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.

И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.

Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.

И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.

И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.

Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.

Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына - Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.

Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем "не с той стороны" - отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: "Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!", будто пророча ему судьбу.

А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание "Искры", как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.

В семье его прозвали "бизоном" за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.

И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову - в виду "тяжелого нервного расстройства" отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.

А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.

Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.


Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония - по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.

И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота - так поначалу назывались красивые деревянные арки.

В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года - в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота - для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.

Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными - вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.

Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться "у Красных ворот".

Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, - хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.

Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.

В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец - как потом и на Воскресенской.

11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

На том месте сейчас стоит "высотка" (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро "Кропоткинская", "Комсомольская" и "Маяковская". В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем - "Лермонтовская".

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы "Дюссо" в Театральном проезде, "белого генерала" М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева - Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для "улучшения" автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.

Известно, что церковь от слома защищал Барановский как "ценный памятник архитектуры", но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники "стояли даром".

Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции "Красные ворота", построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Он построен в 1674 г. на средства прихожан. Адрес: Москва, Малый Трехсвятительский переулок, д. 4/6.

В городе есть всего три храма, находящихся «на кулишках», и стоят они недалеко друг от друга. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки.

Этим словом в древности называли высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские).

В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка.

Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась.

1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери «Прозрение очес».

В Храме Трёх Святителей был крещён великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф. И. Тютчева, а также отпевали его малолетнего брата. В 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках венчались А. А. Карзинкин и С. Н. Рыбникова, ставшие прототипами картины Пукирева "Неравный брак".

Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами. Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев".

После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».

В 1930-е гг. здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку. В 1960-е гг. здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Начиная с 1987 г., в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот».

В 1991 г. была сформирована православная община храма, а в 1992 г. здание храма было возвращено РПЦ. Однако после этого еще 4 года ушло на то, чтобы подыскать мультипликаторам другое помещение. В 1996 в храме наконец прошла первая литургия.

Fais se que dois adviegne que peut.

Совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 - 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 - ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример - Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома ». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей » в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269 ); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси ».

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь и кондак

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7.

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.

————————

Библиотека Русской веры

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения - псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука - в благословляющем жесте.

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес". В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php



Церковь Трех Святителей, что на Кулишках

В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.

Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.

Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.