Великолепный парфенон в афинах. Материал и технологии

Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной стороны: 30,8835 м
Длина Северной стороны: 69,5151 м
Длина Южной стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон: приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов

Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438 году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.

Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При чем сами Афиняне почти не затратились на строительство. Вместо этого они использовали дань со всех союзников и колоний, что возвести это прекрасное здание. В настоящее время министерство культуры Греции проводит программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного здания.

Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.

После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Масада Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Этимология слова Парфенон

Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал «девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц (партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие шестого века.

Термин "Парфенон", по-видимому, сначала использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон. Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.

Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена. В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней») в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».

Поскольку Парфенон был посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото - Парфенон, как его часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480 году до нашей эры и уничтожили Акрополь. Существование прото-Парфенона и его разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона . Дальнейшие физические доказательства этого здания были обнаружены при раскопках Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору Германского археологического института, утверждать, что существовала четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха, которая была покрыта самой низкой ступенькой классического Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото- Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на момент Персидских войн видимо не был закончен.

Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479 году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э. между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после персидского захвата, по крайней мере, является частью вероятной причиной.

Классический Парфенон

Парфенон не первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города. Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480 году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые греки использовали в строительстве укреплений в северной части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был использован греками впервые. Нынешний классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр архитектурного комплекса Акрополя. Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который продолжался всю вторую половину века. В этот период были воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе - Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике. Парфенон был построен под общим руководством художника Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на греческом), отсюда и название Парфенон.

Храм Парфенон археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем. Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу роль в строительстве храма Парфенон.


Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также, чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.

Строительство храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра. Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у Афинского ВМС было 200 трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя. Всего было перевезено около 13400 камней.

Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма Парфенон, его длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и соотношений разных размеров.

Парфенон: История - Православной святыни

Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.

Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.

Ориентация здания Парфенон была изменена лицом к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь и иконостас были расположены на восточной стороне здания, прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми, были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера) церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы, хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах храма Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и уничтожения некоторых скульптур.

Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского паломничества в Восточной Римской империи после Иерусалима , Константинополя и Эфеса . В 1018 году император Василий II отправился в паломничество в Афины непосредственно после его окончательной победы над болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом Пресвятой Богородицы Афениотиса.

Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы. Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.

Парфенон - Мечеть

Мечеть Парфенон в Средние Века

Во время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.

В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина. Сегодня они размещены в Британском музее в Лондоне , Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати обратно в Парфенон на историческое место или оставить все, как есть сейчас?

Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена

Парфенон - Функция

Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило, называется так, на самом деле он не является таковым в обычном смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно, посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин. Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40 талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом, афинский государственный деятель подразумевает, что металл, полученный из чеканки монет, может быть снова использован без какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.

Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и иностранца представление о последовательности генеалогических повествований, которые отслеживают афинскую историю на протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города. По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и увековечивает миф об Афинах, память об истории города и идентичность её жителей.

Архитектура храма Парфенон

Целла Парфенона был необычайно большой для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую богии Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических колонн окружали статую в два этажа. Размещение колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных колонн вместо стены.

Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов ионического архитектурного типа в основном дорический храм было для прочего драматизма общего интерьера. В то время как интеграция дорических и ионических элементов в едином храме не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными характеристиками.

Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь , где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.

Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.

Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.

Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.

Скульптуры Парфенона

В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то время, хотя само строительство продолжалось до почти начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его современных размерах.

Метопы Парфенона

Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика, применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов). Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440 гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию (мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку Керри, показывают серию людей. Они были по-разному интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами , сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они, вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.

В марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя. Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687 году.

Барельефный Фриз Парфенона

Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма Парфенон является ионический фриз, расположенный на наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей эры до 438 года до нашей эры.

Одна из интерпретаций изображений объясняет, что это идеализированная версия Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными афинскими девушками, называемыми эргастинами).

Другая версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности, установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к восточному краю Парфенона, показывает послевоенное благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это представляет собой первое шествие Панафиней в мифические времена, на которой основывались исторические Панафенайские шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны Парфенона

Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.

Западный Фронтон

На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос, река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано грациозными формами положения тела скульптур, что представляет собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки. Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс). Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в 1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время находится в Британский музей вместе с другими частями храма Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном музее Акрополя Афин.

Каждая статуя на западном фронтоне имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно изобразить человеческое тело.

Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.

Копия - Парфенон в США

На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл , штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.

Парфенон - один из наиболее известных памятников античной архитектуры. Этот 2500-летний великолепный храм на Акрополе в Афинах пережил землетрясения, пожары, взрывы и неоднократные попытки разграбления. И хотя Парфенон ничуть не был каким-то инженерным прорывом в строительстве, его стиль стал парадигмой классической архитектуры.

1. Акрополь в Афинах

Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также называется "священной скалой" и использовался в оборонительных целях.

2. Культурные слои

Культурные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на холме существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.

3. Акрополь был священным местом

Задолго до строительства Парфенона Акрополь был священным местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до нашей эры.

4. Дом Парфенос

Название "Парфенон" образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а означает оно ""дом Парфенос"". Это название было дано храму в 5 веке до н.э., поскольку внутри него была установлена культовая статуя Афины.

5. Строительство Парфенона

Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..

6. Иктин, Калликрат и Фидий

Парфенон, который был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению большинства современных архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией развития дорического ордера - самого простого из трех классических греческих архитектурных стилей.

7. 192 греческих воина

Несколько современных историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.

8. Камни из Пентеликона

Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, которые показывают, что крупнейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, который находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.

9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года

Проект реставрации Парфенона (который финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Древним афинянам же понадобилось всего 10 лет, чтобы построить Парфенон.

10. 12-метровая статуя богини Афины

Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.

11. Тиран Лахар

Хотя большая часть структуры осталась неизменной, Парфенону был нанесен значительный ущерб на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы заплатить долг своей армии.

12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь

В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, который взорвался при обстреле храма венецианской армией. При этом часть храма превратилась в руины.

13. 46 внешних колонн и 23 внутренние

В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились далеко не все. Кроме того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).

14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким

Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.

15. Парфенон использовался в качестве городской казны

Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эпохи.

16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.

Несмотря на то, что Парфенон является наиболее популярной афинской постройкой всех времен, его строительство не финансировалось афинянами. После окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., доминирующей силой на территории современной Греции. Средства на постройку храма были взяты из дани, которую платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.

17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме

Денежные вклады Делийской лиги, которой управляли Афины, хранились в опистодоме - задней закрытой части храма.

18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.

Во время "классического периода" над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.

19. Первый театр в истории

Помимо этих структур, еще одним важным памятником у подножия Акрополя является ""Театр Диониса"", который считается первым театром в истории.

В 480 году до н.э. после длительных осад крепостей и неравных боев Персия завоевала Грецию. Афинский Акрополь – укрепленное убежище, располагавшееся на значительном возвышении от города, был разгромлен и ограблен персами. Однако спустя некоторое время греческий флот разбил персов, и Персия перестала так активно нападать на Грецию.

В следующие годы греки построили несколько городов-центров культуры, науки и искусства. Вместе с этим они восстановили и множество разрушенных городов. Среди них был Акрополь.

Вход в город – Пропилеи – представлял собой лестницу с мраморными воротами (Ворота и рольставни) и был построен на развалинах прежних ворот. Строительство началось в 437 году до н.э. и в короткие сроки, буквально за несколько лет, было практически полностью закончено.

Главным сооружением города являлся Парфенон – храм Афины, разрушенный персами, и заново отстроенный за 10 лет, начиная с 447 года до н.э. Белый мрамор храма символизировал чистое общество и демократию. Расстояние от места добычи мрамора, где его добывали и обрабатывали, до храма составляло 16 км. Готовые плиты мрамора, своим весом достигавшие 13 тонн, выкладывали без раствора и извести. Швов практически не было видно. Между собой плиты закреплялись металлическими скобами. Средние колонны длинных сторон храма выше крайних на 11 см. Кроме того, что все колонны наклонены во внутрь храма, в середине они шире, а кверху сужаются. Это сделано для того, чтобы колонны не казались слишком узкими. Четыре колонны по углам храма шире всех остальных. Парфенон был построен под руководством великого государственного деятеля той эпохи, превосходного оратора и полководца Перикла, стоявшего во главе Афин.

За Пропилеи севернее от Парфенона располагался Эрехтейон – храм, также посвященный Афине, выращенному ею древнему царю Афин Эрехтею и некоторым другим богам. Верхняя часть храма посвящена Афине и Эрехтею, нижняя часть алтаря – Зевсу и Посейдону. Крышу южного портика поддерживали кариатиды – жрицы храма Артемиды в Каре, перекинувшиеся на сторону персов. Их взгляд обращен на Парфенон. Все скульптуры созданы Фидием, великолепным скульптором и архитектором. В плитах вырезались картины, достигавшие до 5 см в глубину. Рисунок повторялся. Таким образом, первого наездника было видно полностью. Он закрывал второго, тот, в свою очередь – третьего и так далее до седьмого наездника, который уже выходил на передний план.

Война со Спартой в 434 году до н.э. не дала достроить Акрополь. Спустя 5 лет после этого от чумы скончался Перикл. Строительство Эрехтейона было завершено уже после смерти великого вождя Афин, но архитекторы не отошли от его плана и создали Эрехтейон таким, каким бы его видел сам Перикл. В городе также были построены и другие храмы для обозначения культов различных богов.

В 404 году до н.э. Спарта присоединила к себе Афины. Греция вошла в состав Римской империи. Когда Рим стал православным, Парфенон превратили в церковь. В 17 веке в ходе войны Турции с Венецией в Парфеноне был образован склад пороха. Когда войска Венеции бомбили Парфенон, мощнейшие взрывы разрушили храм практически до основания. Современный вид Парфенона – это результат последующих многолетних реконструкций.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

На весь мир Греция знаменита, прежде всего, своей славной античной историей, оставившей невероятные объемы культурных памятников. Так, в столице страны, на высоком холме, возвышается над городской суетой монументальный мраморный Парфенон – главное святилище древних Афин. Почти 2,5 тыс. лет прошло с момента возведения этого величественного сооружения, сумевшего пережить все выпавшие на его доли беды и невзгоды. Сегодня этот храм охраняется всемирной организацией ЮНЕСКО и постепенно возвращает своим фасадам прежний роскошный облик.

Парфенон (греч. Παρθενών, англ. the Parthenon) – классический древнегреческий храм в Афинах , отличающийся уникальными архитектурными формами.

Невозможно рассказать историю возведения этого святилища, не упомянув о том, в каком городе и какой стране находится Парфенон, а также какие обычаи и верования царили во времена его сооружения. Поэтому сперва совершим небольшой исторический экскурс в античные Афины и познакомимся с тем божеством, кому посвящен Парфенон и по сей день.

Покровительница Афин

В Древней Греции господствовала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о разных Богах Древней Греции . В связи с Парфеноном нас интересует главный бог – Зевс, и его дочь Афина.

Миф гласит, что Зевсу было предсказано рождение дочери, а следом за ней сына, который свергнет его с престола. Поэтому, когда от него забеременела жена Метида (Премудрость), Верховный Бог не нашел ничего лучшего, как проглотить ее. Но дитя любви не желало сдаваться, и вскоре у Зевса стала нестерпимо болеть голова. Не в силах терпеть муки он приказал рассечь себе голову, и так на свет появилась его дочь Афина. В глазах девушки отражалась мудрость, а на теле она носила воинское облачение, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости, воинской тактики и стратегии.

В отличие от других божеств, Афина не засиживалась на Олимпе, а уделяла внимание простым людям. Она дала им многие знания и ремесла, учила составлять законы и вести государственные дела, помогала восстанавливать справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень чтил мудрую и великодушную Афину и стремился возвести в ее честь самый лучший из греческих храмов.

Афина

После спора с Посейдоном, мудро разрешенного царем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Античной Греции – города Афин. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.

А если сильнее углубиться в историю, то стоит оговориться, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым на этом месте построили храм Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, в результате нападения персов сооружению не удалось уцелеть. Когда афиняне выиграли войну, они с еще большим воодушевлением принялись восстанавливать старый Гекатомпедон и строить новый, более масштабный и роскошный, храм Парфенон в отвоеванных Афинах.

Возведение Парфенона

Началось строительство нового святилища в 447 году. Местоположение храма было выбрано сразу. Он расположился в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в сознании греков должны были стать единым целым.

Решение о возведении храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет постройки было заложено 450 талантов, неслыханная для греков сумма, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! В народе поднялись возмущения и роптания, но Перикл сумел убедить людей в необходимости того, чтобы в честь Афины небывалой красотой и мощью украсил Акрополь Парфенон.

Архитектором здания стал Калликрат, а проект будущей святыни разработал Иктин. Именно этот мастер добился уникального оптического восприятия храма глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально ровными и под наклоном. За внешнюю и внутреннюю отделку святыни, а также украшающие фронтоны Парфенона скульптуры отвечал знаменитый скульптор Фидий (автор Статуи Зевса в Олимпии).

Архитектурный тип храма оформлен в классическом греческом стиле и представляет собой окруженный колоннами дорический периметр. На все стороны Парфенона приходится в общей сложности 50 колонн: по 8 на центральные фасады, и по 17 на боковые. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет с одной точки рассмотреть фасад трех сторон здания. Высота возведенного храма составила 14 м, ширина 31 м и длина 70 м.

Окончательно построили Парфенон в 438 году, и в тот же год на Празднике Панафей храм был освящен. Однако, еще 6 лет после официального открытия Фидий декорировал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Им же была придумана и изваяна скульптура Афины Парфенос (Девы, Девственницы), в честь которой святилище получило свое название.

Периоды упадка и возрождения

Храм Афины Парфенон, расположенный в центре города на Акрополе, за свои годы пережил многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.

После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.

Правители позволяли себе расхищать драгоценный декор храма и превращать святыню чуть ли не в бордель. А в 3 веке до н.э. в здании случился крупный пожар, уничтоживший часть крыши, перекрытия и двери святыни. Он также послужил причиной бесследной пропажи скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон выглядел уже немного иначе.

Спустя 800 лет античному святилищу было суждено превратиться в христианский собор. Все античные богатства вывезли в Константинополь, а сам храм вновь немного перестроили на новый лад. Миновали столетия, и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они закрасили все противоречащие их вере сюжеты, однако больше внутреннее убранство ни в чем затронуто не было.

Позднее, в 1687 году, во время войны здесь хранили боезапасы. Обстрел Акрополя с высоты и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Двести лет эти обломки простояли на холме, как память о былом славном прошлом. В 1840 году на античное святилище вновь обратили внимание и решили провести его реставрацию. С переменным успехом этот процесс длится и по сегодняшний день.

Где находится Парфенон и как до него добраться

В сознании многих путешественников в первую очередь Греция – это Афины и Парфенон.

Туристам не придется долго плутать по Афинским улочкам, разыскивая место, где находится античный Парфенон. Найти его очень легко, т.к. главный храм Афин, как и римский Пантеон, расположен в историческом центре столицы.

Путеводным ориентиром является Акрополис – главное святилище в Греции, находящееся на возвышенном холме. Чтобы до него добраться, следует сесть на красную линию местного метро и доехать до одноименной станции Akropolis. Вы выйдете на пешеходную улицу Dionysiou Areopagitou, которая, плавно поднимаясь в гору, выведет вас прямо в Храм Афины.

Улица Dionysiou Areopagitou

Особенности архитектуры Парфенона

К сожалению Парфенон, древнегреческий храм богини Афины и памятник античной архитектуры, не дошел до наших дней во всей своей красе. По сохранившимся описаниям архитектурного комплекса, он был новацией и прорывом в греческой архитектуре того времени.

Окруженный дорическими колоннами Храм богини мудрости Афины должен был стать самым величественным и роскошным сооружением в Греции. Но в силу последующих действий христианских и мусульманских захватчиков, храм потерял большинство элементов античного декора.

Восточный фронтон здания украшала скульптурная композиция «Рождение Афины», а западную часть посвятили спору Афины и Посейдона за покровительство над греческой столицей. Исторические сцены содержали фризы и метопы Парфенона. В частности, на них была изображена битва богов с гигантами, а также сражения с амазонками, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии.

Отдельного внимания заслуживает статуя Афины, выполненная из дерева и украшенная с помощью золота и слоновой кости. Фидий не пожалел на блеск и величие своего изваяния целой тонны золота, а потомки разграбили его уже спустя век после постройки храма.

Но отличительные особенности архитектурного решения скрыты не в декоре, а в основании храма.

Планировка

Возвышенность Акрополя предоставляет естественную защиту во время осады, так что об оборонительной функции при возведении храма не задумывались.

В основании сооружения заложен трехступенчатый подъем, на котором базируется прямоугольной формы здание, окруженное колоннадой. Колонны – это чуть ли не центральная часть Парфенона, так как благодаря им воплощена идея идеального оптического восприятия форм.

Внутреннюю часть святилища отделяли от колонн еще две ступени. Длина храма изнутри составляла 60 м, при ширине в 22 м. В здании размещалась большая площадка со статуей Афины, также окруженная по периметру колоннами. По бокам от нее находились еще два небольших помещения. Внутренние фризы Парфенона изображали праздничное шествие дев на Акрополь с дарами к мудрой Афине, покровительнице города, о чем повествуют рельеф на западном фронтоне.

Материал и технологии

Большая часть святыни возводилась из камня.

В качестве строительного материала для здания были выбраны блоки из пентелийского мрамора. При этом укладывались блоки «насухую», т.е. без добавления цемента или иного строительного раствора. Для этого каждый камень тщательно обтачивался и подгонялся под определенный размер. Крышу храма также выкладывали из мрамора, но перекрытия были деревянными.

Примечательно, что свойства материала создали еще одну уникальность Парфенона. Этот вид мрамора хорошо поглощает солнечные лучи, изменяя свой цвет на золотистый. Поэтому с южной стороны, где сильно припекает солнце, храм окрасился в желто-золотой цвет, а на севере здание отливает пепельно-серым оттенком.

Скульптурный ансамбль

По части декоративного убранства Иктин и Калликрат передали свои полномочия Великому Фидию.

Главной скульптурой, несомненно, являлась статуя Афины Парфенос, расположенная в центре храма. Множество рельефов с историческими и мифологическими сюжетами было расположено на метопах, фризах и фронтонах. Немало в Парфеноне насчитывалось и фигур исторических персонажей.

Но, к сожалению, до наших времен дошла малая часть скульптур. Грекам удалось сохранить 30 статуй, 96 фризовых частей и 57 метоп.

Парфенон – прошлое и современность

Перикл говорил своим современникам, что строительство Парфенона станет потомкам поводом для гордости за своих предшественников. И он оказался прав. Сегодня Акрополь и Парфенон одно целое, т.к. храм является центральным элементом древнего святилища. И пусть утеряна статуя богини Афины Парфенос, и разрушены фризы и фронтоны Парфенона, современные греки гордятся историческим прошлым.

Святыню стремятся восстановить в первозданном виде: такой, как она находилась в свои лучшие античные времена. И хотя начало строительства восстановленного храма началось почти 2 века назад, к сожалению, оно до сих пор не завершено, т.к. не на все работы хватает средств. В современном мире необходимо считаться с политическими и экономическими трудностями, так что памятники прошлого отодвигают на задний план. Но греки верят, что обязательно наступит тот день, когда Парфенон засияет в своем былом величии.






Посещение Парфенона

Вход на территорию Акрополя платный: цена билета составляет 12 евро. За эту сумму вы сможете осмотреть не только Парфенон, но и другие расположенные на холме достопримечательности. А это и Храм Зевса, и театр Диониса , и Римская Агора и древнейший район города – Керамик. Приобретенная проходка будет действовать в течение 4 дней, так что можно не спеша изучить и запечатлеть древнегреческую архитектуру на фото и видео.

Доступ на территорию открыт с 8.30 до 18.00. Если вы не любите соседство многочисленных туристов, то лучше выбрать для посещения утренние часы. Также следует учесть, что подойти к Акрополю можно с разных сторон: здесь оборудовано несколько касс и ворот. Наименее загружены входы у музея и у театра Диониса.

Перед кассами расположены небольшие ларьки, где можно приобрести газировку или свежевыжатый сок. Имейте в виду, что к достопримечательностям со стаканом сока вас никто не подпустит, так что лучше покупать напитки в бутылках или банках. Также, прежде чем пройти на территорию необходимо оставить крупные сумки и рюкзаки в специальных камерах хранения. Еще из запретов стоит отметить, что к памятникам прошлого категорически запрещено прикасаться руками.

К ограничениям стоит отнестись с пониманием, поскольку они направлены на то, чтобы лучше сберечь едва дошедшие до нас частички Античной славы. Осадок от этих небольших неудобств забудется при первом взгляде на уникальные шедевры древней архитектуры и скульптуры.

Вконтакте

Одноклассники