Кто такой перикл в древней греции. Перикл - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Перикл (около 490 - 429 до н. э.), древнегреческий политический деятель, глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета (443-429 гг. до н. э.).

Представитель древнего аристократического рода, Перикл благодаря своему ораторскому дару и способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы управлял этим первым из греческих городов.

В молодости Перикл выступал сторонником демократа Эфиальта, предлагавшего ограничить власть аристократии, сосредоточенной в ареопаге (462 г. до н. э.). После смерти Эфиальта он возглавил наиболее многочисленную афинскую партию.

Добившись изгнания лидера аристократов Кимона (461 г. до н. э.), Перикл стал играть основную роль в афинской политике, а после победы над другим соперником - Фукидидом (443 г. до н. э.) возглавил Афинское государство в должности стратега, на которую переизбирался 15 раз. Секрет его успеха у сограждан состоял в отмене имущественного ценза при избрании на государственные должности.

Перикл ввёл ежедневную плату за государственную службу, сделав её доступной для небогатых горожан. Настаивая на усилении мощи Афинского морского союза, Перикл показал афинянам его выгодную сторону: на собранные с союзников средства он построил новый великолепный Акрополь с храмом Парфеноном, а также «Длинные стены» между городом и портом Пиреем, превратившие Афины в неприступную крепость. Не только архитекторы и художники, но все люди, трудившиеся на строительстве, получали щедрое вознаграждение. Гражданами Перикл постановил считать лишь тех, у кого оба родителя были коренными жителями Афин. Этим стратег доказал бескорыстие: ведь его любимая жена красавица Аспасия была родом из Милета, следовательно их дети не могли получить гражданство.

Перикл создавал поселения афинских граждан в союзных городах, завоевал и укрепил колониями владения Афин на Чёрном море и в Южной Италии. Заключив мир с Персией (449 г. до н. э.) и со Спартой (на 30 лет, 445 г. до и. э.), стратег счёл гегемонию Афин незыблемой. Так полагали и его враги из числа земляков, выдвинувшие суровые обвинения против друзей Перикла: Фидия, Анаксагора и др. Аспасию не только осмеивали в комедиях, но привлекли к суду за безнравственность и непочитание богов (432 г. до н. э.).

В 431 г. до н. э. спартанцы вошли в Аттику и заперли афинян в их крепости. В городе началась чума, популярность Перикла катастрофически упала, его не избрали в стратеги и обвинили в казнокрадстве (430 г. до н. э.). На следующий год заплативший крупный штраф Перикл вновь получил власть.

Вскоре он заразился и умер от чумы.

Перикл, древнегреческий политический деятель, глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета. Представитель древнего аристократического рода, Перикл благодаря своему ораторскому дару и способности к компромиссам сумел получить поддержку большинства жителей Афин и долгие годы управлял этим первым из греческих городов.

В молодости Перикл выступал сторонником демократа Эфиальта, предлагавшего ограничить власть аристократии, сосредоточенной в ареопаге. После смерти Эфиальта он возглавил наиболее многочисленную афинскую партию.

Добившись изгнания лидера аристократов Кимона, Перикл стал играть основную роль в афинской политике, а после победы над другим соперником — Фукидидом возглавил Афинское государство в должности стратега, на которую переизбирался 15 раз. Секрет его успеха у сограждан состоял в отмене имущественного ценза при избрании на государственные должности.

Перикл ввёл ежедневную плату за государственную службу, сделав её доступной для небогатых горожан. Настаивая на усилении мощи Афинского морского союза, Перикл показал афинянам его выгодную сторону: на собранные с союзников средства он построил новый великолепный Акрополь с храмом Парфеноном, а также «Длинные стены» между городом и портом Пиреем, превратившие Афины в неприступную крепость. Не только архитекторы и художники, но все люди, трудившиеся на строительстве, получали щедрое вознаграждение. Гражданами Перикл постановил считать лишь тех, у кого оба родителя были коренными жителями Афин. Этим стратег доказал бескорыстие: ведь его любимая жена красавица Аспасия была родом из Милета, следовательно их дети не могли получить гражданство.

Перикл создавал поселения афинских граждан в союзных городах, завоевал и укрепил колониями владения Афин на Чёрном море и в Южной Италии. Заключив мир с Персией и со Спартой, стратег счёл гегемонию Афин незыблемой. Так полагали и его враги из числа земляков, выдвинувшие суровые обвинения против друзей Перикла: Фидия, Анаксагора и др. Аспасию не только осмеивали в комедиях, но привлекли к суду за безнравственность и непочитание богов.

В 431 г. до н. э. спартанцы вошли в Аттику и заперли афинян в их крепости. В городе началась чума, популярность Перикла катастрофически упала, его не избрали в стратеги и обвинили в казнокрадстве. На следующий год заплативший крупный штраф Перикл вновь получил власть.

Вскоре он заразился и умер от чумы.

Знаменитый афинский политический деятель Перикл жил в 490−429 гг. до н.э. Принадлежа к влиятельному аристократическому роду, получил великолепное образование под руководством философа Анаксагора. С самого начала политической деятельности примкнул к средним слоям рабовладельческой демократии, возглавляемой в то время Эфиальтом человеком, всеми силами стремившимся к ограничению власти аристократии. Впоследствии, после гибели Эфиальта, Перикл стал вождем афинской демократии, это время соответствовало периоду ее расцвета.

Являясь выдающимся оратором, на протяжении пятнадцати лет Перикл занимал пост первого стратега и правителя афинского государства. В своей политической деятельности он ратовал за интересы средних слоев афинского демоса торговцев, судовладельцев, владельцев мастерских, малых и средних землевладельцев.

Во время правления Перикла было завершено формирование Афинского государства: верховная власть перешла к народным собраниям, произошла фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, была введена оплата за государственную и военную службу.

Правление Перикла было отмечено расцветом культуры и искусства, широкомасштабным строительством, которое дало работу многим гражданам, созданием специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, осуществлялся вывод бедноты в отдельные поселения. Однако все эти мероприятия касались только полноправных граждан.

Во внешней политике Перикл придерживался принципов укрепления морского флота и позиций на черноморском побережье, усиление власти Афин над союзниками. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавляя попытки отдельных городов выйти из Делосского союза.

За год до смерти Перикла не избрали стратегом, обвинив в финансовых злоупотреблениях, и наложили крупный денежный штраф. Несмотря на это, в 429 г. до н.э. влияние Перикла восстановилось, и он вновь стал стратегом Афинского государства. Столь высокая популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика соответствовала интересам большинства афинских граждан. Однако вскоре после возвращения к государственной деятельности Перикл скончался, предположительно от чумы, свирепствующей в Греции в то время.

Греция при Перикле достигла небывалых высот интеллектуального развития, время правления этого великого полководца и оратора получило название периклов век. Афины стали крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром эллинистического мира.

Подводя итог, можно сказать, что Перикл сыграл великую роль в развитии всей греческой, а соответственно и мировой культуры. Его имя достойно стоять в одном ряду с именами таких деятелей, как Сократ, Аристотель, Демосфен, и не должно быть забыто, как и не должна быть забыта его роль в становлении демократии, развитии искусства и наук.

Однажды, когда он вместе с Софоклом участвовал в морской экспедиции в должности стратега и Софокл похвалил одного красивого мальчика, Перикл ему сказал: «У стратега, Софокл, должны быть чистыми не только руки, но и глаза».

Умирая, он сказал в похвалу себе, что никому из афинян не пришлось надеть из-за него траур.

Рождение — благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память.

Источники: citaty.su, shkolazhizni.ru, prezentacii.com, 5klass.net, enc-dic.com

Отец Ахилла

Пелей — сын эгинского царя Эака и его супруги Эндеиды, ставший царем во Фтии, отец Ахилла. В молодости...

Черный камень Каабы. Часть1

Кааба — величайшая святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение по форме подобное кубу. Находится Кааба во внутреннем...

Славянский бог Велес

Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел...

Варанаси – напоминание о вечности

Если вы отправляетесь в Индию за культурными впечатлениями, то нет лучшего варианта, чем древний город Варанаси. ...

Временем расцвета древнегреческой культуры считается V в. до н. э. - век, называемый золотым веком Перикла.

Пери́кл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494 -429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии , знаменитый оратор и полководец .

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война . Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы . Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э. , возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции .

В научных исследованиях подчеркивается, что именно в эту эпоху наиболее ярко проявился феномен "греческого чуда". Он состоит в необычном расцвете среди древневосточных сакральных (священных) цивилизаций греческой культуры: эпоса (античные греки вроде бы не знали богатой древневосточной литературы), философии, театра, скульптуры.

В основе уникальности греческого культурного "чуда" лежат следующие предпосылки:

    частная собственность,

  • полисная демократия,

    сохранившиеся аристократические этические представления,

    отсутствие чиновничье-борократической элиты и жреческой касты,

    десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление),

    возникновение греческого буквенного письма,

    идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством,

    созданием высокоразвитой греческой культуры.

Перикл

греч. Περικλ ς

Герма с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила , Ватиканские музеи

Род деятельности:

афинский стратег

Дата рождения:

около 494 года до н. э.

Место рождения:

Афины

Гражданство:

Афины

Дата смерти:

429 до н. э.

Место смерти:

Афины

Отец:

Ксантипп

Мать:

Агариста

Супруга:

1. Телезиппа 2. Аспасия

Дети:

1. Ксантипп, 2. Парал, 3. Перикл Младший

До сих пор привлекает к себе внимание афинская демократия, взлет и упадок которой ярко показывает позитивные и негативные стороны демократии вообще, показывают права и бесправие. Именно Перикл внес наибольший вклад в развитие афинской демократии, в расцвет политической мощи Афин (он удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан в привлечении их к реальному управлению государством путем введения оплаты за должности, наделил землей обедневших граждан и пр.), и в конце его жизни началась ее деградация.

Время его деятельности было самой блистательной эпохой в истории Афин ("пятидесятилетие"). "По названию – демократия, а в действительности Господство первого человека", – так оценил Фукидид положение Афин при Перикле.

И все-таки господство это обусловлено рядом его выдающихся качеств, а именно:

    прекрасное образование, пополняемое всю жизнь благодаря общению с самыми глубокими умами его времени,

    высокий уровень интеллекта, сочетаемый с мудрым подходом к жизни,

    великолепный ораторский дар,

    трудолюбие и выдержка,

    энергичность и гражданское мужество.

Такой набор черт, редкий в одном человеке, который был отличным военным стратегом и политиком. Верный своим принципам, к преданный интересам государства, был равнодушен к похвалам и порицаниям толпы, сохранял трезвый взгляд в самых трудных ситуациях. Перикл не был диктатором, не имел в своем распоряжении материальной силы, которая давала бы ему власть; несколько раз он отстранялся от власти. Его повторяющийся успех – это триумф разума.

Так как должностные лица в Афинах не располагали большой властью и авторитетом, то на передний план выходили зачастую люди, не занимавшие никаких официальных должностей, но умевшие говорить и убеждать народ принять или отвергнуть тот или иной закон. Таких людей в древней Элладе называли демагогами, не вкладывая в это слово никакого осуждающего оттенка: это были истинные вожди народа, в V в. до н.э. к ним относился Перикл. Он своей деятельностью способствовал громадному развитию торговли, флота, жизнь приобрела невиданные до тех пор масштабы. Во всем, чем жила тогда Греция, Афины заняли первое место:

    в архитектуре,

    философии,

    пластических искусствах,

  • риторике и т.д.

Перикл превратил Афины в один крупный университет, давший возможность проявиться гениальным умам.

К этим умам относятся и два знаменитых историка: иониец Геродот ("отец историй") из Галикарнаса и афинянин Фукидид. Значительное влияние на Геродота оказало пребывание в Афинах – дружба с Периклом и Софоклом, склонность к софистике и естествознанию.

В золотом веке Перикла разворачивается деятельность Гиппократа, основателя научной медицины: с его медициной завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. В приписываемом Гиппократу трактате "О священной болезни" оспаривается традиционное мнение, будто эпилепсию вызывают злые демоны, а сама эпилепсия рассматривается как болезнь мозга. Другое сочинение "О воздухе, водах и местах"" устанавливает связь между состоянием здоровья, в. том числе психического, отдельных людей и народов под влиянием климатических условий. Врачи школы Гиппократа были также философами. Их методы, основанных на опыте, наблюдениях, стремлении к быстрой и правильной диагностике, применении таких профилактических мер, как диеты и гигиена, были, несомненно, плодами того же интеллектуального течения, которое породило и философии Демокрита, и "Историю" Фукидида. Гиппократ, прозванный "отцом медицины", приобрел известность во всем греческом мире и на Востоке. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, свидетельствуют о том, что и эти науки развивались успешно, достижения греческой астрономии и космологии к концу V в. до н. э. были колоссальны и далеко превосходили все, что достигли другие народы древности.

Своей вершины достигло и греческое искусство, весь золотой век насыщен творческим гением Мирона, Поликлета, Фидия и других художников. Целое поколение звезд искусства причастно к рождению красоты, которая до тех пор и не снилась человечеству.

Прежде всего следует отметить ансамбль Акрополя, в чьем создании деятельное участие принимали Перикл и крупнейший скульптор Фидий . Главное сооружение Акрополя – Парфенон, в его центре находилась сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе статуя Афины. Особое значение Парфенона состоит в том, что он – и памятник, признанный увековечить победу греков над персами, и символ славы и величия Афинского государства – главы морского союза Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства; все сюжеты его объединяет единая идейная основа: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. После смерти Фидия недалеко от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон, он завершил великолепный ансамбль Акрополя.

Рис. Фото и изображение (реконструкция) Парфенона и Акрополя

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, 447 -438 гг до н. э. Золотой век Перикла, Высокая классика

Парфенон - находится на афинском Акрополе и посвящен покровительнице города богине Афине Парфенос (Девственнице) (Ἀθηνᾶ Παρθένος). В центре Парфенона в древности стояла статуя Афины, выполненная из золота и слоновой кости, созданная гениальным скульптором Фидием. Строительство храма заняло семь лет и закончилось в 438 г. до н.э . Построен в 447 -438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 -431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла . Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον - храм Эрехтея ) - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин , расположенный на Акрополе к северу от Парфенона . Постройка датируется 421 -406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере . Храм посвящён Афине , Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею .

Античный храм

Парфенон Παρθενών

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном

Греция

Местоположение

Афины

Конфессия

Грециизм

Тип здания

Храм

Архитектурный стиль

высокая классика

Иктин

Строитель

Калликрат (архитектор)

Архитектор

Иктин

Строительство

447 до н. э. -438 до н. э. годы

Мирон был родом из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э . Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Статуя, дошла до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.



Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям.

Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка», в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.

Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э. ) - древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла .Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

Бронзовая статуя Афины Лемнии.

«Афина Лемния », - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название - от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.

« Афина Парфенос » .


Прорисовка статуи «Афины Фидий . « Афина Парфенос » .

Парфенос», установленной хрисоэлефантинная техника

внутри Парфенона

« Афина Парфенос » . 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Изображение Ириды, богини Радуги ,

Лысого старика (Дедала ), замахивающегося с фриза Парфенона. Школа Фидия

молотом (атрибутом скульптора) в сцене

битвы с амазонками на щите

« Афины Парфенос »

Фидий «Афина Промахос» (Воительница) Греция. Классический период. Бронзовая статуя «Афины Промахос» (Афины – Воительницы) воздвигнута Фидием в 465-455 гг. до н. э. Название ее переводится как «передовой боец». Огромная статуя богини Афины, замахивающейся копьем, была установлена в афинском Акрополе на постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Поэтому моряки, подплывая к Афинам издали видели золотой наконечник копья, блестевшее на солнце. Афина служила им маяком. Статуя не сохранилась. Мы можем судить о ней только по описаниям античных авторов и копиям.

«Афина Арея» - Воительница (Арес – Бог войны) в Платеях , ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.

Фидий. Зевс В наст. время

находится в Эрмитаже Санкт-Петербург.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии - третье чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий .

Южные метопы Парфенона. Лондон, Британский музей.

Фриз целлы: процессия Панафиней.

Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος ) - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний [ кто? ] , Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.

Произведения Поликлета

    «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.

    «Дорифор » («Копьеносец»).

    «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.

    Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия (панданами называются: две картины, равные по величине, похожие одна на другую и назначенные висеть на стене симметрично; две статуи, соответствующая одна другой размером, позой и выражением изображённых фигур; две вазы одинаковой формы и схожей орнаментации, помещённые с той и другой стороны средней вещи в каминной гарнитуре и т.д.)

    «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

«Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э. Поликлет из Аргоса - Мегаэнцик.

« Дорифор »(Копьеносец).

На значимость скульптуры в жизни греков обращает внимание Плутарх, подчеркивая, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Наряду с нею ценилась и живопись, хотя подлинников дошло до нас ничтожно мало. Из источников известно о прославленных живописцах Полигноте, Апполодоре, Зевксисе, Апеллесе и о многих других. Полигнот, современник Перикла, расписывал стены общественных зданий фресками на темы эпоса и мифологии; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство.

Золотой век Перикла - время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла (творцов античной трагедии в ее классической форме) и Еврипида (он в своих произведениях отразил кризис традиционной идеологии города-государства и поиски новых основ мировоззрения).

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия; крупнейший представитель этой комедии Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннеской войны. Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Лирика, политика, грубый площадный юмор, непристойность, пафос - все смешивается в древнегреческой комедии, обеспечивая ей долгую жизнь в веках.

Древнегреческой театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

В V в. до н. э. Афины являются центром греческой культуры, где находится сосредоточие интеллектуальной жизни. Это век Перикла, время мира и богатства, расцвета цивилизации, искусства и науки, время Софокла, Еврипида. и Аристофана, Фидия и Поликлета. Греческая ментальность в золотой век испытывает бурную перемену: она быстро избавляется от своей первобытности и наивности. Не только происходит резкое усиление интеллектуальной жизни, но и меняется ее направленность: если до этого предметом интереса и исследования для греков выступала в основном природа, то теперь им стал человек и его дела. Вполне естественно, что данное изменение отразилось и на философии, которая теперь вступила в гуманистический период.

Картина золотого века Перикла будет неполной, если ничего не сказать об общегреческих праздниках, самыми известными из которых являются Олимпийские игры.

Высочайший подъем греческой культуры в V в. до н. э. был, связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточенные политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными - все это породило своеобразные черты культуры классической Греции - золотого века Перикла.


Перикл
Родился: около 494 года до н. э.
Умер: 429 до н. э.

Биография

Перикл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, - «окружённый славой»; около 494-429 г. до н. э.) - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э., возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

Этимология

Имя «Перикл», означающее «окружённый славой», было редким в Афинах и не зафиксировано среди ближайших предков и родственников Перикла. Историк И. Е. Суриков предполагает, что имя «Перикл» - стяжённое от «Периклимен». Таким образом, Ксантипп и Агариста назвали сына в честь легендарного Периклимена, одного из крупных представителей пилосской династии Нелеидов. Его внук Меланф бежал во время дорийского нашествия в Аттику и стал там царём. Алкмеониды относили себя к Нелеидам, но не к прямой ветви, а к одной из боковых.

Источники

В нарративной традиции деятельность Перикла отражена не лучше и не хуже, чем деятельность его современников. Однако в современной историографии принято резко выделять Перикла из их числа. Древнегреческие же авторы рассматривали его наряду со многими другими, причём далеко не всегда отзывались о нём положительно.

Среди древнегреческих писателей только Фукидид резко выделяет Перикла из числа всех его современников. Именно он сыграл решающую роль в формировании современного образа Перикла. Труд Фукидида является важнейшим источником о Перикле, потому что представляет собой отчасти и воспоминания современника описываемых событий, видевшего Перикла вживую. Фукидид описывает подробно лишь последние годы жизни Перикла, но даёт ему оценку, превозносящую его над всеми другими политическими деятелями его времени:

«…Для государственной деятельности Перикла считали наиболее достойным. Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами».

Фукидид завершил своё произведение уже после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Пытаясь выявить причины поражения, он видит одной из главных причин неопытность нового поколения политиков в противоположность старому поколению, одним из представителей которого был Перикл. Новое поколение рассматривается Фукидидом как слабое подобие старого.

Образ Перикла у других авторов, в отличие от Фукидида, отнюдь не положительный. Его даже обвиняли в тирании, что было весьма серьёзным обвинением. Платон и Аристотель рассматривали Перикла как одного из многочисленных афинских демагогов, внёсшего свой вклад в процесс деградации демократии.

В эллинистическую эпоху Перикла также считали недостойным быть в одном ряду с великими деятелями прошлого - Мильтиадом, Фемистоклом или Кимоном. В противоположность этому образу, древнегреческий биограф и моралист I века Плутарх в жизнеописании Перикла ещё более усилил его идеализацию. Плутарх хорошо относился к Фукидиду и поддержал его оценку Перикла. Причём он ставит в заслугу Периклу не только политические и военные успехи, но и культурный расцвет Афин, строительную программу на Акрополе и создание плеяды ведущих интеллектуалов эпохи. В целом жизнеописание Перикла является одним из лучших в его цикле «Сравнительные жизнеописания».

Ранние годы

Перикл, сын Ксантиппа, из дема Холарг родился, скорее всего, в 494 году до н. э. По мужской линии он происходил из рода Бузигов - древнего и почтенного, но не слишком влиятельного, по материнской - из Алкмеонидов. Его отец Ксантипп был видным военным и политическим деятелем Афин и лидером группировки Алкмеонидов. Он был Бузигом только по линии своего отца, а по матери - Алкмеонидом. Матерью Перикла была Агариста. У Ксантиппа и Агаристы было два сына (Перикл и Арифрон) и дочь, имя которой неизвестно.

Детство Перикла проходило в тревожной обстановке 80-х годов V века до н. э., характеризовавшихся усилением персидской угрозы и обострением борьбы политических группировок. Остракофории, инициированные вождём народной «партии» Фемистоклом, были направлены в первую очередь против Алкмеонидов. В 486 году до н. э. был изгнан Мегакл, дядя Перикла, брат его матери. В 484 году до н. э. остракизму был подвергнут отец Перикла. Эти события оставили тяжёлый след в душе мальчика; отсюда боязнь остракизма у взрослого Перикла. Об образовании Перикла мало что достоверного известно. Программа обучения аристократов в то время была довольно поверхностной, и углубленного изучения какого-то предмета она не предусматривала. Плутарх писал, что музыке его обучали Дамон и Пифоклид, а философии - Зенон Элейский и Анаксагор. Однако эти люди не могли обучать Перикла в юности, так как были примерно его ровесниками.

В 480 году до н. э. отец и дядя Перикла досрочно вернулись из изгнания. По инициативе Аристида была создана оппозиция Фемистоклу, состоявшая из трёх аристократических родов - Алкмеонидов, Филаидов и Кериков. Ведущую роль в этом союзе играл Филаид Кимон. Перикл, судя по всему, входил в окружение Кимона. Но он был его неискренним сторонником. Препятствиями на пути к власти были его молодость, происхождение из слывшего «проклятым» рода Алкмеонидов. Кроме того, Перикл был внешне похож на тирана Писистрата, своего прапрадеда. Это не нравилось его согражданам, ненавидевшим тиранию.

Начало политической деятельности

В 473/472 году до н. э. умер или погиб Ксантипп. Группировка Алкмеонидов осталась без вождя. Тогда Перикл, несмотря на свою молодость, взял на себя руководство группировкой Алкмеонидов. До этого он служил в афинской армии. В 472 году до н. э. Перикл был одним из хорегов, это был однин из способов заявить о себе. Также он на свои деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».

Перикл позиционировал себя как политик демократической ориентации в противовес аристократу Кимону. Несмотря на происхождение из аристократии, Перикл был сторонником демократии. В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. Сначала Перикл атаковал осторожно, а затем - всё более смело и остро. Но он пока состоял в демократической группировке, заинтересованной в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей, лидером которой был Эфиальт. В 464/463 г. до н. э. они оба были стратегами. Перикл занимал эту должность впервые. Они совершили морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. За пограничными островами они не встретили ни одного персидского корабля. Это было дерзкое предприятие, нарушавшее Кимонов мир 466 или 465 года до н. э. Персидский царь Артаксеркс I предпочёл не обратить никакого внимания на этот инцидент. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу.

В 463 г. до н. э. был организован судебный процесс против Кимона, и Перикл выступал одним из его обвинителей. Однако Кимон был оправдан.

От остракизма Кимона до остракизма Фукидида

Весной 461 года до н. э. Кимон был изгнан остракизмом, а Эфиальт провёл реформу Ареопага. Вскоре при невыясненных обстоятельствах Эфиальт был убит, и, по одной из версий, это было делом рук Перикла. Теперь именно он стал лидером демократической группировки. Ещё во время борьбы с Кимоном и в 50-е годы Перикл проводил серию реформ, знаменовавших собой важный этап демократизации Афин. Среди них введение мистофории, допуск зевгитов к архонтату, возрождение института «судей по демам» и закон о гражданстве. Благодаря этим реформам Перикл стал со временем лидером демократических Афин.

Во внешней политике Перикл выступал за обострение отношений со Спартой. Он храбро сражался в битве при Танагре в 457 году до н. э. Неизвестно, был ли он стратегом или рядовым воином в этой битве. Достоверно подтверждено, что в 455 году до н. э. Перикл был стратегом. Он вышел из гавани Пеги в Мегариде с крупной эскадрой и провёл несколько операций, отчасти удачных, отчасти безуспешных. Вскоре после поражения при Танагре Перикл выступил с предложением вернуть Кимона из остракизма. На это он пошёл из соображений политической целесообразности. Услуги Кимона могли пригодиться в новой войне Афин с Персией, в которой афиняне действовали не очень удачно. В 454 году до н. э. афинский флот потерпел поражение, а сухопутный экспедиционный корпус был разгромлен в Египте. Перикл воспользовался этим, чтобы под предлогом новой персидской угрозы перенести казну Делосского союза с Делоса на афинский Акрополь.

После смерти Кимона в ходе осады Кития лидером аристократической группировки стал его родственник Фукидид, сын Мелесия. Для противодействия влиянию Перикла он создал аристократическую гетерию, в которой были единые организационные принципы, целенаправленно действующую против Перикла. Фукидид опирался только на аристократию - слабеющую, уходящую в прошлое социальную группу, Перикл же выступал выразителем интересов всего полиса.

Фукидид создавал и укреплял гетерию, Перикл действовал противоположными методами. Плутарх писал:

«Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола».

Перикл позиционировал себя как «чисто публичную» личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Поэтому он стал сторониться своих сограждан, прежде всего, Алкмеонидов, чтобы ни у кого даже и мысли не возникало, что он находится с тем или иным афинянином в дружеских отношениях, а его друзьями стали метэки Анаксагор, Протагор, Геродот и другие. В эти же годы Перикл развёлся со своей женой, принадлежавшей к роду Алкмеонидов.

Стычки между Периклом и Фукидидом происходили регулярно, и чаще всего выигрывал Перикл. Наиболее частой темой для споров была внешняя политика. В 449 году до н. э. афиняне подписали мирный договор с Персией, закончив тем самым продолжавшиеся полвека греко-персидские войны.

В 448 году до н. э. фокидяне, союзники Афин, захватили Дельфы. Спартанцы пришли с войском и снова отдали Дельфы дельфийскому жречеству. Но после того, как спартанцы вернулись в Пелопоннес, в Фокиду вступила афинская армия под командованием Перикла и вернула Дельфы Фокиде. На этом Вторая Священная война закончилась. В это же время, после Каллиева мира, Перикл

«… внёс в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили, в Европе или в Азии, в малых городах и больших, послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания об эллинских храмах, сожжённых варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эллады по обету, данному богам, когда они сражались с варварами, о безопасном для всех плавании по морю и о мире».

Таким образом, Перикл предлагал созвать общегреческий конгресс и обсуждать на нём вопросы послевоенного устройства. Конгресс должен был носить ярко выраженный религиозный оттенок. Если бы конгресс состоялся, Афины бы стали главной религиозной святыней Греции, оттеснив Дельфы. Но из-за противодействия Спарты конгресс не состоялся. Тогда в 447 году до н. э. Перикл предложил начать восстанавливать храмы в Афинах. Надзирал за строительством сам Перикл, а главным архитектором был Фидий.

Программа реконструкции Акрополя реализовывалась несколько десятилетий и закончилась уже после смерти Перикла. Созданные сооружения представляли собой единое целое, единый ансамбль. На западном подъёме на Акрополь были воздвигнуты Пропилеи - крытая колоннада из мрамора, представлявшая собой монументальные ворота в Акрополь. Они строились под руководством Мнесикла. На площади поставлена колоссальная статуя Афины-Защитницы работы Фидия. В южной части Акрополя был построен храм Афины Парфенон. Его построили архитекторы Калликрат и Иктин. Постройка Парфенона и Пропилей началась в 447 и 438 годах соответственно, а закончилась к 431 году до н. э. Вне Акрополя при Перикле были построены Тесейон, храм Гефеста, и Одеон, место музыкальных состязаний.

В 447 году до н. э. афиняне потерпели поражение в битве при Коронее со спартанцами и беотийцами. В 446 году до н. э. восстала Эвбея, входившая в Делосский союз, недовольная жёстким нажимом Афин. Афинская армия под командованием Перикла направилась на Эвбею и вернула эвбейские города в состав симмахии. Затем отпали Мегары и вернулись в состав Пелопоннесского союза. В Аттику шло большое спартанское войско под командованием царя Плистоанакта. Номинально войском командовал он, а фактически - эфор Клеандрид. Перикл, согласно Плутарху, вступил с ним в тайные переговоры и дал ему взятку, чтобы спартанцы отступили из Аттики. Вскоре был заключён Тридцатилетний мир между Спартой и Афинами, называемый также Перикловым миром. Согласно Плутарху, Перикл ежегодно, начиная с 445 года до н. э., посылал в Спарту большую сумму денег в качестве взятки, с помощью которой он оттягивал начало новой войны.

После окончания Малой Пелопоннесской войны внутриполитическая борьба вновь обострилась. Фукидид обвинял Перикла в том, что он очень жёстко эксплуатирует союзников и зря тратит государственные деньги на строительные программы. Но влияние Перикла было очень значительным, и Фукидид не мог сравняться с ним по авторитету в афинском демосе. В 444 или 443 году до н. э. Перикл инициировал остракофорию и добился изгнания Фукидида.

Ораторские способности

Уже с молодости Перикл выступал в качестве оратора в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Плутарх так характеризовал ораторский дар Перикла, прозванного за своё красноречие «Олимпийцем»:

«…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке».

Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Никаких сочинений Перикла не сохранилось. Несколько речей Перикла передаёт Фукидид, но это пересказ по памяти с добавлением собственных взглядов Фукидида.

Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения. В юности Перикл получил хорошее образование, но в обучении аристократов ораторское искусство и политика изучались поверхностно. В 440-е годы до н. э. он общался с софистами, которые первыми начали обучать красноречию и от которых Перикл мог многое почерпнуть.

Военные достижения

Перикл не был крупным полководцем. В чисто военной сфере он почти ничем особенным не отличился. Самым знаменитым его военным достижением было покорение восставшего Самоса. Этой удачей он, согласно Иону Хиосскому, «ужасно возгордился: Агамемнон в десять лет взял варварский город, а он в девять месяцев покорил первых, самых сильных ионян!» Так как он часто избирался стратегом, ему приходилось быть военачальником. Тактику Перикла описал Плутарх:

«Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путём получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец…»

Образ Перикла в искусстве

Перикл - главный герой исторического романа Георгия Гулиа «Человек из Афин».

Перикл является персонажем нескольких фильмов: «Die Frauen des Herrn S.» (ФРГ, 1951), «The War That Never Ends» (1991) и «Empires: The Greeks - Crucible of Civilization» (2000).

Являясь выдающимся оратором, на протяжении пятнадцати лет (в период от 444 до 429 г. до н.э.) Перикл занимал пост первого стратега и правителя афинского государства. В своей политической деятельности он ратовал за интересы средних слоев афинского демоса — торговцев, судовладельцев, владельцев мастерских, малых и средних землевладельцев.

Во время правления Перикла было завершено формирование Афинского государства: верховная власть перешла к народным собраниям, произошла фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, была введена оплата за государственную и военную службу.

Правление Перикла было отмечено расцветом культуры и искусства, широкомасштабным строительством (Парфенон, Пропилеи, Одеон и др.), которое дало работу многим гражданам, созданием специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон), осуществлялся вывод бедноты в отдельные поселения (клерухии). Однако все эти мероприятия касались только полноправных граждан.

Во внешней политике Перикл придерживался принципов укрепления морского флота (как следствие — установление гегемонии Афинского морского союза в Греции и Средиземноморье) и позиций на черноморском побережье, усиление власти Афин над союзниками (подавление восстаний на Эвбее 445 г. до н.э. и Самосе — 440 г. до н.э.). В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавляя попытки отдельных городов выйти из Делосского союза.

За год до смерти (в 430 г. до н.э.) Перикла не избрали стратегом, обвинив в финансовых злоупотреблениях, и наложили крупный денежный штраф. Несмотря на это, в 429 г. до н.э. влияние Перикла восстановилось, и он вновь стал стратегом Афинского государства. Столь высокая популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика соответствовала интересам большинства афинских граждан. Однако вскоре после возвращения к государственной деятельности Перикл скончался, предположительно от чумы, свирепствующей в Греции в то время.

Греция при Перикле достигла небывалых высот интеллектуального развития, время правления этого великого полководца и оратора получило название «периклов век». Афины стали крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром эллинистического мира.

Подводя итог, можно сказать, что Перикл сыграл великую роль в развитии всей греческой, а соответственно и мировой культуры. Его имя достойно стоять в одном ряду с именами таких деятелей, как Сократ, Аристотель, Демосфен, и не должно быть забыто, как и не должна быть забыта его роль в становлении демократии, развитии искусства и наук.